М.В. Шкаровский: В области религии конечной целью идеологов нацизма было тотальное уничтожения христианской Церкви 5 мая 2010 г. 16:34 Исследователь новейшей истории Русской Православной Церкви М.В. Шкаровский в интервью, опубликованном на сайте «Вода живая» , рассуждает об идейном противостоянии нацистской Германии и СССР, внутренней религиозной политике двух стран в годы Второй мировой войны, роли русского патриотизма и Православной Церкви в победе нашего народа в Великой Отечественной войне. — Михаил Витальевич, задумывались ли Вы как историк над религиозным феноменом Великой Отечественной войны? — Я действительно очень интересовался этим ракурсом темы, специально искал соответствующие документы в германских архивах и пришел к некоторым выводам. Вторая мировая во многом была войной идеологий. Причем перед верхушкой нацистской Германии стояла цель создания не просто нацистской идеологии или политической религии, но и новой религии в полном смысле слова. В Советском Союзе тоже активно строилась новая идеология, но это не выглядело как создание новой религии, особенно по сравнению с нацистской Германией, тем более что в религиозном плане открыто насаждался атеизм. Были, пожалуй, лишь два периода: в 1920-х и 1960-х годах, когда предпринимались попытки создания религиозного «привеска» к марксистской идеологии. — И что это были за попытки? — Введение различных псевдорелигиозных обрядов: красные октябрины, комсомольские «пасхи» (так они назывались официально). Были предприняты попытки создания «молитв» Карлу Марксу, достаточно точно совпадающие с церковными. — Чем были обусловлены эти попытки? — Советские идеологи видели, что подавляющая часть населения остается верующей. Даже в 1937 году при переписи таковыми себя назвали 56,7% населения страны, люди не побоялись признаться. А в 1920-е годы религиозность было выражена еще более ярко: христианскую веру исповедовало почти 90%. В начале 60-х годов, в хрущевское время, на новом витке антирелигиозной пропаганды снова возникли идеи о необходимости замены религиозных обрядов советскими. Появились дворцы бракосочетаний, дворцы регистрации малюток... Некоторые идеологи предлагали создать храмы коммунизма с псевдорелигиозными атрибутами. Но в целом это была еще более робкая волна, чем в 20-е годы, и реализовалась в еще меньшей степени.

http://patriarchia.ru/db/text/1147202.ht...

Литургическая реформа во Франкской империи завершилась во время правления наследника Пипина Карла Великого (768–814). Этот мирянин больше иного священника интересовался литургическими вопросами 27 . Предпринятая им реформа, в сущности, представляла собой своеобразный процесс унификации образцов богослужения на территории его империи. При посещении Рима в 781 году король получил у папы Адриана I копию папского григорианского сакраментария 28 . Эта книга не вполне удовлетворяла Карла, потому что содержала только молитвы папских служб и была малопригодна для приходского священства 29 . Существует мнение, что лучше бы папа предоставил королю сакраментарий Геласия 30 , который по своей структуре больше годился для приходского использования. Реформа преследовала двоякую цель: с одной стороны, обеспечить большую сплоченность государств, которыми правила династия Каролингов, с другой – осуществить тесное единство с самим Римом 31 . Римский сакраментарий, присланный Карлу Великому, претерпел много изменений. Они, как уже говорилось, были обусловлены прежде всего недостатком важных молитв, необходимых для приходского богослужения, а также естественным и стихийным включением франкских форм и видов благочестия в римский текст. Франкские переписчики добавляли близкие им молитвы и обряды, которые были выражением их благочестия. Таким путем многие элементы, как внешние, так и внутренние, которые были присущи галликанско-франкскому литургическому самосознанию и практике, были перенесены во вновь возникшую форму 32 . Эти дополнения и изменения обычно связываются с именем министра культа Карла Великого – диакона Алкуина 33 . Они привели к появлению смешанного римско-франкского обряда 34 . Какими были эти изменения? Прежде всего, усложнился внешний вид службы. Так, например, увеличилось число каждений, что, согласно Кабролю, является отличительной чертой галликанской или каролингской литургической практики 35 . Кроме того, были добавлены коллекты, молитвы перед алтарем, во время приношения, каждения и перед причащением. Эти молитвы не были добавлены механически: по стилю и богословскому смыслу 36 они отличались от предшествующих моделей римского обряда, будучи проникнуты духом индивидуализма и субъективизма. Внесенные изменения сосредоточены более на духовном состоянии служащего священника, чем на выражении объективных догматических истин 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Полководец крестообразно надевает на себя широкую ленту, прикрепленную булавками в виде креста. Во главе легиона несут хоругвь, имеющую вид креста или украшенную крестом. Трофеи, – exvotae – воздвигнутые на поле битвы, представляют из себя фигуру креста. Крест сверкает повсюду в лагере. Рамзес II, Самсивуль, Агамемнон окружали себя при жизни и смерти крестами, подобно Константину Великому , Карлу Великому и Людовику святому. Говорим «при жизни и смерти – , потому что именно в виду смерти древние языческие люди умножали количество крестов. Покойник держит крест в своих руках или на своей груди; в могилах находят тело иногда с 4, 5 крестами. Смертное ложе, смертный саван, костюм плакальщиков покрыты крестами. Крест несут во главе траурного с покойником хода, бренчащие звонки, вовремя этого хода, куча дров, приготовленных для костра, урны (les ossnaires), алтари, воздаяния почести, или апофеозы, в Риме на полях Марса носят вид креста. Знаменитейшие могилы устроены в виде креста, крест украшает собою также памятники и надгробные колонны. И замечательно, по верованию некоторых язычников, крест должен предшествовать почившему при его восстании из мертвых. (См. брош. »Почит. Креста язычниками до Р. X.» соч. Лионскаго епископа Ансота). Ясно, что Промысл Божий, ведущий весь род человеческий к познанию истины, давал и дает указания язычникам на тот символ, который доставил вечное счастье человечеству, на то знамя, которое должны носить христиане, под которым все истинно верующие соберутся ради истины ( Пс. 59:6 ). Господь приготовил народы к восприятию христианства так, что стоило появиться христианскому проповеднику с св. крестом в руках, объяснить им истинный смысл почитания св. креста, как язычники, имея пред этой проповедью знак креста, быстро усваивали себе христианское учение. Нас спросят – почему же крест Господь избрал орудием, на котором пострадал? Почему такое прекрасное начертание, как крест, такую чудную фигуру креста люди избрали орудием столь позорной и столь мучительной казни? Мы на это отвечаем: Господь, Творец вселенной, начертал по всему миру духовному и физическому крест и этим самым показал, что возлюбленный Сын Его, восприявший плоть человеческую, посредством этого знака, разлитого по всей вселенной, избавит род человеческий от греха, проклятия и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Мне остаётся выразить чувство глубокой благодарности тем людям и учреждениям, которым я стольким обязан. С глубокой благодарностью я думаю о моих учителях и коллегах, о той серьёзной и богатой духовной атмосфере Тартуского университета, в которой я имел возможность дышать. Эта атмосфера вселила в меня уверенность, которая позволила мне предпринять столь долгосрочный труд, и дала волю для того, чтобы реализовать задуманное. Вдохновение моей Alma Mater сопровождало меня всю жизнь. Оно даровало мне нечто, что оставалось со мной на всех путях, по которым я странствовал. Я хотел бы поблагодарить всех, благодаря кому я смог воспользоваться сокровищами множества рукописных собраний Европы и Ближнего Востока, а также библиотеками Европы, Востока и Америки. Любезность. Доброжелательность и терпеливая помощь этих людей в исполнении всех моих разносторонних и бесконечных пожеланий были неоценимы в моей работе. Я сердечно благодарю священника Уолтера Фрейтага за ту внимательность, с которой он прочёл мою рукопись и усовершенствовал английский язык, на котором она написана. Я выражаю самую тёплую благодарность профессору Рене Драге из Католического университета Лувена за включение пяти томов моих трудов в Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Я воспринимаю как великую честь включение моей работы в эту серию, имеющую высочайшую научную репутацию и славу. Я также благодарен ему за то, что он разделил со мной бремя чтения корректуры. Я многим обязан Мемориальному Фонду Джона Саймона Гуггенхейма в Нью Йорке. Я признателен за интерес Фонда к истории культуры сирийского Востока, который выразился в форме выделенной мне стипендии. Эта великодушная помощь позволила завершить последний этап в изучении рукописей, что дало мне возможность подготовить этот том к печати. Я не могу в достаточной мере выразить, что значила для меня столь великодушная помощь, давшая мне возможность после четверти века работы завершить эту часть моего труда. Я посвящаю этот труд моим родителям, Карлу Эдуарду Выыбусу и Линде Хелене, в благодарность за всю их любовь и заботу.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

I, 349). Как это происходит и у Фомы Аквинского в лице Папы, qui occupe à la fois le sommet des deux puissances. Ce dernier trait semble ramasser dans la pesonne de souverain pontife la totalité du pouvoir spirituel et temporel (I, 389) (I, 389) 127 . У других глоссаторов из идеи Дарения Папе империи выводилось право Папы ею располагать и, отняв у греков, передать германцам, сначала Карлу Великому, а потом Оттону Великому, но через это сама империя представлялась продуктом папской власти (Ib. I, 350). Точно также, Никон даже не ставил вопроса о возможности аннулировать присягу царю, как делал это Папа Иннокентий III, ставивший через это Папу судьей действительности присяги, т. е. юридически выше императора (I, 351). У него всякая власть исходит от Папы. Католическая литература в XI-XII в. для господства Церкви и понижения ценности земной власти подчеркивала то человеческое, что было у светской власти: насилия, страсти, несправедливость, узурпацию, которыя были при зарождении власти государственной. Она выступала покровительницей народов против царей и сводила светское право к согласию народа под надзором Церкви; в католических монастырях в средние века и зародилась теория народного суверенитета и право сопротивления злоупотреблениям гражданской власти. Она оспаривала Божественное право королей на их светскую власть и приписывала себе право устанавливать и низлагать их. Несколько смягченно выражена эта теория у Фомы Аквинского, как следствие отлучения от Церкви: как только король отступал от веры, подвергался отлучению, его подданные ipso facto освобождаются от повиновения и присяге верности (Ib. I, 389); выдвигаемый здесь принцип народного суверенитета ограничивается властью Церкви; это – демократия, увенчиваемая теократией. Мы видели, что Никон отстаивал право Церкви только на суд в церковных делах, а в гражданских только для духовенства; отстаивая существенные права Церкви и установленную веками юрисдикцию Церкви, Никон в остальном полагался на нравственное её влияние и никогда не требовал для нея политического господства в смысле смещения непокорного Церкви царя (Теория Беллармина опровергалась и в католической среде: между прочим Шотландский Епископ Бёркли утверждает, что Папа, не имея прямой власти, не имеет и косвенной) (Janet.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

под счастливым созвездием на мельнице в Стефановском имении близ Фрейзинга, воспитывался у мельника под именем его сына, рос в обществе буйных товарищей без всякого образования и присмотра, проводил время в том, что дрался, охотился, скакал верхом. Впрочем, это предание не лишено и некоторого исторического значения; Карл, действительно, был плодом связи его отца Пипина Короткого с Бертрадой или Бертой, дочерью Хариберта, графа Лионского, – плодом, явившимся на свет ранее, чем Пипин и Берта вступили между собой в законный брак. Точно также и его воспитание не многим должно было отличаться от того, какое нарисовано преданием. Оно состояло в военных, гимнастических упражнениях, в верховой езде, охоте и плавании; по словам современного Карлу биографа в этом последнем искусстве Карл достиг такого совершенства, что, по справедливости, никто не мог превзойти его. Несомненно, что с детства же Карл получил и хорошее религиозное воспитание; при дворе его отца было не мало духовных, с которыми Пипин стоял в дружественных, близких связях, да и сам Пипин отличался замечательной привязанностью к церкви. Религиозность осталась выдающейся характеристической чертой и его сына, Карла Великого. – Начинаясь с колыбели, легенда сопровождает Карла во всей последующей его истории, обвивает своими вымыслами его домашнюю и общественную жизнь, искажает даже внешний вид Карла, представляя его человеком необычайно высокого роста и необычайных физических сил. По счастью мы имеем здесь исторический портрет Карла, написанный лицом, хорошо его знавшим, его непременным спутником и сотрудником Эгингартом, оставившим нам первую жизнь Карла Великого. Прекрасно образованный по тому времени, даже ученый, отлично освоившийся с римской классической литературой и с творениями греческих отцов церкви, Эгингард занимал место министра публичных работ при Карле и был в тоже время его личным секретарем, исполнявшим поручения интимного, семейного свойства. В скором же времени после смерти Карла он принялся за его жизнеописание и окончил свой труд не позже 821-го года; в своей био-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но, как и в " Притчах Соломона " , подъем духа и глубокая сосредоточенность мысли несоизмерима ни с чем, что исходило из человеческих уст. Как же могла прежняя вера сына Давидова, сына великого псалмопевца, уступить место неверию? Как мог тот, кто сам когда-то возвестил, что ненавидящие мудрость любят смерть, отречься от мудрости? Или пришла для него пора возлюбить смерть? " И меня, - говорит он, - постигнет та же участь, что и глупого, зачем же я стал мудрым? " Теперь многие, читая Библию, повторяют эти слова. Но едва ли в наше время нашелся бы такой отважный человек, который бы за свой страх высказал такую вызывающую мысль. Если мудрость не спасает от смерти, то для чего прославлять ее? Если у Мудрости нет средств, чтоб награждать своих скальдов, то зачем служить столь слабому Господину? Отчего бы не перейти на службу к Безумию и Глупости?! Вспомните еще раз притчи: какие надежды возлагал великий царь на Мудрость. У нее силы, богатство, непогибающие сокровища. Ее плоды лучше золота, пользы от нее больше, чем от отборного серебра. Она была с Творцом при начале пути Его и Господь веселился ею и т. д. И вдруг Божественная Премудрость оказывается такой же бессильной и слабой, как и человеческое безумие. Может быть, безумие, которого всегда боялись, от которого бежали и которого потому совсем не знают, может быть, оно таит в себе неведомую силу, предполагавшуюся на службе у Мудрости? Может быть, у него искать спасения, может быть, оно победит там, где беспомощна Мудрость? Вернемся к Ибсену и его " Привидениям " . Ибсен, оглядываясь на свое прошлое, мог с некоторым основанием сравнивать себя с Соломоном. Он не был царем над Израилем в Иерусалиме, ему отказано было в том даре, который унаследовал Соломон от отца своего, великого псалмопевца. Но Ибсен тоже был избранником, он, мы помним, говорил, что самая завидная доля - доля скальда, выпала ему в удел. Позже он не побоялся писать королю Карлу, что его жизненное дело возложено на него Богом. И мы помним, что был Ибсен настоящим, вдохновенным скальдом, когда воспевал любовь и подвиги своих предков, помним, что звучал его голос пророческим пафосом, когда он бросал людям в " Бранде " свой завет " все или ничего " , помним, что подходил он к величайшей мировой тайне, когда рассказывал нам о победе галилеянина над кесарем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

60 Отождествление аваров и гуннов характерно не только для Эйнхарда, но и для всей средневековой литературы. См. также «Хроники Фредегара» (fled. II, 57; III, 55, 65; IV, 72). По всей видимости, это происходило из-за сходства в обычаях и нравах между гуннами и аварами. Под аварами обычно подразумевают центрально-азиатские племена самого различного происхождения, объединившиеся под властью единого предводителя, которые явились во второй половине VI века в Паннонии и создали там политическую державу, правителем которой был каган (или хаган). Этот народ вел кочевой образ жизни, исповедовал язычество и сражался исключительно на конях. Центром аварских поселений являлся укрепленный лагерь, называемый Ринг (или Хринг, от нем. ring, кольцо), обнесенный несколькими кольцами укреплений, скорее всего деревянных, между которыми располагались сады и строения. Там же находилась резиденция верховного правителя кагана и хранилось золото, захваченное аварами в войнах или полученное в дар. Это племя, подобно гуннам, внезапно появлялось на своих маленьких коренастых лошадях на чужих территориях, захватывало все, что попадалось им на пути, в особенности церковное убранство, сокровища и реликвии, и, захватив добычу, так же внезапно исчезало. 61 Война против аваров продолжалась с 791 по 803 гг. Авары находились в союзе с Тассилоном (см. прим. 54). Обещав ему вторгнуться на территорию франков в 788 г., они выполнили свое обязательство (не зная о свержении Тассилона), начав войну против Карла. Эта война шла с переменным успехом. Франкскому королю потребовалось мобилизовать все свои силы и заключить союз с южными славянами (как и ранее в войне с саксами) для противостояния кочевникам. «Анналы королевства франков» (запись 796 г.) так описывают одно из важнейших событий этой войны: «Хейрик, фриульский герцог, отправив своих людей со славянином Вономиром в Паннонию, разграбил остававшийся долгое время спокойным ринг племени аваров (поскольку [их] правители, каган и югур, изнуренные гражданской войной, [проводившейся] между собой, были приговорены [к смерти] и убиты своими) и послал сокровища, собиравшиеся на протяжении многих веков древними правителями, к королю Карлу во дворец Ахена» (пер. В.К.Ронина дается с изменениями).

http://azbyka.ru/otechnik/6/jizn_karla_v...

78 На самом деле в отношении признания императорского титула Карла в Византии события развивались несколько иначе. В те дни в Византии у власти была императрица Ирина, которая, в борьбе за престол, в 797 году ослепила родного сына (Константина IV) и с которой Карл вел переговоры. С благословения папы Карл направлял посольства к Ирине, предлагая брак, который позволил бы Карлу объединить Запад и Восток под своим правлением. Однако проект Карла о династическом браке был провален константинопольскими сенаторами. 31 октября 802 года в Константинополе произошел дворцовый переворот, Ирина была низложена, престол занял Никифор I (802–811), который отказался признать Карла в качестве императора. В ответ Карл после довольно продолжительной войны (806–810) овладел Венецией и Далма-кией, которые номинально числились за Византией, но были ослаблены из-за внутренних распрей и, благодаря союзу с Багдадским халифом Аароном, заставил Никифора, который вел войну в Болгарии, пойти в 810 году на мирные переговоры. Через 12 лет после начала конфликта византийский император Михаил I (811–813) преемник погибшего в Болгарии Никифора, формально признал новый титул императора, в расчете на поддержку Запада в борьбе с Болгарией, разгромившей византийское войско в 811 году. За признание своего императорского титула Карл уступил Михаилу I Венецию и Далмацию. 84 Чивитавекья. Исправленные «Анналы королевства франков» (запись 813 г.), которым следует Эйнхард, включают еще и Никею: «Мавры опустошили Центумеллу, город Этрурии и Никею, провинцию Нарбонии». 86 Согласно сообщению Павла Диакона, Карл имел от Хильде-гарды четырех сыновей и четырех дочерей: один сын, близнец с Людовиком, по имени Лотарь, умер ребенком и не упомянут Эйнхардом. Две дочери Карла, Хильдегарда и Аделаида, также умерли в младенчестве. Похоже, что Эйнхард ошибается в одном из имен, либо же можно предположить, что Карл имел пять дочерей. 89 Свободными искусствами считались грамматика, диалектика, риторика, геометрия, арифметика, астрономия и гармония.

http://azbyka.ru/otechnik/6/jizn_karla_v...

Число абортов в Англии и Уэльсе снова растет Лондон, 21 августа 2023 г. Фото: Getty/iStock) Согласно статистическим данным, опубликованным Министерством здравоохранения Великобритании, количество абортов в Англии и Уэльсе снова растет, пишет газета “Christian Today”. В период с 1 января по 30 июня 2022 года женщинами, проживающими в Англии и Уэльсе, было сделано 123 219 абортов - на 17 731 больше, чем за аналогичный период в 2021 году. Более половины абортов в первой половине 2022 года (54%) были проведены самостоятельно на дому с использованием услуги " таблетка по почте " . Отмечается, что было абортировано 1428 младенцев-инвалидов. Эти цифры говорят о том, что 2022 год может превзойти показатели рекордного 2021 года, когда было зафиксировано 214 256 случаев прерывания беременности - самый высокий показатель за всю историю наблюдений. Итоговые данные за весь 2022 год должны быть опубликованы 1 января 2024 года. Представитель организации " Право на жизнь в Великобритании " Кэтрин Робинсон заявила, что эти цифры являются " трагедией национального масштаба " . " Каждый из этих абортов свидетельствует о неспособности нашего общества защитить жизнь младенцев в утробе матери и оказать всестороннюю поддержку женщинам, у которых незапланированная беременность " , - сказала она. " Сообщения о значительном росте числа абортов появились после того, как участники кампании, возглавляемой поставщиком услуг по производству абортов BPAS, цинично использовали трагическую смерть малышки Лили Фостер на сроке между 32-й и 34-й неделями беременности, чтобы призвать к полной декриминализации абортов и тем самым узаконить в стране аборты по любым показателям вплоть до момента родов», - продолжила К. Робинсон. Дело в том, что во время локдауна 44-летняя многодетная мать Карла Фостер обманула службу BPAS, сказав, что находится на седьмой неделе беременности (аборты в Британии разрешены до 24-й недели беременности, и после 10-й их можно проводить лишь в клиниках). Сотрудники выслали ей по почте необходимые медикаменты для прерывания беременности. Когда Фостер их приняла, ей потребовалась срочная медицинская помощь, и врачи констатировали преждевременные роды (она была на позднем сроке беременности) и смерть младенца Лили. В июне 2023 года К. Фостер приговорили к двум годам лишения свободы за нарушение закона и совершение аборта на позднем сроке. Однако ее арест вызвал оживленную дискуссию в обществе (была даже многотысячная акция протеста с требованием освободить женщину), и Карлу, мать троих детей, вскоре освободили, заменив реальный срок на условный и всего на 14 месяцев.

http://pravoslavie.ru/155570.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010