Карион Истомин, иеромонах Чудова монастыря, делопроизводитель патр. Адриана также пользовался расположением последнего, что сказывается как в несении Карионом интимной должности личного секретаря патр. Адриана, причем патр. Адрианом поручалось ему писать от его лица письма и грамоты, проповеди , даже завещание духовное, черновики с которых сохранились до сего времени 155 , так в знаках благоволения патр. Адриана к Кариону – напр., в назначении Кариона Истомина 4 марта 1698 г. начальником печатного двора с годовым жалованием в 100 руб. (около 2 тыс. на наши деньги), кроме особых доходов за услуги патриарху. Не может быть, чтобы этот даровитый инок, также много поработавший на пользу просвещения, не оказывал влияния на патр. Адриана, если с ним не гнушались быть в дружбе видные иерархи того времени: митр. Казанский и Свияжский Маркелл, митр. Киевский Варлаам, а также составитель Житий Святых Димитрий – состоявшие с делопроизводителем патриарха в оживленной и сердечной переписке 156 . Как лицо, близкое к патр. Адриану (быть может в глазах Петра I находившееся в ряду тех, кто, по донесению Петру I Возницына, «под его (патриарха) именем делали, что хотели, и все за ними и в их руках было» 157 ) и притом разделявшие взгляды патриарха об отношении к иностранцам, – Карион Истомин, по смерти своего покровителя, был указом государя от 15 ноября 1701 г. отставлен от должности начальника типографии, что ясно свидетельствует о некотором значении Кариона в общецерковном управлении патр. Адриана. Евфимий и Карион Истомин, вряд ли во зло пользовались своим влиянием на патр. Адриана. Они, как и патр. Адриан, отличались добрым возвышенным настроением, а их деятельность вызывала добрую славу даже среди недоброжелателей церковного правительства при патр. Адриане. Курбатов, доносивший Государю о состоянии церковного управления в последние дни жизни больного патриарха в таких же мрачных красках, как и Возницын, однако выделял из монахов – Кариона, патриаршего казначея, очевидно Истомина, наряду с Палладием Роговским школ учителем, да с Феологом, монахом Чудова монастыря, и Афанасием архиеп. Холмогорским и находил их подходящими «Для временного в духовных управления» 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На одной из рукописей патриарха Адриана: «Проблеммата» читаем запись: отдать ее (рукопись) печатнаго двора справщику иеромонаху Кариону Истомину. 1581 В 1699 году марта 30-го Карион отправил св. Дмитрию житие Иосифа Волоцкого . 1582 В том же году как справщик печатного двора он переводил с «белорусскаго» прошение киевских жителей на студентов, что на них нет справы у митрополита. 1583 В 1700 г. Карион написал Домострой в лицах, нечто вроде Гражданства нравов благих, учебника хорошего тона. 1584 Отметим еще черновую письма (вероятно 1708–9 гг.) « Дмитрию Ростовскому : Преосвященный митрополит Димитрий, в Бозе благодати отец, епаршествует в градех и в Ростове, и в Ярославле учащь в слове, посещения и молитвы прошу. А в вечере нездравость, знатно идет старость...». 1585 В 1710 году Карион писал следующее письмо Иову, митрополиту Новгородскому: Богомудрыи пастырь, преосвященный господин и великий мой благодетель Иов, митрополит Великоновгородский и Великолуцкий, во Господе Бозе радуйся. Триипостасный Бог во Едином Существе и Божестве сый, присно всею тварию славимий, твое архиерейство во всяком благокрасотстве душевнаго и телеснаго добра да сохранит во многая лета и со всем врученным стадом небеснаго блаженства в вечность да сподобит. Усердствую по премногу за твою архиерейскую милость благодарю, яко и нынешняго времене благословением твоим меня посетити благоволил еси. Еще же паки и паки тя иерарха Господня благодарю, что твоего ради господскаго прошения господин Иаков Никитич Римско-Корсаков заступление показал у сиятельнаго князя о служивом человеке, моего града Курска жителе добрых и честных людей о Сергее Максимове сыну Каменеве, 1586 что в служивом деле кая ли прилучилась вина и велено было его беднаго на смерть рассетрелять и потому его Якова Никитича прошению велено освободить оттого; но и впред о сем пожалуи прошу. И о таком твоем милосердии он Сергий ко отцу своему Максиму Петровичю писал, и сего же времени твоему преосвященству отец его Сергиев Максим Петрович со радостными слезами бьет челом и невесть, как за такую милость твою благодарить и со всем своим домом просит и впред милости твоея на какои случаи; здравствуи государь и при сем писме он у мене был... благословения молитв милости и помоще твоея архиереиския просит купно с ним иероонах худыи Карион Истомин челом бия. С Москвы а ψ ι марта г. 1587

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1680–90-е годы для Кариона Истомина были отмечены плодотворной литературной деятельностью. Из-под его пера выходят либо труды, изъясняющие веру и христианскую жизнь, либо вирши, написанные исключительно для влиятельных персон и призванные укрепить позиции автора при дворе. Богословом Карион не был: единственное его догматическое сочинение – это катехизис, составленный, очевидно, в 1680-х для нужд царской фамилии и сохранившийся в рукописных набросках 498 . Произносил Карион и многочисленные барочные проповеди, составлявшиеся с 1681 г., и посвященные как вопросам нравственности и актуальным в последние десятилетия XVII в. вопросам общения с еретиками (протестантами и католиками), так и знаменательным политическим событиям, вроде Крымских и Азовских походов. 499 Наконец, ему принадлежит и слово на раскольников, написанное для патр. Иоакима в 1684 г. 500 . Особо выделяется среди авторов той эпохи Карион Истомин своим педагогическим творчеством: помимо книг для обучения детей, таких, как знаменитый «Букварь» и «Грамматика», им был написаны сочинения для юношества, предназначенные как для венценосных особ – царей Петра и Иоанна, а затем и для царевича Алексея Петровича − так и для простых людей. 501 Подобно многим своим современникам, не избежал Карион и творчества в поэтического жанре. В 1690 г. он окончил книгу «Стамна духоносная», в которой в стихах чествовались Бог , Богородица и Святые, особое внимание уделялось чудотворной иконе Божией Матери в Березове 502 . В целом, сквозной мыслью всего творчества Кариона Истомина в 1680-е годы становится вопрос о насаждении в России «премудрости». Об этом говорится и в стихотворном сборнике, адресованном царям Петру и Иоанну, озаглавленном «Книга вразумление» 1682 года 503 , и в поэтическом обращении к царевне Софье того же 1682 г., убеждающем царевну «устроить науку свободну» 504 и в обращенной к той же Софье орации, которая предваряющая красочно оформленную рукопись переведенного Карионом в 1687 г. с западнорусского языка сочинения блаж. Августина «Боговидная любовь» 505 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Карион Истомин, опираясь на Иоанна Златоуста , подробно разъясняет значение церкви как важнейшего духовного института в жизни общества. «…Ничтоже тако радостей наш живот устрояет, яко же услаждатися мысли в церкви; в церкви бо порождение крещением народов, и тайн святых совершение, и причащение людей, и молитвословие на всякие потребы, и во имени Господни благословение, в церкви радующихся соблюдаема есть радость; скорбящым утешение, в церкви опечаляемых веселие, в церкви озлобляемых прохлаждение, в церкви труждающымся всем успокоение» (Браил. 425). Церковь осмысливается Истоминым как средоточие всей духовной и душевной жизни человека, как учитель нравственности и источник духовного наслаждения. Только в церкви навыкает человек «учения, чтения и слышания глаголов», и отнюдь не обыденных знаний, ибо в ней «сам Господь глаголет, ему же святии аггели служат и во храме святем его предстоят во страсе» (425). Церковь понимается как хранитель сокровенного знания, дарующего жизнь вечную и преподанного людям самим Господом. Но не только и не столько в знании сила церкви. Православие усматривало ее прежде всего в способности реального приобщения человека к истинной духовной жизни через посредство доверенных ей таинств-этих врат из мира временного бывания в царство вечного бытия. Разъясняя в своем «Катихизисе» значение семи церковных таинств, Карион Истомин дает определение и самого понятия таинства. По его мнению, «тайны святыя церковныя суть видимыя значения и вины благодати Божия невидимыя», которые установлены были «от Христа», а освящаются и подаются людям «от священника» (371). Карион, таким образом, понимает таинства как особого рода символы, связывающие видимый мир со сферой благодати. Своеобразие этих символов более точно определили братья Лихуды, прямые наследники византийской традиции, воспитавшиеся на оригинальной патристической классике. «Таинство есть, братие, -писали они, – некая вещь священная, чувству подлежащая, имуща в себе силу божественную сокровенную, ею же спасение и сущая ко спасению человеком подает. Или таинство есть зрение духовное многих понятие превосходящее» (Прозор. 541). Лихуды относят таинство к разряду символов, наделенных божественной энергией, дарующей принимающим их «духовное зрение», то есть речь идет фактически о литургических символах. Именно они составляют основу всей церковной жизни, духовное ядро богослужебного церемониала, и именно на них ориентирована церемониальная эстетика, вся система культовых искусств.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

«Мудрости бо ти имя подадеся, богом Софиа мудрость наречеся, Тебе бо слично науки начати, яко премудрой оны совершати». Однако эти упования потерпели крах. Патриарх Иоаким отдал откры тую в 1686 г. Академию в руки греческих богословов братьев Иоанникия и Софрония Лихудов . Ни о какой университетской автономии уже не было и речи: все теперь зависело от патриаршей воли. По меткому выражению одного из биографов Сильвестра Медведева, вместо университета Россия получила духовную семинарию. Когда в 1689 г. пало правительство царевны Софьи, Сильвестр Медведев был осужден как заговорщик. «199 (1691) года, месяца февруария в 11 день прият кончину жизни своея монах Сильвестр Медведев (...), – записал в своей черновой тетради его свояк Карион Истомин. – Отсечеся глава его (...) на Красной площади, противу Спасских ворот. Тело его погребено в убогом доме со странными в яме близ Покровского убогого монастыря». Так кончил свои дни этот блестящий представитель московской интеллигенции конца XVII в., чело век «великого ума и остроты ученой», о котором один из его киевских почита телей писал москвичам, что им нужно называть Медведева «не Сильвестр, a Solvester – солнце ваше». От Сильвестра Медведева дошло сравнительно небольшое число стихо творений. В этом, безусловно, виноват тот строгий запрет на его сочинения, ко торый был наложен патриархом в 1689 г. Все списки сочинений Медведева приказано было сжечь. Карион Истомин, напротив, благополучно пережил бурный 1689 г., потому что не связывал себя ни с одной партией. Он был «пестрым», как определил людей его типа писатель того времени иеродиакон Дамаскин, уподобивший их тростнику, колеблемому ветром. Политические симпатии Ка риона Истомина зависели от того, кто брал верх в московских распрях. Пользовавшийся неизменной поддержкой царевны Софьи и князя В.В.Голицына, он сумел заблаговременно снискать и расположение Нарышкиных. При новом пат риархе Адриане Карион завоевал прочное положение и даже возглавил Печатный двор. Здесь в 1694 и 1696 гг. он издал свои «Буквари» с обширными стихо творными вставками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Спб. 309, стр. 457–460. Указание на содержание грамоты дано в V главе, стр. 170, примеч. 1. 570 Наход. в Государ. Архиве X, Кабинет II, 53, лл. 326–327. Напечатана полностью у Рункевича Архиереи Петровской эпохи. Изд. 1906 г. стр. 98 –100; сокращенно в Истории России Соловьева. Изд. вт. книги 3 стр. 1096. Содержание помещено выше, в главе VI, стр. 259–260. 571 Из невошедших в работу интересно письмо п. Адриана Арчиллу, князю имеретинскому от 21 авг. 1691 г. Патриарх приветствует Арчилла, его жену и детей, которых перебирает поименно; желает им избавиться от какой–то приключившейся скорби; просит известить об его пребывании. Архив Юго–Зап. России, т. V, CXCI, стр. 450. 576 Отпеч. в Памятниках древней письменности 1879 г. вып. III. Содерж. излагалось выше, в главе III, стр. 87–91. 580 Отпечат. в Описании Архива Александро–Невской Лавры, т. II, стр. 404–408 и приведена нами в главе VI, стр. 251–253. 582 Отпечатаны в книжке: Письма Импер. Петра Великого к брату Иоанну Алексеевич у и п. Адриану. Спб. 1788 г. Два письма из 7 – кроме того напечатаны в Вивлиофике XV ч., а письмо к Шеину изд. в книге: Поход Шеина к Азову. 585 Описание Славян. рукописей отд. п. С.–Петерб. Типограф. Сахарова 1839 г. стр. 27–28, 45 (Н. А. А. П. Адриан. Чтения Общ. Ист. и др. 1878 г. 8). 586 Напечатана в сочинении прот. Саввинского: Астраханская Епархия. Вып. п. Изд. 2–ое. Прилож. III, стр. 398–403. 587 «Писася в царствующем великом граде Москве в доме патриаршем мироздания ХХХ, рождества же Богочеловека Иисус Христа ХХХ, индиктиона Х, стр. 337 месяца марта». Рукоп. Солов. монаст. Сборник 871, л. 490–497. Хранится в Библиот. Казан. Духовной Академии (по Опис. рукоп. Сол. мон. ч. II, стр. 358, 615). В составлении завещания, еще в 1696 г., принимал участие делопроизв. п. Адриана, инок Карион Истомин. Москов. Синод, библ. 99 / 301 . л. 294–300. Черновые письма Кариона Истомина. Православ. Богослов. энциклопедия. Карион Истомин. 590 Напеч. во временнике Имп. Москов. Общества; в П. С. 3. т. 3, изд. 1830 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРИОН (Истомин; 40-е гг. XVII в., Курск - после апр. 1718 (15.05.1722?), Москва), иером., поэт, педагог. Мирское имя К. неизвестно. Исследователи предполагают, что он был выходцем из подьяческой среды, поскольку его старший брат Г. Истомин и племянник И. Истомин служили подьячими. Под влиянием земляка и свойственника Сильвестра (Медведева) (сестра последнего Дарья была замужем за братом К. Гавриилом) К. принял постриг в Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. пуст. близ Путивля, где в 1672-1675 гг. жил Сильвестр. В 1676 г., будучи диаконом Молченской пуст., К. приезжал в Москву, где получил деньги «в помяновение» умерших в 1675 г. Сарского и Подонского митр. Павла и иером. Епифания (Славинецкого) , общался с Евфимием , мон. Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря . Позднее К. переехал в Москву (возможно, вслед за Сильвестром (Медведевым), переселившимся в рус. столицу в 1677) и начал работать на московском Печатном дворе . Наиболее ранние сведения об этом периоде жизни К. относятся к 27 июня 1679 г., когда в расходной книге Печатного двора отмечено, что К. взят туда книжным писцом; 25 окт. следующего года К. уже числился в чтецах. На основании родства К. с Сильвестром (Медведевым) С. Н. Браиловский предположил, что в Москве К. первоначально жил в Заиконоспасском в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ре , где Сильвестр был строителем, и лишь позднее - в кон. 70-х или в нач. 80-х гг. XVII в. перешел в Чудов мон-рь. Возможно, под рук. Сильвестра К. изучил латынь и польск. язык. В 1680-1681 гг. он также учил греч. язык (24 сент. 1680 и 20 нояб. 1681 он получал деньги за изучение греч. языка «и для ево скудости»). 4 марта 1682 г. К. был назначен справщиком на Печатном дворе. В нач. 80-х гг. патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савёлов) обратил внимание на К. В июне 1681 г. К. передал патриарху подготовленное Сильвестром обличение труда приехавшего в Москву кальвиниста Я.

http://pravenc.ru/text/1681053.html

Продолжительное пребывание в Москве могло быть по­лезно Святителю и для утверждения связей с людьми, для него полезными по епархиальным и ученым делам. Мы не знаем, был ли близко знаком св. Димитрий с Стефаном Яворским в Киеве: но их сближали расположе­ние, какое оказывал тому и другому Митрополит Киевский Варлаам, обстоятельства их высшего служения Церкви, благочестие и одинаковая ревность к просвещенно. Они хорошо понимали и ценили друг друга, и устроившаяся между ними связь естественно должна была сделаться дружескою, хотя смирение Димитрия при всяком случае стара­лось расширить расстояние между ними, несмотря на то, что Стефан был моложе его. Димитрий поверял суду Стефана свои сочинения; Стефан не ревновал славе про­поведнической Димитрия. В продолжение своего годичного пребывания в Москве, св. Димитрий также занимался проповедыванием, – когда освободился от болезни, – как и в монастырях и соборах малороссийских 101 . В Москве Святитель нашел своего прежнего знакомого, Феолога , с которым поддерживал переписку до самой своей кончины, наиболее по ученым занятиям, удостаивая его своей искренней любви. Между московскими учеными были и еще двое учеников Лихудовых, с которыми Свя­титель был ближе других: это Иеромонах Чудова мона­стыря Карион Истомин и Феодор Поликарпов . Оба они, равно как и Феолог, были справщиками на печатном дворе. Карион любил и сам составлять книги, особенно в стихах, и посвящал их особам царского дома 102 . Поликарпов был известен своим знанием греческого языка и переводами с оного 103 . – Карион и Феолог с своей стороны были сердечно преданы Святителю Ростов­скому и во время болезни его, вместе с келарем Чудова монастыря, где, вероятно, Святитель проживал, имели са­мое усердное попечение о страждущем. В одном из писем своих к Феологу, спустя уже лет семь после сего, когда получил известие, что келарь чудовский (Иоасаф Колдычевский) скончался, Святитель писал: «Поминати преставльшагося душу в моих, аще и грешных, молитвах долженствую. Одолжил меня покойный любовию своею. Помните, как он мне больному служил любезно, не гнушающися немощи, купно с твоею честностию и с господином Димитрием Алексеичем (лекарем): как мне его не поминать, и как о вас живых Бога не молить? Спасет Бог и О.Кариона, что меня ягодами вишнями в недуговании кармливал. Все то ваше любезное благодеяние памятствую и благодарствую, и Бога о вас молю» 104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Продолжительное пребывание в Москве могло быть полезно Святителю и для утверждения связей с людьми, для него полезными по епархиальным и ученым делам. Мы не знаем, был ли близко знаком св. Димитрий с Стефаном Яворским в Киеве: но их сближали расположение, какое оказывал тому и другому Митрополит Киевский Варлаам, обстоятельства их высшего служения Церкви, благочестие и одинаковая ревность к просвещению. Они хорошо понимали и ценили друг друга, и устроившаяся между ними связь естественно должна была сделаться дружескою, хотя смирение Димитрия при всяком случае старалось разширить разстояние между ними, не смотря на то, что Стефан был моложе его. Димитрий поверял суду Стефана свои сочинения; Стефан не ревновал славе проповеднической Димитрия. В продолжении своего годичного пребывания в Москве, св. Димитрий также занимался проповедыванием, – когда освободился от болезни, – как и в монастырях и соборах малоросийских 99 . В Москве Святитель нашел своего прежнего знакомого, Феолога, с которым поддерживал переписку до самой своей кончины, наиболее по ученым занятиям, удостоивая его своей искренней любви. Между московскими учеными были и еще двое учеников Лихудовых, с которыми Святитель был ближе других: это иеромонах Чудова монастыря Карион Истомин и Феодор Поликарпов. Оба они, равно как и Феолог, были справщиками на печатном дворе. Карион любил и сам составлять книги, особенно в стихах, и посвящал их особам царского дома 100 . Поликарпов был известен своим знанием греческого языка и переводами с оного 101 . – Карион и Феолог с своей стороны были сердечно преданы Святителю Ростовскому, и во время болезни его, вместе с келарем Чудова монастыря, где, вероятно, Святитель проживал, имели самое усердное попечение о страждущем. В одном из писем своих к Феологу, спустя уже лет семь после сего, когда получил известие, что келарь чудовский (Иоасаф Колдычевский) скончался, Святитель писал: «Поминати преставльшагося душу в моих, аще и грешных, молитвах долженствую. Одолжил меня покойный любовию своею. Помните, как он мне больному служил любезно, не гнушающися немощи, купно с твоею честностию и с господином Димитрием Алексеичем (лекарем): как мне его не поминать, и как о вас живых Бога не молить? Спасет Бог и О. Кариона, что меня ягодами вишнями в недуговании кармливал. Все то ваше любезное благодеяние памятствую и благодарствую, и Бога о вас молю» 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Самим Евфимием были переведены, хотя и не изданы за неудобопонятностью языка, сочинения Дионисия Александрийского , «оглашение» Кирилла Иерусалимского и др. 542 Другие типографские справщики также потрудились над переводами и исправлением святоотеческих творений. Даже Карион Истомин, личный секретарь п. Адриана, был в то же время справщиком в типографии. В записной книге типографского архива 100 отмечено, что «п. Адриан приказал править и печатать Евангелие толковое и Маргарит Иоанна Златоуста , и в том справщическом труде был иеромонах Карион Истомин вместе с Феофаном, Тимофеем, Аароном и Феодором Поликарповым». Семенов и Поликарпов были специалистами в деле книжного правления и печатания: они считали эту деятельность более плодотворной и нужной, чем преподавание в Академии, когда, по пятилетнем преподавании в последней (1694–1699 г.), возвратились к любимым своим занятиям при типографии. Перевод и исправление в патриаршество Адриана святоотеческих творений, составлявших любимое, назидательное чтение православного христианина допетровской Руси, не могли, однако, восполнить один существенный недостаток богословской письменности – неисправность текста Библии , изданной еще в 1663 году и обращавшейся в церковном обществе в крайне ограниченном количестве экземпляров. Нужно заметить, что дело исправления славянского текста Библии, над которым трудился до конца дней своих Епифаний Славенецкий 543 , а также особая комиссия 544 , учрежденная в 1678 г. п. Иоакимом для пересмотра текста деяний и посланий апостольских, кончилось в 1679 г. печатным изданием исправленного апостола. П. Адриан не поддержал энергично дальнейшей работы издания других книг Библии в исправленном виде, так как с временем его патриаршества не связываются работы над исправлением текста Библии; новые попытки издать правильный перевод Библии на славянский язык относятся уже к началу XVIII в. (1704–1706 г.) и исходят от митрополита Новгородского Иова; между тем как в конце XVII века недостаток Библий ощутительно давал себя знать, ибо даже Библия неисправного издания 1663 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010