В наш этап был помещен и петербургский профессор из Космической Академии — А.П. Машков. Мы с ним познакомились. И теперь он предложил мне помогать. Я очень обрадовалась, так как больных — масса, и при всем желании одна я не в силах что-нибудь сделать для облегчения страданий самых тяжелых из них. А с его помщью могла хотя бы впрыскивать им камфару. Все больные лежали на полу. Он, как более молодой, мог, стоя на коленях, делать впрыскивания, а я ему готовила шприцы и иглы. Так у нас проходили целые ночи. Часто за какие-нибудь провинности шпану засаживали в холодный погреб, рядом с мертвецами. И вот, пробегаешь мимо их решетки, а эти несчастные, полураздетые (несмотря на холод и сырость) протягивают руки и умоляют дать им хлеба или еще о чем-нибудь просят. К ним иногда сажают и обыкновенных ссыльных. Например сидел недолго один священник. Его надо было удалить от более состоятельного протоиерея, чтобы «освободить» последнего от часов, хорошей одежды и денег. Вскоре протоиерей скончался, и священника выпустили. Вместе с православным духовенством там было два католических ксендза. Я о них старалась заботиться, как о своих. Все были дружелюбно настроены друг ко другу. Стали говорить, что скоро наш этап отправят дальше. Приехала комиссия, состоящая из врача-женщины и фельдшера, и распорядилась, чтобы заболевших не отправляли по этапу, а оставили здесь. И еще: чтобы у отъезжающих волосы на голове были острижены. Для этого насилия не применяли, а распустили слух, что ссыльных везут домой, и для отправки надо быть остриженными. Наши Оптинские батюшки не пошли на это и не остриглись. Всем ставили термометры. В этом гнезде заразы трудно было остаться незараженным кому-либо, кроме тех, кто раньше перенес сыпной тиф. У батюшки Феодота оказалась температура выше нормальной, видно было, что он уже заболевает, но он просил скрыть, что у него повышается температура . Акафист Преблагословенней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии (Благовещению), икос 11. Имеется в виду еп. Гермоген (Долганов), см. примеч. 63. В июне 1918 г. арестованного владыку перевезли в Тюмень. 15 июня, в 10 часов вечера, его и арестованного священника Петра Карели большевики посадили в трюм парохода «Ока», который пошел вниз по реке в сторону Тобольска. Около полуночи был сброшен в воду о. Петр, а в половине первого ночи убийцы вывели на палубу святителя, который до последней минуты молился. «Когда палач перевязывали веревкой камень, он кротко благословил их. Связав владыку и прикрепив к нему на короткой веревке камень, убийцы столкнули его в воду. Чудо и особое промышление Господ сопровождали священномученика и после кончины. Честные останки его были вынесены на берег реки и 3 июля обнаружен крестьянами села Усольского //Иеромонах Дамаст (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия.....Кн. 2. Тверь, 1996, с. 174-175

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Вскоре пришел ответ Гитлера: «Его Величеству Императору Вильгельму, Дорн, Голландия. Я благодарю Ваше Величество, за поздравления в связи с капитуляцией Франции перед Германским вермахтом и в частности направленные мне добрые пожелания. Я надеюсь, что эта победа вскоре укрепится миром, который увенчает полный успех Германского рейха и германской нации. Адольф Гитлер». 11 ноября 1918 года в Комьпенском лесу в вагоне поезда, маршал Фош примет капитуляцию Германии. Торжествующие союзники соберутся в Версале и там, словно хищники начнут рвать еще теплое тело погибшей страны. Ей будет запрещено иметь свою армию, свой флот, свою авиацию, германский народ будет обязан платить огромные контрибуции победителям, от Германии отчленят ее города и территории. Вместо мощных империй в Европе возникнет ряд государственных новообразований: Эстония, Латвия, Литва, Чехословакия, Польша, Финляндия. Территории этих государственных новообразований станут полигонами всевозможных разведок мира направленных главным образом против России, и с самого своего образования они начнут вести против неё войну. В Польше бывший политический террорист и новый маршал независимой республики Юзеф Пилсудский, воспользовавшись слабость Советской России, находившейся в огне братоубийственной войны, двинет свои войска на завоевание исконных русских земель и зальёт их кровью. Из 30 тысяч пленных красноармейцев в СССР не вернётся ни один, все они будут замучены в польском плену. Бывший кавалергард Его Величества, затем генерал Карл фон Маннергейм, стал главнокомандующим войсками независимой Финляндии. Он будет разрабатывать планы захвата Ленинграда и покорение Карелии. На Германию возложат всю ответственность за развязывание войны и германскому народу будет уготована участь вечно виноватых полурабов. Еще в ходе войны западные союзники создали миф германских ужасов. После своей победы они продолжали культивировать эти ужасы, обвиняя немцев в чудовищных преступлениях. Так возникнут мифы о переработке трупов солдат на стеарин и корм для свиней, об истязаниях католического духовенства и прочих ужасах. Позднее создатели этих мифов сами признают их лживость, но цель уже будет достигнута.

http://pravoslavie.ru/37662.html

Понравилось. Запомнилось. И в 1940 году тот же способ применили в окрестностях колыбельного града Ленинграда. Но не ночью и не под перевешенными штыками брали ссылаемых, а называлось это — “торжественные проводы” в Карело-Финскую (только что завоёванную) республику. В зените дня, под трепетанье красных флагов и под медь оркестров, отправляли осваивать новые родные земли приленинградских финнов и эстонцев. Отвезя же их несколько поглуше (о судьбе партии в 600 человек рассказывает В. А. М.), отобрали у всех паспорта, оцепили конвоем и повезли дальше телячьим красным эшелоном, потом баржей. С пристани назначения в глубине Карелии стали их рассылать “на укрепление колхозов”. И торжественно провоженные и вполне свободные граждане — подчинились. И только 26 бунтарей, среди них рассказчик, ехать отказались, больше того — не сдали паспортов! “ Будут жертвы! ”- предупредил их приехавший представитель советской власти — Совнаркома Карело-Финской ССР. “Из пулемётов будете стрелять?” — крикнули ему. Вот неразумцы, зачем же из пулемётов? Ведь сидели они в оцеплении, кучкой, и тут единственного ствола было бы достаточно (и никто б об этих двадцати шести финнах поэм не сложил). Но странная мягкотелость, нерасторопность или нераспорядительность помешала этой благорассудной мере. Пытались их разделить, вызывали к оперу по одному, — все 26 вместе ходили по вызову. И упорная бессмысленная их отвага взяла верх! — паспорта им оставили и оцепление сняли. Так они удержались пасть до колхозников или до ссыльных. Но случай — исключительный, а масса-то паспорта сдала. Всё это были пробы. Лишь в июле 1941 года пришла пора испытать метод в развороте: надо было автономную и, конечно, изменническую республику Немцев Поволжья (с её столицами Энгельс и Марксштадт) выскребнуть и вышвырнуть в несколько суток куда-нибудь подальше на восток. Здесь первый раз был применён в чистоте динамичный метод ссылки целых народов, и насколько же легче, и насколько же плодотворней оказалось пользоваться единым ключом — пунктом о национальности — вместо всех этих следственных дел и именных постановлений на каждого. И кого прихватывали из немцев в других частях России (а подбирали их всех), то не надо было местному НКВД высшего образования, чтоб разобраться: враг или не враг? Раз фамилия немецкая — значит, хватай.

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

Вдруг — скрип уключин. Смотрю в окно — в лодке трое, это уже пятеро на двоих. Мой хозяин выходит, тут же возвращается за бидонами. Говорит: “Старшина керосин привёз. Странно, что сам приехал, сегодня ж воскресенье”. Воскресенье! Мы забыли считать на дни недели, для нас они различались не тем. В воскресенье вечером мы и бежали. Значит, ровно три недели побега! Что там в лагере?… Псарня уже отчаялась нас схватить. За три недели, если бы мы рванули на машине, мы б уже давно могли устроиться где-нибудь в Карелии, в Белоруссии, паспорт иметь, работать. А при удаче — и ещё западней… И как же обидно сдаться теперь, после трёх недель! “Ну что, Коля, нарубались, — теперь и оправиться надо с чувством?” Выходим в кусты и оттуда следим: наш хозяин берёт керосин у пришедшей лодки, туда же подошёл и партийный сосед. О чём-то говорят, но нам не слышно. Уехали. Колю скорей отправляю домой, чтоб не дать бакенщикам наедине о нас говорить. Сам тихо иду к лодке хозяина. Чтобы не греметь цепью — тужусь и вытаскиваю самый кол. Рассчитываю время: если старшина бакенщиков поехал о нас докладывать, ему семь километров до села, значит, минут сорок. Если в селе краснопогонники, им собраться и сюда на машине — ещё минут пятнадцать. Иду в дом. Сосед всё не уходит, разговорами занимает. Очень странно. Значит брать придётся их двоих сразу. “Ну что, Коля, пойдём перед сном помоемся?” (Договориться надо). Только вышли — и в тишине слышим топот сапог. Нагибаемся и на светловатом небе (луна ещё не взошла) видим, как мимо кустов цепью бегут люди, окружают домик. Шепчу Коле: “К лодке!” Бегу к реке, с обрыва скатываюсь, падаю и вот уже у лодки. Счёт жизни — на секунды, — а Коли нет! Ну куда, куда делся? И бросить его не могу. Наконец вдоль берега прямо на меня бежит в темноте. “Коля, ты?” Пламя! Выстрел в упор! Я каскадным прыжком (руки вперёд) прыгнул в лодку. С обрыва — автоматные очереди. Кричат: “Кончили одного”. Наклоняются: “Ранен?” Стону. Вытаскивают, веду. Хромаю (если покалечен — меньше будут бить). В темноте незаметно выбрасываю в траву два ножа.

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

История с Маннергеймом – это дело не вчерашнего дня. Еще в прошлом году хотели установить мемориальную доску в его честь. Эту идею выдвинул в 2009 году печально известный Даниил Гранин. Тот самый, который на склоне своих лет, забыв свое, так сказать, фронтовое прошлое, возвестил великую истину, что, оказывается, Ленинград надо было сдать. Только где бы оказался сам Даниил Гранин? В каком Освенциме и Майданеке он окончил бы свои дни? Доска Маннергейму – это еще один шажок и этап в сдаче нашего великого прошлого, священной памяти о Великой Отечественной войне. Как и защита Кириллом Александровым диссертации, оправдывающей предателя Власова. Но только наше прошлое священно. Эта та русская история, которую нам дал Бог. И она не может быть запятнана, искажена и изменена. Она является народной святыней и великой духовной силой. И горе тем, кто идет против нее. Вспоминаются строки Ольги Фёдоровны Берггольц: ...А я бы над костром горящим Сумела руку продержать, Когда б о правде настоящей Хоть так позволили писать. Рукой, точащей кровь и пламя, Я написала б обо всем, О настоящей нашей славе, О страшном подвиге Твоем. Меж строк безжизненных и лживых Вы не сумеете прочесть, Как сберегали мы ревниво Знамен поруганную честь. Пусть продадут и разбазарят, Я верю - смертью на лету Вся кровь прапрадедов ударит В сердца, предавшие мечту. Считаю нужным высказать несколько слов по поводу мемориальной доски, уставленной в Петербурге в честь Маннергейма. Считаю, что министр культуры Владимир Мединский сделал всё правильно. На доске нет ни слова о Финляндии или Карелии. Просто – «русский генерал 1887-1918 гг.», и всё. Есть ли у Маннергейма заслуги за 30 лет службы в русской армии? Есть, и много. Испытывал вооружения. Воевал лично в 1905 г. с японцами, в 1915-1917 гг. с австрийцами за Галицию. Много полезного предлагал по армии. Имел русскую жену и двух дочерей. Маннергейм прекрасно послужил в разведке, добыв целые тома сведений о Японии и Китае. Возьмем 1919 год. Маннергейм попал в опалу к финским сепаратистам почему? Потому что он был согласен отказаться от независимости Финляндии и получить автономию из рук Юденича. Он считал, что белым надо помочь, не требуя признания независимости Финляндии.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/20/dv...

72 Лекция начальника ГУЛАГа В.Г. Наседкина, предназначенная для слушателей Высшей школы НКВД СССР 5 октября 1 945 г. Краткая историческая справка Организация исправительно-трудовых лагерей относится к 1920 году, когда по инициативе Феликса Эдмундовича Дзержинского был организован на базе бывшего Соловецкого монастыря специальный концентрационный лагерь (Соловецкий лагерь особого назначения), куда высылались в порядке изоляции члены контрреволюционных партий всех окрасок белогвардейцы, реакционное духовенство и т.д. Применение трудового использования как метода перевоспитания началось в Соловецких лагерях с 1926 года, когда на Соловецком острове и в Карелии (Кемский район) стал использоваться труд заключенных в сельском хозяйстве, на лесоразработке и рыболовстве. В 1929 году специальным приказом ОГПУ в бывшей Коми-Зырянской области организуется группа северных лагерей особого назначения с центром в городе Усть-Сысольске с задачей освоения силами заключенных природных богатств Ухты и Печоры, а также и постройки в этих районах железных и грунтовых дорог. В течение 1929–1930 гг. организуется ряд других лагерей ОГПУ (Вышерский в Молотовской области с задачами лесоразработок, Сибирский и Казахстанский лагеря – сельскохозяйственного профиля, Сызранский и ряд других лагерей). В целях осуществления общего руководства лагерями особого назначения в составе ОГПУ центра в 1930 году было организовано Управление лагерями ОГПУ, впоследствии переименованное в Главное Управление исправительно-трудовых лагерей ОГПУ. В 1931 году на базе северных лагерей особого назначения были организованы: Ухто-Печорский исправительно-трудовой лагерь с задачами организации разведки и добычи нефти и угля в Ухтинском и Печорском районах и Устьвымский исправительно-трудовой лагерь по строительству тракта Сыктывкар – Ухта. В том же 1931 году на территории Мордовской области был организован Темниковский исправительно-трудовой лагерь, на территории Ленинградской области – Свирский исправительно-трудовой лагерь и ряд других лагерей в различных областях и краях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Молотов признавал, что труд заключенных действительно используется на строительстве дорог в Карелии и в Северном крае («нельзя не признать, что это нужные для страны работы»), подтвердил, что силами заключенных начато строительство Беломорско-Балтийского канала, и, уверенный в своей большевистской правоте, с вызовом заявил: «Какой бы вой ни поднимала буржуазная пресса за границей, мы не откажемся от этих работ и от применения труда заключенных в этом строительстве. Пусть и труд заключенных идет на пользу народов СССР». Однако он категорически отрицал причастность заключенных к производству экспортной продукции. В качестве доказательства Молотов предложил представителям зарубежных государств и иностранным журналистам, проживающим в Москве и пользующимся свободой передвижения, «при поездках на места... убедиться в том, что работа по экспортным товарам, хотя бы по тому же экспортному лесу, не имеет никакого отношения к труду заключенных и, следовательно, вообще не имеет отношения к какому-либо принудительному труду» 531 . Руководствуясь, по-видимому, соображениями «высокой» морали, председатель Совнаркома грубо лгал во спасение своей социалистической Родины. На долю Главного управления лагерей ОГПУ выпала задача представить ложь правдой. Разделкой и погрузкой экспортного леса занимались Северные лагеря ОГПУ особого назначения (УСЕВЛОН), в которых на 1 января 1931 г. содержалось 49 716 заключенных 532 . Когда пришло сообщение, что проверочная комиссия направляется в г. Котлас (Архангельская область), место дислокации лагерного управления, ГУЛАГ отдал приказ о срочной ликвидации расположенного там Котласского пересыльного пункта. Невольным свидетелем того, как этот приказ был исполнен на практике, оказался заключенный Вацлав Дворжецкий, посвятивший впоследствии описанию этих событий пару страниц своих воспоминаний. Заглянем в эти страницы: «И вдруг – аврал! Эвакуация лагеря! Ликвидация! Сразу отменили развод. Прибили на воротах большую вывеску: «Общежитие рабочих Северолеса. Котласское отделение». Лозунги поснимали. Людей стали выводить по спискам, группами, с вещами. Хлеба выдавали на пять дней. Погружали в товарные вагоны, подписывали мелом: «пропс», «баланс», «шпала», пломбировали вагоны и загоняли в тупики. Делалось все быстро, организованно, по заранее намеченному плану.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ОГПУ приступило к организации новых лагерей в начале лета 1929 г. на основании решений Политбюро ЦК ВКП(б), оформленных «в советском порядке» 11 июля 1929 г. специальным постановлением СНК СССР 397 . В делопроизводственной документации государственных и партийных органов стали появляться немыслимые аббревиатуры и сокращения, обозначающие новые лагерно-производственные структуры. До лета 1929 г. в системе ОГПУ функционировало лишь одно Управление Соловецкого лагеря особого назначения (УСЛОН). В июне 1929 г. создается Управление Северных лагерей особого назначения (УСЕВЛОН) с центром в Усть-Сысольске, переименованном 26 марта 1930 г. в Сыктывкар. В июле 1929 г. организуется Управление Вишерских лагерей особого назначения (УВЛОН) с центром в г. Красновишерск Уральской области (ныне Пермская область). Осенью 1929 г. приказами местных органов ОГПУ создаются Дальневосточный лагерь (ДАЛЬУЛОН) с центром в Хабаровске, Сибирский лагерь (СИБУЛОН) с центром в Новосибирске, Среднеазиатский (УСАЗЛОН) с дислокацией управления в Ташкенте и Казахстанский (КАЗУЛОН), центр – Алма-Ата. Общее число заключенных на 1 июня 1930 г. составляло в этих семи лагерях 168 163 человека 398 . Как видим, «великий перелом» совершился и в сфере карательной политики. Можно вполне согласиться с мнением историка С.А. Красильникова, который отмечал: «Форсированный рост лагерей с конца 1929 г. при прямой санкции Политбюро свидетельствовал о том, что сталинский режим изменил акценты в карательной политике, сделав ставку на создание глобальной системы принудительного труда, сердцевиной которой стал ГУЛАГ, а движущей силой – ОПТУ» 399 . Каждый, кому довелось побывать в Карелии, восхищался дивной красотой озерного края. Суровая и скупая северная природа, по словам художника В.М. Юстицкого, «замечательно хороша своими серыми тонами, такими тонкими и изумительно мягкими». Когда-то этот художник мечтал приехать в Карелию, чтобы написать Северную сюиту. Но судьба распорядилась иначе: на Север прибыл не свободный художник, а «уголовный арестант». Бывший профессор Саратовского художественного института заключенный Юстицкий писал одной из своих учениц: «Ты спрашиваешь о том, как я живу? Коротко. Лес, опять лес и опять лес. Тяжелая, непосильная работа, нормы... Вообще, о моей жизни ты не можешь иметь представления, так как никакая фантазия тебе этого не дополнит. Ты пишешь, как художник, о красоте природы, но я ее не замечаю (...) Дни похожи один на другой, текут с поразительной однообразностью – это полужизнь, где кажется, что частично похоронен и предметы теряют свою ощутимость (...) Все время на общих работах, тяжелых, не по силам, ежедневная непроходимая усталость. Ни о каких рисунках и прочем и не думаю, да и смешно об этом говорить в моем положении... Моя специальность и вообще мои знания и опыт в условиях лагеря ничего не значат. Здесь не место искусству, изящной литературе, философии....» 400

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. собирание исторических источников производилось Археографическими комиссиями (Петербургской, Киевской, Виленской, Кавказской), Историко-филологическим об-вом при Харьковском ун-те, др. научными учреждениями и частными лицами (часто одновременно с фольклорными и этнографическими исследованиями). В нач. XX в. большими успехами в деле собрания рукописной и старопечатной книги среди старообрядцев (см. Старообрядчество ) отмечены А. э. Б-ки АН, осуществлявшиеся под рук. В. И. Срезневского в 1901-1904 гг. в Архангельскую, Вологодскую, Олонецкую и Пермскую губернии. В 1917-1918 гг. Археографическая комиссия организовала поездку Б. Д. Грекова для изучения архива Соловецкого мон-ря . В 1937-1940 гг. А. э. Пушкинского Дома (ИРЛИ РАН) и ЛГУ выявили рукописи в Карелии, городах и селениях Коми АССР, в Архангельске, Кирове, Вел. Устюге, Сольвычегодске. С кон. 40-х гг. XX в. А. э. из Пушкинского Дома и ЛГУ во главе с В. И. Малышевым приняли регулярный характер, привезенные из экспедиций рукописи составили основу Древлехранилища Пушкинского Дома . В нач. 50-х гг. стали постоянными А. э. Б-ки АН. В эти же годы сотрудники ОР ГБЛ начали осуществлять археографические поездки для инспекции провинциальных б-к и музеев с целью выявления и передачи в Москву не используемых на местах рукописных материалов, со 2-й пол. 50-х гг. эти поездки превратились в регулярные А. э. в старообрядческие районы Ср. России и Поволжья. Отдельные поездки для выявления и сбора рукописей осуществляли в кон. 50-х гг. сотрудники Археографической комиссии АН. С 60-х гг. поездки за древними рукописями стали постоянно проводить новые археографические центры в Москве, Новосибирске, Свердловске (совр. Екатеринбург), Ярославле, Н. Новгороде, Сыктывкаре и др. Сложилось понятие полевой археографии как комплексной дисциплины, изучающей не только книжность (запасы к-рой к 80-м гг. XX в. сильно оскудели), гл. обр. старообрядческую, но и региональную традиц. народную культуру в целом. Всего в 30-90-х гг. XX в. экспедициями было собрано свыше 20 тыс. рукописных книг XIV - нач. XX в. и неск. тыс. экз. печатных изданий кон. XV-XIX в. Сведения о результатах А. э. публикуются в «Археографическом ежегоднике».

http://pravenc.ru/text/76464.html

Эта внешняя оболочка, быть может, важнее даже для понимания так называемого «красного террора». Перед нами прошел уже садист в полном смысле слова – харьковский Саенко. Несколько слов о его помощнике матросе Эдуарде, рассказывает Карелин: знаменит был тем, что, дружески разговаривая с заключенным, смеясь беззаботным смехом, умел артистически «кончить» своего собеседника выстрелом в затылок. Таким же зверем изображает осведомленный в одесских делах Авербух председателя местной чеки Калинченко. О его «причудах» и диких расправах рассказывали целые легенды: однажды во время празднования своих именин К. приказал доставить из тюрьмы «трех самых толстых буржуев». Его приказ был выполнен, и он в каком-то пьяном экстазе тут же убивает их из револьвера. «Мне как-то раз пришлось посетить кафе «Астра» по Преображенской улице, посещаемое исключительно большевицкими служащими» – пишет Авербух 286 . «И здесь мне совершенно неожиданно пришлось выслушать рассказ известного палача «Васьки» о том, как он раз расправился с двумя буржуями, как они корчились и метались в предсмертных судорогах, как они целовали у него руки и ноги и как он все-таки исполнил свой революционный долг». Среди одесских палачей был негр Джонстон, специально выписанный из Москвы. «Джонстон был синонимом зла и изуверств»... «Сдирать кожу с живого человека перед казнью, отрезать конечности при пытках и т. п. – на это способен был один палач – негр Джонстон». Он ли один? В Москве на выставке, устроенной большевиками в 1920–1921 гг., демонстрировались «перчатки», снятые с человеческой руки. Большевики писали о том, что это образец зверств «белых». Но... об этих перчатках, снимаемых в Харькове Саенко, доходили давно в Москву слухи. Говорили, что несколько «перчаток» было найдено в подвале Ч.К. Харьковские анархисты, привезенные в Бутырскую тюрьму, единогласно свидетельствовали об этих харьковских «перчатках», содранных с рук пытаемых. «Нас упрекают в готтентотской морали», говорил Луначарский в заседании московского совета 4 декабря 1918 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010