Для Западной Европы эпоха от 6 до 8 столетия – это темные века, а восток империи, несмотря на внутренние кризисы, внешние угрозы и территориальные утраты, переживал в этот период блистательный расцвет, отблески которого распространялись и на запад, потому только и не опрокинутый варварскими завоевателями в материнское лоно доисторического бытия, как это произошло в свое время с микенской цивилизацией, разрушенной вторгшимися в ее пределы выходцами из Македонии и Эпира, условно названными дорийцами. Дорийцы христианской эры – германские варвары – стояли не выше древних завоевателей Ахайи по уровню своего культурного развития, но, обратив завоеванные провинции в руины и оказавшись в пределах империи, они попали в поле притяжения сказочно богатой мировой столицы – Нового Рима, устоявшего в бурях человеческих стихий, и научились ценить узы, которыми были привязаны к нему многочисленные народы. Эпоха закончилась усвоением франкскому королю Карлу императорского титула, а точнее – срывом попыток уладить отношения между новопровозглашенным императором и преемственным императором – святой Ириной, так чтобы империя оставалась единой и неделимой при наличии в ней двух правителей с одинаковым титулом, как это многократно бывало в прошлом. Провал переговоров привел к образованию отдельной империи на Западе, что, с точки зрения политических и юридических традиций, явилось следствием акта узурпации. Единство христианской Европы было подорвано, но не разрушено окончательно, ибо народы Востока и Запада Европы оставались еще в течение двух с половиной веков в лоне единой Церкви. Период, продолжавшийся от 6 и до рубежа 8–9 вв., называют ранневизантийским, по анахроническому топониму – Византий, иногда он употреблялся в эти столетия применительно к столице и никогда к империи и государству, – топониму, восстановленному историками Нового времени, для которых он стал служить наименованием и государства, и самой цивилизации. В пределах этого периода самой блестящей, его акме и апогеем, стала эпоха Юстиниана Великого , которая началась с правления его дяди Юстина Старшего и завершилась смутой, разразившейся свержением императора Маврикия и приходом к власти узурпатора Фоки. Императоры, правившие после святого Юстиниана до мятежа Фоки, имели прямое или косвенное отношение к династии Юстина. 2. Правление Юстина Старшего

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Дело это началось с введения в Галлии во всеобщее употребление на литургиях цареградского символа с прибавкой Filioque, по образцу испанской церкви 1135 , чему послужило поводом завоевание в конце восьмого века галлами значительной части Испании, и последовавшее затем ознакомление с тамошними церковными обычаями. Нельзя сказать, чтобы это нововведение в галльской церкви всеми было встречено предупредительно и одобрительно. По поводу его вот что знаменитый в свое время Флакк Альбин или Алкуин писал к лионским братьям: «Новых сект испанского заблуждения берегитесь со всем вниманием, возлюбленные братья! Следуйте в вере святым отцам и соединяйтесь святейшим единодушием со вселенской церковью. Ибо написано: не преступай пределов отцев твоих ( Притч.22:28 ). И в символ кафолической веры не вводите ничего нового, и в церковном богослужении не прилепляйтесь к преданиям, неслышанным в древние времена. Идите по открытой дороге апостольского учения, и не уклоняйтесь по распутиям новизны ни направо, ни налево от царского пути» 1136 . Но пример самого Карла великого, который в своей придворной церкви ввел в употребление символ Filioque, естественно должен был обессилить значение подобных протестов и дать поддержку и силу этому нововведению, вместе с которым должна была возрастать уверенность и в том, что содержалось под прибавкой Filioque, т. е. что Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Такой именно уверенностью были проникнуты, между прочим, те из франкских монахов (конгрегации масличной горы), которые в 809 году отправились для поклонения святым местам в Иерусалим, где вошли в серьезное столкновение со всем тамошним греческим духовенством по вопросу о исхождении Духа Святого и от Сына. Чувствуя позади себя твердую опору в королевской власти Карла великого, в капелле которого сами слышали Filioque, а также в авторитете римского епископа, которого представляли сторонником короля, они смело высказывались о Святом Духе, что Он исходит и от Сына, и решились с твердостью отстоять правоту этого учения. Но с не меньшей твердостью и решительностью выступили против них иноки и все духовные лица иерусалимской церкви, которые их учение о Святом Духе называли ересью, и ересью такой, хуже которой ничего не может быть, и их самих, наравне со всеми их соотечественниками, разделявшими их мнение, признали еретиками 1137 . Это-то обстоятельство послужило для для франкских монахов поводом обратиться к папе Льву III с жалобой на встреченные ими неприятности в Иерусалиме, а также с просьбой об разъяснении и оправдании их учения о Святом Духе, представление же папой Львом III жалобы и просьбы Карлу великому послужило для последнего поводом к созванию в 809-м же году в Ахене собора, имевшего столь важное и решающее значение по отношению к Filioque, не только для галльской, но и всей западной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

27 Hear. Gunth. Thulemarii Tractatio seu commentaries de aurea Bulla Imperatoris Caroli IV. Anni 1356, edit. Heidelberg 1682 in 4, cap. 3. 28 Судебник Царя Ивана Васильевича, изд. С примеч. Татищ. Моск. 1786, стр. 231 и Продолж. Древн. Росс. Вивлиотики Часть V, изд. С. П. Б. 1789, стр. 244. 29 Ioan. Oirych Szanecki Jctus Polonus de linguae Bohemicae f. Czachicae in Polonia ufu diplomatico et forensic, cum aliis quibusdam notitiis, edit. In Miscellaneis Cracoviensibus, fascic. 11 pag. 105. Шанецкий там приводит в свидетельство грамоты 1593 г. 12 июня 1603 г. 20 октября и 1649 г. 14 ноября. 34 Древняя Р. Вивл., изд. 2, Часть 1, стр. 4 и след. и Продолжение Древ. Росс. Вивлиотики, Ч. III,cmp. 80 и след. 38 Ibid. pag. 272. В Договоре великого князя Святослава с греками в 971 году упомянуто, что славяно-руссы тогда со своей стороны к мирной записи приложили печать. См. Нестерову Летоп. по Кенигсбергскому списку, издан. В С. П. Б. в 1767, стр. 65. 39 Gatterer ibid. Образцы бывших у нас свинцовых печатей частных людей при завещательных и купчих грамотах XIV века, писаных на пергамене, можно видеть в IV части Путешественных записок академика Лепехина стр. 428 и след., а также в Собрании государственных грамот и договоров, изданном на иждив. Его Сиятельства графа Н. П. Румянцева в М. 1812 году, Часть I. 41 Polydor. Virgilii de rerum inuentoribus libr. VIII, cap. 2. Но Гаттерер в Сокращении своей дипломатики, изданном Гертнером pag. 149, употребление золотых печатей приписывает еще константинопольским императорам с Юстиниана I в VI, а из западных императоров первому Карлу Плешивому в IX веке. 44 Описание всех этих княжеских и архиерейских печатей почерпнуто, частью, из Древней Российской Вивлиотики и ее Продолжения, а частью, с самих подлинных печатей. О различии же епархиальных печатей см. особенно Продолжение Др. Росс. Вивлиотики, изданное в С. П. Б. Часть VII, стр. 134 и 158. К тому же, смотри Татищева Росс. Истор. Книгу I, Часть 2, гл. 46. 45 Смотри грамоту, данную Соловецкому монастырю в половине XV века от всего Новгорода, напечат. в Описании Белого моря и во 2й Части Истории Российской Иерархии, стр. 386 и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Сюда относятся многие его постройки, между прочим в Ахене, для украшения которого он перевез дорогие античные колонны из Равенны и Рима, грандиозный план соединения Северного моря с Черным посредством канала между Рейном и Дунаем – работа, к которой Карл уже приступил, но которая была слишком громадна для средств того времени; забота о покровительстве торговли, устройстве путей сообщения и т. д., короче, нет такой области, куда бы не проникал заботливый глаз Карла и где бы он не оставил тех или иных следов своей деятельности. Карл умер 28 января 814 г. в Ахене на 72 году своей жизни. Начиная с тех пор, как Хлодвиг, первый франкский король-христианин, выступил из северо-восточного угла Галлии на завоевание ее юго-восточной части, римское государственное устройство продолжало оставаться для франкских королей идеалом, который они пытались осуществить среди варварских племен на протяжении трех столетий. В монархии Карла Великого этот идеал государственного строя, по-видимому, слился с действительностью. Благодаря войнам Меровингов и первых майордомов королевского рода, к IX в. в середине Европы возникло обширнейшее государство, границы которого были еще далее расширены и укреплены завоевательными предприятиями Карла. После покорения саксов на востоке Европы уже не оставалось ни одного германского племени, которое бы не входило в состав владений этого великого Каролинга. Река Эльба, служившая восточной границей Карловой монархии, обозначала собой предел германского мира и вместе с тем предел западного христианства, так как пространство за Эльбой в то время было занято славянскими народами, остававшимися еще языческими. На Западе Карлу удалось подчинить себе только небольшой северо-восточный уголок Испании, простиравшийся до реки Эбро, отделявшей франкское государство от владения арабов-магометан, завоевавших Испанию в VIII в. Не только римская Галлия, но вся древняя Германия, которой римляне никогда не имели силы овладеть, и верхняя часть Италии с городом Римом во главе к IX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

О молодости Карла почти ничего прочного не известно в истории; ученые до сих пор не смогли точно определить, где именно он родился. Легенда и поэзия имели здесь полный простор пополнять своими вымыслами пробелы исторических известий. Баснословное предание называет Карла сыном тайной любви, рассказывая, что он родился под счастливым созвездием на мельнице в Стефановском имении близ Фрейзинга, воспитывался у мельника под именем его сына, рос в обществе буйных товарищей без всякого образования и присмотра, проводил время в том, что дрался, охотился, скакал верхом. Впрочем, это предание не лишено и некоторого исторического значения: Карл, действительно, был плодом связи его отца Пипина Короткого с Бертрадой или Бертой, дочерью Хариберта, графа Лионского, – плодом, явившимся на свет ранее, чем Пипин и Берта вступили между собой в законный брак. Точно так же и его воспитание не многим должно было отличаться от того, какое нарисовано преданием. Оно состояло из военных, гимнастических упражнений, в верховой езде, охоте и плавании; по словам современного Карлу биографа, в этом последнем искусстве Карл достиг такого совершенства, что, по справедливости, никто не мог превзойти его. Несомненно, что с детства же Карл получил и хорошее религиозное воспитание; при дворе его отца было немало духовных лиц, с которыми Пипин стоял в дружественных, близких связях, да и сам Пипин отличался замечательной привязанностью к Церкви. Религиозность стала выдающейся характерной чертой и его сына, Карла Великого. Начинаясь с колыбели, легенда сопровождает Карла во всей последующей его истории, обвивает своими вымыслами его домашнюю и общественную жизнь, искажает даже внешний вид Карла, представляя его человеком необычайно высокого роста и необычайных физических сил. По счастью, мы имеем здесь исторический портрет Карла, написанный лицом, хорошо его знавшим, его непременным спутником и сотрудником Эгингартом, оставившим нам первую «Жизнь Карла Великого». Прекрасно образованный по тому времени, даже ученый, отлично освоившийся с римской классической литературой и с творениями греческих Отцов Церкви, Эгингарт занимал место министра публичных работ при Карле и был в то же время его личным секретарем, исполнявшим поручения интимного, семейного свойства.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

С 40-х гг. IX в. традиционным становится эпитет «Великий» по отношению к Карлу. В «Деяниях императора Карла Великого» Ноткера Заики, «Анналах о деяниях императора Карла Великого» поэта Сакса ( Poeta Saxo. Annales de gestis Caroli magni imperatoris//MGH. Poet. T. 4. P. 1-71) образ императора имеет уже легендарный, а не исторический характер. Во 2-й пол. XI в. образ К. В. приобретает черты идеального христ. государя, воина, противостоящего мусульманам (как, напр., в «Песни о Роланде»). В XI-XII вв. складывается миф о посещении К. В. Иерусалима. Адемар Шабанский писал о франк. императоре как о покровителе христиан Палестины ( Callahan D. F. Al-Hãkim, Charlemagne, and the Destruction of the Church of Holy Sepulcher in Jerusalem in the Writings of Ademar of Chabannes//The Legend of Charlemagne in the Middle Ages. 2008. P. 41-57). В поэме 1-й пол. XII в. «Паломничество Карла Великого» (Le voyage de Charlemagne à Jérusalem et à Constantinople/Éd. P. Aebischer. Gen., 1965) повествуется о поездке императора и его 12 паладинов в Иерусалим и К-поль. Этому же посвящен трактат кон. XI в. «Описание того, как Карл Великий привез из Константинополя гвоздь и венец Христа» (Descriptio qualiter Karolus Magnus clavum et coronam Domini a Constantinopoli Aquis Grant detulerit// Rauschen G. Die Legende Karls des Grossen im 11. und 12. Jh. Lpz., 1890. S. 45-66). Легенда о т. н. крестовом походе К. В. в Иерусалим и К-поль нашла отражение в изобразительном цикле витражей собора Нотр-Дам в Шартре (нач. XIII в.) и в декоре ахенской раки К. В. (1215). Связь с Иерусалимом и обозначение испан. походов против мавров как крестовых способствовали формированию образа К. В.- покровителя крестоносного движения. В средневек. европ. лит-ре К. В. описывался как великий законодатель. В «Императорской хронике», написанной в XII в. в Регенсбурге, К. В. представлен справедливым правителем, уделявшим особое внимание составлению и исполнению законов. В XIII в. «Саксонское зерцало» рассматривалось как свод законов, изданный К.

http://pravenc.ru/text/Карл Великий.html

Ключевую роль в этом браке сыграл дядя обоих молодоженов свежеиспеченный король Бельгии Леопольд I. Возможно, что органы таких надгосударственных структур примата политики над экономикой как НАТО и Европейский Союз расположены в Королевстве Бельгия не только по причине лучшей в Европе бельгийской кухни. Но и в память о роли короля Бельгии Леопольда I в установлении политической власти в Великобритании и других странах. С момента образования в Великобритании Саксен-Кобург-Готской династии британские монархи прекратили свою многовековую традицию при назначении премьер-министров регулярно игнорировать точку зрения парламента. Поэтому 1840 год считается датой основания в Англии власти политики над государством и экономикой. Молодая политическая власть Великобритании нуждалась в собственной идеологии и заказала ее разработку молодым журналистам Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу. Еще в 1836 году сторонники примата политики над экономикой создали во Франции тайное общество «Союз отверженных». Его было бы правильно назвать «Союз сторонников примата политики над экономикой, отверженных в Соединенных Штатах Америки». Это было связано с тем, что в 1836 году Конгресс США не продлил частному Второму банку Соединенных Штатов лицензию на эмиссию необеспеченных денег. Этот банк на 100% принадлежал приверженцами примата политики над экономикой и имел такую лицензию в 1816-1836 годах. Ранее такой лицензией в 1791-1811 годах обладал Первый банк Соединенных Штатов, который на 80% контролировался группой сторонников примата политики над экономикой, а на 20% принадлежал самим Соединенным Штатам Америки. Христиане-протестанты в Конгрессе США дважды в 1811 и в 1836 годах отказывались продлевать лицензии частным банкам приверженцев примата политики над экономикой. Дело в том, что для христиан-протестантов, создавших США и долгое время составлявших большинство населения США, экономика всегда стоит на первом месте. Джек Лондон писал, что это были «люди с широкой душой, простыми мыслями и зоркими глазами, близкие к природе».

http://ruskline.ru/opp/2022/10/28/kultur...

Будучи в команде Карла Великого, Альбиний основывает монастырский центр в Павии, а Клементий отправляется в Париж где учреждает первую в этом городе школу, став ее духовником и ректором. Это, кстати, дает право считать именно его, ирландского монаха эпохи Каролингского Возрождения, первым основателем Парижского Университета . Затем Клементий был приглашен возглавить школу в Туре, вместо стареющего Алкуина, главного деятеля Каролингского Возрождения. Кстати изобилие ирландцев при дворе Карла, которые даже Алкуина смогли «подвинуть», изрядно раздражало последнего. Он часто жаловался Карлу на ежедневно увеличивающееся влияние ирландцев при дворцовой школе и устраивал им всякие каверзы . Жизнь ирландских эмигрантов была непростой. Всякий был готов посмеяться над их бездомностью, как например испанец Теодульф в своем «Послании королю». Правда и ирландцы не лезли за словом в карман и отвечали соперникам упреками в их дурной Латыни и невежеств. Но Карла, похоже, не волновали эти дрязги. Идея Ренессанса позволяла существовать под одной имперской крышей самым разным культурам и традициям. V Снова Рим золотой возродился для мира Можно по-разному относиться к Каролингскому Ренессансу. Можно отрицать саму возможность применения этого термина к эпохе Карла Великого . Можно преувеличивать его значение . Безусловно, понятие «Каролингское Возрождение» принадлежит к числу самых спорных в истории европейской культуры. Ведь принято считать, что главное в «Возрождении» это светский антицерковный дух, обращение за образцами к языческой античности, к демосфеновским Афинам и цицероновскому Риму. В этом свете, конечно же, о «Каролингском Возрождении» говорить невозможно. «Дух» латинской культуры каролингской эпохи оставался христианским, глубоко церковным во всех своих основаниях. Однако если прямо посмотреть, то в самом термине «возрождение» или «ренессанс» никаких указаний на антицерковный дух не содержится. «Возрождение» означает просто резкий культурный подъем после некоторого культурного упадка, подъем, при котором культура обращается в поисках образцов к предшествующей эпохе.

http://bogoslov.ru/article/312950

Ведь раньше власти короля франков подчинялись только та часть Галлии, что лежит между Рейном, Легером и [Атлантическим] океаном к Бале-арскому морю; часть Германии, населенная франками, называемыми восточными, что располагается между Саксонией и [реками] Данубием, Рейном и Салой, которая разделяет туринов и сорабов; кроме того, власть королевства франков распространялась на аламанов и баваров. Карл же подчинил в упомянутых войнах сначала Аквитанию 64 , Васконию и весь хребет Пиренейских гор вплоть до реки Ибер 65 , которая начинается у наваров и рассекает плодороднейшие поля Испании, вливаясь в Балеарское море под стенами города Дертосы 66 . Затем он присоединил всю Италию, протянувшуюся на тысячу и [даже] более миль от Августы Претории до южной Калабрии 67 , где, как известно, сходятся границы греков и беневентцев. Потом он присоединил Саксонию, которая является немалой частью Германии и, как полагают, вдвое шире той ее части, что населена франками, хотя, возможно, и равна ей по длине; после того и ту и другую Паннонию 68 , Дакию, расположенную по ту сторону Данубия, а также Истрию, Либурнию и Далмакию, за исключением приморских городов, которыми вследствие дружбы и заключенного союза Карл разрешил владеть константинопольскому императору. Наконец, он так усмирил все варварские и дикие народы, что населяют Германию между реками Рейном, Висулой, а также океаном и Данубием (народы те почти схожи по языку, но сильно отличаются обычаями и внешностью), что сделал их данниками. Среди последних самые замечательные [народы]: велатабы, сора-бы, ободриты, богемцы; с ними Карл сражался в войне, а остальных, число которых гораздо больше, он принял в подчинение [без боя] 69 . 16. Славу своего правления он приумножил также благодаря завязанной дружбе с некоторыми королями и народами. Альфонса, короля Галисии и Астурии, он связал столь близким союзом, что тот, когда посылал к Карлу письма 70 или послов, приказывал называть себя не иначе, как «принадлежащим королю». Он приобрел такое расположение королей скоттов 71 , плененных его щедростью, что те называли его не иначе, как господином, а себя – его подданными и рабами.

http://azbyka.ru/otechnik/6/jizn_karla_v...

В то время как растянувшееся войско [Карла] двигалось длинной цепью, как то обусловили характер места и теснин, баски, устроив засаду на самой вершине горы – ибо место, подходящее для устройства засады, находится в густых лесах, которых там великое множество – напав сверху, сбросили в лежащую ниже долину арьергард обоза и тех, кто шел в самом конце отряда и оберегал впереди идущих с тыла. Затеяв сражение, баски перебили всех до последнего и разграбили обоз, а затем под защитой уже наступившей ночи, скрыв самое существенное [из украденного], поспешно рассеялись в разные стороны. В этом деле баскам помогла и легкость вооружения и характер местности, в которой происходило дело; напротив, тяжелое вооружение, и пересеченность места сделали [франков] во всем неравными баскам. В этом сражении со многими другими погибли стольник Эггихард, дворцовый управляющий Ансельм и Руодланд 47 , префект Бретонской марки. И до настоящего времени невозможно было отомстить за содеянное 48 , поскольку совершив сие, враг так рассеялся, что даже не осталось и слуха, где и среди каких племен их можно найти 49 . 10. Карл покорил и бриттов, которые жили на Западе, на одной из окраин Галлии, на берегу океана, и не повиновались его приказам. Послав к ним войско, он заставил их выдать заложников и пообещать, что они выполнят то, что он им прикажет (786 г.) 50 . После этого Карл с войском вновь вторгся в Италию и, пройдя через Рим, напал на Капую – город Кампании. Расположив там лагерь, он стал грозить войной беневентцам (786 – 787 г.), если те не сдадутся 51 – Арагис, их герцог, упредил войну, послав навстречу королю своих сыновей Румольда и Гримольда с большими дарами. Он предложил Карлу принять сыновей в качестве заложников, а сам обещал, что вместе со своим народом выполнит [любой] приказ, исключая то, что его обяжут предстать перед взором короля. Король же после того обратил больше внимания на выгоду для народа, чем на несгибаемость [герцога]. Он принял предложенных ему заложников и согласился в виде большого одолжения не заставлять Арагиса предстать перед ним.

http://azbyka.ru/otechnik/6/jizn_karla_v...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010