Сохранившийся фрагмент фрески монастыря Ватопед. Конец XII в. Афон, Греция Мозаика церкви монастыря в Хоре (Кахрие-джами) в Константинополе. Нач. XIV в. Стамбул, Турция Мозаика церкви монастыря в Хоре (Кахрие-джами) в Константинополе. Нач. XIV в. Стамбул, Турция Наперсная икона. Византия. XIV в. Монастырь Ватопед, Афон, Греция Андрей Рублев, Даниил Черный. Деталь фрески «Шествие праведных в рай». Успенский собор во Владимире. 1408 г. Явление св. ап. Петра и Павла преп. Петру, царевичу Ордынскому. Koh.XVIII — haч.XIX в. Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Стилизация под византийскую эмаль. XIX в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США Бернардо Чуффаньи. Скульптура фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции. 1415г. Италия Эль-Греко (Доменико Теотокопули). Апостолы Петр и Павел. 1587 — 1592 г. Государственный Эрмитаж, Спб. Иван (Джованни) Витали. Ап. Петр. Западные двери Исаакиевского собора. 1841-1846 г. Фрагмент Ап. Павел. Статуя в атриуме базилики св. Павла за городскими стенами (Сан Пауло фуори ле Мура). Рим Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 октября, 2021 3 августа, 2021 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 26 мая, 2023 24 мая, 2023 23 мая, 2023 14 апреля, 2023 8 июня, 2022 26 октября, 2021 3 августа, 2021 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/ikonografiya-svyatyx-a...

Бегство в пустыню. Мозаика мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316-1321 гг. Бегство в пустыню. Мозаика мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316-1321 гг. В апокрифическом «Протоевангелии Иакова» (2-я пол.- кон. II в.) имеется рассказ о бегстве Е. с младенцем Иоанном от убийц, посланных царем Иродом Великим , на гору. После отчаянной мольбы Е. к Господу «гора раскрылась и впустила ее». Рассказ оканчивается словами: «И свет светил им, и ангел Господень был вместе с ними, охраняя их» (гл. 22). В литургических традициях ряда Восточнохрист. Церквей добавляются подробности бегства Е. с сыном. В греч. синаксарных повествованиях говорится, что они бежали в пустыню «за Иордан» (SynCP. Col. 16) и что через 40 дней Е. скончалась в пещере, а ее сына питал и растил ангел до дня его призвания на служение. В синаксаре Коптской Церкви сказано, что Е. убежала с Иоанном в Синайскую пустыню и скончалась там через 7 лет (ActaSS. Nov. T. 2. P. 20). Греч. историк Никифор Каллист со ссылкой на свт. Ипполита Римского писал, что мать Е. носила имя Соби (Σβη), жила в Вифлееме и приходилась родной сестрой прав. Анне (см. ст. " Иоаким и Анна " ), матери Пресв. Богородицы ( Niceph. Callist. Hist. eccl. II 3//PG. 145. Col. 760). В Евангелии от Луки не приводится название города, в к-ром жили Захария и Е., указано только, что это был «город Иудин» (т. е. в Иудее) «в нагорной [ρειν] (местности)». Под этим греч. словом может подразумеваться как гористая местность одной из частей Иудеи (ср.: Лк 1. 65; Ios. Flav. Antiq. XII 1. 1), так и местность, прежде заселенная коленом Ефрема (1 Цар 1. 1), которая была частью того же геологического образования ( Nolland. 1998. P. 65). Лит. традиция, восходящая к VI в., связывает место жительства Е. с Эйн-Керемом (см. Айн-Карем ), который расположен в 6,5 км к западу от Иерусалима ( Baldi. 1982. P. 44 ff.). Исследование остатков 2 церквей IV в. показывает, что данное предание восходит к более раннему времени (Das grosse Bibellexikon/Hrsg. H. Burkhardt u. a. Wuppertal etc., 1988. Bd. 2. S. 776). Нек-рые археологи идентифицируют это место с упоминаемым в Иер 6. 1 г. Бефкарем ( Younker. P. 686).

http://pravenc.ru/text/189821.html

Слова Симона, что он «человек грешный» (Лк 5. 8), открывают новую тему в Евангелии от Луки - повествование о грешниках, к-рые исповедуют свою веру и очищаются от греха. Сам Господь говорит: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк 5. 32). О служении Спасителя становится известно во всей Галилее и Иудее. Фарисеи и законоучители приходят из Иерусалима, чтобы вступить в спор о законе Моисеевом (прежде всего о заповедях о посте и о субботе). Брак в Кане. Мозаика экзонартекса мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. XIV в. Брак в Кане. Мозаика экзонартекса мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. XIV в. В связи с этим евангелист Лука переходит к изложению основ учения Иисуса Христа, которое сконцентрировано в проповеди «на ровном месте» (Лк 6. 17-49). Заповеди Христовы прямо противопоставлены тому, что считалось приемлемым у фарисеев, и открывают лицемерие последних. Призывая к состраданию («...будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» - Лк 6. 36), Господь далее Сам являет образец милосердия, исцеляя слугу сотника (Лк 7. 1-10) и воскрешая сына вдовы в Наине (Лк 7. 11-17). Вера сотника (который был из язычников) противопоставляется Лукой неверию, господствующему в Израиле. Иоанн Предтеча посылает учеников ко Христу с вопросом, Он ли Мессия. Отвечая на него, Спаситель начинает говорить притчами (в Его проповедь включен рассказ о помазании, к-рое совершила грешница). Центральное место среди них занимает притча о сеятеле и семени, которая подробно истолковывается Самим Господом (Лк 8. 4-15). После изложения учения Иисуса Христа евангелист вновь обращается к совершенным Христом чудесам, повествуя об укрощении бури, исцелении гадаринского бесноватого, кровоточивой женщины и дочери Иаира (Лк 8. 22-56). После насыщения 5 тыс. чел. и исповедания ап. Петра в Кесарии Филипповой Господь дает ученикам 1-е предсказание о Страстях (Лк 9. 22), а после Преображения и исцеления бесноватого отрока - 2-е (Лк 9. 44). Начиная с Лк 9. 51, ведется рассказ о путешествии Иисуса Христа в Иерусалим. Чем ближе Господь с учениками подходят к Иерусалиму, тем более усиливается враждебное отношение к Нему. Самаряне отказываются Его принять (Лк 9. 52-56), но Христос не подвергает их каре, а чуть позднее даже приводит притчу о милосердном самарянине (Лк 10. 25-37). В Евангелии рассказывается о послании на проповедь 70 учеников (Лк 10. 1-20) и о том, как надо принимать Иисуса Христа, приводя пример Марфы и Марии (Лк 10. 38-42). Отвечая на просьбу ученика, Спаситель учит, как надо молиться (Лк 11. 1-4).

http://pravenc.ru/text/347622.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИНА, ЕРМОГЕН И ЕВГРАФ Мученичество святых Мины, Ермогена и Евграфа. Миниаюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 234) Мученичество святых Мины, Ермогена и Евграфа. Миниаюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 234) [Греч. Μηνς, Ερμογνης και Εγραφος] († 313), мученики Александрийские (пам. 10 дек.). Мученичество М., Ермогена и Евграфа сохранилось в 2 редакциях: более ранняя версия (BHG, N 1270) не издана; она содержится в рукописях X-XVII вв. (напр., Paris. gr. 1510, X в.; ГИМ. Син. греч. 161 (379), XI в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 571; Ath. Iver. 0426 (Lambros. 4546), XVII в.) и по одной из них (Vat. Ottob. gr. 422; 1004 г.) была подробно проанализирована И. Делеэ ( Delehaye. 1910. P. 138-140). Данная редакция, автор к-рой называет себя свт. Афанасием I Великим , еп. Александрийским, имеет перевод на арм. язык (BHO, N 751-752). Др. редакция Мученичества (BHG, N 1271) является более поздней переработкой первоначальной версии и входит в состав Миней-Четьих (Минологий) прп. Симеона Метафраста (X в.). Сохранилось также Похвальное слово в честь мучеников, написанное Феофаном, архиеп. Кесарии Каппадокийской (BHG, N 1271d). Мученики Мина (в центре), Ермоген и Евграф. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Мученики Мина (в центре), Ермоген и Евграф. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Согласно более ранней редакции, имп. Максимин (Максимин II Дайя (305-313)), узнав о нестроениях в Александрии, направил туда М., мужа благоразумного и сведующего в риторике (в метафрастовской версии говорится, что М. был родом из Афин), называемого Калликеладом (Καλλικλαδος), т. е. «сладкоголосым» или «сладкоречивым». Вначале М. скрывал, что является христианином, но, укрепив свое положение в Александрии, стал открыто исповедовать Христа, творя дела милосердия, совершая чудеса и сокрушая идолов.

http://pravenc.ru/text/2563250.html

— Если Кахрие Джами станет действующей мечетью и перестанет быть музеем, чем это грозит памятнику? — Я надеюсь, что самого плохого не произойдет, и ни мозаики, ни фрески не будут заштукатурены. Думаю, в случае мягкого негативного решения   во время намаза изображения будут закрывать жалюзи или занавесками. Но это все значительно ухудшит ситуацию и с точки зрения изучения, и с точки зрения просто возможностью наслаждаться памятником. — Странно, что такое происходит в XXI веке, когда, кроме всего прочего, все поняли, что на историческом наследии благодаря туристам можно неплохо зарабатывать. — В нашей стране это тоже, кстати, осознают далеко не всегда. Что касается Турции, понятно, что все в этой ситуации диктуется законами страны, и очень сложными правилами внутриполитической игры. Но будем надеяться, что  меркантильные соображения сыграют свою роль во взвешенном решении руководства Турции. Кахрие Джами — памятник невероятно посещаемый и с довольно дорогими входными билетами, но посетителей там всегда много, так что это весьма приличный источник дохода. Кроме того, памятник расположен на окраине исторической части города, в особо не посещаемом туристами месте. Если этот музей перестанет функционировать, то лишатся работы  гиды, продавцы сувениров, люди, содержащие там рестораны и работающие в них. Так что хочется надеяться, что все сложится не так страшно, как рисует воображение. Про памятник можно рассказывать бесконечно — Интересно, что звучание украшений храма из ансамбля монастыря в Хоре совершенно разное – радостные мозаики и аскетичные фрески…. — Это естественно – фрески находятся в парекклесии, той части храма, которая была с самого начала задумана как усыпальница, так что вполне логично их строгое, даже трагическое звучание. А в основной части храма — невероятно жизнерадостные мозаики, и одно очень естественно дополняет другое. — Какие композиции этого памятника кажутся вам наиболее интересными?  — Самая яркая, выразительная и широко известная композиция  – роспись Сошествие во ад. Но лично меня больше трогает мозаика «Ласкание Богородицы» —  умилительная интимная сцена, в которой Иоаким и Анна тетешкают свою Дочь. Причем этого мотива нет в Протоевангелии Иакова,  которое легло в основу мозаик, так что описываемая сцена — личная инициатива художников – мозаичистов. Вообще в мозаиках памятника много трогательных сцен, например, в композиции Рождество Богородицы  видно, как Иоаким смущенно заглядывает в комнату, куда ему вход запрещен: мужчины не должны присутствовать при родах, но ему очень хочется взглянуть на новорожденную Дочь. 

http://pravmir.ru/vo-vremya-namaza-zakro...

Свт. Кирилл Александрийский. Миниатюра из Императорского Минология. XI в. (Baltim. 521. Fol. 151r) Свт. Кирилл Александрийский. Миниатюра из Императорского Минология. XI в. (Baltim. 521. Fol. 151r) Самым ранним изображением исследователи считали мозаичный образ в сев.-вост. части купола Георгия Победоносца великомученика ц. в Фессалонике (3-я четв. V в.; Mujobuh. Менолог. С. 172; Bakirtzis Ch. e. a. Mosaics of Thessaloniki: 4th-14th Cent. Athens, 2012. P. 92-97. Il. 55, 58) рядом с фигурами св. воина Ферина и еп. Филиппа. Согласно подписи, К. изображен как епископ, память которого приходится на июль; однако возрастная характеристика (белые или седые волосы, пряди недлинной бороды слегка курчавы) указывает, что это скорее всего свт. Кирилл , еп. Гортинский, пострадавший в нач. IV в. Свт. Кирилл Александрийский. Роспись мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Свт. Кирилл Александрийский. Роспись мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Как правило, образ К. появляется в расширенном ряду святительских изображений. Видимо, с раннего времени К. изображали вместе (или рядом) со свт. Афанасием Великим: на утраченной мозаике сев. тимпана Св. Софии К-польской (сер. IX в., известна по акварели А. В. Фоссати, см.: Mango C. Materials for the Study of the Mosaics of St. Sophia at Istanbul. Wash., 1962. P. 52. Pl. 61, 74. (DOS; 8); Матюшкина. 2001. С. 86. Ил. 1), на миниатюрах из Минологиев, напр., в Минологии визант. имп. Василия II Болгаробойцы (1-я четв. XI в., Vat. gr. 1613. Fol. 329). Однако были и отдельные изображения - в том же Минологии под 9 июня (Vat. gr. 1613. Fol. 284), в Минологии на янв. из музея Уолтерс в Балтиморе (XI в., Baltim. 521. Fol. 151r), а также изображения в группе святых, память к-рых приходится на 18 и 19 янв., как в синаксаре Захарии Валашкертского (Малый синаксарь с переводом прп. Евфимия Святогорца, или Годовая минея Давидгареджийской пуст., переписанная в афонском Иверском монастыре, 1030 г. (Кекел. 648, без пагинации), см. в ст. Захария Банели ), в годовых минеях 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 295r), XIII в. (Paris. gr. 1561. Fol. 73r).

http://pravenc.ru/text/1840255.html

К самому концу XIII века относится другой значительный памятник сербского искусства – фрески церкви св. Ахилия в Арилье, в которых гораздо сильнее, чем в живописи Сопочан, проявились местные черты. В росписи в Арилье художники изобразили сербских королей и архиепископов. С этого времени особый интерес к портретам исторических персонажей станет характерен для искусства Сербии. Свидетельством взлета творческой активности константинопольских художников в следующие десятилетия явилась живопись небольшой церкви Хора, название которой означало «за городскими стенами». С XV века церковь известна всему миру под своим турецким наименованием Кахрие-Джами. Еще до возникновения новых городских стен Константинополя при Феодосии II (413 год) был основан монастырь Хора. К XIV веку смысл слова «Хора» как указание места, находящегося за пределами города, был забыт. Оно стало ошибочно переводиться в качестве эпитета Богоматери и Христа, о чем свидетельствуют надписи на стенах храма. Об этом монастыре нам известно очень мало вплоть до последней четверти XI века. К тому времени монастырская церковь находилась в плачевном состоянии, и на ее месте была по приказу Исаака Комнина воздвигнута новая, одноапсидная и одноглавая. Церковь Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе. XIV в. Новый период в жизни монастыря связан с именем Феодора Метохита – высшего чиновника византийского двора, любимца императора Андроника I Палеолога, Феодор Метохит был человеком разнообразных интересов, типичным представителем палеологовского гуманизма. Любитель книг (при монастыре Хора он собрал огромную библиотеку, в которую были помещены главным образом сочинения светского характера), поэт, автор теоретических трактатов по искусству, друг византийского историка Никифора Григоры, он из всех своих увлечений предпочитал астрономию. Любимым его детищем стал монастырь Хора, ктитором которого он сделался и в который незадолго до смерти он постригся. К концу 1320 года были окончены реставрация архитектуры храма, а также создание мозаичных и основных фресковых композиций, совершенные на деньги Феодора Метохита.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

275). Прп. Иоанн Лествичник рассказывает о послушнике, к-рый, прервав беседу наставника, сам продолжал говорить; «я отчаялся пользы от его послушания, ибо видел, что он приобретает от него не смирение, но гордость»,- заключает преподобный ( Ioan. Climacus. 4. 79). Гордый мстит за обиды, он не может переносить их ни от высших, ни от низших, но кто не переносит обиды, не может переносить и несчастья. Надменный человек постоянно сокрушается, постоянно досадует; чем большей честью он пользуется, тем больше домогается ее - страсть его постоянно возрастает, она не знает предела ( Ioan. Chrysost. In 2 Thessal. I 2). Кто, когда его оскорбляют, бесконечно страдает, «пусть узнает из этого, что он носит внутри древнего змия»,- предостерегает прп. Симеон Новый Богослов ; если будет отвечать с горечью, даст силу змию изливать яд в его сердце, наконец, благое расположение души такого человека станет добычей змия - с тех пор этот человек будет жить для греха и станет мертв для праведности ( Sym. N. Theol. Cap. theol. I 47; ср.: I 92). В той или иной форме, особенно смягченной, грех Г. очень распространен: даже верующий в Бога человек, сознающий, что он создан Творцом всего и что всё от Бога, часто считает, что своими достижениями он обязан только самому себе и это его собственные заслуги,- т. о. рождается в нем самолюбие, честолюбие, тщеславие. Однако эти грехи могут стать смертными, если они доводятся до опасно крайней степени ( Tanquerey. 534). Из снисходительности к человеческим слабостям авва Дорофей говорит: «Можно нам вообще не гордиться; если же кто сего совсем избежать не может, то хоть бы гордился преимуществом монашеских дел (т. е. постом, смирением и т. п.- Л. Л.), а не чем-либо мирским» ( Doroth. Doctrinae. 2. 5//PG. 88. Col. 1645). Искушение Христа. Фрагмент мозаики кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316–1321 гг. Искушение Христа. Фрагмент мозаики кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316–1321 гг. Духовная Г.- род Г., овладевающей немногими, ибо человек, идущий по пути подвижничества, стремящийся обрести чистоту сердца, прежде всего заботится об очищении от страстей.

http://pravenc.ru/text/166207.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЯ ДЕТСТВА Вручение Марии Иосифу. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316-1321 гг. Вручение Марии Иосифу. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316-1321 гг. ряд раннехрист. апокрифов , повествующих о Рождестве и об отрочестве Иисуса Христа. Е. д. представляют собой написанные из благочестивых или полемических соображений лит. продолжения соответствующих повествований в канонических Евангелиях (Мф 1-2; Лк 1-2). Одно из древнейших Е. д. (появилось, вероятно, в кон. II в.), греч. «Протоевангелие Иакова» (BHG, N 1046), посвящено Рождению Пресв. Богородицы (оригинальное название - «Рождество Марии: Откровение Иакова»). В нем повествуется о том, как Бог услышал молитвы не имевших детей праведных Иоакима и Анны и даровал им ребенка - Деву Марию, Которую они обещали посвятить Господу. Пресв. Дева росла в комнате, окно к-рой было обращено в сторону храма, и по закону Моисееву не имела контакта ни с чем нечистым. В 3-летнем возрасте Деву Марию привели в храм, где Она росла под надзором священников и ангелы питали Ее. Когда Пресв. Деве исполнилось 12 лет, первосвященник Захария получил откровение поручить Ее заботам Иосифа. Она жила у него в доме и пряла завесу для храма. Далее в «Протоевангелии Иакова» рассказывается об обстоятельствах Благовещения Пресв. Богородицы , о том, как книжник Анна оклеветал прав. Иосифа, но тот был оправдан, и о том, как произошло Рождество Христово. Этот текст был известен уже Оригену ( Orig. In Matth. 10. 17) и сохранился во множестве рукописей (ок. 140 греч. списков, древнейшие - Туринский папирус IV в. и P. Bodmer. V, IV в.) и в переводах на лат., сир., слав., груз., араб., саид. диалект копт. и эфиоп. языки. Это один из первых напечатанных апокрифов (изд. Гийомом Постелем в 1552 в Базеле). Лат. редакция известна с IX в. под названием «Евангелие о Рождестве Марии и детстве Спасителя» Псевдо-Матфея (BHL, N 5334-5342b). Оба текста послужили материалом для установления праздника Введения во храм Пресв. Богородицы .

http://pravenc.ru/text/186865.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «БЕГСТВО В ЕГИПЕТ» Сон Иосифа и бегство в Египет. Мозаика экзонартекса храма мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. XIV в. Сон Иосифа и бегство в Египет. Мозаика экзонартекса храма мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. XIV в. Рассказ о событии из детства Иисуса Христа, встречающийся только у евангелиста Матфея (Мф 2. 13-15). Волхвы, пришедшие с Востока поклониться родившемуся Царю (Мф 2. 1-11), получили во сне откровение от ангела и ушли в свою страну, не открыв Ироду местонахождения Младенца (Мф 2. 12). Это привело в ярость правителя Палестины, к-рый отдает приказание убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях (Мф 2. 16). Ангел Господень во сне сообщает Иосифу о грозящей Спасителю опасности и повелевает, взяв Марию и Младенца, бежать в Египет, издревле считавшийся местом убежища (3 Цар 11. 40; 4 Цар 25. 26). Евангелист не сообщает дополнительных подробностей этого путешествия, кроме того, что Св. семейство находилось в Египте до смерти Ирода (Мф 2. 15), а по воцарении Архелая вернулось в Св. землю, поселившись в удаленной, однако более безопасной Галилее (Мф 2. 19-23). Евангелист Лука , подробно описавший историю рождения Христа, не упоминает об этом эпизоде, что, возможно, объясняется его общим богословским замыслом. Описание бессильного гнева Ирода и «Б. в Е.» не вписываются в контекст постоянного славословия Бога первых глав Евангелия от Луки. Для евангелиста Матфея, к-рый пишет для христиан, обращенных из иудеев, было важно показать, что Иисус из Назарета и есть Тот Обетованный Мессия, Которого предсказывали ветхозаветные пророки. Этим объясняются многочисленные ссылки на пророчества, исполнившиеся во Христе. Одним из них, по мысли евангелиста Матфея, является приводимый им по евр. тексту отрывок из Книги пророка Осии (11. 1): «Из Египта воззвал Я Сына [LXX: «сыновей» - τ τκνα] Моего». Прор. Осия, сетуя на жестокосердие своих соотечественников, напоминает им события освобождения из егип.

http://pravenc.ru/text/77772.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010