В мае 1991 года батюшка и его спутники во время своих поисков остановились в Тервеничах на ночлег, а наутро огляделись вокруг и поняли: вот оно, это место. Храм был практически разрушен, но стоял в живописном месте - на холме на берегу озера. Батюшка и прихожане начали восстанавливать храм своими силами. «Я помню, храм был завален мусором выше человеческого роста. Что там, внутри, было не видно. Только через крошечное отверстие можно было разглядеть алтарную часть», - вспоминает старейшая насельница обители схимонахиня Мария. Возле храма было старое кладбище. Летом, во время работ по расчистке территории, к батюшке подошла молодая пара. Гости рассказали, что им в течение трех дней снилась усопшая бабушка, жительница соседнего села, и велела привезти в Тервеничи десять рублей и отдать их священнику на восстановление храма. Таким было первое пожертвование на будущую обитель. Накануне праздника Покрова Божией Матери, 13 октября 1991 года, состоялся первый постриг, 31 декабря - следующий. Первые монахини обители живут и здравствуют, ныне это схимонахини Мария и Саломия. Третьей по счету сестрой, приехавшей в монастырь, оказалась нынешняя его игумения - монахиня Лукиана (Рысева). По благословению митрополита Иоанна (Снычева) обитель была зарегистрирована как сестричество. В восстанавливаемом храме служили молебны, а на Покров 1991 года впервые совершили Божественную литургию. 14 апреля 1997 года по представлению митрополита Владимира решением Священного Синода Покровское сестричество получило статус монастыря, храм святых мучениц в Санкт-Петербурге стал его подворьем. Монахиня Лукиана стала первой настоятельницей, духовником монастыря -отец Лукиан (Куценко). «…ЮЖЕ БЛАГОИЗВОЛИЛА ЕСИ ЯВИТИ НА ГОРЕ ТЕРВЕНИЧЕСТЕЙ» Обитель была основана, но своих святынь в ней поначалу не было. Эти святыни Бог открыл и даровал монастырю через духовника обители. Ему в тонком сне явилась Божия Матерь: Она стояла на Тервенической земле, указывая на лежащую рядом икону, из-под которой струилась вода. Икона была похожа на Касперовский образ Божией Матери, особо почитаемый в Одессе, откуда отец Лукиан родом. Вскоре будущая монастырская святыня была найдена в мастерской одесской художницы. 23 февраля 1992 года икону привезли в Санкт-Петербург, в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/46...

Мне известен еще такой случай. Один человек обогнал на Петербургской улице сборщицу-монахиню, не подав ей. А потом, точно остановленный какой-то силой, подождал ее и спросил, на какую обитель она собирает. — Божией Матери «Отрада» («Утешение»), — ответила она. Он подал и подумал про себя: «Какое значительное и прекрасное название — икона Богоматери “Отрада” и (“Утешение”)». В тот же день получил он письмо от одной старинной знакомой, которая писала ему: «Знаете ли вы, что в день вашего Ангела празднуется икона Богоматери “Отрада” (“Утешение”)? Если у вас ее нет, я вам ее пришлю». Отраден вид тех жилищ, где живут по-старозаветному, где «в красных углах» стоят иконы большого размера с теплящимися пред ними лампадами. И как жалки те, еще верующие, но не смеющие исповедовать открыто свою веру семьи, где в парадных комнатах иконы прячут или вешают такие маленькие иконы, что они сливаются с рисунками обоев. Если бы мы верили горячей и чище и, пока мы в силе, собирая себе видимые предметы веры, мы сосредоточили бы свою любовь на тех иконах, которые нам были дороги по каким-нибудь воспоминаниям, по обстоятельству тех явлений, наконец, по самым именам своим, мы тогда получили бы много духовного счастья, потому что Богоматерь не оставляет без отклика тех, кто к Ней стремится. Одни имена икон Богоматери, если в них вдуматься, дают душе такое утешение! Самый вид этих икон как возвышает душу! Вот Богоматерь нежно прижимает обеими руками к щеке головку Младенца («Касперовская»). Вот, держа правой рукой Младенца, левую с выражением страдания прижимает к голове («Утоли моя печали»). Вот крепко обеими руками держит Младенца Христа, словно боясь, что у Нее Его отнимут, как готова держать и охранять всякую доверившуюся Ей душу («Взыскание погибших»). Вот показывает Христу, спящему в рубашечке у Ней на коленях, небольшой крест, за который Младенец ухватился своей ручкой, а около стоит та таинственная чаша, которую Ему предстоит испить (Козельщанская). Вот держит в левой руке ветку расцветших цветов («Неувядаемый Цвет»). Вот одной рукой обнимает Младенца, в другой — лестница в знамение того, что она является связью между землей и небом (Путивльская). Вот, поникнув головой, поддерживает руками семь стрел, пронзивших Ее сердце («Семистрельная»). Вот стоит среди огненной звезды («Купина неопалимая») — прообраз Ее неизменной непорочности: до Рождества — Дева, в Рождестве — Дева, по Рождестве — Дева. Вот, одетая в царские одежды, в неизъяснимом величии царицы, в неизъяснимой красоте и скоромности белой лилии, сложив руки на груди, с поникшей головой, внимает каким-то тайнам, совершающимся в Ее сердце (Остробрамская).

http://pravoslavie.ru/2261.html

Завершается восстановление Спасо-Преображенского собора в Одессе Одесса, 3 января 2005 г. Освящение нижнего храма восстанавливаемого Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора состоится 6 января, сообщает корреспондент Православия. ru Сергей Степанов со ссылкой на информационное агентство " Репортер " . Нижний храм будет освящен в честь святителя Иннокентия Борисова, мощи которого будут перенесены из Свято-Успенского собора. Примечательно, что если верхний храм воссоздавался по подобию того, каким был интерьер взорванного собора, то нижний проектировался и оформлялся заново. Специалисты кропотливо, во всех подробностях, изучили оформление уже имеющихся нижних храмов в разных городах, ознакомились с соответствующей литературой, образцами орнаментов. Оформлением нижнего храма занималась группа одесских архитекторов и художников под руководством Владимира Борисова. В ее составе - выпускники художественных вузов, талантливые специалисты, которые имеют опыт росписи церквей в разных уголках Украины. Один из них - выпускник одесской " грековки " Александр Рудой. Он занимается иконописью с восьмого класса школы, оформлял монастыри, неоднократно выставлялся в Третьяковской галерее. Репродукция его работы вошла в каталог " Украинская икона " . Для собора А. Рудой вместе с коллегами написал 17 икон. Напомним, что Спасо-Преображенский собор был построен в Одессе в 1809 году. Главной святыней соборной церкви была чудодейственная икона Касперовской Божией Матери, которая доставлялась ежегодно в Одессу из села Касперовка 25 сентября и оставалась в соборе до праздника Святой Пасхи. В Спасо-Преображенском соборе были захоронены архиепископы Иннокентий (1857г.), Иоанникий (1877г.), Дмитрий (1883г.), Никанор (1890г.). В храме размещалась могила светлейшего князя М.С.Воронцова и его супруги. В 1936г. Спасо-Преображенский кафедральный собор был варварски разрушен. 3 января 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/12318.html

Бехтерев Владимир Михайлович (1857–1927) — невролог, психиатр, психолог. Положил начало отечественной нейрохирургии. В 1908 г. организовал Психоневрологический институт. Его именем названа болезнь, которую он впервые описал — одеревенелость позвоночника с искривлениями. Павлов Иван Петрович (1849–1936) — знаменитый русский ученый-физиолог, открыватель условных рефлексов, академик, лауреат Нобелевской премии. С 1891 по 1936 год заведовал физиологическим отделением Института экспериментальной медицины, организованного при его непосредственном участии. Архимандрит Венедикт (в миру священник Виктор Дьяконов) — рукоположен в 1873 г., спустя 8 лет овдовел. В 1883 г. согласно прошению определен в Оптину пустынь, где был пострижен в 1887 г. В последние годы жизни (с 1903) — настоятель Боровского Пафнутиева монастыря. Скончался в 1915 г. Касперовская икона Божией Матери – древняя икона, долгое время принадлежавшая сербской семье. В 1809 г. попала к херсонской помещице Иулиании Иоанновне Касперовой, в 1840 г. во время молитвы помещицы чудесно обновилась и с тех пор стала являть чудеса исцелений и помощи. Память ее празднуется 29 июня, 1 октября и в среду Светлой седмицы. Прп. Иосиф Оптинский (в миру Иван Ефимович Литовкин, 1837–1911) — родился в селе Городище Старобельского уезда Харьковской губернии в крестьянской семье. В 1861 г. поступил в Оптину пустынь, в 1872 г. был пострижен в мантию, в 1878 г. рукоположен в иеромонаха, в 1888 г. принял схиму. Сначала работал на кухне, затем стал келейником старца Амвросия и 50 лет пребывал в совершенном послушании старцу. После смерти прп. Амвросия был назначен духовником Шамординского монастыря вместе со старцем Анатолием (Зерцаловым). В 1894 г. стал скитоначальником в Оптиной пустыни. В 1905 г. вынужден был оставить эту должность из-за болезни. Канонизирован в 1996 г. Память 11 октября. Казанская Горская Амвросиевская женская пустынь в Шамордино — основана прп. Амвросием Оптинским в 1883 г. К началу ХХвека стала самым многочисленным женским монастырем в России: здесь подвизалось более 1000 монахинь и послушниц, существовал сиротский дом. См.: «Про Шамординскую пустынь было следующее предсказание: «Игуменьей у них будет мать (это была матушка Евфросиния), потом мачеха, потом опять мать (игуменья матушка Валентина), и при ней разорение; потом маленькая община и при ней деятельная, потом опять мать и при ней Лавра). Последнему предсказанию еще суждено осуществиться»//Русск православное женское монашество XVII-XX вв./Составила монахиня Таисия (Карцова). Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992, с. 214. См. подробнее: Схиархимандрит о. Агат (Беловидов). Жизнеописание… оптинского старца Иеросхимонаха Амвросия в двух частях. М., 1900. Ч. 1, с. 109–118; ч. 2, с. 66–141. Казанская Амвросиевская женская пустынь Калужской губернии… . Шамордино, 1908.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Чудное обновление образа произошло без свидетелей, среди глубокой ночи, в феврале 1840 года. Для семьи Касперовых, не известно, по каким обстоятельствам, настали скорбные времена, и помещица Иулиания часто обращалась с горячей молитвой к Заступнице Усердной перед своим родовым образом. Однажды во время молитвы, в третьем часу за полночь, Касперова с удивлением обнаружила, что образ вдруг «стал столь светлым и живым», что после этого взволнованная женщина не смогла уже уснуть до самого утра и провела ночь в молитвах к Божией Матери. Супруги Касперовы по взаимном совещании решили не разглашать о чуде, но преблагая воля Божия судила быть иначе! Образ обновился чудесным образом и с тех пор у иконы начинают происходить многочисленные и явные исцеления… В соседстве с селом Касперовкой в то время находилась деревня Кизим. В 40-х годах 19-го века жила здесь мелкопоместная дворянка Вера Бурлеева; женщина была долгое время больна, с омертвевшей левой рукой. После напрасных попыток излечиться, слышит она по весне 1840 года в сонном видении голос Богоматери, посылающий ее в Касперовку помолиться св. образу. Бурлееву, по ее настойчивому желанию, привезли в дом Иулиании Ионовны, где она усердно помолилась и получила совершенное исцеление. «От сего случая, — говорила г-жа Касперова, — в народе начала происходить молва, многие стали приходить ко мне на дом, многие приезжали, молились в образной комнате и получали исцеление». На лето 1843 года падают три выдающихся исцеления. Получил совершенное здравие после молитв пред образом Божией Матери крестьянский 13-летний мальчик из города Херсона Иван Шумяков, который страдал припадками падучей болезни, не владел руками, ногами, языком и часто терял сознание. Ушла домой из Касперовки вполне здоровой очаковская мещанка Мария Смешная, которую в дом госпожи Касперовой привезли, так как, разбитая параличом, она не владела половиной своего тела и двигаться сама была не в силах. Наконец, после молитвы пред образом Пресвятой Девы и помазания маслом от лампады возвратился рассудок новоивановской крестьянке Прасковье Семипудовой, которая долгое время пред тем была одержима сумасшествием…

http://azbyka.ru/palomnik/Касперовская_и...

Во время Крымской войны, по благословению святителя Иннокентия Одесского, Касперовская икона Божией Матери в праздник Преображения Господня 1854 г. крестным ходом была перенесена в Одессу. Перед иконой совершались молебны, ее носили на береговые батареи, иконой благословляли воинов, отправлявшихся на фронт. 26 сентября 1855 г. неприятельский англо-французский флот появился у берегов Одессы, намереваясь начать бомбардировку. На соборной площади осажденного города при стечении многих тысяч молящихся в течении недели пред чудотворным образом Богородицы читался Великий покаянный канон преп. Андрея Критского. И внезапно, в день праздника Покрова Божией Матери, 1 октября 1855 г., вражеский флот покинул одесский рейд, не причинив городу никакого вреда. С тех пор установлено ежегодное празднование в честь Касперовского чудотворного образа в день Покрова Богородицы, а впоследствии  — также в Светлую Среду и в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В память чудесного спасения столицы Новороссийского края в годы Крымской войны предстательством Пресвятой Богородицы в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Одессы и в наши дни каждую пятницу совершается общегородское акафистное пение перед Чудотворным Касперовским образом Пречистой, установленное еще святителем Иннокентием. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 16 марта, 2022 16 марта, 2022 9 сентября, 2022 19 июня, 2022 23 мая, 2022 17 мая, 2022 28 апреля, 2022 15 апреля, 2022 13 апреля, 2022 16 марта, 2022 16 марта, 2022 9 сентября, 2022 19 июня, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/k-vizitu-svyatejshego-...

Благочинными были: настоятель Касперовской ц. в Николаеве прот. Емельян Яскевич (21 янв. 1925 - сер. 1927) (центр благочиния - Николаев), настоятель церкви в Ново-Петровском Евгений Цивелин (с 23 марта 1925) (центр благочиния - Ново-Петровское), настоятель собора в Очакове Тихон Козловский (с 30 апр. 1925) (центр благочиния - Очаков). В дальнейшем количество благочиннических округов увеличилось - появились Арнаутовский (благочинный - прот. Феодосий Лисицкий), Новобугский (благочинный - прот. В. Шингарёв) и др. округа. В сер. 1925 г. «епископ» Рафаил сделал в епархии 4 публичных доклада об обновленческом Всеукраинском соборе. Летом 1925 г. был возрожден обычай принесения в Николаев из Одессы Касперовской иконы Божией Матери. Обновленческий «Украïнський православний блarobichuk» так описывал это событие: «10 июля 1925 г. Вчера Николаев проводил для обратного следования в Одессу чудотворный Касперовский образ Божией Матери. Двухнедельное пребывание в городе чтимой на Херсонщине иконы, которую раньше, до войны, граждане принимали ежегодно и которой не видели у себя более 10 лет, было сплошным праздником: святая икона по очереди обошла все синодальные церкви, привлекая в них множество богомольцев... Во все эти дни совершались в храме соборные архиерейские богослужения с акафистными молениями, с неустанной проповедью за всеми церковными службами… Перелом в настроении тихоновской массы особенно сказался вчера, при проводах св. иконы, когда разрешенный нам властью крестный ход собрал массу людей, запрудившую улицу нескончаемым людским потоком, всенародным пением молитв сопровождавшую образ до пароходной пристани и оставшуюся на набережной в течение часа, до отхода парохода» (1925. 16. С. 17). Принесение иконы было организовано также в 1927 г., на протяжении 35 дней образ побывал в Нов. Буге, Вознесенске, Очакове, более чем в 20 селах. В 1927 г. обновленческой Николаевской епархии принадлежали 63 прихода. На 2-м епархиальном съезде духовенства и мирян, прошедшем 22-23 июля 1927 г.

http://pravenc.ru/text/2565630.html

— Ваше Блаженство, я сподобился побывать в Вашей домовой церкви, где Вы ежедневно совершаете свое молитвенное правило. Кроме удивительного по красоте Тихвинского образа Божией Матери там есть и старинная Касперовская икона Богородицы, а также несколько древних Казанских икон. Ведь и они там не случайно? — Я уже упоминал свое прибытие в Одессу, где прошли мои первые годы духовного образования в семинарии, самые яркие и, наверное, важные по своему значению для моего дальнейшего служения Церкви. Ведь после окончания Ленинградской духовной академии, защиты кандидатской диссертации, рукоположения в диакона, священника, принятия монашества Господь снова направил меня в Одессу, но уже в качестве преподавателя семинарии. А после окончания аспирантуры при Московской духовной академии мне благословили нести послушание ректора Одесской семинарии. Так вот, тот золотой образок, который я получил юношей в привокзальном храме, был маленькой Казанской иконкой. И я расценил это как благословение. Ну, а древний чудотворный Касперовский образ Божией Матери находится в одесском кафедральном соборе. Это великая святыня юга Украины. И где бы я ни находился в своем дальнейшем служении — в Иерусалиме, Чернигове, Женеве, Москве, Ростове, — я всегда мысленно притекал в этот край, где мою жизнь согревала благодать, щедро изливающаяся через чудотворную Касперовскую икону. — В древние чудотворные образы вложены глубокие смыслы. Но сейчас чаще всего к иконе относятся как к произведению искусства и только. Модно коллекционировать иконы. Я уже не говорю о том, что часто иконы становятся предметом торговли, бизнеса, причем не всегда чистоплотного. — Но ведь не только иконы становятся предметами торговли или безжизненной экспозиции. У нас еще стоят древние храмы в тишине и мертвенности музейного духа, где не звучат молитвы и песнопения, где не происходит великое таинство евхаристии, ради которых, собственно, и строились эти святыни. Мало того, в Украине еще более 300 храмовых помещений, не считая других церковных строений, пребывают в ведомстве различных организаций, совершенно далеких от культуры, — военных, торговых, спортивных. Но это тема иной беседы.

http://pravmir.ru/interview-mitropolita-...

        Невольно становлюсь свидетелем диалога двух женщин у одной из икон: «А эту икону ты бы себе взяла?.. А эту?» - «Да… и эту тоже…». Решаюсь прикинуть на первый взгляд, какие иконы выставки я «взяла бы себе». Стала записывать, их оказалось около двух десятков, почти половина выставки. А потом внимательнее посмотрела на те, которые «не взяла». Оказывается,  просто – не рассмотрела. Да и что такое «взять себе»? Разве что вместе с этим выставочным залом? Потом подумалось о судьбе этих икон. Конечно, это очень дорогие иконы.  И по вложению драгоценностей, и по работе, которая должна стоить по крайней мере - не меньше. Кто-то вложился, надеясь на отдачу… Хорошо, если бы не надеялись. Ну, вложились – и вложились… А на нужду Бог подаст. Конечно, икона должна быть в храме. В Храме Христа Спасителя  есть уже две иконы Божией Матери  из мастерской «Прикосновение» - «Тихвинская» и «Касперовская». А иконы выставки  хорошо бы оставить здесь, в музее храма. Ну, может ли быть более приличное место для них? И тут же мелькнула диктаторская мысль: без права приобретения. А то ведь купят эту, а потом еще и эту икону… И ладно бы – в храм, а то ведь и в частную коллекцию… А здесь, когда они все вместе, это же  пир духа. Устроители выставки – Фонд Святого Архангела Михаила – сознают, Что они представили посетителям. Поэтому и здесь вложение – максимальное, вложение любовное. Практически каждая икона, или некий триптих, представлены отдельно. Большая часть икон имеет отдельный подход, они будто вложены  в большие шкатулки темно красного бархата, куда можно войти. Продумана и подсветка: три глазка снизу, или один глазок сверху. Переходя от одной иконы к другой, вы невольно останавливаетесь: что это, откуда отзвуки? Может быть этажом выше идет репетиция хора? Но песнопения постовские, а сейчас – Пасха… Звуки гимнов, то приглушенные, то усиленные, отвечают восприятию, создают фон. А вот звучит  и искомое: «…Хвалите Его в кимвалех восклицания». Этот из150-й псалма Давида. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

http://radonezh.ru/analytics/put-vozrozh...

«Важно, чтобы каждый мастер, который трудится на ниве храмового зодчества, иконописания или иного церковного искусства, знал бы не только внешние формы и характеристики ремесла, но и вдумчиво изучал основы традиции. И если труд художника будет основан не на рабском копировании, а на внимательном и глубоком осмыслении самых основ церковного искусства, тогда, думаю, наше искусство будет возрождаться», — отметил председатель ОВЦС. От имени организаторов выставки выступил протоиерей Владимир Силовьев, председатель Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете г. Москвы. Вместе с представителями художественных мастерских «Прикосновение» и «Natalia Valevskaya» он передал в дар храму Христа Спасителя список Касперовской иконы Божией Матери. Выставка «Свет Рождественской звезды» подготовлена Искусствоведческой комиссией, порталом мастеров православных искусств «Дионисий» и «Журналом Московской Патриархии» . На выставке собраны иконы А. Соколова, священника Андрея Давыдова, А. Чашкина, А. Эйтенейера, С. Ржаницыной, центра «Русская икона», «Московской иконописной мастерской», миниатюры и иконы мстерских мастеров В. Молодкина, Е. Грачева, В. Фокеева, шитые иконы мастерских «Прикосновение» и «Natalia Valevskaya», ювелирные изделия «Мастерской Гребенниковых», работы мастерской «Кавида мастер», галереи «Бронзовое чудо», Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства, архитектурные проекты «Товарищества реставраторов» мастерских Андрея Анисимова и других. Скульптор Салават Щербаков предоставил победивший во всероссийском конкурсе проект памятника священномученику Гермогену, который будет установлен в Александровском саду. Для посетителей выставка откроется 7 февраля, по окончании работы Архиерейского Собора. Ее можно будет посетить до 25 февраля. В дни работы экспозиции будут организованы мастер-классы мастеров церковных ремесел, встречи с художниками, презентации ведущих мастерских церковного искусства. 7 февраля пройдет мастер-класс мозаики и архитектурного проектирования «Мастерской Андрея Анисимова» и мастер-класс иконописи Православной школы искусств «Троица», 15 февраля — презентация собрания произведений галереи «Бронзовое чудо». Все мероприятия начинаются в 15.00.

http://patriarchia.ru/db/text/2767314.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010