Сведения о порядке проведения евхаристических служб в доникейской Церкви слишком фрагментарны и недостаточны для детальных реконструкций (все эти данные приводятся в разделах «Евхаристия в Священном Писании» и «Евхаристия в ранней Церкви» ст. Евхаристия ). Из указаний НЗ следует, что первые христиане совершали Евхаристию во время совместных трапез, проходивших по домам (Деян 2. 42, 46; 12. 5, 12; 20. 7-12). Трапезы проводились в складчину (1 Кор 11. 21), возможно, по чину эллинистических симпосиев, что было общекультурной формой того времени (см.: Smith. 2013). Собрания включали чтение (1 Фес 5. 27; Кол 4. 16), наставления (1 Кор 14. 26), пение псалмов и гимнов (Еф 5. 19; Кол 3. 16), а главное - молитву предстоятеля с благословением хлеба и вина (1 Кор 10. 16; ср.: Didache. 9-10, 14). Неотъемлемой частью встреч было приношение более обеспеченными членами общины продуктов питания (Деян 6. 1), которые использовали на самой встрече и, вероятно, раздавали неимущим членам общины; также могли собирать пожертвования в денежной форме (Рим 15. 26; 1 Кор 16. 1-2; Гал 2. 10). Однако уже в апостольскую эпоху совершение Евхаристии во время общей трапезы вызывало нестроения (1 Кор 11. 20-30), поэтому во II в. Евхаристия начала совершаться прежде трапезы, а с III в. в Церкви установилось правило причащаться натощак, с IV в. закрепленное канонически (Карф. 41 (50), ср.: Трул. 29). Первое описание составных частей раннехристианского евхаристического чинопоследования содержится в 65-й и 67-й главах «Апологии в защиту христиан к римскому сенату» мч. Иустина Философа. Прежде Евхаристии происходило чтение Свящ. Писания («сказаний апостолов или писаний пророков»), и предстоятель произносил «наставление и увещание подражать там прекрасным вещам» (гл. 67; в гл. 65 место чтения Свящ. Писания и проповеди занимает чин Крещения). Чин начинался с общих молитв всех собравшихся верных, за к-рыми следовали лобзание мира и принесение хлеба и чаши с вином и водой к предстоятелю. Тот «воссылал именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего и подробно совершал благодарение за то, что Он удостоил нас этого» (гл. 65; ср. гл. 67: «Предстоятель воссылает молитвы и благодарения, сколько он может»), а собравшиеся в конце произносили: «Аминь» . Собравшиеся причащались Св. Даров, а отсутствовавшим - напр., по болезни - их относили диаконы. Ту же схему: 1) предварительная часть с чтением Свящ. Писания, 2) общие молитвы верных (и лобзание мира), 3) принесение хлеба и вина, 4) молитва предстоятеля (т. е. анафора), 5) причащение - чин Л. сохранял в последующие эпохи.

http://pravenc.ru/text/2110594.html

В толковании на 20-е Апост. правило, запрещающее клирику, под страхом извержения, быть поручителем, Аристин указывает на случаи, когда поручительство не только не наказуемо, но даже похвально: «...Если же клирик встретит человека в беде, содержимого под стражей, который оттуда может выдти не иначе, как если даст какого-либо поручителя в том, что он не убежит, и если клирик из сострадания и человеколюбия возьмет такового и поручится, что он явится в суд, когда его потребуют, в таком случае не только не будет подлежать извержению, но и будет признан достойным похвалы, как положивший душу свою за ближнего. А когда от клириков, подлежащих суду, требуется поручительство в том, что они явятся, это не делает их подлежащими извержению, потому что и в четвертом деянии халкидонских актов св. собор и заседавшие на нем славнейшие сановники требовали, чтобы египетские епископы представили поручительство в том, что они останутся, а от тех из них, которые не могли представить поручительства, требовали клятвенного удостоверения». По поводу 20-го пр. Трул. соб., гласящего в Синопсисе: «Епископ не должен учить всенародно в другом городе; а если будет усмотрен, да престанет от епископства, совершая дела пресвитеров», Аристин говорит: «Заметь, что и епископ иногда низводится на место пресвитера; ибо 29-е пр. Халк. соб. прямо называет святотатством низводить епископа на степень пресвитера, и считай настоящее правило исключением из того общего правила». 222 Толкования Аристина, в которых находятся точные ссылки на гражданское законодательство, перечислены нами выше. 224 Апост. 1-е, 5-е, 14-е, 15-е, 37-е, 64-е (по Кн. пр. 65-е), 85-е; 1-го, Ник. 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е, 6-е, 14-е, 15-е, 17-е; 2-го всел. 2-е, 3-е; Халкид. 2-е, 3-е, 14-е, 16-е, 19-е, 27-е; Трул. 3-е, 4-е, 5-е, 6-е, 12-е, 19-е, 20-е, 28-е, 31-е, 44-е, 49-е, 52-е, 54-е, 59-е, 78-е, 92-е; Анкир. 10-е, 13-е, 14-е, 15-е, 17-е, 19-е, 20-е, 22-е, 23-е, 24-е Неокес. 2-е, 3-е, 4-е, 11-е, 12-е, 15-е; Антиох. 1-е, 3-е, 4-е, 5-е, 9-е, 10-е, 16-е, 20-е, 22-е; Лаодик. 44-е, 49-е, 58-е; Сардик. 6-е, 10-е, 13-е; толкование на Синопсис памят. записки. Зосимы, папы римского; Карф. 4-е, 5-е, 7-е, 8-е, 13-е, 16-е (19-е-23-е), 20-е (29-е), 24-е (33-е), 33-е (42-е), 42-е (51-е), 47-е (57-е и 58-е), 51-е (62-е), 54-е (65-е), 70-е (81-е), 80-е (91-е), 82-е, (93-е), 96-е (107-е и 108-e), 97-е (109-е), 102-е (115-е), 106-е (119-е и 120-е), 107-е (121-е), 119-е (133-е), 123-е (137-е), 125-е (139-е), 126-е (140-е); св. Василия Вел. 6-е, 13-е, 18-е, 22-е, 25-е, 30-е, 35-е, 43-е, 47-е, 67-е, 68-е, 72-е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

в) Вальсамона: 9-м Ап. правилом опровергается мнение Вальсамона (высказанное им в толк. 8-го правила), будто невозможно, чтобы христиане причащались каждый день. Возможно ли, чтобы Апостолы предписывали невозможное? Правило подвергает отлучению не тех, которые не причащаются каждый день, а которые не причащаются в те дни, когда бывает литургия... 17-е Ап. должно иметь более силы, нежели мнения Фотия (νομικν – ч. 9 к. 29) и Вальсамона, по которым чтец, вступивший во 2-й брак или с лицом, воспрещенным законами, остается в своей степени и только не возводится на высшую. Первый в этом сочинении (νομικν) имел главной целью обозрение вообще новелл, а не священных канонов, а Вальсамон – сам причисляет степень чтеца к священным (κ το καταλγου ερατικο), в каковых, по правилу, не должно быть двоеженцев. 28-е Ап. Справедливо и за явные преступления полным собором (т. е. всеми епархиальными епископами и митрополитом) изверженные клирики не имеют права апелляции в высшее церковное судилище, по 4 и 15-му правилам Антиох. собора. Следовательно, несправедливо говорит Вальсамон в толковании 12-го Апост., что право апелляции (τς κκλτου βοϑεια) дается каждому осужденному. Потому что ни решение избранных судей не подлежит рассмотрению другого судилища, по 109 и 140-му Карф., ни клирик, оставивший свой приход и, после убеждения своим архиереем, изверженный, не имеет права на оправдание, по 3-му Ант., ни тот клирик, который, минуя высший собор, обратится к царю – по 12-му Ант. Кроме того, по Фотию, не подлежит апелляции суд эпарха, царя и синклита, патриарха; а, по Арменопулу, не может переносить своего дела в высший суд тот, кто остался доволен, или умолчал при первом решении своего дела. 44-е Ап. По новелле (131) Юст., завещанное кем-либо имущество на доброе дело (выкуп пленных, построение церквей и пр.) должно быть в течение 6-ти месяцев предоставлено по назначению. Если же исполнители завещания промедлят долее, то должны будут отдать более – с законным процентом за все то время, какое протекло от смерти завещателя. Тоже самое говорит Фотий (ч. 9 кн. 27), а схолиаст его Вальсамон замечает: мы должны благодарить патриарха Фотия за вразумление (δι τ καλς ρμνευσε), каким образом епископы и клирики должны искать прибыли. Слова Вальсамона не должны смущать читателя. Фотий говорит здесь не о прибыли от денег, или от других предметов, отдаваемых в рост, что воспрещено для клириков, но, как это совершенно ясно из новеллы о процентах, которые они должны требовать от экономов и исполнителей завещаний за просрочку выполнения воли завещателей. Потому пусть не опираются на эти слова лихоимцы...

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

Что касается обвинителя, то последний, как постановляет правило, может оставаться в полном церковном общении, если только подчиняется во всем постановлениям судей. Если же обвинитель, уклоняясь от судей, скроется так, что его не могут найти, и судьи имеют основание заключить, что он своей жалобой хочет только оклеветать епископа, подвергшегося отлучению за свою неявку в суд, тогда обвиняемый епископ принимается опять в общение, а сам обвинитель исключается из общения и наказывается как клеветник. Если же будет доказано, что обвинитель ненамеренно уклонился от судей и не явился в определенный день на суд только в силу действительных и уважительных причин, то в таком случае он не подвергается никакому наказанию, и ему предоставляется свобода защищать перед судом и в другое время свою жалобу на епископа. Что касается остального, сказанного в правиле о качествах обвинителя, см. 6 правило II вселенского собора и 21 правило IV вселенского собора и толкования этих правил. Правило 20 (29) Аще пресвитеры, или диаконы обвиняемы будут: то, по собрании узаконенного числа из ближних мест избираемых епископов, которых обвиняемые вопросят, то есть, при обвинении на пресвитера шести, а для диакона трех, вместе с сими собственный обвиняемых епископ исследует принесенные на них обвинения, с соблюдением тех же правил, касательно дней и сроков, и изследования, и лиц обвиняющего и обвеняемаго. Дела же по винам прочих клириков един местный епископ да рассмотрит и окончит.   ( Ап. 14 ; IV Всел. 9 ; Антиох. 4 ; Карф. 12 , 15 ).   Как 19 правило содержит постановление относительно обвиняемых епископов, так и настоящее (20) правило содержит подобное же постановление относительно пресвитеров, диаконов и прочих клириков. Чтобы понять постановление этого правила о том, что пресвитера судят 6 епископов, а диакона – 3, нужно обратиться к тому, что сказано об этом в толкованиях 12 и 14 правил этого собора. Правило 21 (30) Заблагоразсуждено, чтобы дети состоящих в клире не совокуплялись браком с язычниками или с еретиками.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

386 В своем толковании на это правило Зонара, между прочим, пишет: « ... А противоречит оно, т.е. 25-е (34-е) пр. Карфаг. соб., и в ином отношении другому правилу; ибо 21-е пр. Лаодик. соб, повелевает, что иподиаконы не должны прикасаться к священному». Там же, стр. 459. 388 «Постановлено и сие: аще некоторые небрегут о приобретении Кафолическому единению мест, принадлежащих к престолу их: да обличатся от соседних тщательных Епископов, дабы не отлагали сего дела…» 397 13-е пр. св. Василия В. гласит: «Убиение на брани Отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо святых тайн». 401 Мнение Зонары разделяет и Аристин, истолковавший синопсис настоящего правила также согласно с полным его текстом. 403 Апост. 29-е и 30-е, 45-е, 77-е и 78-е, 83-е; Никейск. 1-го 8-е, 17-е, 19-е; Халкид. 9-е; Трул. 7-е, 30-е, 48-е, (два решения), 51-е, 64-е, 87-е (два решения·), 88-е, 91-е, 92-е (два решения), 93-е, (четыре решения), 94-е (два решения), 98-е, 99-е; 7-го всел. 2-е, 3-е (два решения), 4-е, 5-е, 9-е, 12-е (два решения), 13-е, 14-е, 17-е (два решения), 18-е, 19-е (три решения); Анкир. 4-е, 7-е, 12-е, 15-е (два решения), 16-е, 25-е; Неокес. 2-е, 5-е, 8-е (два решения); Антиох. 10-е, 12-е; Сардик. 1-е, 3-е, 7-е, 11-е; Карф. 12-е (два решения), 13-е (два решения), 15-е (15-е–18-е), (четыре решения), 45-е (54-е), 55-е (66-е) (три решения), 71-е (82-е) (два решения), 104-е (117-е), 120-е (134-е) (три решения), 132-е (147-е); Константиноп. в хр. св. Апост. предислов., прав. 2-е (два решения), 3-е, 6-е (четыре решения), 7-е, 9-е, 10-е (два решения), 13-е; Григория Неокес. 1-е (2-е); Василия В. 26-е (два решения), 37-е, 40-е, 43-е, 48-е, 51-е, 53-е, 77-е, 78-е и 79, 80-е (два решения), 88-е. 406 Халкид. 5-е; Кар. 85-е (96-е), 88-е (99-е), 93-е (103-е), 93-е (104-е), 97-е (109-е и 110-е), 100-е (113-е), 117-е (131-е), 118-е (132-е), 127-е (141-е); св. Василия В. 15-е я 16-е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Основания к такому возвращению имеются веские. По каноническому епархиальному строю православной церкви, власть епископа должна простираться на все существующие в епархии церкви без различия. По законам отечественной церкви, епархиальный архиерей есть непосредственный распорядитель по церковным делам всей, без исключения, своей паствы в пределах епархии. В соответствие с каноническими правилами и нашими церковными законами, священники епархии с причтами, церквами и приходами поставлены в непосредственную зависимость от епископа. В недоуменных случаях, они обязаны обращаться к епископу, о приходских непорядках возвещать ему, о препятствиях при браках у него испрашивать разрешения 22 , без его ведома не переменять места службы, все таинства совершать в зависимости от епископа, вообще без воли епископа ничего не совершать (пр. 39 св. Апост.), искать суда у своего епископа (Карф. 12 и 29), отчеты по приходу отдавать во всем ему же. Практические соображения тоже требуют подобной передачи. Известно, что военные причты и церкви, имеющие при себе приходы, существуют и содержатся, главным образом, на счет даяний и приношений от обывателей, число которых значительно превышает численность полка. Вся деятельность этих причтов происходит в среде прихода, где исполняются ими разные требы, которые бывают редко, а иногда и вовсе не бывают у военных чинов. Самая повседневная служба в военных церквах с приходами совершается никак не для воинских чинов, занятых службой, а для прихожан из обывателей. В летнее время, когда полки находятся в лагерях, исключительными богомольцами и в военных церквах являются одни местные прихожане. Таким образом, все сии соображения указывают на то, что неподвижным военным церквам с приходами надлежит быть в ведомстве епархиальном. Существенным основанием, для перечисления неподвижных церквей из епархиального ведомства, служило именно желание доставить военному духовенству, после многих лет скитальческой службы, под старость жизни успокоение. На подобное соображение, как на основание к оставлению тех же церквей в ведомстве главного священника, указывают и ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

71, 72. Лаод. 29, 39 и др.); измена христианской вере по страху гонений и по другим причинам (Ап. 62. Вас. Вел. 81. Григор. Нис. 2 и проч.); равнодушие к христианской вере, выражающееся безразличием в вероисповедании, или ревность по вере, доходящая до фанатизма и изуверства (6:1. Ап. 27. Карф. 74, 80, 103, 122. Двукр. 9); суеверия и гадания разных видов (Анкир. 24. 25. Лаод. 36. 6:60 – 63. Вас. Вел. 65, 72, 83. Григ. Нис. 4); 2) по преступлениям против звания и нравственности христианина, куда принадлежат:нерадение об исполнении обязанностей христианских и в частности уклонение от св. причащения (Ан. 9. Ант. 2. 6:80. Сард. 11); неуважение христианской святыни (6:97. 7:9); склонность к общению с иноверцами в их обычаях и обрядах, а также и с отлученными от церкви (Ап. 10, 45, 05, 70, 71. Лаод. 33, 37, 39. 6:62); произвольный развод и сожитие вне брака (Ап. 48. Вас. Вел. 9. 35, 39, 59, 77); участие в предосудительных играх и зрелищах, также предосудительных обрядах народного суеверия (6:50, 51, 60, 69), и все прочие безнравственные поступки, позорящие звание христианина, как-то:непослушание к родителям (Вас. Вел. 38, 40, 42), неверность супругов (Вас. Вел. 9, 21, 39, 58), беспечность о детях (Вас. Вел. 2, 33, 52), содействие распутству (6:86), кровосмешение (Вас. Вел. 67, 68, 75, 76, 78, 79), святотатство (Григ. Нис. 6, 8. Двукр. 10), воровство (Вас. Вел. 61), клятвопреступничество (Вас. Вел. 64, 82) и т. п. 3) по преступлениям против правил и законов церковного управления и благоустройства; сюда причисляются:составление церковных собраний без лиц законного священства (Ап. 31. 6:58. Гангр. 6. Двукр. 19. Вас. Вел. 1); самоволие в избрании пастырей и непринятие к себе поставленных законной властью (Ап. 36. Ант. 18. Даод. 13):удержание при себе служителей низложенных, или запрещенных (Ант. 4. Вас. Вел. 88); непокорность церковной власти и ее суду (Ап. 31, 12, 13. 6:4. Двукр. 9); пренебрежение церковными службами (Ап. 9. Гангр. 6. Ант. 2); несоблюдение уставов церкви в домашнем и общественном быту (Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

74; Карф. 12, 29, 121; Ант. 4, 5, 11 и др.; Номок.; Сим. Сол., читай выше) Ясно, что священник вообще действует не как начальник и судья, власть имеющий самостоятельно разрешать и связывать или назначать епитимии, но как руки и помощник епископа, который через него содевает спасение вверенных ему. «Архиерей есть, вся чрез иереи и прочия клирики (хиротоньствовав тыя) действуя в таиньствах, и Дионисий сие глаголет». (Сим. Сол. гл. 76). «Пресвитери и диакони по образу суще рук, яко теми церковное правление содевает епископ» (Кормч. 55 пр. ап. толк.). Так. обр. из сказанного видно, что пресвитер некоторые грехи может связать и разрешить, почему в писании и говорится, что он может связывать и разрешать; а некоторых грехов он ни связать, ни разрешить не может, почему и говорится, что он связывать и разрешать грехов не может, так как это предоставлено только епископам. Впрочем, «связать» в полном значении этого слова т. е. низвести грешника в разряд оглашенных (Кормч. гл. 23 об епит., Мф. 18:17) предать его сатане ( 1Кор. 5:5 ) и сделать его язычником и мытарем (Мф. 18:17) пресвитеры никогда и никого не могли и не могут. 39 апост. правилу Усов дал такое детски наивное и курьёзное толкование «39-е ап. пр., толкует он, говорит не о том, чтобы священники не делали ничего без воли всякого? епископа, a лишь без воли православного... Да и без воли православных епископов священник не должен ничего творить лишь тот, который постоянно находится при епископе, a не всякий вообще? живущий вдали от епископа, и потому не могущий каждый раз? брать от него позволения на всякое дело?, предоставленное его власти. – Новообрядец. Но правила обязательны для всех священников. Следовательно, всякий из них, на каком-бы расстоянии не находился, ничего не имеет права делать без его воли. Стар. Но можно-ли это исполнить на деле? и исполняют ли ваши священники? Если, напр., кому-нибудь из них, находящемуся от своего епископа вёрст за 500, нужно отслужить литургию, то он, по-вашему?! обязан? ехать к нему просить дозволения на это? Только воротился и отслужил литургию, вдруг является человек и просит принять его на покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

таковой, решившись исполнить что-либо, свойственное ему некогда как епископу, совершенно перестает быть членом церкви. Можно ли после этого предположить, что нечто, сообщенное таким лицом, которое и само тем не обладает, имеет какое-либо юридическое значение? Конечно, не имеет и не может иметь никакого духовного значения на основании так называемого неизгладимого характера таинства священства, а неизгладимый характер, по учению православной церкви, означает только то, что это таинство не может на одной и той же степени повторяться над одним и тем же лицем (ср. Карф. 29, Сердик. 14). Канонической грамотой называется всякое официальное свидетельство, выдаваемое известным лицам подлежащей духовною властью. В толкованиях 12 Апостольского правила, 11-го IV вселенского собора и 17 правила трулльского собора мы уже говорили о том, что в правилах упоминаются три рода грамот, что каждая грамота означает и в каких случаях они выдаются. Право выдавать канонические грамоты принадлежит подлежащему епископу. Что касается хорепископов, то правило признает за ними право выдавать только грамоты мирные, но и то лишь в том случае, если они сами безупречны. Иначе они делать это не могут. Сельским пресвитерам ( πρεσβτεροι εν τας χραις) правило воспрещает выдавать канонические грамоты. Под сельскими пресвитерами не должно подразумевать простых священников, бывших в сельских приходах, потому что тогда было бы непонятно, почему правило не упоминает о городских пресвитерах, которые, как мы знаем, имеют в церковной иерархии преимущество перед сельскими. Относительно сельских пресвитеров, упоминаемых правилом, Аристин в толковании данного правила говорит, что это были первые среди сельских священников ( πρεσβοτροις επ χρας... πρωτεουσι), а Вальсамон называет их протопопами ( πρωτοπαπδες), а в нашей Кормчей в толковании данного правила они называются «пресвитеры старейшинствующии», – или в русской церкви «благочинные». Следовательно, эти старейшие пресвитеры, бывшие εν τας χραις, как видно, выдавали до этого собора канонические грамоты; правило же, считая это неканоническим действием, запрещает им впредь это делать. Если же какой-либо клирик пожелает отправиться в область соседнего епископа, то упомянутым пресвитерам дозволяется послать этому соседнему епископу ( προς πσκοπον γετονα) свой отзыв или обыкновенное письмо ( πιστολν), удостоверяющее, что личность данного лица, как клирика, и его поведение им известны. Такие письма не имели значения формальных канонических грамот, потому что такие грамоты по правилам могут быть выданы только надлежащим епископом, или, по его уполномочение, хорепископом. Правило 9

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Слова τα πραν της θαλσσης δικαστρια (transmarina judicia) они предали так, как будто тут говорится об обычных церковных судах Италии, а не о суде римского престола, и, чтобы это лучше выразить, прибавили в конце правила следующее: nisi forte Romanam sedem appellaverint. Правило 29 (38) Угодно всему собору, чтобы отлученный за свое небрежение от общения, епископ ли, или кто бы то ни был из клира, во время отлучения своего, прежде выслушания оправдания его, дерзающий приступати к общению, признаваемо был произнесшим сам на себя приговор осуждения.   ( Ап. 28 ; I Всел. 5 ; II Всел. 6 ; IV Всел. 29 ; Антиох. 4 , 12 , 15 ; Сердик. 3 , 4 , 5 , 14 ; Карф. 19 , 65 ; Василия Вел. 88 ).   В данном правиле возобновляется в главных чертах подобное же постановление 14 правила сердикского собора, которое говорит о епископе, подвергшем, в раздраженном состоянии, одного из подчиненных ему клириков церковному наказанию, причем дает этому клирику право аппеллировать к высшему суду, прибавляя, впрочем, что этот клирик не может иметь церковного общения до тех пор, дока этот высший суд не произнесет своего приговора. В данном карфагенском правиле речь идет об обыкновенном церковном суде первой инстанции, осудившем епископа или другого члена клира, причем осужденным предоставляется право обращаться к высшему церковному суду; это правило, так же, как и упомянутое сердикское, постановляет, что каждый, осужденный первым судом, должен оставаться под тем наказанием, которое на него наложено первым судом, до тех пор, пока высший суд не освободит его от этого наказания. Если же осужденный воспротивится приговору первого суда, прежде решения о нем суда высшего, и пренебрежет наказанием первого суда, в таком случае он, как говорит правило, сам произнес против себя осуждение, потому что теряет право апеллировать. Постановление этого правила очень важно в том отношении, что оно объявляет твердым и неизменным приговор каждого обыкновенного церковного суда, до тех пор, пока этот приговор не будет изменен высшим церковным судом. Правило 30 (39) Положено: обвиняемому, или обвиняющему, опасающемуся некоего насилия от беспокойного многолюдства в том месте, где находится обвиняемый, избирати для себя ближайшее место, где не было бы ему трудности представити свидетелей, где и оканчивается дело.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010