Впрочем, все попытки арабов взять штурмом сильнейшую крепость тогдашнего мира оказались безуспешными. Они были вынуждены прекратить борьбу и в 678 г. покинули воды Константинополя после того, как понесли в многочисленных сражениях под стенами города тяжелые потери 266 . По-видимому, тогда впервые был применен знаменитый «греческий огонь», который с тех пор неизменно оказывал византийцам большие услуги. Это изобретение уехавшего из Сирии в Константинополь греческого архитектора Каллиника представляло собой взрывчатый материал, изготовление которого было известно только византийцам; посредством так называемого сифона он бросался на большое расстояние по кораблям противника, устраивая на них сильный пожар 267 . Во время отступления арабский флот понес дополнительные потери от бури, которая застигла его у берегов Памфилии. Одновременно тяжелое поражение потерпела в Малой Азии арабская армия. Престарелый Муавия был вынужден заключить с Византией мирный договор сроком на тридцать лет. Он также обязался платить императору каждый год 3000 золотых монет, а кроме того присылать 50 пленников и 50 коней 268 . Неудача арабского нападения произвела огромное впечатление даже за границами Византийской империи. Аварский хакан и вожди славянских племен на Балканском полуострове отправили в Константинополь посольства, чтобы поклониться византийскому императору, просить его о мире и дружбе и признать его суверенные права. «И настал, – пишет Феофан в своей хронике, – безмятежный мир на Востоке и на Западе» 269 . И действительно, значение византийской победы 678 г. нельзя переоценить. Впервые наступление арабов было приостановлено. Арабское вторжение, которое до тех пор без сопротивления двигалось наподобие лавины, получило первый сильный контрудар. В великой оборонительной борьбе Европы против арабского наступления победа Константина IV представляла собой поворотный момент всемирно-исторического значения, подобный более поздней победе Льва III в 718 г. и победе, которую в 732 г. на другом конце тогдашнего мира одержал над арабами при Пуатье Карл Мартелл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец, Лутц фон Падберг выдвигает еще одно предположение: «Вполне возможно, что, когда до него дошла весть о смерти фризского герцога Радбота, Бонифаций отправился вглубь Франкской империи, чтобы установить контакт с Карлом Мартеллом. Продолжая свою первую миссию, он подвизался там вместе с Виллибрордом в проповеди христианства с 719 по 721 год» 70 . Впрочем, следует признать, что скудных сведений, которые мы можем почерпнуть из существующих источников, явно недостаточно для однозначного и очевидного решения этого вопроса. Совместные с Виллибрордом труды по распространению христианства во Фрисландии знаменовали для Бонифация окончание длительного периода его ученичества. Известно, что архиепископ Утрехтский хотел сделать молодого и одаренного помощника своим преемником – совершенно определенно, что он не мог найти лучшей кандидатуры. Но Бонифаций уклонился от этой чести и вскоре покинул Фрисландию. Причины этого расставания до сих пор остаются для нас неясными. Падберг предлагает психологическое объяснение, кажущееся вполне правдоподобным: «Проще всего предположить, что Виллиброрд и Бонифаций, как две сильные и волевые личности, не смогли ужиться друг с другом» 71 . Великие миссионеры никогда больше не встречались, хотя Виллиброрд скончался только в 739 году. Не исключая возможности личных разногласий, Шифер в своих попытках объяснить это важное и ключевое решение в жизни Бонифация идет дальше: «Мы вряд ли ошибемся, если предположим, что Фрисландия больше не удовлетворяла энергии Бонифация и что его теперь – когда Франкская империя в политическом плане была успокоена – тянуло к самостоятельным трудам большего масштаба. Иначе, оставаясь и далее во Фрисландии, он должен был бы отказаться от своей давней цели – проповеди христианства родственным саксам» 72 . Во всяком случае, в 721 году Бонифаций отправился в землю Гессен, которой суждено было стать ядром его миссионерской деятельности. Роль папства в миссии епископа Бонифация Как с полным правом отмечает Шифер, «с переходом из Фрисландии в Гессен начинается великая эпоха Бонифация». 73 Но не только христианизацией языческих народов и установлением римской иерархии отмечен этот период европейской истории. Европа стала ареной, на которой встретились различные силы. Самыми значительными фигурами этой исторической эпохи, оказавшими в конечном итоге серьезное влияние на формирование облика средневековой Европы, были франкский майордом 74 Карл Мартелл, лангобардский король Лиутпранд, Римские папы Григорий II и Григорий III и византийский император Лев III. «Византийцы и лангобарды подтолкнули папство на тот путь, который привел его к соединению с франкской властью» 75 Осознание этого важного исторического факта поможет нам понять подлинную роль пап в миссионерских проектах святого Бонифация. Папа Григорий II (715–731)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лит.: Levillain L., Samaran Ch. Sur le lieu et la date de la bataille dite de Poitiers de 732//Bibliothèque de l " École des chartes. P., 1938. Vol. 99. P. 243-267; Mikoletzky H. L. Karl Martell und Grifo//FS E. E. Stengel. Münster; Köln, 1952. S. 130-156; Heidrich I. Titulatur und Urkunden der arnulfingischen Hausmeier//Archiv für Diplomatik. Münster; Köln, 1965/1966. Bd. 11/12. S. 71-279; Nonn U. Das Bild Karls Martells in der lateinischen Quellen vornehmlich des 8. und 9. Jh.//Frühmittelalterliche Studien. B., 1970. Bd. 4. S. 70-137; idem. Die Schlacht bei Poitiers 732: Probleme historischer Urteilsbildung//Beiträge zur Geschichte des Regnum Francorum/Hrsg. R. Schieffer. Sigmaringen, 1990. S. 37-56; Semmler J. Zur pippinidisch-karolingischen Sukzessionskrise 714-723//DA. 1977. Bd. 33. S. 1-36; Schieffer Th. Winfrid-Bonifatius und die christliche Grundlegung Europas. Darmstadt, 1980r; Wallace-Hadrill J. M. The Frankish Church. Oxf.; N. Y., 1983. P. 123-161; Fouracre P. J. Observations on the Outgrowth of Pippinid Influence in the «Regnum Francorum» after the Battle of Tertry (687-715)//Medieval Prosopography. Kalamazoo (Mich.), 1984. Vol. 5. N 2. P. 1-31; idem. The Age of Charles Martel. Harlow; N. Y., 2000; idem. The Long Shadow of the Merovingians//Charlemagne: Empire and Society/Ed. J. Story. Manchester; N. Y., 2005. P. 5-21; Noble T. F. X. The Republic of St. Peter: The Birth of the Papal State, 680-825. Phil., 1984; Geary P. J. Aristocracy in Provence: The Rhône Basin at the Dawn of the Carolingian Age. Stuttg., 1985; Gerberding R. A. The Rise of the Carolingians and the Liber Historiae Francorum. Oxf.; N. Y., 1987; Rich é P. The Carolingians: A Family Who Forged Europe/Transl. M. I. Allen. Phil., 1993. P. 34-50; Karl Martel in seiner Zeit/Hrsg. J. Jarnut et al. Sigmaringen, 1994. (Beihefte der Francia; 37); Wood I. N. The Merovingian Kingdoms, 450-751. L.; N. Y., 1994; idem. Teutsind, Witlaic and the History of Merovingian Precaria//Property and Power in the Early Middle Ages/Ed. W. Davies, P. Fouracre. Camb., 1995. P. 31-52; Fouracre P., Gerberding R. A. Late Merovingian France: History and Hagiography, 640-720. Manchester; N. Y., 1996; Joch W. Legitimität und Integration: Untersuchungen zu den Anfängen Karl Martells. Husum, 1999; Becher M. Eine verschleierte Krise: Die Nachfolge Karl Martells 741 und die Anfänge der karolingischen Hofgeschichtsschreibung//Von Fakten und Fiktionen: Mittelalterliche Geschichtsdarstellungen und ihre kritische Aufarbeitung/Hrsg. J. Laudage. Köln, 2003. S. 95-133; Fischer A. Karl Martell: Der Beginn karolingischer Herrschaft. Stuttg., 2012.

http://pravenc.ru/text/1681079.html

Второй противник папства, лангобардский король, сторонник арианства, напротив, стремился к объединению Италии. Лангобарды заняли Северную Италию, принадлежавшую Византии, и летом 739 года появились перед воротами Рима. Папе Григорию III не оставалось ничего другого, как направить посольство к Карлу Мартеллу с просьбой, чтобы франки оказали ему вооруженную защиту от лангобардов. Но в это время франки, сражаясь против вторгшихся в Галлию арабов, не могли обойтись без военной силы бывших с ними в союзе лангобардов, поэтому Карл Мартелл уклонился от выполнения просьбы папы. И это было связано с реальной политикой франков, а не с их враждебным отношением к церкви. Ведь франкское государство в то же время способствовало расширению связей между франкской церковью и папством. Франкская империя стремилась унифицировать христианство, ибо она усматривала в нем залог своего единства. При содействии британских миссионеров римско-католическая, латинская литургия постепенно заменила во всей империи галльский обряд. Папой Захарием (741-752) окончательно завершилась византийская эпоха папства. Этот папа был греком по происхождению и последним из пап, который о своем избрании доложил в Константинополь для утверждения. Утверждение пап Византией, то есть существование папства в рамках империи, в принципе обеспечивало его универсальный характер и препятствовало тому, чтобы папа не превратился в одного из митрополитов провинциальной Италии. При папе Захарии, однако, лангобарды ликвидировали в Италии господство Византии и пытались объединить полуостров в едином арианском феодальном государстве. Сам папа, убедившись, что ему пока неоткуда ждать помощи, сделал попытку сосуществовать с лангобардами. Модус вивенди, сложившийся между лангобардским королевским двором в Павии и римскими папами, не смог превратиться в более тесный союз именно потому, что при установлении феодального политического единства Италии в рамках лангобардского королевства папа стал бы лишь руководителем этой национальной церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/441587/

Поскольку франкский правитель занял выжидательную позицию, ситуация в Италии продолжала оставаться напряженной. Тогда Григорий III попытался своими силами достигнуть примирения с лангобардами. Он отправил к Лиутпранду того же самого епископа Анастасия, который возглавлял посольство к франкам, однако его миссия не увенчалась успехом. Военные столкновения продолжались. Но внезапно произошла смена поколений, полностью изменившая расклад политических сил в Римской и Франкской империях: в июне 741 года умер Лев III, в октябре – Карл Мартелл, а в декабре – Григорий III. На этом историческом фоне значение германской миссии, возглавляемой святителем Бонифацием и фактически подготовившей альянс папства с империей франков, проступает гораздо отчетливее. Когда Бонифаций только начинал свою миссию, взаимный интерес папства и Каролингов почти отсутствовал. Но по мере того как Франкская империя все более укрепляла свои позиции в Европе, а затяжной кризис папства все сильнее грозил ему полным исчезновением со сцены мировой истории, эти две силы все с большим вниманием смотрели друг на друга как на потенциальных политических союзников, их альянс мог оказаться весьма плодотворным. Поэтому миссия Бонифация, в основе которой, как мы старались показать выше, лежали исключительно религиозные мотивы, неожиданно приобрела и политическое значение. Она послужила сначала поводом к сближению, а потом и к окончательному объединению папства и Франкской империи. Подобный взгляд основывается на всем последующем ходе истории. Но для пап, с которыми приходилось взаимодействовать святителю Бонифацию, проповедь христианства в далеких, находившихся «на краю света» странах была в то время не более чем второстепенным делом. «Папство находилось в глубочайшем кризисе, на самом дне своей политической истории. Насколько ложной в свете этого кажется мысль, что Каролинги могли опасаться со стороны этих отчаянно взывавших о помощи пап вмешательства в свои внутренние дела, а тем более угрозы их господству во Франкской Церкви» 89 . Миссия святителя Бонифация в Гессене и Тюрингии

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Бургундии К. М. принудил местную знать к повиновению, конфисковал у крупных сеньоров земельные владения и распределил их между своими вассалами. Заняв г. Лугдун (ныне Лион), майордом подавил восстание знати и назначил должностных лиц во все города Юж. Галлии до Арелата (ныне Арль) и Массилии (ныне Марсель). Знать Прованса оказала сопротивление К. М. Предводитель мятежников Мауронт, связанный с соперниками Пипинидов в Нейстрии, заручился поддержкой арабов. К. М. отправил против восставших своего брата, комита Хильдебранда, который осадил г. Авенион (ныне Авиньон). Сам он нанес поражение арабам; тем удалось укрыться в г. Нарбона (ныне Нарбон), осада города завершилась неудачей. Франки опустошили Септиманию и Зап. Прованс, уничтожив крепости Немавс (ныне Ним), Агат (ныне Агд) и Бетерры (ныне Безье), и установили т. о. прочный контроль над Юж. Галлией, но в результате длительных военных действий эти земли были разорены. Среди тех, кто поддержали К. М., был Аббон, вероятно выходец из бургундской аристократии, правитель (rector) горной области на границе Савойи и Пьемонта. Из акта об основании Аббоном мон-ря Новалеза (726) и завещания Аббона (739) известно, что провансальские мятежники действительно пользовались поддержкой арабов, а конфискованные у них земли были переданы вассалам и сторонникам майордома ( Geary. 1985; Wood. 1994. P. 280-281). К. М. установил дружественные отношения с Лиутпрандом, кор. лангобардов (712-744). По свидетельству Павла Диакона , он отправил к Лиутпранду своего сына Пипина, чтобы король обрезал ему волосы (после этого Пипин считался совершеннолетним) и усыновил его. Во время войны в Провансе майордом обращался к Лиутпранду с просьбой о помощи. Известие о приближении лангобардского войска привело арабов в смятение, и франки одержали победу ( Paul. Diac. Hist. Langobard. VI 53-54). Союз с Лиутпрандом стал причиной того, что К. М. отказался помочь папе Римскому Григорию III (731-741) в войне против лангобардов. В это время Папский престол порвал отношения с иконоборческой Византией, тогда как лангобарды угрожали Риму. Благодаря св. Бонифацию папа Римский был осведомлен о событиях в гос-ве франков и о военных успехах майордома. В 739 г. Григорий III обратился к К. М. с жалобой на притеснения со стороны лангобардов, но майордом, приняв папских посланников с почестями, отказался помочь (Codex Carolinus. 1-2//MGH. Epp. T. 3. P. 476-479; см.: Noble. 1984. P. 44-49). По сообщению Старших Мецских анналов, в это время К. М. был тяжело болен и, готовясь к смерти, разделил Франкское гос-во между сыновьями (Annales Mettenses Priores. 1905. P. 30-31).

http://pravenc.ru/text/1681079.html

в VI-VII вв. Б. называли любое, особенно земельное, пожалование, к-рое из-за связанных с ним преимуществ и выгод являлось «благодеянием» для его получателя. Как правило, он не должен был нести службу за это пожалование, выплачивая незначительную денежную сумму (чинш) или не платя ее вовсе. Нек-рые Б. предоставлялись на основе прекарного договора (см. ст. Прекарий ). В VIII в. франк. майордом Карл Мартелл провел т. н. бенефициарную реформу, имевшую целью создание конной армии и формирование в противовес крупным независимым магнатам слоя вассалов, ставших опорой центральной власти. За выполнение военной и адм. службы и с целью снабдить вассалов средствами для вооружения в их условное пожизненное пользование передавались сначала конфискованные у мятежных магнатов земли, а когда они иссякали - церковные угодья. Такой Б., пожалованный майордомом или королем из церковного имущества, помимо обязательства нести военную службу облагался чиншом, т. к. рассматривался одновременно и как прекарный договор между вассалом и Церковью, у к-рой он был заимствован. При франк. кор. Пипине Коротком , императорах Карле Великом , Людовике Благочестивом и Карле Лысом в VIII-IX вв. понятие «Б.» все прочнее стало связываться с вассальной службой. При передаче земли в качестве Б., к-рый мог охватывать одно или неск. поместий или неск. крестьянских наделов - мансов, доходы с нее шли в пользу вассала, но господин сохранял за собой право собственности. В случае смерти вассала Б. возвращался первоначальному владельцу или его наследникам. Если наследник вассала хотел получить его Б. или сам бенефициарий хотел пользоваться им после смерти сеньора, требовалось возобновление пожалования. При нарушении вассалом взятых на себя обязательств, совершении преступления, разорении хозяйства бенефициария сеньор мог лишить его Б. На протяжении IX в. Б. постепенно превращается из пожизненного держания в наследственное, т. е. в лен или феод - наследственное условное держание, сочетающееся с обязанностью несения военной службы. Церковный Б.

http://pravenc.ru/text/78076.html

646 Приводим здесь для сравнения формулировку значения битвы при Пуатье по русскому изданию 1917 года: «Через четырнадцать лет, а именно в 732 году, на западе Карл Мартелл оказал подобную же услугу Западной Европе поражением испанских арабов около Пуатье. Продвижение арабов в Западную Европу было в первой половине VIII века остановлено». Сопоставление здесь идет с поражением арабов при Константинополе. От себя хотелось бы добавить, что оба события представляются сопоставимыми по значению. Примечание научного редактора. 647 См.: J. Wellhausen . Die Kampfe der Araber mit den Romaern in der Zeit der Umajiden. Gottingen, 1901, SS. 444—445 (Nachrichten von der Klassische Gesellschaft der Wissenschaften zu Gottingen. Philosophisch-historische Klasse.); см. также специальную статью о Баттале: Encyclopedie de L " Islam, vol. I, p. 698; см. также: В. В. Бартольд . Ук. соч. с. 470; D. В. Macdonald . The Earlier History of the Arabian Nights. — JRAS, 1924, p. 281; M. Canard . Les expeditions des Arabes contre Constantinople. -Journal Asiatique, vol. CCVIII, 1926, pp. 116—118; W. M. Ramsay . The Attempts of the Arabs to Conquer Asia Minor (641—964 A. D.) and the Causes of Its Failure. — Bulletin de la section historique de l " Academie roumaine, vol. XI, 1924, p. 2. Мы обратимся к истории ал-Баттала позже в связи с эпосом Дигениса Акрита. 648 А. Lombard . Etudes d " histoire byzantinë Constantin V, empereur des Romains. Paris, 1902, p. 59. 649 WIIIibaldi vita, ed. G . H. Pertz. — Monumenta Germaniae Historica Scriptorum, vol. XV, p. 93. 650 А. А. Васильев . Славяне в Греции. — Византийский временник, т. 5, 1898, с. 416—417. 651 De thematibus, 53—54. 652 Theophanes . Chronographia, ed. C. de Boor, pp. 456—457. 653 К. Е. Zachana van Ungenthal . Geschichte des griechisch-romischen Rechts. Berlin, 1892, S. 16; P. Collinet . Byzantine Legislation from Justinian (565) to 1453. — Cambridge Medieval History, vol. IV,. 1923, p. 708 (он датирует выход Эклоги мартом 740 г.); V. Grumel . La Date de la promulgation de l " Ecloge de Leon III. — Echos d " Orient, vol. XXXIV, 1935, p. 331 (он датирует выход Эклоги мартом 741 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3438...

На месте рыхлого союза алеманнов в кон. VI в. образовалось племенное герц-ство, зависимое от Австразии. Подобное герц-ство (совр. Тюрингия) возникло и у тюрингов, оттесненных к берегам Эльбы; его глава франк Рудольф был обязан защищать вост. границы королевства от натиска славян. Саксы, ставшие из союзников данниками Меровингов, проникли на юг, в Вестфалию, до совр. Падерборна. При Дагоберте франки впервые установили протекторат над баварами под предлогом защиты их земель от набегов славян и аваров. Стратегической целью Меровингов было установление контроля над основными торговыми путями, шедшими из Баварии на восток. В 631/2 г. Дагоберт двинул объединенные силы франков, алеманнов и союзных лангобардов против вождя Само, основателя первого крупного слав. гос-ва на территории совр. Чехии. Главные силы франков потерпели поражение, что приостановило их экспансию на земли славян. После переезда Дагоберта в Париж власть в Австразии оказалась в руках знатных родов, наиболее могущественными из к-рых были кланы св. Арнульфа , еп. Мецского, и майордома Пипина I Старшего; родившийся от брака их детей, Ансегизела и св. Бегги , Пипин II Геристальский стал майордомом как Австразии (680), так и центральной области гос-ва франков - Нейстрии (687). Он и его наследники Пипиниды получили фактически неограниченную власть при слабых Меровингах («ленивых королях»). Своевольное правление кланов привело к ослаблению власти франков в Г.; восстание тюрингов удалось подавить, однако алеманны и бавары добились независимости. Саксы принялись грабить прирейнские земли; набеги вверх по Рейну начали совершать фризы, образовавшие сильный племенной союз на территории совр. Нидерландов. Пипин II, сделавший своей резиденцией Кёльн, сумел отбить набеги саксов, оттеснил фризов и вновь подчинил герц-ство алеманнов. Сын Пипина II майордом Карл Мартелл (715-741) построил сеть укреплений и дорог в долине Майна в Центр. Германии. Опираясь на эту территорию (обл. Франкония), он получил удобный доступ к Алеманнии и Баварии. В ходе кампаний против баваров (725, 728) к королевству были присоединены земли к северу от Дуная. Баварский герц. Гугоберт, сохранивший владения на юге, признал франк. короля своим сюзереном. В 720 г. в состав королевства было включено герц-ство Тюрингия. В ходе неск. экспедиций были покорены саксы, к 734 г.- фризы. Сразу же после смерти Карла Мартелла герцоги Алеманнии и Баварии в союзе с саксами и Аквитанией выступили против франков, но их разгромили порознь. Герц-ство Алеманния было ликвидировано и включено в королевство; Бавария была вновь подчинена на более жестких условиях. После вспышки мятежа майордом Пипин Короткий (741-768, с 751 (752) король) поставил герцогом Баварии своего племянника Тассилона (748-788), окружив его франк. двором и обязав вассальной присягой. Г. при Каролингах (VIII-IX вв.)

http://pravenc.ru/text/164803.html

Удача изменила мусульманам и на море. Летом 115/733 г. арабская эскадра, возвращавшаяся с добычей после набега на Сицилию, была перехвачена византийцами и сожжена, спастись удалось немногим. 575 Эти два поражения, а может быть, просто недовольство Хишама размером дани, присылаемой из Ифрикийи, привели к смещению Убайды б. Абдаррахмана и назначению на его место Убайдаллаха б. ал-Хабхаба, прославившегося в Египте своими способностями увеличивать сбор налогов, за ним вроде бы осталось управление финансами Египта, которое он, уезжая, возложил на своего сына ал-Касима. Память о том, что он передал свои функции по финансовому ведомству сыну, породила представление, будто он объединил в своих руках управление Египтом и Магрибом, зафиксированное некоторыми источниками, хотя по достоверным сведениям наместником Египта в течение семи лет был ал-Валид б. Рифаа. 576 Прибыв в Кайраван в раби‘ II.116/10.V.734 г., Ибн ал-Хабхаб поручил управление Дальним Западом (примерно соответствует современному Марокко) с центром в Тандже (Танжере) своему другому сыну, Исмаилу, который туда не поехал, а поручил реальное управление Амру б. Абдаллаху ал-Муради. Наместником же ал-Андалуса стал Укба б. ал-Хаджжадж ас-Сулули. В том же, 116/734 г. Ибн Хабхаб отправил войско во главе с внуком Укбы б. Нафи‘ (см. т. III, с. 149 и 160) Абдаррахманом б. Хабибом, который прошел через Крайний Сус, то есть до Вади Дра, и вступил в «Страну черных», благополучно возвратившись из победоносного похода. В том же, 116/734 г. был предпринят набег на Сицилию, но суда, возвращавшиеся с добычей, были перехвачены византийцами. И хотя, как утверждает арабский источник, «Аллах обратил их в бегство», в плену у византийцев оказались два сына командующего арабской эскадрой и несколько других видных участников набега. 577 Некоторым утешением могло быть только то, что на севере арабское войско под командованием Йусуфа б. Абдаррахмана в этом году из Нарбонна совершило поход в долину Роны и завладело Арлем и Авиньоном. Впрочем, удержаться там мусульмане не смогли: в 738 г. Карл Мартелл не только выбил их оттуда, но и осадил Нарбонн, выдержавший длительную осаду. 578

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010