Сохранилось свидетельство о пребывании о. Никона в Бельгии, куда он приехал на короткое время. Причина этой поездки неизвестна, но она наделала переполоху среди соратников митрополита Евлогия (Георгиевского). Вот что архиепископ Александр (Немоловский) пишет митрополиту в письме от 2 июня 1933 года: «Чтобы окончательно не потерять церковную общину в Антверпене, я назначил Бож. Литургию на день Св. Тройцы [так!], ибо в Антверпене поселился иеромонах Никон (Штрадман [так!]), и нам необходимо спешить». Опасаться владыке было нечего: скоро «страшный» иеромонах навсегда покинул мир. Но в Антверпене у афонского монаха на долгие годы остались друзья, которые помнили его и навещали на Афоне. А вот что пишет о появлении о. Никона в Антверпене современный исследователь: «Итак, уже второй карловацкий” священник прибыл в те майские дни 1933 г. в Антверпен, намного старше и опытнее молодого Иннокентия и к тому же заметная фигура: о. Никон (Н.Н. Штрандтман) († 1963) был в миру полковником лейб-гвардии 4-го Стрелкового Императорской Фамилии полка и адъютантом одного из Великих князей, участвовал еще в Русско-японской войне, а его старший брат был последним царским послом в Сербии. О силе личности иеромонаха Никона и его возможном огромном влиянии на русских антверпенцев говорит и то, что вскоре он принял схиму на Афоне и лет 30 прожил там, в пещере, высеченной в скале» . Скоро, в 1935–1936 году, он переезжает на Афон, что видно из его греческого паспорта . Паспорт о. Никона Об о. Никоне хочется сказать словами архимандрита Херувима, живого свидетеля подвигов старца. Простите за длинную цитату, но мало, наверно, найдется тех, кто не прослезится, читая об этом маленьком эпизоде: «Затем я пошел в исихастирион русского аскета Никона. Открылась дверь, и показалась эта замечательная личность. Он первый сделал поклон и что-то сказал по-русски. Я слушал его, ничего не понимая, смотрел на него и поражался. Вот, – думал я, – небесный человек, который находится еще на земле! Сколько раз хотелось бы нам повстречаться в жизни с такими людьми! Я верю, что самое черствое, самое напоенное мирскими помыслами сердце не может остаться не взволнованным и безразличным перед величием, которое являют дикость места и покой, безмятежность этих людей: оно открывает, смягчает, умиляет...

http://pravoslavie.ru/115842.html

Расскажу о себе лично, о своей тяге на родину. Это желание и мысль у меня сложились давно, сразу после Карловацкого собора. Я тогда почувствовал себя чужим для эмиграции. В 1924 году я рад был бы, если б чехи отправили меня не в Сербию, а в Россию. Потом начались церковные споры между Антонием и Евлогием, это еще сильней увеличило мою тягу " домой " , прочь от этих бесконечных групповых политических дрязг. Я через одного знакомого решил связаться с торгпредством в Париже. Кажется, тогда во главе его был Раковский. Оттуда передали мне, чтобы я заполнил анкету, где одним из пунктов было осуждение " белого движения " . Я отказался от этого и просил передать следующее; - Могу написать лишь о своем признании советской власти, а в церковном отношении буду подчиняться митрополиту Сергию. Все это дело велось с тайного согласия моего начальника по Богословскому институту митрополита Евлогия. - Я и сам бы поехал в Россию, - сказал он мне уныло, когда я предупредил его о желании моем начать эти хлопоты. Торгпредство согласилось на мои условия и телеграфно снеслось с московским правительством. Оттуда через три дня пришел ответ: дать советскую визу для въезда на родину. И мне предложено было явиться к шести часам вечера уже лично в торгпредство и подписать там нужные документы. Но в двенадцать часов дня митрополит Евлогий с нарочным присылает мне письмо, где пишет (приблизительно): " Дорогой Владыка! Именем Божиим умоляю Вас: откажитесь от поездки в Россию. Слухи об этом как-то проникли уже в ряды эмиграции и вызывают лишь большой соблазн, что архиерей едет в Советскую Россию. Оставайтесь здесь, а мы Вам найдем более важный пост. Прошу ответ дать по телефону " . Меня не интересовал " новый пост " , но упоминание имени Бога - вот что остановило мое внимание. Подумав, я пошел к телефону и сказал о согласии своем. Закрыв трубку, я невольно разрыдался, вышел в институтский сад и так четверть часа гулял со слезами. А перед вечером сообщил по телефону о своем отказе. - Почему? - спросили у меня.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но поэт всю жизнь боролся в нем с социалистом, а поэт–Пеги не желал возложить на себя никакой дисциплины. Его творчество было бурным, стихийным самораскрытием, «мутной рекой, несущей золотой песок» (Сегюр). К религии Пеги подошел, как поэт, а не как социальный революционер. При всех глубоких корнях ее, она осталась для него «личным делом», хотя он и избрал для политического выражения ее национальную героиню Франции. Есть глубокая связь между общественной активностью и потребностью в догмате. Вся ортодоксальность современной французской молодежи покоится на ее активизме. Активизм Пеги еще не до конца переродился религиозно, или, что одно и то же, религиозность его не созрела до общественного подвига. Между двумя половинами его души трещина зияла до конца. Он не перешел рубежа поколений, а остался на том берегу, с Бергсоном против Фомы Аквинского. Зарубежная церковная смута 32 Здесь не место пересказывать всем известные факты, и еще не время подводить итоги. События развертываются, еще не все церковные организации и члены Церкви определили, как требует этого церковный долг, свое место в этой борьбе, и трудно предсказывать ее дальнейшее течение. Но многое уже выяснилось, и об этом выяснившемся хочется сказать несколько слов. Прежде всего несомненно, что удар, замышленный в Карловцах и нанесенный митрополиту Евлогию, не удался. Подавляющее большинство его паствы остались верны ему, как ставленнику Св. патриарха Тихона, воплощающему в себе единство с Российской Церковью. Так как дело шло о церковном перевороте, и нападение исходило из Карловцев, то неудача его, сохранение status quo является уже поражением для зачинателей распри. Они добились только откола незначительного меньшинства в епархии Митрополита Западно–европейских Церквей, — меньшинства, которое организуется в отдельные приходы. Факт этого раскола очень прискорбен, даже мучителен для церковного сознания, но самая ничтожность его свидетельствует о крепости «евлогианской» — скажем точнее, «тихоновской» зарубежной Церкви. Знаменательно то, что карловацкие громы не встретили сочувствия даже в Балканских странах, в резиденциях самих карловацких иерархов. По–видимому, массы верующих и там смущены этим ничем не мотивированным нападением, и только иерархическое послушание удерживает большинство их от явного выражения протеста. За группами и течениями зарубежной Церкви уже выявилось церковное общественное мнение, голос народный, а этот голос, еще не достаточно громкий, говорит все же не в пользу балканских владык.

http://predanie.ru/book/219978-stati-192...

   При изъятии церковного достояния в 1414 случаях власть прибегала к оружию, в итоге награбленное составило: 33 пуда золота, 24 тысячи пудов серебра и несколько тысяч драгоценных камней.    Уже в марте начались допросы Патриарха Тихона, его вызвали в ГПУ на Лубянку и дали под расписку прочесть официальное уведомление о том, что правительство «требует от гражданина Белавина как от ответственного руководителя всей иерархии определенного и публичного определения своего отношения к контрреволюционному заговору, во главе коего стоит подчиненная ему иерархия».    В следующий раз Патриарха допрашивали начальник 6-го отделения секретного отдела Тучков, начальник секретного отдела Самсонов, Красиков, Агранов и сам Менжинский. На требование Красикова отдать все церковные ценности, за исключением самого необходимого, Патриарх ответил: «Все? Никогда!» Самсонов потребовал принять меры по отношению к священникам, которые выступили против изъятия церковных ценностей, но Патриарх ответил, что ему неизвестны их фамилии, и конкретных сведений об этих случаях он не имеет. В особенно трудное положение ставили Патриарха вопросы, касавшиеся действий Карловацкого церковного центра. Менжинский предложил Святейшему пригласить митрополитов Антония (Храповицкого) и Евлогия (Георгиевского) в Москву и потребовать объяснений по поводу появления опубликованного ими обращения монархического содержания. «Разве они поедут сюда?» — не без иронии ответил на это предложение святитель.    По всей стране начались процессы, на которых священнослужители и миряне обвинялись в сопротивлении проведению в жизнь декрета об изъятии церковных ценностей. По указанию Ленина к смертной казни приговорены были верующие, арестованные в Шуе. В Смоленске трибунал приговорил к расстрелу Залесского, Мясоедова, Пивоварова и Демидова. 6 апреля в «Правде» появилось письмо двенадцати петроградских священников, среди них — В. Красницкого, А. Введенского, Е. Белкова, А. Боярского, с обвинениями своих собратьев и архипастырей в равнодушии к голодающим и в контрреволюционных замыслах, от которых они публично отмежевывались.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

2 . В последние 20 лет, в связи с открытием для исследователей большинства государственных и церковных архивов выросла объективность исторических трудов, были исследованы многие «белые пятна» в истории отношений советской власти, Московской Патриархии и РПЦЗ. В то же время доступ во многие ведомственные архивы остается для исследователей закрытым или ограниченным. 3 . В указанный период произошли существенные изменения исторической мысли в отношении РПЦЗ – большинство исследователей перешло от крайних политизированных оценок к выработке общих, научно обоснованных позиций. 4 . Часто оценка историков зависит от субъективной вовлеченности в существо проблемы, юрисдикционной принадлежности и идеологических взглядов, которые они исповедуют. 5 . Большинство исследователей сходятся во мнении, что взаимоотношения Московской Патриархии и русской православной эмиграции были обусловлены политикой советской власти по уничтожению Церкви в России, а в дальнейшем – стремлением использовать ее в своих внешнеполитических целях. 6 . Можно выделить несколько периодов применения различной тактики советского государства по отношению к Церкви: курс на полное уничтожение, попытки создать параллельное марионеточное руководство Церковью, попытка давления на Патриарха Тихона и начало переговоров, легализация Церкви при митрополите Сергии, «новый курс» И. Сталина – особая политическая модель церковно-государственных отношений. 958 Сулацков А.А. Пишут письма провокаторы: (критические заметки об истории и идеологии карловацкого раскола). Алма-Ата, 1973; Руденко А.И. Миссия русской эмиграции. М., 1977; Гордиенко Н.С., Комаров П.М. Обреченные: о русской эмигрантской псевдоцеркви. Л., 1988; Гордиенко Н.С., Комаров П.М., Курочкин П.К. Политиканы от религии: Правда о «русской зарубежной церкви». М., 1975. 959 Гордиенко Н.С., Комаров П.М., Курочкин П.К. Указ. соч. С. 6; Гордиенко Н.С., Комаров П.М. Указ. соч. С. 14. 960 Гордиенко Н.С., Комаров П.М., Курочкин П.К. Указ. соч. С. 43; Гордиенко Н.С., Комаров П.М. Указ. соч. С. 36.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1909 О древности см. Puchta, Institut. III, 233 fg; Zacharia, Geschichte des gr.-rom. Rechts. § 35 fg. Об Авчтрии см. в наст, время §§ 577–600 свода гражд. зак.; Сербии – §§ 429–448 свода гражд. законов; Румынии §§ 738–758 молдав, гражд. св. зак. 1910 Антиох. соб. кан. 24 и толкование Зонары и льсамона 22 кан. IV Всел. собора (Аф. Синт., II, 268–289). 1913 Относительно Австрии ср. декреты 27 ноября 1807 г. и 16 сент. 1824 г. Карловацкой митрополии – § 18 декларатория. В Сербии, когда епископ умрет без завещания, то оставшееся после него имущество, после уплаты расходов по его погребению и за недостающие вещи в епископии, делится на три части, из которых одна отдается высшей духовной власти для распределения ее на церкви и монастыри, другая – главному школьному фонду, а третья передается родственникам умершего; но если их нет, то и она, подобно первым двум, раздается церквам и школьным фондам (указ 10 мaja 1847 г., напечат. в 476 § свода гражд. законов королевства. Изд. 1884 г. стр. 218–212). 1917 Ср. синтагму Властаря К, 12 (Аф. Синт., VI, 324). В Греции и Румынии и в настоящее время в главном имеют значение в этом отношении предписания византийского законодательства (Zacharia, Geschichte des gr-röm. Rechta. § 32). В Австрии (§ 760 свода гражд. законов) и Сербии (§ 530 св. гражд. зак.) имущество, в которому нет наследников, переходить в собственность государства. 1919 Nov. Justin. 131, с. 12 (Basuluc. V, 3, 13). На основании lex Falcidia b позднейшего римского права (Digest. XXXV, 2, 1. Instit. Justin, II, 22 pr.). Поручение может иметь силу только тогда, когда законным наследником сохранится хотя четвертая часть всего оставшегося, а потому, если поручатель определил иначе, наследник имеет право отобрать из каждой препорученной суммы (legata) сколько ему приходится на четвертую часть наследства (quarta Falcidia). 1921 Instit. Justin. Ш, 28; § 7, IV, 6; § 23. Cf. Coll, const. eccles., lib. II (Voeilli et Justelli Biblioth. jur. can. II, 1309). 1924 Ср. об этом в новелле (между 776 и 780 г.) императоров Льва и Константина в Zacharia Jus gr.-rom. III, 52 и Аф. Синт., V, 243.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Правовые и идейные основы «независимого государства Хорватия» были довольно близки корпоративной системе фашистской Италии, однако в политике его руководства проявились такие специфические особенности, как экстремистский шовинизм и клерикализм. Созданное усташами правительство, стремясь создать «этнически чистое государство», приняло антисербское и антиеврейское законодательство, которое ориентировалось на нацистскую политику в отношении евреев. Так 30 апреля был принят закон «О чистоте арийской крови и чести хорватского народа». Уже 24–25 апреля хорватские власти выпустили указы о запрещении употребления кириллического шрифта и обложении Сербской Патриархии социальным налогом. 8–10 мая сербы в Загребе были выселены из центра города на окраины (в отведенные ранее евреям кварталы, то есть в гетто), им запретили выходить из жилищ после 6 часов вечера. В мае были распущены все еврейские организации, появились указы, запрещавшие смешанные браки, наем «арийской» и хорватской прислуги, был введен отличительный знак, почти все евреи оказались уволены с государственной службы, их собственность конфисковали. Однако некоторые крещеные евреи и лица, которые внесли ценный вклад в «арийское дело», получили звание «почетных арийцев». 3 июня были закрыты все православные школы и детские сады; 26 июня сербам приказали носить на рукаве голубые повязки с литерой «Р» (сокращенно от pravoslavac – православный), вскоре после этого сербам и евреям запретили ездить в общественном транспорте; 18 июля термин «сербская православная вера» оказался запрещен и заменен на «греко-восточную веру»; 9 августа запретили совершение церковных обрядов в «греко-восточных» храмах; 20 сентября 1941 г. была конфискована собственность православной Белгородско-Карловацкой митрополии; законом от 4 апреля 1942 г. всем православным запретили употреблять в церковной жизни юлианский календарь; сербские имена заменяли на хорватские и т.д. С целью разрушения единой церковной организации православным общинам еще летом 1941 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ветхозаветная экзегеза у сербов . Конец XVIII века и начало XIX века было временем национального пробуждения и освободительных войн в Сербии, как и на Балканах вообще. Это было одновременно и время скрещивания различных духовных влияний и течений, которые через Европу доходили и до нас. Особенно это относится к окрестностям Карловацкой митрополии, а несколько позднее – и к освобожденной Сербии. Сербские земли в это время из-за политической раздробленности находились под различными духовными влияниями. Ближе к югу все еще ощущалось сильное влияние Святой Горы и средневековых преданий периода правления Неманичей, заботливо сохраненных прежде всего в монастырях. После переселения в области за Савой и Дунаем из-за подверженности западной культуре, общественному и интеллектуальному влиянию постепенно происходили значительные изменения во всех областях народной жизни и, естественно, в области богословской мысли. Эти влияния, часто насильно навязанные, смягчались постоянным стремлением сохранить православие, духовными и церковными связями с православной Россией, а также переводами с греческого языка. Но когда мы говорим об этих связях конца XVIII века и всего XIX века с православной Россией и с православными грекоязычных территорий, обычно забывается тот факт, что в то время и греки, и русские были подвержены тем же влияниям. Целью первых работ по Ветхому Завету этого времени было народное просвещение. Здесь еще не говорится об экзегезе в прямом смысле слова, но в основном – о свободных переводах или упрощенно пересказанных для народа ветхозаветных событиях. Так, например, мы встречаемся со свободно переведенной повестью о Иудифи, которая отсекла мечом голову Олоферну (Буда, 1808). Пересказ этого библейского текста принадлежит Гавриилу Ковачевичу. Очень популярной была и Жертва Авраама , которую перевел с греческого языка В. Ракич. Милован Видакович пересказал Юного Товия (Буда, 1825) и Историю о прекрасном Иосифе . В общем, Буда в это время была значительным сербским культурным центром (здесь в 1804 году напечатана Славянская Библия ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

1411 См. напр. ст. I устава русских духовных консисторий 1863 г. или §§ 2 и 3 Буковинского консисторского устава 1869 г. 1412 Напр. ст. 12 закона 1852 г. в Греции, ст. 280 устава русских консисторий; чл. 103 закона о церковных властях 1890 года в Сербии и ст. 21 закона 1872 года о православной церкви в Румынии. 1415 Ст. 9 канонизма о епископах. Как суд по гражданским делам православных христиан, это учреждение называется обыкновенно Δημορεροντα. 1416 Эти советы существуют на основании древних привилегий, признанных еще султаном Магометом II за его православными подданными. Ср. упомянутое исследование (Хр. Чт. 1861 г. II, 12) о состоянии Константинопольской церкви за первые 150 лет после занятия Константинополя турками. 1419 См. устав дух. учил. 1884 г. § 17–23. Ср. Казан. епарх. извест. 1842 19 и 20. Подобно этому и в болгарских епархиях бывают годовые «священнически събрания» под председательством епархиального епископа или его заместителя, на которых обсуждаются все потребности известной епархии (ст. 5 II отд. дополнения экзархийского устава). 1424 См. стр. 292 а также мои «Дocmojahcmba», стр. 49–58. «Должность периодевта была подобна тем, которые означаются именованиями благочинного и миссионера» ныне читаем в схолии книги правил на 57 кан. Лаод. собора. 1426 Κεκωλυμνον π τν καννων εστν, πισκπους γνεσθαι ες βραχεας πλεις κα κμας, κα δι τοτο χειροτνουν ες τατας πρεσβυτρους, γουν πρωτοπαπδας κα χωρεπισκπους. Толкование Вальсамона на 10 кан. Антиох. соб. (Аф. Синт., III, 142). 1427 Относительно Русск. церкви см. ст. 63 устава консисторий 1383 г.; церкви Сербск. королевства – п. 20 чл. 27 закона о церковных властях 1890 года; Румынии – ст. 24 закона 1872 г.; Буковинско-Далматинской митрополии – §§ 17 и 45 конс. уставов. В Болгарском экзархате «архиерейски наместник» поставляется епархиальным епископом и утверждается в должности правительством (чл. 57), а в Карловацкой (рескрипты 1868 г. § 68, II) и Сибинской митрополиях (§ 50 орган, устава 1869 г.) «окружных протопресвитеров» избирают представители клира и народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Однако, сербы сумели успешно противостоять этому плану. Вплоть до ликвидации Печи Патриаршей в 1776 году Карловацкая митрополия оставалась составной частью Печи Патриаршей. После её ликвидации сербские епархии в Турции переходят под юрисдикцию Фанара, в результате чего церковная организация теряет национальные атрибуты (за исключением, разве что, уровня приходов), естественно, полностью исчезает роль лаиков. Напротив, в Карловацкой митрополии роль мирян усиливается. И остаются на таком уровне вплоть до ликвидации митрополии путём вхождения её в единую СПЦ, сформированную в процессе создания Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (позже переименованного в Королевство Югославию). В Карловацкой митрополии сербы смогли сохранить свою веру и национальность в большой степени благодаря связям с императорской Россией, о чём подробно писал историк Мита Костич. П.В.Тихомиров: Перейдём к Далматинской епархии. Зоран Чворович: На пространстве, которое находилось под властью Венеции (Далмация и Бока Которская) была сформирована отдельная церковная организация. Вплоть до краха Венецианской Республики сербы на этом пространстве были подвержены самым грубым формам окатоличивания. Власти Венеции запретили какие бы то ни было церковные связи сербов как с Печью Патриаршей, так и с Россией. Сербский народ бунтует против навязывания унии, а на народных скупщинах, каковой была Беньковацкая 1731 года, защищает веру, отвергает юрисдикцию папских бискупов и запрещает своим священникам сослужить с римокатоликакми. После перехода Далмации под австрийскую власть Далматинская епархия становится составной частью Карловацкой митрополии. Но после разделения Австрии и формирования дуалистических органов управления эта епархия прервала церковно-правовую связь с Карловацкой митрополией (юрисдикция которой распространялась на православные приходы Венгрии), и вошла в состав Буковинской митрополии. Наряду с Далматинской епархией сформирована и Боко-Которская епархия, охватывающая район Дубровника и (находившееся под властью Австрии до 1918 г.) нынешнее черногорское приморье вплоть до г.Бар

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/07/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010