15. С. 401-402; 34. С. 1039; 1911. 19. С. 623; 26. С. 861-863; 32. С. 1055; 33. С. 1064; 1915. 1. С. 49; 5. С. 186-187; 6. С. 221-224; 7. С. 258-260; 8. С. 286-288; 10. С. 352-358; 1916. 28. С. 860; 50. С. 1576; 1917. 1. С. 39; 3. С. 157; 1918. 10. С. 169; 12. С. 11; 21. С. 16; ПрибЦВ. 1891. 40. С. 1378; ЦВ. 1903. 51/52. С. 400. Лит.: Стефан (Куртеев), иером. Сказание об основании новой Пустынно-Предтеченской жен. общины. Вятка, 1880; Каргопольцов И. Н. Г. В. Каргопольцова. СПб., 1888; Краткие сведения о сооружении каменного 3-престольного соборного храма в Иоанно-Предтеченском Леушинском мон-ре Череповецкого у. Новгородской епархии. СПб., 1891; Таисия (Солопова), игум. Начало Сурской жен. обители. СПб., 1900; она же. Сурская жен. обитель во имя св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова на родине о. прот. Иоанна Сергиева. СПб., 19012; она же. Жизнеописание юродивой старицы Евдокии Родионовой, жившей при начале основания Иоанно-Предтеченского Леушинского первокл. жен. мон-ря. СПб., 1911; она же. Записки. Пг., 1916; она же. Леушинское подворье в Рыбинске: Ист. описание. СПб., 2002; она же. Соч. М., 2006; Событие в церкви Леушинского подворья 14 марта 1902 г. в СПб., с прил. Очерка жизни о. Иоанна Ильича Сергиева, прот. Андреевского собора в Кронштадте. СПб., 1902; Ист. описание Иоанно-Предтеченского Леушинского жен. мон-ря. СПб., 19073; Иоанн Кронштадтский, св. Беседы с настоятельницей Иоанно-Предтеченского Леушинского первокл. мон-ря игум. Таисией: С присовокуплением описания нек-рых особ. событий из жизни игум. Таисии. СПб., 1909; он же. Письма к настоятельнице Иоанно-Предтеченского Леушинского первокл. мон-ря игум. Таисии. СПб., 1909; Орнатский И., прот. У свежей могилы//Кронштадтский пастырь. СПб., 1915. 4; Светловский А., прот. Поминальная проповедь памяти игум. Таисии//Новгородские ЕВ. 1915. 8. С. 286-288; Коммунист. Череповец, 1929. 13 окт.; 1930. 5 янв.; Вперед. Мякса, 1932. 18 янв.; Стрельникова Е. Р. Кронштадтский пастырь на Кирилловской земле//К свету: Альм. М., 1997.

http://pravenc.ru/text/2463615.html

Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 156-158; Ключевский. Древнерусские жития. С. 286-288; Леонид (Кавелин). Св. Русь. 692. С. 178-179; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 312-313; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 99-103; Голубинский. Канонизация святых. С. 84, 101, 546; Мисаил (Смирнов), архим. Св. блгв. кн. Константин Муромский и Благовещенский мон-рь, где почивают мощи князя и чад его//Тр. Владимирской УАК. Владимир, 1906. Вып. 8. С. 1-130 (отд. паг.); Дмитриева Р. П. Две редакции XVI в. Повести о рязанском еп. Василии//Культурное наследие Др. Руси: Истоки. Становление. Традиции. М., 1976. С. 136-142; она же. Повесть о Петре и Февронии. Л., 1979. С. 70, 79-82, 86, 98, 102, 117, 130, 155, 186, 192-202; она же. Житие Константина, муромского князя, и его сыновей//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 286-288; Сухова О. А. Града Мурома святые//Первый Муромский сб. Муром, 1993. С. 34-68; она же. Крещение киевлян, ростовцев и муромцев по клеймам житийных икон Муромского музея//ИКРЗ, 2008. Ростов, 2009. С. 345-357; Руди Т. Р. Муромский цикл повестей в рукописной традиции XVII-XVIII вв.//КЦДР. [Вып.:] XVII в. 1994. С. 207-214; Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. С. 133, 134, 151-156, 218, 223, 234, 261, 269; Антоний (Блум), митр. О подвиге любви: Блгв. кн. муромский Михаил//Духовная нива. [Б. Вяземы], 1997. 3. С. 10; Кривошеев М. В. Муромо-Рязанская земля: Очерки соц.-полит. истории XI - нач. XIII вв. Гатчина, 2003; Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 9, 21, 176, 190, 209; Алексий (Новиков), иеродиак. Благовещенский мон-рь в Муроме. М., 2007; Смирнов Ю. М. Еще раз к вопросу о христианизации Мурома//Мат-лы обл. краевед. конф. (14 апр. 2006 г.). Владимир, 2007. Т. 1. С. 132-137; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 290-294; Юхименко Е. М. «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших» Семена Денисова как отражение культурно-агиол. начинаний Выга//ТОДРЛ. 2010. Т. 61. С. 329-344.

http://pravenc.ru/text/2057094.html

Отдельные иноки несли труднейшее, но и самое братолюбивое послушание – погребение умерших в убожестве. Преподобный Даниил Переяславский вместе с братией трудился «на всех послушаниях» и в дополнение к сему «собирал умерших на дороге, пел над ними погребение, хоронил за счёт обители» (215). Неукоснительно прибегая к небесной помощи святого аввы Сергия, его ученики посещали разные святые места. Подчас они шли долго, преодолевая немалые трудности пути, зная, что им предстоит радость встречи со Святыней, через которую Господь ниспошлёт им новые силы к дальнейшему служению Богу, людям, ко своему спасению. Вот как Патерик свидетельствует о преподобном Кирилле Новоезерском: «По временам посещал он, как благоговейный поклонник, святые места Новгорода и Пскова, но, проходя по жилым местам, не заходил он ни в один дом и не брал ни от кого подаяний, кроме разве куска хлеба» (159). А с каким самоотвержением служили ученики преподобного Сергия Родине! На века сохранится – и крепкое стояние СвятоТроицкой Сергиевой Лавры в дни лихолетья в начале XVII века, и её щедрая помощь нуждающимся. «Что у нас есть хлеба ржаного, и пшеницы, и квасов в погребе, всё отдадим, братие, – заявил настоятель сей святой обители архимандрит Дионисий, – раненым людям, а сами будем есть хлеб овсяный и без кваса, с одной водой, не умрём. Пусть каждый делает всё, что может для других, а дом Святой Троицы не оскудеет» (283). И закипела деятельность. Сам преподобный Дионисий «за всем смотрел и наблюдал, чтобы у людей, которым давали приют, был мягкий хлеб и свежая пища, сам осматривал больных, давал лекарство, причащал умирающих, ни день ни ночь не знал покоя. Келейник святого Дионисия, старец Дорофей, днём и ночью разносил от него больным и раненым полотенца и деньги. Такое пособие Лавра оказывала страждущим всё время, пока Москва боролась с поляками» (284). В келье настоятеля собирались скорописцы и переписывали его послания во многие города Руси, призывающие народ к «единодушию и защите разоряемой врагами родной земли». Грамоты Троицкие подымали народ, ободряли – «особенно сильно было одушевление в Нижнем Новгороде» (284–285). Преподобный Дионисий благословил собравшееся ополчение на брань. «С Божией помощью столица была очищена от врагов. В числе первых явился Дионисий после победы в Москву на лобное место благодарить Бога за спасение Отечества» (286). Он же ходил приглашать на царство Михаила Феодоровича, и он благословлял его «на спасённое царство» (286). «Не изменим ни вере, ни царю, – смело и решительно писали врагам осаждённые защитники святой Лавры и Отечества, – хотя бы предлагали вы нам и всего мира сокровища» (344).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

935–936. 258 Этот Димитрий был сначала Константинопольским хартофилаксом, отличался Независимостью и самостоятельностью характера и в качестве архиепископа Вольского имел значительное влияние на дела Церкви. До нас дошло его каноническое сочинение: «Различные вопросы Константина, митрополита Диррахийского, и отна них Димитрия Хоматина». 268 Pichler. Geschichte der Trennung. В. I. S. 286–287 (источник, откуда взято сведение – редкий). 272 О борьбе Алексея с двумя современными ему еретиками – Иоанном Италом и Нилом – нами уже были сообщены сведения в «Очерках истории Византийсковосточной церкви в IX, X и XI вв.». 276 Богомильство – ересь, появившаяся в Болгарии, родственная восточным дучстическим религиям и павликианству. 277 Аппае Сотпепае Alexias Lib XV Migne, рр 1167–1186, Zonarae Annales Lib XVIII, cap 23 Migne PG T 135, p 305 279 Вот полное заглавие новеллы Novella lex imperatoris Alexu, sanciens de electiombus, qualesque esse oporteat qui per orbem sunt pontifices, itemque saeerdotes in provincus, metropohbus et episcopalibus Ibidem 282 Alexu De canomco et consuetudinibus, quae ordmatiombus nomine dantur, deque benedictione nuptiarum – aureae bullae sanctio. Migne. T 127, pp 925–927 283 Случай, по поводу которого издан этот указ, подробно рассказан в наших «Очерках Византийско–восточной церкви IX-XI с. 65–68. Ср.: Проф Ус пенскии Очерки по истории византийской образованности, с. 198–201 СПб., 1891 285 Первым преемником Алексея был сын его Иоанн Комнин, но о его отношении к Церкви нельзя сказать ничего определенного, за недостатком прямых фактов в подобном роде. Немецкий ученый Остер (Oster. Anna Komnena. Theil I. S. 60–61) утверждает, что Иоанн не был чужд симпатий к папизму и был главой партии на Востоке, расположенной к соглашению с Западной, тогда уже отпадшей от союза с Востоком, Церковью; но это мнение Остера едва ли справедливо. Пихлер, ана лизируя письма Иоанна к папе Гонорию II, замечает, что письма эти едва ли были приятны для папской курии (Pichler. I, 286–287).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

266 Зонара (Zon., XVIII, 21) так описывает сцены грабежа города: «Это была смешанная толпа фракийцев, македонцев, ромеев, варваров. По отношению к своим соплеменникам они вели себя хуже врагов, и дело дошло до кровопролития. Они оскверняли дев, посвятивших себя богу, и насильничали над замужними женщинами, они вытаскивали украшения из божьих храмов и не щадили даже священных сосудов... Встретив сенаторов, они стаскивали их с мулов, а некоторых раздевали и пускали полуголыми по улицам. И это происходило в течение целого дня». 267 В XI в. спафарий был одним из последних чинов византийской табели о рангах (см.: Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 156; Guilland, Le protospathaire, рр. 286–287). 268 По-видимому, Георгий Палеолог переправляется через Золотой Рог к Галате (см. Janin, Constantinople byzantine, p. 418). 269 См. Janin, Constantinople byzantine, рр. 286–287. 270 Большой, или священный, дворец был главной резиденцией византийских императоров до эпохи Комниных. С конца XI в. все большее значение приобретает Влахернский дворец. Постройка Большого дворца началась еще при Константине Великом и непрерывно продолжалась при последующих императорах. Ко второй половине Χ в. этот дворец занимал уже огромную площадь (около 100 тысяч кв. м) и представлял собой целый комплекс зданий, галерей, дворов, садов и т. д. (см.: Ebersolt, Le Grand Palais de Constantinople...; Janin, Constantinople byzantine, рр. 107–122). 271 На самом деле у Гомера эти слова произносят Эвмей (Од., XVI, 23) и Пенелопа (Од., XVII, 41). 272 Варваров с острова Фулы – τους απο της Θολης βαρβρους. В C вм. βαρβρους – βαργγους, т. е. «варягов». 273 По А. Мордтманну (Mordtmann, Esquisse topographique..., рр. 21–22) это поле находилось между Харисийскими воротами и Церковью св. Апостолов. Об эпитете «Сикеот» в применении к св. Георгию см. Buckler, Anna Comnena..., рр. 75–76. 274 Этот частный дом был расположен около акрополя (см. Janin, Constantinople byzantine, p. 334). 275 Мидий – своеобразная триумфальная арка, расположенная недалеко от храма св. Софьи (см. Janin, Constantinople byzantine, рр. 104–105).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кир. библ. 73–1312, л. 284 об.–286 об.). – Кроме того в 1621 году около дверей, чрез которые ходили в придел св. Феодора Стратилата. находились иконы Одигитрии и Живоначальной Троицы (там же, л. 286 об.–287). 698 Изображение их см. в альбоме Мартынова (Имп. Общ. Люб. Древн. Письм.) л. 22, фотографий И. Ф. Барщевского 1307, 1308 и 1309. 699 Ср. л. V рисунков в книге М. Т. Преображенского, Памятники древне-русского зодчества в приделах Калужской губернии, СПБ. 1891 и там же стр. 50. – По мнению М. Т. Преображенского, двери эти по характеру орнамента могут быть отнесены к XV столетию, но какой церкви принадлежали они, остается неизвестным. 700 Время устройства этих врат неизвестно. Фототипию с них см. на табл. XXIV при статье А. Павлинова, Древности Ярославские и Ростовские, в Трудах VII археолог, съезда в Ярославле, т. III, М. 1892, стр. 42. 701 См. в альбоме Мартынова (Имп. Общ. Люб. Древн. Письм.) л. 29, фотографий И. Ф. Барщевского 1310 и 1311. – Рисунок этих врат помещен Л. В. Далем в журнале «Зодчий», за 1877 год, л. 45 (см. М. Т. Преображенский, о. с., стр. 50). 702 А. М. Павлинов (История русск. архитектуры, М. 1894, стр. 224) называет орнамент этих дверей, похожим на орнамент царских врат в Боровском Пафнутиевом монастыре. 703 Композиция царских врат церкви Вознесения в Ростове, по словам А. Павлинова, «своею формою листьев с первого взгляда напомнила» ему «рисунки кавказских рукописей и крымскую орнаментику» (Древности Ярославские и Ростовские, в Тр. VII археол. съезда, т. III, М. 1892, стр. 42). В своей же «Истории русской архитектуры» (М. 1894, стр. 224) Павлинов сближает тот же орнамент с арабским. Но в мавританско-арабском стиле завитки орнамента обыкновенно имеют более удлиненную и чаще заостренную к концу форму, так что имея по средине утолщение, они держатся как бы на тонкому стебле (см. напр. Zahn, Vorlagen fur Ornamentmalerei, Leipzig, 1873, Heft I, Tafel, IV, 14, и рисунки в издании: La Alhambra palais, Plans, elevations and sections of the Alhambra with the elaborated details of this beautiful specimen of moorish architecture from drawings taken on the spot in 1834 by Jules Goury and Owen Jones, 1841. – Едва ли не вероятнее сближать происхождение рассматриваемого орнамента с романским стилем. Сравн. напр. рисунок у Zahn’a в его Vorlagen fur Ornamentmalerei, Leipzig, 1873, Heft I, Tafel II, 10 – (из иллюстрированного миссала XIII в.); см. также Лекции (литографированные) академика Горностаева: История искусства средних веков, Романский стиль, СПБ 1864, стр. 290. См. также следующие примечания. 704 См. напр. Prince Greg. Gagarine, Recueil d’ornements byzantins et vieux russes, S.-Peterebonrg, 1887, pl. XXXVI (из рукописи XII ст. Нацинальной Библиотеки в Париже); Сборник орнаментных украшений, почерпнутых из греческих и древне-русских рукописных книг с X по XVI век включительно, Москва, 1877, вып. IV (см. орнамент из греческой рукописи 975 года «Слова Григория Назианзена », 60 Моск. Синод. Библ.) и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

I-VII) [против предыдущей статьи]. – Еписк. Виссарион , – «Иконы и другие священные изображения в русской церкви» (в сборнике «Духовная Пища», изд. 2, Москва, 1891 г. стр. 284–286). – [А. Н. Муравьев], – Древности и символика Киево-Софийского собора («Прибавления и изданные творения святых отцов», ч. 18, М., 1859, стр. 553–554). – M. Didron , – Iconographie chrétienne. Histoire de Dieu. Paris; 1843, pp. 160–161. Указание на дальнейшую библиографию можно найти в перечисленных здесь источниках. , стр. 42 (=«Бог. В.», 1912, 2). – См. также: Еп. Виссарион , – Иконы, стр. 286, пр. 1. – Кем составлена служба Софии – неизвестно. В начале XVIII-ro века она уже существовала. А около ноября 1707-го года братья Иоанникий и Софроний Лихуды исправили эту службу и вновь написали пролог, стихиры и канон в честь Софии. Митрополит Иов отправил эту работу справщику Московской типографии Федору Поликарпову «посмотреть и исправить, яко же лепотствует» (Строев, – Библ. словарь, стр. 190, 191; «Стран.» 1861, кн. I, стр. 125). Исправленные Лихудами «тропарь и кондак Софии, со изъявлением о образах и о соборной церкви в Нове граде и о создателех ея» – показаны в описи книг митр. Иова (Опис. Арх. Св. Син., Т. I, пр. VIII, стр. XCV). Между тем, новая служба не всем понравилась, и Иоанникий Лихуд написал ответ «о порицании новосочиненныя службы Софии, Премудрости Божией» (Опис. Арх. Св. Син., Т. I, пр. VIII, стр. XCIII, XCIV). (Эти сведения заимствую из книги: М. Сменцовский , – Братья Лихуды, СПб., 1899, стр. 349–350). В сентябре 1708 г. Иоанникий Лихуд окончил новое сочинение – «Слово торжественное о Софии, Премудрости Божией». Оно представляет из себя отчасти историко-археологический, отчасти догматический трактат. Цель автора – объяснить, кто и когда построил Константинопольский «превеликий и пресловутый и достослышанный храм, сущий во имя Софии, Прем. Божией, – и кто оному сицевое … именование возложи, и чего ради Мудрости Бога и Отца огневидна, в крылех орлих и в венце и скипетре и в одежде церковней и в иных различных знамениях, – на престоле преукрашенна предася нам и на иконе пишется». Судя по заключению Слова, можно думать, что оно было произнесено с церковной кафедры, в качестве поучения. (М. Сменцовский , – Братья Лихуды, СПб., 1899, стр. 364–367. Тут же дается изложение Слова. Подлинный же текст его по рук. Моск. Рум. Муз. за 244 напечатан в кн.: М. Сменцовский , – Церковно-исторические материалы. СПб., 1899, стр. 5–32). – Пользуюсь случаем выразить свою благодарн. Н. Л. Туницкому за его указание на бр. Лихудов, как авторов службы Софии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

В результате Д. Г., несмотря на болезненность и стремление к созерцанию, оказался деятельно вовлеченным в монастырскую жизнь и по необходимости занял в ней высокое положение, что вызвало зависть и скорбь нек-рых братьев, к-рые выражали недовольство, считая себя более заслуженными (Отв. 283/Ep. 286). Помыслы Д. Г. об отшельничестве (Отв. 311/Ep. 314) или перемене послушания (Отв. 283/Ep. 286) старцы признали несвоевременными: Сам Господь поставил Д. Г. на послушание в лечебнице, к-рое прп. Варсонофий не мог отменить (Отв. 327/Ep. 330). Напротив, старцы советовали Д. Г. изучать медицину, но помнить, что в конечном счете исцеляет болезнь Бог: «Итак, кто посвящает себя врачебному искусству, тот должен предавать себя имени Божию, и Бог подаст ему помощь» (Отв. 324/Ep. 327). Первым послушником Д. Г. стал Досифей, родственник знатного военачальника, поступивший в мон-рь в юном возрасте после таинственного вразумления, полученного им перед изображением Страшного Суда в Гефсимании во время паломничества в Св. землю. После 5 лет подвижнической жизни, во время к-рой проявились в полной мере не только смирение и полное послушание ученика, но и мудрость и духовная рассудительность наставника, Досифей скончался. «Блаженный авва Дорофей имел дар ко спасению душ, хотя и был еще учеником, сподобившись так верно и скоро наставить Досифея к Богу» (Сказание о блаженном отце Досифее. С. 31/Vita Dosith. 13). Не ранее 540 г. Д. Г. оставил мон-рь аввы Серида и стал подвизаться в безмолвии между Газой и Маюмой ( Ioan. Moschus. Prat. spirit. 166//PG. 87. Col. 3033). Поводом к оставлению обители послужили кончина аввы Серида и через 15 дней кончина аввы Иоанна, а также удаление в полный и окончательный затвор аввы Варсонофия, где, прекратив связи с внешним миром, он готовился к смерти «после смерти аввы Иоанна Пророка и последнего безмолвия Варсонофия» - согласно заголовку, которым предварялось собрание сочинений Д. Г. в древних рукописях. Точные причины этого решения остаются неизвестными. Возможно, братия хотела избрать Д. Г. игуменом, но он по смирению отказался ( Scouteris. 2000. P. 32). После избрания нового игумена Елиана Д. Г. оказался в сложном положении как по отношению к авве Елиану, так и по отношению к тем монахам, к-рые не могли принять в полной мере тип внутренней аскезы, наиболее близкий ему и описанный в Житии прп. Досифея, «не понимая чудного делания» Досифея, исполнявшегося по благословению Д. Г. (Сказание о блаженном отце Досифее. С. 31/Vita Dosith. 13). В любом случае Д. Г., сторонник глубочайшего послушания, едва ли мог удалиться из мон-ря самовольно.

http://pravenc.ru/text/180299.html

«Сейгаку засси» («Сёогаку засси») — газета семинаристов — 123, 130, 132 «Сейкёо симпо» — «Православные вести» — официальный орган Японской православной Духовной миссии; выходили на японском языке с 15 декабря 1880 г. — 327 «Сейсей–засси» — 327 Семинария — Духовная мужская православная семинария в Токио была открыта отцом Николаем в 1875 г., в нее набирали подростков с начальным образованием. Программа, рассчитанная на семь лет, предусматривала как теологические, так и общие предметы, в ней преподавали: языки, историю (российскую и японскую), читали китайские классические книги. Первый выпуск семинарии состоялся в 1882 г. — 91, 112, 151, 192, 255, 326 Сиба–кёоквай — 187 Собор Японской православной Духовной миссии — был возведен в Токио по проекту архитектора М. А. Щурупова в 1884–1891 гг. — 82, 83, 91, 92, 100, 103, 105, 106, 109, 112, 114, 119, 130, 133, 134, 139, 140, 145, 147, 150, 161, 163, 171, 173, 183, 188, 189, 194, 204, 210, 211, 213, 217, 241, 243, 244, 250, 254, 257, 269 Суругадай — холм в Токио, на котором был построен собор — 274, 321, 326 Тоокёо (Токио) — 323, 326 Уено — 327 Училищная церковь в доме Японской православной Духовной миссии — 90, 91, 120 Хакодате — 71, 75–77, 115, 164, 210, 254, 325 «Кунге» (кугэ) не город, а придворная аристократия, двор. Хёого — 75, 76 Храм — см. собор Японской православной Духовной миссии. Церковь в Японской женской миссии — 212 Эдо — 137 Эдская семинария — 109 Япония — 74, 75, 77, 78, 80, 82–87, 89–91, 95–101, 104, 105, 107–110, 112–114, 117, 119–125, 128–130, 132, 134–136, 138, 140–142, 144, 145, 147, 150, 151, 153, 157, 158, 159, 161, 163, 166, 167, 169–176, 178, 180, 183, 187, 188, 191–193, 195–197, 200–202, 206, 208, 210–215, 217–219, 221, 223, 224, 228–231, 234, 236–238, 244, 246–249, 251, 252, 254–257, 259, 262, 263, 265, 268, 271–273, 278–280, 284–286, 288, 290, 294, 295, 298–300, 305, 307, 312–314, 316, 321, 322, 324–326 Японская православная Духовная миссия (образована в 1870 г.) — 78, 80–98, 100–103, 107–110, 113–116, 118–120, 122–125, 128–130, 132, 133, 138, 139, 142144, 152, 153, 156–159, 162, 163, 165, 170–173, 175, 184, 186, 187, 189, 190, 194, 196, 202, 203, 212, 215–221, 223, 229, 238, 240, 242, 244, 245, 248–257, 260, 261, 263–265, 267, 271, 274, 275, 281–283, 286–288, 290, 293, 298–302, 312–314, 317, 319, 321, 324–326

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

МАЛЕВИ мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий, женский, общежительный, принадлежит Мантинийской и Кинурийской митрополии Элладской Православной Церкви 198-199 200-207 МАЛИКИТЫ последователи мазхаба, названного по имени его основателя - факиха и мухаддиса Малика ибн Анаса (ок. 713 - 795), считают Коран и Сунну единым (насс) и главным источником права, трактуют Сунну как продолжение Корана МАЛИНОВСКИЙ Николай Платонович (1861-1917), прот., богослов, автор учебников по догматическому богословию 207-209 209-213 213-214 214-215 215-220 220-221 МАЛХ († вскоре после 373), прп. (пам. 26 марта; пам. визант. 5, 20 марта, 16 апр.; пам. древнерус. 13 апр.; пам. зап. 21 окт.) МАЛЫЕ ПРОРОКИ собрание 12 пророческих книг небольшого объема, к-рое является частью канона евр. Библии и христ. ВЗ 221-229 МАЛЫЙ РАСПЕВ (меньший распев), термин, принятый в древнерус. певч. рукописях позднего периода (XVII в.) 229-231 МАЛЫШЕВ Владимир Иванович (1910-1976), археограф, литературовед, основатель Древлехранилища Пушкинского Дома 231-232 МАЛЫШЕВ Иван Матвеевич (кон. янв. 1802 - 1880), , ведущий иконописец Троице-Сергиевой лавры 2-й пол. XIX в., руководитель и преподаватель лаврской Иконописной школы, хозяин собственной иконописной мастерской 232-235 МАЛЬБРАНШ Никола (1638 - 1715), франц. религ. мыслитель, один из классиков философии Нового времени, представитель картезианства, главный теоретик окказионализма 235-242 МАЛЬДИВЫ [Мальдивская Республика, мальдивское Дивехи Радджеге Джумхурийя], островное гос-во в Юж. Азии 242-245 245-250 251-260 260-267 267-271 271-281 281-282 282-283 283-284 МАМОНИЧИ семья книгоиздателей, внесших значительный вклад в развитие кириллического книгопечатания в Литовском великом княжестве 284-286 286-290 МАМРЕ в Библии название места (рощи, дубравы), где жил и построил жертвенник Богу ветхозаветный патриарх Авраам 290-292 292-294 МАНАСИЯ (Ресава), жен. мон-рь во имя Св. Троицы (Пятидесятницы) Бранчевской епархии Сербской Православной Церкви 294-295 МАНАССИЯ старший сын ветхозаветного патриарха - прав. Иосифа, родоначальник одноименного колена израильского

http://pravenc.ru/vol/xliii.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010