Я ответил: В пространных правилах, переведенных с греческого, эта нужда, побудившая отцов Карфагенского Собора принять донатистов в их чинах, указывается яснее. Здесь это правило «О приятии клириков донатистов в клир Кафолическия Церкви», поставленное под числом 79, читается так: «Напоследок заблагорассуждено послати грамоты к братиям и соепископам нашим, и наипаче к апостольскому престолу, на котором председательствует помянутый достойно чтимый брат и сослужитель наш Анастасий, о том, чтобы по известной ему великой нужде Африкии, ради мира и пользы Церкви, и из самых донатистов клириков, расположение свое исправивших и возжелавших приити к кафолическому соединению, по рассуждению и изволению каждого кафолического епископа, управляющего в том месте, приимати в своих степенях священства, аще сие окажется содействующим к миру христиан. Известно, что и в предшествовавшее время так поступаемо было с сим расколом, о чем свидетельствуют примеры многих и почти всех африкийских Церквей, в которых возникло сие заблуждение. Сие делается не в нарушение Собора бывшего о сем предмете в странах. лежащих за морем, но чтобы сие сохранено было в пользу желающих сим образом прейти к Кафолической Церкви, дабы не было поставляемо никакия преграды их единению. Которые в местах своего жительства усмотрены будут всячески содействующими кафолическому единению, к очевидной пользе душ братий, тем да не будет препоною определение, постановленное против степеней их на Соборе за морем, ибо спасение не заграждено ни от какого лица. Т. е. рукоположенные донатистами, аще, исправясь, восхотят приступити к кафолической вере, да не будут лишаемы принятия в своих степенях, по определению бывшего за морем Собора, но паче да приемлются те, чрез которых оказывается споспешествование кафолическому соединению». Прочитавши правило, я сказал: Видите, как ясно показуется здесь, какая нужда была во Африкии принимать донатиан в своих степенях. Нужда сия состояла в том, что такое снисхождение способствовало обращению донатиан к православию: «аще сие окажется содействующим к миру христиан». Та же мысль выражена и в толковании Зонары на сие правило. Аристин же указал и на скудость, или нужду причетников во Африкии, как на причину, понудившую отцов Карфагенского Собора сделать сие снисхождение донатистам в Карфагене. Но как бы то ни было, – первое ли упомянутое нами, или и второе обстоятельство понудило отцов Собора сделать снисхождение донатистам в принятии их хиротонии, – только, во всяком случае, не то было причиной сего, что вы полагаете, т. е. не то, что будто некому было хиротонисать во Африкии: ибо при существовании более двухсот епископов, таковая нужда всячески быть не могла.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Скажем прежде всего, что если бы наши епископы были действительно не вполне законные, то каковы же поставленные ими иереи, какова воспринятая этими иереями паства? – Аще Аз о веельзевуле изгоню бесы, сынове ваши о ком изгонят? ( Мф.12:27 ). И как могли бы восполнить духовные немощи незаконных архиереев поставленные ими же иереи и миряне? Но, к счастью, и восполнять нечего. Мысль о необходимости выборных епископов не только не основана на божественных канонах, но, напротив, противоречит им. Иереи, пожалуй, выбирались паствой и представляемы были на утверждение епископу, так что протестующие против иерархов либеральные батюшки пусть на себя примут укор, обращенный к епископам, а епископы избираются епископами же и утверждаются митрополитом, а митрополит – патриархом, как совершенно ясно выражено в 4-м правиле I Собора, в 28-м IV, в 3-м VII («Имеющий произвестися во епископа, должен избираем быти от епископов, якоже святых отец в Никеи определено... Утверждати же таковые действия в каждой области подобает её митрополиту»), 19-м и 23-м правилах Антиохийского собора, 13-м Карфагенского и 12-м Лаодикийского. При этом советую нашим духовным республиканцам прочитать и следующее 13-е правило Лаодикийского собора: «Да не будет позволяемо сборищу народа избирати имеющих произвестися во священство». Отсюда видно, что избирание иерея народом было правом не прихожан, а епископов; прихожане только рекомендуют с согласия епископа кандидата или опрашиваются им в случае подозрения за кандидатом противо-канонического порока, как это видно из 61-го правила Карфагенского собора, 7-го правила Феофила Александрийского. Тот же смысл имеет и постановление: «Хорошо, если (избираемый) будет иметь и одобрение от народа». Апостол Павел желает, чтобы и внешние, т. е. язычники, давали доброе свидетельство о епископе и пресвитере; но это не значит, чтобы миряне верующие или даже язычники были полномочными избирателями иерея и тем более епископа. О выборе последнего в вышеприведённых правилах прямо указано, что избирателями являются епископы, и если нет между ними единогласия, то предпочтение получает избранный большинством епископов (I Всел. Соб. пр. 6-е и др.). А если клир и народ такого епископа не примут, то весь клир отлучается (Апост. пр. 36-е).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

202 Ποοι ναβαπτζονται паки второкрещаютс σοι δν ξερουσιν, τι βαπτσθησαν, τυχν π αχμαλωσαν λλην τιν ποραν, κα δν εναι κανες ν τος βεβαισ ν κριβε, βαπτζσθωσαν, κατ τν ογ’ (чит. οβ») καννα τς ν Καρθαγν γας συνδου. Елицы не знаютъ, к кртищас, негли, ил иног нкоег и нсть никтоже, да извститъ ихъ опасн, да крещаютс паки, по ов м правил иже въ Караген стаг собора. Поцитованное в этой статье правило Карфагенского собора (по греческому подлиннику и первому Киевскому изданию 73-е, по нынешнему славянскому тексту и Афинской синтагме 72-е) в издаваемой Св. Синодом Книге Правил стоит под 83. Ср. еще 84-е правило Трулльского собора, на которое ссылаются и все наши греческие списки, кроме основного. 203 ’Εν δ κα γαρηνν παδες βαπτσθησαν κατ καιρν π τινος, ναβαπτζονται κα ατο στερον, ν κ προαιρσεως πιστρψωσιν τ ληθε. Аще же дти, крещени бывше по времени ког, паки крещаютс и послжде, аще браттс ко истин. См. наши примечания на статью 153. 204 ’Ομοως ναβαπτζονται κα σοι π νιρων βαπτσθησαν, γουν λαпκν, κατ τ γ’ κεφλαιον το Β στοιχεου ες τν Ματθαον λλοι οκ ναβαπτζονται, ε μ αρετικ χερ ν πρτη. Подобн второкрещаютс, и елицы несщенныхъ кртишас, сирчь, по г глав, В еже въ Матеи. Обачене второкрещаютс [иже причетникъ, ил простца инока, ил ил оца самог, ил нкоег православнаг, по нжд, не сщ свщенник, крещени сть], аще не рка еретическа бше перве. В 3-й главе под буквою В Властарь излагает, во-первых, уже известное нам синодальное определение патриарха Луки о крещении агарянских детей (см. примечание на статью 153), во-вторых – постановление того же патриарха о крещении, совершаемом несвященными лицами (мирянами). По этому последнему вопросу патриарший синод постановил: «так как по 46-му и 47-му апостольским правилам совершение крещения предоставлено одним епископам и пресвитерам, что видно также из 26-го и 46-го правил Лаодикийского собора (из которых первое запрещает совершать заклинания при крещении не уполномоченным на то от епископов лицам; последнее предписывает, чтобы просвещаемые давали ответ о вере епископам или пресвитерам); так как, далее, 84-е правило Трулльского и 72-е (83-е) Карфагенского собора повелевает без всякого сомнения (μελητ) крестить тех, о которых достоверно не известно, крещены ли они: то нет правильного и твердого основания причитать к божественному лику верных – того, кто крещен лицом, не получившим власти крестить и чрез крещение давать отпущение грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

е. Халкидонская Книга Правил, взятая в полном составе; 3) сборник правил Сардикийских, в котором они или были присоединены к Никейским, или по крайней мере сохраняли следы этого присоединения; 4) экземпляр актов и правил первого заседания Карфагенского собора 419 года, и 5) греческий экземпляр правил Халкидонского собора. 4. Вторая редакция. – Впрочем Дионисий составленный им сборник нашел нужным вскоре несколько переработать. Поводом к этой переработке было то обстоятельство, что Дионисий достал более полный и совершённый экземпляр правил Карфагенского собора 419 г., по которому он и исправил соответствующую часть первой редакции своего сборника, разделив при этом впервые все Карфагенские правила и некоторые извлечения из деяний на 138 статей. Другие изменения, сделанные им в этой редакции, были незначительны. Так, он переместил общее оглавление содержания, поставив его не после Апостольских правил, как было прежде, но тотчас после предисловия, и правила Халкидонского собора поставил не в заключение сборника, как было прежде, но тотчас после других греческих соборов 904 . 6. Декреталии, как местный источник в сборнике Дионисия. – Составляя сборник декреталий, как дополнение к сборнику соборных правил, Дионисий руководствовался желанием не опустить чего-либо, относящегося к церковной дисциплине. Эти декреталии по своему каноническому значению представляли в то время совсем не то, чем они стали впоследствии 907 . Эго были прежде всего разнородные послания или письма (epistolae), или адресованные разным отдельным лицам: епископам, пресвитерам и императорам, или окружные послания, адресованные в известную провинцию, к епископам Востока или Запада. Основывались они, обыкновенно, на определениях поместных соборов, собиравшихся в городе Риме, при папе, из пребывавших там временно, или постоянно, епископов; на этих соборах они редактировались и с подписью всех членов собора рассылались по адресу, а потому назывались синодальными посланиями (epistolae synodicae) 908 или городскими канонами (canones urbicani) 909 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

58; трул. 19; сердив. 11; карф. 47, 57, 71, 121-128). Оба эти правила (123 и 124) находятся в связи с двумя предыдущими (121 и 122), добавляя по поводу обращения донатистов некоторые подробности к тому, что говорилось об этом в 121 правиле настоящего собора. Примечания: 234. Прав. 16 карф. собора 418 г.; в Кормчей прав.124. Правило 125(189). Постановлено и сие: аще пресвитеры, диаконы, и прочие Бившие из клира, по имеющимся у них делам, не довольны решением своих епископов: то соседние епископы да слушают их, и прекословия их да разрешают избранные ими, по согласию собственных их епископов. Аще же и от них восхотят пренести дело в высший суд: то да приносят токмо в Африканские соборы, или к первенствующим епископам своих областей. А желающий пренести дело за море никем в Африке да не приемлется в общение (II всел. 6; IV всел. 9; антиох. 4; карф. 10, 11, 12, 14, 15, 20, 23, 28, 105). См. толкование 28 карфагенского правила. Примечания: 235. Кн. прав.: В Рим. Прим. 236. Прав. 17 карф. собора 418 г.; в Кормчей прав.125. Правило 126(140). Постановлено и сие: аще кто из епископов по нужде, в опасности угрожающей целомудрию девы, когда есть подозрение или о любителе сильном, или о каком либо похитителе, или когда она ощущает себя в сокрушении от некие опасности смертоносные, по прошению родителей ее, или имеющих попечение о ней, покроете или покрыл ее одеянием посвященных Богу, прежде двадесяти пяти лете возраста, дабы не умерла без иноческого образа: такового ничему да не подвергнет соборное постановление, которым определяется сие число лет для покровения (IV всел. 16; трул. 4, 40; карф. 6, 16, 44; Василия Вел. 18). Соборное постановление, упоминаемое данным правилом, относительно того, что девица до 25-летняго возраста не может быть принята в монашеский чин, есть нечто иное, как постановление иппонского собора 393 г., приведенное в заглавии 16 правила настоящего карфагенского собора. Данное правило допускаете отступление от упомянутого постановления в том случае, когда целомудренности какой-либо девицы угрожает опасность, или, когда, находясь при смерти, она сама, или ее родители, или опекуны, умоляют удостоить ее милости и не дать ей умереть без иноческого чина ( ου ο).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

В. 1. р. 229), также во 2 и 5 правилах собора Сардикийского. Этим же термином переведено слово τος χλοις 13 правила Лаодикийского собора в Испанском переводе правил, известном под именем Исидора (Остроумов в Цер. Вед. 1907. 2 стр. 56). Но гораздо чаще в латинских памятниках, канонических и исторических, употребляется для обозначения паствы епископа слово plebs. Так в том же послании Киприана Карфагенского несколько ниже (Epist. 67, 5) говорится: Episcopus deligatur plebe praesente. Равным образом в правилах Карфагенского собора plebs есть обыкновенный термин для обозначения мирского состава епископии, напр. в пр. 71 (в заголовке), 98, 99, 117, 120, 121. Надеемся, вышеприведенные факты об употреблении в церковных правилах терминов, касающихся данного вопроса, не подтверждают справедливости понимания проф. Заозерским термина χλος в 13 правиле Лаодикийского собора. Обратимся к переводам и толкованиям этого правила, встречающимся в канонических памятниках. В древнем Испанском переводе правил Восточной церкви, известном под именем Исидора, слово χλος переведено словом populus. «De eo, quod non sit populis 7 concedendum electionem facere eorum, qui altaris ministerio sunt applicandi» (Приведено у проф. Остроумова в Цер. Вед. 1907. 2. стр. 58). Перевод слова χλος, как мы выше видели, правильный. В сборнике правил Восточной церкви Дионисия Малого читаем: Quod non sit permittendum turbis electiones eorum facere, qui sunt ad sacerdotium provehendi. И этот перевод довольно близок к подлиннику; слово turba не означает непременно черной, мятежной толпы народа, а указывает на пеструю толпу, которая может иметь и известную организацию, смотря по цели собрания, как напр. малороссийския громады. В Сборниках церковных правил с кратким текстом последних 13 правило Лаодикийское изложено в перифразе, еще более кратком, чем в Сборниках с полным текстом. Именно в Синопсисе правил, напечатанном во втором томе Bibliotheca juris canonici Velli et Iustelli с именем Аристина, оно читается: νεπδετος παρ οσμιν λεγμενος=A saecularibus electus non est ordinandus episcopus.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

К этому, думается, можно добавить следующее: и уж тем более преждевременно прерывать общение со всеми епископами и пресвитерами своей Поместной Церкви, если злославие в ней не было утверждено соборно; если имеют место только частные еретические высказывания и сомнительные деяния отдельных иерархов, пусть даже и в течение продолжительного времени; если допускающие такое находятся в явном меньшинстве по отношению к остальным, вполне православным, архиереям, а соборный голос данной Поместной Церкви выражает вполне здравое учение. – Прим. ред. 115 Таким образом, исходя из 15-го правила Двукратного собора, прекращение поминовения своего епископа, ещё соборно не осуждённого, употребляется в подобных ситуациях как крайнее средство обличения его заблуждений и беззаконий, как последний законный способ выразить свой протест и вразумить его. Целый ряд постановлений Карфагенского собора – правила 76 (87), 80 (91), 123 (137), 133 (147) – предписывает коллегии епископов данной Поместной Церкви временно приостанавливать общение с тем из своих собратьев-архиереев, кто пренебрегает важными моментами канонической дисциплины или не радеет о исполнении своих пастырских обязанностей. При этом подвергшийся такому церковному «бойкоту» епископ не считается отпадшим от Церкви и продолжает иметь полное общение с клиром и паствой своей епархии. После того как станет явным его исправление, прочие архиереи должны восстановить с ним общение. Т. е. и здесь, в канонах Карфагенского собора, мы также встречаемся с прекращением церковного общения с епископом как средством братского вразумления последнего. Правила эти, в отличие от 15-го правила Двукратного собора, не рассматривают случаев еретической угрозы, адресованы только архиереям и не касаются простых клириков и мирян. Но для нас важно то, что и в них, как и в 15-м правиле Двукратного собора, разрыв общения с провинившимся епископом ещё не подразумевает отпадение последнего от Церкви и безблагодатность совершаемых им Таинств, но является педагогической мерой. Т.е. такое толкование 15-го правила Двукратного собора вполне соответствует учению и практике Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

3. Содержание. – Самое содержание сборника отличается разнородностью. Здесь мы находим правила соборные, извлечения из соборных деяний, папскую переписку или декреталии и несколько императорских рескриптов и конституций. а) Из соборных правил в сборнике помещены только правила греческих и африканских соборов, именно: правила Никейского собора в Исидоровом переводе в более близкой к подлиннику рецензии и слитно с ними под одним общим счетом Сардикийские (глава 1) 920 , правила Анкирские, Неокесарийские и Гангрские в Исидоровом переводе (гл. 3–5), правила Халкидонского собора в «старом переводе» (versio prisca) (гл. 25), правила Антиохийские, Лаодикийские и Константинопольские тоже в Исидоровом переводе (гл. 59–61), правила собора Карфагенского 397 и сокращение правил Иппонского собора 393 г. (гл. 2) 921 и, наконец, правила собора 418 г. в Целле (Zella, Telepte тож) в Африке (гл. 62). b) Извлечения из соборных деяний касаются ереси Пелагия и Целестия, Нестория и Евтихия. Они сделаны из деяний соборов африканских и Халкидонского собора. Здесь помещены вероопределения Халкидонского собора, символ Никейский, четыре антиарианских исповедания веры и много извлечений догматического характера. c) Различные послания папские и декреталии принадлежат папам: Дамасу, Сирицию, Иннокентию I, Зосиме, Бонифацию I, Целестину I, Льву I (большая часть) и Геласию I. d) Что касается императорских рескриптов и конституций, то все они изданы по поводу догматических споров 4 и 5 веков. К ереси Пелагия относятся: одна конституция Констанция (Quae cum praeteritae), два рескрипта Гонория и Феодосия (Ad conturbandam и Dudum quidem); к собору Халкидонскому – три конституции Валентиниана и Маркиана (Omnibus negotiis, Tandem aliquando и Venerabilem) и одна Маркиана (Licet jam sacratissima). Кроме того вслед за вероопределениями Халкидонского собора помещены извлечения из трех титулов XVI книги Феодосиева Кодекса: de fide catholia, I, 2; de his, qui supra religione contendunt, 4, 2, и de haereticis, 5, 6, 62.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

15-е, к тому же и 16-е (правила святых Апостол) возбраняют служение клирику, переходящему из одной области в другую без воли епископа, рукоположившего его, и особенно, если, будучи призываем им, не возвратится; впрочем, не запрещают ему иметь там общение, как мирянину; а епископ, принявший его, если, не разузнав о нем, сопричислит к клиру и дозволит ему безбоязненно священнодействовать без увольнительной грамоты собственного его епископа, должен быть, говорит правило, подвергнут отлучению, как учитель бесчиния и нестроения, а если и возвел его на высшую степень, то таковое рукоположение не действительно; посему клирику, если он не принесет увольнительной грамоты, не дозволяет (правило) священнодействовать в чужой стране. То же самое говорит и 16-е (пр.) I Собора. А 3-е (правило собора) Антиохийского, кроме того, повелевает клирика, долгое время упорствующего в неповиновении, совершенно извергать, даже и без надежды восстановления в чине. 13-е (правило) IV Собора и 7-е Антиохийского повелевают, чтобы чужие и неизвестные клирики не служили без представительных грамот собственного их епископа. VI Собора (правило) 17-е подвергает суду извержения и пришедшего к епископу (клирика) и (епископа) его принявшего без представительных и увольнительных грамот, как постыждающих, насколько от них зависит, того, от которого принял рукоположение (пришедший). И 41-е правило собора Лаодикийского, а также и 47-е (чит. 42-е) полагают, что клирику или освященному не должно вообще путешествовать, без позволения своего епископа, или без канонических грамот от него. 106-е (119-е) правило Карфагенского собора определяет, чтобы епископы отлучались в Комитат, т.е. где находится царь, с увольнительною грамотою от митрополита. А 59-е (32-е) правило того же собора повелевает, чтобы без таковой грамоты никто из епископов не совершал морского путешествия. Антиохийского (собора правило) 8-е давать канонические послания, т.е. представительные и мирные, дозволяет одним только епископам, которым принадлежит и совершение хиротоний, но не дозволяет сего и священникам, хотя бы и первенствующим, по той причине, что им не дозволяется рукополагать; а хорепископам, если они будут беспорочны, дозволяет посылать мирные послания соседним епископам, поскольку правила даровали им и иные преимущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Нам думается, говорят они, что νωμαλοη относится также к лицу епископа: если, т. e., епископ болен, или находится в отсутствии. Впрочем, издатели Пидалиона не отвергают и первого толкования. 14 . 13-е Карфагенского: πολλο πσκοποι συναχϑντες πσκοπον χειροτονσουσι. ι δ νγκη γνηται, τρες... И здесь также, как в 4-м 1-го, толкователи разумеют собственно 1-й акт епископского поставления – избрание. Иначе, если понимать настоящее правило о хиротонии, оно будет противоречить, по словам Зонары, 1-му Апостольскому, по которому хиротония может быть совершена и двумя епископами, что так – об избрании должно понимать правило, это видно, говорит Вальсамон, из последних слов его: ν τις ν τινι ναντιωϑ τ δ μολογ, τ πογραφ, ατς αυτν ποστερσει τς τιμς: подписание (πογραφ) бывает не при хиротонии, а при избрании. Но издатели Пидалиона и это правило, подобно 4-му Никейского собора, понимают о хиротонии, не отказываясь, впрочем, разуметь его вместе и об избрании. Вообще во всех подобных случаях издатели Пидалиона настаивают на той мысли, что не только для избрания, но и для хиротонии нужно присутствие многих епископов, и только по крайности могут совершать то и другое три епископа с ведения и дозволения местного митрополита, как говорится в настоящем правиле, или и всех отсутствующих епархиальных епископов, как говорилось в 4-м Никейском. 15 . 23-е Карфагенского (24-е Книга правил) позволяет Мавритании иметь собственного митрополита, по отдаленности её от других епархий. Зонара и Вальсамон замечают, что правило местное, и не толкуют. По мнению издателей Пидалиона, «оно может быть и кафолическим, потому что из него мы узнаем, что всякое место может иметь своего митрополита по своим причинам». 16 . По 33-му (35-е Книги правил) Карфагенского, по переводу Книги правил, «иподьяконы, священным тайнам прикасающиеся, и дьяконы и пресвитеры, такожде и епископы, по свойственному каждой из сих степеней правилу (κατ τος δους ρους), 110 да воздерживаются от жен своих, и да будут, яко не имеющие их»...

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010