Император Лев Исавр — Лев III Исаврийский, византийский император (717-741). Активно оборонял страну от арабов, выдержав их осаду Константинополя в 717 г. с суши и моря и разбив арабские войска благодаря " греческому огню " . Победа императора при Акроине в 740 г. положила конец завоеваниям Омейядов в восточной части империи. Карл Мартелл ( " Молот " , ок. 688-741) — франкский майордом, фактический правитель Франкского государства в 715-741 гг., сын майордома Пипина Геристальского. В знаменитой битве при Пуатье в октябре 732 г., командуя объединенными войсками франков, сумел разбить арабские войска под командованием Абдар-Рахмана и остановить их продвижение в Европу, после чего арабы отошли к Пиренеям. Три халифата: Багдадский, Египетский, или Фатимидов, и Кордовский, или Омейядов. — Еще в IX в. халифат Аббасидов, который назывался также Багдадским, разбился на ряд меньших, практически независимых феодальных владений. В 909 г. от него отделился халифат Фатимидов, первоначально находившийся в Ифрикии, на территории современного Туниса (а не в Египте), позже завоевавший всю Северную Африку, а во второй половине XI в. действительно сохранивший лишь Египет. Кордовский халифат Омейядов в 929 г. образовался из Кордовского эмирата, созданного в 756 г. на Пиренейском полуострове Омейядом Абдар-Рахманом I, бежавшим туда после захвата Аббасидами власти в Арабском халифате и уничтожения ими прежней династии Омейядов. Никифор Фока и Иоанн Цимисхий: в правление энергичных византийских императоров Никифора II Фоки (963-969) и Иоанна I Цимисхия (969-976) Византия добилась внушительных побед в Болгарии и Сирии, вновь вернув Крит и Кипр (963) и укрепив свое влияние в Европе и на Востоке. Арабы захватили Крит в 823 г., а Сицилию — в 875 г. Вестготы: говорить о них практически не приходится с 711 г., когда погибло Вестготское королевство, поглощенное арабами. Лишь часть вестготов, укрывшихся в горах Астурии на севере Испании, образовала в 718 г. Астурийское королевство и положила начало Реконкисте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Хильдульф был хорепископом при Треверском еп. Нумериане (646/7 - до 698) (см.: Ewig. 1954. S. 131-133; Gauthier. 1980. P. 340-343; Anton. 1987. S. 154; Goullet M. Les saints du diocèse de Toul//L " hagiographie du haut moyen âge en Gaule du Nord: Manuscrits, textes et centres du production/Éd. M. Heinzelmann. Stuttg., 2001. P. 69-81). Под Климентом скорее всего подразумевается св. Виллиброрд , к-рый получил это имя при епископском рукоположении в Риме в 695 г. ( Gauthier. 1980. P. 342-343). О еп. Лотберте (Хлодоберте) сведений нет. Т. о., перенесение мощей М., вероятно, состоялось в 695 - ок. 700 г., до того, как Хильдульф покинул Треверы и основал мон-рь Муайенмутье в Лотарингии. У. Сандерсон связывал с этим событием перестройку крипты, в к-рой находились гробницы святых Агриция, М. и Ницетия ( Sanderson. 1965. P. 306-307). Вопрос о времени и об обстоятельствах возникновения монашеской общины при базилике М. вызывает дискуссии среди исследователей. О. Эвиг и Ф. Принц приписывали основание монастыря еп. Фибицию (нач. VI в.). Его преемник св. Ницетий до возведения на кафедру возглавлял мон-рь в Аквитании и, возможно, способствовал распространению леринской монашеской традиции (см. в ст. Лерен ) ( Ewig. 1954. S. 93-96; Prinz. 1965. S. 197-199). Однако в сочинениях Григория Турского и в завещании Адальгизила Гримона упоминается только базилика М., но не мон-рь. В подложных привилегиях из монастырского архива, изданных якобы кор. Дагобертом I (623-639), говорится об «обители (cella) св. Илария, что ныне именуется обителью св. Максимина» и о «монастыре св. Максимина» (monasterium sancti Maximini - Die Urkunden der Merowinger/Hrsg. Th. Kölzer. Hannover, 2001. Tl. 1. S. 89-92, 121-124. N 33, 47. (MGH); ср.: MGH. Dipl. Kar. T. 1. P. 50-52, 54-55. N 36, 39). Учитывая эти сведения и житийные данные о том, что монастырю покровительствовали Карл Мартелл и Пипин Короткий, было высказано предположение об основании монашеской общины между сер. VII и нач. VIII в. ( Wisplinghoff. 1970.

http://pravenc.ru/text/2561674.html

72. Новых сил — то есть сотворенных сил. 76. И человек всем этим наделен. — Смысл: " Человек наделен бессмертием (ст. 68), свободой (ст. 71) и подобием богу (ст. 73-75) " . 85. Tota (лат.) — вся. 86. В своем зерне — то есть в лице Адама. 105. Будь то одним, будь то двумя путями — либо путем милосердия, либо путем правосудия, или же обоими путями (ст. 91-93). 114. Ни на одном — из указанных выше путей. 122. Добавлю поясненье — к сказанному выше (ст. 67-69) о вечности всего, созданного непосредственно божеством. 132. В их совершенстве созданы сполна. — То есть: " Созданы непосредственно божеством и поэтому обладают совершенством " . 136. Сотворены — то есть: " Созданы непосредственно божеством " . 1. В погибшем мире — то есть в языческом. 3. Киприда — Венера. Б третьем эпицикле. — Согласно учению Птолемея, планеты обращаются вокруг Земли не просто по круговой орбите, а вращаясь по некоему малому кругу, эпициклу, центр которого совершает круговое движение вокруг Земли, чем и объясняется их петлеобразный путь. Венера, как третья по удаленности от Земли планета, вращается в третьем эпицикле. 9. Что на руки его брала Дидона. — Чтобы внушить Дидоне (А., V, 61-62) любовь к Энею, Купидон принял вид его маленького сына Аскания и сел к ней на колени (Эн., I, 657-722). 12. То вдогонку, то с чела — сияя в небе то после захода солнца как вечерняя звезда, то перед его восходом как утренняя. 19-21. Так в этом свете... — В глубине светящейся планеты Данте видит круженье других светил. Это — души любвеобильных. Они движутся с разной скоростью, и поэт высказывает предположение, что она зависит от степени вечного их зренья, то есть доступного им созерцания бога. 27. Где реют серафимы — то есть в Эмпирее. 35. Начала — ангельский чин, управляющий третьей сферой (небом Венеры). 37. " Бы, чьей заботой третья твердь кружится " — начальный стих первой канцоны Дантова " Пира " . 49-50. Я мало жил... — Это Карл Мартелл (1271-1295), старший сын Карла II Анжуйского. В 1294 г. он посетил Флоренцию, и Данте завязал с ним знакомство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

90. ГРИГОРИЙ III Римские Папы. Список 90. ГРИГОРИЙ III. 731—741. По происхождению сириец. Был последним папой, который, несмотря на натянутые отношения с Львом III, обратился к византийским властям, чтобы получить их согласие на занятие папского трона. Григорий III был избран общим голосованием римского населения, которое поддерживало политическую линию папства. Бонифаций был назначен митрополитом всей Германии. Папа осудил иконоборчество, император в ответ на это выслал свою флотилию, которая захватила папские владения на Сицилии и в Калабрии. Император лишил папу власти над Иллирией (Западная Югославия) и присоединил все захваченные им земли к константинопольскому патриархату. В это же самое время лангобарды под предводительством короля Лиутпранда стали угрожать с севера Равенне и Риму. В этой ситуации папа обратился за помощью к Карлу Мартеллу — франкскому майордому, который после одержанной им над арабами победы при Пуатье в 732 г. был фактическим правителем государства франков. Карл Мартелл содействовал миссионерской работе Бонифация в Германии и был готов прийти на помощь папе, но медлил с решением. Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/442097/

91. ЗАХАРИЙ Римские Папы. Список 91. ЗАХАРИЙ. 741—752. По происхождению грек. Был последним из списка «восточных» пап. В 741 г. умерли Карл Мартелл и император Лев III. Папа Захарий установил тесные отношения с Пипином Коротким, сыном Карла Мартелла. В 751 г., опираясь на согласие Рима, группа влиятельных и богатых франков свергла с трона, Меровингов и передала корону Пипину. Короновал последнего от имени папы Бонифаций. В Италии лангобарды захватили византийский экзархат Равенны и включили этот город вместе со всей провинцией в свое королевство (751 г.). Таким образом, и Рим был полностью освобожден от власти Восточной империи. Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/442100/

К осени 1942 года протяженность советско-германского фронта превысила 6 тысяч километров, что в четыре раза больше североафриканского, итальянского и западноевропейского фронтов вместе взятых. Советскими вооруженными силами были разгромлены 507 немецко-фашистских дивизий и 100 дивизий союзников Германии, что почти в 3,5 раза больше, чем на всех остальных фронтах Второй мировой войны. Эти цифры убедительно свидетельствуют о том, кто именно внес основной вклад в победу над нацистским зверем. Только в Крыму, в ходе разгрома 17-й армии Вермахта весной 1944 года, ее потери на суше составили 100 тысяч человек, в том числе около 62 тысяч пленными. Историческая правда также и в том, что наши союзники, несмотря на многочисленные обещания открыть " второй фронт " в Европе в 1942-43 годах, сделали это только в 1944 году, когда стало очевидным, что СССР сможет довести войну до победного конца и самостоятельно. Кстати, генерал Эйзенхауэр в своих воспоминаниях признает, что " второго фронта " уже к концу февраля 1945 года, по существу, не было, так как немецкие войска сдавались союзникам, не оказывая сопротивления. Сейчас всем известно к чему привели разглагольствования влиятельных кругов некоторых западных государств на тему о " коммунистической угрозе " в то время когда по миру начала расползаться " коричневая чума " . Мы помним печальные последствия " мюнхенского сговора " , когда правящие круги " западных демократий " , прежде всего Великобритании, отдали под власть Гитлера своих восточноевропейских союзников, надеясь таким образом, умерить его аппетиты, а также попытаться натравить на Советский Союз. Историкам-фальсификаторам и публицистам хотелось бы вообще вычеркнуть Великую Отечественную войну из истории Второй мировой войны, приглушить, замолчать преступления нацистов и их приспешников. К примеру, в " Кембриджской энциклопедии России и Советского Союза " теме Великой Отечественной войны советского народа посвящена лишь 41 строка текста, причем упор сделан на " ошибки " гитлеровцев, из-за которых они, якобы, и проиграли войну. В книге " Американская дипломатия " А.Смит утверждал, что США не только возглавляли борьбу союзников, но и " изгнали Гитлера с Запада... побили Японию на Тихом океане " , и подводит читателя к мысли о том, что именно американцы - подлинные творцы победы. Историки Т.Дюпуи и П.Мартелл подчеркивают " изумительное мастерство " немецко-фашистских войск. По их мнению, Красной армии содействовали лишь огромное превосходство в численности войск, размерах территории и погодные условия. Неудивительно, что молодое поколение в западных странах, и, к сожалению, стараниями властей все больше - в нашей стране, крайне мало знает о самоотверженной борьбе советского народа против фашизма. Между тем с начала военных действий против СССР ни одна дивизия Германии и ее союзников не была снята с советско-германского фронта для усиления других фронтов. Западный же фронт, по сути, всю войну бездействовал.

http://ruskline.ru/analitika/2009/08/28/...

Теперь святой подчинялся непосредственно Римскому папе. И у него была поддержка Римского первосвященника. Епископу Бонифацию была вверена власть над слабыми и порочными франкскими епископами и малограмотными и подчас еретическими проповедниками. Папа написал для святого Бонифация пять писем с рекомендациями и советами. В них подробно объяснялось, как ему следовало проповедовать народам, жившим восточнее Рейна, а также говорилось о том, что всем клирикам и мирянам подобало жить по церковным канонам, и, к примеру, женившийся повторно не мог уже рукополагаться в священника. В начале 723 года епископ Бонифаций прибыл ко двору франкского майордома Карла Мартелла и показал ему письма от папы. Мартелл не был истинным и верным христианином, но, как человек влиятельный, он мог обеспечить и действительно обеспечил политическую поддержку Бонифация и его защиту в Тюрингии и Гессене, которые были пограничными областями королевства франков. Заручившись поддержкой Мартелла, святой Бонифаций отправился в Гессен. И вскоре там произошло событие, ставшее самым значительным за все долгие годы, проведенные святым Бонифацием на германской земле. Святитель вознамерился нанести удар в самое сердце язычества на этой земле. По совету христиан Гессена, святой Бонифаций собственноручно срубил священный дуб Тора близ Гейсмара – этот самый значимый символ язычества, и сделал это на глазах у собравшихся гессенцев. Когда он ударил топором по стволу дуба, поднялся сильнейший ветер – и вдруг один из порывов его повалил дуб на землю. Упав, дуб раскололся на четыре части, которые сложились в крест. Увидев, что бог грома не разгневался, когда топор вонзился в его дерево, язычники поняли, что верх одержало христианство. Вместо проклятий, гессенцы стали прославлять Бога Истины. Христос победил. Это было поистине значительнейшее событие, ведь этим язычество на той земле уничтожалось раз и навсегда. Сопротивление было сломлено, и те, кто собирался хулить Галилеянина, возвратились домой со словами хвалы истинному Богу на устах.

http://pravoslavie.ru/54303.html

Бонифаций столкнулся с тремя проблемами, с которыми сталкиваются все миссионеры в любом месте и во все времена: языческая реакция, предательство неверных сторонников и отсутствие помощи от сильных мира сего. В Тюрингии имели место и сопротивление язычников, и жестокость и предательство франков, бывших христианами лишь номинально, и ереси странствовавших проповедников, и минимальная поддержка Карла Мартелла. Поддержка, если таковая и была, состояла лишь в том, что Мартелл мало шел на компромиссы с развращенным франкским епископатом. Но по мере расширения миссии Бонифация все сильнее ощущалась другая проблема: нехватка работников на ниве Христовой. И если его просьбы о помощи у франков почти не находили откликов, то ответ Англии на его призыв был ошеломляющим. О епископе Бонифации не забыли в его родном Уэссексе. Он переписывался с некоторыми из соотечественников, и часть этой переписки сохранилась до наших дней. В конце 720-х годов к нему приехали первые помощники из Уэссекса: чтецы, сочинители, ученые; в 730-е годы помощь потекла уже сплошным потоком, а в 740-е годы выходцы из Англии просто наводнили германские земли. Среди приехавших были будущие святые: Вигберт из Гластонбери, ставший впоследствии игуменом в Фрицларе († 738; память 13 августа); другой Вигберт и Лиафвин; верный Витта (или Альбин, епископ Бюрабурга; † ок. 760; память 26 октября); Эобан (епископ Утрехтский; † 754; память 5 июня) и Денехард; святой Бурхард из Мальмсбери, позднее ставший епископом Вюрцбурга († 754; память 14 октября); святой Лулл из Мальмсбери, бывший ученик Бонифация в Нерслинге, ставший впоследствии его преемником и архиепископом Майнцским; святой Маркеллин, а также святые братья, состоявшие в родстве и с Бонифацием, – Виллибальд и Винебальд. Одни из них были талантливыми проповедниками, другие – способными организаторами. Среди замечательных сестер, прибывших из Англии, были, к примеру, Кунихильда и ее дочь Бергита, приехавшие в Тюрингию; Кунитруда, приехавшая в Баварию; будущая святая Вальбурга († ок. 779; память 25 февраля) – сестра святых Винебальда и Виллибальда, ставшая настоятельницей в Хейденхайме, ее мощи до сих пор источают миро; будущая святая Фекла, игуменья Китцингемская († ок. 790; память 15 октября). И конечно же, прибыла родственница и духовный друг святого Бонифация святая Лиоба († ок. 780; память 28 сентября), ставшая игуменьей в Бишофсхайме. Духовный рост христиан центральной Германии стал возможен только благодаря всем этим миссионерам.

http://pravoslavie.ru/54303.html

536 Название Маккавеев семейство это получило собственно от прозвища Иуды «Маккавей» (то же, что германское «Мартелл», т.е. молот), названного так за свое выдающееся геройство и успехи, благодаря чему и самое движение, вызванное и поддержанное братьями, носит наименование движения, борьбы, эпохи Маккавеев. 537 Материал для истории Иуды дают также Megillath-Taanith, § 30, у Derenbourg, Histoire, р. 63. А образец обработки этого материала – Schürer, I, 210–222, и далее, а также Holtzmann. 538 Повествование Иосифа об этом вожде идет в такой близкой точности к первоисточнику, как только могла позволять его память и внимание, если он преимущественно этот источник имел пред глазами. Маленькие неточности и другие особенности его рассказа, который при случае мы будем отмечать, почти только простые описки и просмотры, и едва ли могли быть обосновываемы на каких-либо других, посторонних данных. 539 В повествовании о последней судьбе Антиоха Иосиф делает весьма важное дополнение к ( 1Мак.6:2 ), называя по имени Елимаидский храм (Артемиды) и исправляя замечание историка Поливия относительно причин гибели Антиоха. Находя странным объяснение этого «в общем достоверного писателя-историка», что Антиох поплатился преждевременной гибелью за намерение, хотя и не осуществленное – ограбить упомянутый Артемидин храм, Иосиф считает более основательным отвести эту гибель за счет совершившегося разграбленья Иерусалимского храма. О попытке разграбить названный храм читаем кроме Поливия (31, 11) у Иустина, Аппиана, Страбона и др. писателей. Местонахождение этого храма точнее не м.б. определено (см. Boettger, I. с. р. 110). 540 По Иосифу, Горгий решил напасть на стан Иудейский ночью, воспользовавшись помощью переметчиков, но Иуда лучше провел этого полководца: дав заблаговременно отужинать своим воинам и оставив в стане своем великие огни, всю ночь шел к неприятельскому лагерю при Еммаунте. 541 Любопытна подробность Иосифа, что этот праздник обновления жертвенника, установленный Иудою, известен у Иудеев под названием «праздника сияния или света (φτα)», каковое название, по «его» мнению, дано этому празднику в соответствие как бы «благодатным лучам свободы», которыми Иудеи сверх всякого чаяния одарены были с того времени (ср. 2Мак.1:18; 10:3 , где название праздника, по-видимому, объясняется из нововозжегшегося жертвенного огня, Hitzig, 395 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

1Мак.2:2–5 . У него было пять сыновей: Иоанн, прозываемый Гаддис, Симон, называемый Фасси, Иуда, прозываемый Маккавей, Елеазар, прозываемый Аваран, Ионафан, прозываемый Апфус. Все 5 сыновей Маттафии имели, кроме имени, еще прозвища, указывавшие или на их характерные черты, или на их деяния. Иоанн (собств ωαννν) – прозывался Гадис, – вероятно, евр. ... ( Чис.13:11 , у LXX – Γαδδ), от ... – счастье, следов. – счастливый; осчастливленный (быть может, намек на страдальческую его смерть, 1Мак.9:36 ). Симон прозывался Фасси, от халдейского ... – fervere effervescere, – и означает – fervens, «кипящий», «горячий». Иуда носил прозвище Маккавей ( Μακκαβαος), то же что германское «Мартелл», т. е. «молот» (см. выше, введение). Елеазар прозывался Аваран ( Ααρν), от глагола ... – колоть, заносить руку, бить, – вероятный намек на самоотверженный геройский поединок со слоном, причем смерть слона стоила и ему жизни ( 1Мак.6:43–46 ). – Ионафан прозывался Апфус ( Απφος), «скрытный», «хитрый». 1Мак.2:6–10 . Видя богохульства, происходившие в Иудее и Иерусалиме, он сказал: горе мне! для чего родился я видеть разорение народа моего и разорение святаго города и оставаться здесь, когда он предан в руки врагов и святилище – в руки чужих? Храм его сделался, как муж бесславный, драгоценные сосуды его унесены в плен, младенцы его избиты на улицах, юноши его пали от меча врага. Какой народ не занимал царства его и не овладевал добычами его? «Какой народ не занимал царства его?» Маттафия мог сказать так, имея ввиду разнообразный состав сирийского войска в котором были представители и из филистимлян, и идумеев, аммонитян, моавитян, самарян, ассирийцев, халдеев, греков, македонян ( 2Мак.8:9 ) – давних врагов иудейского народа. Все они еще раз вместе приняли участие в осквернении и опустошении св. города, оправдывая давнее презрение к ним иудеев. 1Мак.2:11–17 . Все украшение его отнято; из свободного он сделался рабом. И вот святыни наши, и благолепие наше, и слава наша опустели, и язычники осквернили их. Для чего нам еще жить? И разодрал Маттафия и сыновья его одежды свои, и облеклись во вретища, и горько плакали. И пришли от царя в город Модин принуждавшие к отступничеству, чтобы приносить жертвы. И многие из Израиля пристали к ним; а Маттафия и сыновья его устояли. И отвечали пришедшие от царя и сказали Маттафии: ты вождь, ты славен и велик в этом городе и имеешь опору в сыновьях и братьях.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010