Но иконоборчество было явлением не только церковным, a более — политическим. Политические страсти бурлили. Все это время царила атмосфера дворцовых переворотов и соединенной с ними игры борющихся партийных крайностей. Знамя Константина Копронима все время соблазняло дворцовых переворотчиков. Правительство Ирины во главе с евнухом Ставракием упраздняло одну за другой политические реформы Льва III и Константина V Копронима. Противники Ирины начали вбивать клин вражды между ней и сыном. Повод был острый. Ирина в свое время, нуждаясь в нейтралитете победоносного франкского короля Карла Великого, для более спокойной войны со славянами и сарацинами устроила помолвку своего сына Константина с дочерью Карла Ротрудой. B Риме в 781 г. в присутствии Карла Великого совершено было заочное (для невесты) обручение с ней маленького Константина. Ko двору Карла в Аахен посланы были для Ротруды учителя греческого языка и других наук. Она научилась по-гречески. Шла переписка с Константином. Он был заочно влюблен в Ротруду (по-гречески — «Еритро»). Она уже собиралась ехать в Константинополь. Но Ирина с течением времени потеряла политическую нужду в Карле Великом. Мир с Западом через мир с папой на соборе 787 г. был восстановлен. Ротруда оказалась способной и властной девочкой. Ирина видела, что она будет командовать Константином и внушать ему мысль освободиться от опеки матери. A за молодой царицей придет и влияние на византийский трон самого Карла Великого. Через несколько месяцев после Вселенского собора (в 788 г.) Ирина решила разлучить 18-летнего Константина с невестой и женила его против его воли на армянке Марии, внучке св. Филарета Милостивого. K добру этот брак не повел. Пошли ссоры. Ирина, фактически, устранила сына от дел и этим отдала его сердце в руки заговорщиков. Властолюбивая Ирина на императорских указах ставила свое имя на первом месте. Сын требовал его для себя. По всем этим основаниям сын соблазнился предложенным ему планом свержения матери и ссылки ее в Сицилию. Ставракий вовремя открыл заговор, и Ирина посадила сына под арест, a сама стала ставить на государственных актах только свое имя. Но в армии еще жили иконоборческие настроения и желание превратить поссорившегося с матерью Константина VI в нового Константина Копронима. Спустя несколько месяцев по многим военным округам империи (фемам) прокатилась волна бунтов, провозглашавших Константина VI единодержавным. Ирина вынуждена была освободить сына и стала бессильной зрительницей того, как Ставракий и ее приближенные с обритыми головами отправлялись в ссылку. Константин был воцарен, a Ирина устранена от дел и помещена на жительство во дворец, носивший по иронии судьбы название Ελευθερα.

http://sedmitza.ru/lib/text/435410/

в VI-VII вв. Б. называли любое, особенно земельное, пожалование, к-рое из-за связанных с ним преимуществ и выгод являлось «благодеянием» для его получателя. Как правило, он не должен был нести службу за это пожалование, выплачивая незначительную денежную сумму (чинш) или не платя ее вовсе. Нек-рые Б. предоставлялись на основе прекарного договора (см. ст. Прекарий ). В VIII в. франк. майордом Карл Мартелл провел т. н. бенефициарную реформу, имевшую целью создание конной армии и формирование в противовес крупным независимым магнатам слоя вассалов, ставших опорой центральной власти. За выполнение военной и адм. службы и с целью снабдить вассалов средствами для вооружения в их условное пожизненное пользование передавались сначала конфискованные у мятежных магнатов земли, а когда они иссякали - церковные угодья. Такой Б., пожалованный майордомом или королем из церковного имущества, помимо обязательства нести военную службу облагался чиншом, т. к. рассматривался одновременно и как прекарный договор между вассалом и Церковью, у к-рой он был заимствован. При франк. кор. Пипине Коротком , императорах Карле Великом , Людовике Благочестивом и Карле Лысом в VIII-IX вв. понятие «Б.» все прочнее стало связываться с вассальной службой. При передаче земли в качестве Б., к-рый мог охватывать одно или неск. поместий или неск. крестьянских наделов - мансов, доходы с нее шли в пользу вассала, но господин сохранял за собой право собственности. В случае смерти вассала Б. возвращался первоначальному владельцу или его наследникам. Если наследник вассала хотел получить его Б. или сам бенефициарий хотел пользоваться им после смерти сеньора, требовалось возобновление пожалования. При нарушении вассалом взятых на себя обязательств, совершении преступления, разорении хозяйства бенефициария сеньор мог лишить его Б. На протяжении IX в. Б. постепенно превращается из пожизненного держания в наследственное, т. е. в лен или феод - наследственное условное держание, сочетающееся с обязанностью несения военной службы. Церковный Б.

http://pravenc.ru/text/78076.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АХЕН АХЕН [Нем. Aachen; лат. Aquae Granni, Aquisgrani; франц. Aix-la-Chapelle, Экс-ла-Шапель], самый зап. город в Германии (земля Сев. Рейн-Вестфалия); паломнический центр. В ср. века один из центров империи Каролингов и Римско-Германской империи , место коронации герм. королей. История В I в. по Р. Х. А.- небольшое рим. поселение с термами возле горячих сероводородных и соляных источников, посвященных кельт. божеству Гранну (отсюда и лат. название). В 60-х гг. VIII в. кор. франков Пипин Короткий основал здесь королевскую резиденцию (пфальц) с купальней и капеллой. Расцвета своего А. достиг при его сыне франк. кор. и имп. Карле Великом (768-814). Из-за важного стратегического положения во Франкской империи и благодаря горячим источникам А. становится одним из наиболее посещаемых пфальцев, а в последний период правления Карла - фактически его единственной резиденцией, расположенной в дворцовом комплексе с придворной капеллой (capella Palatina) и мон-рем, посвященными св. Деве Марии. Этот комплекс представлял собой один из значительных архитектурных ансамблей периода раннего средневековья, имел большое культурно-идеологическое значение как воплощение имперской идеи. Завершение его строительства ок. 800 г. совпало с коронацией Карла Великого императором в Риме. В придворной капелле св. Девы Марии он короновал своего сына Людовика Благочестивого в соимператоры (813), там же имп. Карл был похоронен в день своей смерти (28 янв. 814). Все это определило сохранение за А. (и особенно за капеллой с мон-рем) функции важнейшего имперского политического и религ. центра даже после смерти франк. имп. Лотаря II (869), когда пфальц перестал быть одной из основных резиденций Каролингов. Ахенская капелла. VIII–XVII вв. Ахенская капелла. VIII–XVII вв. При первых герм. правителях Саксонской династии имперская традиция Карла Великого была возрождена. В 936 г. в А. был провозглашен королем Оттон I , и это положило начало многовековому обычаю в Германии получать корону (т.

http://pravenc.ru/text/77174.html

Апостольский подвиг святых братьев Кирилла и Мефодия История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.Ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: Потребность в учителях для Великой Моравии В 863 г. князь Великой Моравии святой Ростислав направил посланников в Константинополь к императору Михаилу III с просьбой, чтобы тот прислал в его страну проповедников Евангелия, знающих славянский язык. Дело в том, что в IX веке большая часть мораван, чехов и словаков поменяла языческую религию на веру во Христа. Миссионеры приходили на земли славян в основном из королевства восточных франков и совершали богослужение на непонятной местному народу и плохо понимаемой самими германоязычными священниками латыни. Еще при Карле Великом в Вюрцбургской епархии, западная часть которой была населена славянами, для тех из них, кто уже принял крещение и кого еще предстояло крестить, «выстроено было 14 новых церквей» . Будучи еще королем Баварии, Людовик Немецкий в 829 г. включил Моравию в епархию с кафедрой в Пассау. В 831 г. епископ Пассау Регинар крестил князя Моймира, после чего началось массовое крещение мораван священниками, прибывшими в основном из Баварии. «Втягивая славянские земли в свою церковную организацию, немецкое духовенство втягивало их и в политическую зависимость от Германии и ее государей… По поводу, например, …неисправного платежа церковной дани немецкое духовенство не прочь было искать суда и управы у своих немецких, а не славянских властей» . Поэтому сменивший Моймира князь Ростислав, недовольный прогерманской ориентацией пришлого духовенства, изгнанного им из Великой Моравии восвояси, обратился через направленных в Рим посланников к папе Николаю с просьбой о том, чтобы он направил в его страну учителей, которые бы могли подготовить к священству благочестивых христиан из славяноязычных мораван, словаков или чехов, но в этом ему было отказано папой, приверженцем учения о пресловутом триязычии, что, мол, богослужение можно совершать лишь на тех языках, на которых была по приказу Пилата сделана надпись на Голгофском кресте «Иисус Назарей Царь Иудейский» (Ин 19, 19): еврейском, греческом и латинском, что служило предлогом для монополии латыни в богослужении на Западе. Папа опасался, что славяноязычные священники станут служить по-славянски или, что считалось еще более опасным, введут в своих церквах византийский обряд.

http://pravoslavie.ru/150773.html

Западная Европа глазами православного паломника Какие Православные святыни можно увидеть в Западной Европе? Всем известна Святая Земля, Греция, но при чем здесь Западный мир? 5 марта, 2011 Какие Православные святыни можно увидеть в Западной Европе? Всем известна Святая Земля, Греция, но при чем здесь Западный мир? — Какие Православные святыни можно увидеть в Западной Европе? Перед чем там можно молиться? Всем известна Святая Земля, Греция, но при чем здесь Западный мир? — Этот вопрос часто задают россияне, в том числе и воцерковленные, когда слышат о паломничествах по Западной Европе. Люди забывают, что у нас и западных христиан совместная тысячелетняя история до раскола Церкви 1054 года, а соответственно и общие святыни и святые. Просто внимательно нужно смотреть в наш церковный Православный календарь — там это все отражено. Поэтому многое относится именно к тому периоду. А еще многое вывезено с православного Востока во время Крестовых походов. К примеру, в печально известном IV Крестовом походе 1204 года крестоносцы захватили Константинополь, а там находилось огромное количество святынь, которые затем и оказались на Западе. Именно так на территории Западной Европы появились: Терновый Венец Спасителя, Глава (вернее, лицевая часть) святого Пророка и Крестителя Иоанна, Туринская Плащаница. Некоторые святыни, оказались в Западной Европе в качестве благочестивых даров Константинополя и Рима варварским королевствам, которые совершались для укрепления их в вере Христовой. Множество святынь пришло в Европу при Карле Великом, когда король утверждал в вере Христовой империю франков. Нужно сказать, что Карл не только создавал империю, но и проводил христианскую миссию среди саксов и других варварских народов. Именно в первое тысячелетие истории еще не разделенной Церкви устанавливаются древнейшие паломнические пути. Один из самых известных на сегодняшний день – это путь святого апостола Иакова к его мощам в Сантьяго–де–Кампостелла в Испании. Первые паломнические путеводители XII-XV вв.. можно назвать самыми настоящими инструкциями для паломников. Кроме того, в них рассказывается, как, например, бичуются лодочники, которые бессовестно обирают людей, желающих переправится через реку. Поэтому история, традиции паломничества складываются достаточно давно. А само понимание паломничества, как образа духовного подвига относится к первым векам христианства.

http://pravmir.ru/palomnichestva-po-zapa...

Рис. 1. Воскресение Иисуса Христа. XII в. Миниатюра. Музей Гетти «Воскресение Иисуса Христа» (Анастасис) (рис. 1) и «Сошествие во ад» – два разных образа, возникшие в разных культурах – византийской и латинской, не связанные друг с другом ни своей историей, ни иконографией . Образ «Воскресение Иисуса Христа» возникает в Византии до VI в. Образ «Сошествие во ад» появляется в IX веке (сначала – в составе иллюстрации «Апостольского кредо», и лишь после разделения Церквей – как самостоятельный образ (рис. 2)). Место действия этих двух образов различно. Действие Анастасис совершается в горнем мире, это момент Воскресения Христа, Его торжества над смертью, полная победа над адом и диаволом, возвращение человеку рая. Все действие в «Сошествии во ад» происходит в преисподней, в которую входит и которую лишь только собирается разрушить Спаситель. Как могли эти два столь разных изображения быть ассоциированы между собой? Ответ на этот вопрос можно найти в истории искусства XVI–XVII вв., когда на Руси становятся сильны западноевропейские влияния. Рис. 2. Сошествие во ад. Миниатюра Винчестерской псалтири. Британская библиотека. А именно, когда иконописцы начинают использовать западноевропейские гравюры в качестве образцов для создания новых икон. На Руси появляются протестантские альбомы гравюр и иллюстрированные Библии. В момент конфронтации с католичеством в протестантизме в очередной раз обращаются к «Апостольскому символу веры» – именно он представлен на протестантских гравюрах. Этот символ веры, несмотря на название, более поздний, чем Никео-Константинопольский, и получает особое значение при Карле Великом, в IX веке. Рис. 3. Восстание от гроба. Гравюра из Евангельского цикла «Библии Пискатора» История иллюстрации символа веры в западноевропейском искусстве – отдельная сложная тема, которой не будем касаться здесь . Отметим лишь, что она прошла сложную и длительную эволюцию. Наиболее длительный период каждый догмат, названный в Кредо, иллюстрировался отдельно, был представлен на отдельной миниатюре. В XVI в. сложилась тенденция объединять все догматы, названные в определенном члене Символа, в один образ. Объединяются на одной гравюре «Благовещение» и «Рождество»; или «Распятие» и «Положение во гроб», названные в одной формуле. Так, на гравюре к пятой формуле объединяются «Сошествие во ад» и «Восстание от гроба» (западноевропейский образ Воскресения, не характерный для византийского и древнерусского искусства).

http://pravoslavie.ru/146010.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОРИЙ АКВИТАНСКИЙ [лат. Victorius Aquitanus], хронист, ученый-пасхалист (компутист) сер. V в. О его жизни ничего неизвестно; по-видимому, он был священнослужителем; Геннадий Марсельский упоминает его в соч. «О церковных писателях» как «тщательного вычислителя» (calculator scrupulosus - De scriptoribus ecclesiasticis. 89//PL. 58. Col. 1111). Ок. 457 г. В. А. составил в ответ на вопросы рим. архидиак. (буд. папы) Илария сочинение о принципах вычисления даты Пасхи, известное под заглавием «Пасхальный ход» (cursus paschalis), приложив к нему пасхальную таблицу. Сохранились извлечения (excerpta) из этого труда под заглавием «О пасхалии и рождении четырнадцатой луны» (De paschali et nativitate decimae quartae Lunae); их авторство, как и арифметический трактат В. А. «Книга исчисления» (Liber calculi), в средневек. рукописях обычно приписывается Беде Достопочтенному . Принципы исчисления Пасхи В. А., основанные на применении 19-летнего лунного цикла, ок. 465 г. были приняты Римской Церковью вместо менее точного 84-летнего лунно-солнечного цикла. В VI в. в Риме на смену пасхалии В. А. пришла александрийская пасхалия, получившая распространение на Западе благодаря трудам Дионисия Малого . С пасхалистическими принципами В. А. полемизировали Виктор Капуанский, Беда и Колумбан. Тем не менее пасхалия В. А. продолжала употребляться в королевстве франков; в 541 г. ее одобрил Собор галльского духовенства в Аврелиане (совр. Орлеан), в VII-VIII вв. она распространилась на подвластную франкам территорию Германии и лишь при Карле Великом была вытеснена рим. пасхалией Дионисия Малого. Геннадий Марсельский упоминает, что В. А. составил также хронологические таблицы событий от сотворения мира. Этими таблицами пользовались при составлении своих Хроник Проспер Тиро Аквитанский и Кассиодор . Возможно, В. А. также принадлежит соч. «Пролог Пасхи» (Prologus paschae). Соч.: Cursus Pachalis//PLS. 3. Col. 381-426; Prologus paschae//Ibid. Col. 427-441; Liber calculi//PL. 90. Col. 677 [Пс.-Беда]; De paschali//Ibid. Col. 712 [Пс.-Беда]. Лит.: CPL, N 2282-2283; Schwartz E. Christliche und jüdische Ostertafeln. B., 1905. Nendeln, 1970r. P. 427-441; Jones Ch. W. Bedae Pseudepigrapha. L., 1939. P. 53. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/158570.html

72 Монастыри, получая обширные участки, должны были обрабатывать и заселять их, в Паннонии нижнеалтайский монастырь имел большую поземельную собственность. Государи и частные лица привлекали со всех сторон колонистов, жертвуя им земли с разными льготами. Граф Герольд, брат жены Карла Великого, назначенный префектом Баварии, был также светским начальником всей провинции на восток от неё. 73 Ему поручено было и внутреннее управление и защита новоприобретенной земли. После его смерти, в 799 г., власть его была разделена между многими лицами. 74 Для защиты пограничной земли от враждебных нападений соседей со времени Карла Великого получили происхождение пограничные графства. 75 Сообразно с условиями, в которых находились к Франкам соседние народы, с их численностью и важностью места в военном отношении, пограничные графы пользовались обширною или ограниченною властью, имели в своем распоряжении большее или меньшее количество войска. Определенный округ на границе с неприятельскою землею получал особенное устройство и название марки (Limes). Маркой в собственном смысле первоначально называлась область, отнятая у неприятеля, снабженная крепостями, военными гарнизонами и составлявшая передовой пост для наблюдений за врагом. Равно и целая страна, завоеванная оружием, получала название марки и военное устройство. Земля вокруг крепости отдавалась свободным поселенцам с обязательством нести военную службу; при благоприятных условиях марка распространялась новыми захватами земли и укреплениями. Управление каждой маркой и прилежащим к ней округом поселенцев поручалось доверенному лицу, с титулом маркграфа, 76 позднее маркгерцога. Земли на восток от Баварии образовали при Карле Великом и его преемниках три марки: восточную или аварскую, из которой потом произошло княжество ракузское, хорутанскую и словенскую, последняя состояла из нынешней Крайны, части Хорутании и Стирии; первые две марки потом были присоединены к баварскому, а последняя к фурлянскому воеводству. От времени Карла до Людовика немецкого восточный край (marca orientalis) постоянно отличался от Баварии и назывался в современных памятниках различными именами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

II Ad fontes История знает несколько попыток под кодовым названием «restauratio imperii» . И одна из них имела место при значительном влиянии ирландского монашества и культурного наследия христианской Ирландии. Речь идет о Renovatio Imperii Romanorum эпохи Карла Великого (742 - 814), процессе, больше известного как «Каролингское Возрождение» или «Каролингский Ренессанс» . В Рождество Христово 800 года, в тот самый момент, когда Карл Великий король Франков приклонил свои колени в соборе святого Петра чтобы послушать проповедь Папы Льва III, последний «внезапно», как пишут источники, подошел к благочестивому королю и возложил на его голову диадему при всенародном восклицании: «Carolo, augusto a Deo coronato magno et pacifico imperatore, vita et victoria!» , т.е. «Карлу, великому императору и миротворцу, августу, коронованному от Бога: жизнь и победа!». Этим самым было положено официальное начало новой Римской империи, во главе с христианским императором всего Латинского Запада. Все те судьбоносные для Европы перемены, которые Карл Великий начал в 782 году при своем дворе в Аахене, в этот день Рождества Христова 800 года короновались вместе с его головой. Что же произошло за эти долгие 18 лет? Существенные перемены коснулись всех уголков общественного устройства. Было дано новое направление не только для политической и культурной, но и религиозной жизни. Карл стремился возродить величие Древнего Рима в новом, франкском обличии. В этом стремлении он обращается к достижениям поздней античности. При нем по всей империи организовываются монастырские школы для клира, к королевскому двору привлекаются образованные деятели. Своим капитулярием от 802 года он предписывает даже обязательное образование для мирян. Значительного развития достигают историография, литература, архитектура, изобразительное искусство. Например, миниатюры каролингской эпохи, сохранившиеся в большом количестве, самое значительное и поразительное явление в ее художественном наследии. При Карле Великом складывается то понимание изобразительного искусства, которое станет классическим для всего средневековья: искусство - книга для некнижных. В его указах читаем: «живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг». Таким образом, живописи надлежало обрести более развитый изобразительно-повествовательный характер.

http://bogoslov.ru/article/312950

В настоящее время общепризнано, что день кончины его – 7 января 312 года, хотя в прошлом иногда называлось 7 января 313 года. Православная Церковь празднует мученическую кончину святого Лукиана 15 октября 941 . Согласно Житию, император «повелел бросить тело мученика в море; слуги так и сделали: привязав камень к многострадальному телу святого Лукиана, они бросили его в морскую пучину, и оно оставалось в море тридцать дней. После сего мученик явился одному из своих учеников, по имени Гликерий, повелевая ему идти на морской берег и, взяв тело его, предать погребению. Гликерий пошел с другими христианами на берег искать тело святого; и вот они увидали в море дельфинов, несших на себе нетленное тело мученика; подплыв к берегу, они положили его на сухом месте. Тогда верующие с радостию взяли тело святого мученика и похоронили с честию. Много лет спустя святая равноапостольная царица Елена, мать Константина Великого , построила над гробом святого мученика Лукиана церковь во славу Богу, в Троице Единому». Храм этот был построен в городе Дрепанум (в Вифинии), получившем впоследствии название Еленополь. Этот храм, просуществовавший еще долгое время (о нем упоминает еще Прокопий), стал центром почитания святого Лукиана. Однако позднее, при Карле Великом, мощи его были перенесены во Францию, в город Арль. Глава II. Сочинения святого Лукиана Судя по древним свидетельствам, литературная деятельность святого Лукиана не была особенно активной. Блаженный Иероним, один из главных наших источников, характеризует его в этом плане так: «Муж красноречивейший, пресвитер Антиохийской церкви, столько потрудился в изучении Священного Писания, что некоторые списки книг Священного Писания доселе называются Лукиановскими. Известны его небольшие книги о вере и краткие послания к некоторым лицам» (О знам. мужах, 77) 942 . В «Лексиконе» Свиды и в Житии говорится только о посланиях святого Лукиана, а в «Пасхальной хронике» приводится небольшой фрагмент одного из таких посланий, где сообщается о мученической кончине епископа Анфима. В настоящее время можно с определенной долей вероятности констатировать три сочинения (помимо писем), которые достаточно устойчиво ассоциируются с именем святого Лукиана. 1. Символ веры

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010