Конечно, миссионерская деятельность осуществлялась и в допетровский период, однако именно в синодальную эпоху она приобрела особый размах. Среди миссионеров XVIII века, трудившихся в деле обращения языческих народов, выделяется фигура святителя Иннокентия Иркутского (1680–1731) , внесшего огромный вклад в дело просвещения Сибири. За пределами России широкая миссионерская деятельность осуществлялась в Китае, Северной Америке и Японии, а также – на рубеже XIX u XX веков – в Урмии. Среди выдающихся миссионеров синодальной эпохи необходимо отметить святителей Иннокентия (Вениаминова ; 1797–1879) и Николая (Касаткина ; 1836–1912) . Святитель Иннокентий, посвятивший многие годы проповеди христианства среди калошей, коряков, чукчей, тунгусов и алеутов, стал первым православным епископом, чья юрисдикция распространилась на Северную Америку. А святитель Николай был первым православным епископом Японии, основателем Японской Православной Церкви, до сего дня сохраняющей каноническую зависимость от Московского Патриархата. Главный парадокс синодальной эпохи заключался в том, что, будучи периодом наивысшего расцвета и расширения Православной Церкви, она в то же время стала периодом массового расцерковления высших слоев российского общества, прежде всего дворянства и интеллигенции. Расцерковление образованных классов началось еще при Петре I. При Екатерине II в высшем обществе насаждалось вольтерьянство (сама императрица, хотя и оставалась православной христианкой, увлекалась Вольтером). В XIX веке на смену просвещенному деизму стал приходить атеизм, который к концу столетия имел значительное число адептов в среде интеллигенции. Если к началу синодальной эпохи Россия была православным государством, в котором весь уклад жизни всех слоев общества был пронизан церковностью и религиозностью, то к концу синодальной эпохи Россия превратилась в светское государство, где общественная жизнь определялась отнюдь не только православными идеалами и принципами. Во второй половине XIX u b начале XX века расцерковление проникло из среды интеллигенции в рабочий класс и даже в среду крестьянства, что стало особенно ощутимым в период между революциями 1905 и 1917 годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

По одним данным, он после возвращения в Москву из среднеазиатской ссылки некоторое время жил там в старообрядческой архиепископии, а затем был выслан в Архангельскую область, где и завершил свой жизненный путь в 1944 году. По другим, более достоверным, данным, в 1934 г. он был приговорен к трем годам тюремного заключения, которое отбыл в Ярославской тюрьме. Там же вновь приговорен (27.3.1937) к лишению свободы, а 4.9.1937 расстрелян.        Равноапостольный Николай (Касаткин , 13.8.1836–3.2.1912), архиепископ Японский – родился в бедной семье диакона Димитрия Касаткина в с. Березовка Смоленской губернии. Блестяще окончив Санкт-Петербургскую Духовную Академию (1860), принял монашеский постриг и отправился миссионером в Японию. Был настоятелем православной церкви при Русском консульстве в Хакодате. В 1868 г. зародилась Японская Православная Церковь , а в 1870 г. о. Николай назначается начальником Российской Духовной миссии в Японии. Хиротонисан во епископа Японского (1880), заложил в японской столице собор во имя Воскресения Христова (1884). На пожертвование Императора Николая II, сделанное им, когда он был ещё Наследником Престола, основал в Токио Духовную семинарию (1897). «Епископ Николай, – пишет списатель его жития, – сделал для японцев то же самое, что святые равноапостольные Кирилл и Мефодий для славян: он создал для них христианский язык и стремился поднять их до понимания евангельского и богослужебного языка». Накануне русско-японской войны 1904–1905 гг. «встревоженные возможностью войны со своими единоверцами, православные японцы обратились к своему Епископу. Он ответил им, что они по присяге обязаны исполнять свой воинский долг, но воевать – совсем не значит ненавидеть неприятеля, это значит – защищать своё Отечество. Патриотизм завещал нам Сам Спаситель, скорбевший об участи Иерусалима». Японское правительство, взяв под защиту Миссию и её сотрудников, разрешило свт. Николаю и священникам (которые все были японцы) окормлять русских военнопленных. Характерно, что во время войны никто из японцев не отпал от веры; более того, они продолжали принимать крещение (в 1905 г. крестилось 627 человек). Росло и число сотрудников Миссии. Никто в России не понял Японского святителя так хорошо, как Император Николай II. По окончании войны Царь писал ему: «Вы явили перед всеми, что Православная Церковь Христова, чуждая мирского владычества и всякой племенной вражды, одинаково объемлет любовью все племена и языки. В тяжкое время войны, когда оружие брани разрывает мирные отношения народов и правителей, Вы, по завету Христову, не оставили вверенного Вам стада, и благодать любви и веры дала Вам силу выдержать огненное испытание и посреди вражды бранной удержать мир веры и любви в созданной Вашими трудами Церкви...» Святителю был вручен орден св. блгв. Вел. Кн. Александра Невского (9.10.1906). По желанию Царя-Мученика Святитель был возведён в сан архиепископа (24.3.1906). Прославлен Русской Православной Церковью (10.4.1970).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Апостол Японии и его миссия (Основные идеи и принципы миссионерской деятельности святителя Николая Японского) Святитель Николай и Павел Накаи Уникальность личности святителя Николая (Касаткина; 1836–1912) в том, что он один смог основать в далекой от родины стране, среди носителей иного языка и культуры отдельную Поместную Церковь , основать там, где за принятие христианства по закону полагалась смертная казнь. Представим, как миссионер появляется среди абсолютно чужих и не расположенных к нему людей, где откровенно не любят Россию, а веру христиан воспринимают как самое страшное зловерие. По словам самого святителя Николая, «тогдашние японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи» . Одной жалобы на чужака, проповедующего «Бога неведомого» (Деян. 17: 23), было достаточно, чтобы пресечь здесь зарождаемое Православие. И вот проходит несколько десятилетий, и мы встречаем свидетельство посетившего Японию протоиерея Иоанна Восторгова: «Не было человека в Японии после императора, который пользовался бы в стране такою известностью, как глава Русской духовной миссии. В столице Японии не нужно было спрашивать, где Русская православная миссия, довольно было сказать одно слово “Николай”… И православный храм назывался именем “Николай”… даже само Православие называлось именем “Николай”. Путешествуя по стране в одежде русского священника, мы всегда и всюду встречали ласковые взоры, и в словах привета и разговора по поводу нас мы улавливали слухом среди непонятных слов и выражений незнакомого языка одно знакомое и дорогое: “Николай”» . Вот еще одно свидетельство: «Нам неоднократно приходилось быть свидетелями, как язычники, совершенно незнакомые владыке, с шумным восторгом приветствовали его на улице, и их мощное “банзай Николай” частенько раздавалось в японских кварталах. А дети, милые японские дети, постоянно окружали его кольцом и, как бабочки на огонь, вихрем неслись навстречу суровому на вид, но с добрым, ласковым сердцем святителю… Должно заметить, что беспрерывный тяжелый апостольский подвиг, праведная жизнь, особая прозорливость, чему мы сами были неоднократно свидетелями, давно уже между верующими православной Японии составили убеждение, что святитель Николай особенно близок и угоден Господу, что Он его прославил небесною славою. Даже язычники, и те помещали в газетах его портреты с сиянием и нимбом и часто называли его “сей да кео” (более точно: “сэй да кёо”. – В.Д.), то есть “святой архиепископ”» .

http://pravoslavie.ru/51989.html

Например, известные дневниковые записи Преосвященного Порфирия (Успенского) 1135 , охватывающие 1841–1885 гг., дают обильную информацию не только касательно экспедиционной и стационарной жизни автора, но и о состоянии официальных церковных учреждений, о вопросах межгосударственных и межцерковных отношений и т.д. Разысканные в 1980–х гг. усилиями японского профессора Кэнносукэ Накамуры в Центральном государственном историческом архиве в Ленинграде дневники известного русского миссионера, прославленного в 1970 г. в лике святых архиепископа Николая (Касаткина ) (1836–1912) охватывают (с лакунами) 1870–1911 гг. и дают ряд интересных характеристик особенностей начальной стадии процесса становления Православия в Японии (включая информацию о переводе Св. Писания и богослужебных книг на японский язык), завершившегося во 2–й пол. 20 в. формированием автономной Японской Православной Церкви в составе Русской Православной Церкви Московского Патриархата 1136 . Живым свидетельством не только о религиозной жизни русской эмиграции, но и о ряде особенностей становления автокефальной Православной Церкви в Америке можно считать дневниковые записи протопресвитера Александра Дмитриевича Шмемана (1921–1983), охватывающие 1973–1983 гг. 1137 Особый интерес к информации и характеристикам, приводимым о. Шмеманом, связан не только с его активной общественной позицией и широкими контактами 1138 , но и с его близостью к церковным событиям: кроме руководства в 1962–1983 гг. Св.–Владимирской духовной семинарией, он в 1964–1983 гг. был членом митрополичьего совета и сыграл важную роль в признании Северо–Американской автокефалии Московским Патриархатом. Важным источником информации о жизни Католической церкви в эпоху Возрождения является «Дневник» Стефано Инфессуры (ок. 1435 – до 1500), охватывающий время с 1294 до 1494 г. 1139 К папству Инфессура относится весьма враждебно. Корни этой вражды лежали в самой структуре коммунального уклада Папского государства, в особенности его столицы 1140 . В то же время, несмотря на политическую ангажированность, Инфессура не искажает фактов и старается передавать только то, что сам наблюдал либо узнал от доверенных лиц. Однако исключительный политический прагматизм Инфессуры делает его записи бесполезными для изучения таких явлений, как гуманизм, ренессансная литература и изобразительное искусство 1141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Валерий Фадеев , главный редактор журнала «Эксперт», директор Института общественного проектирования. Обращение к читателям журнала «Фома» в связи с началом серии публикаций «Реальная Россия». Фото Алексея Гуляева/«Эксперт». – С.10; Михаил Тарусин , руководитель сектора социологии Института общественного проектирования. Шаг первый. «Стратификация российского общества»: Как мы делали этот проект, и правда ли то, что мы получили. – С.10-11; Михаил Тарусин . Сколько в стране верующих? Текст проиллюстрирован таблицами, составленными по результатам социологических исследований. – С.12. Реклама : С.13. Владимир Легойда . Наш самолет вперед летит? Фото Игоря Верещагина//Фома. - – январь 2007. – С.14. – (рубрика « Грани »). Колонка главного редактора журнала «Фома». Лирическое эссе, в центре которого – размышления о двух самых острых для всех вопросах: зачем жить и как жить ? Тема номера: Православие в Японии: (на заставке фото – Александра Шепелева)   Необыкновенное путешествие: Православная Япония /Материалы побывавшей в Японии в качестве обозревателя журнала «Фома» Аллы Митрофановой // Фома. - – январь 2007. – С.16-19. – (рубрика « Тема номера: Православие в Японии »). Вошли материалы: Японская Православная Церковь . (Исторический очерк). – С.17; Митрополит Токийский Даниил : рассказывает о Православии в Японии и его связях с Русской Православной Церковью. Здесь же помещена краткая биографическая справка « Митрополит Токийский и всея Японии Даниил (Нуширо)…». Фото диакона Джона Микиа Камая. – С.18;   Апостол Японии. Развернутая биография святого равноапостольного Николая архиепископа Японского (в миру Ивана Дмитриевича Касаткина, 1836-1912). Фото предоставлено организаторами выставки «Апостол Японии». – С.19;   Имеются две врезки: Молитва Святому Духу (на японском языке)/Каллиграфия Алексея Потапова. – С.18; Трудности перевода. (О языке, на котором ведется богослужение в Японской Православной Церкви). – С.19; Первыми Православие приняли самураи . Епископ Сендайский Серафим об истории и особенностях японского Православия/Беседовала Алла Митрофанова. Фото диакона Джона Микиа Камая//Фома. - – январь 2007. – С.20-23. – (рубрика « Тема номера: Православие в Японии »). Имеется краткая биографическая справка « Епископ Серафим (в миру Нобору Цудзиэ)…» (С.21).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-45-y...

20 Николай, архиепископ Мирликийский; (Николай Чудотворец; IV в.), св. 20, 69, 70, 242, 246, 270 Николай II; (6 мая 1868 – 17 июля 1918) – российский император 20 октября 1894 – 2 марта 1917. Арестован 8 марта 1917, вместе с семьей перевезен в Тобольск, затем в Екатеринбург. Расстрелян в Ипатьевском доме в Екатеринбурге. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. причислен к лику страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников российских. 148, 151, 152, 153, 270 Николай (Гиляровский Николай Алексеевич); (5 января 1872 – ?). Окончил Новгородскую ДС (1891) и С.-Петербургскую ДА (1905), к. б. С 1891 – учитель, 2 июля 1892 – псаломщик, с 4 апреля 1893 – надзиратель Боровичского ДУ. С 30 августа 1894 – диакон Званского женского монастыря и учитель ЕЖУ. С 9 мая 1896 – священник Троицкой церкви Новгородской епархии. С 1 сентября 1900 – надзиратель С.-Петербургской ДС. С 16 января 1906 – учитель Боровичского ДУ. 7 августа 1922 хиротонисан во епископа Бакинского? С 21 августа 1922 – епископ Павлоградский, викарий Екатеринославской епархии. Участник обновленческого собора 1923. Архиепископ, с 4 февраля 1925 – архиепископ Боровичский, викарий Новгородской епархии (с 10 февраля 1925 – управляющий Новгородской епархией), с 28 апреля 1931 – архиепископ Старорусский, с 15 июля 1931 – Карельский, с 1931 – Владимирский. 323 Николай Японский , св. равноапост. – Николай (Касаткин Иван Дмитриевич); (1 августа 1836 – 3 февраля 1912). Основатель Русской православной миссии в Японии. С 30 марта 1880 – епископ Ревельский, с 24 марта 1906 – архиепископ Японский. Причислен к лику святых. 454 Николай (Соболев Николай Васильевич); (12 декабря 1854 – осень 1932). Окончил С.-Петербургскую ДС (1876). 6 февраля 1877 рукоположен во священника. С 1881 – священник с. Городище Новоладожского уезда, с 1885 – Алексеевской церкви при С.-Петербургском Доме Милосердия, с 12 мая 1895 – Введенской церкви на Петроградской стороне, с 6 мая 1904 – протоиерей, с 2 августа 1911 – настоятель. В 1922 уклонился в обновленчество. Будучи вдовым, 26 июня 1922 хиротонисан во архиепископа Петроградского и Ладожского. С апреля 1923 – архиепископ Ладожский, викарий Петроградской епархии. С 19 июня 1923 – архиепископ Ставропольский, настоятель Введенской церкви, с 18 февраля 1927 – архиепископ Ладожский, второй викарий Ленинградской епархии, с 26 марта 1931 – настоятель Введенской церкви Ленинграда.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вернувшись через пятнадцать лет в Санкт-Петербург, чтобы представить в Святейший Синод стратегический план миссионерских мероприятий, отец Иоанн нашел высокое признание со стороны высших церковных властей. Во время пребывания в Санкт-Петербурге он получил известие о том, что в Иркутске умерла его жена. Спустя некоторое время он принял монашеский постриг с именем Иннокентий. В 1840 году он был рукоположен в епископа Камчатского, Курильских и Алеутских островов. Позже в его административное подчинение вошел Якутский округ, а еще позже – русские провинции Сибири. Не довольствуясь руководством делами из архиерейской резиденции, владыка Иннокентий изъездил вдоль и поперек свою широко простиравшуюся епархию. Он трижды менял местоположение резиденции для лучшего наблюдения за вверенной ему территорией и теми местами, где он считал необходимым образовать миссии. 216 Есть очень много общего у о. Иоанна Вениаминова, отправившегося в 1823 году к алеутам, и его современника св. Макария Глухарева, в 1828 году прибывшего на Алтай. Обоих отличало ревностное отношение к обращению непросвещенных в свою веру; как и св. Макарий Глухарев, отец Иоанн приступал к крещению после длительного периода оглашения. Оба предпочитали проповедовать на языке обращаемого народа; наиболее поразительные результаты этого являют собой письменные труды преосвященного Иннокентия на алеутском языке. Оба были озабочены тем, чтобы миссионерство стало делом всей Церкви. Святому Макарию не довелось увидеть плоды своих мечтаний. Святой Иннокентий в 1870 году основал Православное Миссионерское Общество, которое занималось созданием фонда для поддержки миссий, строительства и содержания учебных и благотворительных учреждений. Административных функций, как это было в западных Церквах, данное Общество не осуществляло. Святой Митрополит Иннокентий умер в 1879 году после многотрудной жизни во славу Христа и Церкви. 217 Глава 5. Взгляд в прошлое. Восточноазиатские миссии Миссия в Японии До сих пор мы рассматривали те русские миссии, которые осуществляли свою деятельность на территории России. 218 Новая история русской миссии за рубежом открывается прибытием в 1861 году в Японию в качестве настоятеля храма при русском консульстве в Хакодате иеромонаха Николая Касаткина (1836–1912). 219 Отец Николай, человек глубоко религиозный, уже в детстве мечтал о проповеднической деятельности. 220 Его желание проповедовать Евангелие непросвещенным усилилось еще более после знакомства со св. Иннокентием (тогда епископом Камчатским), который посоветовал ему вплотную заняться изучением японского языка. 221 Служебные обязанности в консульстве оставляли о. Николаю достаточно времени для занятий языком. Так прошли первые годы в Японии.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

«Хотя бы небо разверзлось, — говорил владыка, — а я не имею права прекратить работы по переводам». Его трудами был переведен весь круг богослужебных книг: «Октоих», «Триодь постная и цветная», «Православное исповедование святителя Димитрия Ростовского », «Катехизис», «Священная история» и многое другое. И все это при постоянной скудости средств, в основном на иены прихожан. Грянула война Война с Японией, несчастная для России, была тяжелейшим испытанием. Уже немолодой владыка наотрез отказался уехать из Японии. Что это означало? Японские газеты называли его врагом, шпионом. Жрец Савадэ требовал физической расправы над святителем. Христиан японцы называли «Николаи но яцу», то есть «николаевские негодяи». Поездки его назывались разведывательными, молитвенные дома — шпионскими явками. Все нападки вынес святитель. Каково же было ему, его сердцу? Ведь он молился о победе русского оружия фактически над своей второй родиной. Конечно, труды и заботы архипастыря, переживания расшатывали его здоровье. В декабре 1911 года он слег и больше не вставал. Хотя вникал в дела церкви, пытался работать над переводами, много молился. Не спал от страданий, сидел всю ночь в кресле. Господь призвал его к Себе после исповеди, причастия, соборования 3 февраля 1912 года. И здесь не только христианская, но и вся многоконфессиональная Япония как будто сплотились в единой скорби, все поняли: какой великий человек ушел от них и как много он сделал для их страны. Ведь уже давно не надо было объяснять дорогу к русской миссии, достаточно было сказать: «Николай», — и любой рикша привозил к храму. Все русское называлось «Николай», даже сама вера православная. Вообще то, что недоверчивая Япония из всех стран более всего тяготеет к России, — это прямая заслуга святителя Николая. Русская Православная церковь 10 апреля 1970 года причислила святителя Николая клику святых с наименованием «равноапостольный». В Японии он уже давно почитается как великий праведник. Основные события жизни 1 августа 1836 года в селе Береза Бельского уезда Смоленской губернии родился мальчик Иван. Он вошел в историю и в память народную как Иоанн Димитриевич Касаткин.

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

В Татианинском храме откроется выставка, посвященная святителю Николаю Японскому Москва, 12 октября 2006 г . 14 августа 2006 г . исполнилось 170 лет со дня рождения святителя Николая Японского (в миру Ивана Дмитриевича Касаткина, 1836-1912), нашего великого соотечественника. С 24 октября по 31 декабря 2006 г . в выставочном помещении домового храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете (ул. Большая Никитская, д. 1) будет развернута экспозиция, рассказывающая о миссионерском подвиге Апостола Японии, сообщается на сайте « Россия в красках ». Выставка организуется силами небольшой инициативной группы, на пожертвования Патриаршего Подворья Русской Православной Церкви в Токио и других благотворителей, при участии Японской Автономной Православной Церкви, Архива Внешней политики Российской Империи Историко-документального департамента МИД РФ, Психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Оренбургского государственного университета. Основу экспозиции составляют редкие фотографии конца XIX—haчaлa ХХ вв., которые предоставила Городская библиотека г. Хакодатэ (Япония), иконы, написанные в Японии, оригиналы переводов Евангелия, Апостола, молитвословов и других богослужебных книг, жизнеописания святителя на японском языке, а также вещи некоторых православных японцев в качестве дара Японской Православной Церкви. Часть экспозиции будет содержать материалы по современному положению Японской Автономной Православной Церкви. Во время проведения выставки планируется показ фильмов о Православии в Японии, прослушивание записей церковных песнопений на японском языке. Выставка призвана показать важнейшие черты миссионерской деятельности святого равноапостольного Николая Японского, являющегося примером для миссионеров и сегодня. Выставка представляет интерес, как для почитающих просветителя Японии, так и для тех, кто впервые узнает о существовании Православной Церкви в Японии. Экспонаты подобраны таким образом, чтобы показать, что было сущностью духовного облика нашего великого святого соотечественника. Будет показано, что осталось на земле после него. Хотелось бы, чтобы выставка послужила проповеди православной веры в современном русском обществе, способствовала бы тому, чтобы имя архиепископа Николая Японского стало известно широким кругам. 12 октября 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/18800.html

Катков Михаил Никифорович (1818-1887) - известный публицист, журналист, издатель журнала «Русский вестник» и газеты «Московские ведомости». Преподавал в Московском университете в 1840-1850-х годах психологию, логику и историю философии. В 1850 г. в связи с тем, что преподавать философию стали профессора богословия, имеющие духовный сан, вынужден был оставить кафедру и не защитил диссертации на степень доктора философии Полемические статьи Каткова создали ему репутацию «властителя дум» русского общества 1860-1880-х годов и обусловили его реальное политическое влияние. Климент Александрийский (Тит Флавий) (ок.150-ок.215 (217? 220?)) - один из учителей Церкви, богослов, писатель, один их основателей александрийской школы. Кудрявцев Петр Николаевич (1816 - 1858) - профессор Московского университета. Его основное произведение «Судьбы Италии от падения Западной Римской империи до восстановления её Карлом» (1850). Николай Японский (Касаткин Иван Дмитриевич) (1836-1912) - святитель, архиепископ; миссионер, основатель Православной церкви в Японии. Паскаль Блез (1623-1662) - известный французский учёный, философ, писатель. Платон (428 или 427 до н. э. - 348 или 347 до н. э.) - древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Серафим Саровский (Мошнин Прохор Исидорович) (1754-1833) -преподобный, всея России чудотворец; по инициативе Государя Императора Николая II канонизированный Российской Церковью. Летом 1903 г. состоялись «Саровские торжества» при огромном (до 150 000 человек) стечении народа и с участием царя и других членов императорской фамилии. Филарет (Дроздов Василий Михайлович) (1782-1867) - святитель, митрополит Московский и Коломенский (с 1826), выдающийся церковный деятель, богослов и библеист. Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) - богослов, философ, писатель, поэт, публицист, один из основоположников и главных идеологов славянофильства. Шекспир (Shakespeare) Уильям (1564 - 1616) - знаменитый английский драматург и поэт. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/23/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010