Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРАКЛИЙ II Царь Картли-Кахети Ираклий II. Акварель. 2-я пол. XVIII в. (резиденция кахетинских царей, т. н. Дворец царя Ираклия II, Телави) Царь Картли-Кахети Ираклий II. Акварель. 2-я пол. XVIII в. (резиденция кахетинских царей, т. н. Дворец царя Ираклия II, Телави) Теймуразович Багратиони [груз. ] (7.11.1720, Телави (Кахети, Вост. Грузия) - 11.01.1798, там же), царь Кахети (1744-1762) и Картли-Кахети (1762-1798). Со стороны отца, царя Кахети (1733-1744) и Картли (1744-1762) Теймураза II, И.- потомок кахетинских Багратиони (правнук Теймураза I, царя Кахети (1606-1648) и Картли-Кахети (1625-1632)); со стороны матери, царицы Тамар,- картлийских Багратиони (внук царя Картли Вахтанга VI (1716-1724)). Воспитывался вместе с двоюродным братом со стороны матери царевичем Теймуразом (сыном царя Картли Иессея (1714-1716, 1724-1727); впосл. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний I (Багратиони) ). Дети обучались при царском дворе в столице Кахетинского царства Телави, где их наставниками были кн. Авель Андроникашвили (общие, светские предметы), еп. Бодбийский Онуфрий (Андроникашвили) (богословские предметы) и свящ. Димитрий Хелашвили (церковное пение) ( Кикодзе. 19472. С. 38); затем - в Давидгареджийском мон-ре в пуст. Гареджи под рук. настоятеля монастыря архим. Спиридона ( Авалиани. 1987. С. 8). Царевич Теймураз подвизался в Гареджи в 1735-1738 гг., возможно, И. в те же годы. Внутренняя и внешняя политика В сер. XVIII в. Вост. Грузия находилась под тур. (1723-1735) и иран. (1735-1748) господством. Гибкая политика Теймураза II и И. вызвала расположение правителя Ирана Надир-шаха, к-рое они использовали в интересах Вост. Грузии. Так, Теймураз II, как «верный помощник» Надир-шаха, усмирил восставшего против персов кн. Гиви Амилахвари, вел антитур. кампанию; И. принимал активное участие в походе шаха в Индию (1737-1739). В 1737 г. Надир-шах потребовал от И. принять ислам, как это делали на протяжении более ста лет др. груз. цари. И. ответил: «Возможно убийство мое, но невозможно растлить и изменить дух мой. Поэтому не пытайся омусульманить меня» ( Саникидзе. 1996. С. 319). Поняв, что Грузия осталась верной христианству и что Ирану выгоднее господствовать в Вост. Грузии, имея там вассалов правосл. царей, а не непопулярных царей-магометан, Надир-шах в 1744 г. признал восшествие на картлийский и кахетинский престолы православных Теймураза II и И. ( Думбадзе. 1973. Т. 4. С. 600-601).

http://pravenc.ru/text/673857.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ (Орбелиани) [груз. ] (1672, с. Тандзия, царство Картли (ныне в муниципалитете Болниси, Грузия) - 22.08.1732, Москва), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, писатель. Род. в многодетной семье влиятельного феодала Вахтанга Орбелиани-Капланишвили, брата супруги царя Картли Вахтанга V (Шах-Наваза). Отца Н. называли «судьей Грузии, братом матери царей и государей Картли и Кахети». Мать Н. (имя не сохр.) была дочерью Арагвского эристави Заала, руководителя Бахтрионского восстания (1660) ( Чиковани. 2011. С. 3). Также Н. приходился младшим братом известному груз. церковному деятелю мон. Сулхану-Сабе (Орбелиани) (Иверия. Тифлис, 1898. 127. С. 4 (на груз. яз.)). Груз. писатель кон. XVIII - 1-й трети XIX в. царевич Иоане Багратиони называл его «искусным в философских науках и опытным в Священном Писании», а также указывал на то, что он «составил множество ямбов для святых и другие письменные сочинения, которые до сих пор очень ценятся» ( Багратиони. 1982. С. 164). Образование Н. получил в Тбилиси, во дворце католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Николая IX (Амилахвари) . Юноша основательно изучил грамоту, церковные (Свящ. Писание, пение, типикон и др.), естественнонаучные и философские предметы (Николоз Тбилели (Орбелиани). 1884). В 1688 г. царь Картли Георгий XI, организовавший восстание против власти персов, был изгнан из Картли, вместо него на картлийский престол иран. шах поставил представителя кахетинской ветви Багратиони, внука царя Кахети Теймураза I - Ираклия I. Вместе с царем царство Картли были вынуждены покинуть и его сторонники, в т. ч. семейство Орбелиани (История Грузии. 1943. С. 324-325). Считается, что в это время Н. вместе с братом Сулханом отправился в монашескую пустынь Гареджи , где в мон-ре Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи они приняли постриг (18 марта 1698). Вскоре Н. был рукоположен во иерея: в источнике 1703 г. он упоминается уже как иеромонах. В том же году престол Картли вновь занял Георгий XI, с этого времени началось продвижение Н. в системе церковной иерархии Грузии ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 345). В 1703-1714 гг. Георгий XI находился в Иране; царством Картли управлял его племянник Вахтанг Леванович (царь Картли Вахтанг VI (1716-1724)). Н. неотступно находился рядом с царевичем, поддерживал его и был его первым помощником. Благодаря трудам Н. в Тбилиси была устроена типография, стали издаваться книги, редактором к-рых был Н. Так, в предисловии к изданному им Четвероевангелию (1709) Н. указывал, что в рукописях книг, к-рые он готовил к печати, содержалось много ошибок, и ему было поручено выявить и исправить их ( Иоселиани. 1990. Т. 1. С. 222). Также в этот период вышли в свет Псалтирь (1709) и Молитвослов (1710).

http://pravenc.ru/text/2566000.html

1973. Т. 4. С. 312). Армянскими стали нек-рые принадлежавшие грузинам мон-ри, в т. ч. Кобаир и Дзели-Чешмарити (Хуневан) (Там же. С. 308). В нач. XIX в. монофизитство распространилось и среди груз. населения Шида-Картли. Непрекращавшиеся восстания изнуряли персов; наконец, Надир-шах был вынужден признать царем К. представителя кахетинской ветви Багратиони придерживавшегося Православия Теймураза II, а его сына Ираклия II - царем Кахети. 1 окт. 1745 г. в Светицховели Теймураз II был помазан на царство К. В 1762 г. К. и Кахети объединились под властью Ираклия II в царство Картли-Кахети. Стремление царя к «европейским преобразованиям» ( Бурнашев. 1896. С. 10) и усилению обороноспособности страны явилось залогом более тесного союза с Россией. Картли-Кахети участвовала в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.; в 1783 г. был заключен Георгиевский трактат (подробнее см. в ст. Грузия ), позволивший российскому имп. Александру I Павловичу в 1801 г. присоединить Вост. Грузию к России. С вхождением Вост. Грузии в состав Российской империи К. стала частью Тифлисской губ. России. Епархии Квемо-Картли были упразднены и присоединены к Тифлисской епархии ГПЦ (АКавАК. 1870. Т. 4. С. 143). Уплотнение происходило и в Шида-Картли, где Самтаврская и Цилканская епархии подчинились архиеп. Иоанну Самтаврскому († 1802); позднее Цилканская епархия была присоединена к Самтависской, а Никозская - к Самтаврской (АКавАК. 1868. Т. 2. С. 263, 264, 268, 269). Официально епархии К. просуществовали до 1811 г., когда автокефалия ГПЦ была упразднена и был сформирован Грузинский Экзархат РПЦ. По решению Святейшего Синода РПЦ в К. была образована Мцхетско-Карталинская епархия (1811) (АКавАК. 1870. Т. 4. С. 169). Горная часть Шида-Картли и прилегающие области Имерети перешли в юрисдикцию архиепископа Телавского. В 1818 г. на территории К. и Кахети была образована единая Карталино-Кахетинская (Грузинская) епархия Грузинского Экзархата РПЦ. Епархии, существовавшие на территории К. до нач. XIX в. ГПЦ: Ахпатская, Ахтальская, Агаракская (Хунанская), Болнисская, Дманисская, Манглисская, Никозская, Руисская, Самтависская, Самтаврская, Таширская, Тбилисская, Урбнисская, Хуневанская, Цалкская, Цилканская, Цинцкаройская (?), Цуртавская. Армянская Церковь: Ахпатская, Санаинская. Цари К.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

ханы и дагестан. князья выступили под лозунгом защиты веры против Картли-Кахети, располагавшей помимо своего войска 2 российскими батальонами. В 1785 г. Вост. Грузия была разгромлена 20-тысячным войском аварского хана Омара. В 1787 г. российские батальоны покинули Картли-Кахети. Ираклий II попытался исправить тяжелое положение. В 1790 г. между ним, имеретинским царем Соломоном II и правителями Мегрелии и Гурии был заключен договор о военном союзе и о принятии царями и князьями Зап. Грузии Георгиевского трактата, но это не изменило ситуацию. В 1795 г. многотысячному войску вторгшегося в Г. иран. шаха Аги Мохаммад-хана противостоял только 5-тысячный отряд (2 тыс. из них послал Соломон II). Нек-рые из многочисленных батонишвили (царевичей) и князей не откликнулись на призыв к ополчению и остались в своих поместьях. Ага Мохаммад-хан одержал решительную победу на Крцанисском поле (10-11 сент. 1795), вторгся в Тбилиси и сжег его; за 10 дней разорил и сжег всю Вост. Грузию. Российское войско прибыло в Г. после ухода иран. войск; новый российский имп. Павел I отозвал и его. Георгий XII, последний царь Грузии. Портрет. Кон. XVIII в. Георгий XII, последний царь Грузии. Портрет. Кон. XVIII в. 11 янв. 1798 г. Ираклий II скончался. При Георгии XII (1798-1800) положение Г. ухудшилось. Болезненный царь обратился к имп. Павлу I с просьбой об изменении условий Георгиевского трактата и о сохранении престола за ним и его потомками. Павел удовлетворил просьбу Георгия XII, но при этом отдал тайный приказ командующему Кавказской линией ген. К. Ф. Кноррингу не допускать в случае смерти груз. царя восшествия на престол его наследника Давида. 28 дек. 1800 г. скончался последний царь Картли-Кахети Георгий XII; за 10 дней до его кончины имп. Павел I подписал манифест о ликвидации Картли-Кахетинского царства и присоединении его к России. Манифест был подтвержден 12 сент. 1801 г. имп. Александром I . Вост. Грузия на правах Грузинской губ. вошла в состав России. Вслед за Вост. Грузией к России была присоединена Зап.

http://pravenc.ru/text/168205.html

В сер. V в. к власти в Картли пришел св. царь Вахтанг Горгасали . В 448 и 466 гг. в Закавказье через Дарьяльское ущелье вторглись гунны и аланы и разорили Иверию (Приск Панийский). Иран. шах Пероз отозвал в Картли св. Вахтанга, воевавшего по его воле с гуннами-кидаритами в Тохаристане на границе с Индией. На р. Терек св. Вахтанг нанес жестокое поражение аланам (осам) и подчинил себе гуннов, затем через Клухорский перевал перешел в Зап. Грузию, помог восставшим против царя Лазики сванам и за 3 года присоединил к своему царству всю Зап. Грузию, а также часть Картли, и сев.-зап. часть Кавказской Албании (Эрети). Объединив т. о. всю Г., св. Вахтанг в 90-х гг. V в. добился независимости от Ирана. Он провел адм. реформу и реорганизацию церковных структур, Церковь в Г. стала независимой от Антиохийской Церкви, усмирил кавк. горцев и распространил свое влияние на Сев. Кавказ, в частности на Аланию. В Г. развилась внутренняя и внешняя торговля, что способствовало консолидации населения и росту городов. В 20-х гг. VI в. единая Г. распалась: в 523 г. отделилась и вошла в сферу влияния Византии Зап. Грузия (визант. Лазика), Иран упразднил в Картли царскую власть, но в нач. 50-х гг. она была восстановлена как эрисмтаварство (эрисмтавар - владетельный князь). Размещение визант. гарнизонов в городах-крепостях Лазики вызвало недовольство населения: лазы отправили послов к иран. шаху Хосрову I Ануширвану с просьбой о военной помощи. Власть над Зап. Грузией давала Ирану выход к Чёрному м., и в 541 г. шах вторгся в Лазику из Картли. Война с Византией продлилась более 20 лет, и в 562 г. Иран и Византия заключили мир на 50 лет. Во 2-й пол. VI в. Г. вновь оказалась в эпицентре противостояния Востока и Запада: исключительное значение на Ближ. и Ср. Востоке приобрела торговля шелком, одним из крупнейших потребителей к-рого была Византия. С возникновением в евразийской степи Хазарского каганата альтернативным Великому шелковому пути, проходившему через Иран, стал путь через подвластный тюркам Сев. Кавказ и Закавказье. В военное столкновение Ирана и Византии оказалась вовлечена и Вост. Грузия. Координация действий антииран. коалиции была достигнута в 588 г.: с востока Ирану угрожали тюрки, с запада - арабы, византийцы и грузины. Однако военные успехи персид. полководца Бахрама Чубина в битве против тюрок в Герате (Афганистан) привели к развалу коалиции.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛХИСЕДЕК II (Багратиони), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (ок. 1528-1529; 1540-1545; 1548-1552). Сын царя Картли Константина II (1478-1505), о чем сказано в сочинении груз. историка XVIII в. царевича Вахушти Багратиони : «Царь Константин имел от царицы Тамар сыновей: Давида, Георгия, Баграта, Александра и Мелхиседека, который позже стал католикосом» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 391). Даты его Патриаршества реконструированы с учетом нек-рых источников, а также сведений о датах предстоятельства др. католикосов-патриархов того периода: Василия VI , Малахии , Германа и Николая VI . К 1511 г. М. уже был пострижен в монашество: в источнике сообщается, что царь Картли Давид X (1505-1526) «имел братьев Георгия, Баграта, Александра и монаха Мелхиседека, и в то время католикосом был Доротеоз ( Дорофей II (1503-1505; 1511-1516).- Авт.)» ( Бери Эгнаташвили. 1959. С. 488). В 1526 г. Давид X, «человек миролюбивый и благочестивый», по настоянию брата, буд. царя Картли Георгия IX (1526-1527), «обдумал... изменчивость мира и несчастья свои, оставил царство и постригся в монахи» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 399). По сведениям Вахушти Багратиони, после смерти католикоса Дорофея II царь Картли Георгий IX посадил на Патриарший престол своего брата М. (Там же. С. 400). Когда к власти в Картли пришел царь Луарсаб I (1527-1556), «католикос Мелхиседек был изгнан и жил в монастыре Армази»; новым католикосом-патриархом стал Герман (ок. 1535-1546). По сведениям Вахушти Багратиони, приблизительно в 1535 г. «скончался католикос Мелхиседек и царь посадил католикосом Германа» (Там же. С. 402). Однако эти сведения считаются ошибочными, поскольку М. как католикос упоминается в письме (1545) папы Римского Павла III царю Луарсабу I ( Тамарашвили. 1995. С. 519). Ист.: Бери Эгнаташвили. Новая Картлис Цховреба//КЦ. 1959. Т. 2. С. 326-442; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4). Лит.: Одишели Дж. К политической истории Вост. Грузии XIV-XVIII вв.: Несколько груз. ист. документов. Тб., 1964. С. 86-88 (на груз. яз.); Гучуа В. Грузия в 50-70-е гг., XVI в.//Очерки истории Грузии. Тб., 1973. Т. 4. С. 85-105 (на груз. яз.); Тамарашвили М. История Грузинской Церкви. Тб., 1995. С. 519 (на груз. яз.). Э. Качарава Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562938.html

К. Асатиани Проповедь христианства в Грузии связана с именами апостолов Андрея Первозванного, Симона Кананита, Варфоломея, Фаддея и Мататы (Матафии). По церковной традиции Грузия - удел Пресв. Богородицы, выпавший Ей по жребию в Сионской горнице. Считается, что первую епископскую кафедру в Грузии основал в с. Ацкури ап. Андрей, к-рого со Своим Нерукотворным образом послала проповедовать в Грузию Пресв. Богородица. Груз. церковная традиция считает ап. Андрея первым иерархом ГПЦ, поэтому груз. первоиерархи с древности именуются «сидящими на престоле ап. Андрея Первозванного» (см. ст. Грузия ). Проповедь св. Нины в IV в., Крещение Грузии, объявление христианства государственной религией в Картли Св. равноап. Нина. Икона. XVII в. (ГМИГ) Св. равноап. Нина. Икона. XVII в. (ГМИГ) Крещение Грузии и объявление христианства государственной религией связано с проповедью св. равноап. Нины . Сведения о ее деятельности в Картли (Вост. Грузия) сохранились как в груз. преданиях, так и в груз., греч., лат., арм., копт. источниках. В сочинениях визант. церковных историков V в. Руфина Аквилейского ( Rufin. Hist eccl. X 10), Сократа Схоластика , Созомена и свт. Феодорита Кирского ( Theodoret. Hist. eccl. I 24) упоминается некая «пленница», проповедующая христианство в Картли (Иберия), отождествляемая со св. Ниной; в сочинении армянского историка Мовсеса Хоренаци рассказывается о подруге девиц Рипсимян (святых Рипсимии , Гаиании ) - Нунее ( Moses of Khoren. History. 1978. Cap. 86). Основным источником для реконструкции культурно-исторических реалий обращения Картлийского царства является груз. агиографический памятник Житие св. Нины, сохранившийся в неск. редакциях. Древнейшая вошла в «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли, V-VII вв.) и считается протографом, созданным в ближайший после обращения грузин в христианство период (т. е. в сер. IV в.). К более поздним версиям относятся т. н. летописная редакция, включенная Леонтием Мровели в «Картлис Цховреба» (Жизнь Грузии, XI в.), и метафрастическая редакция XII в. Э. Хоштариа-Броссе считает, что Леонтий Мровели использовал созданный в более раннее время утерянный текст ( Хоштариа-Броссе Э. 1996. С. 31-34). Еще одним важнейшим источником является Житие царя Мириана, также вошедшее в «Картлис Цховреба».

http://pravenc.ru/text/638558.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КВАТАХЕВИ [Квабтахеви; груз. , от - камень или от - пещера и от - ущелье], муж. мон-рь (не позже XII-XIII вв.) в честь Успения Пресв. Богородицы Самтависско-Горийской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен в ущелье р. Кавтура, в 15-16 км на юго-восток от г. Каспи (историческая пров. Шида-Картли, Вост. Грузия). История Сведений об учреждении К. в исторических документах не сохранилось. На основании художественно-стилистического анализа архитектуры кафоликона время его возведения определяется периодом не позже XII-XIII вв. ( Беридзе. 1948. С. 56; Он же. 1960. С. 1-3; Закарая. 1978. Т. 2. С. 41-75; Он же. 1990. С. 72-88; Комплекс Кватахеви. 1990. С. 199-202; Павлиашвили. 2005. Т. 4. С. 82-100). Очевидно, в это же время здесь был устроен мон-рь. Мон-рь Кватахеви. Общий вид Мон-рь Кватахеви. Общий вид К. упоминается в источниках с XIII в. На протяжении всего столетия мон-рь пользовался покровительством дома Сурамели. В грамоте царя Грузии Георгия IV Лаши (1213-1223) эристав Картли Сула, сын эристава эриставов Картли Рати Сурамели, просил пожертвовать К. картлийское с. Суелети (ныне Свенети, Горийский муниципалитет) (Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 107-108). Между 1247 и 1250 гг. эристав Картли Григол Сурамели составил в К. «пред иконой Пресвятой Богородицы» для мон-ря Шиомгвиме иммунитетную (охранную) грамоту, в к-рой дал обет «одинаково защищать» крестьян Шиомгвиме и К. (Там же. С. 123, 128). В кон. XIII в. Какана, супруга Микаела Сурамели, выкупила права рода Сурамели на сбор налогов с жителей с. Носте (ныне в Каспском муниципалитете) и передала село в исключительное пользование К. В благодарность в день празднования Введения во храм Пресв. Богородицы в К. было установлено совершать полную агапу - поминовение Каканы и всех усопших и живых представителей дома Сурамели (Там же. С. 194-195). В 1386 г. в результате нашествия монг. войск Тамерлана (в груз. источниках Демурланг) К. был разорен, кафоликон с находившимися там монашествующими, княжескими дочерьми и крестьянами был подожжен, люди сгорели заживо. Они были прославлены ГПЦ как Кватахевские мученики . По сведениям историков XVIII в., долгое время на полу и стенах церкви можно было видеть «сожженные лица их». В знак почтения перед мучениками паломники и прихожане, а также иноверцы вплоть до 1821 г. при входе в храм снимали или меняли обувь. Некий турецкий паша, резиденция которого находилась в Гори, охотился в окрестностях К. Когда ему рассказали историю разорения монголами К., он отправился в обитель и вошел туда, сняв обувь. Так же поступил и некий военачальник-перс из отряда Надир-шаха, собиравшего в Картли дань (1736-1747) ( Тарасий Алекси-Месхишвили. 1864. С. 86; Бери Эгнаташвили. 1959. С. 326-329; Новая Картлис Цховреба: 2-я ред. 1959. С. 452-453; Вахушти Багратиони. 1973. С. 264-267; Иоселиани. 1973. С. 91-93).

http://pravenc.ru/text/1684021.html

Прославление Креста. Рельеф. Храм Джвари (Мцхета. Грузия). VII в. Прославление Креста. Рельеф. Храм Джвари (Мцхета. Грузия). VII в. Между В. и. и груз. гос-вами - Иберией (Иверия, Картли; Вост. Грузия) и Лазикой (Эгриси, древняя Колхида; Зап. Грузия) существовали тесные политические, экономические и культурные связи, их характер и интенсивность были различны в разное время в зависимости от ситуации на Ближ. Востоке и положения самих груз. гос-в. С I в. по Р. Х. груз. гос-ва находились в сфере влияния Рима, причем Колхида попала под непосредственное управление Римского гос-ва, а Иберия признала зависимость от Рима, но на практике пользовалась значительной самостоятельностью, став объектом соперничества Рима и Парфии . Во II в. Зап. Грузия прочно входила в сферу политического господства Римской империи и делилась на ряд этнотерриториальных единиц. С кон. III в. среди них усилилось княжество лазов, постепенно подчинившее своему влиянию всю Зап. Грузию. В IV-V вв. под власть Лазского (Эгрисского) царства попало все побережье от устья р. Чорохи до р. Шахе, включая земли, заселенные абазгами, апшилами и сванами (Amm. Marc. Res gest. XXIII. 12; FHG. Vol. 5. P. 10-21). На территории Лазики отсутствовали рим. гарнизоны; единственное, в чем выражалась вассальная зависимость Лазского царства от империи - утверждение его царей императором. В 60-х гг. V в. лазский царь Губаз попытался освободиться и от этой зависимости, но потерпел неудачу ( Priscus Panites. Historia Byzantina. Fr. 25-34); к кон. V в. зависимость Лазики от Византии усилилась. В 30-х гг. VI в. имп. Юстиниан I провел ряд решительных мероприятий для укрепления позиций Византии в Лазике, чем вызвал сильное недовольство среди местной знати, открыто перешедшей на сторону Ирана. Зап. Грузия стала ареной длительных военных действий между В. и. и Персией; борьба шла с переменным успехом, но в результате по мирному договору 562 г. Персия была вынуждена примириться с потерей своих позиций в Зап. Грузии. Иная ситуация сложилась в отношении Вост. Грузии, где с IV в. усилилось наступление сасанидского Ирана, подчинившего Картлийское царство. Правящие круги Иберии, стремясь сохранить самостоятельность, пошли на союз с В. и., и царь Картли принял христианство и объявил его офиц. религией (20-30-е гг. IV в.). Ок. 337 г. была утверждена первая епархия Грузинской Православной Церкви в Мцхете. Глава Церкви носил титул Мтаварепископоси (глава епископов). Грузинская Церковь до 487 г. подчинялась К-польскому, а затем Антиохийскому Патриархату. Организация церковных структур шла при непосредственном участии Византии. В тот же период создается груз. алфавит, из греч. языка заимствуется церковная терминология. На груз. язык переводятся различные книги Ветхого и Нового Завета.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Л. вступил на престол в 14-летнем возрасте; в том же году в Кахети стал царем Теймураз I, сын царицы вмц. Кетеван . В этот период Грузия была ареной борьбы между Ираном и Османской империей, после опустошительных набегов турок страна, полностью разоренная, признала себя вассалом Ирана. Л. и Теймураз I получили разрешение на царство находившегося в это время в Грузии персидского шаха Аббаса I. Также Л. был вынужден согласиться на брак с ним своей сестры Тинатин; 2-ю сестру, Хорешан, выдали замуж за Теймураза I. Св. Луарсаб II, царь Картли. Современная икона Св. Луарсаб II, царь Картли. Современная икона После того как шах Аббас I покинул Грузию, Османская империя возобновила антигруз. кампанию: воевавший против персов султан Османской империи Мурад IV послал в Картли большое войско. Л. находился в это время в г. Цхинвали и, получив донесение о том, что турки переправляются через Триалетский хребет, приказал перекрыть дороги в Тбилиси, а сам уехал в летнюю резиденцию в с. Цхирети. Тур. войска за короткое время прошли в Вост. Грузию, сожгли Манглиси и с. Квелта и направились в Цхирети. Не зная дороги, они взяли в плен священника из Квелты сщмч. Феодора Квелтели (по «Картлис Цховреба»; в сочинении католикоса-патриарха Виссариона его имя Симеон) и приказали ему быть проводником. Святой повел их др. дорогой и был замучен. За это время грузины успели собрать небольшое войско и под командованием тбилисского моурави Георгия Саакадзе и кн. З. Цицишвили разбили передовые отряды турок у Схертисчала, затем полностью разгромили тур. войско у с. Ташискари. Л. в благодарность за помощь Саакадзе грузинскому престолу женился на его сестре; знатные феодалы обвинили Саакадзе в измене царю и добились развода ( Бери Эгнаташвили. 1959. С. 389). Иран не скрывал намерений полностью захватить Картли и Кахети, и знавшие об этом Л. и Теймураз I в 1612 г. ответили отказом на приглашение шаха Аббаса I явиться в Мазандаран на царскую охоту. Оскорбленный Аббас I в 1613 г. предпринял новый поход на Грузию. Теймураз I направил навстречу шаху свою мать, царицу вмц. Кетеван, и 2 сыновей «с немереными дарами и просил защиты и мира стране своей» ( Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили). 2006. С. 152). Шах оскопил царевичей, а вмц. Кетеван подверг мучительной смерти в Ширазе. Л. и Теймураз I укрылись в Зап. Грузии, у царя Имерети Георгия III (1604-1639). Аббас I развернул лагерь у г. Гори и потребовал выдачи молодых царей. Георгий III направил к шаху католикоса-патриарха Зап. Грузии (Абхазского) Малахию II (Гуриели) и кн. Левана Абашидзе с предложением перемирия с Л. и Теймуразом I ( Бери Эгнаташвили. 1959. С. 393). Шах предпринял ряд маневров: заявил, что прощает Л. как свойственника и что если тот возвратится в Картли, оставит его на престоле; убедил свою жену Тинатин написать письмо брату с просьбой о мире; отправил обоим царям провокационные письма с целью натравить их друг на друга.

http://pravenc.ru/text/2110749.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010