При последнем слове лицо Кассиана засветилось радостной улыбкой. Дело в том, что Кирилл сам любил заниматься списыванием священных книг и то же завещал и своим ученикам. Некоторые из них приняли весьма близко к сердцу завет своего великого учителя, и в числе таковых был и игумен Кассиан. При нем в обители весьма многие из иноков трудились над списыванием священных книг. – А зачем пришел в нашу обитель? – задал Кассиан вопрос. – Ищу, отче, правого образа иночества, – ответил юноша, и в этих словах почувствовалось такое искреннее чувство, такое глубокое, захватывающее стремление действительно найти то, к чему тянется душа, – что Кассиан уже не стал более ни о чем расспрашивать Нила. – Поживи, посмотри; может, приведет Господь и навеки остаться, – сказал он ему, затем велел послушнику позвать отца Мартиниана. Через несколько времени в келию вошел невысокого роста инок. Это и был Мартиниан, весьма близкий ученик Кирилла и Ферапонта. Он с самых молодых лет жил при Кирилле и знал подробно всю его жизнь; по его же смерти чрезвычайно усердно исполнял все его повеления и наставления, особенно относительно списывания священных книг. – Возьми, Мартиниан, сего отрока, – сказал игумен, – ознакомь его с святынями нашей обители, с житием нашего приснопамятного отца и учителя и прими его под свое начало для скорописания. Мартиниан сделал поясной поклон в знак послушания, и они вышли на двор вместе с Нилом. Юноша, сообщив своему спутнику все то, что открыл и Кассиану, начал расспрашивать его о подробностях жизни Кирилла. При этом Нил рассказал, как он в Москве познакомился с жизнеописанием великого подвижника. – Как же, помню, помню грека Пахомия Логофета, – заметил Мартиниан. – Я же ему и рассказал все. Да только не все он, видно, записал. И Мартиниан, показывая разные достопримечательности обители, начал дополнять подробностями то, что в общих чертах уже было известно Нилу. – Вон, гляди, на маленьком островке деревянный крест. Это тоже водрузил великий учитель. Островок этот так высок, что никогда не затопляется водой, а когда озеро ломает свой лед, то лед на него не всходит. Сюда любил уходить великий наш учитель, когда душа звала его к уединению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/oc...

Denique tot egregiis est cumulatus dotibus, ut vix ullum habeat et ipsa docta Graecia, quem cum hoc viro queat componere. Quantum in illo Romanae facundiae! quanta linguarum peritia! quanta omnis antiquitatis omnium historiarum notitiaf quam fida memoria! quam felix rerum omnium mixtura! quam absoluta mysticarum literarum cognitio! super omnia, quis ardor ille, quam admirabilis divini pectoris afflatus? ut una et plurimum delectet eloquentia, et doceat eruditione, et rapiat sanctimonia». 355 Поэтому его называли Stridonensis, чтобы отличать от его современника, малоизвестного грека по имени Иероним – вероятно, бывшего пресвитером в Иерусалиме. 356 Мартиане, Стилтинг, Кейв, Шрек, Гагенбах и другие относят его рождение к 331 г., Prosper, Chron. ad апп., – к 331, Бароний, Дюпен и Тиллемон – к 342 г., что более вероятно. Последний, исходя из нескольких фактов, делает вывод, что Иероним прожил не 91 год, как утверждает Проспер, а только 78. Валларси (t. xi, 8) относит его рождение к еще более позднему периоду, 346 г. Умер он в 419 или 420 г. 357 Когда Иероним назвал себя христианином, Господь ответил ему: «Mentiris, Ciceronianus es, поп Christianus, ubi enim thesaurus tuus ibi et cor tuum». Ер. xxii, ad Eustochium, «De custodia virginitatis» (tom. i, p. 113). К. А. Ньюмен написал отдельный трактат, De ecsmasi Hieronymi anti-Ciceroniana. См. также Schröckh, vol. vii, p. 35 sqq., и Ozanam, Civilisation au 5 e Siècle, i, 301. 361 De laude vitae solitariae, Ер. xiv (tom. i, 28–36) ad Heliodorum. Римская дама по имени Фабиола выучила это послание наизусть, а Дюпен называет его шедевром красноречия (Nouv. Bibl. des auteurs eccl., iii, 102), но слог его слишком напыщенный и искусственный. Позже Иероним сам признавал это. 362 Гиббон говорит о них: «Истории Павла, Илариона и Малха–рассказаны восхитительно; единственный недостаток этих замечательных сочинений – отсутствие правды и здравого смысла». 363 Ер. xiv, (t. i, 29 sq.). Похожие фрагменты о привлекательности монашеской жизни мы встречаем в аскетических произведениях Григория, Василия, Амвросия, Златоуста, Кассиана, Нила и Исидора.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Иисус учил их молиться о ежедневной пище,какой бы она ни была» . Интересно еще одно мнение (О’Нила ), согласно которому термин πιοσιος был создан переписчиком и, существуя в виде глоссы, означал «завтра». Рассуждения О’Нила следующие: «Переписчик текста Евангелия от Матфея, сопоставив неизвестное нам слово со ссылкой на Мф. 6:34, где Христос предостерегает от заботы о завтрашнем дне, решил, что Учитель не может говорить о взаимоисключающих понятиях (в контексте Мф. 6:34 прошение «хлеб наш завтрашний» теряет смысл). Однако, этот переписчик мог понять этот термин как «завтра»; он знал, что завтра для еврея наступает «сегодня» на закате солнца. Также он (переписчик) думал, что до него другой переписчик-грек, восстанавливая исходное прочтение, заменил «завтра» на «сегодня». Исправляя ошибку переписчика-грека («сегодня» вместо «завтра»), наш переписчик думал, что исправляет ошибку чрезмерно фанатичного редактора. Все же следует полагать, что Иисус понимал под этим словом «сегодня», ибо понимание «завтра» противоречит предостережению против заботы о завтрашнем дне (Мф. 6:34)» . Такова конъектура для евангелиста Матфея и Дидахэ. Переписчик Евангелия от Луки столкнулся с подобной проблемой. В своей глоссе он предположил, что Иисус подразумевал «сегодня», «завтра» и «каждый день». Переписчик предпочел последний вариант. О’Нил допускает такой изначальный вариант: τν ρτον μν τ πιοσ δς μν. Фраза τ πιοσ имеет весьма общее выражение и представляет собой сокращение от τ πιοσ μρ (Деян. 16:11, чтение кодекса D, Деян. 20:15). Эти вышеупомянутые варианты являлись глоссами в Евангелии от Матфея и Евангелии от Луки. Писцы не могли их игнорировать (это ведь могло быть оригинальное чтение), с другой стороны, они не знали, чем их заменить. О’Нил предполагает, что глоссы были внесены в текст, приобретя следующий вид: «хлеб наш завтрашний дай нам сегодня» и «хлеб наш завтрашний подавай нам каждый день». Для переписчиков эти варианты вызвали определенные трудности: в выражении τ πιοσ они видели ошибку писца, заменившего хорошо известное выражение на малоизвестное.

http://bogoslov.ru/article/3322470

Учма. Церковь Кассиана Учемского и Анастасии Узорешительницы. Карта и ближайшие объекты В 8 км от Мышкина находится село Учма. Раньше там находился Кассианов Учемский монастырь, рарушенный в 40-е гг. 20в. В 1994 г. на краю села был построен храм. Освящен он был во имя преподобного Кассиана и святой Анастасии Узорешительницы архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем. Внутри него находится камень от подножия часовни святой Анастасии 12 в., расположенной в итальянских Альпах. В 1999 г. рядом с храмом открыт Музей Учемского края. Бывшие в селе Учма две каменные церкви Успенская и Предтечевская, первая летняя, храмовый праздник в ней 15 августа. К ней же приделана теплая каменная церковь во имя трех Св. Московских Петра, Алексия и Ионы. Холодная и теплая построены в 1711 г. игуменом Ионою с братией и строителем иеродиаконом Стефаном. В теплой церкви храмовые праздники 4 окт. – преставление препод. Кассиана Грека, угличского чуд. и 5 окт. Престольный - Петра, Алексия и Ионы. Вторая церковь Предтечевская – с престолом в честь Рождества Иоанна Предтечи и придел с престолом в честь преп. Кассиана. Храмовый праздник в ней 24 июня и 21 мая. Эта церковь построена в 1825 г. прихожанами. Особо чтимые святыни в Успенской церкви образ преп. Кассиана Грека, писанный около 1659 г. по видению и повелению преп. Кассиана неким священником Симеоном. В теплой церкви - рака над могилою преп. Кассиана Грека углич. Чуд. с древним на верху ее образом преп. Кассиана. На ней хранится для лобзания молящихся нательный деревянный, обложенный серебром крест, носимый при жизни сей угодником, с мощами различных святых. В раке преп. Кассиана хранится часть древней схимы, по преданию, носимой сим угодником, возлагаемая на болящих. Мощи преп. Кассиана находятся под спудом в кирпичном склепе. В Предтечевской церкви имеется рака с частицами мощей 72-х угодников Божьих. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=07458

В " Чуде о первописаной иконе Кассиана " рассказывается о создании первой иконы святого в 1659 году. Слуга Учемской обители А. Павлов передал свящ. Симеону хартию, где было описано, «киим подобием» святой явился игум. Учемского монастыря Ермогену. Священник подготовил доску для иконы, но не приступил к работе. Во сне свящ. Симеон увидел стоящего рядом со своей постелью старца и чудесно запечатлевшийся на приготовленной доске его образ: " ...власы на главе велики суще, а брада доле князь Романовы , руса, а седины только чуть знати, в ризах княжеских, верх лазорев, исподняя риза багр красен». Пробудившись, иконописец быстро создал икону святого, но по-другому: " ...во иночестем образе и в схиме " . Прп. Кассиан вновь явился иконописцу с повелением исправить " начертание бороды " . Священник изменил образ и отправил его в обитель святого. Не ранее 1629 года Ростовский митр. Варлаам II представил список чудес Кассиана Грека царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету. Состоялась канонизация прп. Кассиана, были составлены ему " стихиры, тропарь с кондаком и икосом, седальны и канон " . По свидетельству Жития Кассиана Грека, в 1686 году М. Пименов, сын настоятеля московской Успенской церкви  " у Сретенских ворот в Печатной слободе " , " написал " (видимо, переписал) службу прп. Кассиану и его Житие и подарил в Учемскую пустынь " на поминовение сродникам " . К началу XVIII  века погребение Кассиана Грека находилось в приделе во имя Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, который был пристроен к деревянной Успенской церкви, место погребения было отмечено деревянной ракой. В 1711 году вместо деревянного был выстроен каменный Успенский храм. Видимо, тогда же в западную стену храма, снаружи, справа от входных дверей, вмонтировали белокаменную надгробную плиту прп. Кассиана с изображением герба: двуглавого орла в окружении двух вазонов с цветами . В 1721 году на средства иеродиак. Стефана в Успенской церкви над погребением Кассиана Грека установили медную позолоченную раку. На ней хранился деревянный крест-мощевик, по преданию принадлежавший святому; серебряный позолоченный оклад для креста был изготовлен 4 октября 1710 года также на средства иеродиак. Стефана. По свидетельству прот. Васильевского, в раке преподобного хранилась часть его схимнического облачения, которую возлагали на людей, страдавших головной болью. До начала XX века в обители существовала деревянная часовня; по преданию, там молился Кассиан Грек. В 1825 - 1827 годах в церкви во имя св. Иоанна Предтечи был устроен придел во имя прп. Кассиана Грека.

http://drevo-info.ru/articles/4061.html

Тут же указано, что Кассиан не называл Христа Бога Вседержителем и т. п., а между тем он оставался на соборе до конца (Акты Арх. экспед., I, 250), следов. первое показание неверно. Подобные случаи (отнятие языка, паралич) встречаются и в криминальных делах западной церкви; случай с архиепископом безансонским при папе Льве IX (Ист. Вестн., 1884, т. XVII, 669); ср. наказания еретиков физическими бедствиями по поводу флорент. унии (Ж. М. Н. Пр., 1895, 7, с. 183). Впрочем, в деле еп. Кассиана можно видеть сведение личных счетов митр. Макария. В 1554 г. Кассиан жаловался царю на митрополита за то, что он освятил несколько церквей в Рязанской епархии чрез своих священников, и царь, рассмотрев это дело, запретил митрополиту вмешиваться в дела Рязанской епархии (Т.Воздвиженский, Истор. обозр. Рязан. епархии, М. 1820, стр. 46; Калугин, 355; И.Перов, Епарх. учрежд. в рус. церкви в XVI и XVII вв. стр. 10–11). Кассиан, выходец из Заволжья. Во время собора имел при себе «собрание» Вассиана, составленное при содействии М.Грека «на воспоминание своего обещания о отвержении мира» (Павлов, 72, прим. 1 и 128–129). Если Кассиан перед тем был архимандритом Юрьевского новгород. мон., то он, по свидетельству Зиновия, не чужд был сомнений относительно некот. святых (Калугин, прилож. 026). Сосланный в Кириллов монастырь, Кассиан скончался 21 окт. 1558 г. (Строев, 413). Ему принадлежал Еллинский Летописец, подаренный Кириллову мон. (Попов, Обз. хронографов, I, 72). Вообще, он выдавался среди тогдашних епископов книжными интересами. Мы не имеем надобности касаться других частностей этого дела, но заметим только, что прикосновенные к нему лица потерпели соответственные кары: так, Башкин был присужден в заточение в Волоколамский мон., куда и доставлен 22 дек. 1554 г., Артемий – в Соловецкий мон., Феодорит – в Кирилло-Белозерский, но вскоре, по ходатайству бояр, был освобожден (после полуторагодового заключения) и даже в 1557 г. отправлен в Константинополь, для испрошения утвердительной грамоты в царском сане Ивану IV, Савва Шах сослан в один из ростовских, а другие разосланы по разным монастырям.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Углич являлся столицей владений кн. Андрея Васильевича Большого, боярином которого был родной брат архиеп. Иоасафа Василий Оболенский. Согласно Пространной редакции Жития Кассиана Грека, весенний разлив Волги уничтожил первые монастырские постройки. Огорченные иноки решили разойтись, но Кассиан убедил их остаться. Во время ночной молитвы преподобный услышал голос от иконы Божией Матери, указавшей новое место для обители. Монахи не слушали советов преподобного, но все постройки дважды чудесным образом оказывались на месте, выбранном Кассианом Греком. Вскоре монастырь был отстроен на новом месте на средства кн. Андрея Васильевича Большого. Княжеские мастера возвели Успенский храм с приделом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (или отдельную Иоанно-Предтеченскую церковь с трапезой), затем церковь во имя равноапостольных Константина и Елены. Князь пожаловал Учемскому монастырю земли, " имение на строение, хлеб, оброки, ругу " . Преподобный Кассиан Грек был строителем Учемского монастыря, он не являлся игуменом и не имел священного сана. Перед своей кончиной он избрал своим преемником иером. Илариона. Дата смерти святого неизвестна. Согласно Угличскому (Серебренниковскому) летописцу, Кассиан Грек скончался 4 октября   1509 года в возрасте более 70 лет; в Житии сообщается, что он прожил 77 лет, из них в обители - 32 года; в некоторых исследованиях как дата кончины Кассиана указан 1504 год . В Житии сказано, что Кассиана был погребен " на монастырском дворе под открытым небом " . В Угличском (Серебренниковском) летописце сообщается, что иноки, выполняя завещание святого, погребли его в церкви Иоанна Предтечи. " Род начальника и строителя святыя обители сей... благоверного князя Константина, во иноцех Касияна " записан в синодике Учемской пустыни . Почитание Прп. Кассиан Грек. Русская икона (ок. 1706 г., артель Ф. Н. Рожнова. Запись 1853 г.). Углич, Богоявленский собор Через год после преставления святого над местом его погребения начали происходить знамения и чудеса. В продолжение 120 лет после кончины преподобного в монастыре велась запись чудес. В первом чуде повествуется о явлении прп. Кассиана Грека благочестивому мужу Дометиану и его жене Гликерии. Незадолго до разорения Углича в Смутное время они ночью видели, как Кассиан ездил на белом коне вокруг Учемского монастыря держа в правой руке множество зажженных свечей. Один из литовских воинов попытался въехать на коне в обитель через св. ворота, но упал на землю; интервенты в страхе покинули монастырь. В 1609 году Учемская пустынь пострадала меньше других угличских монастырей, современники считали, что это произошло благодаря заступничеству св. Кассиана.

http://drevo-info.ru/articles/4061.html

И Вассиан снова отвечал: «Я не ведаю де – Иона чудотворец ли»? Вассиан мог говорить о Макарии, подразумевая духовную простоту. Макария выводят от прославившегося в боях бояр. Василия Кожи, рода бояр Кожиных (Оп. рус. историогр. II, 996, 1687). Вассиан против обвинения Иосифа возражал, что киевских и всех русских чудотворцев он чтит и называет их знаменоносцами (Прав. Соб. 1863, III, 204–205). Хотя мощи Макария были открыты в 1521 г., но повсеместное чествование его установлено только в 1547 г. (Барсуков, 340, Макарий, VI, 200, прим. 271). Может быть тут сказалось и чувство особенного почитания, какое питал к Макарию Иосиф Волоцкий (Сказ. о св. отцах. Лет. зан. Арх. ком., II, 89), наставник Даниила. Хотя почитание м. Ионы началось вскоре после смерти (П. С. Р. лет. тт. VI и VIII), но канонизован он был в 1547 г. (Барсуков, 270). В силу преобладания местного почитания святых до собора 1547 г., часто встречаются примеры недоверчивого и неуважительного отношения к ним, напр. архиеп. новгор. Сергия (москвитянин) к мощам Моисея новгород. (П. С. Р. л., III, 183–184), ряз. еп. Кассиана к мощам Димитрия Прилуцкого (Чт. в Общ. ист. 1847, 3, отд. 2-ой); архим. Илариона к мощам Ионы новгород., других к еп. новгор. Никите; Иова философа к Евфросину Псков.; рост. еп. Трифона к Феодору кн. ярослав. и сынов. его Давиду и Константину (Ключевский, Жития, 171, 421; И.Некрасов, Древн. рус. литер., Беседы Общ. любит. рос. слов. I, 48–49; Калугин, Зиновий Отенский , 65, 205, 206–210 и 212). Вассиан Патрикеев осуждал иосифлян за поспешную канонизацию (Прав. Соб. 1863, III, 190). Рассуждение летописца на эту тему (П. С. Р. лет., VI, 196) – весьма характерное в этом отношении и по мотивам почитания. Курбский пишет, будто вел. князь повелел блаж. Вассиана заточить в прегорчайшую темницу в Иосифом мон. и скорой смертью уморить и иноки будто бы уморили его (Сказ. I, 4), причем в монастыре он подвергался мучениям, почему и назвал его преподобным мучеником (предисл. к Твор. И.Дамаскина; Опис. рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

2013 Стоглав, 53, ср. Каптерев, Свет. архиер. чиновники, 131–132. «Суд десятильников в большинстве случаев являлся судом Шемяки» 2016 На Стоглавом соборе (открытом в царских палатах 23 февр. речью царя), кроме благосклонного тому же направлению, митр. Макария, присутствовали: архиепископы новгород. Феодосий, ростов. Никандр, епископы: сузд. Трифон, смолен. Гурий, рязан. Кассиан, тверской Акакий, коломенский Феодосий, сарский (крутицкий) Савва Черный и пермский Киприан, четверо из которых были иосифляне. После собора Феодосий новгородский за утеснение клира был устранен (он жаловался на наветы), а также Трифон (Жданов, Сочин., II, 222, 263), о котором Курбский говорит, как о «погруженном в пиянство» (118–119). Третий из них, Феодосий так был ненавистен коломенцам, что они хотели побить его камнями и ок. 1555 г. он был удален оттуда (Курбский, 183; Строев, Списки 1031). Вообще, судьба волоколамских архиереев заслуживает внимания: в XVI в. их было 17, из них были удалены 9: из которых 6 жили в своем монастыре. (Жмакин, 456–57). Число епархий в то время было незначительное (до 10) 2017 Лет. рус. литер., V, 129–136. В Стогл. приводится заповедь цц. Константина В. и Мануила Комнена на обидящих св. церкви (60 и 61). Но уже 11 мая 1551 г. собору пришлось поступиться значительными правами относительно приобретения и неправильно приобретенных вотчин, поместий, черных земель и угодий (Статья 101 Стоглава и Акты историч., I, 227) 2018 В 1550 г. была сделана разверстка 118000 четв. служилому классу (Ак. Арх. экспед. I, 225), но их оказалось недостаточно. Иван IV впоследствии упрекал Сильвестра за неправильную раздачу земель (Курбский, 164), причем Адашев, его отец и кн. Курбский вместе с детьми боярскими 1-ой статьи получили по 200 четвертей 2020 De leg ad Mosc., ed Starczewski, II, 15, cp. у Поссевина (ib., 277) и Опыт рус. историогр., II, 1100 2025 В ответе Раките Иван Гроз., говорит: «Мы чтим архитекторов, философов, учителей и других представителей земной человеческой мудрости»

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Журн. Мин. Нар. Просв. 1880, октябрь. 540 Православный Собеседник 1861 года, ч. II, 78–96. Послание Филофея к дьяку М. Мунехину на звездочетцы и на латины. 542 Карамзин, т. VII, 80. 100–101, 140–141. Было несколько русских посольств в Риме при Василии Иоанновиче. См. напр. рукоп. Имп. Пуб. Биб. из древлехранилища Погодина. 1558, л. 121–122, из которой видно, что в 1528 году Еремей Трусов с товарищами были посылаемы в Рим к папе Клименту IV. 543 Сочинения Максима Грека , I, XVI, 347–376. Влияние Николая Немчина на Феодора Карпова обнаруживалось в том, что «в нем развилось стремление проверять навеваемые отвне сомнения путем самостоятельного изучения источников христианского вероучения». См. послание Ф. Карпова к Максиму Греку в рукоп. библ. купца Хлудова в Москве, 74, ч. II, л. 843–845. Сравн. соч. Максима Грека, ч. I, 347. 544 Сочин. Максима Грека , ч. I, 132. О католической пропаганде в рассматриваемое время см. статью Петрова «О влиянии западно-европейской литературы на древнерусскую». Труды Киевской Духовн. Акад. 1872 г., m.II, кн. III, 705–779. Приступы папства в России с целью подчинения ее церкви зависимости Рима отличались особенною настойчивостью, это тем более, что за папство были все западные государи, между тем как Россия тогда не особенно поражала своим могуществом. Великий князь Василий Иоаннович понимал опасность, какая угрожала России от католичества. В послании к одному Волоколамскому подвижнику Кассиану Босому великий князь просит его молиться об избавлении от латинства и бесерменства. Рукоп. Синод. библ. 927, л. 113–115. 546 Сочин. Максима Грека , ч. I, XXIII, 485–494. «Склад Максима Грека о поклонении св. икон противу Лютера» в рукоп. библ. A. И. Хлудова в Москве 74, л. 908. Но из того, что Максим писал против Лютера, нельзя еще прямо приходить к заключению о существовании в его время в России лютеранской пропаганды, как то напротив делают некоторые ученые. Соколов: «Отношение протестантизма к России в XVI и XVII в.в., Москва, 1880 г., 53–57. Читать далее Источник: Митрополит Даниил и его сочинения : Исслед. Василия Жмакина. - Москва : Имп. о-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1881. - 890 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010