Вы сами, лично голосовали на сайте Имя России? За Александра Невского или еще за кого-то? Dew К сожалению, ритм моей жизни и объем работы позволяют мне пользоваться интернетом исключительно в служебных целях. Я регулярно посещаю, скажем, информационные сайты, но у меня совершенно не остаётся времени на то, чтобы просматривать те сайты, которые были бы лично мне интересны. Поэтому я не смог принять участие в голосовании на сайте «Имя России», но поддержал Александра Невского посредством голосования по телефону. Потомков Рюрика разгромил (1241), борясь за власть в гражданских войнах участвовал, родного брата язычникам предал (1252), собственноручно новгородцам глаза выцарапывал (1257). Неужели РПЦ для поддержания раскола церквей готова канонизировать сатану? Иван Незабудко Говоря о тех или иных деяниях Александра Невского, необходимо учитывать множество различных факторов. Это и историческая эпоха, в которую жил св. Александр – тогда многие поступки, сегодня кажущиеся нам странными, были совершенно обычным делом. Это и политическая обстановка в государстве – вспомним, что в то время страна испытывала серьезную угрозу со стороны татаро-монголов, и св. Александр делал все возможное для того, чтобы свести эту угрозу к минимуму. Что касается приводимых Вами фактов из жизни св. Александра Невского, то историки до сих пор не могут подтвердить либо опровергнуть многие из них, а тем более – дать им однозначную оценку. Скажем, в отношениях Александра Невского с его братом князем Андреем существуют много неясностей. Есть точка зрения, согласно которой Александр жаловался хану на своего брата и просил отправить вооруженный отряд для того, чтобы с ним расправиться. Однако данный факт не упоминается ни в одном древнем источнике. Первый раз об этом сообщил только В.Н.Татищев в своей «Истории Российской», и есть все основания полагать, что автор здесь увлекся исторической реконструкцией – «додумал» то, чего на самом деле не было. Так считал, в частности, Н.М.Карамзин: «По вымыслу же Татищева, Александр донес Хану, что менший его брат Андрей, присвоив себе Великое Княжение, обманывает Моголов, дает им только часть дани и проч.» (Карамзин Н.М. История государства Российского. М.,1992.Т.4. С. 201. Прим. 88).

http://pravmir.ru/aleksandr-nevskij-mysl...

110 (374)). 2096 См. прил. 3. Не был ли этот Феодор поставлен тогда епископом в Галич, откуда, быть может, он и пришел в Москву с святителем Петром и где с 1331 г. действительно видим епископа Феодора (П. собр. р. лет. 3. 75 (351))? 2099 Там же. 3. 77, 82; 4. 57; 5. 220, 224 (351); Ник. лет. 3.160,179 (374); Степ. кн. 1. 442 (308); Карамз. 4. 334 (301); Григорьев. О достов. ярл. ханск. 80 (256). 2101 О патриархах и смутах в Константинополе – Oriens. Christian. I. 297–301 (448). О посольстве нашего князя и митрополита в Царьград – Ник. лет. 3. 186 (374). Феодор упоминается как Галицкий епископ еще в 1331–1334 гг. (Собр. р. лет. 3. 75 (351); Карамз. 4. Прим. 276 (301)). Но потом, в 1371 г. король польский Казимир и князья галицкие, испрашивая себе нового митрополита на Галич, в числе прежних Галицких митрополитов, и именно как митрополита последнего, называют Феодора (Acta Patriarchal. Constantinopol. 1. 577. Ed. Miklosich. Vindob., 1860 (425)). 2103 Император мог разуметь здесь известную попытку галицкого князя «претворить Галич в митрополию», бывшую при избрании митрополита Петра. 2104 Все эти письма императора и патриарха см. в книге Acta Patriarchatus Constantinop. 1. 261–271. Ed. Miklosich. Vindob., 1860 (425). В письме императора к митрополиту Феогносту упоминается и о тех обвинениях, которые последний не раз возводил на Галицкого епископа. 2109 П. собр. р. лет. 1. 230; 3. 85; 5. 228; 7. 217 (351); Ник. лет. 3. 201 (374); Степ. кн. 1. 444 (308). 2110 Житий святого Алексия или сказаний о нем известно до пяти. Первое, краткое, по всей вероятности, то самое, которое написал (Степ. кн. 1. 445 (308)) епископ Пермский Пятирим († 1445), встречается в рукописях (сборн. Новг. Соф. библ. в четв., XVI в. 410. Л. 376–379 об. (15)) и напечатано в П. собр. р. лет. 8. 26–28 (351). Второе, довольно обширное, составлено Пахомием Логофетом в 1460 г. (Опис. рукоп. Толстого. 1. 292. С. 185 (126, 297)), встречается и в рукоп. (Опис. Рум. муз. С. 204 (196, 246); сборн. моей библ. 4. Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

265 Это было в 1364. 1408. 1417. 1420. 1424–25 гг. Соф. Bp. 1, 340. 453. Льв. Л. 2, 133. Троиц. И Рост. у Карамз. 5. пр. 222. 266 Это было 1360 г. 1390 г. 1404 г. 1406 г. Собр. Акт. 3, 87. 102. 103–134. 4, 63. 64. 191. 194. 197. 273 О Григорие Полонинском Волынская Летопись 204. «Григорий же бяше человек свят, якоже не бысть пред ним и по нем не будет». Та же Летоп. говорит о Кн. Владимире: «монастыри многи созда». 231. Но не говорит, какие именно? По сей летописи видны монастыри: а) на Волыни во Владимире Богородичный кафедральный, Михайлов, Святогорский и Апостолскийи б) в Галицком княжеств Даниилов в Угровеске, кафедральный в Холме и Полонинский не-вдали от Галича, Синеводский в Стрыйском округе, Георгиевский во Львове (201. 202. 204. 215. 222. у Карамз. 4, пр. 20 и 144). О Подолии Летопись Даниловича: «а в другом месте были чернецы в горе и в том месте нарядили город Бакоту» стр. 58. В Литве близ Новгородка Воишелгом основан был монастырь Лавришек (§ 7), впоследствии обогащенный вкладами (Востокова Опис. муз. 125. 126.). Свят. Петр, основал монастырь на р. Рате, что в Жоховском уезде Галиции, в Верхрате, т. е. при верху, при истоке р. Раты. В грамоте Ягайлы 1407 г. данной Перемышльской кафедры упоминаются: монастырь Грушевич, монастырь Микулич, Св. Спаса, монастырь Сусанны, Смольница, Лавров, св. Онуфрия, потом прибавлено: «и все другие монастыри, находящиеся под управлением Владыки» (Грамота у Зубриикого приб. Д.). Лавров в самборском уезде упоминается в грамоте 1422 г. (Акт. Зап. Рос. 1, 45). Спасский, близ Самбора, основан Кн. Львом Даниловичем, который в нем и погребен (Акт. Зап. Рос. прим. 1, 45.). Монастырь Микулич, или св. Николая, был близ Перемышля. В 1340 г. Казимир Король Польский, быстро напав на Львов, сжег в нем монастырь св. Георгия (Зубрицкий стр. 106); этот монастырь построен был ок. 1265 г. Кн. Львом Даниловичем по желанию брата Кн. Василька (Каримз. 4. пр. 144). 274 Никон. Лет. о 1244 г. «Понеже тогда даваху имена не с первого слова, но в который день пострижашеся кто, того дни имя даваху».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Злобно сверкнули глаза волхвов при виде ускользавшей из рук их жертвы. Александр предстал пред лицом Батыя. Величественный вид его поразил хана. Батый сразу сообразил, что пред ним – князь, далеко превосходивший других князей своим умом и достоинствами. Самодовольная улыбка проскользнула по лицу его, когда Александр Ярославич склонил пред ним свою голову. – Царь, я поклонюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но твари не стану кланяться... Я служу единому Богу, Его чту и Ему поклоняюсь, – мужественно произнес Александр. Батый несколько времени любовался героем, наконец произнес, обратясь к окружавшим: «Правду говорили мне: нет князя, равного этому» 203 ... 184 Хотя некоторые жизнеописатели, в том числе и Беляев (впрочем, не безусловно), утверждают, что первое путешествие Александра Невского в Орду состоялось раньше, именно в промежуток между Невской победой и Ледовым побоищем, но мы не можем с ними согласиться. Правда, в летописях, четвертой новгородской и первой псковской (Новг. IV, 37, Пск. 1. 179). равно как и в рукописных житиях, находятся данные, подтверждающие указанное мнение, зато во всех остальных летописях ясно говорится, что Александр в то время был в Переяславле. Никоновская и Львовская летописи прямо относят призыв Батыя и первое путешествие Александра в Орду ко времени после смерти Ярослава. Карамзин также полагает, что Александр ездил в Орду в первый раз в 1246 году, по смерти Ярослава. История государства Российского, т. IV, прим. 34. 189 «Слышав Александр смерть отца своего, приде из Новгорода к Володимерю, и плакася по отци своем со стрыем своим Святославом и с братьею своею». Воскр. 156. 190 «Много пострада от безбожных татар за землю Русьскую, обажен бо бысть царю Феодором Яруновичем, и много истомления подъят, пойде от Канович и преставись во иноплеменницех нужною смертию». Воскр. 156. Соф. 1, 265 . См. выше прим. 89. См. также Архивск. 270, на обороте. 194 «Поеха Андрей князь Ярославич в татары к Батыеви, и Олександр князь поеха по брате же к Батыеви». Лавр. 201. 195 Вообще можно догадываться, что Святослав Всеволодович в качестве великого князя оказывался не на высоте своего положения, и это обстоятельство, как не раз бывало и прежде, еще более подстрекало других стремиться к добыванию великого княжения, тем более что тот, кто больше всех имел бы прав на это, не обнаруживал желания искать великокняжеского стола под дядею.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Тарасий, епископ Ростовский, Ярославский и Угличский Год и место рождения неизвестны. Был архимандритом Ростовского Иоанно-Богословского монастыря. В 1288 году в киевском Софийском соборе митрополит Киевский Максим († 1305; память 6/19 декабря) рукоположил архимандрита Тарасия во епископа Ростовского и Ярославского. В 1290 году освящал соборную церковь Успения Божией Матери в Великом Устюге по поручению ростовских князей Димитрия и Константина Борисовичей. Епископ Тарасий дважды ходил в Орду за ханским ярлыком. В 1295 году епископ Тарасий отправился в Великий Устюг, а вслед за ним поехал и князь ростовский Кирилл, который велел взять под стражу владыку и сопровождавших его лиц. Как долго владыка находился под стражей, летопись не сообщает. Известно, что после этого епископ Тарасий продолжал занимать епископскую кафедру в Ростовском княжестве. В 1299 году ушёл на покой. В 1304 году скончался. Литература: Соловьёв С.М. История России с древнейших времён: в 6 кн. Изд. 3. СПб., 1911. Кн. 1, стр. 880. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 т. М. 1807–1815, т. 1, стр. 117. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. Изд. 3. СПб., 1842–1843, т. 4, прим. 169, 182, 201, 247. Нил (Исакович) , архимандрит. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом. Изд. 1. – Ярославль, 1862, стр. 81. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 330. Крылов А.П. Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии. Ярославль, 1861, стр. 41, 45. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 4, стр. 14,176. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей, Киев, 1913, стр. 1417. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 22. Иерархи Ростово-Ярославской паствы в преемственном порядке с 992 года до настоящего времени. – Ярославль, изд. Ярославского епархиального попечительства, 1864, стр. 52. Полное собрание русских летописей: 24 т. Изд. Археографическою комиссией, СПб., 1841–1921, т. 1, стр. 227; т. 4, стр. 102; т. 6, стр. 128; т. 7, стр. 179, 180, 181, 184. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. М. 1903–1911, 1908, 1916. Кн. 1, доп. стр. 469. Исторический вестник. СПб., 1881, март, стр. 492. Русский биографический словарь; в 25 т., СПб.; М. 1896–1913, т. 20, стр. 305. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 3, стр. 18, 106, 180, 199, 236, 311. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. I. Владимир. 1901. С. 91. Sermo in conceptionem S.Deiparae 10//PG. T. 96. Col. 1473C–1476A. St. Germanus of Constantinople. On the Divine Liturgy. Ed. Meyendorff P. Crestwood (N.Y.). 1984. PG. T. 140. Col. 417–468; Bornet R. Les commentaries byzantins de la Divine Liturgie du VII-e au XV-e siècles. P. 1966. Pp. 148f., 161f., 164f., 190f., 200. (=Archives de l’Orient chretien. 9). Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986. С. 76. Ульянов О. Г. «Гостеприимство Авраама»//Троицкие чтения 1998. Большие Вяземы, 1999. С. 61–62; Ульянов О. Г. «Филоксения Авраама»: библейская святыня и догматический образ//Богословские труды. Т. 35. М., 1999. С. 224. Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты в 1846 г. Киев. 1877. ч. II. Отд. 1. С. 450. PG. 150. Col. 633C; PG. 150. Col. 368–492. Мансветов И. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1882. С. 108. Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. V. М., 1993. С. 319. Прим. 254. Голейзовский Н. К., Дергачев В. В. Новые данные об иконостасе Успенского собора Московского Кремля//Советское искусствознание. М., 1986. Т. 20. С. 467–468. Лазарев В. Н. Васильевские врата//Советская археология. Т. XVIII (Изд. 2). М., 1953. С. 393–394. Petcovi V. R.La peinture serbe du Moyen Age. Beograd, 1934. P. I, Pl. 23, b, 4, 1a, 45. Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись: Статьи и исследования. М., 1970. С. 201. Ульянов О. Г. Изучение семантики древнерусской миниатюры//Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти свт. Макария 5–7 июня 1996 г. Вып. IV. Ч. II. Можайск, 1996. С. 109–110. Балдин В. И., Манушина Т. Н. Троице-Сергиева Лавра: Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV–XVII вв. М., 1996. С. 292. Илл. 221–222. Антонова В. И. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева//Материалы и исследования ГТГ. М., 1956. С. 41. Чураков С. С. Отражение Рублевского плана росписи в стенописи XVII в. Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры//Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971. С. 203–204.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/14/o_mest...

1418 Фёдор Иванович Карпов-Далматов сделан окольничим в 1517 году и умер, оставаясь тем же окольничим, в 1530 году, – Вивлиофика XX, 19 и 24. Служил в Посольском Приказе, см. Карамзина в т. VII примечания 42 и 306 и Памятников дипломатических сношений с державами иностранными 1 том, в Index’e Карпов. 1419 Весьма умное и замечательно литературное письмо его к Максиму см. в Казанском издании сочинение последнего, III, 274 примечание. Из письма видно и то, что он был почитателем знания и учёности. Намёки Максима, что Карпов стремился усвоить себе от иностранцев настоящее образование – Казанское издание. I, 371, 375. 1421 Этот трактат, написанный в два приёма, – в двух посланиях к Карпову, в Казанском издании часть I стр. 235 и 267, и ΧIII. 1425 Казанское издание часть I, стр. 213, Что слово писано после смерти Николая – стр. 214 fin., а если далее Максим обращается к нему, как к живому, то – это простая риторическая прозопопея. (А слово похвальное апостолам Петру и Павлу, в немже обличения на три большие латинские ереси, – Казанское издание I, 180, X, писано уже после, – в Твери, и без всякого внешнего повода, а потому, что Максим предпринял написать ряд обличительных слов на всех неверующих и неправо верующих). 1426 Это суть три большие ереси, о которых говорит Максим в похвальном слове апостолам Петру и Павлу. 1427 Верили на основании тех греческих полемических сочинений, о которых – 2 половина I тома стр. 691 (электронная версия – сноска прим. корр.) sqq. 1428 См. выше свидетельство Франциска да-Колло. Максим в первом слове против астрологии к Карпову по чтению некоторых списков его говорит о Николае немчине, что астрологии и упражнениям в ней он несытно прилеплялся, – Описание Синодальных рукописей Горский и Невоструев лист 174, стр. 537. (То же в Троицкой Лаврской рукописи и 201). 1430 Максим называет нашу астрологию наукой латинян и немцев; но это не необходимо понимать так, чтобы он указывал на Николая, а может быть понимаем так, что, не зная настоящего источника нашей астрологии, он предположительно производили её от латинян и немцев на том основании, что у последних она господствовала.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Bohem. 3. 184–194 (183); у Шлецера а его Несторе. 2. 502–510 (80) и в Codex diplomaticus et epistolaris Moraviae. Olomucii, 1836. Т. 1. Р. 39–46 (172). 314 Quidam Graecus, Methodius nomine, noviter inventis Sclavinis literis, linguam latinam doctrinamque Romanam atque literas auctorales latinas philosophia superducens, vilescere fecit cuncto populo ex parte missas et evangelia ecclesiasticumque officium illorum, qui hoc latine celebraverunt. (Некий грек по имени Мефодий, изобретя недавно славянское письмо и желая с помощью философии превзойти латинский язык, а с ним вместе и все латинское вероисповедание, также как и каноническую латинскую письменность, обесценил отчасти в глазах всего народа мессы, Евангелия и все церковное богослужение, отправляемое на латинском языке (лат.).) Glagol. Clozian. Копитар. Вен., 1836. LXXII-LXXVI (201) и в Несторе Шлецера. 2. 459–464 (80). Хотя здесь прямо не говорится, чтобы святой Мефодий перевел на славянский язык Евангелие и чины богослужебные, но это необходимо предполагается – иначе чем бы он мог унизить в глазах славян отправление богослужения и чтение Евангелия на латинском языке? 316 По последнему изданию этого жития, с русским переводом, в книге Материалы для истории письмен. Москв., 1855. С. 2 и 6 (71). 317 Бодянск. О врем. происх. слав. письм. 42–48 (17); Викторов. Кирилл и Мефодий, в Кир.-Меф. сборн. 394–397 (56). 318 Доказательством сему служат многочисленные сказания о жизни и трудах святых Кирилла и Мефодия, обширные и краткие, встречающиеся в древлеписьменных славянских сборниках. Прологах и Хронографах, под разными названиями (см. у Бодянского. О происх. слав. письм. 65–140 (17)). 322 Истор. госуд. Рос. Карамзина. 1. Прим. 261 (49); Словарь истор. о духовн. писат. в России м. Евгения. 2. С. 57. 1827 (35). 323 Впрочем, полагать с решительностию этот год началом перевода священных книг было бы не совсем основательно. Ибо, тогда как в памянутой западной легенде время пребывания святых Кирилла и Мефодия в Моравии до отправления их в Рим распростирается на четыре с половиною года, в некоторых славянских сказаниях оно более или менее сокращается, например, в печатной Чети-Минеи (30) ограничивается только четырьмя годами с небольшим, в древнем рукописном житии святого Кирилла – сорока месяцами, а в таком же житии святого Мефодия – только тремя годами (Москвит.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Даниловича (стр. 173. 174): летом 1354 г. «приде из Литвы Роман чернец на Митрополию и не прияша его Кияне. Тоя же зимы и осени (1354 г.) взыде из Царьграда Олексей Митрополит на Русь». По Новгор. 1 Лет. в л. 6863 (в Окт. или Ноябр. 1354 г.) приде на Русь Алексей Митрополит». Ник. Лет. 3, 201. Степ. Кн. 1,452. Собр. Л. 4,62. 195 Грам. 1361 г. в Ж. М. Нар. Просв. стр. 141. Но Летоп. Св. Алексий «тоя же осени (1356 г.) и море перешел и на Русь приде». О спасении во время бури Степ. Кн. 198 Карамз 5. пр. 171. Никон. Лет. 4, 62. Троицк. Карамз. 5. пр. 55: «Бяху же Епископи ставленья его (Алексия) Игнатий Ростовский, Василий Рязанский, Феофилакт Смоленский, Иван Сарайский (все четверо посвящены в 1356 г.), Парфений Смоленский, Филимон Коломенский, Петр Ростовский, Феодор Тверский, Нафанаил Брянский, Афанасий Рязанский, Алексий Суздальский, Алексий Новгородский, Василий Тверский (1361 г.), Данило Суздальский, Герасим Коломенский, Григорий Черниговский, Данило Смоленский» По Никон. Лет. еже Дионисий Суздальский и Евфимий Тверский в 1374 г. Отсюда видно, что в ведении Романа находились епархии Владимирское, Холмская, Перемышльская, Луцкая, Полоцкая и Туровская. Кто был посвящен для этих епархий Романом или Антонием, – об этом не говорят северные Летописи. В 1358 г. Свят. Алексий посещал Киев (Ник. Лет. 211.212), и след. Киев оставался в его ведении. 201 Соборные Грам. 1380 и 1389. в Ж. М. Нар. Пр. стр. 155. 157. Год посвящения Киприана П. Филофеем в Степ. Кн. в Лет. у Карамз. 5. пр. 137. 202 Ник. Лет. 4, 48. Новгор. 1. Лет. стр. 91. Соф. Врем. 1. 351. В это самое время Архиеписк. Новгор. был в Москве. Карамз. 5. пр. 137. 203 Соб. Грам. в Ж. М. Нар. Просв. стр. 155. 157. Лет. Троицк. (Собр. Лет. 1, 233.), Продолж. Нестора. 137 – 142. Летоп. у Карамз. 5. прим. 60. 124. 204 Продолж. Нестора. 140–142. Никон. Лет. 70. 71. На выговор Митяя Дионисии отчал: «аз есмь Епископ, ты же нон: то кто болий, епископ или поп? Митяй же рече: ты мя попом нарече, а аз в тебе ни попа не досиею, а скрыжали твои моими руками спорю, но не ныне мщу тобе, но егда приду из Царяграда». 205 Собр. Грам. в Ж. М. Нар. Просв. 1847 июль, стр. 155. 157. Троицк. Лет. в Собр. Лет. 1, 233. Продолж. Нестора 137–142. Летоп. у Карамз. г. 5. пр. 60. 124. 206 Собор. Грам. 1380 г. в Ж. М. Нар. Пр. стр. 151 Прод. Нестора 183. Троицк. у Карамз. т. 5. пр. 124. Митр. Григорий Семивлах. В похв. слове Митр. Киприану. О долгах Ист. Акт. т. 1 952. Лествица Киприана писана им в Студийском монастыре в 1387 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

иерархии (234) говорится, что возобновлены были также, после разорения от татар, монастыри Киево-Межигорский – самими иноками (2. 625 (234)), и черниговский Борисоглебский – митрополитом (3. 426 (234)). Но откуда взяты эти сведения – неизвестно. 2284 П. собр. р. лет. 2. 201, 204, 215, 221 (351); Акт. Зап. России. 1. С. 45 и прим. с. 12 (230); Карамз. 4. Прим. 144 (301). Был ли Григорий основателем Полонинского монастыря или игуменом в нем, в летописи не сказано. А об основании Ратского монастыря еще к концу XIII в. заключаем из того, что св. Петр в 1301 г. встречал уже, вместе с своею братиею, митрополита Максима, обозревавшего Волынскую землю (Ник. лет. 3.103 (374); Степ. кн. 1. 413 (308)). 2285 Зубрицк. Повеет, о Червон. Руси. В прил. под буквою Д. С. 7. Изд. М., 1845 (285); Акт. Запад. России. 1. С. 45, 47 (230). 2286 П. собр. р. лет. 2. 201 (351); Акт. Зап. России. 1. С. 22, 27, 41, 57 и прим. с. 7–13 (230); Собр. Акт. Вильны, Ковно, Трок. 2. С. 146 и предисл. XIV. XXXVIII (392); Вестник. Юго-Западн. и Запади. России. Изд. Говорск. Т. 1. Отд. 1. 122, 140. Киев, 1862 (273). О Полоцком епископе Симеоне Новгор одце – Ист. росс. иерарх. 1. 416 (234); о полоцком князе Михаиле Андреевиче – Карамз. 5. Прим. 105 (301). 2288 П. собр. р. лет. 1.199–200, 202, 203; 5. 6 (351); Никон, лет. 3. 42, 59 (374); Акт. Арх. экспед. 1. 6–7 (232); Карамз. 4. 57, 58. Прим. 109, 110 (301). 2289 П. собр. р. лет. 1. 200 (351); Карало. З. Прим. 364 (301); Ист. росс. иерарх. 6. 941–942 (234). 2290 П. собр. р. лет. 1. 204, 226, 227 (351); Ник. лет. 3. 54, 87 (374); Толстов. Древн. свят. Ростова. 18, 67. Изд. 2 (409). См. также прил. 17. Числ. 3 и 5. Здесь кстати заметить, как несправедлива мысль, будто «до конца XIII в. не возникло ни одного монастыря на опустошенных краях отечества» (Пр. Филар. Ист. Русск. Ц. 2.152. Изд. 2 (416)). 2291 Ник. лет. 3.154, 156 (374); Ист. росс. иер. 3. 402; 4. 5 (234). Известно, что в Богоявленском монастыре пострижен 20 лет от роду св. Алексий, митрополит Московский, родившийся к концу XIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010