Сочинения этого курса (XIII) читали: Филарет, митрополит киевский, Гавриил, архиепископ рязанский, и Никанор, архиепископ варшавский; сочинения следующего XIV курса читали: Илюдор, архиепископ курский, Венедикт, архиепископ олонецкий, Гедеон, архиепископ полтавский, Иннокентий, архиепископ харьковский, и Афанасий, епископ винницкий, ректор с.-петербургской Академии. Чтоб указать на плоды ученых занятий студентов Академии, представляем перечень печатных сочинений их на степень и проповедей в порядке курсов. I курса (1818 года) Поучительные слова, сочиненные и произнесенные студентами московской духовной Академии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре 1816 и 1817 годов. М. в Синод. типогр. 1817. – В этой книжке напечатано десять проповедей: Николая Терновского – на день Воздвижения; Платона Доброхотова – в неделю 21 по пятидесятнице; Михаила Сахарова – в неделю 24; Матвея Доброва – неделю 25; Василия Алявдина – в неделю 26: Федора Голубинского – в неделю мытаря и фарисея; Платона Доброхотова – в неделю пятую великого поста; Василия Капустина – в неделю Самарянина; Илии Поройкова – в день святителя Николая: Матвея Доброва – в неделю пятую по пятидесятнице. II курса (1820 года) Сочинения студентов московской духовной Академии второго академического курса. М. в типогр. Селивановского. 1820. Тут помещены семь слов: на день Покрова Пресвятой Богородицы (без означения имени автора); Федора Платонова – в неделю 19 по пятидесятнице и еще в неделю третью поста; Николая Соловьева – в неделю Самаряныни; Андрея Овсова – в неделю 18 по пятидесятнице; Василия Воскресенского – на день прав. Захарии и Елисаветы и на тезоименитство императрицы Елисаветы Алексеевны; Алексея Диева – на день Воздвижения; Василия Воскресенского – рассуждение на слова Апостола Павла; мы же вси откровенным лицем и проч. ( 2Кор. 3:18 ) – «сочинено во время испытания»; Андрея Овсова – размышление на слова: веруяй в Сына Божия имат свидетельство в себе ( 1Ин. 5:10 ) – «сочинено во время испытания» III курса (1822 года) Опыты сочинений воспитанников московской духовной Академии, изданные по случаю испытания, при окончании третьего учебного курса.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Но даже после пострига собственно монастырская жизнь Капустину не стала близка. Традиция русского учёного монашества предполагала, что способные молодые люди, принимая постриг и священство, продолжали жить при духовных школах, занимаясь наукой и преподаванием. В значительной степени из среды учёного монашества происходили в дореволюционное время церковные учёные, архиереи, миссионеры. В этом смысле русское учёное монашество можно было сравнить с западными «деятельными» орденами, не ограниченными стенами монастырей. Всю свою долгую жизнь о. Антонин хранил письмо с родительским благословением на монашеский путь. Вот главное, что родители пожелали ему: «Буди милостив и непамятозлобив и имей любовь, если можно, со всеми; стяжи чистоту сердца, плоти и духа, смирение, вольную нищету и самоотвержение. Не забуди сего нашего напутственного в новую жизнь завещания и молись Богу о нас грешных». Это он и старался исполнить. Ещё на несколько лет о. Антонин остался служить и преподавать в Киевской духовной академии. Помимо языков, ему были даны кафедры нравственного богословия, а затем библейской герменевтики (толкования) и сравнительного богословия. Входил Капустин и в правление академии, исполняя обязанность инспектора. В Киеве был издан двухтомник его проповедей «Проповеднический круг на подвижные праздники Церкви», а ещё раньше — сборник проповедей «Седмица Страстей Христовых». Последние пять лет жизни в Киеве он по поручению Синода занимался редактурой русских переводов сочинений Иоанна Златоуста, в частности его бесед на Евангелие от Иоанна.  А в 1850 году начался новый этап его жизни — служение на православном Востоке. Служение на греческом Востоке: Афины В 1847 году русское правительство купило в Афинах большой участок с развалинами византийской церкви. Предполагалось, что она будет восстановлена и станет посольским храмом, вместо уже существовавшей небольшой церкви. Встал вопрос, кто может стать настоятелем нового посольского храма, а до того провести все работы, связанные с восстановлением здания. Требовался не просто хороший священник, но человек, владеющий греческим языком, обладающий научными знаниями, административными дарованиями и дипломатическими способностями.

http://bogoslov.ru/article/6174044

Удивительная особенность мировосприятия о. Антонина заключалась в том, что в древних руинах Святой Земли он видел не только великое прошлое, но и великое будущее: «Христиане, теснящиеся в разных местах земли и от тесноты выселяющиеся в степи и леса и на отдалённые острова океана, ужели бы не могли заселить дороги от Яффы до Иерусалима и очистить поклоннический путь от всего, чем возмущается христолюбивое сердце? Будь от всякой народности по колонии на пути сем, как бы всё изменилось? Так думал я, но, разумеется, думал на ветер. У земли Обетованной есть своя обетованная эпоха, по-видимому, ещё весьма отдалённая от дней наших. В ту эпоху моё желание вызовет, может быть, улыбку» (Там же. С. 22). Не потому ли о. Антонин смог так много сделать за свою жизнь, что для него самого обетованная эпоха была не в прошлом, а в будущем, хотя и казалась «весьма отдалённой от дней наших»? В современных ему нехристианах Капустин видел будущих христиан. Так он описывал свои впечатления от посещения занятий арабских школьников-христиан в Крестном монастыре: «В высшей степени отрадно было видеть эти начатки образования народа, столько известного миру своим разрушительным характером и ещё не выступившего на поприще истории в качестве христианского деятеля. Мне кажется, что этот воинственный некогда и вместе созерцательный народ обещает мирную будущность, полную дел, благотворных для всего человечества» (Там же. С. 99). К иноверцам о. Антонин относился настолько доброжелательно, что не приходится удивляться тому, что он сумел десятилетия прожить на Востоке, в пределах Османской империи. Так он описывал свои ожидания при первом входе в Храм Воскресения: «…А вот и турецкий страж с трубкою в руках и презрительным видом, — думал я, — должен сидеть тут, налево, у самого входа, и отбирать деньги. Турок точно сидел, но не с чубуком, а с чётками в руках, ничего не требовал и приветливо помавал головою поклонникам, поводя глазами налево, по направлению ко Гробу Господнему, как бы указывая дорогу. Его кроткое лицо, неподвижное положение и важный взор резко противоречили подвижной, шумной и страстно оживлённой толпе, стремительно влетавшей из дверей, падавшей у “камня помазания” и разбегавшейся потом направо и налево» (Там же. С. 35).

http://bogoslov.ru/article/6174044

Кузница, – в ней 9 горнов, 9 наковален; при ней изба и амбар 1803 . Изба с сенями и с двумя чуланами, крытая тесом и горбылями, имела 6 окошек и муравленую печь 1804 . Старый сарай при кузнице за ветхостью был разобран и сделан новый, забранный меж брусьев досками и покрытый горбылями с дранью 1805 . Столярня, хорошо оборудованная 1806 . Столярня с сараем имела в длину 25 сажень, в ширину 6 сажен. Строение крыто дранью по скале. В столярне 16 окон и 2 печи кирпичные на плитном фундаменте 1807 . Особый сарай при столярне в 33½х8½ аршин, крытый драньом, по стенам обитый тесом и горбылями 1808 . Серебреницкая келья – с горном и наковальней 1809 . Горн на фундаменте сделать был в сенях при келье 1810 . Была особая оконичная 1811 . Была особая пивоварня. В ней был горн на фундаменте 1812 . У пивоварни была построена светлица с сеньми. В ней 2 окна, муравленая печь. Строение крыто дранью. «Оная светлица купленная, а делана монастырскими мастеровыми людьми» 1813 . Здесь же упоминается изба, в которой белый камень режут; она была переделана вновь. В ней было 6 окошек, кирпичная печь 1814 . В Монастыре было 11 разного размера медных пушек, больших, средних и малых. Станки под ними были выкрашены в красный цвет. Пушки были взяты из Иверского Монастыря 1815 . Для пушек был запас крупного пороху – 5 пудов 1816 . Над пушками «перед Монастырем» сделан был сарай, покрытый тесом 1817 . Вне Монастыря находились монастырская Канцелярия, лавки, Школа, конюшенный двор, пристань с сторожевою избой на Неве, хоромы у Черной речки в Подмонастырной слободе, – двор архитектора и двор судьи. монастырской Канцелярии, вверх по Неве – кирпичные заводы; на берегу Невы рыболовный стан, вверх по Черной речке – сад с пильной мельницей, под Ямскою слободою – скотный двор 1818 ; у устья Черной речки – капустный огород 1819 . Канцелярия монастырская была построена «при Монастыре» 1820 , но «вне Монастыря» 1821 , и были каменная, в вышину 3 сажени, в длину 16½ сажень, поперечнику 7 сажень. В ней было 11 камор, двое сеней, 16 дверей, 23 окна, причем в 5-и окнах железный решетки. В окнах стекла Немецкие. Под «среднею конторою» Канцелярии был погреб со сводами, в нем 4 окна с железными решетками и две двери. «Из-под Канцелярии» сделано 4 окна, «где быть нужникам». Вт. 7-и «конторах» одна печь из белых изразцов и 6 из зеленых, на плитном фундаменте. Зданье покрыто черепицей. На кровле 4 слуховых окна с стеклянными оконницами 1822 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Дом Закхея Этот небольшой кусочек земли приобрел в 1874 году начальник Русской Миссии архимандрит Антонин (Капустин), чтобы принимать паломников, следующих на гору Искушения Спасителя и на место Его Крещения. По преданию, именно на этом месте и находился дом Закхея, и еще в VI веке прп. Савва Освященный построил здесь приют для паломников. 6 февраля, 2011 Этот небольшой кусочек земли приобрел в 1874 году начальник Русской Миссии архимандрит Антонин (Капустин), чтобы принимать паломников, следующих на гору Искушения Спасителя и на место Его Крещения. По преданию, именно на этом месте и находился дом Закхея, и еще в VI веке прп. Савва Освященный построил здесь приют для паломников. -… И именно здесь Закхей услышал от Господа те слова, услышать которые было бы великой честью и радостью для каждого из нас: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее», — заканчивает матушка Анисия рассказ о месте, на котором теперь трудится — об участке Русской Духовной Миссии в Иерихоне на месте дома мытаря Закхея . Вход в трапезную на подворье святого Иоанна Предтечи в Иерихоне Обитатель русского участка в Иерихоне Этот небольшой кусочек земли приобрел в 1874 году начальник Русской Миссии архимандрит Антонин (Капустин), чтобы принимать паломников, следующих на гору Искушения Спасителя и на место Его Крещения на Иордане от Иоанна Крестителя. Поэтому здесь установлена часовня во имя святого Пророка и Предтечи Иоанна. По преданию, именно на этом месте и находился дом Закхея, и еще в VI веке прп. Савва Освященный построил здесь приют для паломников. На участке Впервые мы встречаемся с Иерихоном (древний город находился в полутора километрах от нынешнего) на страницах Ветхого Завета, в начале книги Иисуса Навина. Именно этот город был первым на пути следующих в обещанную Богом землю Ханаанскую древних израильтян. Все коренное языческое население было уничтожено в ходе войны, в живых осталась только укрывшая израильских разведчиков блудница Раав и ее семья.

http://pravmir.ru/dom-zakxeya/

Иоанна_ 17 февраля 2018, 21:41 Дмитрий, но вы пошли значительно дальше различения необходимости и желания (страсть пока не рассматриваем). Одно дело специально искать вкусненького вместо или сверх необходимого, другое - во время поста отказывать себе даже в квашеной капусте, которая деликатесом вовсе не является. Так можно дойти до того, что и хлеб, если он свежий и вкусный, окажется " скоромным " . Хотелось бы всё же узнать, ваше это или взято из авторитетного источника. Иулиания 17 февраля 2018, 20:49 Дмитрий, простите, но позволю не согласиться здесь/Нужны витамины, а очень хочется квашеной капусты - скушай свежую - витамины те же, а хочется меньше, чем квашеную.../. Во первых, квашеная капуста в несколько раз богаче витаминами, чем свежая, во вторых там много других, не менее важных веществ, которых нет в свежей. Вот, например, если очень хочется конфету - скушать мед или что-нибудь несладкое, как вариант, - это понятно, не надо отказывать себе в постных, но здоровых и качественных продуктах, их и так немного сейчас, милость Божия, что они вообще пока существуют. Галина И. 17 февраля 2018, 19:18 " Вот пост, который Я избрал:разреши оковы неправды,развяжи узы ярма,и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого,- одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: " Вот Я " ! (Ис.58:3-9). Нельзя возлагать на себя поста, превышающего силы. Пост для человека, а не человек для поста. " Пост...когда претворяется в цель тщеславия, делается для подвижника орудием самоубийства " (Св. Иоанн Златоуст) Дмитрий Филин 17 февраля 2018, 19:18 Далее... 6. Наталия: " если у меня именно сейчас в холодильнике только та самая капуста,которую так хочется,и больше ничего нет?Воду пить? " - вам, Наталия, можно все, что угодно - кто я такой, чтобы что-то вам разрешать или запрещать?

http://pravoslavie.ru/110734.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИКОЛАЙ КОЧАНОВ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блж. Николай Кочанов Николай Кочанов (+ 1392 ), блаженный , Христа ради юродивый Новгородский Память 27 июля Родился в Новгороде в семье богатых и знатных родителей. С юности возлюбив благочестие, он усердно ходил в храмы, любил молитву и пост. Видя его добродетельную жизнь, люди начали восхвалять его. Блаженный, испугавшись славы " от человек " , начал юродствовать ради Господа. В одном рубище в лютые морозы он бегал по городу, терпя побои, обиды, насмешки. Блаженного Николая Господь прославил даром чудес и прозорливости. Так, прогнанный слугами с одного званного пира, он ушёл, но вместе с ним исчезло вино из бочек, и только по возвращении юродивого, по его молитве, оно обрелось вновь. Жил он на Софийской стороне, а на Торговой стороне жил другой Христа ради юродивый, блаженный Феодор . Обе эти стороны враждовали друг с другом, и доходило до того, что противники сбрасывали друг друга с моста в Волхов. Усмиряло их только появление среди них архиепископа, который осенял их святым крестом. Чтобы образумить своих сограждан и показать им всю бессмысленность и греховность подобной вражды, оба блаженных вели между собой притворную войну. Часто один из них приходил нарочно на чужую сторону, а другой блаженный непременно его прогонял. Раз один боярин пригласил к себе на Софийскую сторону Феодора. Тот ответил: " Ни за что не пойду туда - там живет злой Никола, он непременно побьёт меня! " Но всё-таки пошел. Но как только он появился на Софийской стороне, на него напал Николай со словами: " Как ты смеешь приходить ко мне на эту сторону? " Спасаясь от него, Феодор бросился к Волхову и побежал прямо по воде. Но Николай, тоже ступив на воду, стал догонять. Оба бежали по воде. Наконец, блаженный Николай остановился и бросил вдогонку святому Феодору кочан капусты. Феодор подхватил его, а блаженный Николай кричал: " Феодор, отдай кочан, он мой, не твой! " Случай с кочаном повторялся не раз, и блаженного Николая прозвали Кочановым .

http://drevo-info.ru/articles/1829.html

Мы подошли к последнему из семи Господских слов, обращенных к Церквам Азии. Знаменательно, что именует Себя Христос в этом последнем слове тем именем, которым и мы обычно завершаем молитвы. «Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (Откр. 3: 14). При всей привычности к этому слову и частом его употреблении, Аминь есть имя Божие и требует соответственного к себе отношения. Оно запечатывает царской печатью все обетования Божии, так как «Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас… не был “да” и “нет”; но в Нем было “да”… Все обетования Божии в Нем “да” и в Нем “аминь”» (2 Кор. 1: 19–20). В предыдущих шести словах многие далеко не везде могли найти и узнать себя. Не всем дано терпеть гонения или обращать иудеев, не все способны распознать современную Иезавель или Валаама. Названные победы и поражения Церквей не в каждой душе могли найти отклик и понимание. А ведь Писание есть зеркало, в котором каждый ищет увидеть природные черты свои (см.: Иак. 1: 22–24). Но вот в словах Христа к Ангелу Церкви Лаодикии многие найдут себя без труда, хотя и не обрадуются этому. Иные, быть может, вздрогнут, как от прикосновения к нерву, услышав эти строгие слова обличения как себя самого, так и целых общин, а может, и целой эпохи. «Ты ни холоден, ни горяч», – вот первые слова обличения, и мы узнаем в них черты распространившегося безразличия. Поверхностность в суждениях, неспособность надолго увлечься каким-то хорошим делом, ранняя усталость от жизни, апатичность стали приметами эпохи. Избыток ли информации изнуряет людей, обилие бытовых удобств вкупе с невыносимой суетой ли нас убивают, не важно. Важно, что в отношении веры и нравственности мы более, чем кто другой, рискуем оказаться «никакими». И если слова эти относятся и к христианам тоже, то беда. Для Христа, пришедшего огонь низвести на землю, и для Духа Святого, сошедшего на апостолов в виде огненных языков, даже холодный лучше теплого. «О, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3: 15–16). Теплота растаявшего масла, потекшей сладости, что-то съестное и потерявшее вид и вкус мыслится при словах о такой неприятной теплоте. У римлян о людях противных и никудышних говорили: «Это дважды сваренная капуста». И Господь именно грозит выплюнуть (по-славянски: «изблевати») такового.

http://pravoslavie.ru/74584.html

Закрыть Проповедь в неделю о мытаре и фарисее 31.01.2015 1183 Время на чтение 13 минут Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодняшняя притча нацеливает нас на конец поста, на конечную его цель, к которой мы должны прийти: мы должны прийти к величайшему смирению перед Богом. Господь нам говорит: «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу... она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5, 13). Всякая жертва,- говорит Он,- должна осолиться солью. И хозяйка, когда собирает обильный летний урожай на своей даче, на своем огороде, радуется тем плодам, которые она собрала: капуста, огурцы, помидоры, разная зелень. И если она просто набьет этим подвал и будет радоваться этому, пройдет месяц, другой, третий - это все сгниет. И тогда она это все просаливает, консервирует и закручивает, а варенье пропитывается сахаром, чтобы сохранилось собранное. И вот Господь сегодняшней притчей говорит нам: что бы мы великого в жизни ни сделали - добрые дела, милосердие, исполнение евангельских заповедей, пост, молитва, бдение, любовь к храму, милостыня - все это в конце концов, даже добродетели, может стать причиной тайной гордыни, превозношения. И тогда все эти наши труды перечеркиваются, как перечеркнулись они у сегодняшнего фарисея, который действительно был праведником. И мало того, Господь в Евангелии говорит: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5, 20). Мы сейчас с такой легкостью кидаемся фразой: «Вот он был фарисей!»... Оказывается, по своей жизни фарисеи были ревностными людьми - фарисеи, они любили Писание, они старались исполнить его до йоты, до буквы, жили верой отцов, ревновали о посте, о молитве, о десятине, о милостыне. Он правильно о себе это говорит: «Господи, благодарю Тебя, что я все это делаю»,- а потом говорит: «И благодарю за то, что я не такой, как этот мытарь!» (см.: Лк. 18, 11-12). Сначала поблагодарил Бога правильно, а потом осудил человека, и не только осудил человека, но всю его жизнь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Достаточно прочитать книгу Луи Финкелстайна, иудея по вероисповеданию (название книги «Рабби Акива»), чтобы убедиться, что Храм в 1-й половине I века был именно тем, чем его называл Христос. Сказано: «И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мк.11:17 ). Произнося эти слова, Сын Божий точно цитировал пророка Иеремию, изрекшего: «Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь» ( Иер.7:11 ). То есть иудеи сами видели и знали, во что был превращен Храм: центр ростовщичества, базарной торговли, грабежа и обмана простых верующих. И участь Храма была печальна, Бог попустил его разрушение; это обстоятельство нас, россиян, должно заставить задуматься – а за что Господь попустил в XX веке разрушение и осквернение наших православных храмов? Чтобы понять, почему Сын Божий был на стороне бедных и выступал против внешнего лидерства среди апостолов, надо представить, как жили простые люди святой Палестины. Историк Луи Финкелстайн так описывает жилище простого человека того времени: «Дом… был построен не из камня, мрамора или дерева. Он был подобен жилищам арабских феллахов наших дней. Стены были сложены из высушенных на солнце кирпичей, без всякого цемента или алебастры. Дверь была просто дырой в стене, через которую проникал свет и воздух. Крыша из смеси глины, соломы и земли, поддерживаемая стропилами из сухих ветвей, должна была защищать от солнечных лучей летом и от слишком сильных дождей зимой. На земляном полу лежали соломенные тюфяки, на которых все члены семьи и спали… Пища этих крестьян самая простая. Ячменный хлеб с капустой, репа, может быть чеснок, утром и то же самое вечером. На большее не хватало. Недостаток топлива приводил к тому, что даже эти овощи чаше всего невозможно было сварить. Чтобы хоть как-то приготовить их, у богатого соседа или, может быть, в общественной водогрейке брали кувшин горячей воды и опускали в него овощи. Такая жизнь казалась им совершенно естественной. Они считали, что со стороны их предков было дерзостью просить Моисея о таких деликатесах, как дикий лук, огурцы и рыба. Им вовсе не казалось странным, что люди, требующие мяса, должны быть наказаны смертью за свой неуемный аппетит…

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010