Земля четырех войн: как шла борьба за Карелию в XX веке В первой половине XX века Карелия стала территорией нескольких конфликтов между Советской Россией и Финляндией. Мотивация воюющих сторон была асимметричной: финская сторона считала, что хочет освободить родственные народы от русско-большевистского гнета, а советская — что защищает трудящихся от иностранной оккупации буржуазным государством. 1 Лев — покровитель медведя Первая советско-финляндская война началась до того, как на территории бывшего Великого княжества Финляндского, окончилась гражданская война (январь — май 1918 года). Вторжение финских отрядов в соседние губернии России началось практически сразу и было идеологически обосновано. Особую роль в победе белых финнов в гражданской войне сыграл егерский батальон, составленный из молодых эмигрантов-националистов, бежавших в Германию в годы Первой мировой и получивших там регулярное военное обучение. С царскими войсками егеря сражались лишь однажды, зато на родине, с начала гражданской войны, стали основой финского офицерского корпуса. Третий куплет «Марша егерей», написанного на музыку Яна Сибелиуса, четко указывал географические притязания националистов: «Берег Белого моря, Карелия моя…». Белые финны У командовавшего финскими войсками Густава Маннергейма были разногласия с егерями, но в «карельском вопросе» он с ними не спорил. 23 февраля 1918 года на станции Антреа он дал «клятву меча»: «…я клянусь от имени финской крестьянской армии, что не вложу меч в ножны… прежде чем последний вояка и хулиган Ленина не будет изгнан как из Финляндии, так и из Беломорской Карелии». Поэтому вооруженные силы финских националистов-белых переходили восточную границу Великого княжества Финляндского и вторгались в Архангельскую и Олонецкую губернии при каждом удобном случае. Их не останавливало то, что Советская Россия после Брестского мира отказала финским большевикам в поддержке и отозвала военных советников из Хельсинки. Уже в марте в поселке Ухта (ныне — Калевальский район) под контролем финских войск состоялось заседание Временного комитета по Восточной Карелии. Так появилось «Северо-карельское государство». Сначала его деятели предложили Финляндии присоединить Карелию, но по совету покровителей взяли курс на самостоятельность. Восточная Карелия обзавелась полноценной государственной атрибутикой, включая герб и военно-морской флаг. Доработку герба с черным медведем на задних лапах и с весури — сучкорезом в передних, осуществил художник Аксели Галлен-Каллела, знаменитый иллюстратор «Калевалы».

http://sever.foma.ru/zemlja-chetyreh-voj...

К 1923 г. на западной границе Советской России уже несколько лет существовали государства, образовавшиеся на бывшей территории Российской империи вскоре после Октябрьской революции 1917 г.: 6 декабря 1917 г. финский Сенат провозгласил независимость Финляндии, 16 февраля 1918 г. литовская Тариба (Высший совет) объявила о восстановлении самостоятельного Литовского государства, 24 февраля того же года была декларирована независимость Эстонии, 6 октября польский Регентский совет известил о создании независимого Польского государства, 18 ноября правительство Карлиса Улманиса провозгласило независимость Латвии. Эти события развивались на фоне развала Российской армии и прекращения ее участия в Первой мировой войне (в результате сепаратного мира между советским правительством и кайзеровской Германией в марте 1918 г.), а к концу 1918 г. и на фоне поражения Германии в войне. К 1921 г. самостоятельность этих государств была закреплена в итоговых документах нескольких проигранных вначале немецкими, а затем и советскими войсками локальных войн. В соответствии с Тартуским мирным договором от 2 февраля 1920 г. Советская Россия признала независимость Эстонской Республики и передала ей исконно русский Печерский край. По Рижскому договору от 11 августа 1920 г. была признана независимость Латвии, к которой также отошла часть Псковской губернии. По Тартускому договору от 14 октября 1920 г. Финляндия получила восточную Карелию, в том числе остров Валаам и ряд других территорий. Рижский договор с Польшей от 18 марта 1921 г. также содержал значительные территориальные уступки Польше. Литва же, ставшая ареной двух войн – советско-польской и польско-литовской, потеряла значительную часть территории: Вильно и Вильнюсская область отошли к Польше. Провозглашение независимости и последующие военные действия во всех названных государствах были связаны с деятельностью авторитарных национальных лидеров (Юзев Пилсудский в Польше, Карлис Улманис в Латвии, Карл Густав Эмиль Маннергейм в Финляндии, Антанас Сметона в Литве и Константин Пяте в Эстонии), которые выражали наиболее радикальные настроения новых политических элит в своих странах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пусть единовременно работает у вас сто тысяч заключённых — какой капитал ещё ценней? И в двадцать месяцев отдайте канал! ни дня отсрочки. Вот тут и рассвирепеешь на инженеров-вредителей. Инженеры говорят: будем делать бетонные сооружения. Отвечают чекисты: некогда. Инженеры говорят: нужно много железа. Чекисты: замените деревом! Инженеры говорят: нужны тракторы, краны, строительные машины! Чекисты: ничего этого не будет, ни копейки валюты, делайте всё руками! Книга называет это: “дерзкая чекистская формулировка технического задания”. То есть раппопортовский косинус… (Кстати, в разных тиражах «Беломора» этот косинус — разный.) Так торопимся, что для северного этого проекта привозим ташкентцев, гидротехников и ирригаторов Средней Азии (как раз удачно их посадили). Из них создаётся на Фуркасовском переулке (позади Большой Лубянки) Особое (опять «особое», любимое слово!) конструкторское бюро. (Впрочем чекист Иванченко спрашивает инженера Журина: “А зачем проектировать, когда есть проект Волго-Дона? По нему и стройте.”) Так торопимся, что они начинают делать проект ещё прежде изысканий на местности! Само собой мчим в Карелию изыскательные партии. Ни один конструктор не имеет права выйти за пределы бюро, ни тем более в Карелию (бдительность). Поэтому идёт облёт телеграммами: а какая там отметка? а какой там грунт? Так торопимся, что эшелоны зэков прибывают и прибывают на будущую трассу, а там ещё нет ни бараков, ни снабжения, ни инструментов, ни точного плана — чту же надо делать? Нет бараков — зато есть ранняя северная осень. Нет инструментов — зато идёт первый месяц из двадцати. (Плюс несколько тухтяных месяцев оргпериода, нигде не записанных.) Так торопимся, что приехавшие наконец на трассу инженеры не имеют ватмана, линеек, кнопок (!) и даже света в рабочем бараке. Они работают при коптилках, это похоже на гражданскую войну! — упиваются наши авторы. Весёлым тоном записных забавников они рассказывают нам: женщины приехали в шёлковых платьях, а тут получают тачки! И “кто только не встречается друг с другом в Тунгуде: былые студенты, эсперантисты, соратники по белым отрядам!” Соратники по белым отрядам давно уже встретились друг с другом на Соловках (или ещё раньше потоплены и стоят на дне Белого, Каспийского моря), а вот что эсперантисты и студенты тоже получают беломорские тачки, за эту информацию спасибо авторам.

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

Медвежьегорск Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Медвежьегорск – один из промышленных центров Карелии, расположен на северо-западной оконечности Большой губы Повенецкого залива Онежского озера, в устьях рек Кумсы и Вички. С трех сторон его окружают живописные скалы и песчано-гравийные холмы, покрытые хвойными лесами. Раньше на месте города Медвежьегорска шумел густой лес, бродили медведи, были болота. До 1710 года здесь действовал Вичковский завод, построенный при Петре 1 в 1703 году во время Северной войны со шведами. Затем завод на короткое время был возрожден купцом Ольхиными при Екатерине II в 1766-1769 годах. Началом истории города Медвежьегорска можно считать строительство на реке Кумсе в 1792-1794 годах водо-действующего лесопильного завода предпринимателей Андреева, Гагаринова и братьев Захарьевых из заонежского села Толвуя. В 1914 году Российская империя вступила в Первую мировую войну. Возникла необходимость в железной дороге к незамерзающему Баренцеву морю. В 1915 году началось сооружение Мурманского порта в Кольском заливе, двух небольших портов в Кеми и Сороке, а также железной дороги, которая должна была соединить Романов-на-Мурмане с Петроградом. В строительстве дороги в качестве наблюдателей участвовали офицеры из союзных России стран – Англии и Франции. Материалы для строительства железной дороги стали доставляться водой из Петрограда не в Повенец, как раньше, а в будущую Медвежью Гору. В 1916 году по проекту Р. М. Габбе было построено деревянное здание вокзала станции Медвежья Гора, которое сохранилось до сих пор. Было построено несколько домов для рабочих и служащих железной дороги, а так же помещения для военных железнодорожных батальонов. С окончанием гражданской войны 1918-1920 годов ставится задача более интенсивного использования богатств Карелии. С этой целью в 1923 году создается транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской железной дороги. В становлении города Медвежьегорска свою роль сыграло и строительство Беломорско - Балтийского канала. В 1930 году советское правительство принято решение о строительстве Беломорско-Балтийского канала. Административным центром стройки и Беломоро-Балтиского ИТЛ (Белбалтлага) стала станция Медвежья Гора и посёлок при ней. С началом работ по сооружению канала поселок превратился в большой пересыльный пункт для заключенных.

http://azbyka.ru/palomnik/Медвежьегорск

Подобно многим другим, чьи религиозные и иные воззрения не соответствовали идеологической линии партии, Шафаревич был низведен до положения гражданина второго сорта: ему не разрешалось публично высказывать свои взгляды, чтобы повлиять на развитие общества, в котором он живет, и в частной жизни он был обречен на лишения. Кроме Законодательства о религиозных объединениях, рассмотренного Шафаревичем, верующими в СССР управляют также и другие законы и инструкции, принимаемые от случая к случаю. Серьезные последствия для верующих имели Основы законодательства СССР и Союзных Республик (о коммунистическом воспитании народа), принятые Верховным Советом СССР в июле 1973 года и вступившие в силу с 1 января 1974 года. Как водится, проект этого законодательства, опубликованный в " Известиях " от 4 апреля, был предложен для всенародного обсуждения. Некоторые православные христиане откликнулись на это предложение: Виктор Капитанчук, Феликс Карелин и отец Глеб Якунин в совместных заметках, а Геннадий Шиманов отдельным письмом от 10 июля72. Капитанчук, Карелин и Якунин указали на то, что, несмотря на принципиальное разрешение советского правительства родителям воспитывать своих детей в религиозном духе, оговоренное в Декрете об отделении церкви от государства 1918 г. и в других документах, это право в скрытой форме отрицается в новом законе, поскольку он вообще не упоминает о каком-либо религиозном образовании или воспитании. Они также отметили, что по 42 новому закону родители будут " обязаны воспитывать своих детей в духе высокой коммунистической морали " 73. Это, с точки зрения авторов заметок, нелогично и не соответствует другим положениям советского законодательства, ибо, если признается право на религиозную веру, то ясно, что верующие родители по закону не обязаны прививать своим детям атеистическое мировоззрение, которого они сами не придерживаются. К тем же выводам более длинным путем пришел и Шиманов. Он также писал о том, что новый закон, призывающий к воспитанию в духе морали, соблюдался бы лучше, если бы законодатели выказали подлинно моральный подход, рассматривая верующих наравне с другими гражданами как строителей будущего своей страны, вместо того, чтобы принуждать их к невозможному, а именно, учить своих детей тому, во что они сами не верят .

http://religare.ru/2_89412.html

Правда, территориальные аппетиты пришлось уменьшить. 10–12 мая финские отряды попытались взять Печенгу (Петсамо) однако наступление отразили красногвардейцы и — неожиданно! — английские моряки. На тот момент независимая Финляндия принимала военную помощь от кайзеровской Германии, поэтому британцы, высадившиеся в Мурманске, хоть и не сочувствовали большевикам, но считали борьбу с союзниками кайзера локальным фронтом мировой войны. Противодействие Антанты стало одной из причин, почему в 1918 году военные формирования Финляндии ограничили активность на восточном театре. До конца года они все же захватили Ребольскую волость (нынешней Муезерский район) и Повенецкий уезд (Медвежьегорский район). В апреле 1919 года Олонецкая добровольческая армия численностью в две тысячи человек, преимущественно финны, захватила Олонец и приблизилась к Петрозаводску. 2 Красный лыжник против белых финнов До 1917 года на карельских землях, входивших в Архангельскую и Олонецкую губернию, сепаратизм с ориентацией на Финляндию был маргинальным явлением. Успехи относительно небольших финских отрядов, занимавших огромные территории, объяснялись двумя причинами. Во-первых, местное население отрицательно относилось к экономической политике Советской власти и воспринимало финнов как гарантов привычного порядка. Во-вторых, для Красной армии Карельский фронт, как и Северный, был второстепенным. Поэтому и Северокарельское государство и даже Ингерманландская республика фактически на окраине Петрограда могли существовать долго и безнаказанно. Однако летом 1919 года Революционный военный совет решил очистить от финских войск хотя бы Южную Карелию. Операция проходила с 27 июня по 8 июля. Были сосредоточены крупные пехотные силы, а также боевые корабли, в том числе и Балтийского флота, прошедшие по Неве в Ладожское озеро. Олонецкая армия потерпела поражение и отступила за границу. 1922 год. Почетный караул у знамени Карельского полка лесных партизан Кимасозеро, народная школа © Sakari Pälsi После этого боевые действия в Карелии заморозились в связи с наступлением Юденича на Петроград и возобновились лишь весной 1920 года. 18 мая Северокарельское государство прекратило существование — почти без сопротивления. В июне в эстонском Тарту начались переговоры, завершившиеся через четыре месяца. Финляндия получила лишь Печенгу, а значит, и выход к Ледовитому океану, но утратила все завоевания в Карелии.

http://sever.foma.ru/zemlja-chetyreh-voj...

Если Вы мне разрешите, я хочу уйти. Нервы у меня совершенно растрепались. Я больше не могу». Государь обнял меня одной рукой. На глаза у него навернулись слезы. Он сказал мне: «Евгений Степанович, от себя, жены и детей я Вас прошу остаться. Вы видите, что мы все терпим. Надо и Вам потерпеть». Потом он обнял меня, и мы поцеловались. Я остался и решил терпеть». Первые меры большевиков по адресу семьи Большевики еще более ухудшили денежный вопрос. Это было самой первой их мерой. 23 февраля 1918 года полковник Кобылинский получил от комиссара по Министерству двора Карелина телеграмму. В ней говорилось, что «у народа нет средств содержать царскую семью». Она должна жить на свои средства. Советская же власть дает ей квартиру, отопление, освещение и солдатский паек. В то же время запрещалось тратить из своих средств больше 600 рублей в месяц на человека. Это все ухудшало жизнь. Со стола исчезли кофе, сливки, масло. Стол вообще стал хуже, скуднее. Испытывали нужду в сахаре. Были уволены 10 служащих. 12 апреля от ЦИКа пришло письменное распоряжение об аресте Татищева, Долгорукова, Гендриковой и Шнейдер. Но солдаты пошли дальше. Они самовольно арестовали всех лиц, бывших при семье, не исключая и прислуги. В это время они и поселили их в губернаторском доме. Только один англичанин Гиббс упорно боролся за свою свободу и настоял на своем. Кроме указанных выше судебных доказательств я пользуюсь в освещении тобольского периода показаниями свидетелей: учительницы детей К. М. Битнер, офицера отряда Н. А. Мунделя и записями в дневнике графини А. В. Гендриковой. Битнер и Мундель были допрошены мною в г. Ишиме – первая 4 августа, а второй 6 августа 1919 года. Дневник графини Гендриковой был обнаружен в здании Уральского областного Совета 4 сентября 1918 года товарищем прокурора Н. И. Остроумовым. Эта записка, относящаяся к тобольскому периоду заключения царской семьи, обнаружена в числе других документов товарищем прокурора Н. И. Остроумовым 4 сентября 1918 года в здании Уральского областного Совета в г. Екатеринбурге. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1795  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2586 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей

http://azbyka.ru/fiction/ubijstvo-carsko...

После начала Второй мировой войны и Пакта о ненападении с Германией, намеки перешли в ультиматумы. Советская сторона явно намекала, что, если не договорятся дипломаты, слово возьмут солдаты. 30 ноября 1939 года так и случилось: РККА начала наступление на Карельском перешейке и в Карелии, там, где для этого были подходящие дороги. Брошенная техника Своеобразным пропагандистским музыкальным талисманом войны стала песня «Принимай нас, Суоми-красавица». Смысл песни был в том, что советские войска приходят, чтобы возвратить финнам их родину и «помочь вам расправиться, расплатиться с лихвой за позор», то есть взять реванш за проигранную гражданскую войну в 1918 году. В городе Терийоки (нынешний Зеленогорск) появилось Финское демократическое правительство, составленное из коммунистов, переживших 1937 год. Москва немедленно заявила, что признает только его, так как правительство Финляндии сбежало из Хельсинки… Основной ошибкой Сталина стала недооценка военных возможностей Финляндии, а также национальной сплоченности финского народа, который не собирался расправляться со своим правительством. На Карельском перешейке РККА достаточно скоро уперлась в «Линию Маннергейма». Хотя, по мнению финских историков, бетона на укрепления было потрачено меньше, чем на Хельсинский оперный театр (остальные ДОТы были деревянно-земляными), даже такой укрепрайон оказался неожиданностью для советской армии, и прорвать его удалось лишь в середине февраля. Наиболее драматические события происходили в Северном Приладожье и центральной части Карелии. Судьбы 168-й, 163-й, 44-й, 18-й стрелковых дивизий и других частей имели схожий сценарий: несколько дней продвижения вперед по узким дорогам, атака финских лыжных отрядов на линии снабжения, фактическое окружение, дезорганизация и попытка прорваться к своим или сопротивление в «мешке» до конца войны, когда из тысячи бойцов выживали два-три десятка. Страшным ударом по имиджу СССР стали фотографии заснеженных дорог с брошенной техникой и замерзшими трупами красноармейцев.

http://sever.foma.ru/zemlja-chetyreh-voj...

Помимо военного духовенства на занятых белогвардейцами территориях продолжали нести службу многочисленные приходские священники, которые отнюдь не стремились настраивать верующие массы против белого движения. Напротив, в большинстве случаев они оказывали ему поддержку. Так, епископ уфимский Андрей приветствовал так называемый мятеж белочехов, начавшийся 25 мая 1918 года. Он возглавил молебен на центральной площади города и призвал население оказать всяческое содействие новой власти. «Они (белочехи) первые стали очищать нашу землю от всяких немецких проходимцев и разбойников. Они спасли и нашу Уфу, и Казань, и Симбирск… Но их мало! Им нужна помощь». Однако тяжкая участь выпадала на долю тех архипастырей и пастырей, которые оставались на территории, переходившей в результате поражения белых войск под контроль Советов. Одна только лояльность духовенства белым властям рассматривались красными как контрреволюционное преступление; пение молебнов о победе белого оружия служило основанием для вынесения смертных приговоров или бессудных расправ. 14 января 1919 года в подвале Кредитного банка в г. Юрьеве был зверски убит епископ Ревельский Платон (Кульбуш) вместе с двумя протоиереями. 25 мая 1919 года в Астрахани, по указанию Кирова, были арестованы правящий архиепископ Митрофан (Краснопольский) и его викарий епископ Енотаевский Леонтий (барон Вимпфен). Попытки православных жителей города выручить своих архипастырей успехом не увенчалась. 23 июня оба иерарха были расстреляны во дворе тюрьмы. В марте 1921 года был убит епископ Петропавловский Мефодий (Краснопёров). Ему нанесли несколько штыковых ран и в одну из них вонзили крест. 15 июня 1919 года епископ Тобольский Гермоген (Долганов) и священник Пётр Карелин были утоплены в Каме, недалеко от Тюмени. 20 июня 1919 года епископ Пермский Андроник (Никольский) был живьём закопан в землю в лесу, в предместье Перми. На исходе гражданской войны, в 1921 году, в Севастополе был расстрелян бывший епископ Нижегородский Иоаким (Левицкий).

http://azbyka.ru/parkhomenko/russkaya-pr...

Василий Васильевич, так же, как его брат и сёстры, не остался в стороне от революционного движения. Это не удивительно. Искреннее желание изменить жизнь в стране в лучшую сторону, покончить с социальным неравенством, построить справедливое общество увлекало многих молодых образованных людей в России в начале прошлого века. В 1905–1906 гг. В. В. Рождественский находился в тюрьме за участие в революционных событиях в Москве. В 1911 г. он был исключён из училища за участие в акции протеста учащихся против вынужденного ухода В.А. Серова. В годы учёбы в училище сблизился с талантливыми молодыми художниками П.П. Кончаловским, И.И. Машковым, А.В. Куприным, А.В. Лентуловым, Р.Р. Фальком. В 1910 г. Василий Васильевич вместе с ними принял участие в создании общества художников «Бубновый валет» 31 . Официально устав этого общества был зарегистрирован 1 ноября 1911 г. Василий Васильевич был женат на Наталье Ивановне Михайловой (писательница, фольклорист), большую часть жизни прожил в Москве. В 1910– 1912 гг. он совершил поездку за границу, побывал в Италии. В 1914 г. был призван на военную службу и находился на фронте до 1917 г. Василий Васильевич много путешествовал по стране: бывал в Крыму, на Кавказе, в Карелии, Средней Азии, на Алтае, регулярно работал в Подмосковье. Он работал в разных жанрах живописи. Писал портреты, натюрморты, пейзажи. Особенно его привлекали горные виды и живописная природа Русского Севера. В 1910-е – 1920-е гг. он занимался плакатом, прошёл через увлечение импрессионизмом, постимпрессионизмом, кубизмом. В 1920-е гг. обратился к реалистической манере. С 1907 г. Василий Васильевич был участником многих российских и зарубежных выставок 32 . В 1918–1920 гг. он преподавал в 1-х и 2-х Государственных свободных художественных мастерских, стал инициатором создания и руководителем (до 1922 г.) Государственных свободных художественных мастерских в Удомле Тверской губернии. В апреле 1918 г. Василий Васильевич вступил в общество «Мир искусства». Он был в числе подписавших декларацию общества художников «Московские живописцы» 23 марта 1925 г 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010