Дело в том, что в это время среди некоторых христиан возникают попытки исследовать эти самые глубины сатаны – они начинают покланяться не Богу, а Люциферу: именно в Средние века окончательно оформляются чудовищные тайные общества, позднее поднявшие мятеж против Церкви (тамплиеры, позже преобразованные в масонов, альбигойцы, катары). Тайные общества раньше действовали вне христианского мира, но со временем они проникают вглубь христианства. И их члены пытаются исследовать глубины сатаны... После того как в 1014 году Запад отрекся от утвержденного Символа веры , произошло постепенное проникновение в Католическую Церковь сатанинской идеологии. «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего» ( Откр.2:26–27 ). В Средние века христиане действительно получили во владение всю планету. Заметьте, с какой скоростью русские дошли до Тихого океана. Сколько прошло времени от завоевания Ермаком Сибирского царства хана Кучума до того, как Россия оказалась на побережье Тихого океана? За 45 лет люди прошли расстояние в несколько тысяч километров! Как вы думаете, своими силами они это сделали? У путешественника Ивана Дежнёва есть интересные мемуары, где он рассказывает о том, как они плыли по Северному Ледовитому океану на лодках-плоскодонках. Им удалось благополучно миновать айсберги и захватить огромнейшие территории. Очевидно, что сила Божия гнала исследователей вперед. То же касается и испанцев в Америке. Господь давал в руки христиан огромные территории, они активно уничтожали языческую культуру и насаждали христианство . Вся колониальная система возникла потому, что Бог дал христианам власть над язычниками. «И дам ему звезду утреннюю. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам» ( Откр.2:28–29 ). Звезда утренняя – это очень интересный символ, он имеет нескольких значений. Первое значение – денница. То есть можно сказать, что Господь предупреждает всех людей, которые рассчитывают на Люцифера, что они проиграют.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Правовым р.-католическим воззрением на дела утверждается, что награды в вечной жизни за дела – заслуги будут «пропорциональны” делам. Конечно, награды должны быть пропорциональны заслугам. Но можно ли говорить о «пропорциональности», или лучше – равенстве между делами – заслугами и наградами, когда все спасение человека совершается заслугами Искупителя, и без них было бы невозможно, когда самые дела – плоды Духа, хотя совершаемые при участии свободы? Мало этого. Что такое земная жизнь в сравнении с загробным блаженством? Ничтожная капля в сравнении с целым океаном. Если, следовательно, дела человека имеют какую-нибудь ценность, то во всяком случае не для получения вечного блаженства. Аще Авраам от дел оправдася, имать похвалу, но не у Бога ( Рим. 4:2 ). Кратковременное земное делание не соответствует вечному и нескончаемому блаженству: кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу ( 2Кор. 4:17 ). Но время и вечность противоположны между собой не только по своей продолжаемости, количественно, – еще более они несравнимы между собой по своему содержанию, по своему качественному различию. Какие бы труды ни предпринимал человек, какие бы страдания он ни претерпел, все это – ничто в сравнении с тем блаженством, которое он за это получает: око не виде, ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ). Можно ли в виду этого утверждать «пропорциональность» между земным трудом и вечным воздаянием? Не должно быть речи о равенстве между земными делами и вечным воздаянием и вот почему. Если измерять отношения между Богом и человеком правовой меркой и последовательно до конца ее держаться, то нужно признать, что, как всякое дело доброе дает человеку хоть призрак права на награду, так, с другой стороны, всякий грех с необходимостью требует удовлетворения, так сказать, платы за себя (как католики и учат действительно), следовательно, отнимает и последний призрак права на какую-нибудь награду от Бога. Грех – принадлежность не одних только несовершенных; он есть явление всеобщее, и каждый без всякого колебания может сказать о себе: как оправдается человек пред Богом? Вот Он и слугам Своим не доверяет и в ангелах Своих усматривает недостатки: тем более в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли ( Иов. 9:2; 4:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Соборная значить: собирающая всех, правильно верующих. 197. Необходимо ли христианину для его спасения быть членом Единой Святой Церкви? Христос создал Свою Единую Церковь , Он есть ея Глава, а Церковь – Его тело; верующие суть члены сего тела. Участникам Церкви подается Святым Духом через учение и Таинства – благодатное освящение. Всего этого лишаются отпавшие от Церкви. Ко спасению же возможно придти, только будучи членами Католической Церкви ( 1Kop. XII, 12 ; Eф. 1, 22, 23; IV, 4–16 ). Древние учители первых веков единодушно признавали эти свойства Церкви; приведем некоторыя их изречения: Св. Игнатий Богоносец : «где Христос Иисус, там и Кафолическая Церковь ». Св. Кирилл Иерусалимский : «Не спрашивай просто, где Церковь ? но – где Вселенская. Церковь? Ибо сие собственно имя сей святой и всеобщей матери Церкви нашей» . . «Церковь Соборною называется потому, что находится по всей вселенной от концов земли и до концов ея». Св. Иоанн Златоуст : «не оставляй Церкви, ибо ничего нет могущественнее Церкви»... Св. муч. Лукиан, в темнице, прикованный к полу: «Встаньте вокруг меня и будете церковью, ибо я верую, что церковь живая лучше и благоприятнее для Бога, чем построенная из дерева и камня». 198. Почему Православная Церковь есть Церковь Апостольская? 1) По своему началу. Господь Иисус Христос Сам избрал двенадцать апостолов и повелел им говорить и действовать Его именем . «Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых наименовал Апостолами:» ( Mk. VI, 13 ); »а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною« ( Uoah. XV, 27 ). 2) Потому, что Церковь слушает Апостолов как Самого Христа . Тем областям, которыя не приняли Его Апостолов, Господь даже обещал грозныя кары. " Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшого Меня» ( Мф. Х, 40; Х, 15 ; Ак. X, 16). 3) Церковь апостольская и потому, что дух, учение и обычаи Христовых Апостолов, полностью и со тщанием наша Церковь сохраняет . Все, что не утверждено на учении Апостолов, Церковь от себя отметает.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Непредвиденность или даже невероятность всеобщего человеческого социально–этического благополучия предуказана Священным Писанием. Об этом говорят Апокалипсис и три большие главы Евангелия (Матфея, 24; Марка, 13 и Луки, 21), повествующие о последних страшных событиях в конце мировой истории, когда, как сказал Христос, «многие придут под именем Моим… и многих прельстят» 408 , когда «люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» 409 . Исторический пессимизм совершенно неизбежен для всякого христианина, если он честно относится к слову Божию. «Сын Человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле?» ( Лк. 18, 8 ). Это страшные Христовы слова, и только обетование о непобедимости Церкви, стоящей на камне веры, как бы уравновеишвает их и точно превозмогает. Конечно найдет! Но найдет только в Своей Церкви, очищенной, но и уменьшенной до первохристианских размеров и окруженной враждебным неверием мира. Ведь Христос не сказал: «Найдет ли Он веру в Церкви?», но Он сказал: «На земле» – во всем земном человечестве. Это будет так, даже если принять хилиазм, то есть веру в тысячелетнее царство Христово, о котором говорит 20–я глава Апокалипсиса, ибо в этой главе говорится не о благополучном завершении истории всего человечества, но о какомто «первом воскресении» «обезглавленных за свидетельство Иисусово», о «стане святых» и «городе возлюбленном» Церкви – городе, окруженном ненавидящим его океаном остального человечества, о котором сказано: «Число их как песок морской». Нет в Новом Завете другой темы, которой посвятили бы все четыре евангелиста столько внимания, как именно этой теме о так называемой «неудаче христианства в истории». Неудачи здесь никакой и нет, так как нигде у апостолов и евангелистов мы не найдем никаких слов об «удаче» христианства на земле, как бы эту «удачу» ни понимать, хотя бы в смысле ложной, но увлекательной для некоторых католической идеи вселенской теократии. В Новом Завете везде говорится не о неудаче христианства в истории, но о неудаче человечества в нем или, точнее, о его нежелании принять христианство. Это есть пророчество о том, что в масштабе всемирной истории будет «много званых, но мало избранных» 410 , что «тайна беззакония уже в действии» 411 , как писал апостол Павел на самой еще заре христианства, что, «когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» 412 , катастрофа всемирной истории, не принявшей Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/t...

Некоторые стали говорить о чтении Библии, что нам следует читать «просто Библию». Христианский мир веками призывает людей это делать, и посмотрите, к какому беспорядку это привело. Хорошо, если мы не забываем, что до того, как мы стали «Обществом Сторожевой башни, Библий и трактатов», мы долгое время были просто «Обществом Сторожевой башни и трактатов» 21 . Библии мы печатаем сравнительно недавно. Единственная причина, по которой мы как Общество существуем, состоит в том, чтобы возвещать Царство, установленное в 1914 году, и провозглашать предупреждение о падении Вавилона Великого. Весть, которую мы несем, особенная . Когда наступала моя очередь проводить утреннее обсуждение в главном управлении, я призывал к большему чтению самой Библии, подчеркивая, что подлинным источником знания и главным авторитетом для христиан является именно Писание. При этом у меня не было никакого желания действовать вопреки интересам организации. Я помню, какое сильное впечатление на меня произвели мысли из «Сторожевой башни» за 1946 год 22 . Статья называлась «Бог верен» и в ней обсуждались утверждения иудейских и католических богословов о том, что они «являются постоянными хранителями всей истины». Вот что говорилось в журнале: 37 Поэтому записанное Слово Бога не нуждается в дополнении преданием, которое является лишь частным толкованием людей и религиозных организаций . Не своей властью мы утверждаем, что достаточно одной только Библии, без предания. Об этом же под вдохновением говорит апостол Павел в письме своему сослужителю Тимофею: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим. 3:15–17 ). Если бы библейский канон требовал дополнения устным преданием религиозных учителей, то Павел не мог бы сказать, что богодухновенные священные писания полезны для того, чтобы Божий человек был совершен в вере и преданности Богу. Если одного Писания было бы недостаточно, Божий человек остался бы несовершенным . Однако, учитывая совершенную зрелость Тимофея как христианина, Павел повелел ему серьезно и правильно относиться к Библии, сказав: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» ( 2Тим. 2:15 ). Те, кто желает служить Богу в качестве Его свидетелей, поступают правильно, если внимают этому указанию. Не пренебрегать высшими властями

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

—455— пытаться (без цели) усилить нашей маленькой туманностью и декадентским символизмом – жалкая и вредная задача. Евангелие – высшее откровение Божественной жизни; но оно – чуждо мистицизма, оно всё – простота и реальность («полнота Божества телесно»): и однако ничто не может сравниться с ним в действии на душу. Может быть, для младенцев в вере и нужно поберечь мистический наряд службы; но это – только временно, до поры их зрелости; это не может быть законом для зрелых, стремящихся без конца к дальнейшему развитию. Чем яснее для нас самое существо веры и чем более оно нам открывается, тем более оно владеет нами, тем более оно нам понятно, тем больше пред ним наш благоговейный трепет. И с этим бесконечно растущим реальным благоговением не сравнима благоговейность мистическая, искусственная. Последняя проявляет свою немощную природу в том признании, что для неё святыня сойдет в разряд обычных явлений, если примет ясную, понятную и живую форму. Поэтому она и стоит за древний язык, хотя бы речения его были уже маловразумительными, хотя бы молитвы были полными непонятных омертвелых слов, не волнующих души ясностью и огнем мысли и чувства. А между тем принести Богу непонятное слово, т. е. такое, какое нам ненужно, как бессмысленное и бесцельное для нас, есть кощунство, если допускается сознательно. Невразумительные слова не могут служить «к назиданию Церкви». «Если вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер… Когда я молюсь на незнакомом языке, то, хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода… В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтоб и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке»… Вот взгляд св. Апостола Павла ( 1Кор.14:9, 12, 14:19 ). Он именно разумеет здесь непонятный мистический язык при Богослужебных собраниях. Итак, нет оснований стоять за древние языки в силу их мистического значения. Религия должна иметь самую ясную, самую простую и самую живую форму, если мы хотим, чтобы она переродила нашу жизнь, если мы хотим быть истинно благоговейными. Форма религии должна быть

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однако если бы намерение состояло в том, чтобы сообщать по одному крещению при каждом погружении вместе с повторением словесной формы, то оно само по себе было бы греховным как предполагающее повторение крещения. Раздел 9. МОЖЕТ ЛИ КРЕЩЕНИЕ БЫТЬ ПОВТОРЕНО? С девятым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что крещение может быть повторено. В самом деле, крещение, похоже, было установлено для очищения от грехов. Но грехи могут быть повторены. Следовательно, тем более может быть повторено и крещение, поскольку милосердие Христа превосходит преступление человека. Возражение 2. Далее, Иоанн Креститель был особо похвален Христом, сказавшем о нем: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» ( Мф. 11, 11 ). Но крещенные Иоанном крестились опять, согласно сказанному [в Писании] о том, что Павел повторно окрестил крестившихся крещением Иоанна ( Деян. 19, 1 – 7 ). Следовательно, тем более надлежит повторно крестить тех, кто был крещен еретиками или грешниками. Возражение 3. Далее, в постановлении Никейского собора сказано, что «те, которые прежде были павлианами или катафригийцами, а ныне прибегли к католической Церкви, должны быть крещены вновь», каковое определение, похоже, относится и ко всем остальным еретикам. Следовательно, крещенные еретиками должны быть крещены вновь. Возражение 4. Далее, крещение необходимо для спасения. Но иногда существует сомнение относительно крещения тех, кто в действительности крестился. Следовательно, похоже, что они должны быть крещены вновь. Возражение 5. Кроме того, мы уже показали (65, 3), что Евхаристия является более совершенным таинством, чем крещение. Но таинство Евхаристии повторяется. Следовательно, тем более надлежит повторять и крещение. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Одна вера, одно крещение» ( Еф. 4, 5 ). Отвечаю: крещение повторять нельзя. Во-первых, потому, что крещение – это духовное возрождение, поскольку человек умирает для старой жизни и начинает жизнь новую, в связи с чем читаем: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Ин. 3, 5 ). Но один человек может быть рожден только однажды. Следовательно, крещение не может быть повторено по той же причине, по которой не может [быть повторено] чувственное рождение. Поэтому Августин, комментируя [слова Писания]: «Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» ( Ин. 3, 4 ), говорит: «Тебе надлежит понимать рождение от Духа так, как Никодим понял рождение от плоти... как нельзя в другой раз войти в утробу, так нельзя и креститься».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Познакомившись с главными моментами борьбы (в период управления Ипатия Потея) церковных братств с —52— католическо-униатской силой, задумавшей проповедовать «своё» христианство среди людей, просвещённых Христовым учением уже свыше 600 лет, – остановим наше внимание на внутренней работе наших братств, направленной к укреплению христианской жизни и к распространению братских начал среди православного общества. А. Папков Соколов В.А. О соединении церквей 113 : [Публичное чтение, произнесённое 3 декабря в Москве в зале синодального училища]//Богословский вестник 1898. Т. 1. 1. С. 53–74 (2–я пагин.) —53— Когда прощается с нами перед смертью дорогой нашему сердцу человек, каждое слово его прощальной беседы глубоко западает нам в душу и запечатлевается там неизгладимыми чертами. Никогда не можем мы забыть этого слова; храним его, как священный завет, и преступным кажется нам не исполнить эту последнюю волю. Перенесёмся теперь мыслью в очень далёкое прошлое. В пасхальную ночь, в одной из горниц Иерусалима Христос-Спаситель, совершив вечерю со своими избранными учениками, обращается к ним с трогательным словом наставления. Он говорит им: «заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как я возлюбил сам, так и вы да любите друг друга. По тому узнают, вас, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:34–35 ). А заключая свою беседу, он возводит очи на небо и молится: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое. Освяти их истиною Твоею. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино» ( Ин.17:11, 17, 20–23 ). Вот священный завет и молитва нашего Господа: чтобы мы, верующие во имя Его, любили друг друга и все были едино. Это завет самого дорогого для нас человека, ибо то был Спаситель наш и Богочеловек. И завет тот – прощальный, потому что земной путь нашего Господа из горницы Иерусалимской шёл —54— прямо в Гефсиманию и оттуда на беззаконный суд, на страдания и крестную смерть. Что же? Помнят ли, хранят ли христиане этот священный завет? Было время, когда действительно, по свидетельству священного дееписателя, «у множества уверовавших было одно сердце и одна душа» ( Деян.4:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сестры: Есть, конечно. Схиархимандрит Иоаким: У нас тоже такие есть. Когда мы готовим что-нибудь, например, ужин, есть монахи, которые торопятся сбежать с вечерни, чтобы включить духовку. Или они хотят опоздать на службу, чтобы закончить что-либо, или же они включили плиту, а служба затягивается, и они боятся, что сейчас все сгорит. Они глупо поступают, когда подходят ко мне и говорят: «Батюшка, можно я пойду на кухню и выключу плиту?» Нет. Молитва более важна, чем еда. Писание говорит: «Бог любит всесожжение». Так что пусть сгорит еда. Молитесь. Нет ничего более важного, как если вы находитесь в церкви. Игумения Викторина: Есть такие сестры, которые, трудясь, говорят: «Ну я же должна сосредоточиться, как лучше это сделать, и я в этот момент не могу молиться». Схиархимандрит Иоаким: Может быть, они тогда должны остаться послушницами, пока не научатся молиться и не нужно их постригать? Когда я был католическим монахом, и по глупости своей подошел к настоятелю, который был очень благочестивым человеком. Я ему сказал: «Мне сложно молиться». Он ответил: «Нужно что-то с этим делать». И он сказал, что мне дается десять дней пожить в скиту в лесу. Я не должен был брать с собой ничего, никаких книг, ничего, что бы заняло мое время, просто идти и молиться. Это все, что я должен был делать в следующие десять дней. Один раз в день монах приносил к двери еду, но мы не общались. Я преклонил колени, начал молиться.. Я думал, что прошло пять-шесть часов, и очень этим гордился. Кругом стояла сплошная тишина. Я посмотрел на часы, и оказалось, что прошло двадцать минут. Я подумал: «Еще десять дней!» Я испытывал тяжелую брань, пытался и спать, и как-то иначе себя занять. И где-то к седьмому дню я действительно стал молиться. Потому что я сказал: «Господи, если Ты этого не сделаешь, то я больше ничего не могу сделать!» И после этого у меня было три прекрасных дня. Когда я вернулся, настоятель меня спросил: «Ну, чему ты научился? Научился ты молиться?» Я ответил: «Думаю, что да». – «И как же ты это сделал?» – «Я сдался, понял, что не могу этого сделать без Бога, и что проблема – во мне». Он сказал: «Вот и ответ. Ты бы никогда не поверил в это, если бы я тебе об этом сам рассказал. Ты должен был лично это обнаружить, испытать». Так что закройте кого-нибудь в горах. В особенности зимой они будут учиться молиться быстрее.

http://pravmir.ru/sxiarximandrit-ioakim-...

(96, 3014) ...Положение тех, кто приобщился к католической истине благодаря небесному дару веры, совершенно отличается от положения тех, кто, ведомые человеческими мнениями, следуют ложным религиям; те, кто принял веру под наставничеством Церкви, никогда не будут иметь основательную причину к перемене этой веры и к постановке ее под сомнение [ХВ 113]. Поэтому, «благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете» [ Кол 1, 12 ], да не пренебрежем столь великим спасением, но, «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» [ Евр 12, 2 ], «будем держаться исповедания упования неуклонно» [ Евр 10, 23 ]. Глава 4: Вера и разум Глава 4 развивает некоторые следствия двух предыдущих, касающихся веры и разума: 1 – различие этих двух порядков познания [ХВ 97]; 2 – роль и ограниченность разума в поисках истины [ХВ 98]; 3 – вера и разум не могут действительно противоречить друг другу [ХВ 99]; но, напротив, содействуют друг другу [ХВ 101–102]; 4 – воззрения некоторой так называемой науки, противные вере, не могут быть приняты верующими [ХВ 100]; 5 – развитие и верность в вероучении [ХВ 103]. (97, 3015) Католическая Церковь всегда единодушно придерживалась и придерживается того, что существуют два порядка познания, различные не только своим началом, но и предметом. Началом, потому что в одном [случае] это естественный разум дает нам познавать, в другом – Божественная вера. Предметом, потому что, кроме истин, которые естественный разум может постичь, нам предлагается верить в тайны, сокрытые в Боге, которые могут быть познаны, только если они открыты свыше [ХВ 114]. Вот почему Апостол, свидетельствующий, что Бог был познан язычниками «через рассматривание творений» [ Рим 1, 20 ], говоря о благодати и истине, «произошедших через Иисуса Христа» [ Ин 1, 17 ], утверждает: «Мы проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» [ 1Кор 2, 7–8, 10 ]. И Сам Единородный Сын благодарит Отца за то, что Он сокрыл это от мудрых и разумных и открыл младенцам [ср. Мф 11, 25 ].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010