совмещал с активной преподавательской деятельностью в Виттенбергском ун-те, а также с работой над сочинениями богословского, философского и педагогического характера. Домашняя жизнь М. была размеренной и спокойной: еще в нояб. 1520 г. М. вступил в брак с уроженкой Виттенберга Катариной Крапп (1497-1557), происходившей из влиятельной семьи городского советника. Брак был долгим и счастливым, в нем родились несколько детей (см.: Scheible. 1992. S. 385-386). Несколько комнат в своем доме М. постоянно предоставлял студентам Виттенбергского ун-та, к-рые нередко выполняли роль его помощников и секретарей. В 20-х гг. XVI в. одним из наиболее близких и доверенных друзей М. стал И. Камерарий (1500-1574), учившийся и преподававший в Виттенбергском ун-те с 1521 г., а в более поздние годы неоднократно встречавшийся с М. и состоявший с ним в постоянной переписке. Камерарий составил подробную биографию М., впервые изданную в 1566 г. и впосл. переиздававшуюся с дополнениями и комментариями исследователей (см.: Camerarius. 1566; Idem. 2011). Церковная и реформационная деятельность М. (1522-1546) Ф. Меланхтон. Гравюра А. Дюрера. 1526 г. (Музей изящных искусств, Бостон) Ф. Меланхтон. Гравюра А. Дюрера. 1526 г. (Музей изящных искусств, Бостон) В 20-х гг. XVI в. формировавшееся в качестве самостоятельной христ. конфессии лютеранство постепенно распространялось на территории курфюршества Саксония и ряда др. герм. княжеств (общий обзор см. в ст. Лютеранство ). Понимая, что для защиты и успешного осуществления церковных реформ требуется постоянная поддержка светской власти, Лютер, М. и др. лидеры лютеранства считали своей задачей выработку как общих норм взаимоотношений между христ. общинами и гос-вом, так и разработку таких церковных уставов, к-рые позволили бы органично вписать реформированные церковные организации в существовавшую в Германии систему общественно-политических отношений. Собственное представление о том, какими должны быть отношения между христ. Церковью и гос-вом М. выразил в составленных в сер.

http://pravenc.ru/text/2562808.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИТОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО Многоэтническое и многоконфессиональное гос-во, к-рое в XIV-XVI вв. охватывало территорию совр. Литвы и Беларуси , значительную часть совр. Украины, часть Вост. Польши (совр. Подлясское воеводство) и Смоленскую область РФ. Образованию Л. в. к. предшествовали в кон. XII - нач. XIII в. важные социальные и политические сдвиги в жизни литов. племен, заселявших территорию совр. Литвы. Здесь образовывались княжества, правители которых со своими дружинами совершали набеги на соседние земли - польск. и древнерус. княжества, прибалт. племена пруссов, куршей, ливов, латгалов. В XIII в. перед княжествами возникла и другая важная задача - борьба с экспансией орденов немецких крестоносцев, стремившихся силой подчинить своей власти живущих в этом регионе Европы язычников. Литовский вел. кн. Миндовг. Гравюра А. Гваньини из кн. «Описание Европейской Сарматии». 1578 г. Литовский вел. кн. Миндовг. Гравюра А. Гваньини из кн. «Описание Европейской Сарматии». 1578 г. Среди литовских князей в 30-х гг. XIII в. на 1-й план выдвинулся Миндовг. Победа над рыцарями ордена меченосцев в битве при Сауле в 1236 г. способствовала укреплению его авторитета и подчинению его власти др. литов. князей. С серьезным сопротивлением он столкнулся лишь в Жямайтии - области в нижнем течении Немана, отделявшей Ливонию от Пруссии. К нач. 50-х гг. XIII в. Миндовгу удалось преодолеть сопротивление жямайтов. Объединение под властью Миндовга литов. княжеств создало благоприятные условия для экспансии на соседние древнерусские земли, ослабленные монг. нашествием и др. внешними и внутренними неурядицами. К 40-м гг. XIII в. под властью Миндовга оказались обширные территории совр. Зап. Белоруссии с такими центрами, как Гродно, Новгородок (ныне Новогрудок, Белоруссия), Волковыск и, возможно, Минск. В церковном отношении эти земли составляли, вероятно, как и впосл., сев. часть митрополичьей области. Важным событием в истории Л. в. к. стало принятие Миндовгом в 1250 или 1251 г. католичества. Действуя так, Миндовг рассчитывал укрепить свою власть, добиться мира с Тевтонским орденом и его помощи в борьбе с литов. противниками, благоприятных условий для экспансии на рус. земли. Этих целей в известной мере удалось достичь. При содействии папы Иннокентия IV был заключен (ценой уступки ряда территорий в Жямайтии) мир с орденом, и Миндовг смог одержать верх над своими противниками. В 1253 г. Кульмский еп. Хейденрик возложил на Миндовга королевскую корону. В 1255 г. папа Александр IV пожаловал Миндовгу все земли, к-рые он сможет освободить от власти «язычников» и неверных. Первым католич. епископом Л. в. к. стал поляк Вит из ордена доминиканцев. Ему были пожалованы земли в Жямайтии, но это было сделано без согласия жямайтов. Остается во многом неясным, какова была деятельность епископа в Л. в. к. и повлияла ли она на правосл. население этого гос-ва.

http://pravenc.ru/text/Литовское ...

«Подзаборная школа». Гравюра. XIX в. «Подзаборная школа». Гравюра. XIX в. В качестве наказания за поддержку кор. Якова II англ. власти конфисковали земельные наделы у мн. ирл. землевладельцев. Вслед за англ. парламентом, принявшим репрессивный «Акт о папистах» (1698), в 1704 и 1709 гг. ирл. парламент выпустил законы «по предотвращению дальнейшего распространения папизма» (Act to prevent the further Growth of Popery), оказавшие значительное влияние на переход земельных владений в И. к англ. колонистам, которым обеспечивались многочисленные налоговые льготы и различные адм. послабления. Переход из протестантизма в католическую веру запрещался под угрозой конфискации имущества, а конфискованные у католиков земли и недвижимость передавались протестантам. В завещаниях католики должны были предусматривать раздел имущества и земельных владений в равных долях между всеми наследниками мужского пола (обычай гевелкайнд), но при этом переход одного из сыновей в протестантизм делал его единственным законным распорядителем собственности и земли. Католикам запрещалось приобретать земельные участки, землю можно было только взять в аренду (не более 2 акров на срок в 31 год). Владелец земли (лендлорд) сохранял за собой право расторгать арендный договор в случае, если доходность участка будет превышать арендную плату. В результате этих законов количество земель, принадлежавших католикам, сократилась с 14% в 1691 г. до почти 5% в XVIII в. Большинство англ. лендлордов не проживало в И. и сдавало земли в аренду местным управляющим-протестантам (т. н. мидлменам), к-рые затем разделяли арендованные земли на мелкие части и сдавали их в субаренду ирл. крестьянам за высокую плату. «Карательные законы» способствовали переходу в протестантизм мн. ирл. землевладельцев и знати. В XVIII в. в И. почти все представители высших социальных слоев являлись англиканами, хотя подавляющее большинство населения страны продолжало исповедовать католицизм. Период, во время которого католич. большинство было почти полностью исключено из политической жизни, а руководящее положение в обществе занимали протестант. знать и духовенство, именуется «протестантским господством» (Protestant Ascendancy). В 1720 г. палата лордов ирл. парламента передала право законодательной инициативы англ. парламенту, а в 1751 г. палата общин ирл. парламента была лишена права распоряжаться налоговыми поступлениями. Высшая исполнительная власть в И. принадлежала лорду-лейтенанту (наместнику), назначавшемуся английским королем. Лорд-лейтенант часто отсутствовал в стране, и его полномочия исполнял верховный судья И., как правило, эту должность занимали англиканские архиепископы Арма. Так, с 1724 по 1742 г. фактическим правителем И. был англиканский архиеп. Хью Боултер, в 1747-1764 гг.- англиканский архиеп. Джордж Стоун.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Эпоха становления Тюрки-сельджуки в Малой Азии (2-я пол. XI-XIII в.) Вид Константинополя. Гравюра из кн.: Schedel H. Liber chronicarum. 1493. Fol. 257r. Вид Константинополя. Гравюра из кн.: Schedel H. Liber chronicarum. 1493. Fol. 257r. Вторжение тюрок-сельджуков во 2-й пол. XI в. в М. Азию привело в этом регионе к краху гос. структур Византийской империи и к кризису епархиальной системы К-польской Православной Церкви, к исходу значительной части визант. христ. населения из внутренних районов М. Азии. Степи в центральной части Анатолийского плато были заняты скотоводческими племенами тюрок, чьи кочевья перемежались с уцелевшими анклавами городской и земледельческой культуры. Визант. государственность сохранилась лишь в прибрежных областях М. Азии, защищенных горными хребтами (Зап. Анатолия, Вифиния , Ликия , Памфилия , Киликия , Понт ). На завоеванных землях тюрки-сельджуки образовали ряд своих гос-в, наиболее значительным из к-рых к кон. XII в. стал Иконийский султанат. В сер. XIII в. монгольского завоевания вызвали новую волну миграции тюрок в Анатолию. Предки рода Османов восходят к одному из племен 2-й волны переселенцев, кайи, к-рое появилось в М. Азии незадолго до или во время монг. нашествия. После поражения от монголов в 1243 г. сельджуки М. Азии оказались в вассальной зависимости от монг. улуса Хулагуидов. К нач. XIV в. Иконийский султанат распался, уступив место конгломерату примерно из 20 бейликов (княжеств), частью нестабильных и недолговечных. Эпоха бейликов - период политической раздробленности в М. Азии (сер. XIII - нач. XV в.). В это время тюрк. племена не имели возможности подчинить друг друга и направляли свою экспансию на сопредельные христ. земли. Одним из крупнейших бейликов был Караман, возникший в 60-х гг. XIII в. в горах Тавр и распространивший свою власть на Иконий (Конью) с прилегающими равнинами и часть юж. побережья М. Азии. Беи Карамана считали себя преемниками Сельджукидов и претендовали на гегемонию в М. Азии. Наиболее динамично развивалась группа бейликов Зап.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

Хубилай пятый монгольский Великий хан (с 1260), внук Чингисхана . При монгольском Великом хане Мункэ (1251—59) был поставлен во главе армии, отправленной на завоевание Китая. После смерти Мункэ захватил ханский престол. В 1260 перенёс столицу из Каракорума на территорию Китая (сначала в Кайпин, а в 1264 в Ханбалык — современный Пекин). Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. От Золотой Орды до Верного На комментарий Москита, думаю, внимания обращать не стоит. Все, что написала монахиня Сергия,правильно. Просто ее материал подан весьма и весьма сжато,многое не досказано, но все равно подано очень корректно. О себе скажу, что по крови не являюсь русской, но обладаю широкой информацией,что большая часть кочевников Золотой Орды исповедовала христианство.Дело в том, что такие рода как найманы, кереи, джалаиры, кипчаки, другие тюркские и монгольские рода исповедовали христианство еще до Крещения Руси!Даже после правления Чингизхана по утверждению французского историка Жан Поль Ру до самого появления в Средней Азии хромого Тимура - от юга Казахстана и Узбекистана, Афганистана, вплоть до самого индийского Дели процветали христианские храмы!Более тог, в музеях татарской Казани остались знамена и боевые стяги, где половина полотнища украшена крестами, а другая половина - полумесяцем ! И еще есть старинная средневековая гравюра битва татаро-монгол с немецкими рыцарями (можно найти в Интернете), где у ордынцев возвышается лик Христа-Спасителя, а рыцарей - какя-то черная абракадабра, не то птица.Гравюра изображает битву под Легницем. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/16/...

Но даже если термин «книжник» в рассказе о Ездре употребляется как указание на персид. писца, секретаря, администратора, обозначение Ездры «книжником, сведущим (    ) в законе Моисеевом» (1 Езд 7. 6), «священником, книжником, учившим (    ) словам заповедей Господа» (1 Езд 7. 11; ср.: Неем 8. 1-2; 12. 26, 36), означало, что наметился переход к пониманию К. именно как учителей закона, к-рые, подобно Ездре, изучают закон и учат ему Израиль (ср.: 1 Езд 7. 10). При всей сложности вопроса о точных функциях К., священников, левитов, писцов и др. лидеров в ранней послепленной еврейской общине из свидетельств источников ясно, что К. относились к высшим кругам иерусалимского общества. К., разделявшие часть функций с др. лидерами (священниками, пророками, политическими лидерами и т. п.) в период плена и после возвращения, несомненно играли определенную роль в составлении и редактировании библейских текстов. По мнению мн. исследователей, они копировали библейские тексты и занимались их несистематической интерпретацией, результаты которой частично могли быть включены в сами тексты. Не ясно, принадлежали ли К. к кругам, создававшим библейские традиции, но, безусловно, они должны были нести ответственность за их передачу ( Fishbane. 1985. P. 78-84). На то, что К. могли быть должностными лицами при иерусалимском храме еще до 70 г., в частности, указывает «хартия» селевкидского царя Антиоха III, освободившего от налогов «книжников при храме» (γραμματες το ερο), а также старейшин, священников и певчих ( Ios. Flav. Antiq. XII 3. 3 (138-144)). О существовании представления о К. как о священниках и толкователях Торы в хасмонейское и более позднее время свидетельствуют кумранские рукописи, в которых изучение Писания представляется основной задачей садокидского священства (1QS 5. 9, 21-22; 6. 6-7; 9. 7; 11QTS 56. 2-11). Иисус, сын Сирахов. Гравюра из кн.: Yäger C. Das geheime Ehrenbuch der Fugger. Augsburg, 1545–1549. Мастерская Й. Бройя Младшего Иисус, сын Сирахов. Гравюра из кн.: Yäger C.

http://pravenc.ru/text/1841568.html

На всем протяжении своего исторического существования кинизм был ориентирован на диалог с др. философскими школами. Наиболее значимым является влияние кинизма на зарождение и развитие стоицизма; представители 2 школ всегда помнили о своем родстве и воспринимали друг друга как естественных союзников в деле просветительской и воспитательной философской работы. Отказавшись от ригоризма кинической этики и экстремизма кинической аскетики, стоицизм вместе с тем вобрал в себя основные элементы кинической практической философии и сделал их доступными для широкого круга лиц, стремившихся к философской жизни, но не желавших следовать трудным киническим путем, предполагавшим изменение всего строя индивидуальной жизни. Непримиримыми оппонентами К. были приверженцы эпикурейства , провозглашавшие тождественность блага и удовольствия и критиковавшие К. за их неумеренный аскетизм. Из-за отсутствия в кинизме развитой теоретической философии его влияние на перипатетизм, платонизм и неоплатонизм было слабым, однако некоторые формы неоплатонической аскетики могут быть возведены к учению К. ( Goulet-Caz é . 1990. S. 2808-2817; Desmond. 2008. P. 210-211). Диоген и афиняне. Гравюра. 1550 г. Диоген и афиняне. Гравюра. 1550 г. Хотя к VI в. кинизм прекратил существование в качестве философской школы, кинические идеи всегда оставались востребованными в европ. философии и культуре. Связанные с Диогеном истории и его изречения часто включались в средневековые сборники этических наставлений (см. подборку отрывков: Largier. 1997. S. 175-261); традиция воспринимать его как учителя аскезы и проповедника добровольной бедности в лат. лит-ре восходила к блж. Иерониму, назвавшему Диогена «победителем человеческой природы» ( Hieron. Adv. Iovin. II 14). В эпоху Ренессанса пробуждается интерес к лит. стороне кинизма; мн. авторы этого времени рассматривали К., известных гл. обр. через сочинения Лукиана, как образцовых сатириков древности, едко и беспощадно высмеивавших недостатки индивида и общества, и считали себя продолжателями их дела ( Desmond.

http://pravenc.ru/text/1684656.html

Став сюринтендантом воспитания короля (1646), М. ответственно подошел к своим обязанностям: нанял лучших учителей, отвечавших за его образование; король присутствовал на заседаниях совета, вникал в дела гос. управления, задавал вопросы. 7 июня 1654 г. в Реймсе состоялась коронация Людовика XIV. В политике был взят курс на централизацию власти (в 1653 для большего контроля над провинциями М. восстановил должности интендантов), хотя внутренняя стабильность не была достигнута. В отличие от своего предшественника на посту главного министра по отношению к гугенотам М. проводил политику терпимости. Еще в 1643 г. он возобновил действие Нантского эдикта (1598), что было подтверждено королевским указом. В 1659 г., во время синода протестант. церквей в Лудёне, кардинал в очередной раз заверил гугенотов в своем уважении, назвав их верными и добрыми слугами короля. Угрозу новой Фронды он видел в янсенизме (во время гражданской войны часть янсенистов поддержала мятежников). Папа Римский Иннокентий X буллой «Cum occasione impressionis libri» от 31 мая 1653 г. признал еретическими 5 постулатов учения еп. Корнелия Янсения (Bullarium magnum Romanum. T. 6/3. P. 248). Несмотря на формальное принятие папской буллы, янсенисты, имевшие во Франции сторонников среди католич. епископата, пытались доказать, что эти 5 положений учения Янсения представлены не в том виде, в каком они были подвергнуты осуждению. В сент. 1660 г. М. собрал в Лувре ассамблею епископов и приказал им выработать текст, одобряющий буллу. В составленном участниками ассамблеи «Формуляре» осуждались все 5 положений Янсения, признанных еретическими, заявлялось, что автор не понял истинного учения Августина. Кард. Дж. Мазарини. Гравюра. 1659 г. Худож. Р. Нантейль, Ф. де Шампань (Национальная б-ка Франции, Париж) Кард. Дж. Мазарини. Гравюра. 1659 г. Худож. Р. Нантейль, Ф. де Шампань (Национальная б-ка Франции, Париж) Еще более подозрительной М. считал деятельность Об-ва Св. Даров (Compagnie du Saint-Sacrement), основанного в 1627 г.

http://pravenc.ru/text/2561220.html

Аудекерк в Амстердаме (XIV–XVI вв.). Гравюра. XVII в. Аудекерк в Амстердаме (XIV–XVI вв.). Гравюра. XVII в. На католич. религ. мысль в Н. оказала влияние проблема поиска пути к спасению, занимавшая центральную позицию в протестант. богословии. В ответе на вопрос: «благодать или воля?» - фламанд. еп. Ипра Корнелий Янсений (1585-1638) в соч. «Августин» (опубликовано в 1640) защищал тезис августинизма об отсутствии у человека свободы воли, к-рый явился источником новаторских богословских идей реформаторов. Несмотря на осуждение «Августина» в 1641 г. Конгрегацией индекса и объявление еретическими его основных положений, возникло сепаратистское католич. движение янсенизма . В Н. оно находило приверженцев среди противников иезуитов и в рядах секулярного католич. духовенства благодаря влиянию коллегии св. Пульхерии при Лувенском ун-те, основанной в 1617 г. для студентов из Соединённых провинций и возглавлявшейся самим Янсением. Сохраняя верность Папскому престолу, идеи янсенизма отчасти разделяли утрехтские викарии Ровений и особенно Неркассел, поддержавший бежавшего из Франции в Н. франц. богослова-янсениста Антуана Арно (1612-1694). В течение длительного времени в Соединённых провинциях сохранялись коллегианты - христиане, объединявшиеся во внецерковные коллегии для религ. общения без назначения священнослужителей. В стране существовало достаточно много христ. групп, не принимавших ни католич., ни протестант. вероучения, собиравшихся для чтения религ. текстов и обсуждения вопросов веры. Лишь постепенно происходил процесс введения внецерковных общин в русло движения пиетизма под руководством пасторов. Это движение развивалось в нем. лютеран. общинах, но охватило всю протестант. Европу и в Н. получило название «продолжающаяся Реформация» (Nadere Reformatie). Пиетисты стремились к преодолению догматизма в богословии, занимались библейским просвещением и разработали педагогическую систему, позволявшую модернизировать профессиональную подготовку священнослужителей в соответствии с уровнем знаний в XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Гравюра Густава Доре «Борьба Иакова с Ангелом» повествует о событии, представленном в Священном Писании Ветхого Завета. Иаков был младшим из сыновей-близнецов Исаака  и  Ревекки . Во время ночного бдения при возвращении из дома Лавана (куда он сбежал от своего брата Исава, опасаясь мести с его стороны за обман отца Исаака (в результате чего тот благословил Иакова вместо Исава)), возле потока Иавок, на месте, которое впоследствии была названо Пенуэл, ему явился «Некто», и Иаков боролся с Ним вплоть до появления зари. Иаков не желал отпускать таинственного «Борца», пока Тот не благословит его. Тогда «Борец» произнес: «…отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» ( Быт. 32:28 ). Когда же Иаков просил Его назвать Свое имя, услышал в ответ: «На что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.]» ( Быт.32:29 ). После этого Бог благословил Иакова. Описание Действие происходит на возвышении горы, с которого открывается вид на израильскую пустыню с ее каменистыми холмами. Вдали мы видим озеро, вокруг которого раскинулись высокие пальмы. Рядом мы видим палатки – это лагерь, где расположились люди Иакова. В центре картины на фоне неба, покрытого легкими бегущими облаками, мы видим две борющиеся фигуры: Иакова и Ангела, изображенных в профиль. Слева в темном одеянии представлен Иаков, который, напрягая все свои силы и мускулы, пытается не уступить в этой схватке. Ангел крепко держит его руки, не давая продвинуться вперед, он исполнен выдержки и спокойствия. Ангел подобен нерушимой стене, которую нельзя сдвинуть с места. Гравюра исполнена мастерски: художник передает динамику движения в противопоставлении двух фигур. Безмятежный пейзаж на заднем плане гармонирует с движением Ангела, на первом плане колючие кактусы и каменистая почва характеризуют действия борющегося Иакова. Доре здесь следует традиции романтизма, построенного на антитезе. Для библейских сцен Гюстава Доре характерна иллюзия не только объема, но и пространственной глубины. Он часто вводит широкие пейзажные планы в сценах Ветхого Завета. Здесь мы видим, как художник блестяще подчеркивает глубину пространства, применяя свето-воздушную перспективу, используя прием чередования освещенных и затемненных участков. История

http://azbyka.ru/art/borba-iakova-s-ange...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010