Иоанн Ветхопещерник (Палеолаврит, Ιωννης Παλαιολαυρτης (кон. VIII - нач. IX в.), (память 19 апреля/2 мая). Там, в Суккийской лавре, к которой судьба на том этапе оказалась куда более благосклонной, чем к лавре Фаранской, мощи преподобного еще в 1104 г. видел Даниил Игумен, засвидетельствовавший: «Монастырь огражден стеной, посредине две церкви, в главной церкви стоит гроб Харитона».     После обезлюдения Фаранской лавры (не позднее начала IX века) обитель оставалась заброшенной и забытой на протяжении более тысячи лет. Ситуация стала меняться во второй половине XIX столетия. Новейшая история лавры разработана плохо: сведения, приводимые в существующих печатных и электронных изданиях (далее: «популярные источники»), зачастую противоречивы и всегда отрывочны и недостоверны, то есть полностью лишены ссылок на исторические документы (за исключением личных свидетельств). В 1871 г. в журнале «Душеполезное чтение» увидел свет отчет арх. Леонида (Кавелина) о посещении и идентификации им Фаранской лавры, вероятно, летом 1865 г. (подробнее см. Изучение лавры). Отчет этот, до сих пор остающийся вне сферы внимания западных исследователей, безусловно был известен преемнику арх. Леонида на посту начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме арх. Антонину (Капустину). Это очевидное обстоятельство, вероятно, может стоять за упоминанием популярными источниками неоднократных попыток о. Антонина приобрести территорию Фаранской лавры в собственность РПЦ в 70-х годах XIX века и одной литургии, которую о. Антонин отслужил в древней пещерной церкви лавры в октябре 1871 г., «о чем долгое время сохранялась надпись на восточной стене пещеры» (еп. Мефодий (в миру: Владимир Николаевич Кульман, 1902-1974), «Святая Земля», 1961 г.). (Интересно, что таковое упоминание встречается лишь в статьях о Фаранской лавре, но не в жизнеописаниях самого о. Антонина (например, его нет ни в монографии арх. Киприана (Керна) «Отец Антонин Капустин», Белград, 1934, переизданной в Москве в 1997 г. под названием «Отец Антонин Капустин, архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817—1894)», ни в статье О.

http://sobory.ru/article/?object=18570

Следует назвать еще имена архим. Антонина Капустина (1818–1894), епископа Арсения Иващенко (1830–1903), епископа Амфилохия Казанского (1818–1893), архиепископа Макария Миролюбова (1817–1894), архиепископа Сергия Спасского (1830–1904), — это были скорее собиратели, чем исследователи, но вклад их в историю русской науки не следует умалять… Особый интерес возбуждала история русского «старого обряда», так торопливо и неосторожно в свое время осужденного. Исторически этот «обряд» оказывался теперь скорее оправданным. Но тем очевиднее становилось, что действительная острота русского «старообрядчества» не столько в этом «старом» обряде, сколько в болезненном и ложном чувстве церковности… Нужно упомянуть еще о работах по истории церковного искусства, византийского и древнерусского. Это была новая дисциплина, взамен старой «археологии», созданная всего больше трудами русских исследователей: Ф. И. Буслаева, Н. П. Кондакова, Н. В. Покровского и других… Методологически важен был прием постоянного сопоставления памятников вещественных и литературных… Исторический метод был перенесен и в науку церковного права. Отчасти это чувствовалось уже у Иоанна Смоленского, в его анализе канонических источников. Гораздо сильнее это сказывается у его продолжателей. Особенный интерес возбуждали вопросы по истории покаянной дисциплины. Следует назвать имена А. С. Павлова, прот. М. И. Горчакова, Н. С. Суворова, Н. А. Заозерского, Т. В. Барсова, В. Ф. Кипарисова, И. С. Бердникова. И не раз поднимался вопрос об «изменяемости» канонической дисциплины и о «каноничности» существующего Синодального строя… Так в исторической школе перерабатывается церковное самосознание. И богослову оставалось сделать свои выводы из нового опыта. 7. Исторический метод систематического богословия. Развитие церковно-исторических интересов сразу же отражается и на разработке догматического или систематического богословия. Уже с тридцатых или сороковых годов входит в привычку «исторический метод». Впрочем, строго говоря, далеко не всегда это был метод «исторический» в собственном смысле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Следует назвать еще имена архим. Антонина Капустина (1818–1894), епископа Арсения Иващенко (1830–1903), епископа Амфилохия Казанского (1818–1893), архиепископа Макария Миролюбова (1817–1894), архиепископа Сергия Спасского (1830–1904), – это были скорее собиратели, чем исследователи, но вклад их в историю русской науки не следует умалять... Особый интерес возбуждала история русского «старого обряда», так торопливо и неосторожно в свое время осужденного. Исторически этот «обряд» оказывался теперь скорее оправданным. Но тем очевиднее становилось, что действительная острота русского «старообрядчества» не столько в этом «старом» обряде, сколько в болезненном и ложном чувстве церковности... Нужно упомянуть еще о работах по истории церковного искусства, византийского и древнерусского. Это была новая дисциплина, взамен старой «археологии», созданная всего больше трудами русских исследователей: Ф. И. Буслаева , Н. П. Кондакова , Н. В. Покровского и других... Методологически важен был прием постоянного сопоставления памятников вещественных и литературных... Исторический метод был перенесен и в науку церковного права. Отчасти это чувствовалось уже у Иоанна Смоленского, в его анализе канонических источников. Гораздо сильнее это сказывается у его продолжателей. Особенный интерес возбуждали вопросы по истории покаянной дисциплины. Следует назвать имена А. С. Павлова , прот. М. И. Горчакова, Н. С. Суворова , Н. А. Заозерского , Т. В. Барсова , В. Ф. Кипарисова , И. С. Бердникова . И не раз поднимался вопрос об «изменяемости» канонической дисциплины и о «каноничности» существующего Синодального строя... Так в исторической школе перерабатывается церковное самосознание. И богослову оставалось сделать свои выводы из нового опыта. 7. Исторический метод систематического богословия Развитие церковно-исторических интересов сразу же отражается и на разработке догматического или систематического богословия. Уже с тридцатых или сороковых годов входит в привычку «исторический метод». Впрочем, строго говоря, далеко не всегда это был метод «исторический» в собственном смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Антонина Капустина (1818—1894), епископа Арсения Иващенко (1830—1903), епископа Амфилохия Казанского (1818—1893), архиепископа Макария Миролюбова (1817—1894), архиепископа Сергия Спасского (1830—1904), — это были скорее собиратели, чем исследователи, но вклад их в историю русской науки не следует умалять...    Особый интерес возбуждала история русского “старого обряда,” так торопливо и неосторожно в свое время осужденного. Исторически этот “обряд” оказывался теперь скорее оправданным. Но тем очевиднее становилось, что действительная острота русского “старообрядчества” не столько в этом “старом” обряде, сколько в болезненном и ложном чувстве церковности... Нужно упомянуть еще о работах по истории церковного искусства, византийского и древнерусского. Это была новая дисциплина, взамен старой “археологии,” созданная всего больше трудами русских исследователей: Ф. И. Буслаева, Н. П. Кондакова, Н. В. Покровского и других...    Методологически важен был прием постоянного сопоставления памятников вещественных и литературных...    Исторический метод был перенесен и в науку церковного права. Отчасти это чувствовалось уже у Иоанна Смоленского, в его анализе канонических источников. Гораздо сильнее это сказывается у его продолжателей. Особенный интерес возбуждали вопросы по истории покаянной дисциплины. Следует назвать имена А. С. Павлова, прот. М. И. Горчакова, Н. С. Суворова, Н. А. Заозерского, Т. В. Барсова, В. Ф. Кипарисова, И. С. Бердникова. И не раз поднимался вопрос об “изменяемости” канонической дисциплины и о “каноничности” существующего Синодального строя...    Так в исторической школе перерабатывается церковное самосознание. И богослову оставалось сделать свои выводы из нового опыта. 7. Исторический метод систематического богословия    Развитие церковно-исторических интересов сразу же отражается и на разработке догматического или систематического богословия. Уже с тридцатых или сороковых годов входит в привычку “исторический метод.” Впрочем, строго говоря, далеко не всегда это был метод “исторический” в собственном смысле.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Русские монастыри в Иерусалиме В наше время в Иерусалиме есть три русских женских монастыря: Горненский, Елеонский и Гефсиманский. Все три участка приобретены трудами о. Антонина, им же построены главные храмы этих монастырей. При его жизни монастырями были «полтора» из трёх. В Горенском была женская монашеская община, а Елеонский монастырь о. Антонин планировал устроить как мужской, даже был настоятель, но общины не сложилось. Уже после смерти о. Антонина, в начале XX века, Елеонский монастырь был превращён в женскую обитель. В Гефсимании монашеская община появилась лишь в начале 30-х годов XX века. Приобретение Горней вблизи Иерусалима и устроение в ней женской монашеской общины стало вторым крупным проектом архим. Антонина после того, как он на благо русских паломников приобрёл дуб Мамврийский. Устроение же монастыря не просто обозначало внимание о. Антонина к паломническому движению, но говорило о его желании устроить на Святой Земле постоянную русскую церковную жизнь, независимо от переменчивых паломнических волн. Монастырь должен был быть основан вблизи Иерусалима и в святом месте. Поскольку община задумывалась как женский монастырь и со временем должна была принимать паломников, Капустин выбрал место не в направлении аскетичной Иудейской пустыни, а к западу от Иерусалима: в холмистой местности с большим количеством зелени и средиземноморским климатом. Сегодня это крайний и самый дорогой район Западного Иерусалима — Эйн-Керем. А те времена это была арабская деревня, называвшаяся Айн-Карим — «виноградный источник» или «источник в винограднике». Эти места с византийских времён почитались как евангельская «нагорная страна» и «град Иудин», где родился Иоанн Предтеча и куда Матерь Божия пошла после Благовещения к своей родственнице Елизавете. Рядом с селением, которое находилось внизу под защитой холмов, был византийский храм Рождества Иоанна Предтечи, а чуть выше — храм времён крестоносцев, посвящённый встрече Марии и Елизаветы. К началу деятельности о. Антонина оба древних храма уже были выкуплены и обновлены католиками. Построили они в Айн-Кариме ещё и монастырь — Ратисбон. Внимательный к достижениям и тактике католиков о. Антонин избирает именно это место для православной женской обители. Но участков на продажу уже не было. Впрочем, ещё оставался неудобный для жизни крутой склон холма, который как раз собирались приобрести французы. Но запрошенная владельцем-арабом цена оказалась слишком высокой, и французы отступились. Огорчённый несговорчивостью европейцев собственник предложил о. Антонину цену гораздо меньшую, и в этих обстоятельствах русский архимандрит увидел промысел Божий. Ему ничего не оставалось, как согласиться на покупку, денег на которую всё равно не было. А на следующий день после заключения сделки араб был найден мёртвым: молва приписала эту смерть проискам обиженных французов.

http://bogoslov.ru/article/6174357

Раздельножительный устав был обусловлен ещё и тем, что для созидания общежитийной обители желателен отбор сестёр, ведь далеко не все, кто хочет монашеской жизни, смогут жить одной общиной. А возможности выбора на Святой Земле в то время не было. Первыми сёстрами были в основном достаточно состоятельные дамы, которые много сделали для Святой Земли, уже успели овдоветь или по крайней мере вырастить детей и хотели завершить свои дни вблизи Иерусалима. Отец Антонин понимал, что к послушанию и общежитию такие люди не очень-то склонны. Эти первые сёстры сами строили себе домики (которые после их кончины переходили в собственность монастыря) и жили на своём содержании. Это снимало с миссии необходимость строить для них дома и содержать общину. Но о. Антонин смотрел в будущее: второе поколение сестёр уже могло вселяться в их дома, ставшие монастырскими. И сегодня стоящие на склоне холма в Горней домики по большей части построены ещё первыми сёстрами монастыря в капустинские времена. Интересно, что ещё до строительства храма о. Антонин открыл здесь школу для православных арабских детей. И как было это не сделать, когда братья Ратисбоны ещё раньше устроили в Айн-Кариме целый детский приют? Если бы о. Антонин не был пастырем и миссионером, а только выполнял указания столичного начальства, то ему бы такое и в голову не пришло. Но это была уже вторая школа, устроенная русской миссией, после школы для девочек в Бейт-Джале, вифлеемском пригороде. О первой школе о. Антонин писал: «…чуть только мы водворились здесь, как немедленно занялись устройством женской школы в Бет-Джале, чтобы воспитать будущих матерей тамошних в правилах строгого православия и спасти место от окончательного совращения в латинство» (Церковный Вестник. 1876. 15. С. 5). О храме Горненского монастыря о. Антонин писал, что он устраивается «во имя Божией Матери, в честь и память посещения Ею своей южики [родственницы], праведной Елизаветы». Тем самым Капустин следовал ранневизантийской традиции, когда храмы посвящались Христу или Богородице.

http://bogoslov.ru/article/6174357

Святейший Патриарх Кирилл освятил памятник архимандриту Антонину (Капустину) на его малой родине 25 августа 2017 г. 18:27 25 августа 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл с Первосвятительским визитом в Курганскую митрополию .  Патриарший визит начался с посещения Шадринской епархии , где проходят мероприятия, посвященные 200-летию со дня рождения создателя Русской Палестины архимандрита Антонина (Капустина), начальника Русской духовной миссии во Святом Граде Иерусалиме в 1865-1894 гг. Архимандрит Антонин родился 12 (24) августа 1817 году в селе Батурино на  территории нынешнего Шадринского района Курганской области. На малой родине выдающегося русского церковного деятеля, в его родном селе, Предстоятель Русской Православной Церкви посетил храм Преображения Господня, где с 1765 года совершал служение священнический род Капустиных. В Батурино в этот день прибыли: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , митрополит Курганский и Белозерский Иосиф , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий , а также председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин, министр культуры РФ В.Р. Мединский, полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе И.Р. Холманских, губернатор Курганской области А.Г. Кокорин. У врат храма Святейшего Патриарха Кирилла встречали епископ Шадринский и Далматовский Владимир , глава Шадринского района В.В. Осокин. В торжествах участвовали: настоятель храма Преображения Господня села Батурино протоиерей Владимир Тарасов, духовенство Шадринской епархии, жители Батурино и многочисленные паломники. Предстоятель Русской Православной Церкви осмотрел Преображенский храм. В советский период в здании церкви в разное время находились банк, дизельная станция, типография, училище, машинно-тракторная станция, а во время войны колокольня стала парашютной вышкой. Сейчас в храме начались восстановительные работы. В настоящее время богослужения проводятся в нижнем храме в честь Казанской иконы Божией Матери.

http://patriarchia.ru/db/text/4992892.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Церковно-научная конференция памяти архимандрита Антонина (Капустина) проходит в Москве 14.12.2007 Церковно-научная конференция «Создатель Русской Палестины», посвященная 190-летию со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина) , проходит 14 декабря в Паломническом центре Московского Патриархата. Организаторы форума — Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС), Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) и Научный совет РАН «Роль религии в истории». Архимандрит Антонин (Капустин) (1817-1894) — выдающийся русский церковный деятель, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Перед началом заседания в домовом храме Паломнического центра была отслужена лития по архимандриту Антонину. Конференция началась с приветствия митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, которое было зачитано сотрудником ОВЦС МП, священником Игорем Выжановым. Председатель ОВЦС МП напомнил, что в год 190-летия архимандрита Антонина (Капустина) отмечается также 160-летие Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1847). Митрополит Кирилл подчеркнул, что Русская Духовная Миссия и ИППО «заложили прочный фундамент русского церковного и культурного делания на Святой Земле». «Достойный представитель русского ученого монашества, выдающийся историк-византинист, археолог, археограф и нумизмат, о.Антонин на всех этапах своего сложного служения занимался научными изысканиями», — пишет митрополит Кирилл, подчеркивая, что «главной заслугой» архимандрита можно считать «приобретение многочисленных земельных участков на Святой Земле, …строительство храмов и монастырей, паломнических приютов и школ для местного арабского населения». По словам митрополита Кирилла, сегодня преемники о.Антонина продолжают начатое им дело: в этом году состоялась малое освящение храма Всех святых в Горненской обители, строительство которого началось в 1910 г. «Обильные плоды на ниве церковного делания» о.Антонина заложили основу для возрождения православного паломничества в Святую Землю в наши дни. Митрополит Кирилл считает, что наследие этого выдающегося церковного деятеля нуждается в глубоком изучении.

http://drevo-info.ru/news/4156.html

Архимандрит Антонин (Капустин) возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме в 1865-1894 годах 26 августа. ПРАВМИР. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил памятник архимандриту Антонину (Капустину), который на протяжении 30 лет возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме. В село Батурино, на малую родину архимандрита Антонина (Капустина) на торжественные мероприятия приехали более 5 тысяч человек. В торжествах участвовали: настоятель храма Преображения Господня села Батурино протоиерей Владимир Тарасов, духовенство Шадринской епархии, жители Батурино и многочисленные паломники, сообщает  Патриархия.ру Архимандрит Антонин родился 12 (24) августа 1817 году в селе Батурино на  территории нынешнего Шадринского района Курганской области. На малой родине выдающегося русского церковного деятеля, в его родном селе, Патриарх Кирилл посетил храм Преображения Господня, где с 1765 года совершал служение священнический род Капустиных. «Можно долго перечислять огромные заслуги отца Антонина в приобретении других важных земель. Но не будем сейчас это делать, а просто скажем, что это выдающийся сын России, который занимался не только духовной, пастырской работой, столь необходимой для паломников, посещавших Святую землю, не только наукой, но и утверждал русское присутствие на Ближнем Востоке, в самом важном его регионе — Палестине. Если бы не было отца Антонина, то не было бы сегодня русского присутствия в Святой земле. Теперь это и представить себе невозможно, потому что нынешние паломники, приезжая в Палестину, располагаются в первую очередь именно на тех территориях, которые приобрел отец Антонин и которые сегодня используются Русской духовной миссией», — сказал Патриарх на открытии памятника. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-osvyat...

Он и в героях своих исследований искал это качество и часто находил (по-видимому, настоящим ученым, ищущим абсолютной правды, оно вообще свойственно). Его заботили судьбы людей, причастных к истории палеографии, ученых и собирателей рукописей. Фонкич постоянно «продвигал» к публикации работы, посвященные тому или иному исследователю или коллекционеру, «забытому» или недостаточно освещенному в научной литературе. Так, его усилиями в историю науки были возвращены имена немецких ученых XVIII–XIX веков Христиана Фридриха Маттеи и Оскара фон Гебхардта, составивших важнейшие описания московских рукописных собраний, опубликованы статьи, посвященные таким важным фигурам, как Сергей Алексеевич Белокуров и епископ Владимир (Филантропов), в течение многих лет остававшихся на периферии научного знания. Незадолго до кончины Борис Львович издал книгу о деле уже упомянутого В.Н. Бенешевича, готовил публикацию его неизданных работ. В числе книг, которые Борис Львович начал, но не успел подготовить к печати (таких целая «обойма»), остался сборник статей о собирателях греческих рукописей. Некоторые из этих материалов уже публиковались, как, например, статьи об экспедиции келаря Троице-Сергиева монастыря Арсения (Суханова), привезшего в середине XVII века из восточных монастырей и с Афона полтысячи лучших образцов греческого книгописания, благодаря чему в собрании ГИМа находится коллекция греческих манускриптов мирового уровня. Еще одним любимым собирателем рукописей Фонкича был епископ Порфирий (Успенский) (1804–1885), чье дерзновенное обращение с кодексами (изымал страницы в библиотеках, в частности, в монастыре Святой Екатерины на Синае) Фонкич неизменно оправдывал научным интересом. И, конечно, архимандрит Антонин (Капустин) (1817–1894), первый начальник Русской духовной миссии на Святой Земле, которого Фонкич любил больше остальных и очень огорчался, что его наследием так никто серьезно и не занимается: 50 тетрадей его дневников — вся русская политика на Востоке на протяжении полувека — так до сих пор не обработаны и не изданы. «Не вкусен, да здоров» — девиз отца Антонина на его печати (обрамляет изображение кочана капусты), которой он маркировал собранные им рукописи и книги, — Фонкичу был понятен и близок.

http://pravoslavie.ru/142716.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010