Н. Ломоури Св. Евстафий Мцхетский. Роспись ц. Эртацминда. XVII в. Иран не довольствовался вассальным положением закавк. стран и превращал их в провинции. По сведениям Прокопия Кесарийского, Кавад I решил силой обратить иверов в маздеизм и повелел царю Гургену (506-523), «чтобы они исполняли все обряды персидские... не хоронили бы в земле мертвые тела, но бросали бы их на съедение птицам и псам» ( Procop. Bella. I 12). Гурген вел переговоры о поддержке с визант. имп. Юстином, но, когда грузины в 523 г. восстали, из Византии прибыл только небольшой отряд, Гурген не вступил с иранцами в бой и бежал в Эгриси, отразившую натиск Ирана. Царская власть в Картли была упразднена, и Картли управлял марзпан, к-рого окружали «картлийские мтавары» (местная знать): католикос, мамасахлиси и питиахш (Ibid. II 208). В 571/2 г. в Картли и Армении было поднято восстание, к-рое поддержал визант. имп. Юстин II (565-578), и до 577 г. Картли находилась под покровительством Византии. В 80-х гг. Картли вновь отошла в ведение Ирана, однако иран. шах Ормизд IV (579-590) признал Гургена (571-586) эриставом Картли. Известна монета Гургена, датированная 7-м годом правления Ормизда IV, на к-рой соседствуют изображения зороастрийского священного огня на алтаре и креста над плечами Ормизда ( Пахомов. Монеты Грузии. 1970. С. 18; Капанадзе. Груз. нумизматика. 1950. С. 36). Положение преемника Гургена Степаноза (586/90-602/3) было уже более независимым: Степаноз получил от визант. императора титул патрикия и возобновил церковное строительство. При нем на горе над Мцхетой, где стоял крест св. Нины, был возведен выдающийся памятник искусства - храм Джвари . К VI в. относится мученичество 9 Колайских мучеников (с. Кола в Тао, Юж. Грузия). Священник по просьбе детей крестил их в р. Мтквари, родители-язычники, узнав об этом, силой пытались заставить их отречься от Христа. По истечении 7 дней детей забили камнями. Мученичество св. Евстафия Мцхетского , перса по происхождению, обосновавшегося в Мцхете и принявшего крещение от католикоса Картли Самуила IV (582-591), датируется 589 г. Он был обезглавлен, ночью тело святого, выброшенное на съедение птицам, вывезли в Мцхету, похоронили под престолом Светицховели. Прибытие в Грузию сирийских отцов; 1-й этап монастырского строительства

http://pravenc.ru/text/638558.html

Помимо погребальных комплексов, содержащих раннехрист. символы, на общегородских кладбищах Б. Мцхеты и Урбниси в разное время раскопаны погребения, устроенные по христ. обряду. Все они датируются кон. II - 1-й пол. IV в. В первые века христианство в Г. подвергалось гонениям, к-рые начались еще при царе Адеркии (2-я пол. I в.). К нач. II в. относят мученическую кончину св. Сухия и 16 воинов с ним - груз. князей, служивших царю Албании Артаксару. Лит.: Джавахишвили И. Проповедническая деятельность ап. Андрея и св. Нины в Грузии//ЖМНП. 1901. 1. С. 77-113; Максимова М. Геммы из некрополя Мцхеты-Самтавро//Вестник ГМИГ. 1950. Т. 16-В; Иващенко М. М. Результаты археол. исследований. Тбилиси, 1980. Т. 3: Самтаврские погребения I-III вв.; Бибилури Т. И. Плинфовые погребения в Грузии античной эпохи: Дис. канд. ист. Тбилиси, 1983; он же. Интересный погребальный комплекс из Мцхеты//Дзеглис мегобари. Тбилиси, 1983. 62 (на груз. яз.); Каухчишвили Т. Предметы с греческими надписями из Мцхеты//Сб. докладов, посв. Дж. Рухадзе. Тбилиси, 2002; Бибилури Т. , Глонти Н. Археологические памятники II-IV вв. Самтаврского могильника. Тбилиси, 2004 (на груз. яз.). Т. Бибилури, Н. Т-М. Картли и Колхида в I - нач. V в. В I-II вв. Картли вернула себе былое могущество, восстановившись в границах IV-III вв. до Р. Х.; в 35-50-х гг. I в., по сведениям рим. историков (Дион Кассий, Тацит, Плиний), она владела даже Арменией. В 60 г. римляне восстановили в Армении царство и посадили на престол Тиграна IV; картлийский царь Парсман I (35-60-е гг. I в.) получил области Камбисену (Камбечоани; при этом граница с Кавказской Албанией прошла по нижнему течению р. Алазани), Квемо-Картли (Гогарена) и Месхети. В правление Парсмана II (30-50-е гг. II в.) Картли усилилась, присоединив земли (совр. Аджария и Лазистан) до Чёрного м. (Плутарх, Арриан). Парсман II пытался управлять Картлийским царством независимо от Рима. Имп. Адриан посылал ему богатые дары и приглашал в Рим, что объясняют значительным влиянием Парсмана на племена кочевников Сев. Кавказа. Так, в 134 г. картлийский царь инициировал нашествие аланов на Албанию, Армению, Мидию и Каппадокию, что встревожило Парфию и Рим. Преемник Адриана Антоний Пий (ум. 161), «когда Парсман Иверийский с супругой прибыл в Рим… увеличил его владения, дал разрешение на принесение жертвы в Капитолии, воздвиг ему конную статую и наблюдал за военными упражнениями Парсмана, его сына и других именитых иберийцев» (Дион Кассий).

http://pravenc.ru/text/168205.html

III в. до Р. Х. Картлийское (Иверийское) царство. Согласно им, Парнаваз, изгнав из Мцхеты правителя Азона, «не тронул» идолы божеств Гаци и Гайма, привнесенные Азоном из Ариан-Картли и установленные на Картлийской горе. Парнаваз «создал идола большого и нарек именем своим, и это есть Армази. Так как по-персидски Парнаваза звали Армаз... И учредил ежегодный великий праздник» ( Леонти Мровели. Жизнь грузинских царей. С. 25). Относительно происхождения Армази мнения ученых расходятся: часть исследователей (Г. Меликишвили, А. И. Болтунова, Г. Гиоргадзе) увязывает его с хеттско-дувийским божеством луны Арма, другие (И. Сургуладзе) считают его синкретическим божеством, совмещающим в себе функции высшего божества. В. Н. Топоров возводит этимологию 1-й части имени картлийского царя (парна) к лучезарному солнцу, божественному огню и его вещественной эманации. Его данные с учетом сделанного Мровели этимологического анализа позволяют предположить, что Парнаваз в качестве общегос. религии узаконил культ солнца, что может быть подтверждено наличием тесных взаимоотношений между Картли и селевкидской Антиохией, где почитался солярный культ Аполлона (Феба): Мровели указывает, что Антиох прислал Парнавазу корону и объявил его своим сыном, приказав арм. эриставам оказывать ему содействие (Там же. С. 23). В груз. историографии распространено мнение, согласно к-рому в основу узаконенной Парнавазом религии легли прежде всего религ. представления и верования восточногруз. племени месхов, а под Армази, Гаци и Гаймом следует понимать идентичную хеттской модели высшую триаду божеств ( Лорткипанидзе. Наследие. С. 326; Гиоргадзе. Хеттско-армазские «триады». С. 154-157). Археологические раскопки могильников подтверждают существование единой религии на территории Картли. Так, распространенный в VI-IV вв. до Р. Х. (Нерон-Дереси, Шори, Кавтисхеви, Саирхе, Модинахе, Асурети, Бешташени, Уплисцихе) способ погребения усопших в позе эмбриона головой к западу в эллинистический период (Бамбеби, Катланисхеви, Саирхе, Цнисисхеви, Самадло, Трели) и еще более - в I-IV вв.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Несмотря на достигнутые в 50-60-х гг. XVIII в. успехи, Ираклий II и Соломон I понимали, что противостоять Ирану и Турции, рассчитывая лишь на свои силы, невозможно, поэтому необходимо было искать поддержки у единоверцев, заинтересованных в союзе с Г. В 1752 г. и 1760-1762 гг. из Картли и Кахети в Россию были направлены посольства, не принесшие видимых результатов; последнее посольство возглавил Теймураз II, скончавшийся в России. После его смерти Ираклий II объединил под своей властью Картли и Кахети. В 1768 г. Соломон I направил в Россию для переговоров митр. Кутаисского Максима (Абашидзе) (впосл. католикоса-патриарха Абхазского), начавшаяся русско-тур. война послужила поводом к установлению союзнических отношений между Россией и Г. Ираклий II и Соломон I согласились в случае отправки на Кавказ рус. войск выступить против турок. В 1769 г. в Г. был направлен отряд под командованием рус. ген. Г. К. Г. Тотлебена. В марте 1770 г. Ираклий II с 7-тысячным войском и рус. экспедиционный корпус численностью 1200 чел. начали военные действия. Вскоре Тотлебен увел рус. войска в Картли. 20 апр. того же года у Аспиндзы Ираклий II одержал крупную победу над объединенными силами турок и леков (лезгинских племен). Тем временем Тотлебен неудачно попытался свергнуть царя Ираклия с престола, впосл. у него начались разногласия с Соломоном, поэтому Тотлебен был отозван в С.-Петербург. В мае 1772 г. Екатерина II отдала распоряжение рус. корпусу покинуть пределы Г. В дек. 1771 г. Ираклий II вновь направил в С.-Петербург посольство во главе с католикосом-патриархом Антонием I и своим сыном Леваном с просьбой о вступлении под покровительство России, однако переговоры (1772) не принесли результатов. Турки заняли Н. Гурию и предприняли попытку покорить Имерети, однако в 1774 г. в ущелье р. Чхеримелы Соломон I разбил 4-тысячный отряд ахалцихского паши. В 1774 г. между Россией и Турцией был заключен Кючюк-Кайнарджийский мир, согласно к-рому (п. 23) Россия приняла обязательство не вмешиваться в дела Зап. Грузии, а Турция отказывалась от взимания дани с Имерети и Мегрелии, размещения своих гарнизонов и обязывалась не притеснять христиан. В нояб. того же года Соломон I обратился к Екатерине II с прошением принять Имерети под свое покровительство, но императрица не сочла возможным обострять отношения с Турцией.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Крепость на горе Гори. XVII в. Крепость на горе Гори. XVII в. В 20-х гг. XVII в. борьбу против иран. завоевателей возглавил полководец Георгий Саакадзе (Великий Моурави). Под его командованием 25 марта 1625 г. на Марткопском поле груз. войско разгромило 30-тысячную армию кызылбашей (иранцев). В битве при Марабде 1 июля того же года победили иранцы, однако Саакадзе организовал партизанскую войну, чем свел на нет успех противника: во время военной кампании 1625 г. Аббас потерял половину армии (60 тыс.) и вынужден был признать царем Картли-Кахети Теймураза I. В 30-х гг. XVII в. Иран и Картли достигли компромисса: престол Картли занимали перешедшие в ислам Багратиони (для Ирана они были вали - наместниками, для грузин - царями), к-рые не боролись с Православием. В правление первого мусульм. царя Ростома (1633-1656) в обществе насаждались иран. нравы и обычаи, однако супруга царя заботилась о состоянии храмов и собирала расхищенные груз. рукописи. При Ростоме воцарился мир, были восстановлены мн. села, проложены новые каналы и дороги, оживилась городская жизнь. В 1648 г. Ростом при помощи шаха Аббаса II изгнал из Кахети Теймураза I и занял его престол. Аббас II, продолжавший политику Аббаса I, сместил Ростома с кахетинского престола в 1656 г. и отдал Кахети под упр. гянджинского хана Селима; за неск. лет в страну было переселено 15 тыс. тюрк. семей. В 1660 г. в Кахети картлийские и кахетинские князья подняли восстание: были отбиты у неприятеля крепость Бахтриони и Алавердский мон-рь, из страны изгнаны семьи тюрок, на царство возведен Вахтанг V Шахнаваз (1658-1675/76), представитель младшей, Мухранской, ветви Багратиони. Вахтанг V усмирил азнауров и лезгин; в 1661 г. он возвел на имеретинский престол старшего сына Арчила, подчинил себе князей Гурии и Самегрело, тем самым заложив основу объединения Г. Однако в 1663 г. вслед. протеста Османской империи по требованию Ирана он отозвал Арчила (правил в Кахети в 1664-1675). По словам современника Вахтанга, груз. поэта XVII в., «Шахнаваз покорил все страны, подчинил себе царей и создал такой мир, чтобы овцы и волки паслись рядом» ( Пешанги Хитаришвили. Шахнавазиани).

http://pravenc.ru/text/168205.html

Лит.: Иосселиани П. И. Краткая История Грузинской Церкви. Тифлис, 18432; Кирион (Садзагелов), еп. Краткий очерк истории Грузинской Церкви и экзархата до XIX в. Тифлис, 1901; Гозалишвили Г. К. Борьба между Византией и Ираном за Иберию и Лазику//Тр. ТГУ. 1944. Т. 26. (на груз. яз.); он же. Внешние взаимоотношения Лазики в VI в. Тбилиси, 1973 (на груз. яз.); Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI-VII вв., М.; Л., 1946; Каухчишвили С. Г. Лекции из истории Византии. Кн. 1 (IV-VII вв.). Тбилиси, 1948 (на груз. яз.); Анчабадзе З. В. Из истории средневек. Абхазии, Сухуми, 1959; Лордкипанидзе М. Д. Полит. объединение феодальной Грузии. Тбилиси, 1963 (на груз. яз.); она же. История Грузии XI - нач. XIII в. Тбилиси, 1974; она же. Картли во 2-й пол. V в. Тбилиси, 1978 (на рус. яз.); она же. Из истории визант.-груз. взаимоотношений (70-е гг. XI в.)//ВВ. 1979. Т. 40. С. 92-95; Бердзенишвили Н. А. Вопросы истории Грузии. Тбилиси, 1965-1975 [Кн. 2-8] (на груз. яз.); Ломоури Н. Ю. История Эгрисского (Лазского) царства (с возникновения до V в. н. э.). Тбилиси, 1968 (на груз. яз., с рус. и англ. рез.); он же. Очерки из истории Картлийского (Иберийского) царства в III - нач. IV в. н. э. Тбилиси, 1975 (на груз. яз., с рус. и англ. рез.); он же. Грузино-римские взаимоотношения. Тбилиси, 1981; он же. Грузино-визант. отношения в V в. Тбилиси, 1989; он же. Иранские походы имп. Ираклия и Грузия//Визант. очерки. 1991. C. 31-44; он же. Абхазия в античную и раннесредневек. эпохи. Тбилиси, 1997; он же. Визант. политика в Зап. Грузии в VI-VIII вв.//ΑΝΤΙΔΩΡΟΝ: К 75-летию акад. РАН Г. Г. Литаврина. СПб., 2003. С. 74-85; он же. Полит. положение Картли (Иберии) в 1-й пол. VI в.//Ближний Восток и Грузия. 2002. 3. (на груз. яз., с рус. и англ. рез.); Lomouri N. The History of Georgian-Byzantine Relation//Perceptions of Byzantium and its Neighbours (843-1261)/The Metropolitan Museum of Art. N. Y., 2000; Нодия И. М. Груз. материалы о визант. имп. Марфе-Марии//Визант. этюды. Тбилиси, 1978; Юзбашян К. Н. Армянские государство эпохи Багратидов и Византия. IX-XI вв. М.,1988; Метревели Р. В. Давид IV Строитель. Тб., 1990 (на груз. яз.); Очерки истории груз. дипломатии. Тбилиси, 1998. Т. 1.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Продолжая формирование регулярных войск, начатое сразу же после восшествия на престол, царь Давид в 1118-1120 гг. переселил с Сев. Кавказа в Г. 40 тыс. половецких (кипчакских) семей, обязав их поставлять в войско по 1 всаднику от каждой семьи. Т. о., войско уже к 1120 г. насчитывало 60 тыс. чел. Финансовая реформа привела к замене старых монет, визант. чеканки, новыми, мусульм. типа, что в свете оживления торговых отношений с Востоком имело важное значение для Г. Монеты чеканились с надписями на груз., позже на араб. языке и имели хождение в соседних мусульм. странах. Усовершенствовав систему судопроизводства, св. Давид учредил «двор жалобщиков, сведущих в дознании», к-рые разбирали жалобы нуждающихся и пострадавших от насилия лиц и назначали соответствующую компенсацию. Был преобразован челобитный двор (сааджо кари) - высшая судебная инстанция: руководство им возлагалось на чкондидел-мцигнобартухуцеси, он был постоянно действующим органом и рассматривал прошения лиц (как по гражданским, так и по уголовным делам), недовольных решениями судов низших инстанций. Отделенный от гос-ва, он считался независимым учреждением. Последовательные реформы св. Давида привели к экономическому, политическому и военному развитию страны. Правитель ирак. сельджуков султан Махмуд ибн Мухаммад обратился к мусульм. миру с призывом вступить в войну с Г. Численность коалиционного войска, по сведениям арм. историка Матеоса Урхаеци, составила 300 тыс. чел., в то время как Давид Строитель располагал 55,6 тыс. воинов, включая 40 тыс. грузин, 15 тыс. половцев, 500 аланов и 100 европ. рыцарей. Решающая битва произошла 12 авг. 1121 г. у Дидгори и закончилась полной победой грузин. В состав Г. вошла часть Картли, подчинявшаяся до этого тбилисскому эмиру, в 1122 г. Тбилиси вновь стал столицей гос-ва. Проводя политику веротерпимости, св. Давид предоставил неправосл. тбилисцам (мусульманам, армянам-монофизитам, евреям) налоговые льготы. В 1124 г. были освобождены Ширван и Ани. Грузия в начале XIII в. Грузия в начале XIII в.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Золотой век Грузии, когда она подчинила себе весь Кавказ, а также помогла установить Трапезундскую империю, был при царице Тамаре, правнучке царя Давида Строителя. Именно при ней достигли высокого уровня философия, науки, литература, искусства, ремесла. При царице Тамаре появилась плеяда таких поэтов, как Шота Руставели, Мосэ Хонели, Саргис Тмогвели, Иоанэ Шавтели и Григол Чахрухадзе. Есть основания полагать, что благодаря не только национальным особенностям характера грузин, но прежде всего благодаря существованию своих национальных духовных школ, обучение в которых проходили все епископы, благодаря своей национальной культуре, достигшей высшего расцвета при царице Тамаре, Грузии удалось выстоять, и в период нашествия татар, и при нашествии Тамерлана, и во время персидского, а также османского господства. Благодаря не только национальному характеру и традициям, но прежде всего церковности и культуре, Грузия не потеряла свое лицо, не утратила дух. В соответствии с Георгиевским трактатом от 24 июля 1783 года, Россия установила протекторат над царством Картли-Кахети. Но, окончательное присоединение совершилось только в 1802 году, при императоре Александре I. Увы, по решению Св. Синода Русской Церкви, в 1811 году, в Грузии началась церковная реформа, из-за которой она лишилась патриаршества. Каталикос Антоний II был последним грузинским патриархом в дореволюционный период. В это же время началась работа по исправлению (не требовавших исправления) богослужебных текстов. Все эти инициативы Св. Синода (поддержанные государственной властью) привели к тому, что уровень духовного образования в Тбилисской академии стал снижаться. Реформа по новогреческому образцу повредила духовные константы, установленные еще во времена царя Давида Строителя, и Грузия стала становиться другой. В нее начали проникать ереси. Культура становилась все более светской. Буржуазные отношения порождали революционные партии. Аристократия обучалась в соответствии с европейскими стандартами. Дух обмирщения стал проникать во все слои общества. Прошло всего сто лет, и о Грузии уже нельзя было сказать – «Этот народ не подвержен никакой ереси!»

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/02/gr...

Во 2-й пол. I в. до Р. Х., после победы над Понтийским царством, в Закавказье вторглись армии Рима. В 65 г. до Р. Х. в битве у Мцхеты войско картлийского царя Артага потерпело поражение от Помпея. Затем была покорена Колхида, и Помпей поставил ее правителем Аристарха (63-47 гг. до Р. Х.); к I в. она вошла в состав вассального Риму Понтийского царства. Картли довольно быстро вернула себе независимость и заключила с Римом союз против Парфии и Армении, в 14 г. получив статус «друга Рима». Д. Мусхелишвили Дохристианские верования древних грузин I. Картли. Наиболее ранние святилища и погребения, содержащие артефакты культового назначения, относятся к периоду неолита и ранней бронзы. Архитектура жилищ и планировка поселений, разнообразие погребальных сооружений и способов захоронения, изображения астральных знаков, крестов, свастик, геометрических фигур, реальных и фантастических животных, а также груз. мифы и предания подтверждают сложные многопластовые космогонические и религ. представления древних грузин в V-III тыс. до Р. Х. Согласно им, мир состоит из множества пересекающихся миров (груз. скнели), к-рые окружают внешний мир (гарескнели) - застывшую тьму и неменяющуюся вечность. Он может быть вертикальным (зескнели - верховный мир, скнели - мир земной, квескнели - подземный мир) и горизонтальным (цинаскнели - передний мир, гаренаскнели - дальний мир). Грузины почитали единого верховного бога - Гмерти (бог), пребывавшего на 7-м небе, создателя мирового порядка, повелителя всего сущего. Посредником между Гмерти и детьми Господа (гвтисшвили; часто локальные божества), через к-рых люди общались с Гмерти, считался правитель суши Квириа. Отдельные мифологические сюжеты и предания свидетельствуют о почитании божеств - покровителей рек, озер, морей, гор, диких зверей, охоты (Дали, Очопинтре) ( Вирсаладзе. Груз. охотничий миф. С. 78). По груз. и арм. источникам (Леонти Мровели, Павстос Бузанди) можно восстановить религ. мировоззрения грузин до и во время правления картлийского царя Парнаваза, основавшего в 80-х гг.

http://pravenc.ru/text/168205.html

С. 26-32; 4. С. 25-28; 6. С. 6-15; 8. С. 6-14; 10/11. С. 3-16; 14. С. 26-29; 15. С. 20-24; 16. С. 19-25; 19. С. 17-21; 1892. 1. С. 25-29; 2. С. 19-24; 4. С. 15-19; 6. С. 22-28; Какое значение имеет наша древняя лит-ра и как должен быть составлен науч. каталог наших рукописей//Иверия. 1891. 229, 230, 232, 233 (на груз. яз.); Состояние древнего Атенского храма//ДВГЭ. 1891. 15; Археологические древности: орарь и омофор XIV в.//Там же. 1891. 18; К вопросу о древних формах перстосложения для благословения//Там же. 1892. 4. С. 22-23; Абхазские Католикосы. Ставрополь, 1893; Греч. летопись VIII в., сохранившаяся в груз. рукописях XI, XV и XVI вв.//ДВГЭ. 1902. 19. С. 9-12; Но следует поведать и о начале и причинах сего удивительного происшествия, т. к. этого желает большинство//Там же. 21/22. С. 32-35; 24. С. 17-22; 1903. 5. С. 33-37; 6. С. 29-34; Хроника Абхазских царей//Там же. 1902. 12. С. 11-29; 13/14. С. 10-16; Пять грузинских исторических хроник//Там же. 1903. 7/8. С. 23-31; 9. С. 17-25; 15/16. С. 25-33; Борьба за груз. язык в 1882-1910 гг. Кто защитит груз. язык в приходских школах Мегрелии. Кутаис, 1913 (на груз. яз.); Крепостное право в Грузии//Ахали Картли [Новая Картли]. 1915. 31, 33, 35 (на груз. яз.); То же//Самшобло [Родина]. 1915. 82, 84, 86 (на груз. яз.); Нашествие арабов на Грузию в VIII в.//Сакартвело [Грузия]. 1915. 108, 110, 114-117, 119, 120 (на груз. яз.). Ист.: Чего желает груз. народ от школы?//ДВГЭ. 1891. 14. С. 30-32; Указ Правительствующего Сената: Преподавателя Тифлисской ДС Жордания Ф. произвести в статские советники со старшинством//Там же. 1893. 6. С. 1-5. Лит.: Циашвили С. Тедо Жордания//Сахалхо ганатлеба [Народное образование]. Тбилиси, 1946. 53 (на груз. яз.); Дзоценидзе Л. Тедо Жордания и древние груз. рукописи//Вопросы древнегруз. лит-ры. Тбилиси, 1962. 1 (на груз. яз.); Надирадзе К. Педагогическая деятельность Т. Жордании//Клио. Тбилиси, 2001. 13 (на груз. яз.); она же. Тедо Жордания - исследователь истории Грузии. Тбилиси, 2004 (на груз. яз.). К. Надирадзе Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ДЖАВАХИШВИЛИ [Джавахов] Иван Александрович (1876 - 1940), груз. историк, филолог, общественный деятель, действительный член АН СССР (с 1939) МЕТРЕВЕЛИ Елена Павловна (1917-2003), советский и груз. ученый, филолог, литературовед, исследователь истории древнегруз. культуры и лит-ры, археограф АНТОН (Глонистависдзе), архиеп. Чкондидский Грузинской Правосл. Церкви, гос. и духовн. деятель, глава гос. канцелярии,( XII-XIII в.)

http://pravenc.ru/text/182337.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010