1249 Архиепископ Макарий (Миролюбов Николай Кириллович; 24.03.1817–24.12.1894) – известный церковный писатель и историк, почетный член ИППО. Окончил МДА (1842). Преподаватель (1842) и ректор (1860) Нижегородской ДС. Принял монашество (1846). В 1853 г. возведен в сан игумена и назначен членом Синодального комитета по составлению охранных описей церковных древностей. Был командирован в Вологду, Ярославль, Кострому и Владимир для изучения важнейших хранилищ церковных древностей в епархиях. В 1866 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, и затем в течение своей жизни занимал кафедры – Орловскую (1867), Архангельскую (1876), Нижегородскую (1879), Вятскую (1885) и Ростовскую (1887). На всех этапах своего служения неустанно занимался церковно-историческими и археографическими исследованиями. Автор работ: «Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях» (т. 1–2), «Путеводитель по Новгороду с указанием его церковных древностей и святынь», «Церковно-историческое и статистическое описание Старой Руссы», «Описание новгородского Юрьева монастыря» (последнее издание имелось в библиотеке Антонина) – всего более 40 книг и публикаций. Известен также своей речью на открытии памятника «Тысячелетие России» в Новгороде (1862). 1250 Пика – мера длины в Турции и на Ближнем Востоке. 1 турецкая пика равна 64 см, 1 арабская пика равна 48 см. 1252 Имеется в виду византийский хронист преп. Феофан Исповедник (760–818), автор «Хронографии» – выдающегося исторического труда, погодно излагающего события с воцарения Диоклетиана (284) до конца царствования Михаила I (813). Сведений о строительстве церкви Стефана в «Хронографии» нет, Феофан лишь говорит кратко о обретении мощей Первомученика, о первом паломничестве Евдокии в Святой Град, а затем о ее опале и окончательном поселении в Иерусалиме. 1253 В «Житии преп. Саввы Освященного», написанном известным писателемагиографом Кириллом Скифопольским (525–558), содержится упоминание о базилике св. Стефана и ее размерах – в эпизоде, относящемся к иерусалимским событиям 516/517 г.: «Архиепископ , освободившись из темницы, ночью со всех мест собрал в Святой Город около десяти тысяч монахов. Поскольку соборная церковь не могла вместить такого количества людей, решено было собраться всем в воскресенье в храме св. первомученика Стефана. Этот храм как раз мог вместить всех собравшихся монахов» (Палестинский патерик. Житие преподобного Саввы Освященного. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1996. С. 232). Подлинные размеры полностью раскопанной базилики оказалась не более 38 x 19 м.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

К числу архитектурных достопримечательностей мусульманского периода относятся башня-часозвоня, заложенная в 1901 г. в честь 25-летия вступления на престол турецкого султана Абдул Гамида II, и мечеть Махмудия (1812 г.), названная так по имени турецкого губернатора. Туристической «изюминкой» современной Яффы, превращенной с 1961 г. в заповедный город художников и ремесленников, считается «Тропа зодиака»: двенадцать старинных отреставрированных улочек, носящих каждая название одного из «судьбоносных» созвездий. Но для православных паломников куда интереснее любых «зодиаков» вопрос, где находился дом Симона Кожевника. Православная традиция считает, что на его месте стоит ныне мусульманская мечеть на самом берегу (ее так и называют «Рыбачьей», или «мечетью моряков»). Согласно другой версии, он сохранился в нижнем этаже так называемого «дома Захарьянов», в юго-западном конце Старого города, принадлежавшего более полутора веков армянской христианской семье и недавно отреставрированного к 2000-летнему юбилею христианства. Русским храм апостола Петра и праведной Тавифы в Яффе Создание русской церкви в Яффе связано с трудами неоднократно уже нами поминавшегося архимандрита Антонина (Капустина ; 1817–1894), выдающегося церковного деятеля и дипломата, византиниста и востоковеда, археолога и нумизмата, имя которого входит в золотой фонд истории Русской Церкви, науки и культуры. Пройдя обычный путь духовного образования того времени (Далматовское духовное училище, Пермская, а затем Екатеринославская семинария, Киевская Духовная Академия), приняв в 1845 г. монашество, более сорока лет отдал он служению интересам Православия на Востоке: настоятелем посольских церквей в Афинах (с 1850 г.), и Константинополе (с 1860 г.) и начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (с 1865 г.). Общение с греческим миром стало основой того редчайшего синтеза «родного и вселенского», который сделался его отличительной чертой, а создание Русской Палестины – целой инфраструктуры храмов, монастырей, паломнических приютов и земельных участков – главным подвигом жизни Антонина. В свободные от церковно¬дипломатических забот минуты он изучал библейские древности, покупал участки земли, связанные с теми или иными ветхозаветными и новозаветными преданиями, строил странноприимные дома и церкви. Им были приобретены участки в Хевроне (с Мамврийским дубом, 1868; ныне – принадлежащее РДМ подворье в честь Святых Праотцев), в Яффе (1869; ныне – подворье праведной Тавифы), в Айн- Кареме (1871; ныне – Русский Горненский женский монастырь), на Елеоне (1871; ныне – Русский Вознесенский монастырь), в деревне Силоам (“Могила дочери фараона”, 1873), в Иерихоне (1874; подворье св. Иоанна Предтечи). Как писал В. Н. Хитрово , «только ему одному, его твердости, его настойчивости Православная Россия обязана тем, что стала твердою ногою у Святого Гроба».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Великий князь выделил из своих сумм 1000 руб. золотом и обратился с просьбой принять на себя руководство раскопками к глубоко им почитаемому архим. Антонину (Капустину) . Тот привлек к совместной работе своего друга и сотрудника, немецкого архитектора и археолога Конрада Шика. Раскопки начались 7 марта 1883 г. и осуществлялись в соответствии с требованиями тогдашней археологической науки. К. Шик за годы работы в Иерусалиме (с 1846 г.) накопил огромный опыт в исследовании библейских древностей. Достаточно сказать, что именно им были открыты такие выдающиеся памятники, как Силоамская и Овчая купели. Историко-топографические планы библейского Иерусалима, составленные К. Шиком, доныне сохраняют свою научную ценность. Архимандрит Антонин (Капустин ; 1817–1894) – легенда Русской Палестины, выдающийся церковный деятель и дипломат, византинист и востоковед, археолог и нумизмат, имя которого входит в «золотой фонд» русской науки и культуры. Пройдя обычный путь духовного образования того времени (Далматовское Духовное училище, Пермская, а затем Екатеринославская семинарии, Киевская Духовная академия), приняв в 1845 г. монашество, более 40 лет отдал он служению интересам Православия на Востоке: настоятелем посольских церквей в Афинах (с 1850 г.), Константинополе (с 1860 г.) и начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (с 1865 г.). Пребывание в Греции стало основой того редчайшего синтеза «родного и вселенского», который сделался его отличительной чертой, а создание Русской Палестины – целой инфраструктуры храмов, монастырей, паломнических приютов и земельных участков – главным подвигом жизни о. Антонина. В свободные от церковнодипломатических забот минуты он изучал библейские древности, покупал участки земли, связанные с теми или иными ветхозаветными и новозаветными преданиями, строил странноприимные дома и церкви. Им были приобретены участки в Хевроне (с Мамврийским дубом, 1868 г.; ныне – принадлежащее РДМ подворье в честь свв. Праотцев), в Яффе (1869 г.; ныне – подворье праведной Тавифы), в Айн-Кареме (1871 г.; ныне – Горненский Свято-Казанский женский монастырь), на Елеоне (1871 г.; ныне – русский Вознесенский монастырь), в деревне Силоам («Могила дочери фараона», 1873 г.), в Иерихоне ( 1874 г.; подворье св. Иоанна Предтечи). Как писал В. Н. Хитрово , «только ему одному, его твердости, его настойчивости Православная Россия обязана тем, что стала твердою ногою у Святого Гроба».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Появляются школы для местного населения. Приобретается участок с Мамврийским дубом на благо паломников, а в последующем здесь появляется и мужская монашеская община. Устраивается женская община в Горней на святом месте, и на Елеоне приобретается участок для паломников и для будущей монашеской общины. Всё это было достигнуто в первую очередь не решением Синода или государственным участием, но инициативой одного человека — архимандрита Антонина. Его представления о том, каким должно быть служение миссии, было сходным с тем, как это видел архим. Порфирий (Успенский) и другие его предшественники. Однако о. Антонин сумел не только задумать, но и воплотить. Достигал он этого как с помощью отдельных благодетелей, иногда высокопоставленных, так и всенародным участием. Отец Антонин много писал, много общался с паломниками, его имя и деятельность становились известными многим. Благодаря ему русское церковное присутствие на Святой Земле стало реальностью не только для дипломатов и Синода, но и для множества простых людей. Впрочем, такое расширение русского церковного присутствия в полувраждебной Османской империи и на территории другой поместной церкви — Иерусалимской — многими воспринималось не как достижение, а как проблема. В первую очередь, так это было для русского МИДа, который первым получал жалобы ото всех, кого новая широкая русская деятельность на Святой Земле могла смущать: западноевропейцев, представителей турецких властей, греков. Притом что приобретение Капустиным земель в Палестине не несло прямой пользы для государства и МИДа, оно могло стать поводом для новых осложнений между Россией и Османской империей и её союзниками. В общем — «кабы чего не вышло»… В конце 1870-х годов в МИДе и Палестинской комиссии вновь возникла мысль о том, что РДМ лучше не равнять с другими миссиями Русской церкви, а придать ей статус посольской (консульской) церкви, какие были в Константинополе и Афинах. Это ограничило бы деятельность РДМ и поставило её в полную зависимость от русского консульства.

http://bogoslov.ru/article/6174357

Наиболее известно имя митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова) (1797−1879), «апостола народов Сибири и Америки», создателя алеутской письменности, переводчика богослужебных книг на якутский язык, проповедника среди народов Уссурийского края, сподвижника и единомышленника генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского 8 . Значимое наследие оставил архиепископ Японский Николай (Касаткин) (1836−1912), основавший Японскую Православную Церковь и продолживший «практику переводов» текстов Священного Писания и богослужебных книг. В Синодальный двухсотлетний период РПЦ смогла обрести «такое количество черт положительного характера», которые позволили ученым его оценить как «период восхождения на значительно большую высоту почти по всем сторонам ее жизни» 9 . Русские иерархи XIX в. много потрудились на ниве развития гуманитарных наук и гуманитарного знания. Митрополит Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов) (1767−1837), археограф, библиограф и церковный историк, стал одним из основоположников краеведения и автором «Словаря русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших в России» 10 . Епископ Чигиринский Порфирий (Успенский) (1804−1885), организатор Русской духовной миссии в Иерусалиме, был известен как востоковед, византолог и археолог 11 . Архиепископу Тверскому и Кашинскому Савве (Тихомирову) (1819−1896), ректору Московской духовной академии, доктору церковной истории, известность в церковно-археологической науке принес труд, посвященный уникальным собраниям Московской патриаршей ризницы и библиотеки и исследования по славяно-русской и греческой палеографии 12 . С именем архимандрита Антонина (Капустина) (1817–1894), магистра богословия и начальника Русской духовной миссии, связано начало российской библейской археологии. Особое внимание во второй половине XVIII – XIX вв. РПЦ уделяла образованию: прошло преобразование Духовных академий, по всей территории Российской империи открывались семинарии, духовные училища и школы, утверждены уставы и учебные программы. Для координации миссионерско-просветительской деятельности в 1865 г. учредили Православное Миссионерское общество с открытием епархиальных комитетов на местах и открыли Просветительские братства 13 . В итоге к концу XIX в. практически в каждой епархии были семинарии, число духовных училищ составляло несколько сотен (в среднем – по 10 на епархию) 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Фамилия Халеби буквально означает «происходящий из Алеппо», города в Сирии, — именно там родился Яков Егорович. Под видом сирийского купца он и приехал в Хеврон с тайным намерением приобрести участок для русской миссии. Там он остановился на какое-то время и вёл торговые дела. Конечно, в Хевроне он сказался мусульманским арабским купцом: христианину участок с дубом никто бы не продал. А это значит, скорее всего, что он участвовал и в мусульманском богослужении, чтобы не вызывать подозрений. И вот в какой-то момент он начал вести переговоры о покупке участка с Мамврийским дубом. Конечно, покупал он его будто бы для себя лично. И владелец участка в конце концов согласился. После этого Яков Егорович вернулся в Иерусалим и побежал в миссию к о. Антонину, чтобы сказать ему знаменитые слова: «Теперь Мамврийский дуб русский!» Это произошло в 1868 году, ещё до того, как о. Антонин был утверждён в качестве начальника РДМ. Оформление документов на землю шло медленно. Лишь зимой 1870 года было получено извещение о том, что русская покупка окончательно признана Портой (правительством Османской империи). Летом того же 1870 года о. Антонин так описывал позицию османских властей в своих дневниках: «…дело Дубовое идёт хорошо, и новый [турецкий документ] составлен в том смысле, что, так как монах Антонин не думает строить у Дуба ни монастыря, ни церкви, а один только дом, то и можно позволить ему сие с тем, чтобы он не возбранял никому бывать у Дуба. (NB. А посол наш не раз рекомендовал сделать Дуб нейтральным!)» (2 июня 1870). Запрет на строительство храма в Хевроне никто не отменял, и в течение нескольких десятилетий, вплоть до начала XX века, литургию служили у подножия Мамврийского дуба. Первая литургия была отслужена 22 мая 1871 года. У дуба ночевали, пили чай из самовара, общались. Характерно отношение о. Антонина к новоприобретённой святыне, о чём он также пишет в Константинополь российскому послу, графу Н. П. Игнатьеву: «Простите великодушно, Ваше Высокопревосходительство, за то, что наскучил и наскучаю посольству Мамврийским Дубом. Надобно знать, какое значение он имеет в глазах нашего народа, чтобы оценить всю важность приобретения его нами. Я первый не думаю, чтобы он был тот самый дуб, под которым Авраам принял и угостил Св.Троицу, но верю несомненно, что он есть последний остаток той дубравы, к которой принадлежал подлинный Дуб, а значит всё-таки есть Дуб Мамврийский» (из письма от 17 октября 1869 года).

http://bogoslov.ru/article/6174357

Завершились торжества всенощным бдением 1 декабря и Божественной литургией 2 декабря в Успенском соборе ставропигиального Пюхтицкого женского монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Возблагодарить Господа за Его милости, явленные Таллинской епархии Русской Православной Церкви и Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата за минувшие 90 лет. 3. Отметить, что в более чем 800-летней истории Православия на эстонской земле, неизменно пребывавшего в лоне нашей Церкви, особое место занимает 90-летний период существования архиерейской кафедры в Таллине. За это время Православие в Эстонии явило миру сонм мужественных исповедников, хранивших верность Господу и приверженных каноническому устроению церковной жизни. 4. Выразить надежду на скорейшее разрешение проблем, возникших в 90-е годы XX века и продолжающих омрачать жизнь православных в Эстонии.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о проведении церковно-научной конференции «Создатель Русской Палестины. К 190-летию со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина)». Справка: 14 декабря 2007 года в Паломническом центре Московского Патриархата состоялась церковно-научная конференция «Создатель Русской Палестины. К 190-летию со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина)». Организаторами конференции выступили Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Императорское православное палестинское общество, Научный совет Российской академии наук «Роль религий в истории». Многолетний начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин; 1817-1894) приобрел большую известность своими трудами как выдающийся историк-византинист, археолог, археограф и нумизмат. Главной заслугой архимандрита Антонина во время пребывания в должности начальника Миссии стало приобретение многочисленных земельных участков в Святой Земле, строительство храмов, монастырей и паломнических приютов.

http://patriarchia.ru/db/text/343719.htm...

Именно там, где в византийское время стояла базилика в честь Вознесения Господня. Монастырь был назван Pater Noster, «Отче Наш» — по ошибочному мнению, что именно здесь Господь научил Своих учеников этой молитве, хотя тут и в самом деле был найден византийский камень с текстом молитвы. Капустину оставалось приобрести участок для русского монастыря по другую сторону от «стопочки». Это он и сделал в 1870 году, скупив сразу три соседних участка вблизи древней часовни Воскресения. Важно, что у католиков была серьёзная поддержка со стороны императора французов Наполеона III и французской дипломатии, а о. Антонин начинал свои проекты без денег и при подозрительном отношении к его начинаниям со стороны российского консульства, в духе «кабы чего не вышло…». Так было и с Елеоном. Участок купили с помощью того же драгомана русской миссии Якова Егоровича Халеби, и радости это приобретение у католиков не вызвало: они уже считали эту территорию своей. В следующем 1871 году состоялась закладка храма, и в монастыре начались строительные работы. Но если Хеврон был обустроен достаточно быстро (хоть и без храма в первое время), а в Горней сразу начала собираться община, то на Елеоне всё шло медленнее. Дело в том, что мужская община на Елеоне не складывалась в течение нескольких десятилетий. Русским мужским монастырём в каком-то смысле была сама миссия — в разные эпохи в разной мере, и выделить отдельную общину для Елеона не было возможности. Ведь и сегодня на Святой Земле русских монахинь — почти две сотни, а монахов (помимо миссии) — разве что несколько человек.  Ситуация изменилась, когда для Елеона был найден один, но постоянный и надёжный насельник — иеромонах Парфений (Нарциссов). Он был родом из Рязанской губернии, окончил три класса духовного училища и в 15-летнем возрасте поступил послушником в один из русских монастырей. Уже будучи иеромонахом, о. Парфений стал братом милосердия в годы русско-турецкой войны 1877—1878 годов. А в следующем 1879 году он впервые посетил Святую Землю как паломник.

http://bogoslov.ru/article/6174357

Так трудами о. Антонина в Иерусалиме был устроен первый русский монастырь с тех времён, как в Средние века, к концу правления крестоносцев прекратил своё существование тот русский монастырь в Иерусалиме, в котором останавливалась и умерла в 1173 году св. Ефросинья Полоцкая. Елеон Одновременно с Горней о. Антонин занимался ещё одним проектом — Елеонским. Цель у них была сходной: женский монастырь на святом месте — в Горней, мужской на святом месте — на Елеоне. Можно сказать, что оба начинания удались. С той лишь разницей, что монастырь на Елеонской горе в итоге тоже стал женским. О приобретении места на Елеонской горе для русской миссии задумывался ещё архим. Порфирий (Успенский). Он не так много смог реализовать из своих иерусалимских планов, но его в и дение во многом совпадало с тем, что через несколько десятилетий осуществил о. Антонин. Елеонская гора находится вблизи Иерусалима («на расстоянии субботнего пути»). С неё вознёсся на небо Господь. В византийскую эпоху Елеон был достаточно плотно застроен частными домами и занят самыми разными монашескими общинами, о которых свидетельствуют не только древние тексты, но и многочисленные археологические находки. А вот в XIX beke гора была не особенно обитаема: оливковые плантации, редкие сторожевые башни, отдельные домики. Наверное, и в евангельское время Елеонская — то есть Оливковая — гора выглядела примерно так же. В XIX веке эта незанятость горы делала её привлекательной для европейцев. Как и в Горней, на Елеоне о. Антонин действовал одновременно с католиками и конкурируя с ними. Само место Вознесения — «стопочка» — уже многие века принадлежало мусульманам, а участки рядом с ним можно было приобретать. Католики здесь действовали на средства французской герцогини Аурелии де ла Тур д " Овернь, род которой восходит к Готфриду Бульонскому — первому правителю Иерусалима во времена крестоносцев. В 1865 году католики с помощью герцогини приобрели участок на Елеоне вблизи «стопочки», а в 1874 году там уже был открыт кармелитский монастырь.

http://bogoslov.ru/article/6174357

Завершились торжества всенощным бдением 1 декабря и Божественной литургией 2 декабря в Успенском соборе ставропигиального Пюхтицкого женского монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Возблагодарить Господа за Его милости, явленные Таллинской епархии Русской Православной Церкви и Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата за минувшие 90 лет. 3. Отметить, что в более чем 800-летней истории Православия на эстонской земле, неизменно пребывавшего в лоне нашей Церкви, особое место занимает 90-летний период существования архиерейской кафедры в Таллине. За это время Православие в Эстонии явило миру сонм мужественных исповедников, хранивших верность Господу и приверженных каноническому устроению церковной жизни. 4. Выразить надежду на скорейшее решение проблем, возникших в 90-е годы XX века и продолжающих омрачать жизнь православных в Эстонии. Журнал 150 СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о проведении церковно-научной конференции «Создатель Русской Палестины. К 190-летию со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина)». Справка: 14 декабря 2007 года в Паломническом центре Московского Патриархата состоялась церковно-научная конференция «Создатель Русской Палестины. К 190-летию со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина)». Организаторами конференции выступили Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Императорское православное палестинское общество, Научный совет Российской академии наук «Роль религий в истории». Многолетний начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин; 18171894) приобрел большую известность своими трудами как выдающийся историк-византинист, археолог, археограф и нумизмат. Главной заслугой архимандрита Антонина во время пребывания в должности начальника Миссии стало приобретение многочисленных земельных участков в Святой Земле, строительство храмов, монастырей и паломнических приютов. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению.

http://mospat.ru/archive/86319-zhurnaly-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010