1968. Σ. 781-813). Собор подтвердил осуждение «Восточного исповедания...», но вместе с тем заявил, что патриарх Кирилл Лукарис не являлся его автором, сняв с него обвинения в кальвинизме. В 6-ю гл. актов было включено «Исповедание православной веры» Досифея Нотары, получившее впосл. всеобщее церковное признание и статус офиц. вероучительного документа Восточной Церкви (подробнее об Иерусалимском Соборе 1672 г. и о противостоянии во Франции между кальвинистами и янсенистами см.: Горский. 1871; Todt. 2002. P. 662-663 [библиогр.]). В 1673 г. посол Олье де Нуантель оказался противником Досифея Нотары, поскольку предпринял попытку добиться от тур. правительства передачи палестинских святынь латинянам. Напряженная обстановка в Иерусалиме привела к столкновениям между членами Святогробского братства и иезуитами, в ходе которых был тяжело ранен и 3 марта 1674 г. скончался агиотафит Климент (Каптерев. 1891. С. 286-289). Однако Досифей Нотара отстоял права Иерусалимской Церкви, и результатом требований Олье де Нуантеля стало лишь обновление мирного договора от 1604 г. между Францией и Турцией. После долгих тяжб великий везир Фазыл Ахмет Кёпрюлю подтвердил право владения палестинскими святынями за Иерусалимским Патриархатом, что было утверждено в окт. 1675 г. изданием фирмана (οσθεος. Ιστορα. XII 5. 6; 6. 4; 8. 2-6; Todt. 2002. P. 663-664). 3 покушения на жизнь Досифея Нотары побудили его покинуть Иерусалим и 20 мая 1676 г. отправиться в Константинополь. В последующие десятилетия он пребывал преимущественно в Валахии и Молдавии (1677-1678, 1680, 1686-1687, 1689(?)-1692, 1697-1698, 1702, 1704-1705), большую часть 1681 г. провел в Грузии, с конца 1681 до сентября 1684 г. жил в Константинополе и Адрианополе (подробный обзор поездок см.: οσθεος. Ιστορα. XIII 6). За счет многочисленных дарений молдав. господарей и церковных иерархов - монастыри Кэлуй и Кирою-Унгурени в Валахии (1673), св. Апостолов в Бухаресте, Мэрджинени, Хлинча (1670), Кашин (1676), Пробота (1678), Бистрица в Молдавии, приходская церковь в Калинешти в Валахии - Досифей Нотара приумножил земельные владения Иерусалимского Патриархата (Todt.

http://azbyka.ru/otechnik/Dosifej_Ierusa...

В 6-ю гл. актов было включено «Исповедание православной веры» Д. Н., получившее впосл. всеобщее церковное признание и статус офиц. вероучительного документа Восточной Церкви (подробнее об Иерусалимском Соборе 1672 г. и о противостоянии во Франции между кальвинистами и янсенистами см.: Горский. 1871; Todt. 2002. P. 662-663 [библиогр.]). В 1673 г. посол Олье де Нуантель оказался противником Д. Н., поскольку предпринял попытку добиться от тур. правительства передачи палестинских святынь латинянам. Напряженная обстановка в Иерусалиме привела к столкновениям между членами Святогробского братства и иезуитами, в ходе к-рых был тяжело ранен и 3 марта 1674 г. скончался агиотафит Климент ( Каптерев. 1891. С. 286-289). Однако Д. Н. отстоял права Иерусалимской Церкви, и результатом требований Олье де Нуантеля стало лишь обновление мирного договора от 1604 г. между Францией и Турцией. После долгих тяжб великий везир Фазыл Ахмет Кёпрюлю подтвердил право владения палестинскими святынями за Иерусалимским Патриархатом, что было утверждено в окт. 1675 г. изданием фирмана ( οσθεος. Ιστορα. XII 5. 6; 6. 4; 8. 2-6; Todt. 2002. P. 663-664). 3 покушения на жизнь Д. Н. побудили его покинуть Иерусалим и 20 мая 1676 г. отправиться в К-поль. В последующие десятилетия он пребывал преимущественно в Валахии и Молдавии (1677-1678, 1680, 1686-1687, 1689(?)-1692, 1697-1698, 1702, 1704-1705), большую часть 1681 г. провел в Грузии, с кон. 1681 до сент. 1684 г. жил в К-поле и Адрианополе (подробный обзор поездок см.: οσθεος. Ιστορα. XIII 6). За счет многочисленных дарений молдав. господарей и церковных иерархов - мон-ри Кэлуй и Кирою-Унгурени в Валахии (1673), св. Апостолов в Бухаресте, Мэрджинени, Хлинча (1670), Кашин (1676), Пробота (1678), Бистрица в Молдавии, приходская церковь в Калинешти в Валахии - Д. Н. приумножил земельные владения Иерусалимского Патриархата ( Todt. 2002. P. 664). Понимая, что для успешной полемики с католиками и протестантами православным необходимо повышение уровня образования, Д.

http://pravenc.ru/text/180353.html

583 Из богослужебных книг изданы: псалтирь 8 раз, часослов и требник по 5 раз, евангелие и служебник по 4 раза, псалтирь следов., минея общая и триодь постная по 3, апостол, октоих, святцы, шестоднев, канонник по два раза, учительное евангелие, пролог за полный год, житие св. Николая со службою ему, месячная минея, молитвослов, цветная триодь и церковный устав. 584 Так по Макарию и Субботину. По Каптереву же двуперстие и раньше было господствующим в Р. Церкви. См. Каптер. Никон в деле испр. кн., и «оправдание» – Прав. Обозр. 1888, авг. и сент. 585 Вопрос о том, кто были справщиками, различно решался: Макарий в Ист. раскола (115), Филарет черниг. (145) и др. ставят в числе их Неровова, Аввакума, диакона Феодора, попа Лазаря, Никиту, Логгина и др. Другие же (Каптерев, Патр. Никон в д. испр. кн., гл. IV, стр. 50 и след.) исключают их; Макарий в Ист. Церкви (XI, 126, прим. 82) не осмеливается называть их справщиками. 586 Афонские монахи будто бы назвали московские книги Иосифовой печати, где было высказано о двуперстии, еретическими и сожгли, хотели было сжечь и серба, который представил эти книги и крестился двуперстно, но ограничились тем, что бесчестили его и взяли с него присягу впредь так не креститься. 587 Макария Ист. Церкви XI, 118 – 162, XII, 116; Каптерева III гл. стр. 42 – 49; Ивановского 25 – 33 и др. 588 Некоторые были писаны за 400, 500, 600 и 700 лет; а одно Евангелие за 1050 лет. Больше всего нашлось древних книг в афонских монастырях. 589 При Никоне до 1658 г.: сборник молитв и постная триодь, часослов, ирмолог, следов. псалтирь, требник, евангелие и апостол. 591 Пролог, цветная триодь, анфологион, общая с праздничною и месячная минея, сокращенный требник, каноник, служебник, шестоднев, библия (по острожскому изданию). 598 См. Филарета, 167 – 169, 180 – 181. Смирнова, Патр. Иоаким, Чт. в Общ. Л. Дух. Пр. 1879 г., апр., стр. 417 – 436 и др. 600 При Иоакиме отпечатаны: архиерейский чиновник, шестоднев, требник, псалтирь, минея общая, октоих, часослов, устав или типикон, исправлен апостол, переведен с греческого чин освящения мира и др. При Адриане отпечатаны: псалтирь с восследованием, псалтирь с часословом и акафистом, псалтирь с пророч. песнями, евангелие, апостол, пролог, триоди постная и цветная, служебник, требник, октоих, канонник, минеи общая и праздничная, часослов, месяцеслов с молитвами и др.; некоторые по нескольку раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Постановлением Архангельского губисполкома от 21 июля 1923 года были ликвидированы все церкви Соловецкого монастыря, а его имущество передавалось Управлению северными лагерями. Монахов оставили на острове для “передачи” дел новым хозяевам. Примерно 60 человек из монахов продолжали работать либо своими артелями, либо в бригадах лагерного производства в качестве “заведующих” многочисленными монастырскими предприятиями: литейным и керамическим заводами, мельницей, рыбным промыслом. Игумен, уставщик и все схимники числились на иждивении работающих. Братия жила в северном дворике соловецкого кремля около Сельдяных ворот, имела отдельный вход и право свободного перемещения по острову. Для богослужения монахам оставлена была кладбищенская церковь Преподобного Онуфрия, закрытая властью только в 1932 году, когда с Соловков были вывезены последние монахи (некоторые на них, 2–3 человека, оставались на островах до 1937 года). Служба в Онуфриевской церкви совершалась ежедневно. Кроме монахов, храм разрешалось посещать духовенству и мирянам, осужденным по церковным делам. Другие категории заключенных строго преследовались за посещение храма. До 1929 года духовенство ходило в рясах и с длинными волосами. Все заключенные епископы и клирики жили отдельно, занимая в Кремле помещение местной сторожевой роты; ее название произошло от самой распространенной среди духовенства работы — сторож или каптер. Важно отметить тот факт, что в других лагерях осужденные священнослужители использовались на общих работах, исключая только престарелых, которых определяли в инвалидные роты. Ни в одном лагере также не разрешалась церковная служба, жестоко преследовались любые формы богослужения. Говоря о положении осужденного духовенства в 1925–1929 годы, следует в первую очередь отметить, что они сменили другую группу привилегированных соловецких заключенных — “политиков” (эсеры, меньшевики, анархисты), находившихся на Соловках на особом режиме в 1923–1925 годах. Это была единственная категория заключенных, в то время официально признанных политическими и пользовавшихся особыми привилегиями: они не работали, жили вместе и имели свой орган управления (старостат).

http://pravmir.ru/mitropolit-sergij-star...

Постановлением Архангельского губисполкома от 21 июля 1923 года были ликвидированы все церкви Соловецкого монастыря, а его имущество передавалось Управлению северными лагерями. Монахов оставили на острове для " передачи " дел новым хозяевам. Примерно 60 человек из монахов продолжали работать либо своими артелями, либо в бригадах лагерного производства в качестве " заведующих " многочисленными монастырскими предприятиями: литейным и керамическим заводами, мельницей, рыбным промыслом. Игумен, уставщик и все схимники числились на иждивении работающих. Братия жила в северном дворике соловецкого кремля около Сельдяных ворот, имела отдельный вход и право свободного перемещения по острову. Для богослужения монахам оставлена была кладбищенская церковь Преподобного Онуфрия, закрытая властью только в 1932 году, когда с Соловков были вывезены последние монахи (некоторые из них, 2-3 человека, оставались на островах до 1937 года). Служба в Онуфриевской церкви совершалась ежедневно Кроме монахов, храм разрешалось посещать духовенству и мирянам, осужденным по церковным делам. Другие категории заключенных строго преследовались за посещение храма. До 1929 года духовенство ходило в рясах и с длинными волосами. Все заключенные епископы и клирики жили отдельно, занимая в Кремле помещение местной сторожевой роты; ее название произошло от самой распространенной среди духовенства работы - сторож или каптер. Важно отметить тот факт, что в других лагерях осужденные священнослужители использовались на общих работах, исключая только престарелых, которых определяли в инвалидные роты. Ни в одном лагере также не разрешалась церковная служба, жестоко преследовались любые формы богослужения. Говоря о положении осужденного духовенства в 1925-1929 годы, следует в первую очередь отметить, что они сменили другую группу привилегированных соловецких заключенных - " политиков " (эсеры, меньшевики, анархисты), находившихся на Соловках на особом режиме в 1923-1925 годах. Это была единственная категория заключенных, в то время официально признанных политическими и пользовавшихся особыми привилегиями: они не работали, жили вместе и имели свой орган управления (старостат).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/189/...

Целое во фрагменте. С. 304–308. Бальтазар Х.У. Паскаль//Логос. 1992. С. 15-1 по 81-67. С. 59–45, 60–46. Федотов Г.П. Бердяев-мыслитель// Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991. С. 395–408. С. 395. Впервые опубликовано: Новый журнал. 1948. 19. Курсив наш – В.Н. Бердяев Н.А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. Paris: YMCA-PRESS, 1969. 269 с. См.: с. 57–69 и др. Там же. С. 60. Там же. С. 68–69. Напр. см.: Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности. Париж: YMCA-Press, б.г. 175 с. (Глава V. Зло и страдание как проблемы духа). Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика Божественного и человеческого (Глава 5. Страдание)// Он же. О назначении человека. М.: Республика, 1993. С. 290. Федотов Г.П. Указ. соч. С. 395–396. См.: Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей от 17/30 октября 1935 года «О новом учении протоиерея Сергия Булгакова о Софии Премудрости Божией»; Указы Московской Патриархии преосв. Митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию 1651 от 7 сент. 1935 г. и 2267 от 27 дек. 1935 г. (с осуждением софиологии и христологии прот. С. Булгакова). См. также: Лосский В. Н . Спор о Софии. «Докладная записка» прот. С. Булгакова и смысл Указа Московской Патриархии// Лосский В. Н . Боговидение. М.: АСТ, 2003. С. 11–108. Булгаков С., прот. Агнецъ Божий. О Богочеловечестве. Ч. I. Париж: YMCA Press, 1933. С. 286. Там же. С. 286. Там же. С. 287–289. Там же. С. 288. Там же. С. 287, 289. Там же. С. 289–290. Булгаков С. Агнецъ Божий. С. 378, 436–438; Булгаков С. Святой Грааль//Путь. 1930. С. 3–42. С. 33–37. Булгаков С. Агнецъ Божий. С. 378. Там же. С. 436–437. Там же. С. 437. Здесь и в др. цитатах разрядка С.Булгакова. Там же. С. 438. Булгаков С. Святой Грааль. С. 34. Там же. С. 36–37. Булгаков С. Агнецъ Божий. 399–401. Там же. С. 383. Там же. С. 399. Там же. С. 400. Там же. Там же. С. 401. Подборку святоотеческих высказываний см.: Немыченков В.И. Жертвенное служение Христа после Вознесения//Богословский сборник ПСТБИ.

http://bogoslov.ru/article/6192426

Иеромонах Иерей единоверческой Церкви Диакон Без сана Итого: Источник: составлено автором по данным с. 286–292] Таблица 8. Состав III Всероссийского миссионерского съезда 1897 г. по должности участника, чел. Должность Командированных начальством Прибывших по собственному желанию Настоятель Игризского единоверческого монастыря Синодальный миссионер Епархиальный миссионер Миссионер (уездный, окружной, городской) Помощник миссионера Сотрудник миссии Чиновник особых поручений при Обер-прокуроре Св Синода (Скворцов В.М.) Старший секретарь Св Синода Секретарь Московской Синодальной конторы Секретарь Духовной консистории Ректор Казанской духовной академии Доцент Московской духовной академии Ректор Костромской духовной семинарии Преподаватель духовной семинарии Протоиерей Иеромонах Диакон Псаломщик Преподаватель начального училища Наблюдатель ЦПШ Учитель ЦПШ Итого: Источник: составлено автором по данным с. 286–292] Таблица 9. Состав 26 III Всероссийского миссионерского съезда 1897 г. по ученым степеням и званиям, образованию, чел. Ученая (научная) степень, образование Командированных начальством Прибывших по собственному желанию Доктор богословия Магистр богословия Кандидат богословия Кандидат университета Выпускник духовной семинарии Студент духовной семинарии Студент духовной семинарии, не закончивший курс обучения Выпускник учительской семинарии Выпускник духовного училища Выпускник гимназии Выпускник приходского училища Выпускник (земской, сельской) школы Получивший домашнее образование Итого: Источник: составлено автором по данным с. 286–292] Таблица 10. Состав участников III Всероссийского миссионерского съезда 1897 г., обратившихся из раскола и сектантства, чел. Командированных начальством Прибывших по собственному желанию Примечание В том числе: прот. – 1, иерей – 16, единов. иерей – 4, епарх. миссионер – 9, миссионер – 6. Итого: Источник: составлено автором по данным с. 286–292] Председательствовал на съезде Ректор Казанской духовной академии архим. Антоний (Храповицкий , в дальнейшем – митр. Киевский и Галицкий, основатель и первоиерарх РПЦЗ, †1936). Товарищами (заместителями) председателя были избраны профессор Н. И. Ивановск ий и профессор протоиерей Т.И. Буткевич (оба – знатоки старообрядчества и сектантства). На Съезде присутствовали: и.о. обер-прокурора Св Синода Саблер В.К., известные специалисты по расколу Дородницын А.Я., Кутепов Н.П., Кутепов К.В., Скворцов В.М., Добромыслов П.П. и др. с. 19–22, с использованием данных

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

преподобным Федором, племянником Сергия Радонежского; современный адрес: Восточная улица, 4; закрыт в 1923 г. — 287 Смольный монастырь — см. Воскресения Христова Всех учебных заведений собор (Воскресенский Смольный собор). Спасский монастырь в Казани — Спасо–Преображенский монастырь; основан в 1555 г. — 300 Сретенский мужской монастырь в Москве — основан в 1395 г.; современный адрес: Лубянка, 19–21; разрушен в 1928–1930 гг. — 286 Страстной женский монастырь в Москве — основан в 1654 г. царем Алексеем Михайловичем; современный адрес: Пушкинская площадь; закрыт в 1928 г. — 244, 246, 253, 259, 274, 275, 291, 292 Супрасальский монастырь, Белостокского уезда Гродненской губернии, Литовской епархии — Благовещенский мужской монастырь при колонии Супрасаль; основан в 1498 г., воссоединен из унии в 1839 г. — 224 Хотьков монастырь под Москвой — Хотьков Покровский монастырь, вблизи Троице–Сергиевой лавры; впервые упоминается в 1422 г. — 286 Чудов мужской монастырь в Москве — основан в 1365 г. святителем Алексием, митрополитом Московским; современный адрес: Кремль, Ивановская (Царская) площадь; закрыт в 1918 г. — 244, 247, 266, 268, 280, 283, 289 Юрьевский (Юрьев) монастырь вблизи Новгорода — основан в XI веке новгородскими князьями — 88, 93, 95, 159, 92 ПОДВОРЬЯ Подворье — см. Саввинское подворье Саввинское подворье — подворье Саввино–Сторожевского монастыря на Тверской улице в Москве; основано в 1787 г.; современный адрес: Тверская улица, 6; закрыто в 1922 г. — 242, 245, 253, 281, 283, 286, 287, 294, 295, 313 Троицкое подворье — подворье Троице–Сергиевой лавры в Петербурге; основано в 1770 г.; современный адрес: набережная реки Фонтанки, 44 — 196 Угрешское подворье в Москве — подворье при Николо–Угрешском мужском монастыре; основано в 1380 г. великим князем Дмитрием Донским; современный адрес: рабочий поселок Дзержинский; закрыто в 1920–х гг. — 253 Чижовское подворье (вблизи Богоявленского монастыря) в Москве — 95, 294 ПУСТЫНИ Аносинская пустынь в Москве — Аносин–Борисоглебский монастырь Звенигородского уезда; основан княгиней Е.

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

286. Review of Brian D. Spinks, The sanctus in the eucharistic prayer (Cambridge/New York/Port Chester/Melbourne/Sydney 1991), OCP 59 (1993) 282-286. 287. Review of Kathleen Hughes, R.S.C.J., The Monk’s Tale. A Biography of Godfrey Diekmann, O.S.B. (Collegeville: The Liturgical Press 1991), OCP 59 (1993) 286-288. 288. Review of Dmytro BlaÏejowskyj, Hierarchy of the Kyivan Church (861-1990) (Rome 1990), OCP 59 (1993) 310-312. 289. Review of The Ukrainian Religious Experience. Tradition and the Ukrainian Cultural Context. Edited by David J. Goa (Edmonton 1989), Religious Studies Review 19 (1993) 77. 290. Review of George Guiver, C.R., Company of Voices. Daily Prayer and the People of God (New York 1988), OCP 59 (1993) 568-569. 291. Review of Enrico Mazza, La mistagogia. Una teologia della liturgia in epoca patristica (BELS 46=Collana Studi di liturgia, n.s. 17, Rome 1988); id., Mystagogy. A Theology of Liturgy in the Patristic Age (New York 1989), OCP 59 (1993) 569-570. 1994 г. 292. A History of the Liturgy of St. John Chrysostom, vol. II: The Great Entrance. A History of the Transfer of Gifts and Other Preanaphoral Rites (OCA 200, 3rd ed. Rome: PIO 1994) (репринт 39 сновымназваниемсерии). 293. “The Oblation and Hymn of the Chrysostom Anaphora. Its Text and Antecedents,” in Miscellanea di studi in onore di P. Marco Petta per il LXX compleanno, vol. IV=BBGG n.s. 46 (1992) 319-345 (published 1994). 294. “The Synaxarion of Evergetis in the History of Byzantine Liturgy,” in M. Mullett and A. Kirby (eds.), The Theotokos Evergetis and Eleventh-Century Monasticism. Papers of the Third Belfast Byzantine International Colloquium, 1-4 May 1992 (Belfast Byzantine Texts and Translations, 6.1, Belfast 1994) 274-293. 295. “The Society of Jesus and the Christian East: Realities, Prospects, Reflections,” Diakonia 27 (1994) 144-164. 296. (Co-editor), Il 75° anniversario del Pontificio Istituto Orientale. Atti delle celebrazioni giubilari, 15-17 ottobre 1992, a cura di Robert F. Taft, S.J., e James Lee Dugan, S.J. (OCA 244, Rome: PIO 1994) 318 pp.

http://bogoslov.ru/person/525392

27 Лосский В. Н. Догматическое богословие. Образ и подобие// 28 Лосский В. Н. Догматическое богословие//Сборник " Мистическое богословие " , Киев, 1991, с. 214. 29 Антоний (Блум), Митрополит. Труды//Москва, «Практика», 2002, с.289. 30 Staniloae D. The Experience of God//Vol. 1, p. 276. Цит. по: Чурсанов С.А. Лицом к лицу. Понятие личности в православном богословии ХХ века//Москва, ПСТГУ, 2008, с. 156. 31 Иоанн (Зизиулас), митрополит. Бытие как общение. Очерки о личности и Церкви. Пер. с англ. Д. М. Гзгзяна//Москва, 2006, с. 46. 32 Лосский В. Н. Догматическое богословие. Первородный грех// 33 Кассиан (Безобразов), епископ. Водою и кровию и духом. Толкование на Евангелие от Иоанна//Paris, 2001, с. 41. 34 Лосский В. Н. Боговидение. Богословие образа//Минск, 2004, с. 412. 35 Перевод мой. Оригинал текста: «…the difference between man and woman is an essential element in the constitution of human beings made in the image of God». International Theological Commission. Communion and Stewardship: Human Persons Created in the Image of God (July 23, 2004). La Civiltà Cattolica 2004, IV, 254-286. § 32. 36 Перевод мой. Оригинал текста: «…the sexual identity of the person is not a cultural or social construction. It belongs to the specific manner in which the imago Dei exists». International Theological Commission. Communion and Stewardship: Human Persons Created in the Image of God (July 23, 2004). La Civiltà Cattolica 2004, IV, 254-286. § 33. 37 Перевод мой. Оригинал текста: «…Catholic theology today affirms that marriage constitutes an elevated form of the communion between human persons and one of the best analogies of the Trinitarian life. When a man and a woman unite their bodies and spirits in an attitude of total openness and self-giving, they form a new image of God. Their union as one flesh does not correspond simply to a biological necessity, but to the intention of the Creator in leading them to share the happiness of being made in his image. The Christian tradition speaks of marriage as an eminent way of sanctity». International Theological Commission. Communion and Stewardship: Human Persons Created in the Image of God (July 23, 2004). La Civiltà Cattolica 2004, IV, 254-286. § 38.

http://bogoslov.ru/article/1584651

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010