Церкви, как-то: православным патриархам, митрополитам, архиепископам и епископам и прочему духовенству, которым, по силе 1-го Вселенского Собора 8-го правила и Карфагенского Поместного Собора по силе 117 и 119 правил, предоставлено и следует принимать еретиков и раскольников и обращающихся к Св. Церкви, исправлять по соборному чиноположению и по их достоинствам удостаивать чести и звания, т. е. по соборному определению вручать им, если они епископы, епархии; если иереи – парохии. Таким образом очевидно, что обращающихся от ересей ко Св. Соборной Церкви епископов и священников удостаивают чести и приятия православные епископы соборно, которые и вручают им епархии или парохии, т. е. приходы, а не миряне, как бывает у раскольников. Может быть, на это скажут раскольники: «Не мы-де приходящих к нам вышеозначенных священников принимаем и исправляем, но отцы наши духовные». В этом случае можно спросить раскольников: от кого духовные их отцы, т. е. отлучившиеся от Св. Церкви попы, получили такую власть? Поистине и они сознаются, что ни от кого не получили, поскольку у раскольников нет никаких епископов, а по правилам святособорным даже не только беглым, но и законоправильным священникам и дьяконам, без благословения епархиальных епископов, ничего делать не позволяется, как значится о том выше. Кольми же паче не позволяется отлучившимся и правильно запрещенным от Св. Церкви попам беглецов, каковы они и сами, принимать, вышеозначенным чинопроклинательством исправлять, и на всякое священнодействие разрешать 77 . На таковых продерзателях сбываются слова, изреченные Спасителем нашим И. Христом: «слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.» 78 Из этого явствует, что раскольники и учители их, потеряв свет истины и бродя во тьме заблуждения, по невежеству и упрямству своему то делают, чего даже и сами не знают. О них прилично сказать словами Апост. Павла: «от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают», 79 т. е. как сами от пути истинного, так и других с него совращают. По изречению Господа: горе тому, кто первоначально посеял таковые соблазны, впрочем невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят, лучше было бы ему, чтобы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. 80 В сходственность сего и пророк изрек: «Горе тому, кто подает ближнему своему питье с примесью злобы своей». 81 Согласно сему и другой пророк говорит так: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом и свет – тьмой, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны перед самими собой!» 82

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

2) Вероопределения Соборов.   Известно, что на Соборах рассматривали и определяли основные вероучительные положения христианства и, следовательно, многие места Писания. Поэтому необходимо понимать эти места в соответствии с определениями Соборов 140 . Например, слова «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим. 5:12 ) нельзя понимать в том смысле, будто последствия греха Адама вошли в мир только через подражание, как учили пелагиане, а не передаются людям через рождение. Подтверждением православного толкования служит решение Поместного Карфагенского Собора (419), в котором сказано: кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: единем человеком грех в мир вниде в немже вси согрешиша, подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая Церковь , повсюду разлиянная и распространенная (Правило СХ (CXXIV)) 141 . 3) Творения святых отцов и учителей Церкви.   Согласие отцов и учителей Церкви, как в догматических вопросах, так и в объяснении важнейших отрывков Писания, ведет свое начало от апостолов и есть несомненное свидетельство истины. Например, Господь наш Иисус Христос при установлении таинства Евхаристии сказал: «приимите, идите: сие есть Тело Мое… пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:26–28 ; см. также: Мк. 11:22–24 ; Лк. 22:19–20 , 1Кор. 11:23–25 ). Обращаясь к творениям святых отцов и учителей Церкви: сщмч.  Игнатия Богоносца 142 , мч.  Иустина Философа 143 , свт.  Кирилла Иерусалимского 144 , свт.  Василия Великого , свт.  Иоанна Златоуста 145 , прп.  Иоанна Дамаскина 146  и других, можно увидеть общее учение о том, что Иисус Христос в ту ночь, в которую предал Себя за спасение мира, под видом хлеба и вина преподал Свое Тело и Свою Кровь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

309 ]. По словам сщмч. Иринея Лионского, «Адам сделался началом умирающих» [ 310 ]. Однако изменения, вызванные грехом в естестве человека, означают не просто понижение ценностного уровня человеческой жизни. Каждый человек, сколько-нибудь внимательно относящийся к своей внутренней жизни, не может не замечать, что греховность — это не просто ущербность природы, а активное враждебное человеку начало, живущее в его членах и влекущее его ко греху даже помимо его собственной воли. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое… в членах моих вижу… закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7, 20, 21, 23). Православная Церковь всегда учила, что все люди посредством физического рождения приобщаются грехопадению прародителей. Ориген († 251) учил, что младенцы «через таинство крещения очищаются от скверны рождения» [ 311 ], а свщмч. Киприан Карфагенский († 258) считал, что младенцы, как «происшедшие от плоти Адама», восприняли «заразу древней смерти чрез самое рождение…» [ 312 ]. Правило 110 (124) Карфагенского Собора говорит: «…и младенцы, никаких грехов сами собою содевать еще не могущие, крещаются истинно в отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения» [ 313 ]. Это наследственное повреждение духовно-телесной природы человека получило в православном богословии наименование «первородного греха» (peccatum originale, amartia). В учении о первородном грехе Православная Церковь различает, во-первых, самый грех и, во-вторых, его последствия в нас. Первородный грех и последствия его соотносятся между собой, как болезнь человеческого естества и ее конкретные проявления в организме человека [ 314 ]. Различают два ряда последствий первородного греха: а) физические, которые выражаются в тленности человеческого естества и его смертности;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

5) Сектант: Мы признаем учение Ветхого Завета о вере и благочестии, но решительно отвергаем все книги неканонические, как совершенно ненужные для христиан, ибо и Моисей, дав народу свой Закон, написал в нем: «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того. Соблюдайте заповеди Господа Бога вашего, которые я вам (сегодня) заповедую » (Вт. 4: 2 и 12: 32). «Всякое слово Бога чисто, Он – щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом» (Пр. Сол. 30: 5–6). Объяснения православного: 5) Здесь запрещается прибавлять что-нибудь к Второзаконию Моисея простым людям, не получившим от Бога откровения. Святые же Божии, получая откровение от Бога, записывали Его волю в священные книги и прибавляли их к книгам Моисеевым. Так поступили, как мы уже знаем, Иисус Навин (гл. 24: 26) и Самуил ( 1Цар. 10: 25 ), так поступали и другие пророки, «движимые Духом Святым“. Что же касается неканонических книг, то хотя Церковь не считает их богодухновенными, а только назидательными, но никто не имеет права отвергать их пользу для научения христиан после того, как ее признала сама Церковь , хранительница св. Писания, и предложила своим детям читать их для пользы их душ. Вот почему наряду с книгами каноническими упоминаются, как полезные для чтения, и неканонические в 85 Правиле св. Апостолов и в 33 Карфагенского собора (318 г.). Сами св. Апостолы в своих посланиях пользуются не только каноническими, но и неканоническими книгами Ветхого Завета. Так, напр., слова ап. Иакова: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого“ (гл. 1: 13) – очевидно, взяты из следующего места книги Иисуса Сына Сирахова: «Не говори: «ради Господа я отступил“, ибо что Он ненавидит, того ты не должен делать. Не говори: «Он ввел меня в заблуждение“, ибо Он не имеет надобности в муже грешном“ (гл.15: 11–12).Слова ап. Иакова: «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев“ (гл. 1: 19) – взяты тоже из следующего места книги Сираха: «Будь скор к слушанию и обдуманно давай ответ“ (гл. 5: 13). Следующие слова двух книг, канонических и неканонических, совершенно сходны: «И сказала Ноеминь снохе своей: благословен он от Господа за то, что не лишил милости своей ни живых, ни мертвых“ ( Руфь 2; 20 ). «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости“ ( Сир. 7; 36 ). Срав Рим. 1; 18–23 и Прем. Сол. 13; 1–10. Сир. 18: 1 и Откр. 15: 4 . 2Ездр. 4: 28 и Быт. 2. 24 , Мф. 19: 5 . Еф. 5: 31 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Аккумулятором и тяжким «венцом» многих безобразных явлений не только в разговорной речи, но и всей жизни человека стало сквернословие или нецензурная брань, являющиеся наследием темного языческого прошлого. В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова говорится: ««Есть речь, облеченная смертью… Не приучай твоих уст к грубой невежливости, ибо при ней бывают греховные слова. …Человек, привыкающий к бранным словам, во все дни свои не научится» (23.14-19). Несколько лет назад на страницах одного православного календаря я прочитал: «Сквернословие как массовое явление присуще нашему времени - периоду умножившегося нас­тупления сил тьмы на души людей. Матерная брань - это открытое проявление ада в человеке. С незапамятных времён матерщина в русском на­роде называется сквернословием. Словарь В.И. Даля - результат глубокого исследования живого народного русского языка, - даёт нам та­кое определение этого слова: «Скверна - мер­зость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотреб­ство, разврат, нравственное растление; всё бого­противное». Вот куда мы погрузились, отдавшись во власть смрадных, гнилых слов. Грех скверно­словия был осуждён и на специальных церковных соборах, например, правило 71 Карфагенского Собора гласит: «Непотребными словами оскорб­ляют честь матерей семейств и целомудрие дру­гих. Употребляющий нецензурные слова человек, прежде всего, бесславит матерей, хамски ругается над богоустановленными законами рождения, забы­вая, что и сам рождён и воспитан матерью». Речь человека прямо отражает его внутреннее состояние: богатство или нищету его души, верность или извращенность чувств и мыслей, правильное или ложное мировосприятие. Об этом ясно сказано в Священном Писании: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лук. 6.45). Брань человека нам откровенно демонстрирует – какая грязь находится у него в душе! «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Марк 7.21-23). В сердце сквернослова – зло, мрак и невежество. Бедное сердце – и уста бедные.

http://radonezh.ru/analytics/est-rech-ob...

Вопрос : Как совершается таинство покаяния в Православной Церкви? Ответ : По чинопоследованию Русской Православной Церкви, епископ или священник над исповедавшим свои грехи читает краткую молитву, в которой испрашивает ему отпущение грехов и примирение с Церковью, и после этого, наложив на главу кающегося епитрахиль, совершает «тайну святого покаяния» словами: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо (имя рек), вся согрешения твоя; и аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь» . Вопрос : В чем состоят невидимые действия таинства покаяния? Ответ : Благодатное действие Святого Духа, соединяющееся с видимым разрешением от грехов, состоит в отпущении кающемуся грехов и в примирении его с Церковью. Само собой разумеется, что прощенный и примиренный с Церковью христианин должен всячески остерегаться в дальнейшем возвращения к прежним грехам: «Согласуясь со своей совестью, он обязан от одной исповеди до другой, сколько возможно, стараться об исправлении своей жизни» 50 . Поскольку в таинстве покаяния возвращается христианину оправдывающая и освящающая благодать, дарованная ему в крещении, но умаленная или даже потерянная через грех, то в древности некоторые называли таинство покаяния «вторым крещением» (отцы 5-го Карфагенского собора) . Таинство Брака Вопрос : Что такое «тайна брачного союза» и что такое «таинство брака»? Ответ : Православная Церковь отличает тайну брачного союза от брака, как таинства. Брачный союз двух лиц, мужа и жены, любящих друг друга, обещавших друг другу взаимную верность и соединивших свои жизни с целью основания семьи и честной совместной жизни, установлен благословением Божиим вскоре после сотворения первого человека: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку. И сказал человек: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей... Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» ( Быт. 2, 18, 22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Говорит «Православное исповедание»: «Первородный грех есть преступление закона Божия, данного в раю прародителю Адаму, когда сказано было к нему: От древа познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт. 2, 17 ). Сей прародительский грех перешел от Адама во все человеческое естество, поскольку все мы тогда находились в Адаме, и таким образом через одного Адама грех распространился на всех нас. Посему мы зачинаемся и рождаемся с сим грехом, как учит Св. Писание: как одним человеком грех вошел в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим. 5, 12 ). Но этот основополагающий догмат Православия особенно трудно уясним для рационалистического мышления, и здесь сегодня более всего претыкаются те люди, которые в вопросах веры привыкли более руководствоваться аналитическим мышлением, а не простотой веры. Христианской простоте свойственно на крылах смирения и доверия учению Церкви легко и скоро перелетать через все догматические трудности и непостижимости» 6 . «Бог не создал человека грешным, а чистым и святым. Но когда первозданный Адам потерял сию одежду святости, не от другого какого греха, а от одной гордости, сделался тленным и смертным, то и все люди, происходящие от семени Адамова, бывают причастны прародительского греха от самого зачатия и рождения своего. Кто сим путем родился, хотя бы не сделал еще никакого греха, уже грешен есть тем прародительским грехом. По сей причине пришло иное рождение, или возрождение, которое возрождает человека чрез святое Крещение Духом Святым, опять воссоединяет его с божеским естеством, как было тогда, как создали его руки Божии, восстановляет все душевные силы его, обновляет их и приводит в то состояние, в каком были они до преступления первозданного Адама». 7 Общую веру христианской Церкви в существование первородного греха подтверждает древний обычай, который не потерял своей важности и сегодня: крестить новорожденных младенцев, которые не имеют еще личного греха, но поскольку произошли от плоти Адама, то восприяли заразу древней смерти через самое рождение, и которые тем удобнее приступают к приятию Крещения и отпущения грехов, что им отпускаются не собственные, а чужие грехи. (См. Постановления Карфагенского собора в 252 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Для молитвы больше всего нужно сердце (версия для печати)/Православие.Ru Для молитвы больше всего нужно сердце Православие.Ru , 21 июля 2011 г. Архимандрит Арсений (Папачок) Перевела с румынского Зинаида Пейкова Вопросы задавал Архимандрит Иоанникий (Балан) 19 июля 2011 года в возрасте 96 лет отошел ко Господу архимандрит Арсений (Папачок) – старейший и один из самых почитаемых ныне румынских старцев. Он был представителем золотой плеяды румынских духовников ХХ века, которые не имеют себе равных по истовости и всецелой жертвенности своей веры, опыту подвижничества в суровых условиях безлюдной пустыни, подобно аввам из древних патериков, – опыту, сочетающемуся с духовной мудростью, тонкостью проникновения в тайники человеческой души и недюжинными литературными дарованиями. Старец Арсений подвизался в непроходимых лесных дебрях румынских гор вместе с отцом Клеопой (Илие), подвергался преследованиям со стороны богоборческих властей, сидел за исповедание веры в тюрьме. С 1975 года он был духовником монастыря во имя святой Марии в городе Текиргёл под Констанцей. Предлагаем вниманию читателей ответы старца на некоторые актуальные вопросы духовной жизни. Архимандрит Арсений (Папачок) – Как можно стяжать дар смирения и слез на молитве? – Смирение не может прийти само по себе, без того, чтобы ты в духовном течении жизни не думал, что ничего не можешь сам без благодати Божией. Спаситель говорит: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15: 5). 113-е правило Карфагенского Собора гласит: «Но если всё же кто-нибудь говорит, будто он что-нибудь может без Христа, да будет анафема» . Брат, неужели ты не знаешь, что если ты мнишь о себе и гордишься, то это от тебя отошла помощь Божия? Ибо сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4: 6; 1 Пет. 5: 5). Подумай же о том, что без благодати Божией ты – прах и пепел. А если ты полагаешь, что вот, Господь терпел тебя до сих пор и так будет всегда, тогда с великим страхом поостерегись, ибо Бог долго терпит, но иногда и предваряет события!

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю, но живущий во мне грех . Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое... в членах моих вижу... закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» ( Рим. 7:19–21, 23 ). Православная Церковь всегда учила, что все люди посредством физического рождения приобщаются грехопадению прародителей. Ориген (251) учил, что младенцы «через таинство крещения очищаются от скверны рождения» 311 , а свщмч. Киприан Карфагенский (258) считал, что младенцы, как «происшедшие от плоти Адама», восприняли «заразу древней смерти чрез самое рождение» 312 . Правило 110 (124) Карфагенского Собора говорит: «и младенцы, никаких грехов сами собою содевать еще не могущие, крещаются истинно в отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения» 313 . Это наследственное повреждение духовно-телесной природы человека получило в православном богословии наименование «первородного греха» (peccatum originale, amartia). В учении о первородном грехе Православная Церковь различает, во-первых, самый грех и, во-вторых, его последствия в нас. Первородный грех и последствия его соотносятся между собой, как болезнь человеческого естества и ее конкретные проявления в организме человека 314 . Различают два ряда последствий первородного греха: а) физические, которые выражаются в тленности человеческого естества и его смертности; б) нравственные, проявляющиеся в удобопреклонности воли человеческой ко злу. Первородный грех необходимо строго отличать от грехов личных, то есть свободного противления личности Божественному закону. Власти первородного греха подвержены все люди вне зависимости от меры личного совершенства, в том числе и младенцы, личных грехов не имеющие. Однако определить, что собственно есть первородный грех в природе человека, достаточно сложно. В естестве падшего человека невозможно отыскать такой части, такого природного свойства или качества, которое можно было бы определить как первородный грех . Дело в том, что первородный грех вообще не есть «нечто», ибо представляет собой реальность, отвечающую не на вопрос «что?» , а на вопрос «как?» . Иными словами, первородный грех является характеристикой не природы, а образа, способа ее существования. Первородный грех – это состояние и образ существования природы человека, родившегося вне царства благодати и находящегося вне Бога, и потому состояние, являющееся предметом гнева Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

И еще так: «Но благодатью Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» [ 1Кор 15, 10 ] 335 . О решениях Соборов (534, 245) 7. Мы признаем также благом для Святейшего Престола то, что было решено декретами Карфагенского Собора в его третьей статье [ХВ 522] и снова в его четвертой статье [ХВ 523]. О Литургии Церкви (537, 246) 8. Но помимо этих неприкосновенных решений Святейшего Апостольского Престола, которыми наши Святые Отцы, отвергая гордыню этого злосчастного новшества, преподали нам, что начала доброй воли, возрастание похвальных усилий и твердость в них следует до конца приписывать благодати Христовой, поразмышляем также над молитвами, произносимыми священниками. Переданные Апостолами, они совершаются одинаково в целом мире и во всей Католической Церкви, для того чтобы закон молитвы утверждал собою закон веры. Когда предстоящие на святых собраниях выполняют доверенную им миссию, они предают Божественному милосердию дело человеческого рода и со всей Церковью, стенающей вместе с ними, просят и молят о том, чтобы вера была дарована неверным, чтобы идолопоклонники избавлены были от заблуждений, лишающих их Бога, чтобы покров, окутывающий сердца Иудеев, рассеялся, и чтобы свет истины воссиял над ними; чтобы еретики раскаялись и приняли католическую веру, чтобы раскольники получили дух обновленной любви, чтобы падшим даны были средства к покаянию; наконец, чтобы катехуменам, приводимым к Таинству возрождения, отворен был чертог небесного милосердия. Эти прошения обращаются к Богу не формально и не тщетно: факты действенно подтверждают это. Ибо Бог благоволит привлекать к Себе многие жертвы всякого рода заблуждений; «избавленных от власти тьмы и вводимых в Царство возлюбленного Сына Своего» [ Кол 1, 13 ], Он из «сосудов гнева» делает их «сосудами милосердия» [ Рим 9, 22–23 ]. Все это столь сильно ощущается как Деяние Божие, что непрестанное благодарение и восхваление славы Божией обращается к Нему, совершающему эти дела, за то, что Он просветил и исправил этих людей 336 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010