Эпическая сказка была, однако же, не совсем чужда дружинному обществу, но не в себе почерпало оно её начало. Вражда против саксонского племени сближала Нормандцев завоевателей с врагами Саксов, Кельтами, несмотря на то, что кельтский Валлис несравненно более страдал от новых властителей Англии, чем от прежних. Ленивое и сонное воображение пришельцев схватилось за поэтические сказания об эпохе, когда горцы оспаривали у Саксов владение римской провинцией или, как вообще говорится, защищали свободу родины против германских завоевателей. Эти сказания, перестроенные на новый лад в подражание сказкам невстрийской и отчасти австразийской дружины о Карле Великом, составили известный цикл Артура и его круглого стола и мало-помалу сделались общеевропейским достоянием. Лад этих сказок бесспорно уже обличает их переделку франко-норманнскими переводчиками; но основной характер их сохранился и принадлежит несравненно высшему поэтическому настроению. Глубина страсти и нежность, какая-то особенная свежесть чувств, соединённая с простотой, тяжкая скорбь, слышанная даже в самых затейливых и почти весёлых рассказах и постоянно ощущаемая тень трагической судьбы, грозящей этому фантастическому миру, всё это дано кельтской душою языку французскому, а не им создано и не из него почерпнуто. Наконец, в сказании об Сангреале примесь богословской мистики и древнецерковных преданий, связывающихся с ещё древнейшими преданиями о связи, некогда существовавшей между туманной областью Кельто-Кумрийца и жаркими берегами, на которых Семит-Финикиец строил свои торговые столицы, указывает на ту духовную стихию местной свободной церкви, несколько искажённой друидизмом, которую не могла искоренить ни словесная дружина Дунстана, ни железная дружина Вильгельма. За исключением этих займов, сделанных скукой и праздностью замков и королевского двора у народной поэзии Кельта, область слова и мысли у норманнских завоевателей не представляет ничего, кроме бесплодной пустыни. Начало просвещения принадлежало стихии англо-саксонской.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

1613 г. марта 29. Грамота императора Матиаса (с гонцом Денисом Аладьиным), что он склонил Польского и Шведского королей назначить полномочных комисаров для прекращения в России несогласий и мятежей. 1613 г. (?). Посол Размысл об избрании на Московский престол двоюродного брата императора Пилиюша. 1614 г. Гонец Яков Генкель фон Доннерс-Марк (Яков Сингель) с известием о едущем в Москву великом после Индрике Карле Донове, бургграфе. – 18 февраля приехал из Стокгольма на границу. – К Москве не был пропущен, потому что был послан императором к боярам, а не к царю Михаилу. 1614 г. Посол к Московского государства боярам, воеводам и ко всяким людям Индрик Карл Донов, бургграф (не приехал). 1615 г. сентября 20 (приехал в Смоленск) – 3 февраля 1616г. (выехал). – Полномочный посол на съезд под Смоленск русских с поляками Эразм Генделий Рассенштейн (Эразмус Ганделиус). 1619–1637 гг . Hans Cobenzl, envoye extraordinaire – (v. «Annuaire diplomatique 1865»). 1623–1624 (?132) гг. Посланник Якуб Сенчай? 1632 г. февраля 2 в Смоленск, а в конце февраля же в Дорогобуж приехал посол императора Фердинанда II Анатазий Иоргицевский (Екркищеуш, Жорзиус). – Так как он 1)не имел проезжей императорской грамоты и 2)в свите своей держал до 250 поляков, которых не пожелал оставить в Польше, как того требовало Московское правительство. – то к Москве не был пропущен, и из Дорогобужа должен был вернуться обратно в Смоленск (ок. 25 марта). 1655 г. июня 10 – ок. 3 ноября 1656 г . (выехали из Вильны) – Послы Аллегретто де-Аллегретти и Иоган Теодор фон Лорбах поздравить царя Алексея со вступлением на престол, обновить «прежнюю их предков дружбу и любовь» и содействовать царю в заключении мира с поляками. В Москву прибыли 7 октября 1655 года. – В состав посольства входили Франциско Гондола (Ходдор, Холдор), секретарь Яган Франчий, дворецкой Лоренс Куралич (Курелич), посольские люди: Иван Бланк, Мелхор Олпрейтер и Карл Олвир, лекарь Каспар Плюгин, скатерники: Герман Пак, Яган Сконрат Райдель, Марко Симитс, Михайло Грал, Михайло Ессын (Чекин), возница Михель Пимель. Повар Лоренс Залет, скороходы: Яган Христьянус, Томас Хайхиль, Яган Жоржи, Лоренс Елчил, Франц Ленц. – 4 мая отпущены, а 15 мая 1656 года выехали из Москвы в Новгород. 12 июня из Пскова отправились в Полоцк на съезд (прибыли 28 июня), и вручили здесь новые цесарские грамоты (от 28 марта и 10 апреля). Во время переговоров в Полоцке послы подали еще две грамоты императора Фердинанда от 25 июля и 25 августа (=июля?) 1656 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Встреча св. плащаницы и мощей сщмч. Киприана Карфагенского и св. Корнелия в 875 г. в Компьене. Витраж ц. Сен-Жак. XIX в. Встреча св. плащаницы и мощей сщмч. Киприана Карфагенского и св. Корнелия в 875 г. в Компьене. Витраж ц. Сен-Жак. XIX в. Мощи К., как предполагается, были перенесены во Францию при имп. Карле Великом . Сведения об этом сохранились в нескольких источниках, данные которых не полностью согласуются. В Мартирологе Флора Лионского (редакция М, ок. 825) упоминается, что мощи К. и Сциллийских мучеников , а также глава мч. Пантелеимона были перенесены из Африки во Францию и хранились в соборной ц. св. Иоанна Крестителя в Лионе ( Quentin. 1908. P. 348, 384, 508). Более подробно об этом сообщается в стихотворении «Rector magnificus», написанном при Лионском архиеп. Агобарде (816-840), вероятно также диак. Флором . Имп. Карл Великий направил послов к правителю Востока (Eoum ducem); по пути они посетили разрушенный и почти заброшенный жителями Карфаген. Побывав в городских храмах, послы обнаружили, что гробница К. находится в небрежении. Уговорив хранителей (edituis) отдать им святыню, послы открыли саркофаг и достали кости К., обернули их в ткань и положили в ларец. Затем франки забрали мощи мучеников Сперата и Пантелеимона и отплыли на родину. Первоначально святыни хранились в Арле, но затем Лионский архиеп. Лейдрад (797/8-816) уговорил императора отдать ему мощи и поместил их в кафедральном соборе. Стихотворение завершается похвалой мученикам и молитвой о жителях Лиона, прежде всего об архиеп. Агобарде, который прославил К. и почтил его память (qui nomen, meritum, tuumque festum/dictis extulit et honore compsit - Flori Lugdunensis Carmina. 13//MGH. Poet. T. 2. P. 544-545). Диак. Флору приписывается также стихотворная надпись на гробнице мучеников в Лионе (Hac locuples) о том, что в гробнице покоились перенесенные из Карфагена при Карле Великом мощи К. и Сперата, а также глава мч. Пантелеимона ( Flori Lugdunensis Carmina. 14//Ibid. P. 546). В Хронике Адона Вьеннского (ок.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

Честное тело святителя Христова было перенесено ночью со свечами и приличным пением на частное кладбище некоего прокуратора Макровия Кандидиана, и здесь предано погребению. Впоследствии, при короле Карле Великом, мощи священномученика Киприана были перенесены во Францию, в город Арль, а при короле Карле Лысом — в город Компьень, в монастырь святого Корнелия. Нечестивые же мучители не остались без наказания; в скором времени их постиг справедливый суд Божий. Спустя несколько дней после мученической кончины святого Киприана, по суду Божию, изъят был из числа живых проконсул Галерий Максим. Император же Валерий, преследовавший с жестокостью христиан, потерпел жестокое поражение в войне с персами и погиб в темнице, будучи захвачен врагами. Святой Киприан оставил после себя весьма много сочинений, в которых он раскрывал как вероучительные, так и нравоучительные истины. Большая часть их состоит из писем (всего Киприаном написано около 80 писем); кроме того, Киприан написал много отдельных трактатов или сочинений. Предметами сочинений его были: пастыри Церкви и девственники, страждущие и падшие, язычники и иудеи, еретики и расколоучители. Для пастырей Церкви Киприаном написана «Книга о ревности и зависти» — плод истинно-апостольского духа — с постановлениями о том, как надобно поступать для мира и пользы Церкви. Для девственников — «Книга о поведении девственниц». Любовь к страждущим побудила святого Киприана написать три замечательные сочинения: «О высоте терпения», «О милосердии» и «О смертности». «Книга о падших» содержит в себе назидательные рассуждения о покаянии. К числу защитительных сочинений святого Киприана, в которых он отстаивал христианство против нападков язычников, принадлежат «Книга к Деметриану» и «О тщете идолов». «Три книги свидетельств против иудеев» заключают в себе род краткого начертания веры и деятельности христианской и обличение упорствовавших иудеев. В обличение ересей и расколов Киприаном написана «Книга о единстве Церкви» и «Книга к Донату о крещении». В сочинении «К Фортунату: об увещании к мученичеству» Киприан призывает всех вообще христиан к твердости духа при перенесении гонений. Святой Киприан оставил много и иных славных писаний. По замечанию блаженного Иеронима, писания Киприана были известнее самого солнца; из его творений отцы ефесского и халкидонского Вселенских соборов приводили свидетельства для защищения веры христианской от нападков еретиков и для обличения их неправомыслия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

С конца 70-х гг. VIII в. в Саксонии начинаются восстания против франков. Карл Великий жестоко подавлял восстания саксов. Тысячи восставших были казнены, но даже после этого свободолюбивые саксы не утратили стремления к независимости. Волнения продолжались. Тогда Карл I идет по другому пути: он щедро подкупает саксонскую знать. В 785 г. один из главных вождей восставших, саксонский герцог Видукинд, изменяет восставшим и переходит на сторону Карла I. В XX в. фашистская историография возведет Видукинда в ранг национального героя Германии. Последнее восстание саксов произошло в нач. IX в. Основными его силами были рядовые саксы. Восстание закончилось неудачей. В тот же период Карл I воюет с полабскими славянами (славянами, жившими по реке Лабе, на территории современной Польши). Несколько славянских племен (лютичей, лужичан) Карл I обложил данью. Карл I поставил в зависимость от франков сильное Аварское царство на среднем Дунае. При Карле I окончательно было завоевано Баварское королевство на Верхнем Дунае, которое ранее платило франкам дань, и то нерегулярно. Карл Великий присоединил к империи Каринтию и хорватские земли на северо-востоке Балканского полуострова. В результате завоеваний Карла Великого и его паладинов границы Франкского государства стали необозримы. На западе владения Карла I начинались от Пиренеев, Атлантического океана, а на востоке заканчивались Дунаем и Адриатическим морем. Северная граница проходила по побережьям Немецкого, Северного и Балтийского морей, на юге империя простиралась до Южной Италии. Папство при Карле Великом находилось от него в вассальной зависимости. Обширность и значимость созданной империи приводила Карла I и его советников к мысли о перемене королевского титула на императорский. В 800 г., во время пребывания в Риме, 25 декабря на Рождество в соборе св. Петра, во время торжественного молебна Карл I был коронован папой Львом III как «император римлян» – именно в такой форме был зафиксирован документально его новый титул. Коронование Карла I как «императора римлян» после того, как ни Римской империи, ни римлян уже не существовало, свидетельствует о том, как сильна была в IX в. идея Римской государственности, римской традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иисус был во всех отношениях самым человечным из людей и – более, чем человечным. «Невозможно ничего прибавить к чуду, величию и любви, исходящим от Иисуса», – говорил Чаннинг. «Одним словом, – пишет А.М.Фэрбэрн в своей «Философии христианской религии», – Иисус был Божеством, явленным в человеке, в определённый исторический период. Эта идея поразительна сама по себе, и становится ещё более поразительной, поскольку таким чудесным образом была воплощена в жизни конкретного Человека. На свете ещё не было идеи более высокой...» Его жизнь была святой. Его слово – истинным, и весь Его характер был воплощением Истины. Никогда не было в мире более истинного, более подлинного человека, чем Иисус из Назарета. По мнению У.Р.Грегга, «Иисус был одной из тех редких одарённых натур, – причём наиболее совершенной из них – у которых чистота и полная гармония ума и совести обеспечивают ясность зрения, подымающуюся почти до пророческих высот». В истории не было ещё столь благородной жизни, в которой было бы так мало земного, местного, преходящего; которая служила бы столь высоким и всеобщим целям. Джон Янг в книге «Христос истории» задаёт следующий вопрос: «...Как получилось, что из всех людей лишь Он поднялся до духовного совершенства? Если Бог сделал это для укрепления благочестия и добродетели на земле однажды, то Он мог сделать то же самое и в другие времена, в других обстоятельствах. Иными словами, если бы Иисус был только человеком, то в последующие века мы встречали бы других, подобных Ему, и призванных исправлять, учить и оживлять мир. Но Господь этого не сделал...» «Мы инстинктивно отделяем Христа от других людей, – отмечает Карнеги Симпсон. – Встречая Его имя в каком-нибудь списке выдающихся личностей, рядом с Конфуцием и Гёте, мы чувствуем, что нарушается здесь не столько религия, сколько справедливость. Иисус не принадлежит к выдающимся мировым деятелям. Можно говорить об Александре Великом (Македонском), о Карле Великом, о Наполеоне Великом, если угодно... но не о Христе. Христос – не Великий. Он – Единственный. Он – просто Иисус. К этому нечего добавить... Он выходит за рамки любого анализа. Он низвергает наши каноны человеческой природы. Он выше всякой критики. Он заставляет наш дух благоговеть».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

В галло–испанской традиции в 6–7 вв. были попытки ограничить употребление гимнов за богослужением в пользу библейских текстов и гимнов Амвросия и Илария 1104 . Однако в испанской традиции известно более 200 гимнов (в основном – святым) доисламской эпохи, написанных в амброзианском стиле. Их авторы – Исидор Севильский , Браулио Сарагосский (ум. ок. 651), Евгений III Толедский (ум. 646), Квирик Барселонский (ум. 666). В Ирландии древнейший литургический гимн приписывается Секундину (ум. 448). Гимн Audite, omnes amantes Deum («Услышьте, все любящие Бога») посвящен св. Патрику. К той же эпохе относится анонимный причастен (communio) Sancti venite – «Грядите, святые». Известно также 5 гимнов Колумбы (ум. 597), в т.ч. Altus prosator – «Великий Творец», который в Новое время был воспринят как пророчество об открытии Нового Света, гимны Колумбана (ум. 615), Ультана (ум. 656) и др. В эпоху Каролингов западная литургия – месса (состоящая из постоянных частей, называемых ординарием, а также чтений и песнопений, изменяемых в зависимости от литургического дня и называемых прдприем) интерполирует некоторые свои основные составляющие – Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Agnus Dei, облеченные в гимническую форму. Эти дополнения получили название тропов 1105 и просуществовали до 16 в. 1106 К 8–9 вв. относится литургическое творчество Беды Достопочтенного (его Liber hymnorum утрачена, из нее сохранились лишь 13 гимнов; Беде принадлежат также Libellus ргесит, содержащая молитвы в подражание Псалтири; нелитургические гимны о Судном дне и о девстве 1107 и трактат De arte metrica – «О метрическом искусстве», имевший важное значение для развития латинской гимнографии); монтекассинского монаха Павла Варнефрида, или Диакона, историка лангобардов, написавшего сапфической строфой гимн на праздник Иоанна Крестителя Ut queant laxix resonare fibris – образец духовной лирики своего времени, и гимн на Успение Богородицы Quis possit amplo famine praepotens (ныне его авторство оспаривается); аббата Алкуина Турского, придворного ученого при Карле Великом, который написал sequentia (аллилуиарий – гимн между чтением Апостола и Евангелия на мессе, с припевом «аллилуиа») архангелу Михаилу; Павлина Аквилейского, которому принадлежат 9 гимнов, в т.ч. Felix per omnes festum mundi cardines на память апостолов Петра и Павла с его рефреном:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именно так смогло папство направиться к духовной гегемонии над христианским миром. Причины именно здесь, а не в апокрифическом Константиновом даре. По недавним работам (Левильяка), документ этот составлен около 754 года, когда Стефан II готовился посетить Галлию. Основан он на истинном факте: перенеся столицу в Византию из Рима, Константин подарил папам Латеранский дворец. По легенде же, он подарил весь Рим, Италию и Запад Европы. Такого документа в архивах не было, и его составили заново. В него верили в течение всех Средних веков. Опирались папы на так называемые «ложные декреталии». Согласно изысканиям Поля Фурнье, они составлены, скорее всего, между 848 и 852годами. Здесь папам первых веков, от которых почти не осталось документов, приписывается много декреталий. В них тоже верили, но на них папы Средних веков ссылались редко. Выводы 1).На заре IX века и политическая и религиозная власть над Западом принадлежит императору. В конце и та и другая принадлежат папе. 2). Это стало возможным, потому что духовное и светское не четко размечались в те времена. 3). Поэтому, когда Людовик Благочестивый не выполнил миссии, завещанной его отцом, папа и епископы осудили его и взяли эту миссию в свои руки. Приложение 1 Христианская обрядность при Карле Великом. До этой поры в разных краях была большая разница в служении литургии. Пипин и Карл Великий решили это унифицировать. Они выписали из Рима богослужебные книги и на своей огромной территории ввели римский обычай. Однако молитвы, которые священник читает перед алтарем вначале, чтобы собраться и очиститься, были франкского происхождения. Рим принял их и распространил повсюду. Кроме того, папа и император насадили повсюду григорианское пение. 2 . Об отречении Людовика Благочестивого. Это покаяние не нужно отождествлять с тем, которое позже, в 1076 г., папа Григорий VII наложил на короля Германии Генриха IV, и вот почему: а). В 833 году главная роль принадлежала не папе, а епископам. б). Съезд в Номпьене не был церковным собором. Там присутствовали и знать, и народ («universus popuius»).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

Но в приведенных словах Никифора Каллиста говорится, очевидно, лишь о торжественном, официальном признании праздника Успения, совершившимся, таким образом, в конце VI столетия при Императоре Маврикии († 602), 167 а когда началось чествование этого праздника в отдельных церквах и местностях, это остается совершенно неизвестным. Между тем несомненно, что императорскому указу о повсеместном праздновании Успения должно было предшествовать поместное празднование его, так как подобные официальные указы обычно только подтверждали и узаконяли то, что было замечено уже существующим в жизни. И в самом деле: как мог появиться и чем был вызван императорский указ о праздновании Успения Божией Матери, если бы этот праздник уже не совершался, хотя и не везде и не в одно время? Сверх того, в словах самого Никифора Каллиста есть намек на то, что Успение Божией Матери праздновалось и ранее императорского указа, ибо в них указы Юстина и Маврикия сравниваются (ωστε) с указом Юстиниана, а в указе последнего узаконяются именно повсеместное празднование Сретения – взамен, очевидно, поместного празднования его. И в указе даже самого Маврикия о праздновании Успения Богоматери именно в пятнадцатый день Августа – можно видеть намек, что ранее праздник этот совершался, но только не в определенное время. Действительно, в древнейших коптских святцах уже упоминается о празднике Успения Богоматери, но тогда этот праздник делился на два и праздновалось: 14 – е января – plantus Diminae Mariae (плач о Деве Марии, т.е. воспоминание о смерти Ее), а 15 августа – ascensio (восшествие Ее на небо). 168 В самом Константинополе, по известию Григория Турского , в одном храме уже в VI в. праздновалось Успение, – праздник этот совершался в январе. 169 Торжественное и официальное установление праздника в честь Успения Богоматери на Западе совершилось гораздо позже – при Карле Великом на соборе в Майнце (813 г.), 170 состоявшемся по данному вопросу. Но несомненно, что поместное празднование Успения и на Западе началось гораздо ранее. Относительно празднования Успения Богоматери в IV в. при папе Дамасе свидетельства еще довольно темны, 171 но уже в конце V века он упоминается ясно в святцах папы Геласия и нет оснований предполагать, что это – прибавка позднейшего времени. 172

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

При Карле Великом папы находились по отношению к его империи в таком же положении, в каком были ранее по отношению к Константинополю, а после распада империи (843–870) получили полную независимость 3 . С этого времени и начался непрерывный рост влияния католицизма и его монархического центра – папства. Основная причина здесь была в том, что католическая церковь идеально вписалась в господствующий на Западе феодальный строй. Как институт она была плоть от плоти этого строя, оформляясь организационно параллельно становлению его политической и социальной структуры. Церковная иерархия была полным отражением иерархии светской: подобно тому, как в светском феодальном обществе выстроились разные категории сеньоров и вассалов – от короля (верховного сеньора) до рыцаря, так и члены клира градуировались по феодальным степеням от папы (верховного первосвященника) до приходского кюре. Церковь была крупным феодалом. В разных государствах Западной Европы она владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных, применяя те же методы и приемы, что и светские феодалы. Узурпируя таким образом готовые формы феодального общества, получая от них бесчисленные плоды как организация, церковь – и это было особенно важно – одновременно формировала идеологию феодального общества, ставя своей задачей обоснование закономерности, справедливости и богоугодности этого общества. Для того чтобы внушить народу подобные мысли, католическая церковь с успехом использовала самые различные средства. Громады готических соборов с мрачными сводами и картинами рая и ада на витражах и тимпанах, торжественная служба, сопровождаемая своеобразными театральными представлениями (мистериями), – все это должно было подчинять мысль и волю верующего, ведя в заданном направлении. Этому же служили и церковные таинства, в первую очередь таинство причастия, делившее все общество на «верных сынов церкви» и отщепенцев, «еретиков», первых из которых ожидало райское блаженство, вторых – сожжение живьем в земном мире и вечные муки в загробном.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010