219 Brandreth R.T. Henry. Episcopi Vagantes and the Anglican Church. – Borgo Press/Wildside Press, 1987. – 79 p.; Fitzgerald E. Thomas. The Orthodox Church. – Westport: Greenwood Press, 1995. – P. 49–51, 55–56; Gary L. Ward. Independent Bishops: an international directory. – Apogee Books, 1990. – 524 p.; Keizer Lewis. The Wandering Bishops: Apostles of a New Spirituality. – 2000 edition. – 125 p.; Mead S. Frank. Handbook of Denominations in the United States. 10 th edition. – Nashville: Abingdon Press, 1995. – 352 p.; Melton G. Gordon. The encyclopedia of American religions. Vol. I. – Wilmington, 1978. – 1202 p.; Persson Bertil. A Brief Biographical Sketch on Sophronios Bishara. – Bertil Persson & St Ephrem’s Institute, 2000. – 8 p.; Plummer J. Paul. The Many Paths of the Independent Sacramental Movement: A National Study of its Liturgy, Doctrine and Leadership. – Nashwille, 2004. – 196 p.; Right Rev. Phillipe Laurent De Coster. The African Orthodox Church: General History. – 2008 edition. – 66 p.; Right Rev. Phillipe Laurent De Coster. The Apostolic Succession from Russian Orthodoh Church. The Episcopate of Aftimios Ofiese Archbishop of Brooklyn, NY, USA. – 2009 edition. – 54 p.; The Apostolic Succession of the Most Reverend Wynn Wagner III, Episcopus Vagans. – 2006. – 104 p.; Слесарев A.B. «Белорусская Автокефальная Православная (Народная) Церковь »//Минские Епархиальные Ведомости. – 2009. – 2 (89). – С. 77–83 и др. 220 Канонические правила, осуждающие раскол епископа: Ап. 34; II Вс. 4; Антиох. 9, 13, 16, 19, 21, 22; Лаод. 12; Сердик. 3, 15; Карф. 120 (134), Двукр. 14. 221 Канонические правила, осуждающие раскол пресвитера и диакона: Ап. 31; II Вс. 6; III Вс. 3; IV Вс. 18; Трулл. 31, 34; Гангр. 6; Антиох. 5; Двукр. 13, 15. 225 Канонические правила, осуждающие священнослужение в состоянии раскола и запрещения: II Вс. 6; IV Вс. 29; Сердик. 14; Антиох. 4, 12, 15; Карф. 29(38); Василия Вел. 88. 228 Канонические правила, запрещающие незаконное принятие в церковное общение отлученного клирика: Ап. 11, 12, 13, 32, 33; I Вс. 5; II Вс. 5; IV Вс. 11, 13; Трулл. 17; Антиох. 6,7,8,11; Лаод. 41, 42; Сердик. 13; Карф. 9 (9); Соф. 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

мР. А. У. Н. 1 февр. Перенесение мощей его в Антиохию. мР. Р. В. А. У. 17 декабря. 21. Св. муч. Иулианин. Иерон. Б. мР. и все 16 февр. 22. Муч. Анастасии. Иерон. Б. и все 25 декабря. Св. муч. Хрисогона. Карфаг. Б. и все 24 ноября. 23. Пр. Павла, еп. неокесарийск. 1295. Пр. Нифонта, еп. Констанции кипр. Асс. Пр. Нифонта монаха. 247. 23. Св. Павла, еп. неокесарийского. Св. Нифонта, еп. Констанции кипрской. Пр. Нифонта монаха. 24. Св. муч. Евгении. Иерон. Б. и проч. 25 дек. Флориац. Прота и Иакинфа. Иерон. Бух. Б. и все 11 сент. 25. Рождество Христово. Все. 26. Пр. Евареста 9 века. Петр. Св. Евфимия, еп. сард. Канон Феофана. Св. Константита синнадского. Петр. 26. Пр. Евареста. Преп. Константина синнадского. 27. Св. архид. Стефана. Иерон. Карф. Б. и все 26 декабря. 27. Св. Феодора, арх. константинопольского. 28. Свв. мучч. Дорофея и Горгония. Иерон. мР. А. У. Н. 9 сент. мР. втор, и Иерон. 12 марта. Св. Петра, муч. никомид. Иерон. мР. Б. А. У. Н. 12 мар. Домны. Иерон. 12 мар. 29. Пр. Фаддея исповедника. 1295. 29. Свв. младенцев, Иродом избиенных. Иерон. Карф. Б. и все 28 дек. 29. Св. Фаддея исповедника. 30. Пр. Феодоры кесарийской. Соф. Прол. до 1250 г. Пр. Феодоры цареградской. 239. 30. Пр. Феодоры кессарийской. Пр. Феодоры цареградской. Указатель 1    к полному месяцеслову русской церкви (к I отделу дня). Объяснения имен сделаны на основании лексиконов Папе, греко-французского Александра, греко-русского Коссовича и еврейского Драха и других. Праздники Господни    Рождество Христово, 25 дек.    Обрезание Господне, 1 января.    Сретение Господне, 2 февраля.    Преображение Господне, 6 августа.    Воскресение Лазаря, в субботу Лазареву (17 марта).    Вход Иисуса Христа в Иерусалим, в неделю ваий.    Воскресение Иисуса Христа, неделя пасхи (25 марта в прологе).    Вознесение Господне, в четверток шестой седмицы по пасхе.    Сошествие св. Духа и праздник Живоначальной Троицы, неделя пятдесятницы.    Обретение св. креста и гвоздей Еленою, 6 марта.    Воздвижение честного и животворящего Креста Господня, 14 сент.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

( Ап. 28 ; I Всел. 5 ; II Всел. 6 ; IV Всел. 29 ; Антиох. 12 , 15 ; Сердик. 3 , 4 , 5 , 14 ; Карф. 29 , 65 ; Василия Вел. 88 ).   Это правило, возобновляя и дополняя 28 Апостольское правило, имеет целью обеспечить и укрепить судебную власть собора и епископа: первого, когда судит епископа, и второго, когда судит пресвитера, диакона и остальных клириков. При этом оно предписывает, что если епископ, осужденный и низверженный законным путем, т.е. собором, а пресвитер или диакон своим епископом, дерзнут и далее совершать какую-либо священную службу, то такое низверженное лицо лишается всякого права апеллировать для оправдания и защиты к высшему суду и, теряя всякую надежду на прощение, не может думать о возвращении на прежнее место. Тот же приговор правило простирает и на всех тех, которые, зная о наложенном на какое-либо священное лицо наказании, тем не менее вступали в общение с таким лицом и признавали законным то, что оно сделало на своей прежней службе. Под именем священной службы ( λειτουργα), упоминаемой в этом правиле, не должно подразумевать священнодействования в строгом смысле слова ( ερουργαν) или принесения бескровной жертвы ( της αναμακτου θυσας), но под этим подразумевается все, что соединено с положением данного лица в церковной иерархии, и всего этого оно лишено вследствие присуждения его к извержению ( καθαρεσις). Если епископ, или какое-либо другое лицо священного сана, признает решение надлежащего суда против него неправильным, то таковому разрешается обратиться к другому высшему суду или, как сказано в 12 правиле этого собора, к большему собору и требовать вторичного пересмотра своего дела и произнесения нового приговора. Но пока этот высший суд не произнесет своего приговора, обвиненный должен оставаться под тем наказанием, которое на него наложено низшим судом, в противном случае он подвергается наказанию по определению данного правила (ср. Карф. 29; Сердик. 14). Данное правило определяет наказание епископу, пресвитеру и диакону, которые, будучи изверженным, все же решаются совершать какую-либо, исполнявшуюся ими прежде, священную службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

(Ап. 7, 64, 70, 71; Антиох. 1; Лаод. 29, 37, 38; Карф. 51, 73,106). Подтверждая прежние правила (см. параллельные правила), отцы Трулльского Собора этим правилом воспрещают всякое общение с евреями, притом под угрозой извержения священных лиц и отлучения мирян. Правило 12. Дошло до сведения нашего и то, что в Африке, и Ливии, и в иных местах некоторые из тамо сущих боголюбезнейших предстоятелей, и по совершившемся над ними рукоположении, не оставляют жити купно со своими супругами, полагая тем претыкание и соблазн другим. Имея убо великое тщание, дабы все устроити к пользе порученных паств, признали мы за благо, да не будет отныне ничего таковаго. Сие же глаголем не ко отложению, или превращению апостольскаго законоположения; но прилагая попечение о спасении и о преуспеянии людей на лучшее, и о том, да не допустим какого-либо нарекания на священное звание. Ибо глаголет божественный Апостол: вся во славу Божию творите: беспреткновени бывайте иудеем, и эллином и церкви Божией, яко же и аз во всем всем угождаю, не иский своея пользы, но многих, да спасутся. Подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу (1 Кор. 10:31-33; 11:1). Аще же кто усмотрен будет сие творящий, да будет извержен. (Ап. 5, 51; I Всел. 3; Трул. 30, 48; Карф. 3. 4, 25, 70). Что в первые века христианства епископы могли жить в браке, мы уже видели в толкованиях 5-го и 51-го Апостольских правил и 3-го пр. I Всел, Собора; однако, там же мы видели, что они в браке могли и не быть, больше того, что считалось заслугой, когда некоторые из них уклонялись от брака и жили в воздержании, для упражнения в добре ( " ) и благочестии ( εε). Следовательно, мысль о безбрачной жизни епископа была с самого начала церкви; и если эта мысль не могла быть сразу вполне осуществлена, и получить полную силу закона, то это зависело от исторических обстоятельств с одной стороны, а с другой, благодаря именно этим обстоятельствам, не могла сразу и во всей полноте утвердиться церковная дисциплина. Трулльскому Собору суждено было, как и во многих других, так и в этом отношении, сделать законом то, что преданием еще с апостольских времен в сознании церковном хранилось.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1316...

(VII Всел. 16; Гангр. 12, 21). Это правило ясно. Как во времена Трулльского Собора предписана была форма одежды для священнослужителей, так и ныне этот вопрос урегулирован законодательством поместных церквей, и этому каждый клирик должен подчиняться; иначе, согласно этому правилу, подлежит отлучению от священнослужения на одну седмицу. Правило 28. Понеже уведали мы, что в различных церквах, по некоему усилившемуся обычаю, виноград ко олтарю приносится, и священнослужители, соединяяоный с безкровною жертвою приношения, сим образом обоя купно разделяют народу: того ради необходимым признаем, да никто из священнослужителей впредь сего не творит, но да преподают народу едино приношение, во оживотворение и грехов отпущение: приношение же винограда священники да приемлют, яко начатки, и, благословляяоный особо, да преподают просящим, во благодарение Подаятелю плодов, коими, по определению Божию, тела наши возращаются и питаются. Аще же кто из клира учинит вопреки заповеданному, да будет извержен от своего чина. (Ап. 3, 4;. Трул. 32; Карф. 37). В толковании 3-го Ап. правила мы уже сказали, сколько нужно, по этому вопросу; сказанное там относится и к данному правилу. Правило 29. Правило отец карфагенскаго собора повелевает, дабы священнодействие олтаря совершаемо было не иначе, разве людьми неядшими, кроме единаго в году дня, в который вечеря Господня совершается. Святые отцы оные, может быть, по некоторым местным причинам, полезным для церкви, учинили такое распоряжение, А понеже нас ничто не побуждает оставити благоговейную строгость: то последуя апостольским и отеческие преданиям, определяем, яко не подобает в четыредесятницу, в четверток последния седмицы, разрешати пощение, и тем всю четыредесятницу безчествовати. (Ап. 69; Трул. 89; Лаод. 50; Карф. 41, 47; Тимофея Алекс. 16). Этим правилом отцы Трулльского Собора вносят нужную поправку в определение 41-го правила Карфагенского Собора, предписывая, чтобы совершающий в какой бы то ни было день св. литургию священнослужитель совершал ее всегда натощак. Правило 30. Желая вся творити к созиданию церкве, разсудили мы и в иноплеменнических церквах обретающихся священников благоустроити. Того ради, аще они за должное вменяют далее поступати апостольскаго правила, запрещающаго изгоняти жену свою, под видом благоговения, и более установленнаго творити мнят, и сего ради, по согласию с своими супругами, удаляются от сообщения друг с другом: определяем, да не имеют более сожительства с оными, ни под каким видом, дабы сим образом явили они нам совершенное доказательство своего обета. Сие же попустили им не ради чего иного, разве токмо ради малодушнаго помысла их, и еще чуждых и неблагоустроенных нравов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1316...

Писания. Прямой смысл вышеприведённых слов правила тот, что всякому христианину, каково бы ни было его личное положение в церкви, запрощается произвольно, по одному личному усмотрению, изменять, извращать, подменивать или делать подлоги в правилах. О деятельности же законодательной церковной власти и о её правах на развитие и изменение прежних законов не говорится в правиле ни слова. Так понимает запретительные выражения второго правила трулльского собора и преосв. Иоанн в своём толковании на них 35 . Древний канон признаётся и утверждается, как обязательный закон в отношении ко всем и каждому в частности члену церкви: никто из них не имеет права по своему произволу извращать его, заменять другим или вносить то, что в него не принято. Но эта неизменяемость не простирается на действия законодательной власти самой церкви – установившей, утвердившей канон и своим признанием давшей ему авторитет. Ей несомненно принадлежит и всегда будет принадлежать право изменять и отменять, законным порядком, в своих прежних правилах то, что она найдёт требующим изменения.... Что в каноне может подлежать изменению и что нет – решение этого вопроса в каждое время принадлежит также церковно-законодательной власти. – Не проповедуя и не устанавливая в принципе неотменяемости своих канонических постановлений, соборы не следовали ей и в практике. Развивая один вслед за другим церковное законодательство, сообразно потребностям времени, соборы или сверх прежде установленных правил издают от себя много других, новых (особенно напр. собор трулльский), или изменяют прежние правила соборов вселенских (ср. III, 8 с IV, 28 Ап. 5. Карф. 3, 51, 34.) и поместных (ср. Неок. 7 с VI, 16. Карф. 50 с VI, 29.) или отменяют (Апост. 5. 51 ср. VI, 12. Анк. 10, VI, 6.), установляя на их место новые. Вообще история происхождения, постепенного развития и образования древнего канона в целом составе служит наилучшим доказательством постоянного развития церковного законодательства и жизни, и того, как власть церковная спешила на встречу различным потребностям и доступными ей средствами старалась удовлетворить им.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Правило 15. Аще который епископ, будучи обвиняем в некоторых проступках, судим будет от всех епископов тоя области, и все они согласно произнесут на него единый приговор: таковый другими епископами отнюдь да не судится, но согласное решение епископов области да пребывает твердым. (Ап. 28, 74; I всел. 5; II всел. 6; IV всел. 9, 17, 29; антиох. 4, 12, 14; сердик. 3, 4, 5; карф. 29, 65; Василия вел. 88). Приговор, единогласно признанный на соборе всеми епископами во главе с их митрополитом по поводу жалобы на какого-либо епископа, который законно подчинен тому собору, должен быть твердым и неизменным, говорит данное правило, дополняя и завершал этим высказанное об этом предмете в 4, 12 и 14 правилах. После подобного приговора апелляция в какой-либо другой суд воспрещается.  Правило 16. Аще который епископ, не имеющий епархии, вторгнется в церковь, не имеющую епископа, и восхитит престол ее без соизволения совершенного собора: таковый да будет отвержен, хотя бы его избирал весь народ, который он себе восхитил. Совершенный же собор есть тот, на котором присутствует с прочими и митрополит. (Ап. 14; I всел. 15; IV всел. 5; трул. 20; антиох. 21; сердив. 1, 2, 17; карф. 48). Επσκοπος σχολζων (episcopus vacans) вообще в правилах называется епископ, правильно избранный, и рукоположенный для известной церкви, в которую он, однако, вследствие каких-либо внешних причин, не может прибыть, а следовательно и не может исполнять в ней своего епископского служения. Точно также εκκλησα σχολζουσα (ecclesia vacans, вдовствующей церковью) называется такая, которая по иерархическому устройству могла бы иметь своего епископа, но таковой отсутствует или вследствие смерти бывшего епископа, или вследствие иных каких-либо внешних причин. Данное правило говорит об епископе σχολζων, самовольно занявшем освободившуюся в какой-либо церкви епископскую кафедру и начавшем пользоваться в ней епископскими правами; за таковой самовольный поступок правило предписываете извергнуть его (πβλητον εναι) и требует этого даже и в том случае, если бы народ данной вдовствующей церкви изъявил желание иметь его своим епископом. Такое воспрещение основывается на том, что назначение и поставление епископов на определенные места принадлежит прежде всего епископскому собору, притом собору в полном составе (τελεα σνοδος) под председательством подлежащего митрополита. Только за таковым полным собором правило признает право и власть в решении вопроса, нужно ли какому-либо σχολζοντι епископу вверить освободившуюся епископскую кафедру, снабдив его всеми архиерейскими правами. 

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

(Ап. 28, 74; I всел. 5; II всел. 6; IV всел. 9, 17, 29; антиох. 4, 12, 14; сердик. 3, 4, 5; карф. 29, 65; Василия вел. 88). Приговор, единогласно признанный на соборе всеми епископами во главе с их митрополитом по поводу жалобы на какого-либо епископа, который законно подчинен тому собору, должен быть твердым и неизменным, говорит данное правило, дополняя и завершал этим высказанное об этом предмете в 4, 12 и 14 правилах. После подобного приговора апелляция в какой-либо другой суд воспрещается. Правило 16. Аще который епископ, не имеющий епархии, вторгнется в церковь, не имеющую епископа, и восхитит престол ее без соизволения совершенного собора: таковый да будет отвержен, хотя бы его избирал весь народ, который он себе восхитил. Совершенный же собор есть тот, на котором присутствует с прочими и митрополит. (Ап. 14; I всел. 15; IV всел. 5; трул. 20; антиох. 21; сердив. 1, 2, 17; карф. 48). Εοο ο (episcopus vacans) вообще в правилах называется епископ, правильно избранный, и рукоположенный для известной церкви, в которую он, однако, вследствие каких-либо внешних причин, не может прибыть, а следовательно и не может исполнять в ней своего епископского служения. Точно также ε οου (ecclesia vacans, вдовствующей церковью) называется такая, которая по иерархическому устройству могла бы иметь своего епископа, но таковой отсутствует или вследствие смерти бывшего епископа, или вследствие иных каких-либо внешних причин. Данное правило говорит об епископе ο, самовольно занявшем освободившуюся в какой-либо церкви епископскую кафедру и начавшем пользоваться в ней епископскими правами; за таковой самовольный поступок правило предписываете извергнуть его (ο ε) и требует этого даже и в том случае, если бы народ данной вдовствующей церкви изъявил желание иметь его своим епископом. Такое воспрещение основывается на том, что назначение и поставление епископов на определенные места принадлежит прежде всего епископскому собору, притом собору в полном составе (εε οο) под председательством подлежащего митрополита. Только за таковым полным собором правило признает право и власть в решении вопроса, нужно ли какому-либо οο епископу вверить освободившуюся епископскую кафедру, снабдив его всеми архиерейскими правами. Правило 17. Аще который епископ, прияв рукоположение во епископа, и быв определен начальствование над людьми, не приимет служения, и не согласится пойти во врученную ему церковь: таковый да будет отлучен от общения церковного, доколе быв понужден, не приимет служения, или доколе не постановит о нем какого либо определения совершенный собор епископов тоя области.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1319...

Аще же упорен будет возмущая церковь, и восставая противу ее: то яко мятежник, да будет укрощаем внешнею властью. (Ап. 31; II всел. 6; III всел. 3; IV всел. 18; трул. 31, 34; гангр. 6; сердик. 14; карф. 10, 11; двукр. 9, 13, 14, 15; Василия вел. 1). См. толкование 31 Ап. правила, повторяемого в данном антиохийском правиле. Единственно, что здесь добавлено, это то, что виновный, будучи извержен (οο ε ε), должен быть предан светской власти, которая накажет его как бунтовщика. Это каноническое определение весьма важно, так как показывает, что светская власть не может подвергать наказанию ни одного пресвитера или диакона, пока он в сане, а это может делать лишь церковь своими средствами, подвергая известное лице всем тем наказаниям, налагать которые она имеет право (толков. 5 Ап. прав.). Когда эти наказания не помогают, то церковная власть, лишая виновного сана, низводит его в разряд мирян и передает его светской власти, которая наказывает его не как духовное лице, но как мирянина. Основание для такого канонического определения лежит в самом понятии о священном сане и о значении духовного лица, пока оно в сане. Насколько важное значение имеет это постановление для пресвитеров и диаконов, настолько еще важнее оно для епископов, которые случайно и по несчастию попали в такое положение, что их приходится предавать светской власти. Об этом мы говорим в толковании 48 правила карфагенского собора. Правило 6. Аще кто своим епископом отлучен от общения церковного: такового другим епископам не прежде приимати в общение, разве когда своим епископом принят будет, или когда составится собор, и он представ принесет оправдание, и убедив собор, получит от него иное о себе решение. То же определение да соблюдается для мирян. и для пресвитеров, и для диаконов, и для всех состоящих в клире. (Ап. 12, 13, 16, 32; I всел. 5; II всел. 6; сердик. 13; карф. 11, 29, 133; соф. 1). См. толкование 32 Ап. правила. Правило 7. Никого из странных не приимати без мирных грамат. (Ап. 12, 13, 32, 33; IV всел.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1319...

Дела о незаконно совершенных браках поступают на рассмотрение духовного суда: а) по донесениям подчиненных епархиальному начальству мест и должностных лиц; б) по представлениям уголовных судов, если по делам, находящимся у них в производстве, возникает сомнение в законности брака; в) по жалобам и донесениям частных лиц, если их права нарушаются таким незаконным браком, или же в тех случаях, когда такой брак принадлежит к числу преступлений, влекущих за собой уголовное наказание. Церковному суду принадлежит, собственно, в этих случаях решение вопроса о действительности или недействительности брака, об аннулировании его в последнем случае, о присуждении, где следует, виновных к епитимии, о разрешении и запрещении вступления в новый брак, а также суждение о степени участия духовных лиц в заключении незаконного брака. Все же, что касается уголовных преступлений при заключении такого брака (как то: насилие, обман, одновременное многобрачие) принадлежит компетенции светского суда. Бракоразводные дела отнесены исключительно к духовному суду. Само собой разумеется, что церковному суду должны также подлежать всякие иски о нарушении, восстановлении и пользовании церковными правами, сопряженные со званием члена православной Церкви вообще и, в частности, с особым положением в ней. Судебная власть Судебная власть в Церкви нераздельна с правительственной. Та и другая принадлежит епископу, как облеченному полнотой духовной власти в Церкви. По установлениям древней Церкви, в епископском суде, как и в других делах церковного управления, участвовал и пресвитерский Совет. Сам епископ мог быть судим не иначе, как Собором епископов (Ап. 74). В некоторых Церквах (напр., африканских) в древности суд над пресвитерами и диаконами также производился Собором нескольких епископов, - трех над диаконами и шести над пресвитерами, при непременном участии местного епископа (Карф. 12, 29). В древней Церкви Собор митрополитского округа (под председательством митрополита, который принимал дела, подлежащие рассмотрению Собора) составлял первую инстанцию суда над епископом этого округа и действовал в качестве аппеляционного суда по жалобам на епископский суд, решения которого он мог отменить, постановив свои (I всел. 5; Ант. 6, 12; Сард. 14; Карф. 139). Митрополитов судил патриарх, через назначенный им Собор. Патриарх принимал также аппеляции на суд митрополитского Собора (IV всел. 9, 17; Ант. 12). Впрочем, единогласные решения Собора не могли пересматриваться (Ант. 15). Сами патриархи подлежали суду поместного собора из патриаршего округа и могли аппелировать к вселенскому Собору или к суду других патриархов, в зависимости от церковных обстоятельств.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010