Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «БЕГСТВО В ЕГИПЕТ» Сон Иосифа и бегство в Египет. Мозаика экзонартекса храма мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. XIV в. Сон Иосифа и бегство в Египет. Мозаика экзонартекса храма мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. XIV в. Рассказ о событии из детства Иисуса Христа, встречающийся только у евангелиста Матфея (Мф 2. 13-15). Волхвы, пришедшие с Востока поклониться родившемуся Царю (Мф 2. 1-11), получили во сне откровение от ангела и ушли в свою страну, не открыв Ироду местонахождения Младенца (Мф 2. 12). Это привело в ярость правителя Палестины, к-рый отдает приказание убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях (Мф 2. 16). Ангел Господень во сне сообщает Иосифу о грозящей Спасителю опасности и повелевает, взяв Марию и Младенца, бежать в Египет, издревле считавшийся местом убежища (3 Цар 11. 40; 4 Цар 25. 26). Евангелист не сообщает дополнительных подробностей этого путешествия, кроме того, что Св. семейство находилось в Египте до смерти Ирода (Мф 2. 15), а по воцарении Архелая вернулось в Св. землю, поселившись в удаленной, однако более безопасной Галилее (Мф 2. 19-23). Евангелист Лука , подробно описавший историю рождения Христа, не упоминает об этом эпизоде, что, возможно, объясняется его общим богословским замыслом. Описание бессильного гнева Ирода и «Б. в Е.» не вписываются в контекст постоянного славословия Бога первых глав Евангелия от Луки. Для евангелиста Матфея, к-рый пишет для христиан, обращенных из иудеев, было важно показать, что Иисус из Назарета и есть Тот Обетованный Мессия, Которого предсказывали ветхозаветные пророки. Этим объясняются многочисленные ссылки на пророчества, исполнившиеся во Христе. Одним из них, по мысли евангелиста Матфея, является приводимый им по евр. тексту отрывок из Книги пророка Осии (11. 1): «Из Египта воззвал Я Сына [LXX: «сыновей» - τ τκνα] Моего». Прор. Осия, сетуя на жестокосердие своих соотечественников, напоминает им события освобождения из егип.

http://pravenc.ru/text/77772.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИНА, ЕРМОГЕН И ЕВГРАФ Мученичество святых Мины, Ермогена и Евграфа. Миниаюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 234) Мученичество святых Мины, Ермогена и Евграфа. Миниаюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 234) [Греч. Μηνς, Ερμογνης και Εγραφος] († 313), мученики Александрийские (пам. 10 дек.). Мученичество М., Ермогена и Евграфа сохранилось в 2 редакциях: более ранняя версия (BHG, N 1270) не издана; она содержится в рукописях X-XVII вв. (напр., Paris. gr. 1510, X в.; ГИМ. Син. греч. 161 (379), XI в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 571; Ath. Iver. 0426 (Lambros. 4546), XVII в.) и по одной из них (Vat. Ottob. gr. 422; 1004 г.) была подробно проанализирована И. Делеэ ( Delehaye. 1910. P. 138-140). Данная редакция, автор к-рой называет себя свт. Афанасием I Великим , еп. Александрийским, имеет перевод на арм. язык (BHO, N 751-752). Др. редакция Мученичества (BHG, N 1271) является более поздней переработкой первоначальной версии и входит в состав Миней-Четьих (Минологий) прп. Симеона Метафраста (X в.). Сохранилось также Похвальное слово в честь мучеников, написанное Феофаном, архиеп. Кесарии Каппадокийской (BHG, N 1271d). Мученики Мина (в центре), Ермоген и Евграф. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Мученики Мина (в центре), Ермоген и Евграф. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Согласно более ранней редакции, имп. Максимин (Максимин II Дайя (305-313)), узнав о нестроениях в Александрии, направил туда М., мужа благоразумного и сведующего в риторике (в метафрастовской версии говорится, что М. был родом из Афин), называемого Калликеладом (Καλλικλαδος), т. е. «сладкоголосым» или «сладкоречивым». Вначале М. скрывал, что является христианином, но, укрепив свое положение в Александрии, стал открыто исповедовать Христа, творя дела милосердия, совершая чудеса и сокрушая идолов.

http://pravenc.ru/text/2563250.html

Введение во храм Пресвятой Богородицы: иконография, иконы, картины Серединой IX века датируется первая из дошедших до нашего времени сцена ‘Введение во храм’. Это фрагмент протоевангельского цикла в капелле Иоакима и Анны в Кызылчукуре (Каппадокия). В последующие века этот сюжет прочно закрепляется в монументальной храмовой декорации. 3 декабря, 2013 Серединой IX века датируется первая из дошедших до нашего времени сцена ‘Введение во храм’. Это фрагмент протоевангельского цикла в капелле Иоакима и Анны в Кызылчукуре (Каппадокия). В последующие века этот сюжет прочно закрепляется в монументальной храмовой декорации. Основой для создания иконографии « Введение во храм Пресвятой Богородицы » стали описания этого события, зафиксированные в таких письменных источниках как «Протоевангелие Иакова» (гл. 7–8), «Евангелие псевдо-Матфея» (гл. 4–7). Эти апокрифические тексты отражают устное церковное предание, повествующее о рождестве и детстве Пресвятой Богородицы. Написанное во второй половине II beka «Протоевангелие Иакова» получило распространение в восточной части христианского мира, а «Евангелие псевдо-Матфея», датируемое IX bekoм, было популярно на Западе. Этим объясняются некоторые различия между западным и восточным вариантами иконографии праздника. В большинстве случаев церковные образы того или иного события создаются после появления празднования в календаре. Празднование «Введения во храм» было установлено достаточно поздно. B VIII веке праздник отмечен в некоторых месяцесловах, a b IX beke он был уже широко распространен на Востоке. Серединой IX beka датируется первая из дошедших до нашего времени сцена «Введение во храм». Это фрагмент протоевангельского цикла в капелле Иоакима и Анны в Кызылчукуре (Каппадокия). В последующие века этот сюжет прочно закрепляется в монументальной храмовой декорации. Сцена «Введения» встречается в интерьерах церквей, расположенных на всей территории восточно-христианского мира: в киевском Софийском соборе, церкви Успения в Дафни (недалеко от Афин), Псковском Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря, церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), Кралевской церкви монастыря Студеница (Сербия), соборе афонского монастыря Хиландар, церкви монастыря Хора (Кахрие-джами) в Стамбуле.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 19 авг.), чудотворный образ XIV в. Почиталась в Благовещенском соборе Московского Кремля. После раскрытия из-под записей Г. О. Чириковым в 1914-1919 гг. поступила в ГИМ; с 1930 г. хранится в ГТГ (инв. 14244). Икона 2-сторонняя (размер 86×68 см): на лицевой стороне - образ Богоматери с Младенцем, на обороте - Успение Пресв. Богородицы. В нижней части иконной доски находится углубление для св. мощей, закрытое воском после реставрации. Иконография, художественный образ, происхождение Д. и.- один из вариантов иконографического типа «Умиление», представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, сидящим на Ее правой руке. Особенность извода Д. и.- согнутые в коленях обнаженные ножки Младенца, поставленные на запястье левой руки Богоматери. Левой рукой Она касается спадающих складок одежды Сына. Христос правой рукой двуперстно благословляет, в левой руке, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свернутый синий свиток. Мафорий Богоматери коричневый с золотыми каймой и бахромой, чепец и зарукавья хитона ярко-синие. Охряные хитон и гиматий Младенца покрыты густым золотым ассистом, на левом плече - широкая синяя полоса клава. Нимбы и фон изначально были золотые. Донская икона Божией Матери. 80-90-е гг. XIV в. Мастер Феофан Грек (?) (ГТГ) Донская икона Божией Матери. 80-90-е гг. XIV в. Мастер Феофан Грек (?) (ГТГ) Близкие к Д. и. варианты «Умиления» встречаются в визант. искусстве. Ее возможный прототип - мозаичный образ Богоматери в кафоликоне мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321 гг. ( Гусева. 1991. С. 420-421; eadem. 1996. P. 103-108; она же. 2005. С. 277-278. Примеч. 50-53). До 80-х гг. XX в. Д. и. атрибутировали как работу Феофана Грека на основании стилистического сходства с образом Богородицы из Деисусного чина Благовещенского собора ( Грабарь. 1922. С. 3-20. Переизд.: 1966. С. 93, 95), к-рый также приписывался Феофану Греку согласно летописной записи 1405 г.

http://pravenc.ru/text/178950.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКА [лат. arcus - дуга], архитектурная форма (проем или обрамление), в основу к-рой заложен сегмент (или неск. сегментов) круга; конструктивный или чисто декоративный элемент сооружения. Арочная система - одна из основных древнейших конструктивных и архитектурно-художественных систем в архитектурно-строительной деятельности наряду со стоечно-балочной архитравной системой. Формы очертаний А. разнообразны, от полуциркульных до сложных многоцентровых (звездчатых, подковообразных и стрельчатых в исламских и готических сооружениях). Распространенность А. в архитектуре объясняется ее высокой технологичностью и способностью эффективно перераспределять вес конструкций так, чтобы все элементы работали на сжатие, что позволяет перекрывать значительные пролеты и создавать содержательно богатые и образно выразительные криволинейные очертания. Хотя в чистом виде А. применяют сравнительно редко (аркады акведуков и виадуков, арочные мосты, аркады и аркатуры обходных галерей монастырских и крепостных стен), на технологии ее возведения основано создание ведущего класса конструкций церковной архитектуры. Существенную роль, по-видимому, играет древняя символика арочных форм: А. устанавливалась как знак победы (см. Арка триумфальная ), служила элементом, обозначающим небесное устроение (радуга, небесный свод), традиционно оформляла вход в потусторонний мир. Соответственно выработалась и христ. символика А., форма ее стала ключевым элементом оформления наиболее важных архитектурно-литургических частей храма (см. статьи «Апсида» , «Конха» , «Сень» , «Киворий» , «Царские врата» ). Широко использовалась в архитектурном декоре (напр., в аркатурно-колончатых поясах), в завершениях прясел стен закомарами, в перспективных порталах, окнах, арочных фронтонах и др., а также в оформлении погребальных сооружений (аркосолиев, часовен , крипт ). В восточнохрист. архитектуре А. применялась как универсальный конструктивный (несущий) элемент при соединении однородных и разнородных объемов, напр. при переходе от четверика к восьмерику, цилиндру барабана и куполу. В храмовом зодчестве А. обычно имели полуциркульные очертания, редко - овальные (мон-рь Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321), как исключение - подковообразные (Анатолия), с повышенным (Каср-Ибн-Вардан (Сирия), VI в.; ц. св. Ирины в К-поле, VIII в.) или пониженным (мон-рь Неа-Мони на о-ве Хиос, сер. XI в.) центром.

http://pravenc.ru/text/76012.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛУГЕ Николай Карлович (1867, Россия - 3.10.1947, Стамбул), рус. художник, копиист и реставратор, один из лучших знатоков раннехрист. искусства наряду с Й. Вильпертом и Ф. П. Рейманом. Ранний период жизни К. не изучен: впервые его имя упоминается в документах Имп. Академии художеств в С.-Петербурге в 1891 г. (возможно, в связи с обучением). В 1897 г., находясь в Палестине, К. получил от РАИК ( Археологического института в Константинополе ) первое ответственное задание - снять планы и сделать фотографии древностей Мадабы , в частности открытой там в 1884-1887 гг. мозаики пола визант. церкви с изображением карты Св. мест (ок. 565). Примерно за год К. выполнил серию планов христ. базилик, акварелей и фотографий с мозаик полов; результаты работ были представлены на заседании РАИК в 1899 г. и позднее опубликованы. Акварельный рисунок «мозаичной карты из Мадабы» приобрело Имп. Православное Палестинское Общество (ИППО). Успех исследования определил дальнейшую судьбу К. В 1899 г. РАИК пригласил его для обмера, расчистки, фотосъемки и копирования мозаик и фресок (ок. 1316-1321) визант. ц. Христа Спасителя мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (Стамбуле). В 1901 г. в парекклисионе храма К. открыл фресковую композицию «Страшный Суд»; при очистке мозаики «Деисус» - надпись; в барабане юго-вост. купола - ранее неизвестные фрески. До 1903 г. вел расчистки и фиксацию, отснял ок. 70 мозаик. Материалы опубликованы Ф. И. Шмитом и использованы в его монографии ( Шмит Ф. И. Кахрие-Джами: История мон-ря Хоры. Архитектура мечети. Мозаики нарфиков//ИРАИК. 1906. Т. 11; Приложение: Кахрие-Джами: Альбом к т. 11 ИРАИК: Рисунки и чертежи, исполненные худож. Н. К. Клуге. Мюнхен, 1906). Тогда же К. начал работы по изучению остатков архитектурных построек мон-ря. С 1903 г. штатный художник РАИК. К. принимал участие в исследованиях РАИК (в 1900 экспедиция в Сирию), выполнял поручения по съемке редчайших рукописей (в 1903 сделал более 120 снимков наиболее важных в научном отношении миниатюр Серальского кодекса, изданных в кн: Константинопольский Серальский кодекс Восьмикнижия: Альбом к т.

http://pravenc.ru/text/1841518.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ [Русский археологический ин-т в К-поле - РАИК], первое рус. научное об-во по исследованию истории, археологии, искусства христ. Востока за границей. Создание РАИК явилось результатом развития византиноведения в России с сер. XIX в. и его расцвета в конце столетия. Идея создания РАИК принадлежала Ф. И. Успенскому , ставшему бессменным директором ин-та, осуществление ее стало возможным при покровительстве А. И. Нелидова, рус. посла в К-поле и впосл. первого почетного председателя об-ва. Устав и штат были утверждены имп. Александром III Александрович в 1894 г., торжественное открытие состоялось 26 февр. 1895 г. Устав определил основные направления работы ин-та: изучение древней географии и топографии, исследование истории и археологии всех территорий Византийского мира, описание рукописей, эпиграфика и нумизматика, исследование архитектуры и монументальных памятников искусства. Нелидов добился от правительства Порты разрешения производить раскопки на всей территории Османской империи и сохранения за РАИК половины всех находок. Сотрудники РАИК предприняли комплекс научных экспедиций в М. Азию, Болгарию, Сербию, Македонию, Грецию, Афон, Сирию, Палестину. Среди самых значительных работ: изучение архитектуры, мозаик и фресок мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; мозаик ц. Неа-Мони на Хиосе, 1042-1056 гг.; мозаик ц. Успения в Никее, кон. VII в., 1065-1067 гг.; открытие мозаик и фресок V-IX вв. в базилике вмч. Димитрия в Фессалонике; раскопки в районе акрополя г. Византия; изучение остатков Большого имп. дворца в К-поле; археологические исследования древних столиц Болгарии Плиски (Абобы) и Преславы . Исследования сотрудников РАИК публиковались в ж. «Известия РАИК» (всего вышло 16 т.), среди них монографии Ф. И. Успенского «Археологические памятники Сирии» (1902. Т. 7. Вып. 2-3) и «Константинопольский серальский кодекс Восьмикнижия» (1907. Т. 12), Ф. И. Шмита «Кахрие-Джами: История монастыря Хоры. Архитектура мечети. Мозаики нарфиков» (1906. Т. 11).

http://pravenc.ru/text/АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ...

Византия Сергей Кравец: Византия – наше воспоминание о том, чего не было Руководитель центра «Православная энциклопедия» о византийском «проклятии» и его последствиях для России. Профессор Сергей Иванов о комплексе неполноценности, наследниках Византии и уплощении образования Беседа с доктором исторических наук, специалистом в области истории Византии и древней истории славян Падение империи, священник из глубинки и женщина, которая умела молиться Есть в Ивановской глубинке село Милюково. Селом его можно назвать лишь по обычаю — населенный пункт сельского типа с храмом — село, без храма — деревня. В Милюково жилым остался один дом, кроме него — сторожка, в которой живет священник... Вера отцов: Равенна Всё рушится, кругом кровь и пламя — им, православным пятого-шестого веков, обличать бы еретиков, славить мощь имперского оружия, оплакивать былое величие… Нет, мозаики Равенны — совсем о другом. Равеннская мозаика. Фото Равеннская школа мозаичной живописи, объединявшей в V - VII веках целую группу талантливых художников, которые работали в Равенне и ряде других городов, представляла собой школу мозаичного провинциального искусства. Модная «Византия» и «модная» семья Очень легко сейчас сказать, что традиционная семья это модно, что все мы по призыву наших лидеров должны, и каждый обязан, но дело именно в том, что без изменения самого общества это невозможно. А само оно не меняется, и менять его, похоже, никто не собирается. Собчак уходит, а «Дом 2» остается. И дело совсем не в одной передаче, а в том образе жизни, который она представляет. От еретика Нестория до Максима Исповедника (+ВИДЕО) Все тварное бытие существует, потому что Бог дает его — это действие божественной энергии, божественной славы, а вот качество этого бытия — вопрос личного выбора. Можно войти в эту славу в радости, а можно претерпевать скорбь и страдание от того, что ты существуешь. Мозаики и фрески Кахрие-джами (+ФОТО) Церковь Христа Спасителя в Полях из ансамбля монастыря в Хоре — наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года.

http://pravmir.ru/tag/vizantiya/page/2/

Икона: Православные иконы Икона Богородицы «Тучная Гора». Опыт созерцания Десница Богоматери бережно держит этот нерукосечный камень (Дан.2:44), увенчанный Крестом Сына Её – держит напротив Самого Младенца, что восседает на Ее деснице. Скала - символ Духа, действующего во Христе Воскресшем (Рим. 8:11; 1 Петр. 3:19), и живущего в Церкви Христовой. Протоиерей Александр Салтыков: Иконописец подобен древним библейским пророкам Современное церковное искусство должно быть неким синтезом православного искусства, известного нам в разные эпохи, в разных странах, в разных поместных церквах. Такой синтез требует большого творческого напряжения, богатого внутреннего опыта, культурного опыта, хорошей школы. Икона «Воспитание». Опыт созерцания Не было лжи во устах Его, никто не мог обличить Его в неправде – но человеческая злоба превозмогла человеческую чистоту и красоту Отрока Господня. Обнаженный, был Он повешен на древо, и тело Его, растянутое крестообразно на орудии пытки и позора, само образовало крест… Ангелы в Иерусалиме В представлении обывателя «иконописец» — непременно суровый брадатый инок с бледным от аскезы ликом… Китайская иконопись: инкультурация или искажение Образа? Как благовествовать о Христе в богатом собственной традицией и культурой мире? Должны ли лики Христа, Богоматери и святых быть похожими на лица народа, к которому пришли миссионеры? Мозаики и фрески Кахрие-джами (+ФОТО) Церковь Христа Спасителя в Полях из ансамбля монастыря в Хоре — наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года. Взыскание погибших. Приснодевство-присноматеринство Церкви Как можно стать чадом Авраама, если твои предки — лживые критяне или дикие аравитяне, да и сам ты такой же? Ведь свободы рождаться там, где ты хотел бы, у человека нет... Утоли моя печали. Уснувший лев В руке Христа-Младенца — свиток, символ Его Евангелия, Его благовестия о том, что приблизилось Царствие. Вот оно, Царствие — заключенное в единении Сына Человеческого и Матери Божией, и это Царство расширится, разольется водою и Духом по всей обитаемой земле.

http://pravmir.ru/tag/ikona/page/12/

“Во время намаза закроют занавесками”. Под ударом — два главных византийских памятника XIV века в Турции Кахрие Джами — станет ли музей мечетью, и чем это грозит фрескам и мозаикам 11 ноября, 2019 Кахрие Джами — станет ли музей мечетью, и чем это грозит фрескам и мозаикам «Высший Административный суд Турции постановил, что кабинет министров в 1945 году не имел права превращать в музей стамбульскую мечеть Кахрие Джами», — написал у себя в фейсбуке Сергей Иванов, доктор исторических наук, специалист в области истории Византии и древней истории славян. Профессор факультета гуманитарных наук ВШЭ. Что это означает для византийских фресок и мозаик XIV века, которые находятся в бывшей церкви монастыря Хора? Кахрие Джами – турецкое название византийской церкви монастыря Хора, расположенной в Стамбуле, которая сейчас представляет собой музей. Чем знаменит памятник, и что ему может грозить, если турецкие власти примут решение превратить музей в действующую мечеть, рассказывает Сергей Иванов.  Сергей Иванов — Сергей Аркадьевич, почему этот памятник важен для современного мира? — Это самый полный из имеющихся на сегодняшний день византийских столичных памятников XIV века, где сохранилась большая часть декораций, причем и в виде фресок, и в виде мозаик, и в виде каменной резьбы. Это высокое искусство Палеологовской  Византии: ктитором монастыря был Феодор Метохит, придворный советник и друг императора Андроника II Палеолога, обладавший практически неисчерпаемыми финансовыми возможностями. Понятно, что при украшении этого храма были собраны лучшие художественные силы. И получившийся результат определяет наше представление о поздневизантийском искусстве. — А если говорить о значимости памятника, в частности, для России? — Он важен нам еще и потому, что был открыт для науки русским искусствоведом Федором Шмитом — сотрудником Русского археологического института в Константинополе. Он был первым человеком, который еще в 1902 году написал книгу об этом памятнике — тогда Кахрие джами была действующей мечетью и изучать можно было лишь небольшую часть декораций. Уже  по стопам Шмита позднее пошел американский филантроп Томас Виттемор, друг президента Ататюрка, убедивший его превратить в музей Святую Софию, а потом и Кахрие джами. Он много занимался реставрацией, вообще в этот памятник вложены огромные усилия большого количества историков искусства и реставраторов. Будет ужасно, если этот процесс пойдет вспять и эта декорация снова начнет закрываться, при том, что столько усилий потрачено на то, чтобы ее раскрыть.

http://pravmir.ru/vo-vremya-namaza-zakro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010