За 27 лет управления самой обширной, отдаленной епархией архиепископ Иннокентий много сделал для распространения православия в Русской Америке, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Он получил и признание в научных кругах как глубокий исследователь этнографии и географии управляемого им обширного края, был избран почетным членом Российской Академии Наук и Русского географического общества. В 1868 г. святитель Иннокентий был поставлен митрополитом Московским и управлял этой первенствующей в России епархией до своей кончины в 1879 г. 188 Миссия в Америке После продажи в 1867 г. Россией своих североамериканских владений, в Петербурге склонялись к тому, чтобы закрыть там православную миссию, хотя она и была признана Соединенными Штатами Америки. Только благодаря энергии митрополита Иннокентия 10 июня 1870 г. была открыта русская Алеутская и Аляскинская епархия с кафедрой в Сан-Франциско. В конце XIX – начале XX в. в Северной Америке быстро возрастало число православного населения за счет эмигрантов из Украины, Галиции, Буковины и юго-славянских стран. В конце 80-х годов числилось 17 тыс. православных, в 1903 г. – 38,8 тыс., а в 1912 г. – более 200 тыс. В том же году Североамериканская и Алеутская духовные миссии были объединены в одну Американскую епархию. Глава епархии архиепископ Тихон (Белавин , будущий патриарх всея Руси) основал здесь первый монастырь и духовную семинарию. Издавался «Американский православный вестник» в Нью-Йорке. В связи с многонациональным характером православного населения в этой епархии архиепископ Тихон выдвинул идею преобразовать епархию в экзархат, что предполагалось осуществить на Поместном Соборе 189 . Миссия в Японии Значительный успех имела русская православная миссия в Японии благодаря неутомимой деятельности ее основателя и руководителя о. Николая (1836–1912; в миру Иван Дмитриевич Касаткин). По окончании в 1860 г. Петербургской духовной академии и принятии монашества он был назначен в сане иеромонаха настоятелем церкви при русском консульстве в г. Хакодате. Здесь он в совершенстве изучил японский язык, приобрел основательные познания в литературе и истории Японии, конфуцианстве, синтоизме, буддизме, изучил культуру и быт японцев. В русской прессе того времени печатались его интересные статьи о Японии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1797 году Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был переименован в Александро-Невскую Лавру, а Александро-Невская Главная семинария была преобразована в Александро-Невскую академию. После разработки и принятия Устава 17 февраля 1809 года состоялось торжественное открытие Санкт-Петербургской духовной академии. Она располагалась по-прежнему в Александро-Невской Лавре. Первым ректором СПбДА был архимандрит Евграф (Музалевский-Платонов), первым ректором семинарии - архимандрит Анатолий (Максимович), ректором Александро-Невского училища - московский выпускник иеромонах Филарет (Дроздов), занимавший одновременно пост инспектора в Духовной семинарии. Став ректором академии в 1812 году, архимандрит Филарет, будущий святитель Московский, положил особенно много трудов на созидание духовного образования. Академия является его детищем. Расширение и реформа Духовной академии потребовали отдельного здания. 10 июня 1817 года митрополитом Амвросием была освящена закладка академического корпуса. Его построили в 1817-1821 годах на церковные средства и на лаврской территории рядом с Феодоровским корпусом. С 1 марта 1809 года начинается история Санкт-Петербургской духовной семинарии - среднего духовно-учебного заведения. В 1841 году семинария также переводится за стены Лавры в специально построенное здание, в котором размещается и поныне. В 1886-1887 годах по центру Семинарского здания со стороны двора была сделана трехэтажная пристройка, куда переместили церковь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и освятили ее в 1888 году. За многие миссионерские труды и высокую праведную жизнь был канонизирован выпускник академии 1860 года апостол Японии свт. Николай (Касаткин) (18361912). Среди выпускников СПбДА - великий молитвенник, замечательный проповедник, пастырь-благотворитель святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829 – 1909). После Октябрьской социалистической революции 1917 года, вскоре, в 1918 году, Духовные школы были закрыты. Академические традиции еще некоторое время продолжали существовать в Петроградском богословском институте, который был создан в 1920 году и закрыт в 1923 году. Во время Великой Отечественной войны в помещениях семинарии работал госпиталь, а в здание попала авиабомба. Все страшные дни блокады митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский) оставался со своей паствой под бомбежками и артобстрелами в голодном и холодном граде святого апостола Петра.

http://azbyka.ru/palomnik/Санкт-Петербур...

Скачать epub pdf (Основные идеи и принципы миссионерской деятельности святителя Николая Японского ) Уникальность личности святителя Николая (Касаткина ; 1836–1912) в том, что он один смог основать в далекой от родины стране, среди носителей иного языка и культуры отдельную Поместную Церковь 1 , основать там, где за принятие христианства по закону полагалась смертная казнь. Представим, как миссионер появляется среди абсолютно чужих и не расположенных к нему людей, где откровенно не любят Россию, а веру христиан воспринимают как самое страшное зловерие. По словам самого святителя Николая, «тогдашние японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство как на злодейскую церковь , к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи» 2 . Одной жалобы на чужака, проповедующего «Бога неведомого» ( Деян. 17:23 ), было достаточно, чтобы пресечь здесь зарождаемое Православие. И вот проходит несколько десятилетий, и мы встречаем свидетельство посетившего Японию протоиерея Иоанна Восторгова : «Не было человека в Японии после императора, который пользовался бы в стране такою известностью, как глава Русской духовной миссии. В столице Японии не нужно было спрашивать, где Русская православная миссия, довольно было сказать одно слово «Николай»… И православный храм назывался именем «Николай«… даже само Православие называлось именем «Николай». Путешествуя по стране в одежде русского священника, мы всегда и всюду встречали ласковые взоры, и в словах привета и разговора по поводу нас мы улавливали слухом среди непонятных слов и выражений незнакомого языка одно знакомое и дорогое: «Николай»» 3 . Вот еще одно свидетельство: «Нам неоднократно приходилось быть свидетелями, как язычники, совершенно незнакомые владыке, с шумным восторгом приветствовали его на улице, и их мощное «банзай Николай» частенько раздавалось в японских кварталах. А дети, милые японские дети, постоянно окружали его кольцом и, как бабочки на огонь, вихрем неслись навстречу суровому на вид, но с добрым, ласковым сердцем святителю… Должно заметить, что беспрерывный тяжелый апостольский подвиг, праведная жизнь, особая прозорливость, чему мы сами были неоднократно свидетелями, давно уже между верующими православной Японии составили убеждение, что святитель Николай особенно близок и угоден Господу, что Он его прославил небесною славою. Даже язычники, и те помещали в газетах его портреты с сиянием и нимбом и часто называли его «сей да кео» (более точно: «сэй да кёо». – В.Д.), то есть «святой архиепископ " » 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Расширение границ Российской империи способствовало расширению миссионерской деятельности Церкви как на внутреннем пространстве империи, так и за ее пределами. Внутри России миссия осуществлялась главным образом среди языческого населения тех регионов, которые присоединялись к империи, а также в областях, охваченных униатством. Конечно, миссионерская деятельность осуществлялась и в допетровский период, однако именно в синодальную эпоху она приобрела особый размах. Среди миссионеров XVIII века, трудившихся в деле обращения языческих народов, выделяется фигура святителя Иннокентия Иркутского (1680–1731). внесшего огромный вклад в дело просвещения Сибири. Значительный вклад в дело возвращения униатов в Православие внес в XVIII веке белорусский архиепископ Георгий Конисский (1717–1795): благодаря его деятельности в Православие вернулось более 100 тысяч униатов. В 1839 году, благодаря трудам митрополита Иосифа Семашко (1789–1868), униатская Церковь в Белоруссии и Литве воссоединилась с Православием. За пределами России широкая миссионерская деятельность осуществлялась в Китае, Северной Америке и Японии, а также – на рубеже XIX и XX веков – в Урмии. Среди выдающихся миссионеров синодальной эпохи необходимо отметить святителей Иннокентия (Вениаминова ; 1797–1879) и Николая (Касаткина ; 1836–1912). Святитель Иннокентий, посвятивший многие годы проповеди христианства среди калошей, коряков, чукчей, тунгусов и алеутов, стал первым православным епископом, чья юрисдикция распространилась на Северную Америку. А святитель Николай был первым православным епископом Японии, основателем Японской Православной Церкви, до сего дня сохраняющей каноническую зависимость от Московского Патриархата. Главный парадокс синодальной эпохи заключался в том, что, будучи периодом наивысшего расцвета и расширения Православной Церкви, она в то же время стала периодом массового расцерковления высших слоев российского общества, прежде всего дворянства и интеллигенции. Приведенные выше слова Герцена о Филарете Московском – лишь одно из многочисленных свидетельств духовной пропасти, образовавшейся между Церковью и миром либеральной интеллигенции, которая в XIX веке в значительном большинстве была оторвана от Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Апостол Японии Проповедь Православия в Японии неразрывно связана с именем святого равноапостольного Николая архиепископа Японского (в миру Ивана Дмитриевича Касаткина, 1836-1912). Сын сельского диакона из маленького села Береза Бельского уезда Смоленской губернии, он остался без матери, когда ему было всего пять лет. Отец часто болел и сильно нуждался. Ване Касаткину пришлось пешком добираться до семинарии губернского города Смоленска, а это более 150 верст. Но духовное образование он все-таки получил. И не только в семинарии, но и в Санкт-Петербургской духовной академии, где он за год до окончания курса принял постриг с именем Николай. А после окончания академии был рукоположен в иеромонаха и назначен настоятелем церкви при русском консульстве в Хакодатэ на острове Хоккайдо, где в 1861 году и началось его служение. Правда, миссионерством он сразу заняться не мог - тогда в Японии еще под страхом смертной казни было запрещено распространять христианство. Около 8 лет иеромонах Николай изучал труднейший японский язык, историю, культуру, литературу и обычаи народа, которому ему предстояло нести Слово Божие. А если и проповедовал, то тайно, с риском для жизни. Первый японец, обращенный им в Православие - Такума Савабэ - действительно сначала хотел его убить. Но, приняв Крещение с именем Павел, стал ближайшим помощником русского миссионера, а потом и первым японским православным священником. Постепенно число учеников иеромонаха Николая росло. Тайное крещение принимали уже десятки его последователей. Несмотря на все трудности, миссионерская проповедь в Японии имела успех, и в 1869 году иеромонах Николай поехал в Россию хлопотать об учреждении в Японии Православной Миссии. Через полтора года он вернулся в Японию уже в сане архимандрита - начальником учрежденной Святейшим Синодом миссии. Его ученики в Хакодатэ за время отсутствия своего духовного отца не только не забыли его уроков, но и сами стали горячими проповедниками Православия. Архимандрит Николай привез с собой помощника - иеромонаха Анатолия и, оставив на его попечение своих духовных чад, сам переехал в Токио: в 1873 году запрет на проповедь христианства был снят, и сначала на севере, а потом и в других районах Японии стали появляться православные храмы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

еп. Ковровский Афанасий (Сахаров). М., 1995). Свт. Иннокентий (Вениаминов). Литография. 1868 г. (РГБ) Свт. Иннокентий (Вениаминов). Литография. 1868 г. (РГБ) По докладам Отдела о богослужении, проповедничестве и храмах Поместный Собор определением от 18 апр. 1918 г. канонизировал к общецерковному почитанию 2 святых: сщмч. Иосифа , митр. Астраханского и Терского († 1671), и свт. Софрония (Кристалевского) , еп. Иркутского († 1771). Определением от 18 апр. 1918 г. Поместный Собор сделал первый шаг к подготовке прославления новомучеников - установил по всей России ежегодное поминовение в день 25 янв. (день мученической кончины митр. Владимира (Богоявленского) ) или в следующий за ним воскресный день «всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников» (Собор, 1918. Деяния. Т. 9. С. 125). После Собора 1917-1918 гг. в силу негласного запрета властей вопросы К. не могли быть поставлены открыто. С нач. 60-х гг. Свящ. Синод внес в месяцеслов РПЦ имена нескольких святых, канонизированных в других Поместных Церквах: 1 июля 1962 г.- св. прав. Иоанна Русского, исп. († 1730), ранее канонизированного К-польской и Элладской Церквами; 12 нояб. 1970 г.- прп. Германа Аляскинского († 1836), прославленного Американской Православной Церковью 9 авг. 1970 г. По обращению Собора Православной миссии в Японии Синод РПЦ 10 апр. 1970 г. прославил в лике святых равноап. Николая (Касаткина) , архиеп. Японского († 1912). По обращению в 1974 г. Свящ. Синода Православной Церкви в Америке Синод РПЦ учредил Комиссию для изучения материалов о жизни просветителя Америки митр. Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова) († 1879). В результате 6 окт. 1977 г. Свящ. Синод РПЦ прославил его в лике святых. 21 февр. 1978 г. постановлением Святейшего патриарха Пимена и Свящ. Синода были утверждены служба и акафист свт. Мелетию (Леонтовичу) , архиеп. Харьковскому и Ахтырскому († 1840), что явилось своеобразной формой его К. Внешняя зависимость Церкви от гос-ва исключила возможности прославления отдельных святых, но это послужило поводом к тому, что начиная с 60-х гг.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

403 Кастальский Александр Дмитриевич (1856–1926), композитор, хоровой дирижер, фольклорист, музыкально-общественный деятель. Окончил Московскую консерваторию С 1887 г. преподаватель Синодального училища, с 1910 г. его директор, в 1907–1910 гг. регент Синодального хора. С 1922 г. профессор Московской консерватории. – Примечание. 405 Одно из главных песнопений вечерни, в переложении Чайковского: Чайковский Петр Ильич (1840–1893), русский композитор. – Примечание. 406 Стихира на стиховне в гармонизации Турчанинова: «Тебе одеющагося светом, яко ризою». Она поется всего два раза в год (в Великую пятницу и в третью неделю по Пасхе). – Примечание. 408 тропарь Великого Четверга в гармонизации Чеснокова. Чесноков Павел Григорьевич (1877–1944), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог. С 1895 г. преподаватель Синодального училища церковного пения. С 1917 г. руководитель государственного хора. С 1921 г. профессор Московской консерватории. – Примечание. 409 Выступление о. Симеона с приветствием от Японской Церкви см.: Деяния... Т. 2. С. 367–368. – Примечание. 410 Святой равноапостольный Николай (Касаткин Иван Дмитриевич; 1836–1912), архиепископ, основатель русской православной миссии в Японии, переводчик Библии на японский язык. В 1870 г. по инициативе о. Николая была учреждена православная миссия в Японии, начальником которой он был назначен. В 1880 г. хиротонисан во епископа Ревельского, викария Рижской епархии. С 1906 г. архиепископ Японский. Причислен к лику святых в 1970 г. – Примечание. 411 Внеочередное заявление епископа Нестора о появившихся антирелигиозных брошюрах см.: Деяния... Т. 2. С. 369. – Примечание. 412 23 октября 1917 г. протопресвитер Н. А. Любимов доложил Собору о надругательстве над мощами св. Патриарха Ермогена и призвал «весь народ грудью встать на защиту заветных святынь», и по предложению членов Собора призвал всех совершить у мощей торжественное моление. Предложение о. Николая было принято всеми членами Собора (См.: Деяния... Т. 2. С. 369–370). Патриарх Гермоген – Гермоген (Ермоген) (в миру Ермолай) (ок. 1530–1612), священномученик, Патриарх Московский и всея России с 1606 г. В 1589 г. хиротонисан во епископа Казанского, позднее возведен в сан митрополита Казанского и Астраханского. В 1608 г. выступил против Лжедмитрия II («Тушинского вора»), после захвата поляками Москвы запретил москвичам присягать польскому королю Сигизмунду III. В 1610–1611 гг. рассылал по русским городам грамоты с призывом к восстанию против интервентов. Схвачен поляками, заточен в Чудов монастырь и заморен голодом. Причислен клику святых в 1913 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Он заложил прочные основы для общины христиан среди восточных народов Российской Империи. Епископ Николай Японский (Касаткин) (1836–1912) К числу знаменитых миссионеров Русского Православия принадлежит и епископ Николай Просветитель Японии. Пятьдесят два года прожил он в стране Восходящего Солнца. Он стал столь любим своей японской паствой, что даже во время Русско-японской войны (1904–5) он не потерял ее доверия. Ему удалось создать национальную Церковь Японии, со своими японским духовенством, семинариями и с несколькими тысячами ревностных христиан. Японская Церковь продолжает до сих пор свою миссионерскую работу. Существует также Православная Церковь в Китае, Корее и Аляске. Миссионерская работа велась перед Великой войной 1914 года также в Урмии, в Персии. Вся эта разнообразная и плодотворная деятельность Русского Православия по распространению веры среди язычников и магометан внутри и вне Российской Империи всегда отличалась любовью и пониманием местных национальных особенностей азиатских народов. Там, где она велась в этом духе, она приносила богатые плоды, укреплявшие духовную связь между русским и другими племенами, населяющими северную и восточную Азию. Православие и русская интеллигенция Русская Империя, несмотря на свой рост и быстрое экономическое развитие, была поражена внутренними противоречиями и тяжкими недугами. Одним из наиболее серьезных из них был разрыв между по-европейски образованными классами русского общества и основной массой народа. Этот раскол, начавшийся во время Петра Первого, так и не был преодолен до конца существования империи. Причиной неудачи всех попыток найти общий язык было глубоко укоренившееся пренебрежение Церковью, переходившее нередко в открытую враждебность к ней в среде русской бюрократии и интеллигенции. Оно рождалось из убеждения, что все ценное и культурно значительное непременно должно иметь западное происхождение, что русские смогут идти вперед только, если они будут подражать европейским народам. Желание догнать и перегнать Европу, а потом и Америку – было тем ослепляющим соблазном, который делало, и все еще делает, невозможной для многих русских людей правильную оценку силы и истины Православия. Трагизм этого упорного заблуждения становится особенно наглядным в свете тех попыток, которые делались для его преодоления в течение XIX и XX столетий. Православие и русская литература

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Одним из примеров христианского приключенческого жанра являются описания миссионерской деятельности на Алтае Макария, будущего митрополита Московского и Коломенского, живо и с огромной долей юмора составленные А. Макаровой–Мирской  . Удивительна жизнь святого равноапостольного Николая Японского, в миру Ивана Дмитриевича Касаткина (1.08.1836–3.02.1912)  . Много в церковной и светской литературе и периодике опубликовано о монахине Марии (Скобцевой). Ей даже посвящена кинокартина, из которой, как и из ряда публикаций, почти выпало духовно–религиозное содержание этой личности — упор сделан на ее партизанско–подпольной деятельности. Полезно делиться с детьми воспоминаниями о тех подвижниках веры, благочестия и милосердия, с которыми родители встречались на своем жизненном пути. Широкое хождение получили сборники «Непридуманные рассказы», многие из которых обладают бесспорными художественными достоинствами, а некоторые трогают своей бесхитростностью. Образы человеческие обладают учительной силой. В последние годы по рукам ходят рукописи заметок–воспоминаний различных старушек о своих духовниках и знакомых монахинях. В этих заметках обычно много эмоций, иногда сентиментальности; видно живое отношение авторов, обычно безымянных, к своим наставникам, но часто, однако, не хватает прорисовки духовного облика пастыря, «методологии» окормления им своих пасомых, не раскрыты пути его собственного духовного развития. Глубокие исследования–воспоминания попадаются редко. Они раскрывают совсем иной мир жизни, верований и чувств, чем повседневно нас окружающий. Прекрасным примером таких воспоминаний–исследований является «История одной жизни» Н. А. Фиолетовой, посвященная профессору Н. Н. Фиолетову  . Большое распространение получила работа А. Ф. Ермолович  о знаменитом московском священнике–старце о. Алексие Мечеве. С интересом читаются очерки об архимандрите Лаврентии из Чернигова, о протоиерее Иове Атаманском из Одессы и многих других. Учет подобных работ, конечно, нигде не ведется. «Ищите и обрящете»!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Познáем и мы... свою вину пред Богом, познáем Его силу над нами и обратимся к Нему вседушевно. Но видим уже и воистину благодеющую десницу Вседержителя. Смотрите – какое оздоровляющее и ободряющее действие произвели в нас те декреты о нашей вере и Церкви, какие появились в стране нашей за последнее время. Гроза разряжает застоявшийся и накалившийся воздух... Увидевши опасность лишиться свободы веровать и молиться... православные россияне воодушевились на стояние за веру и Церковь... явились священномученики и... исповедники среди архиереев, иереев и иноков, – и миряне православные дружно и самоотверженно встали на защиту своей свободы веровать, на защиту Святой Церкви. То там, то здесь уже многие и живот свой за веру положили. Да упокоит Господь души их и молитвами их да помилует нас и Россию» . Архимандрит Дамаскин (Орловский) Библиография Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь». Тверь. 2008. С. 73-175 Примечания [a] Впоследствии архиепископ Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин; 1836-1912), святитель, равноапостольный, просветитель Японии, прославлен Русской Православной Церковью в 1970 году; память 3/16 февраля. [c] К этому времени «русские цари» были немцами по происхождению, не всегда хорошо знавшими не только страну и ее народ, но и язык. Для епископа Андроника, да и до сего дня страшно признать, что не только власть в России была иностранной, как корпорация, устроенная по иноземным законам, но и абсолютистский монарх-император или императрица также в течение двухсот лет были иностранцами, или один из родителей их был иностранцем; и, таким образом, и император, и корпорация управляющих-иностранцев или русских по происхождению, но иностранцев по духу и жизненным приоритетам с неизбежностью подчиняли страну внешнему управлению, неумолимо ведя ее к воспроизведению форм государственной жизни тех стран, где абсолютистская власть сложилась исторически, с воспроизведением эпизодов их истории, и в частности таких, как революция и гражданская война.

http://fond.ru/kalendar/467/andronik/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010