Жития Н. синаксарные редакции: ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 351–355; редакция еп. Леонтия Мровели: Леонтий Мровели, еп. Мокцеваи Картлисай [Обращение Картли св. Нино]//КЦ. 1955. Т. 1. С. 72–138; он же. То же [Обращение Картли св. Нино]/Пер. с древнегруз., коммент.: В. Г. Ахвледиани//Картлис цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 44–69, 72–73. На рус. яз.: Василий (Преображенский), еп. Св. равноап. Нина просветительница Грузии. СПб., 1895; Житие св. равноап Нины, просветительницы Иверии (Грузии). Од., 1896, 18992, 19023; Житие св. Нино/Сост.: К. Цхададзе, О. Голиадзе. Тб., 1990; Житие св. равноап. Нины/Сост.: М. Чхаидзе; пер. на рус. яз.: А. Мемарнишвили. М., 2014. Ист.: Такаишвили Е. Три ист. хроники: «Мокцеваи Картлисай», «О жизни Багратионов» Сумбата и «Хроника Месхетской Псалтири». Тифлис, 1890 (на груз. яз.); Новый вариант «Жития св. Нины»/Сост.: Е. Такаишвили. Тифлис, 1891 (на груз. яз.); Описание рукописей б-ки Об-ва распространения грамотности среди груз. населения. Тифлис, 1912. Т. 2. Вып. 1-4; Амвросий (Хелая), исп. Челишский вариант «Мокцеваи Картлисай»//Древняя Грузия. Тифлис, 1909. Т. 1. С. 1-29 (на груз. яз.); Кипшидзе И. Грузинская древнелит. хрестоматия с древнегруз.-рус. словарем. Пг., 1918; Кубанеишвили С. Челишская редакция «Мокцеваи Картлисай»//Шромеби (Труды)/ТГУ. Тб., 1940. Вып. 12. С. 91-101 (на груз. яз.); Имнаишвили И. Симфония-словарь к груз. Четвероглаву. Тб., 1949. Т. 2 (на груз. яз.); Георгика: Сведения визант. писателей о Грузии/Тексты с груз. переводом издали и примеч. снабдили А. Г. Гамкрелидзе и С. Г. Каухчишвили. Тб., 1961. Т. 1 (на груз. яз.); Шатбердский сб. X в./Сост.: Б. Гигинеишвили, Е. Гиунашвили. Тб., 1979 (на груз. яз.); Мовсес Хоренаци.История Армении/Пер. с древнеарм., введ., примеч.: Г. Саркисян. Ер., 1990; Руфин Аквилейский.Церковная история// Тюленев В. М. Рождение лат. христ. историографии: С прил. пер. «Церковной истории» Руфина Аквилейского. СПб., 2005. С. 230-284. Лит.: Кекелидзе К. Автор «Жития Нино», редакций «Мокцеваи Картлисай»// Он же.

http://pravenc.ru/text/2577665.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Самогипноз " грузинской нации " 01.11.2008 436 Время на чтение 8 минут После 8 августа 2008 г. часто в России можно услышать недоуменные восклицания вроде «Как же так? Как это могло случиться? Ведь раньше и грузины, и осетины, и абхазы дружно жили вместе в одной большой семье». Но нужно с горечью признать, что на протяжении 200 лет именно российские императоры, движимые либеральным духом своего времени, стремились искусственно слепить из грузинских народностей единую нацию. Как правило, все эти недоумения насчет «братской семьи» отлично оттеняет фон вполне официальных мантр о «многовековых исторических и культурных связях между российским и грузинским народами». Мантрами эти утверждения делает неизжитый до сих пор наивный самогипноз русского общества, суть которого в том, что «грузинский народ» как цельный субъект существовал вне контекста русской истории. Самое интересное, что грузины действительно имеют некоторые основания «обижаться» на русских, потому что как нация они без русских бы не сложились. Если бы не Российская империя, то грузин уже два века как не было бы на свете. Поэтому, когда официальный Тбилиси сегодня обвиняет Россию в возрождении имперских аппетитов и возвращении времен «русской тирании», «советского деспотизма», «темной, длинной ночи царизма и колониализма», то у любого здравомыслящего человека возникает желание, отбросив эмоции, обратиться за помощью к сухому и точному языку истории. Нужно сказать, что не Россия претендовала на Грузию, а Грузия веками искала спасения в российском покровительстве. Еще в 1491 г. посольство иверийского царя Александра принесло присягу Ивану III, затем дважды - в 1587 и 1658 гг. - кахетинские цари просили российских самодержцев принять кахетинцев в свое подданство для защиты их от истребления со стороны персов. Наконец, в 1783 г. восточно-грузинское княжество Картли-Кахетия в лице царя Ираклия II и Россия подписали договор о протекторате Российской империи над грузинскими землями, вошедший в историю как «Георгиевский трактат». Любопытно, что Россия от этого договора, кроме проблем военно-политических обязательств, практически ничего не получала - по договору все управление и доход с налогов доставались грузинской стороне. Более того, шестой артикул трактата сохранял за Ираклием II трон и гарантировал преемственность его династии. Но уже 12 сентября 1795 г. персы под руководством Ага Мохаммедхана полностью разрушили и сожгли Тбилиси, рубя на куски тех, кто не успел бежать. Грузия превращалась в пустыню. Ага Мохаммед-хан грозил «сделать из грузинской крови реку текущую». У грузинских князей оставался только выбор между физическим исчезновением картвельского этноса с арены истории и русской рукой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Подарок – жизнь Это было во время грузино-абхазской войны. Страшными были те дни… 22 июля, 2015 Это было во время грузино-абхазской войны. Страшными были те дни… О том, когда человек обретает силу пробуждать души других людей – в новом рассказе Марии Сараджишвили. Внук называет Нуцу-бебо «Ты мой Цотне Дадиани» Предыстория Святой Цотне Дадиани, полководец и правитель Эгриси (Западная Грузия), жил во второй половине тринадцатого века. В этот период Грузия находилась под монгольским игом. Положение страны было невыносимым до такой степени, что грузинская знать решила поднять народ на восстание против захватчиков. Святой Цотне Дадиани Собравшись на вершине горы Кохта, правители всех частей Грузии договорились выступить единым фронтом и местом сбора войск назвали Картли. Цотне Дадиани и Рачинский эриста в [ 1 ] первыми отправились собирать войско. Из-за измены о заговоре стало известно монголам. Они оцепили гору Кохта, арестовали всех повстанцев, кроме Цотне Дадиани и эристава Рачинского и отвезли к монгольскому правителю. На допросах арестованные отрицали все обвинения и целью народного сбора указали желание упорядочить сбор монгольской дани. Но им не поверили. По приказу монгольского военачальника их оголили, связали и, обмазав медом, бросили под палящее солнце. Узнав об арестах, Цотне Дадиани восскорбел и счёл делом чести самому предаться смерти и позору. Он в сопровождении двух слуг поехал к монголам, чтобы разделить страдание с братьями по оружию. Прибыв на место пыток и увидев обреченных на смерть воинов, Цотне разделся, велел слугам связать себя и лёг рядом с ними под палящее солнце. Удивленные монголы доложили своему военачальнику о странном человеке, добровольно лёгшем рядом с приговоренными к пыткам. Нойон вызвал его к себе и спросил о причине такого странного поведения. «Мы все собрались с одной целью – упорядочить сбор дани и исполнить ваш приказ. Если за это мои соотечественники наказаны, я желаю разделить их участь!» – ответил Цотне Дадиани. Его поступок настолько сильно поразил монголов, что все пленённые князья были освобождены.

http://pravmir.ru/podarok-zhizn/

Грузинская элита - в первую очередь, конечно, культурная, - была в Советском Союзе очень любима, и она оказалась страшно избалованной. Давайте посмотрим, как это всё происходило. Началось все с умопомешательства - с того, что грузинская элита выбрала себе вождем настоящего фашиста. Именно фашизмом были спровоцированы межнациональные конфликты. Потом мы, Россия, - у нас тоже есть свои «заслуги» перед Грузией - притащили туда господина Шеварднадзе, который фашистом не был, но был профессиональным предателем и мелким уголовником. После чего там появился сумасшедший Саакашвили. Кстати, сумасшедшим его назвал не я, я просто вспомнил эпизод, которые показывал покойный Бадри Патрикашвили, где он говорил, что Жвания пытался сделать Саакашвили Нобелевским лауреатом для того, чтобы его убрать из Грузии, потому что считал его опасным сумасшедшим. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Михаил, но вы сами сказали, что он был избран. МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ: Избран, я о том и говорю! В основном, судьбу страны определяе элита, которая навязывает народу те или иные представления о жизни. Грузинская элита, будучи дико избалованной, посчитала себя европейской. Впрочем, им даже с европейцами противно, только американцы могут сравниться по степени своего величия с грузинской элитой! Проблема даже не в Саакашвили. На мой взгляд, Саакашвили уже «сгнил», он доживает свой политический век. Его как-то поддерживают физически, его американские кураторы убрали Бадри, который представлял для него серьезную опасность. Но кто будет следующим? Не видно выхода, непонятно, что должно произойти. И я совершенно согласен с тем, что Грузия в том виде, как ее сейчас представляют себе грузины, - это детище России. В некоторой степени - Российской империи, а в большей - именно Советского Союза. У меня висит этническая карта Закавказья конца века, там грузины не обозначены. Там обозначены Картли, Кахетия, отдельно менгрелы, отдельно абхазы, отдельно осетины - и всё это пятнами. Это в какой-то мере подарок, но его целостность, в значительной степени, обеспечивалась империей. И удержать эту «маленькую империю» Грузию, как хотели, а может, и продолжают хотеть грузинские националисты, без России невозможно. Значит, люди, которые поставили на антироссийскую карту, должны понимать, что это они развалили Грузию!

http://foma.ru/russkij-vzglyad-gruziya.h...

И турки с персами дружно проводили религиозные и этнические чистки в отношении армян. Но на Кавказ пришла Россия. Пришла, заметим, защищая единоверную Грузию от очередного персидского похода. После побед русской армии к России отошла Восточная Армения, в которую стали переселяться армяне из Ирана и Турции. На этой территории была образована Армянская область, которая примерно соответствует современной территории Армении. Западная же Армения оставалась под контролем Османской империи и до сих пор входит в состав Турции. И надо сказать, что иногда можно от армян услышать нотки обиды на Россию: почему русские не постарались освободить все территории древней Армении. Так что современную государственность и свои нынешние территории все три закавказские, теперь уже бывшие советские социалистические республики получили в составе Российской империи, а затем Советского Союза. Но сегодня, если послушать прозападную интеллигенцию в этих демократических государствах, то выяснится, что они были жертвами русской агрессии и веками страдали в оккупации то под пятой русских царей, то в тоталитарном СССР.  Наиболее яркий пример Грузия, которая триста лет просилась под крыло русского двуглавого орла, умоляя о защите от врагов. Турки и персы регулярно опустошали Грузию, безжалостно истребляя население. К XIX веку в Грузии оставалось всего 20 тыс. семейств. Все ученые считают, что грузинам угрожала депопуляция, т.е. полное исчезновение. Напомним о том, как в Османской империи исчезло греческое население Малой Азии.  Кстати, Грузия входила в состав Российской империи не единым государством. Входили отдельно Картли-Кахетинское царство, отдельно входили Имеретия, Аджария и Гурия, Абхазия и Южная Осетия входили в состав Российской империи как самостоятельные княжества.    Но сегодня в Тбилиси открыт музей русской оккупации. Но вот, наконец, свергнув в 1917 г. " деспотический царский режим " , эти народы, " безмерно страдавшие под игом русского самодержавия " получили долгожданную свободу! Вот бы строить, наконец, мир, где все народы живут по законам " свободы, равенства и братства " . Нет больше свирепых царских генерал-губернаторов и городовых на улицах Тифлиса и Баку!

http://radonezh.ru/2020/10/08/voyna-v-za...

Груз. поселение, основанное в кон. XVII в. в районе Пресни. Гравюра Вахтанг VI проводил политику укрепления независимости Картли от сефевидского Ирана. Постепенно он удалил из своего окружения проирански настроенных князей и упразднил укоренившиеся в стране иран. обычаи. В 1705 г. Вахтанг созвал Церковный Собор, на к-ром католикосом Картли был избран его брат Доментий. В целях упорядочения центрального управления были разработаны «Законы Вахтанга» и свод законов «Дастурламали» (1708). В 1709 г. была организована типография, где были напечатаны НЗ, псалмы, а в 1712 г. поэма Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Вахтанг VI создал «комиссию ученых мужей», к-рой было поручено собрать исторические документы по всей Г. и начать писать продолжение сб. «Картлис Цховреба». Особую роль в развитии груз. историографии и географии сыграл сын Вахтанга VI царевич Вахушти, автор мн. трудов, в т. ч. «Истории Грузии» и «Грузинской географии». Была образована царская гвардия, комендантами иран. крепостного гарнизона Тбилиси вместо кызылбашей стали назначать грузин. В Картли вернулись переселенные в Кахети крестьяне; велось строительство оросительных каналов, прокладывались торговые пути; оживилась торговля, развивались ремесла и городская жизнь. В 1707-1711 гг. Вахтанг дважды предпринимал походы на Сев. Кавказ, в Осетию, в результате к-рых взял под свой контроль горные перевалы и укрепил сев. границу Картли. В 1712 г. он был вызван в Исфахан для утверждения на престол Картли, однако отказ принять ислам (на что ему впосл. пришлось согласиться) задержал его в Иране. Во время пребывания Вахтанга VI в Иране (1712-1719) в Г. началась междоусобица. По возвращении на родину Вахтанг VI принял энергичные меры по восстановлению порядка: сломил сопротивление феодалов, распространил влияние Картли на др. груз. царства и усмирил лезгин, создав предпосылку для взятия Джаро-Белокан и объединения Картли-Кахети. В 1722 г. шах Ирана передал правление Картли сыну Ираклия I, кахетинскому царю Константину, и весной 1723 г. Константин взял Тбилиси. В 1724 г. Вахтанг VI покинул Г., отправился в Россию, где и скончался в 1737 г. (погребен в Успенском соборе Астрахани).

http://pravenc.ru/text/168205.html

В издательстве Сретенского монастыря вышел  Календарь-2018 «Год со святыми Грузинской Православной Церкви» . Составитель Мария Сараджишвили. Год со святыми Грузинской Церкви/Сост. М. Сараджишвили. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2017. — 384 с. : ил.      В календаре собраны жития святых и жизнеописания подвижников благочестия Грузинской Православной Церкви, очерки об ее истории, святынях и монастырях. Грузия — одна из древнейших христианских стран мира. Грузинский народ принял христианство еще в I веке. Проповедовать здесь Евангелие жребий выпал Самой Пресвятой Богородице. Поэтому Грузия считается Ее избранной страной. По воле Спасителя, Матерь Божия осталась в Иерусалиме, а в Грузию отправился святой апостол Андрей Первозванный. В апостольские времена на территории современной Грузии существовали два грузинских государства: восточноеКартли (по-гречески Иберия), и западное Эгриси (по-гречески Колхида). Русское название страны «Грузия» происходит от персидско-арабского «Гурджистан». Апостол Андрей проповедовал как в Восточной, так и в Западной Грузии. В Ацквери (Картли) он оставил новообращенным христианам принесенную из Иерусалима икону Пресвятой Богородицы, которая на протяжении многих веков находилась в кафедральном соборе. В Западной Грузии вместе с апостолом Андреем учение Христа проповедовал апостол Симон Кананит, который и похоронен там же, в селе Команы. Грузинская земля приняла и апостола Матфия; он проповедовал в Юго-Западной Грузии и похоронен в Гонио, вблизи современного Батуми. Древнейшие грузинские источники указывают на пребывание в Восточной Грузии апостолов Варфоломея и Фаддея. В Картли христианство стало государственной религией в IV веке. Это знаменательное событие связано со святой равноапостольной Ниной, просветительницей Грузии, и святыми царем Мирианом и царицей Наной. Происходившая родом из Каппадокии и состоявшая в родстве со святым Георгием Победоносцем, святая дева Нина пришла в Картли из Иерусалима, исполняя волю Пресвятой Богородицы. …Сейчас в Грузинской Церкви 50 епархий, более 1100 священнослужителей, 550 приходов, 97 мужских и 75 женских монастырей, 8 высших духовных школ. Каноническая территория Грузинской Церкви: Грузия, Абхазия, Южная Осетия, приграничные земли на северо-востоке Турции, северной Армении и северного Азербайджана. За границей Церковь наиболее представлена в Западной Европе, также в Северной и Южной Америке и Австралии. Богослужение совершается на грузинском языке. Для богослужения принят юлианский календарь. В 2002 г. было принято Конституционное соглашение между Грузинским государством и Грузинской Православной Церковью. Книгу можно приобрести: скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/103151.html

Скачать epub pdf Июнь 21 Луарсаб II, святой мученик, благоверный царь Грузинский, Карталинский Святой мученик благоверный царь Грузинский Луарсаб II родился в 1587 году. Он был сыном Георгия X (1600–1603), отравленного персидским шахом Аббасом I (1584–1628). После смерти отца Луарсаб остался с двумя сестрами, Хорешан и Еленою. Он был еще отроком, но отличался разумом и благочестием и, несмотря на юный возраст, был венчан на царство Карталинское с именем Луарсаба II. В 1609 году Грузия подвергалась нашествию турецкого войска под предводительством Дели-Мамад-хана. Молодой царь дал решительный бой туркам под селением Квенадкоци (между Гори и Сурами). Накануне сражения 14-тысячное грузинское ополчение провело всю ночь в неусыпных молитвах, а поутру, после Божественной литургии и принятия всеми Святых Таин, в героическом сражении грузинские воины обратили в бегство 60-ти тысячную армию противника. Персидский шах Аббас I, встревоженный этой победой Грузии и снедаемый завистью к Луарсабу II, всячески искал случая погубить его. Святой Луарсаб II был вынужден, спасая Картли (Центральная Грузия) от разорения, выдать замуж за магометанина шаха Аббаса I свою сестру Елену, по его требованию. Но и это не остановило шаха. Через некоторое время он вторгся в Грузию с огромным войскам. Из-за измены нескольких феодалов благоверный царь Луарсаб II и кахетинский царь Теймураз I вынуждены были в конце 1615 года удалиться в Имеретию (Западная Грузия) к царю имеретинскому Георгию III (1605–1639). Шах Аббас I разорил Кахетию и, угрожая разорением Картли, требовал Луарсаба II к себе, обещая в случае его прибытия заключить мир. Благоверный царь Луарсаб II, пытаясь сохранить храмы Картли от опустошения, отправился к шаху Аббасу со словами: «Возложу всю надежду свою на Христа, и какая бы участь не ожидала меня там, жизнь или смерть, да будет благословен Господь Бог!» Шах Аббас I принял святого Луарсаба II миролюбиво и казалось был готов выполнить свои обещания. После совместной охоты шах Аббас пригласил его в Мазандаран, но за обедом Луарсаб II отказался есть рыбу (поскольку шел Великий пост), несмотря на уговоры и требования шаха. Разгневанный шах стал настаивать на том, чтобы грузинский царь принял магометанство, за что обещал с великими сокровищами отпустить в Картли, в противном случае угрожая мучительной смертью. Благочестивый царь Луарсаб II, с детских лет соблюдавший строгие посты и постоянно творивший молитвы, без колебания отверг домогательства шаха. Тогда его связали и заключили в неприступную крепость Гулаб-Кала, близ Шираза. Епископ Мровельский Николай повествует, что благоверный царь Луарсаб семь лет находился в темнице в оковах, перенося ужасные притеснения и частые избиения, принуждаемый принять магометанство. Но святой исповедник остался верен Святой Церкви Христовой и принял мученическую смерть в 1622 году на 35-ом году своей жизни. Вместе с ним были замучены два его верных служителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В 1609 году Грузия подвергалась нашествию турецкого войска под предводительством Дели-Мамад-хана. Молодой царь дал решительный бой туркам под селением Квенадкоци (между Гори и Сурами). Накануне сражения 14-тысячное грузинское ополчение провело всю ночь в неусыпных молитвах, а поутру, после Божественной литургии и принятия всеми Святых Таин, в героическом сражении грузинские воины обратили в бегство 60-ти тысячную армию противника. Персидский шах Aббac I, встревоженный этой победой Грузии и снедаемый завистью к Лyapcaбy II, всячески искал случая погубить его. Святой Лyapcaб II был вынужден, спасая Картли (Центральная Грузия) от разорения, выдать замуж за магометанина шаха Aббaca I свою сестру Елену, по его требованию. Но и это не остановило шаха. Через некоторое время он вторгся в Грузию с огромным войскам. Из-за измены нескольких феодалов благоверный царь Лyapcaб II и кахетинский царь Teймypaз I вынуждены были в конце 1615 года удалиться в Имеретию (Западная Грузия) к царю имеретинскому Гeopruю III (1605–1639). Шах Aббac I разорил Кахетию и, угрожая разорением Картли, требовал Лyapcaбa II к себе, обещая в случае его прибытия заключить мир. Благоверный царь Лyapcaб II, пытаясь сохранить храмы Картли от опустошения, отправился к шаху Аббасу со словами: «Возложу всю надежду свою на Христа, и какая бы участь не ожидала меня там, жизнь или смерть, да будет благословен Господь Бог!» Шах Aббac I принял святого Лyapcaбa II миролюбиво и казалось был готов выполнить свои обещания. После совместной охоты шах Аббас пригласил его в Мазандаран, но за обедом Лyapcaб II отказался есть рыбу (поскольку шел Великий пост), несмотря на уговоры и требования шаха. Разгневанный шах стал настаивать на том, чтобы грузинский царь принял магометанство, за что обещал с великими сокровищами отпустить в Картли, в противном случае угрожая мучительной смертью. Благочестивый царь Лyapcaб II, с детских лет соблюдавший строгие посты и постоянно творивший молитвы, без колебания отверг домогательства шаха. Тогда его связали и заключили в неприступную крепость Гулаб-Кала, близ Шираза. Епископ Мровельский Николай повествует, что благоверный царь Луарсаб семь лет находился в темнице в оковах, перенося ужасные притеснения и частые избиения, принуждаемый принять магометанство. Но святой исповедник остался верен Святой Церкви Христовой и принял мученическую смерть в 1622 году на 35-ом году своей жизни. Вместе с ним были замучены два его верных служителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Житие св. Нины особенное внимание уделяет тесной связи просветительницы Грузии с евр. общинами Картли: «священниками» из мест. Боди (совр. Бодбе, Сигнахский р-н, где находится Бодбийский мон-рь; по др. версии, совр. Ниноцминда, близ г. Уджарма - З. Кикнадзе, Т. Мирзашвили), «книжниками» из Кодисцкаро, «переводчиками Кананита» из Хоби. Наиболее близкими ко двору были «обитатели Мцхеты» («дом Элиоза») - род, считавший себя потомком библейского первосвященника Илия , по традиции обладавший правом служить в мцхетской синагоге. От Авиафара и Сидонии св. Нина узнала, что хитон Господень в I в. привез в Мцхету левит Элиоз (см. ст. Грузия ), и поклонилась тайному месту погребения хитона. От лица святых Сидонии и Авиафара ведется повествование в нек-рых главах Жития св. Нины. Существует еще неск. сведений о связях св. Нины с евр. общинами Картли. Так, еще до прибытия в Мцхету святая месяц жила в евр. общине г. Урбниси («для языка еврейского»), а последние годы жизни провела в мест. Боди. После Крещения Картли и кончины св. Нины евр. просветительские центры в источниках больше не упоминаются, что связывают со слиянием общин крещеных иудеев с Церковью ( Kiknadze. The Conversion of Kartli. 1994. S. 41-42). Считается, что Грузия приняла Крещение в 326 г. В «Мокцеваи Картлисай» описывается обращение царя Мириана в христианство, поводом к к-рому послужило чудо во время охоты на горе Тхоти (близ совр. г. Каспи) в окрестностях Мцхеты. Внезапно его окружила тьма, царь вознес тщетные молитвы языческим божествам, затем воззвал к «Богу Нино», обещая в случае спасения принять христианство, и в тот же момент он увидел свет. Царь исповедал Христа перед св. Ниной и направил письмо о желании принять крещение св. царице Елене и ее сыну св. имп. Константину I Великому , к-рый прислал в Картли еп. Иоанна, свящ. Иакова и диакона. Царь и двор были крещены немного ранее, а затем в Мцхете, у слияния рек Арагви и Мтквари (Кура), был окрещен народ. 1 окт. ГПЦ отмечает Светицховлоба - древний праздник, восходящий к времени Крещения Картли: ежегодно в этот день Католикос-Патриарх Грузии совершает в водах Арагви и Мтквари массовое Крещение народа.

http://pravenc.ru/text/638558.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010