I отделения 3, Описная книга Княгининского уезда 1672г. стр. 140 sqq; Исторические записки о Кривоезерской пустыне Филумена стр. 16 fin.; Владимирский сборник Тихонравова 170 col. 1. Что деисус второй, а не первый, ряд икон над местными, это ясно в Описании Кирилло-Белозерского монастыря, – Записок русского и славянского отделения Императорского Археологического Общества т. II, Опись Кириллова Белозерского монастыря, 1668г. стр. 139, 142 и 144 (местные, тябло, деисус), над царскими дверьми – 180, 181, 200 и 201; иногда деисус и прямо над местными иконами ibid. стр. 193, 206. „Под деисусами в тябле двадцать четыре иконы штилистовых”, – Исторические записки о Кривоезерской пустыне Филумена стр. 15 fin.). – Второй, после праздников, верхней ярус со Спасителем и апостолами, – митрополит Макарий в Новгороде, Карамзин к т. VIII, примечание 71, col. 15. – Деисусы и иконы большие различаются, – Собрание летописей т. VI, стр. 290. – Деисус – иногда первый ряд, в первом тябле или на первой полке, – Известий Археологического Общества т. II, стр. 58. – Деисус – тот ярус иконостаса, в средине которого икона деисус, – см. в Исторических записках о Кривоезерской пустыне иеродиакона Филумена стр. 15, 16 и 17, во Владимирском сборнике Тихонравова стр. 141 sqq и 168 sqq. – Вообще тябло или полка икон меньшего размера, чем местные. Деисусы на воротах монастырских, – Исторические записки о Кривоезерской пустыне иеродиакона Филумена стр. 17; деисусы в трапезе церковной на стене, – Владимирский сборник Тихонравова стр. 168 col. 2 fin., Вообще ряд икон, поставленных на тябле. – Упомянут: деисус полный, – Описание Хотькова монастыря, стр. 37, 39; деисус над царскими дверьми, – Описание Хотькова монастыря, стр. 39, Акты Юридические Калачова т. II, стр. 634; большой деисус (образ Спасов, по сторонам по пяти образов, Спас и четыре святые), – Записок русского и славянского отделения Императорского Археологического Общества т. II, стр. 193 и 201 fin.. „Образ Спасов в деисусе на одиннацети дсках” в часовне (Что это?), – Записок Археологического Общества т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Так, один из ведущих специалистов-историков в области исследования источников XVI века, Р. Г. Скрынников указывает, что: " авторы его не были очевидцами описываемых событий, но использовали воспоминания живых свидетелей: «старца» Симеона (Семена Кобылина) и соловецких монахов, ездивших в Москву во время суда над Филиппом " . «Монахи, ездившие в Москву» были теми самыми, которые стали лжесвидетелями на суде против своего игумена. Их показания послужили единственным основанием для осуждения Собором митрополита Филиппа. «Старец» Симеон был приставом, которому было поручено охранять жизнь святителя в Отрочем монастыре и по чьей преступной халатности, согласно летописи Тверского Отроча монастыря, «святитель неизвестно кем был задушен в своей келье». Святитель Димитрий Ростовский , который тщательнейшим образом изучил все имевшиеся факты и документы по данному вопросу, составил житие святого Филиппа где нигде не упоминается о том, что царь Иоанн Грозный как-либо причастен к кончине митрополита. В начале XX века профессора, участвовавшие в переводе Четьих Миней святителя Димитрия на русский язык, вместо жития Димитрия Ростовского вставили в русскоязычное издание дополненное Карамзиным «соловецкое житие». Молитвы Тропарь святителям Московским: Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Ермогену Первопристольницы Российстии,/истинии хранителие апостольских преданий,/столпи непоколебимии, Православия наставницы,/Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/Владыку всех молите/мир вселенней даровати,/и душам нашим велию милость. Тропарь Филиппу II, митр. Московскому и всея России чудотворцу Первопрестольников преемниче, столпе Православия,/истины поборниче, новый исповедниче, святителю Филиппе,/положивый душу за паству твою./Темже яко имея дерзновение ко Христу,/моли за град же и люди, чтущия достойно светлую память твою. Тропарь на перенесение мощей Радостный возсия день светлаго торжества:/днесь церковная расширяются недра,/приемлюще духовных даров неоскудеемо боготворное сокровище,/струю благодатей неисчерпаемую,/источника чудесем обильна,/чудотворивыя и священныя мощи твоя,/святителю Филиппе./Темже моли прославившаго тя Дародателя Христа Бога/о воспевающих тя/и кланяющихся священным мощем твоим. Использованные материалы   См. оглавление " зелёной " Минеи-май, ч. 3, с. 536, .   Патриарх Кирилл утвердил празднование Собора святых Архангельской митрополии, официальный сайт Митрополии http://arh-eparhia.ru/news/201/71640 Редакция текста от: 22.01.2020 14:06:43 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/8605.html

193 Метафраст в Четье-Минее: «повелеваше ему худшая и последнейшая творити монастырския дела». Напрасная щепетильность! 194 В древнем сказании не показывается время подвигов св. Марины, но так как о ней не упоминают ни Руфин, ни Палладий, то надобно положить, что она жила после них. Мощи св. Марины долго покоились в Константинополе, но в 1113 году увезены были в Венецию. Du-Cangii Const. chr. p. 149. 150. В Западной Церкви перенесение мощей – июля 17 го. Usuardi martyrol. auctump. 270. 195 В описании жизни св. Алексия будем следовать житию его, описанному Пахомием, по кратким запискам блаженного Питирима; частию же сочинению Епифания Славеницкого. Пахомиево творение в минее митр. Макария, в муз. Румянцева 153; в Синодальной ркп. XV в. 556. Славеницкого описание в прологе 12 Февраля. Пояснения и дополнения будут указаны. 196 По летописи (Карамз. 5. пр. 254) в 1393: «февраля 13 скончался Даниил Феофанович, в монашестве Давид, постриженный самим митрополитом Киприаном; он был один из вельможных, старших бояр, самый лучший и первый из них, искренний благожелатель в. князя, верно служивший ему и в Орде и в Руси, как никто другой; отважный и храбрый, он подвергал жизнь опасностям в чужих странах, в местах неведомых. – Он положен в Чудовом, близ гроба митрополита Алексия дяди его». По родословной (времен. общ. ист. X, 98. 100. 178. 239) сыновья Феодора Бяконта – Алексий, Феофан, Матвей, Константин (бездетный) и Александр Плещей (родоначальник Плещеевых); сыновья Феофана Федоровича Даниил, родоначальник Игнатьевых и Жеребцовых, и Степан, от которого происходили Фомины – митрополичьи. По летописи Александр Плещей в 1375 г. Костромской воевода. См. Лакьера Геральдика стр. 481. 568. 570. 197 По известию Пахомия, св. Алексий был старше в. князя Симеона 17 г., а Симеон родился 7 сент. 1317 г. 200 Степ. кн. 1, 444–450. Никон. лет. 3,30. 4, 55–58. 209.210. В Никон. лет. 4,58. 65. сказауо, будто блаж. Алексий посвящен в епископа за 4 года до кончины Феогноста: «бысть во дворе у митр. Феогноста 12 л. 3 мес. во иночестве имея 40 лет». Но в епископа посвящен он только за месяц до кончины Феогноста (Собр. лет. 7, 217. 8, 27. Никон. лет. 3. 201); в Богоявленской обители прожил более 20 лет, и 12 л. был наместником (степ. кн. 1, 449. 450); след. всего в иночестве до посвящения в епископа прошло около 33 лет. Таким образом, св. Алексий посвящен в епископа и митрополита 53 лет, а не 60, как сказано в той же Никон. лет. 4, 65. Летопись вводит свой счет годов от того, что полагает всей жизни святителя 85 лет. – Но после показанного несогласия с действительностию, последнее оказывается также неверным.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

(«Келейного летописца» и «Книги житий...») в исторических сочинениях болгарских авторов посл. четв. XVIII в.- в краткой анонимной («зографской») «Истории о народе словено-болгарском» (Ath. Zogr. 263 (Ш. к. 18). Л. 39-52), составленной не позднее 1785 г. (см.: Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19312, 1970p. С. 628-642), и в написанной в 1792 г. иеросхим. Спиридоном «Истории во кратце о болгарском народе словенском» ( Броджи Беркофф Дж. «История во кратце» иеросхим. Спиридона: Опыт исслед. в контексте европ. историографии XVII в.//Славяне и их соседи. М., 1996. Вып. 6. С. 201-215). «Келейный летописец» был переведен на румын. язык в кругу прп. Паисия (Величковского) или его учеников (см., напр.: Кишинёв. ЦГА Молдовы. ф. Ново-Нямецкого мон-ря. М 15, 1813 г.). Рус. читатели (во всяком случае светские) в XVIII в. рассматривали Четьи-Минеи Д. как памятник не только агиографический, но и исторический. А. Т. Болотов во 2-й ч. «Жизни и приключений», говоря о своем круге чтения в нач. 50-х гг. XVIII в., упоминает «Минеи Четьи» (отдельные жития из к-рых он переписывал) в числе исторических сочинений. В. Н. Татищев использовал димитриевскую редакцию Жития святых Кирилла и Мефодия в «Истории российской» (1768). А. Л. Шлёцер, строгий к своим рус. предшественникам, высоко оценивал этот текст «великого трудолюбца» Д. как исторический источник ( Шлёцер А. Л. Нестор: Рус. летописи на древлеслав. языке. СПб., 1816. Т. 2. С. 558). Это Житие использовал Н. М. Карамзин (ИГР. 1989. Т. 1. С. 235-236, примеч. 261), ему (до открытия оригинального текста Жития) отдавал предпочтение перед лат. источниками П. Й. Шафарик . Четьи-Минеи Д. были высоко оценены А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, Л. Н. Толстым, Ф. М. Достоевским и др. Д. называли «российским Златоустом», святителю посвящали стихотворные строки М. В. Ломоносов, В. К. Кюхельбекер, И. А. Бунин и др. Издание «Книги житий святых» оказало влияние на рус. иконопись кон. XVII-XVIII в.: практически сразу после выхода из печати отдельных томов 1-го издания особенности входящих в них текстов стали находить отражение в иконографии (см.: Смирнова Э.

http://pravenc.ru/text/178011.html

416 Нестор в Житии пр. Феодосия и в Летоп. Гнев Изяслава, конечно, относится к первому году княжения Изяславова, иначе он после любил Антония. 420 Симон об основании Церкви Печерской. Крат. Киев. Лет. «В лето 6582 (1074) преставися Антоний Игумен Печерский, благословив и знаменав место церкви Св. Богородицы. И того ж лета преставися Игумен Феодосий Печерский ». Супрасл. Лет. 139. Но и по Новг. 1. Лет. (стр. 2) Печерский храм заложен в 1073 г., а Феодосий преставился 1074 г. мая 3. Так как пр. Феодосий скончался мая 3-го д. 1074 г., то отселе объясняется, почему в древних уставах память пр. Антония полагается 7 числа мая, вм. 10 июля (Опис. Киево-Печерск. Лавры стр. 6). 421 Воскр. 2. 33. под 1151 г. о В. К Ростиславе: «и нача раздаяти по манастырем, по церквам и по затворам». Радзив. Л. 215. под 1174 г. Святослав Черниговский, взяв Киев, «попрода весь Киев и игумены и попы и чернцы и черницы и затворы и латину и гости». О М. Клименте Воскр. 1, 390: вывели «из заруба». По древнему известию о убиении св. Бориса и Глеба известен затворник «Мартин, иже в Турове у церкви святую Мученику един жывый о Бозе». (Пролог Румянц. о 27 ч. июня Опис. Востокова стр. 455. Четь-Мин. мая 2 д.). В Ростове неизвестный летописец в 1231 г. говорит о себе: «ученью и тщанью дивлься сего Кирилла (Епископа), с страхом и покореньем, послушая в узце месте некоем». (У Карамз. 3. пр. 369). 422 О Исаакии кроме Пролога и печатн. Патерика Густин. Лет. стр. 371. Нестор о 1069 г. Об Афанасии Симон, о прочих Поликарп. 423 Новгор. 1, Лет. «в лето 6587 (1078) убиша за Волоком Князя Глеба, месяца мая в 30 д.» Тоже Соф. Врем. 1, 174. Радзив. Л.116 Воскр. 1. 213 под 1079 г. 425 Новгор. 1. о времени смерти стр. 3. Новгор. 2. о поставлении стр. 122. о том и другом Росн. Владык стр. 180. Новгор. 3 сверх того: «при сем Епископе Никите на другое лето святительства его бысть в Вел. Новгороде пожар весьма велик, и в кондаки его написано: прилежно моление за люди своя принося, овогда же и граду запаление угасил еси». О пожаре и в 1 Новг. Л стр. 3. и она же говорит, что весною 1108 г. «начаша писати св. Софию стяжанием св. Вдадыкы». Новг. Лет. у Карамз. 2. пр. 178 – 201. замечает, что в 1096 г. К. Мстислав «молитвами преп. Епископа Никиты» благополучно возвратился в Новгород с войны с Олегом под Суздалем, прододжавшейся около года. См. о св. Мстиславе В. К. стр. 222. 223.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

737 Полн. собр. лет. VI т. под 6979 г. стр. 4 и 191. В житии свят. Феофила говорится, что он избран на кафедру в 1470 г. Русск. свят. Филар. архиеп. Черниг. за м. август стр. 110. 741 В житии преподобного Зосимы Соловецкого, прибывшего в это время в Новгород по делам своей обители, повествуется, что однажды и он был приглашен в чудный терем Марфы на обед, и во время стола видел шестерых знатнейших бояр, сидевших без голов, каковое пророчество и видение его вскоре потом исполнилось при нашествии Иоанна. Жит. препод. под 17 ч. апреля. 749 Полн. собр. лет. т. VI стр. 191. Кратковременный союз Новгорода с литвою причинил немалое зло и Русск. ц. Присланный в Новгород в 1470 г. из Киева князь Михаил Олелькович, привез с собою из литвы многочисленную свиту, и в числе оной некоего жидовина Схарию, наученного всякому изобретению злодейства. Схария, увлекши нескольких духовных лиц, положил начало ереси жидовствующих в Новгороде, которая потом проникла в Москву и произвела много великих смут в Русск. ц. Истор. Р. ц. митр. Макар. т. VI стр. 80 и 81. 753 Акты И. I. 280 и 281; Степен. кн. 2, 106–107; Расск. из русск. истор. Беляева кн. 2 стр. 551–552. 771 Акт. Э. I. 90, 91, 92 и 93; Истор. Карамз. т. VI, стр. 30 и 31 и примеч. к VI т. 66; сн. рассказы Беляева из Русск. истор. кн. 2, стр. 562–566; Степен. кн. 2. 108–116. 774 Грамота Феофила в Псков о святит. суде в истор. ак. I, 287. О пожарах рассказы Беляева из русск. истор. кн. 2, стр. 576. 777 Полн. собр. лет. т. VI, стр. 201 и 202. Корабленниками летопись называет золотые английские деньги или шифнобели, стоящие каждый около двух червонцев; а рыбьим зубом назывались моржовые клыки, ценившиеся тогда очень дорого и составлявшие значительную статью Новгородской торговли. Расск. Бел. из Русск. истор. кн. 2, стр. 585 в подстрочн. примеч. 784 Там же, стр. 17. В том же томе лет. на стр. 204 и 205 последние два пира у владыки записаны – первый под 14 числом декабря, а второй под 19 ч. января. 789 Истор. Карамз. т. VI, стр. 67; сн. Рассказы Бел. из русск. истор. кн. 2, стр. 587. Полн. собр. лет. т. VI, стр. 205.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

иеромонах Иов (Гумеров) Эти слова были высказаны А.С. Пушкиным в заметке «Александр Радищев», посвященной его книге «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Все прочли его книгу и забыли ее, несмотря на то, что в ней есть несколько благоразумных мыслей, несколько благонамеренных предположений, которые не имели никакой нужды быть облечены в бранчивые и напыщенные выражения и незаконно тиснуты в станках тайной типографии, с примесью пошлого и преступного пустословия. Они принесли бы истинную пользу, будучи представлены с большей искренностию и благоволением; ибо нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви. 3 апреля 1836 г. СПб.» (ПСС, т.7, Л., 1978. С. 246). Гениальный поэт поэтической интуицией приблизился к библейскому пониманию этой темы. Древнееврейское слово эмэт (истина) этимологически связано со словом эмуна. Оба они означают также веру и верность, которые, в свою очередь, находятся в тесной связи с понятиями милость и праведность. Эти важнейшие добродетели, в свою очередь, являются гранями и проявлениями царицы добродетелей – любви. В Священном Писании понятие истина часто передается словом свет, а ложь и неведение – словом тьма. Не имеющий любви, не имеет и истины. Все, что основано на гордыне, самомнении, злобе, предвзятости, холодном расчете и эгоизме, искажает внутренний взор и не приводит к истине. Об этом говорит святой апостол Иоанн Богослов: Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза ( 1Ин. 2: 9–11 ). Как прокомментировать с точки зрения православной духовности образ юродивого в «Борисе Годунове» А.С.Пушкина? иеромонах Иов (Гумеров) Бориса Годунова А.Пушкин начал в ноябре-декабре 1824 г. в Михайловском по прочтении X и XI томов Истории государства Российского Н.М.Карамзина , а закончил 7 ноября 1825 г. Четыре года спустя в набросках Предисловия к Борису Годунову он писал: «Изучение Шекспира, Карамзина и старых наших летописей дало мне мысль облечь в драматические формы одну из самых драматических эпох новейшей истории.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Председатель был в полном отчаянии. И план выполнять надо, и голода боится, и властей безбожных. И людей жалко — как выживут? Махнул рукой — служите свой молебен! Три дня всем миром постились, даже скотину не кормили. А на небе — ни облачка. Наконец, с иконами и молитвами пошли люди в поле. Впереди — отец Феодосии в полном облачении. Все взывают к Богу, все души словно в одну слились в покаянии: “Прости нас, Господи, вздумали жить без Тебя. Господи, помилуй…” И вдруг видят — на горизонте появилась тучка. Сначала маленькая, а потом всё небо над полем заволокло. Как же все они к Богу взывали! И пошёл дождь. Да не просто дождь, а настоящий ливень! Напоил Господь землю. Председатель радовался: “Молитесь хоть каждый день!” И что удивительно — в соседних районах ни одной капли не упало. Пять лет было тогда сыну отца Феодосия. Теперь он сам стал батюшкой. Зовут его отец Фёдор. Спросишь его про тучку, озабоченное лицо и просветлеет. Можно ли забыть тот ливень Божественной благодати? Теперь отец Фёдор храм Всех Святых строит, чтобы люди от духовной жажды не погибли. Щит Отправлялся на Крымскую войну полковник Андрей Карамзин, сын известного историка, написавшего знаменитую “Историю государства Российского”. Как защитить жизнь дорогого брата? Сестры вшили ему в мундир девяностый псалом, в котором такие слова: Прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю! Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его. Такова была вера в православных семьях: святые слова защитят лучше любого щита. Андрей Карамзин во всех сражениях оставался невредим. Но однажды перед боем он поленился переодеться в тот мундир, где были спасительные строки, и в самом начале битвы был убит наповал. Случайно ли это? Со святыней Враг целился прямо в сердце. Он бил наверняка, без промаха. Но пуля не коснулась груди офицера, она застряла в медной иконе святителя Николая. Офицер Борис Савинов прошёл с этой святыней страшными дорогами войны — от Москвы до Кенигсберга, воевал под Сталинградом, на Южном и Белорусском фронтах. Был несколько раз ранен, лежал в госпиталях, но сердце его на всех огненных дорогах охраняла икона Николая Чудотворца. Охраняли его и молитвы, ибо он с детства был верующим, даже диаконом до войны успел стать. Охраняли Бориса и молитвы его деда и отца, расстрелянных после революции за то, что они были священниками. Но у Бога нет мёртвых. У Него все живы. Разве не молились они за своего внука и сына, когда тот шёл в бой, когда в него целился враг?

http://azbyka.ru/deti/detyam-o-vere

21) Филиппис. ( Флп.1:8 ): «Бог свидетель, что я люблю всех вас любовию Иисуса Христа». 22) 2 Коринф. ( 2Кор.1:23 ): «Бога призываю во свидетели на душу мою, что щадя вас, я доселе не приходил в Коринф». «Хотя апостол нигде не употребил речения: клянусь, но многократно повторенные им слова: Бог свидетель, очевидно, составляют сущность клятвенных уверений. Посему, блаж. Августин поставлял признаком развращенного сердца (perversi cordis) οτвергать клятвы ап. Павла, потому только, что он не говорил: клянусь Богом (per Deum.), а так: Свидетель ми есть Бог (testis est mihi Deus). Aug. Op. Tom. X., pag. 147»; «В писаниях ап. Павла находим, что он многократно употреблял клятву, дабы кто не подумал, что истинно клясться грешно». Aug. contr. Manich. Lib. XIX, cap. 23; В Прибавл. к изд. творений св. отц. часть 12, стр. 543, 1853 г.). 23) Матфея ев. ( Мф.26:63–64 ): «Первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам, отныне узрите Сына Человеческого, седящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Если бы клятва была противна Иисусу Христу, то Он непреминул бы обличить Каиафу. Ясно, что в необходимых случаях клятва именем Божиим дозволительна. Здесь клятвенную формулу произнес первосвященник (судия), как было тогда у евреев в обычае, а не подсудимый, как теперь. 24) Апокалипсис ( Откр.10:5–6 ): «И ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что в нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет». Свидетельства святых отцов и истории церкви. 25) Августин, Contr. Faust. Manich. Lib. XIX, cap. 25 et 25: «Великий грех – клятвопреступление, а не клясться (произвольно) равно как и истинно клясться нет никакого греха». 26) Карамзин: История гос. рос. 1, 84 и 92. Изд. Ейнерл. (в Прибавл. к изд. твор. св. отц. ч. 12, стр. 574, 1853 г.): «Когда между Игорем и царем гроческим заключен был мир, то хранить условия сего мира, написанные на хартиях, русские христиане клялись уже в соборной церкви св. Илии предлежащим честным крестом».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

В том же 1816 году Филаретом написано и издано «Начертание церковно-библейской истории». 2 июня его назначили членом Комитета для решения судебных дел о лицах духовного звания греко-российского исповедания в Финляндии, а 16 июня он утвержден членом совета Императорского человеколюбивого общества. Это общество было создано императрицей Марией Федоровной для помощи бедным и на протяжении ста лет затем много сделало для улучшения жизни нуждающихся. Но главное, чем он полностью увлечен в том году, конечно же перевод. «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» – «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Так начинается Евангелие от Иоанна. «И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины» – «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единороднаго от Отца». Слово в данном случае – божественная сущность, воплотившаяся во Христе. Но не будет кощунством сказать, что русское слово нашло свое лучшее воплощение в начале XIX столетия и в величественном труде Карамзина, и в синодальном переводе Нового Завета, осуществленном Филаретом (Дроздовым) . «Вряд ли кто решится утверждать, что этот русский текст Евангелия, известный нам под именем Синодального перевода, имел, да и имеет в России меньшее распространение, чем произведения Пушкина. Даже в советское время, и даже классики марксизма сплошь и рядом цитировали эту Великую книгу не в меньшей степени, чем отрывки из стихов нашего прославленного поэта. И русская Библия, ставшая в середине XIX века настольной книгой в каждой семье, ничуть не меньше повлияла на формирование лексических норм современного русского литературного языка», – пишет архимандрит Геннадий (Гоголев). Работа шла год. Наконец четыре Евангелия были представлены на суд Синода, члены которого ознакомились с переводом, сделали несколько замечаний и высказались за публикацию. Но выход книги Филарет встречал уже не архимандритом, а епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010