«Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Ефес. 4:11—16).    Все члены Церкви разделены на два основных разряда. Первый разряд составляют призванные Святым Духом чрез поставление совершать церковное служение: проповедовать, преподавать Таинства, заботиться о внешнем устройстве храма. Это клирики. Второй разряд составляют миряне, которые тоже являются участниками церковной жизни. Они участвуют и в учительстве церковном, но лишь по благословению священнослужителей, и как правило, вне храма, и в богослужении — своими молитвами, и в церковном управлении — в избрании священнослужителей, в распоряжении церковным имуществом.    Восточные Патриархи в Окружном послании от 6 мая 1848 г. писали, что «стражем благочестия» является «само Тело Церкви, то есть сам народ». Этим они выразили одну из основных истин православного вероучения, отличающегося от католической доктрины с ее теократическим и клерикальным оттенком, с подчеркнутым разделением единого Тела Церкви на две церкви: учащую и учащуюся — разделением, не принятым в Православии.    Помимо клира и мирян — состояний, возникших одновременно с началом бытия самой Церкви, исторически в ней сложилось еще одно особое состояние — монашествующие. Причем нельзя представлять Церковь состоящей как бы из трех сословий: клириков, мирян и монахов. Мысль А.С. Павлова о том, что «между этими двумя классами (мирян и клириков) образовалось в Православной и Католической Церкви еще третье состояние: монашество», представляется неточной. Монахи, как известно, могут быть как клириками, так и лицами, не имеющими посвящения, и в этом смысле мирянами. Выделение монашества в составе Церкви основано на ином принципе, чем разделение всех членов Церкви на два основных состояния: мирян и клириков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

   Согласно православному учению, действительное таинство не может быть полностью недейственным, ибо таинства «суть орудия, которые необходимо действуют благодатью на приступающих к оным». Иными словами, реальное соприкосновение с Богом не может остаться для человека без последствий. Однако Бог и в таинственной жизни Церкви не упраздняет свободы человека. Благодать таинств не действует на человека непреодолимым образом, плодотворность принятия таинств верующим зависит от его веры и от того внутреннего расположения, с которым он приступает к таинствам. Поэтому действенность таинств может быть двоякой: таинство может быть принято человеком не только во спасение, но и во осуждение. О возможности принятия таинств во осуждение свидетельствует ап. Павел: ...кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор.11:27-30).    Необходимыми условиями спасительного воздействия благодати таинств на человека являются:    1) вера во Христа и в спасительную силу таинств (см.: Мф.13:58, 16:16; Ин.6);    2) искреннее желание принять благодать и с ее помощью исправлять свою жизнь в соответствии с евангельским нравственным учением.    Вера в святость таинства и желание его принять выражаются в благоговейной подготовке к участию в нем. «От приступающих к таинствам... требуется вера и надлежащее приготовление по уставу Церкви; но не для того, чтобы таинства соделались таинствами и могли действовать благодатью, а чтобы принятие таинств было достойное, чтобы оно не обратилось в суд или осуждение недостойно приемлющим и чтобы действия принятой благодати были вполне спасительными и плодоносными в душах верующих». 1.4. Основные отличия православного учения о таинствах от римо-католического    В римо-католической сакраментологии, так же как и во многих других разделах католического богословия, присутствует элемент юридизма. Наиболее существенные расхождения между Православием и католицизмом в учении о таинствах касаются вопросов о действительности и действенности таинств, а также о роли священнослужителей в деле их совершения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Означенное рассуждение католических богословов, не смотря на видимую убедительность, в действительности является ошибочным. Ошибочность заключается в том, что, по мнению католических богословов, Спаситель совершил пасху вместе с иудеями в назначенный по закону день, когда собственно и полагалось есть опресноки и выносить из домов квасное. На самом же деле Христос совершил пасху не в один день с иудеями, а несколько раньше. Правда, по сказанию евангелистов 2 , Спаситель совершил пасху, когда «настал день опресноков», но указание это св. Иоанн Златоустый толкует таким образом: «Первым днем опресночным евангелист называет день, предшествовавший празднику опресноков. Настал, т. е. приближался, был при дверях день, когда иудеи закалали агнца». В этот именно день ученики Христовы, не видя со стороны Спасителя никаких приготовлений к предстоящему на другой день празднику пасхи, и спросили Его: «Где велишь нам приготовить тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то, и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус; и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками» ( Мф.26:17–20 ). Таким образом, по прямому и ясному свидетельству евангелиста, Спаситель совершил пасху вечером того же дня, который предшествовал празднику пасхи и когда еще по закону не полагалось есть опресноков и выносить из домов квасное. Подтверждение тому, что Спаситель совершил Свою пасху раньше пасхи иудейской, можно видеть в том обстоятельстве, что когда Иуда оставил возлежащих на вечери и вышел, то «некоторые (из учеников) думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику» ( Ин.13:29 ). Ясно, что праздника пасхи еще не было, так как в день праздника строго воспрещалась всякая купля и продажа. Иудеи в эту пору еще не праздновали своей пасхи и не ели опресноков, открывается также из того, что на другой день привели Иисуса на суд Пилата первосвященники и книжники и по сказанию евангелиста, «не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» ( Ин.18:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

«Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Ефес. 4:11-16). Все члены Церкви разделены на два основных разряда. Первый разряд составляют призванные Святым Духом чрез поставление совершать церковное служение: проповедовать, преподавать Таинства, заботиться о внешнем устройстве храма. Это клирики. Второй разряд составляют миряне, которые тоже являются участниками церковной жизни. Они участвуют и в учительстве церковном, но лишь по благословению священнослужителей, и как правило, вне храма, и в богослужении - своими молитвами, и в церковном управлении - в избрании священнослужителей, в распоряжении церковным имуществом. Восточные Патриархи в Окружном послании от 6 мая 1848 г. писали, что «стражем благочестия» является «само Тело Церкви, то есть сам народ.» Этим они выразили одну из основных истин православного вероучения, отличающегося от католической доктрины с ее теократическим и клерикальным оттенком, с подчеркнутым разделением единого Тела Церкви на две церкви: учащую и учащуюся - разделением, не принятым в Православии. Помимо клира и мирян - состояний, возникших одновременно с началом бытия самой Церкви, исторически в ней сложилось еще одно особое состояние - монашествующие. Причем нельзя представлять Церковь состоящей как бы из трех сословий: клириков, мирян и монахов. Мысль А. С. Павлова о том, что «между этими двумя классами (мирян и клириков) образовалось в Православной и Католической Церкви еще третье состояние: монашество,» представляется неточной. Монахи, как известно, могут быть как клириками, так и лицами, не имеющими посвящения, и в этом смысле мирянами. Выделение монашества в составе Церкви основано на ином принципе, чем разделение всех членов Церкви на два основных состояния: мирян и клириков.

http://sedmitza.ru/lib/text/432380/

Православная Церковь учит, что наименования Дух Сына, Дух Иисуса связаны с единством существа Божия и, хотя Дух Святой исходит от Отца, он является Духом Сына, поскольку все Ипостаси имеют единое Божеское существо и учение не противоречит ни одной выдержке из Писания. Подробнее см. выше. Цитата «но Дух Иисуса им этого не разрешил 863 , данная в латинском переводе, имеет отличие от греческого оригинала: – «но Дух не допустил их» 864 . Католическое утверждение: «Так как Св. Духа посылают действовать среди людей Отец и Сын – так повествует Св. Писание 865 – следует принять, что Он исходит от Отца и от Сына». 866 Сравнение Отсутствует различие понятий послания, как внешнего действия (послания в определенный период времени) и исхождения (как свойства Ипостасей). Смешивается понятие бытия Божия и послания в мир в определенный промежуток времени. К тому же временное послание Духа в мир по православному вероучению происходит не от Сына, а через Сына. Католическое утверждение: «И далее, так как Св. Дух получает знание от Сына 867 , должен исходить от Сына, как Сын, получая знание от Отца 868 , исходит от Отца. Так же как Сын получил от Отца все (Все, что имеет Отец есть Мое; 869 ), так Он вместе с Отцом изводитель Св. Духа». 870 Сравнение Выяснение смысла этого места требует обращения к контексту и к параллельным местам. Контекст: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возмет и возвестит вам». 871 Параллельное место: «слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца. Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». 872 Эти цитаты сказаны в одной беседе, являются взаимосвязанными в общем тексте и их взаимное дополнение очевидно, они являются контекстом большого отрывка. 873

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Сейчас мы знаем, что проблема с геями и лесбиянками и им подобными стара как мир. Библейская история рассказывает о трагических событиях, происходивших много тысячелетий назад и предостерегает нас от того образа жизни, который вели жители Содома и Гоморры. Вот что говорится в Священном писании: «Городские жители, содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота, и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам, мы познаем их» (Быт. 19: 4-5). Да, в те времена так попирались моральные устои общества, но и расплата за это была страшной: «Людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от молодого до большого так, что они измучились искав входа» (Быт. 19: 1-14). «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии и всю окрестность сию, всех жителей городов сих» (Быт. 19: 24-25). Вот так, около 3900 лет назад были уничтожены цветущие города за развратные действия их жителей. Казалось бы, что страшная участь Содома и Гоморры должна была вразумить последующие поколения. К сожалению, искоренить эту заразу не удалось. Получилось, как в той народной поговорке: «Одна паршивая овца всё стадо портит». И вот уже содомский грех поражает на Западе одну страну за другой. И он уже на пороге Беларуси, но белорусский народ настроен решительно: «Эту заразу в страну мы не пустим». На Западе начинают понимать: надо искать лазейку. Находят. В католических храмах Беларуси катастрофически не хватает ксендзов. Объясняется это тем, что белорусы не горят желанием идти учиться в католические семинарии. Тут надо особо отметить, что в Православии таких проблем со священниками нет. Есть и вторая причина. Как заявил Уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Гуляко: «Руководство Римско-Католической церкви не заинтересовано в подготовке своих кадров в Беларуси». Подтверждает это и прозападный сайт «Наша Нива»: «Сейчас в Беларуси две католические семинарии, но рассматривается возможность оставить одну из них на всю Беларусь».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/01/op...

Сначала они пользовались сравнительно с другими епископами первенством чести 2 , а потом, пользуясь благоприятствовавшими им обстоятельствами, стали восхищать и первенство власти. Так гласит история. Учение же о преемстве от св. апостола Петра, как верховнаго главы Церкви, было искусственно придумано католическими богословами для уверения тех, которые не хотели признать учения о главенстве пап в Церкви Христовой. Но если даже согласиться с католическими богословами и признать пап преемниками св. апостола Петра, и тогда учение о видимом главенстве в Церкви Римского первосвященника не выдерживает критики. – Всё учение это, как мы видели, основывается на особых правах и преимуществах, якобы полученных от Господа святым апостолом Петром. В действительности же никаких преимуществ сравнительно с другими апостолами св. Петр не получал, главою и князем над апостолами никогда не был, единственным верховным владыкою Церкви не являлся, а был во всём равен остальным апостолам. – Всё это мы сейчас подтвердим Словом Божиим. Евангелие повествует, что между апостолами не раз подымался вопрос о первенстве и старшинстве. Каждого из апостолов, естественно, занимала мысль, кто из них больший. Само собою разумеется, что такой вопрос не мог остаться без ответа со стороны Христа. Как же изъяснил Спаситель этот вопрос? Сказал ли он так, как учат католики, т. е. что первым и старшим над апостолами он ставит апостола Петра и ему поручает верховное главенство в Церкви? Нет; Спаситель, наоборот, показал, что вопрос о главенстве и владычестве должен быть совершенно чужд апостолам, что самая мысль о первенстве есть мирская, неуместная при правильномъ понятии о Царствии Божием и стремлении к нему. " Тогда, повествует Евангелист Марк, подошли к Нему (Христу) сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы ты сделал нам, о чём попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

1 . Действительно ли апостол Петр занимал особое положение среди апостолов, и в чем заключалась эта особенность? 2 . Если Петр действительно занимал особое положение, можно ли, исходя из Писания, говорить о некой особой должности, которая передается от человека к человеку, или особое положение Петра было связано исключительно с уникальными качествами его личности? 3 . Где в Писании учреждается так называемая “должность Петра”, впоследствии оформившаяся в папскую власть? 4 . Есть ли у нас сегодня достаточные основания утверждать, что апостол Петр бывал в Риме, и, тем более, что он занимал должность первого Римского Папы и умер в Риме? Что бы ни говорили о роли Петра среди апостолов, католики так и не смогли дать библейски и исторически обоснованного ответа на остальные два вопроса. Если мы согласимся ограничиться лютеровским принципом Sola Scriptura и будем основываться только на Библии, можно с уверенностью сказать, что никакой “должности Петра”, передающейся от человека к человеку, в Новом Завете не существует. О том, что отличало Петра и прочих 11 апостолов, написано в Деян. 1:15–26 . Все апостолы принадлежали к числу “тех, которые находились с нами [т. е. апостолами] во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его” ( Деян. 1:21, 22 ). По этой самой причине даже апостол Павел не был принят в число двенадцати, хотя его призвал на апостольство Сам Иисус Христос , и он видел Христа после Его воскресения. Таким образом, сегодня никто не может претендовать “должность Петра”, даже если бы Петр действительно ее занимал и на правах апостола руководил из Рима всеми христианскими церквями в Римской империи. Поскольку даже католическая церковь не может на основании исторических документов представить полную и непрерывную линию преемственности папской власти, попытки НАЦ скопировать католическую иерархию и на этом основании ввести должность Первоапостола выглядят просто безнадежными. История НАЦ со всеми ее расколами и сомнительными учениями заставляет усомниться в том, что ее апостолы, не говоря уже о Первоапостоле, призваны свыше. Это чисто человеческая организация. А потому череда заблуждений, которым следовали многие Первоапостолы, в особенности Бишоф, объясняется чисто человеческой природой их служения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novoapos...

А Иисус омыл наши грехи,и основал таинства православной церкви(в которых и грехи опускаются как на таинстве Исповеди,и душа человека соединятеся с Богом в таинстве Причастия, в таинстве Крещения человек отрекается от сатаны и становится членом церкви,после чего человек и получает право учавствовать в таинствах православной церкви). Владислав 1 ноября 2012, 16:41 Инквизиция в Российской империи (взято из Википедии). В Российской империи организация с похожим названием, «Приказ протоинквизиторских дел», была создана в 1711 году указом Петра I для надзора за епископами в их церковной хозяйственной и судебной деятельности в делах небольшой важности. В состав духовных инквизиторов входили представители чёрного и белого духовенства. В 1724 году Приказ протоинквизиторских дел прекратил свое существование, однако должности инквизиторов были упразднены лишь 25 января 1727 года. По словам П. И. Мельникова (принимавшего в качестве чиновника министерства внутренних дел участие в преследованиях старообрядцев), «действия московской инквизиции далеко не то, что действия инквизиции римско-католической; она просуществовала не более пяти лет и не успела развить свои действия, как хотелось инквизиторам … Главное же потому инквизиция не имела у нас значительного развития, что будучи противна духу православия она в самом духовенстве не встретила сочувствия» Владислав 1 ноября 2012, 16:40 Посмотрим даже Библию: Во Второзаконии (18, 9–13) сказано: " Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим " . Святой Апостол Павел в Послании к Галатам ясно говорит, что волшебники, как и прелюбодеи, блудники, идолослужители, еретики и прочие " Царствия Божия не наследуют " (5, 21).

http://pravoslavie.ru/44861.html

«Агнец» – это истинно библейский символ. В Библии мы находим козла отпущения, агнцев для жертвоприношения в храме. И самое главное, закланного пасхального агнца. В Новом Завете «Агнец» становится одним из имен Иисуса: Агнец Божий. И вы должны знать, что хлеб, используемый для Святой Евхаристии, в Православии называется Агнцем. В католической церкви он называется host – гостия, от слова hostia (лат.) – жертва; оно также означает Агнца. Этот образ повторяется на протяжении всего Евангелия и в Апокалипсисе используется 38 раз, Иисус – это Агнец, Который побеждает, Агнец, через Которого Бог побеждает всех врагов, но Он и Агнец, Которого принесли в жертву, Который умер и воскрес. Вот мы наконец и добрались до Креста. Иисус Христос, Сын Божий, Бог, Агнец Божий, Жизнь, Свет, Истина, Путь, Мир, Сила, Спасение, Освящение – все эти слова сказаны о Христе в Священном Писании , то есть в 27 канонических книгах Нового Завета. Но самое главное во всем этом то, что Он должен пострадать и умереть. Чтобы Господь победил, Его должны предать, оставить, отдать в руки язычников, предать смерти. Смерти, которая согласно Закону Моисея была проклятием, потому что в Законе Моисеевом сказано: «Проклят пред Богом всякий повешенный на дереве». Он должен был умереть именно этой смертью и никакой другой – в руках язычников, как разбойник, вместе с другими разбойниками. И все это должно произойти – о в этом и состоит христианское Евангелие – для победы Господа на планете Земля. Все это должно произойти. А начинается все с зачатия в утробе Пресвятой Девы. Мы иногда говорим сокращенно – мы пару раз говорили об этом вчера, – что в православии все Евангелие и победа Господа и Иисуса Христа заключается в чреве Пречистой Девы и гробнице Иосифа Аримафейского. Исаия предсказывает, что Он будет «погребен у богатого», и действительно, этот богатый человек снял тело Иисуса в креста и положил в свой собственный новый гроб. Таким образом, Иисус из Назарета – Господь, ставший человеком. Он само Слово Божие и через Него все начало быть. В Нём, через Него и для Него держится мир. Он рука Божия, dmiourgos. Так говорит о Нем Библия . Он действительно Бог и действительно становится человеком, чтобы пострадать и умереть и обеспечить победу Бога, и таким образом показать, что именно Он Помазанник.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/pon...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010