Финляндская православная Церковь и государство: формирование социальных практик в отношениях Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 25 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 Православие в Финляндии имеет глубокие исторические корни. Оно стало проникать туда примерно с Х II века. В середние века юго-восточная Финляндия и Карелия были полем борьбы Швеции и Новгорода (затем — единого русского государства). Одним из аспектов этой борьбы было противостояние западной (католичество, с XVI века — лютеранство) и восточной ветвей христианства. В 1227 г. князем Ярославом Всеволодовичем было осуществлено принудительное крещение карелов в Православие 1 . По Ореховецкому договору 1323 г. сферы влияния были разделены и закреплены за противоборствующими сторонами. Православие стало важным фактором развития карельского народа. В XVII веке шведами были заняты Приладожская Карелия и Карельский перешеек. Насильственное насаждение там лютеранства вызвало переселение большого число карелов в Россию 2 . В XVIII веке Россия вернула себе северное Приладожье и перешеек. К тому времени они были освоены финскими переселенцами-лютеранами. Лишь в Выборгской губернии оставались районы с компактно проживавшим православным карельским населением. Лютеранские приходы, находившиеся на этой территории, сохранили свои организационно-канонические связи с заграничной финляндской епархией. Одновременно создавалась православная монастырско-приходская система, связанная с Санкт-Петербургом 3 . В результате русско-шведской войны 1808–1809 годов Финляндия была присоединена к Российской империи в качестве автономного княжества. Вскоре в его состав была введена Выборгская губерния, так называемая Старая Финляндия. Карельское население составило этноконфессиональное меньшинство населения княжества. Кроме карелов, некоторую часть православного населения составляли русские, селившиеся в Финляндии. К концу XIX века на территории княжества была образована самостоятельная епархия Русской Православной Церкви. К 1918 г. она насчитывала более 58000 членов, из которых финнов 51000, русских — 7000. Позже к православным приходам было приписано несколько тысяч русских эмигрантов 4 .

http://pravmir.ru/finlyandskaya-pravosla...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИСТ (Опарин Кузьма Мокеевич; 1864, Таранковская вол. Нолинского у. Вятской губ.- 30.10. 1918, близ ст. Карелино Богословской (ныне Свердловской) железной дороги), прмч. (пам. 17 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), мон. Из семьи крестьянина, получил домашнее образование, в нек-рых послужных списках значится как неграмотный. Неск. лет служил в армии в нижнем чине, был уволен в запас. Весной 1899 г. поступил в верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь . Нес послушания печника и штукатура. Начинал монашескую жизнь под духовным руководством валаамских подвижников прп. Илии (Чеботарёва) и игум. прп. Арефы (Катаргина) (см. прп. Арефа Верхотурский ), переехавших в 1893 г. с Валаама для возрождения в Верхотурском монастыре монашеской жизни по новому общежительному уставу. Преподобномученики Иакинф и Каллист Верхотурские. Икона. Нач. XXI в. (Преображенская ц. Верхотурского Свято-Николаевского мон-ря) Преподобномученики Иакинф и Каллист Верхотурские. Икона. Нач. XXI в. (Преображенская ц. Верхотурского Свято-Николаевского мон-ря) 13 февр. 1904 г. Кузьма принял постриг с именем Каллист в честь мч. Каллиста Аморийского. В авг. того же года был переведен в далматовский в честь Успения Пресвятой Богородицы муж. мон-рь , где нес послушания келиарха (смотритель порядка) и печника. В 1906-1907 гг. по благословению настоятеля Далматовского мон-ря архим. Максимилиана К. в течение 9 месяцев совершал паломничество по св. местам, в т. ч. на Св. землю. Летом 1912 г. К. перевели в Кыртомский Крестовоздвиженский мон-рь, где он нес послушание печника, а после 1913 г. вернулся в Верхотурский мон-рь. В 1918 г. мон-рь был занят красноармейцами. Всех трудоспособных послушников и монахов (ок. 40 чел.) насильно мобилизовали в армию на подсобные работы. Они обслуживали 4-й Екатеринбургский полк, расположившийся в мон-ре. Были заняты 2 монастырских гостиничных корпуса, в одном из которых расположился штаб полка; монастырский дом для приема гостей был отдан под продовольственную управу.

http://pravenc.ru/text/1320089.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Иванович Корелин (Карелин, Коренин) (8.08.1863 (по др. данным, 1864), с. Крутихинское Шадринского у. Пермской губ. (ныне дер. Крутиха Шадринского р-на Курганской обл.) - 29.06.1918, близ дер. Карбаны Тобольской губ. (ныне Тюменской обл.)), сщмч. (пам. 16 июня - в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи священника. В 1883 г. окончил Пермскую ДС по 1-му разряду и в том же году рукоположен во диакона. Исполнял обязанности надзирателя в Далматовском ДУ, затем был учителем в Новопышминском двухклассном уч-ще Камышловского у. Летом 1886 г. рукоположен во иерея и определен к Сретенской ц. с. Иленского Ирбитского у. (ныне Ляпуново Байкаловского р-на Свердловской обл.). В Иленском также служил законоучителем местного народного училища. В апр. 1888 г. переведен в Богоявленскую ц. с. Кочневского Камышловского у., где также стал законоучителем в народном училище. В 1889-1894 гг. депутат по межевым и следственным делам, также был членом благочиннического совета, законоучителем Мельниковской церковноприходской школы при Богоявленской ц. и наблюдателем церковноприходских школ 3-го благочиннического округа Камышловского у. В 1895 г. стал духовным следователем того же округа. Неоднократно избирался депутатом на епархиальный и окружной училищные съезды. 14 нояб. 1904 г. перемещен в Свято-Троицкий собор Каменского завода Камышловского у. (ныне г. Каменск-Уральский). Награжден набедренником (1892), скуфьей (1896) и камилавкой (1905). В начале лета 1918 г. Каменский совет, выполняя декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» , постановил изъять из Свято-Троицкого собора метрические книги. Когда представители новой власти пришли за книгами, прихожане оказали сопротивление, избили членов совета и хотели разгромить само здание совета. Через нек-рое время подоспевшие рабочие с оружием разогнали собравшихся. После этого П. арестовали и отправили в Екатеринбург в распоряжение Екатеринбургской ЧК. Сидел в одной тюрьме с Тобольским еп. сщмч. Ермогеном (Долганёвым).

http://pravenc.ru/text/2580170.html

Закрыть itemscope itemtype="" > О сгоревшей церкви Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге Факты против домыслов 17.08.2018 2188 Время на чтение 3 минуты Поджог одной из жемчужин русского деревянного зодчества - церкви Успения Божией Матери в карельском городе Кондопога стал шоком не только для жителей города и Карелии, но и для всех граждан России, любящих русское искусство и русскую историю. Поджог умышленный. Преступник задержан. Им оказался подросток, увлекающийся сатанизмом. Эта трагедия требует общественного внимания и осмысления. Вместе с тем, по обыкновению, в некоторых СМИ и в соцсетях появляются всякого рода спекуляции на эту тему. Некоторые договариваются до того, что в произошедшем винят местные церковные власти, что является либо результатом невежества, либо откровенной клеветой. Ведь сгоревшая Успенская церковь в Кондопоге, будучи памятником Федерального значения (построена в 1774 году) и заонежской деревянной архитектуры, являлась филиалом Кондопожского городского краеведческого музея. Сразу после революции, в 1918 году, Успенская церковь, благодаря стараниям И.Грабаря, была взята под охрану государства. Службы в ней продолжались до 1930 года. Потом она была закрыта, а последний священник храма - о. Иоанн Лядинский - принял мученическую кончину, был расстрелян в 1937 году. Храм, и это важно подчеркнуть, не находился в собственности Русской Православной Церкви. Последнее богослужение в церкви было совершено в августе 2015 года на праздник Успения Божией Матери. Администрация музея разрешила его совершить в виде исключения в связи назначением нового Главы Карельской митрополии митрополита Константина. Газета «Карелия» в 48 от 16 августа 2018 года в заметке «Живопись неба уничтожил огонь» довольно объективно излагает обстоятельства дела. Приведем текст заметки полностью. «10 августа в Кондопоге сгорел самый высокий 42-метровый деревянный храм Русского Севера. Тушили Успенскую церковь около двух часов, но спасти памятник заонежской деревянной архитектуры не удалось.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/08/17/o_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новгородской епархии, существовало в 1685-1690 гг., затем оставалось вакантным до открытия в 1708 г. преемствующего ему Ладожского вик-ства (см. Кексгольмское и Ладожское вик-ство ). Названо по г. Корела (с 1617 шведский, затем российский Кексгольм, с 1918 финский Кякисальми, с 1940 советский Кексгольм, с 1948 Приозёрск). Судя по титулу главы К. в.: «епископ Корельский и Орешецкий» (ИРИ. Ч. 1. С. 85) - название кафедры отсылало к самостоятельной Корельской и Орешской епархии . (Н. Н. Дурново именует К. в. Корельским и Ладожским, указывая, что оно существовало с 18 янв. 1685 по 28 мая 1763, т. е. объединяет его с Кексгольмским и Ладожским вик-ством: Дурново. 1898. Т. 3. С. 332.) Предпосылки учреждения К. в. связаны с тем, что после завоевания Корельского у. Швецией в 1617 г. значительная часть правосл. карел не захотела переселяться вглубь России и требовала церковного устроения. Религ. политика шведов поначалу была нацелена на предотвращение оттока податного населения края. Швед. посол Густав Стенбок в 1618 г. привез в Москву ходатайство, чтобы игумены, священники и диаконы для правосл. церквей поставляемы были Новгородским митрополитом. В авг. 1619 г. Новгородский митр. Макарий II в особой грамоте писал корельскому духовенству: «Не отреваю вас приходити ко мне и по превосходящему нашему чину благословение и продление во всяких духовных делах от нас приимати, и антиминсы и вся, яже церквам Божиим в лепоту, подавати вам хотим» (ААЭ. Т. 3. 108. С. 147-148). Русское правительство с позволения шведского помогало карелам возводить и освящать новые храмы, переправляло им миро и др. Однако вскоре шведы приступили к политике лютеранизации карел. В Стокгольме действовала рус. типография (20-е гг. XVII в.- ок. 1683), печатавшая кириллицей на русском и карел. языках Катехизис М. Лютера ; выучившим его православным назначались награды. Пасторы поощрялись за проповеди на рус. языке, склонявшие к переходу в лютеранство. Со временем натиск усиливался. У дворян, сохранявших отеческую веру, отбирали имения. Карел, не говоривших по-русски, причисляли к лютеран. приходам и вынуждали участвовать в содержании пасторов. В кон. 20-х гг. XVII в. поднялась волна тайного бегства карел на сопредельные рус. земли. В 1638-1639 гг. власти пресекли авантюристическую попытку бывш. архиеп. Афиногена (Крыжановского) создать правосл. епархию в Ингерманландии и Карелии, подчинив ее К-польскому патриарху.

http://pravenc.ru/text/2057252.html

Петр (Руднев), архиеп. Куйбышевский. Фотография. 1935 г. (Руднев Николай Николаевич; 18.04.1891, с. Кузяево Московского у. и губ.- 3.11.1937, урочище Сандормох близ пос. Медвежья Гора, ныне г. Медвежьегорск, Карелия), архиеп. Куйбышевский. Из семьи земских учителей, родители происходили из духовного сословия. После учебы в Перервинском ДУ поступил в 1906 г. в Московскую ДС, к-рую окончил в 1912 г. В том же году принят в МДА. 4 янв. 1914 г., во время учебы в академии, пострижен в рясофор, исполнял обязанности чтеца и канонарха в академическом Покровском храме. 30 июня 1915 г. в Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой мужской пустыни ректором МДА архим. сщмч. Иларионом (Троицким ; впосл. архиепископ) пострижен в мантию с именем Петр. 5 июля того же года рукоположен в Троице-Сергиевой лавре архиеп. бывш. Вологодским Никоном (Рождественским) во диакона, 20 июля - во иерея. По окончании 4-го курса академии не был включен в разрядные списки выпускников. Ему было разрешено «сдать устные испытания и представить курсовое сочинение после летних каникул, в сентябре месяце 1916 года, после чего и иметь суждение об удостоении его ученой степени или звания». В дальнейшем П. упоминается в числе бывш. учащихся академии, не явившихся на итоговые экзамены «частью по болезни, частью за пребыванием на театре военных действий» (БВ. 1917. Т. 2 . 6/7. С. 95). В 1917 г. П. служил священником в санитарных отрядах и госпиталях на Юго-Западном фронте. В 1918 г. преподавал в КДА, в 1919 г., после закрытия академии, переехал в Москву, был принят в братию Данилова во имя преподобного Даниила Столпника мужского монастыря . Видимо, в это время он завершил свое духовное образование - либо в высшей богословской школе, действовавшей в Даниловом мон-ре под рук. его настоятеля еп. Феодора (Поздеевского ; впосл. архиепископ), либо у преподавателей МДА, продолжавших после выселения академии из Троице-Сергиевой лавры учебную деятельность в Москве. Впосл. упоминается о наличии у П. степени кандидата богословских наук (ЖМП, 1931-1935. С. 174).

http://pravenc.ru/text/2580320.html

Русской Православной Церкви (Корельская и Орешковская, Корельская и Копорская), основана в кон. XVI - нач. XVII в. в границах Корельского у. Водской пятины Новгородской земли (включал вост. часть Карельского перешейка и Сев. Приладожье) и Ореховского у. (юг Карельского перешейка, все Приневье и часть юж. побережья Финского зал.), отделена от Новгородской епархии (с 1589 митрополия). Православие начало проникать в Карелию вскоре после Крещения Руси. Летом 1227 г. по указанию кн. св. Ярослава (Феодора) Всеволодовича были крещены карелы, «мало не все люди» (ПСРЛ. Т. 1. С. 149). Корельский городок (впервые достоверно упом. как Корела-Кексгольм в 1295, с 1617 шведский, затем российский Кексгольм, с 1918 финский Кякисальми, с 1940 советский Кексгольм, с 1948 Приозёрск) постепенно стал крупным духовным центром, в его крепости находился архиерейский дом - на случай приезда Новгородского архиерея. Однако достоверно известно только об одном посещении им отдаленных корельских приходов: в 1419 г. Симеон , архиеп. Новгородский и Псковский, объезжал Корельскую землю, после того как норвежцы разорили в ней неск. церквей и мон-рей, в частности Корельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь . После покорения Новгорода Московским вел. княжеством (1478) Новгородский архиепископ утратил мн. свои земли в Корельской земле, которые стали собственностью вел. князя или были отданы на содержание корельскому наместнику. Незадолго до образования К. и О. е., в 1568 г., была произведена перепись, по результатам к-рой можно судить о приходах и клире - с той поправкой, что в 1570-1597 гг. край был опустошен шведами, затем ускоренно возрождался благодаря освобождению всех жителей уезда на 10 лет от пошлин и налогов (Жалованная грамота, 1 нояб. 1598); особая помощь была оказана Коневскому в честь Рождества Пресв. Богородицы и Спасо-Преображенскому Валаамскому мон-рям (ДАИ. Т. 1. 142-143). В Кореле и ближних селениях-«волостках» помимо 5 городских мон-рей и кафедрального Воскресенского собора с приделом прп. Сергия Чудотворца размещались 7 приходских церквей, а на территории уезда, в 6 погостах (близ совр. поселков Громово, Сосново, Куркиёки, Салми, г. Сортавала и оз. Иломантсиярви (на территории Финляндии)),- не менее 10 церквей (сохр. лишь половина переписи погостов) и 3 мон-ря на Ладоге. При еп. Сильвестре, как указывалось, число приходов значительно увеличилось.

http://pravenc.ru/text/2057248.html

Сортавала. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1873. Архитектор:Н.П. Гребенко Адрес: 186750, республика Карелия, Сортавальский район, г. Сортавала, ул. Горького, 31 Координаты: 61.705033, 30.693226 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Сердоболь (с 1918 г. город Сортавала в Карелии) представлял собой небольшой городок на северном берегу Ладожского озера, основанный шведами еще в начале XVII в. По Ништадтскому мирному договору 1721 г. он отошел к России и вошел в состав Выборгской губернии. В 1811 г. эта губерния стала частью Великого княжества Финляндского. Жили в Сердоболе по преимуществу финны, они исповедовали лютеранство. Однако и православных людей там было немало. Русское правительство, проводившее во второй половине XIX в. политику русификации населения на Севере и Северо-Западе страны, было заинтересовано в усилении позиций православной церкви. В те годы многие известные купцы, в том числе и Елисеевы, жертвовали большие средства на строительство или ремонт храмов на этих территориях и удостаивались наград и почестей. Существовавшая в городе Сердоболе Петропавловская церковь сильно обветшала, на ее ремонт требовались большие средства, местное православное население не могло их собрать, поскольку бедствовало вследствие нескольких неурожайных лет подряд. История сооружения этого храма описана в четвертом томе многотомного издания «Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии», опубликованном в конце 1870-х г., Петербургский митрополит Исидор из донесений местного благочинного знал о крайней ветхости старого церковного здания и о том, что его прихожане своими средствами для сооружения новой постройки не располагают. «...По его убеждению и благословению господа коммерции советники Григорий и Стефан Елисеевы согласились устроить новый теплый деревянный храм... По их желанию в Петербург были вызваны местный священник, благочинный и церковный староста. Усиленная просьба местного священника тронула добрые сердца братьев Елисеевых. " Братья сразу же поручили составление плана, чертежей и сметы известному академику Николаю Павловичу Гребенке, под наблюдением и руководством которого и произведены все строительные работы.

http://sobory.ru/article/?object=00887

Закрыть itemscope itemtype="" > Финляндия поднимает вопрос об Ингерманландии Финны-ингерманландцы используются как информационное оружие против России 16.11.2021 670 Время на чтение 4 минуты Источник: ФСК Фото: ФСК Ингерманландские финны – субэтнос финского народа, населявший территорию нынешней Ленинг радской области и прилегающие регионы. Сюда их переселили в XVII в. владевшие Финляндией шведы для колонизации захваченных у России земель. Получив независимость из рук советского правительства, Хельсинки тут же попытался реализовать проект Великой Финляндии, дважды вторгаясь в советскую Карелию и Архангельскую губернию – в 1918 и в 1921 годах – и создавая там марионеточные правительства. Ингерманландцев финские власти рассматривали как идеологическую базу для закрепления данных земель за Финляндией. Наличие в приграничных российских губерниях финно-угорского населения служило оправданием для вооружённых рейдов финских отрядов вглубь советской территории в 1918-1921 гг., получивших в финской историографии благородное название «братские войны». Дескать, финские добровольцы воевали за суверенитет своих братьев по крови – карелов, эстонцев, ижорцев, коми. Откровенно враждебная политика по отношению к СССР стала причиной разгрома Финляндии в «зимней войне» 1939-1940 гг. Напав на СССР вместе с Гитлером в 1941 году, финская армия опять сделала ставку на ингерманландцев, рассчитывая на их поддержку изнутри. И в некотором отношении не ошиблась. В сборнике Национального музея Финляндии «Ингерманландцы – забытые финны», изданном на русском языке в 2020 г. для одноимённой выставки о «сталинских репрессиях», содержатся рассказы ингерманландцев, воевавших на стороне Гитлера. Эти гитлеровские сообщники представлены в сборнике в образе невинных жертв сталинского режима. Вот цитата : «Юхо Саволайнен приехал в Финляндию в 1943 году из оккупированной Германией Ингерманландии в числе 63 тыс. эвакуированных ингерманландских финнов. В Финляндии 18-летний юноша принял присягу и сражался во время Второй мировой войны против Советского Союза». После войны финский фашист отсидел десять лет в советских лагерях, в Финляндии он причислен к «невинно репрессированным» и доживает свой век в доме престарелых.

http://ruskline.ru/opp/2021/11/16/finlya...

70-летие расстрела священника Павла Флоренского и 508 узников Соловецких лагерей отметили в Санкт-Петербурге и Ленинградской области 10 декабря 2007 г. 14:36 8 декабря, в день 70-летия расстрела под Ленинградом 509 узников Соловецких лагерей, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области прошли мемориальные мероприятия. Расстрел 509 узников — одна из кровавых страниц большого Соловецкого расстрела 1937 — начала 1938 годов. Среди расстреляных 8 декабря 1937 года под Ленинградом был и выдающийся мыслитель и богослов, ученый-энциклопедист священник Павел Флоренский. Особая тройка УНКВД Ленинградской области (начальник УНКВД ЛО Л. Заковский, его заместитель В. Гарин и прокурор Ленинграда Б. Позерн) во исполнение приказа стремилась не только выполнить, но и перевыполнить разнарядку, установленную для Соловецких лагерей. Было предписано осудить по «первой категории» (т.е. расстрелять) 1200 человек до конца 1937 года. Были приговорены к расстрелу и расстреляны 1825 человек, т.е. на 52% больше. Основанием для вынесения приговора служила справка начальника Соловецкой тюрьмы И.А. Апетера. Расстрел был осуществлен в три этапа. Из-за того, что на Соловках уничтожить такое количество людей было невозможно, приговоренные были отправлены на Большую землю. 1111 человек, доставленные с Соловков в город Кемь (Карелия), были расстреляны с 27 октября по 4 ноября 1937 года в урочище Сандормох в районе г. Медвежьегорска. Группу из 509 человек привезли в Ленинград и там расстреляли. Документы о расстреле подписаны 8 декабря 1937 года комендантом УНКВД Ленинградской области А. Поликарповым. По расследованиям, проведенным НИЦ «Мемориал» (Санкт-Петербург), местом расстрела этого этапа является урочище Койранкангас, известное как Ржевский артиллерийский полигон в Ленинградской области в районе поселка Токсово. Этот полигон использовался как место расстрела с 1918 года. В 1930-е годы на нем было расстреляно не менее 30 000 человек. Из-за закрытости фондов до сих пор окончательное количество погибших не установлено.

http://patriarchia.ru/db/text/335922.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010