1917. Кн. 1. Отд. 2. С. 1-50; Еремин И. П. Карион Истомин//История рус. лит-ры. М.; Л., 1948. Т. 2. Ч. 2. С. 355-360; Панченко А. М. Придворные вирши 80-х гг. XVII ст.//ТОДРЛ. 1965. Т. 21. С. 65-73; он же. Рус. стихотворная культура XVII в. Л., 1973; Агаркова Р. К. Спорные вопросы биографии Кариона Истомина//УЗ Душанбинского гос. пед. ин-та им. Т. Г. Шевченко. 1967. Т. 51. Сер. филол. Вып. 19: Языкознание и литературоведение. С. 100-116; Боннер А. Две книги-гравюры: «Букварь» Кариона Истомина и «Книга, именуемая Брюсовский календарь»: (Из собр. редких книг Науч. б-ки Иркутского гос. ун-та)//Ангара. Иркутск, 1970. 6. С. 155-160; Чума А. А. Ян Амос Коменский и рус. школа: (До 70-х гг. XVIII в.). Bratislava, 1970. С. 21-23; Стихотворения, романсы, поэмы и драматические сочинения, XVII - 1-я треть XIX в./Сост.: И. Ф. Мартынов. Л., 1980. С. 9-10. (Описание РО БАН; Т. 4. Вып. 2); D bski J. Z obserwacji nad spucizn poetyck Kariona Istomina//Zeszyty naukowe uniwersytetu Jagiellonskiego. 1979. T. 526: Prace historycznoliterackie. S. 35-48; idem. Twórczo rosyjskich sylabistów i tradycje literackie. Wrocaw, 1983. Zesz. 37; Судаков Г. В. Лицевой букварь Кариона Истомина//Рус. речь. 1981. 6. С. 55-59; он же. Букварь Кариона Истомина - идеографический словарь XVII в.//Теория и практика рус. ист. лексикографии: [Сб.]. М., 1984. С. 113-123; Немировский Е. Л. Стихотворец и педагог Карион Истомин//Рус. речь. 1985. 5. С. 102-109; Мошкова Л. В. Букварь Кариона Истомина 1694 г.: Проблемы типологии//Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики: [Сб.]. М., 1986. С. 140-146; Блюм А. В. Книга и книжники в рус. лит-ре кон. XVII - нач. XVIII в.: Две атрибуции//Федоровские чт., 1982. М., 1987. С. 203-205; Иванова Ж. Н. Автографы Кариона Истомина в списках первого рус. иллюстрированного букваря//Вопросы славяно-рус. палеографии, кодикологии, эпиграфики. М., 1987. С. 41-45; Богданов А. П. Естественнонаучные представления в стихах Кариона Истомина//Естественнонаучные представления Др.

http://pravenc.ru/text/1681053.html

И. Николаев, Т. С. Царькова. СПб., 1998. С. 55-58. (Новая б-ка поэта); Авдеев А. Г. Стихотворный элогий Кариона Истомина, посвящ. вел. кнг. св. Евдокии, в иночестве Евфросинии//ВЦИ. 2008. 4(12). С. 131-134. Букварь: Букварь славенороссийских писмен. М., 1694; Букварь языка славенска. М., 1696; Берх В. Н. Букварь Кариона Истомина 1691 г.//Сев. архив. 1822. Ч. 4. 19. С. 3-27; Ровинский Д. А. Рус. народные картинки. СПб., 1881. Кн. 2. С. 483-503; Кн. 4. С. 514-517; он же. Мат-лы для рус. иконографии. СПб., 1890. Вып. 7, 9; Тарабрин И. М. Лицевой букварь Кариона Истомина//Древности. М., 1916. Т. 25. Табл. XV-LIII (отд. отт.: М., 1916); Букварь, составлен Карионом Истоминым, гравирован Леонтием Буниным, отпечатан в 1694 г. в Москве: [Факс. воспроизв. экз., хранящегося в РНБ]/Вступ. ст.: В. И. Лукьяненко, М. А. Алексеева. Л., 1981. Лит.: Новиков Н. И. Опыт ист. словаря о российских писателях. СПб., 1772. С. 71-72; Евгений. Словарь. 1827 2. Т. 1. С. 318-320; Строев. Словарь. С. 163-165; Филарет (Гумилевский). Обзор. С. 267; Браиловский С. Н. Карион Истомин: Жизнь его и сочинения//ЧОЛДП. 1889. Апр. С. 346-374; Май. С. 439-464; Июнь. С. 538-592; он же. К биографии Кариона Истомина//ЖМНП. 1891. Ч. 276. 8. С. 434-437; он же. Заметки по лит-ре переходного времени. 2: К биографии Федора Поликарпова и Кариона Истомина//Там же. 1903. Ч. 346. 3. С. 187-188; он же. К вопросу о лит. деятельности рус. писателей XVII ст., носивших имя Карион//ИОРЯС. 1909. Т. 14. Кн. 1. С. 12-58; Викторов А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Сев. России. СПб., 1890. С. 22, 167-168, 227, 250, 267-268, 278; Георгиевский В. Флорищева пуст.: Ист.-археол. описание с рисунками. Вязники, 1896. С. 166-171, 199-200, 248-251, 259-260; ОДДС. 1901. Т. 10: 1730 г. Прил. 7. Стб. 989-994; Попов А. В. Карион Истомин//ПБЭ. 1907. Т. 8. Стб. 623-633; Никольский А. И. Описание рукописей, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. СПб., 1910. Т. 2. Вып. 2. С. 534-540; Шемшурин А. А. О гравированном и рукописных лицевых букварях Кариона Истомина//ЧОИДР.

http://pravenc.ru/text/1681053.html

К Афанасию Холмогорскому вполне приложимо то понятие, которое мы составили об авторе «Увета духовного», рассмотревши его содержание. Но с другой стороны, принимая во внимание краткость времени, употребленное на составление «Увета духовного», трудно предполагать, чтобы Афанасий мог написать его один; естественне предположить, что ему в его работе помогали другие лица, например, справщики печатного двора. Государево жалование на 190 год было выдано следующим лицам: главному начальнику печатного двора Симеону, архиепископу сибирскому и тобольскому; справщикам – Иосифу Белому, монаху Мардарию Ханыкову; чтецам-иеродиаконам – Феофану и Кариону; писцам – Флорке Герасимову и Дмитрейке Федорову 19 . Вначале 1682 года из состава печатного двора выбыл справщик монах Мардарий; на его место справщиком был назначен 4 марта бывший прежде чтецом иеродиакон Карион Истомин, а в чтецы на место Кариона поступил монах Аарон. Согласно с этими изменениями и жалование на 191 год было выдано следующим лицам: архиепископу Симеону, справщикам – старцу Иосифу Белому и иеродиакону Кариону Истомину, чтецам иеродиакону Феофану и монаху Аарону, писцу Герасиму Федорову 20 . Таким образом, около времени составления и печатания «Увета духовного» 5 июля – 20 сентября справщиками на печатном дворе были старец Иосиф Белый и иеродиакон Карион Истомин. Участие Кариона Истомина в составлении или, по крайней мере, исправлении «Увета» – несомненно. В некоторых местах рукописи «Увета» (типограф. библиотеки) добавления несомненно писаны им, Карионом Истоминым (л.л. 21 40 и в других местах). Ergo Карион Истомин принимал деятельное участие при издании «Увета». Вероятно, он и был справщиком этой книги при ее печатании. Относительно участия другого справщика старца Иосифа в издании «Увета» мы не имеем никаких сведений; вероятнее всего, что на нем лежала справка других печатавшихся в то время книг и что, следовательно, он не принимал никакого участия в составлении и издании «Увета». Таким образом, по нашему предположению, «Увет духовный» составлен архиепископом Афанасием Холмогорским при ближайшим участии справщика печатного двора иеродиакона Кариона Истомина. Что касается участия патриарха Иоакима в этом деле, то ему принадлежало высшее наблюдение за составлением и печатанием «Увета». Кому принадлежала мысль издать «Увет» – неизвестно; может быть и патриарху Иоакиму. Когда же «Увет» был написан, то, по всей вероятности, еще до печатания был прочитан патриархом Иоакимом и одобрен им к печати; быть может даже что-либо было и изменено вследствии замечаний патриарха. Впрочем, обо всем этом мы не имеем никаких сведений; все это только предположения ни больше, ни меньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Последнее десятилетие XVII в. было для Кариона временем наибольших успехов. Он был первым московским поэтом, и по положению, и по таланту. Выделялся он и на педагогическом по прище: в 1694 г. Карион издал цельногравированный Букварь, а в 1696 – наборный. Эти педагоги ческие сочинения были написаны и с намерением добиться места учителя царевича Алексея Петро вича, рождение которого Карион приветствовал несколькими сочинениями. Co смертью патриарха Адриана в 1700 г. успешная карьера Кариона окончилась. В 1701 г. его место на Печатном дворе занял по указу Петра I Федор Поликарпов. Карион до самой своей смерти, случившейся 15 мая 1722 г., продолжал писать, но его активность резко снизилась, к тому же его оттесняли на второй план литературные деятели нового типа, которые больше соответ ствовали духу эпохи реформ. 1053 Домострой. – Это воспитательное руководство написано Карионом в январе 1696 г., во время работы над Букварем и другими педагогическими трудами. Печатается по автографу: ГИМ, Чудовское собр., 302, л.49–50. 1089 Стихи воспоминати смерть приветством.. – Печатается по кн.: Букварь Кариона Истомина. M., 1696. JI. 72–75. 1097 Дариев, Поров, Александров темских. – Среди знаменитых «царей земских» назван и Пор, царь Индии, побежденный Александром Македонским. 1104 Сладкая беседа ко Христу Богу. – Цикл стихотворных подписей Кариона Истомина к гравюрам, который включен в книгу «Боговидная любовь» – переработку Карионом Истоминым русского перевода XVI в. «О видении Христа» из «Книги святого Августина». Датиру ется концом апреля–началом мая 1682 г. Печатается по подносной рукописи конца XVII в.: БАН, П I A 73 (16.7.19), л.9–18. 1134 Эпитафия Π.Т.Семенникову. – Карион Истомин написал в XVII в., вероятно, больше всех эпитафий («надгробных надписей»): в его рукописях встречаются эпитафии царице Наталье Кирилловне, патриархам, дьякам и подьячим, торговым людям и пр. Возможно, что многие эпитафии писались по заказу. О публикуемой эпитафии этого сказать нельзя. Π.Т.Семенников-Зеркальников еще в середине XVII в. учился в школе известного мецената Ф.М.Ртищева, и именно он ездил в 1649 г. в Киев за Епифанием Славинецким и другими «киевскими старцами», за тем он много лет был дьяком Патриаршего приказа. Он известен также и как составитель рукопис ного славяно-польско-латинского словаря (1659). Автограф эпитафии: ГИМ, Чудовское собр., 302, л. 145; печатается по рукописи: РНБ, Q.XVII.96, л.30.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И снова перед нами уже более поздний пример последовательного взаимовлияния, взаимопроникновения культур... Русская культура не была застывшей, она была открыта, развивалась, вбирая в себя то, что могло бы сделать ее ярче Этой выставкой мы бы хотели показать, что русская культура не была какой-то застывшей, она была открыта, развивалась, вбирая и впитывая в себя то, что могло бы сделать ее ярче, самобытней. — Какие книжные памятники среди тех, что присутствуют на выставке, можно отметить? — Книг у нас на выставке не так много: это связано с тем, что книги — очень нежный в плане экспонирования материал. Тем не менее из книг можно выделить Евангелие с автографом Дмитрия Пожарского. Но самое, наверное, показательное — это напрестольное Евангелие в окладе (79 см ширина, 105 см высота), сделанном гравером XVII века Афанасием Туркменским, одним из лучших мастеров Оружейной палаты. По некоторым версиям, он в данном случае выполнял заказ либо митрополита Илариона Суздальского, либо Царевны Софьи. Памятник невероятно красивый. Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея — А знаменитый «Букварь» (1694) Кариона Истомина, что можно рассказать о нем? — Во все времена возникали вопросы, почему дети не хотят учиться или не так, как надо, усваивают знания. «Букварь» Кариона Истомина, по сути, — первый на русской почве учебник с иллюстрациями, с неким элементом занимательности, когда ребенок может поизучать начертание буквы, увидеть изображения предметов, которые с этой буквы начинаются. «Букварь» Кариона Истомина — первый на русской почве учебник с иллюстрациями, с элементом занимательности Первоначально «Букварь» создавали для Царевича Алексея. Затем, думаю, во дворце стали ходить слухи, что есть такая интересная книжка, — у всех же были дети. В конце концов книга стала тиражироваться и пришлась по вкусу и детям, и взрослым. Она стала своего рода отправной точкой в развитии новой формы обучения — с привлечением иллюстративного материала. Если подвести итоги, одна из целей выставки — показать, что Владимиро-Суздальская земля — не просто маршруты выходного дня, а нечто гораздо большее. За многие столетия своего существования она оставила нам огромное наследие, множество прекрасных художественных и не только открытий, с которыми могут встретиться вдумчивые зрители, пришедшие посмотреть на «Сокровища Владимиро-Суздальской земли».

http://pravoslavie.ru/150656.html

Не оставляет Карион без внимания и отношения со светским властителями. Во 1690-х годах он пытается добиться места наставника при взрослеющем царевиче Алексее Петровиче, для чего он пишет целый ряд трудов воспитательной направленности, посвященных царевичу. Среди них − знаменитый иллюстрированный «Букварь», а также сочинения, предназначенные для воспитания царевича в православной вере. Несмотря на то, что в числе учителей царевича Карион Истомин ни разу не упоминается, имеются свидетельства того, что Карион обучал Алексея Петровича искусству стихосложения 506 . Карьера Кариона прервалась со смертью патриарха Адриана. Истомин не получил никакой должности при рязанском митрополите Стефане Яворском , бывшем, по сути лишь «поручителем царя по сакраментальным делам» 507 . А 15 ноября 1701 г. вместо Кариона главой Печатного двора царским указом был назначен Федор Поликарпов 508 . Скорее всего, Петр желал поскорее устранить через чур деятельного сподвижника усопшего патриарха от церковных дел. С этого времени Карион числится лишь одним из насельников Чудовского монастыря. Однако, несмотря на царскую немилость, в церковной среде он продолжал пользоваться огромным авторитетом и уважением. Сменивший Кариона Истомина на посту главы Московского печатного двора Федор Поликарпович Поликарпов-Орлов был человеком другой закваски. Он родился в Москве в семье служилого человека в конце 1660-х – начале 1670-х гг. Начальное образование он получил в Типографской школе, открытой в Москве в 1681 г. В числе пяти лучших учеников школы он с 1685 г. продолжил свое образование у Лихудов в Славяно-греко-латинской академии 509 . Природный ум и способности Федора к языкам принесли ему внимание со стороны учителей: Поликарпов числился в шестерке самых лучших воспитанников Академии. Согласно заведенным порядкам, он обучал младших учеников, а также участвовал в переводе с греческого трудов Лихудов 510 . С 1690 г. Федор Поликарпов работает книжным писцом на московском Печатном Дворе 511 . Однако после опалы Лихудов в 1694 г., когда братья были отстранены от руководства академией, на их место был назначен Федор Поликарпов вместе с другими учеником − Николаем Семеновым 512 . Работу на Печатном дворе пришлось прекратить. В своей учительской деятельности Поликарпов и Семенов во всем следовали примеру своих греческих учителей, за исключением того, что из преподавания по настоянию иерусалимского патриарха Досифея был убран латинский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

М., 1701. Л. 49 (РГБ) Первым иллюстрированным букварем является издание Бурцова 1637 г., фронтиспис представляет собой гравюру, восходящую к польск. букварям нач. XVII в. и изображающую уч-ще: на переднем плане учитель сечет розгой ученика. На гравюрах в букваре Кариона Истомина 1696 г. представлены Господь Иисус Христос и Рождество. Синтез текстового и иллюстративного материала является спецификой составленного для царских детей Лицевого букваря Кариона Истомина 1694 г. (гравюры Леонтия Бунина ) - издания, резко отличающегося от старопечатных Б. ц. я. Основной текст букваря содержит 38 листов, каждый из к-рых посвящен одной из букв алфавита. На листе помещаются различные начертания букв, изображения предметов, названия к-рых начинаются на эту букву, нравоучительные стихи. В жанровом отношении это издание Кариона Истомина близко к совр. букварям. Достигнув в кон. XVII в. высшей точки развития, жанр букваря как комплексной учебной книги вскоре исчез, содержание этого сборника распределилось между элементарным (детским) букварем, грамматикой, практической риторикой и катехизисом. Карион Истомин. Букварь. М., 1694. Буква А. Гравюры Л. Бунина (РГБ) Карион Истомин. Букварь. М., 1694. Буква А. Гравюры Л. Бунина (РГБ) Рукописным вариантом букварного жанра являлась азбука, служившая пособием для обучения письму. В XVII в. азбуки представляли собой в большинстве случаев свитки («столбцы») различной длины - от 1,5 до 6 м, встречался формат и в обычный лист или в четверть листа. Рукописная азбука включает 2 обязательных компонента: в 1-й части в алфавитном порядке приводятся начертания заглавных и прописных букв (иногда в уставном, полууставном и скорописном вариантах), слоги и слова, начинающиеся с этой буквы; во 2-й части - материал для обучения слитному скорописному письму и приобретения навыков чтения этого письма: фрагменты из Свящ. Писания, нравоучительные сентенции, советы, загадки. В ряде азбук приводятся небольшие занимательные тексты (напр. рассказ об Александре Македонском, восходящий к «Александрии», или повесть об Азовском сиденье), эти тексты могут быть разбиты на эпизоды, начальные слова к-рых образуют алфавитный акростих.

http://pravenc.ru/text/153609.html

Ф. Домострой К. Истомина//ЛЗАК, 1862-1863. СПб., 1862. Вып. 2. Отд. 2. С. 126-132; Житие и завещание святейшего патр. Московского Иоакима/Изд.: Н. П. Барсуков. СПб., 1879. С. 147-149. (Изд. ОЛДП; 47); Попов М. Г. Запись о кончине патр. Московского Адриана с присоединением стихов и синодика//ХЧ. 1892. 9/10. С. 468-470; Перетц В. Н. Московский книгочий XVII в.//Лит. вестн. СПб., 1901. Т. 1. Кн. 4. С. 430-431; Браиловский С. Н. Один из «пестрых» XVII ст.: Историко-лит. исслед. в 2 ч. с прил. СПб., 1902. С. 367-481. (ЗапИФО; Т. 5. 5); Попов Н. П. Соборы патр. Иоакима на митр. Смоленского Симеона//Смоленская старина. Смоленск, 1909. Вып. 1. Ч. 1. С. 313-343; Вирши: Силлабическая поэзия XVII-XVIII вв./Общ. ред.: П. Н. Берков. Л., 1935. С. 141-151. (Б-ка поэта. М. сер.); Рус. силлабическая поэзия XVII-XVIII вв./Вступ. ст., подгот. текста и примеч.: А. М. Панченко. Л., 1970. С. 203-215. (Б-ка поэта. Б. сер.); Брюсова В. Г. Вирши Симону Ушакову//ПКНО, 1977. М., 1977. С. 30-34; Памятники общ.-полит. мысли в России кон. XVII в.: Лит. панегирики/Подгот. текста, предисл. и коммент.: А. П. Богданов. М., 1983. С. 49-131, 189-214, 220-232, 242-243; D bski J. Poezja rosyjskiego baroku: Antologia. Kraków, 1983. S. 41-47. (Uniw. Jagiellonski. Skrypty uczelniane; N 495); Антология пед. мысли Др. Руси и Рус. гос-ва XIV-XVII вв./Ред.: С. Д. Бабишин и др. М., 1985. С. 260-282; Богданов А. П. Известия Кариона Истомина о книжном читании//ПКНО, 1986. Л., 1987. С. 105-114; он же. Памятник рус. педагогики XVII в.: (Поэтический триптих Кариона Истомина для начальной школы)//Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. М., 1989. С. 96-144; Сатира XI-XVII вв./Сост., вступ. ст. и коммент.: В. К. Былинин, В. А. Грихин. М., 1987. С. 55. (Сокровища древнерус. лит-ры); Книга любви знак в честен брак/Изд. подгот.: Л. И. Сазонова. М., 1989; Лит-ра Др. Руси: Хрестоматия/Сост.: Л. А. Дмитриев. М., 1990. СПб., 1997 2. С. 532-537; ПЛДР: XVII в. М., 1994. Кн. 3. С. 243-258; Рус. стихотворная эпитафия/Сост.: С.

http://pravenc.ru/text/1681053.html

Руси: Счисление лет, символика чисел, «отреченные» книги, астрология, минералогия: Сб. ст./Отв. ред.: Р. А. Симонов. М., 1988. С. 260-279; он же. Карион Истомин и Ян Амос Коменский: (К проблеме освоения творческого наследия «учителя народов» в России XVII в.)//Acta Comeniana: Revue intern. des études Coméniologiques. Praha, 1989. Vol. 8(32). Р. 127-147; он же. Запад Вселенной в российском представлении кон. XVII в.//Др. Русь и Запад: Науч. конф.: Книга резюме. М., 1996. С. 176-179; он же. Царевна Софья Алексеевна в совр. поэтических образах//Культура средневек. Москвы: XVII в. М., 1999. С. 305-325; он же. Московская публицистика посл. четв. XVII в. М., 2001; он же. Стих и образ изменяющейся России: посл. четв. XVII - нач. XVIII в. М., 2005; Сазонова Л. И. Средневековая традиция в поэзии рус. барокко//Ricerche Slavistiche. R., 1990. Vol. 37. P. 385-404; она же. Поэзия рус. барокко: (2-я пол. XVII - нач. XVIII в.). М., 1991; она же. «Пестрый» Карион//Ист. лексикон/Под ред. В. Н. Кудрявцева и др. М., 1998. Т. 7: XVII в. С. 613-615; она же. Лит. культура России: Раннее Новое время. М., 2006 (по указ.); Грибов Ю. А. О книге «Рай умный» Кариона Истомина с лицевым житием Алексея, человека Божия//И. Е. Забелин: 170 лет со дня рождения: (Мат-лы науч. чт. 21-31 окт. 1990 г.). М., 1992. Ч. 2. С. 86-97. (Тр. ГИМ; Вып. 81); Лавров А. С. «Летописец» Кариона Истомина//ТОДРЛ. 1992. Т. 45. С. 411-413; Позднеев А. В. Рукописные песенники XVII-XVIII вв.: Из истории песенной силлабической поэзии. М., 1996. С. 45-47; Strakhov О. В. The Byzantine Culture in Muscovite Rus " : The Case of Evfimij Chudovskii (1620-1705). Köln, 1998; Рамузино П. Варианты и стихосложение: Наблюдения над рукописными сочинениями Кариона Истомина//Russica Romana. Pisa; R., 1999. Vol. 6. P. 27-35; eadem (Cotta Ramusino P.). Un poeta alla corte degli zar: Karion Istomin e il panegirico imperiale. Alessandria, 2002; Сиромаха В. Г. Книжные справщики Печатного двора 2-й пол. XVII в.//Старообрядчество в России, XVII-XX вв.: Сб.

http://pravenc.ru/text/1681053.html

Наконец, «подобно большинству московских книжников конца XVII в. Евфимии пробовал себя и на поэтическом поприще»  . Конечно, его блеклые ученые вирши нельзя сравнить с сочинениями придворных поэтов — Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева и в особенности Кариона Истомина, писавшего стихи много талантливее и быстрее всех, в любое время и по любому случаю, живо, оригинально и без видимых усилий. Именно Карион, а не ученый червь Евфимий неизменно писал для патриарха Иоакима проповеди, составлял его грамоты и послания для российских и зарубежных адресатов, оформлял патриаршие палаты и готовил праздничные действа со стихотворными орациями. Блестящий литературный дар Истомина вскоре завоевал ему место первейшего придворного поэта Государева двора, а острый ум позволил в плотно заполненные творчеством дни обрести и глубокие, разносторонние знания, к 1690–м годам сделавшие Кариона выдающимся просветителем, творчески реализовавшим в России передовые идеи чешского мыслителя–гуманиста и педагога Яна Амоса Коменского. Патриарх знал, что его доверенный референт не симпатизирует «грекофилам» и тем паче «мудроборцам», а в царском дворце усердно хвалит утвердившуюся у власти царевну Софью. Но Истомин никогда прямо не противоречил Иоакиму в церковных вопросах — в сфере непосредственной деятельности патриарха. Этого было достаточно. Научные и литературные дарования, увлечения и политические симпатии приближенных не затрагивали Иоакима, пока не касались области его служебного авторитета. Следует учитывать, что Истомин, сделавший блестящую карьеру при Иоакиме, сохранивший свое место при патриархе Адриане и со временем ставший во главе Печатного двора, никогда не позволял себя «подставить». Карион мог искренне скорбеть, что вместо университета в Москве появились лишь «еллино–славянские сколы» Лихудов, мог мечтать об осуществлении просветительного проекта Медведева — но при этом не сказать ни слова против начальства. Вполне в духе Иоакима, он служил существующей власти и, тонко предвидя, скажем, приближение заката Софьи, вовремя переключился на восхваление идущих к власти Нарышкиных  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010