1. Celia and Kenneth Sisam (eds.), The Oxford Book of Medieval English Verse , Oxford ,1970, с. 120. 2. “Возсия весна постная, цвет покаяния…” (самогласен на стиховне сырной среды, глас 3-й). — Прим.ред. 3. Послание к Диогнету, VII, 4. 4. Против ересей, III, XXI, 7 (PG 7.953B). 5. Самопознание. Опыт философской автобиографии, Москва, “ДЭМ”, 1990 г ., с. 51 (гл. II, Свобода). 6. О православном понимании Великого поста см. великолепную и очень живую книгу протопресвитера Александра Шмемана “Великий пост”. См. также предисловие к Пост ной триоди , переведенной матерью Марией и архимандритом Каллистом (Уэр)( Тне Lenten Triodion , London/Boston 1978, сс. 13-64). 7. Люди с математическим складом ума могут удивляться, как можно свести Великий пост к десятой части года. В православии один из способов подсчета протяженности поста следующий: пост состоит из семи недель, каждая из которых включает пять дней непосредственно поста (суббота и воскресение не считаются днями строгого поста). Также к этому добавляется Страстная суббота, которая, единственная в году, является постной. Итого получается полных 36 дней. Хотя такой подсчет и годится для принятия Великого поста за десятину года, на Востоке Великий пост обычно высчитывается от Чистого понедельника до пятницы шестой недели включительно и таким образом насчитывает сорок дней. Страстная седмица считается особым временем, отличающимся от собственно Великого поста. См. Тне Lenten Triodion , сс. 31-33. 8. “Светло усрящим поста вход, вернии, и да не сетуим…” “День един убо, рече, житие всяко земных: труждающымся от любве четырядесять суть дней поста, яже совершим светло” (канон утрени, глас 2-й). — Прим.ред. 9. Очерк мистического богословия восточной церкви , гл. VIII (см. Москва, 1991 г ., с. 129). 10. Беседа о крещении (PG 65.1028.BC). 11. См. Канон на страх труса , Большой требник, Свято-Троице-Сергиева лавра, 1992 г ., песнь 9-я. 12. Беседы о посте, I, 10 (PG 31.181B). 13. В действительности это просто более разработанный чин взаимного прощения, совершающийся в монастырях ежедневно в конце повечерия.

http://predanie.ru/book/219589-velikiy-p...

О служении с бдением святому храма или великому святому в Неделю 1-ю Великого поста см. том 1, с. 99, 100. Во все Недели Великого поста, кроме Недели ваий, совершается Литургия святого Василия Великого . В седмичные дни, как второй, так и последующих Недель Великого поста, службы в общем совершаются по такому же чину, как и на 1-й седмице. В 1-ю Неделю вечера на вечерне – великий прокимен «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи». С понедельника 2-й седмицы на повечериях вычитываются каноны тех святых, которые прилучатся в период от Лазаревой субботы до Фоминой Недели. Прежде поются каноны Богородицы (без ирмосов), а потом – святого Минеи. По 3-й песни – кондак и седален Минеи, по 6-й – седален Богородицы. О служении в понедельник 2-й седмицы с бдением храмовому святому см. том 1, с. 100, 101. О служении святому храма в один из постных дней, кроме понедельника, субботы и воскресенья, см. том 1, с. 101–103. Глава 9. Суббота 2-й седмицы. Поминовение усопших На утрене после «Аллилуиа» – тропарь «Апостоли, мученицы», дважды, «Слава» – «Помяни, Господи», «И ныне» – «Мати Святая». Кафизма 16-я. Малая ектения, седальны мученичны Октоиха и Богородичен. 17-я кафизма разделяется на 2 статии. Припев первой статии – «Благословен еси, Господи», а второй – «Спасé, спаси мя». После 1-й статии – ектения с поминовением усопших. Малое каждение. После второй – сразу поем припев «Благословен еси, Господи» и тропари – «Святых лик...» Совершается полное каждение храма. По окончании пения тропарей – заупокойная ектения, седален «Покой, Спасе наш». Псалом 50-й. Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя» по субботам Великого поста не глаголется. Канон Минеи на 6 и храма святого на 4. Если храм Христов или Богородицы, то канон храма – на 6, а святого – на 4. Библейские песни по разделу Ирмология «Господеви поем». По 3-й песни канона – ектения обычная. Перед 6-й песнью заканчивается чтение канона храма и начинается четверопеснец Триоди. По 6-й песни – заупокойная ектения с поминовением усопших, кондак «Со святыми» и икос «Сам Един еси».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Иногда полагаются к излишним тропарям особые припевы; так на воскресной утрене полагаются 13 тропарей (а всех стихов песней Св. Писания, как сказано выше, 12), и к первому после ирмоса тропарю назначен особый припев (см. выше, 31 прим.). – Положенный Уставом «канон Богородицы» в воскресные дни (см. Уст., 2–5 гл.) находится в последованиях этих дней в Октоихе, на ряду. В некоторые праздники, хотя бы они случились и в седмичные дни, Уставом тоже назначается «канон Богородицы», причем все рядовые каноны Октоиха отменяются. Такие праздники обыкновенно имеют канон Богородицы в своих последованиях, находящихся в Мес. Минеи, по которой этот канон и поётся. Но в иных из указанных последований нет положенного Уставом канона Богородицы, и тогда «на утрени с каноном святого» поётся или тот «канон молебный ко Пресвятей Богородице», который печатается в След. Псалтири, или тот, который имеется в конце Октоиха. По указанию Общей Минеи и 11 гл. Устава, в праздники святым с бдением или полиелеем или великим славословием, случившиеся в субботы, в храмах в честь святого или святые «поем канон Богородицы прешедшия недели (т.е., воскресный) утренний». – Кроме пения ирмосов канонов полагается ещё «катавасия», которая поётся или 1) только после 3, 6, 8 и 9-й песни канона, или 2) после всех песней. 1) Первого рода катавасия поётся в непраздничные седмичные дни и дни пред-и-по-празднства. Из Октоиха эта катавасия бывает в субботы от нед. Всех Святых до Сырной седмицы, а из Минеи – в прочие седмичные дни, случившиеся в тот же период времени, причем если случится 2 святых, то катавасию составляют ирмосы из канона 2-го святого. В период времени Постной Триоди катавасию составляют ирмосы из Минеи и Триоди; причем иногда бывает, что по 3-й песни катавасию составляет ирмос из Минеи, а после остальных песен – из 2-го четверопеснца Триоди (см. послед. суб. во 2, 3 и 4 седм. Великого поста). 2) Второго рода катавасия (называемая катавасией «яже имать устав», «по уставу», «рядовою») полагается в Господские и Богородичные праздники, в воскресные дни и в дни «нарочитых» (т.е., когда во всех храмах Уставом положено совершать бдение или полиелей, или утреню с великим славословием) святых всего лета, а равно в Мясопустную субботу и в субботу перед Пятидесятницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

97 В первые четыре дня 1-й седмицы Великого поста сначала читается пс. 69-й: «Боже, в помощь мою вонми...» и после него – канон св. Андрея Критского . Он разделяется на четыре части и читается в понедельник вечером, вторник, среду и четверг. Сразу по окончании канона читается псалом 4-й: «Внегда призвати...» (без слов «Приидите, поклонимся...») и прочие псалмы. В другое время псалом 69 читается в начале 3-й части великого повечерия (см. Типикон, начало Великого поста). Примечание: Если служит священник, то он на чтение канона выходит боковыми дверьми, и великий канон читается при закрытой завесе, а если епископ, то он выходит и заходит царскими вратами. 99 1. На повечерии в пятницу вечером 1-й седмицы по Трисвятом поется тропарь св. великомученика Феодора Тирона: «Велия веры исправления...», «Слава, и ныне» – «Вся паче смысла...». . На повечерии в пятницу 2-й, 3-й и 4-й седмиц – тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы...», «Слава» – «Помяни, Господи...», «И ныне» – «Мати святая...» (см. Типикон, в пяток 2-й седмицы вечера). 3. На 5-й седмице в субботу служба особая с акафистом Божией Матери. Начало всенощного бдения с малого повечерия. 4. В пятницу 6-й седмицы вечером на великом повечерии тропарь праздника: «Общее воскресение...». 5. На великом повечерии накануне Благовещения – тропарь праздника. 6. Накануне Обретения главы Предтечи – 24 февраля, 40 мучеников – 9 марта, храмового святого – на повечерии читается тропарь праздника, «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря. Но если память этим святым случится в первую седмицу Великого поста, то в этот день им не бывает ни полиелея, ни литургии Преждеосвященных Даров (конечно, кроме среды и пятницы). Служба им переносится или на сырное воскресенье, или на субботу первой седмицы – Феодора Тирона (см. Типикон, последование 24 февраля). 100 На великом повечерии накануне Благовещения и храмового праздника вместо этих тропарей – кондак праздника. 101 Начиная с понедельника 2-й седмицы Великого поста, в седмичные дни, кроме пятница вечером, на великом повечерии к канону Богородицы из Октоиха присоединяются каноны святых из Минеи, память которых празднуется в период от Лазаревой субботы до Фоминой Недели (16 дней) (см. В. Розанов . Богослужебный Устав, ч. II, гл. 31 и Типикон, служба в понедельник 2-й недели поста).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

3. В некоторые дни Великого поста: все недели вечером, в среду и пяток 5-й седмицы (совершается келейно), Великую Среду, Великий Четверг, Великую Пятницу вечером. Также малое повечерие совершается вечером в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, накануне 26 марта, если само Благовещение случится в седмичный день Великого поста (см. Типикон, 26 марта, 3-е «зри»). Малое повечерие не совершается в Великую Субботу вечером (заменяется чтением книги Деяний святых апостолов) и в течение Светлой седмицы (заменяется пасхальным часом). §2.2. Последование малого повечерия Чинопоследование малого повечерия полностью представлено только в Следованной Псалтири (II часть), тогда как в Часослове дается только схема. По сути, малое повечерие почти совпадает с 3-й частью великого повечерия. Священник: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...». Трисвятое по «Отче наш…». Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь». «Господи, помилуй» (12 раз). «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся...». Псалом 50: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...». Псалом 69: «Боже, в помощь мою вонми...». Псалом 142: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое...». «Слава в вышних Богу...» (славословие). «Верую во Единаго Бога Отца...» (Символ веры). Хор и чтец исполняют канон по Уставу (ирмосы поются один раз, катавасии нет). На повечерии всегда поется канон Богородице, находящийся в Октоихе. Однако если на повечерие выносится служба святому (например, если случится память трех и более святых, см. 6, 22 сентября), то поются два канона. При этом первым поется канон Богородице, а после него – канон Минеи. В этом случае по 3-й песни читается «Господи, помилуй» (трижды) (вместо малой ектении), кондак Минеи, седален Минеи, «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи. Если же поется только канон Богородице, то по 3-й песни сразу следует 4-я песнь. По 6-й песни (всегда): «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне»: седален Богородице из Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

11. Кафизмы 142 Я ограничусь здесь только приведением таблиц рядового чтения кафизм в течение всего церковною года. I.                 От Фоминой недели до отдания Воздвижения. От предпразднства Рождества Христова до отдания Богоявления. В мясопустную и сыропустную седмицы. Воскр. Понед. Вторник Четверг Утреня Вечерня II.              От отдания Воздвижения до предпразднства Рождества Христова. От отдания Богоявления до субботы пред Неделею о блудном сыне 143 . Воскр. Понед. Вторник Четверг Утреня 10–11–12 13–14–15 Вечерня III.            В 1-ю, 2-ю, 3-ю,4-ю и 6-ю седмицы Великого поста. Воскр. Понед. Вторник Четверг Утреня 10–11–12 19–20–1 13–14–15 1-й час 3–6–9 ч. 14–15–16 10–11–12 Вечерня IV.            В 5-ю седмицу Великого поста. Воскр. Понед. Вторник Четверг Утреня 2–3–17 11–12–13 20–1–2 13–14–15 1-й час 3–6–9 ч. 15–16–18 9–10–11 Вечерня V.              В 5-ю седмицу Великого поста, если в четверток случится праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Воскр. Понед. Вторник Четверг Утреня 2–3–17 19–20–1 13–14–15 1-й час 3–6–9 ч. 8–9–10 13–14–15 1–11–12 Вечерня VI.            В Страстную седмицу Великого поста. Воскр. Понед. Вторник Четверг Утреня 9–10–11 14–15–16 1-й час 3–6–9 ч. Вечерня 12. Канон Я опускаю самую торжественную часть праздничнойутрени – полиелей – отчасти потому, что наиболее практически применимое было мною уже разъяснено в других местах книги 145 , и отчасти потому, что главное содержание, общая схема, так сказать, его еще сохранилась в теперешнем виде нашего богослужения. Но следующая, разве немного менее торжественная, часть службы – пение канона – даже в самых строгих монастырях и пустынях уже наполовину изувечена, а в приходских храмах и совсем скомкана. Поэтому необходимо кое-что сказать об этом прекрасном художественном и величественном гимне всенощного бдения. Чтобы понять лучше, какого духовного наслаждения мы лишаемся, из-за того что не слышим этого песенного сокровища Церкви, припомним нашу наличную действительность. Что представляет в настоящее время у нас канон за всенощной? Прежде всего, он (или несколько канонов) читается, а не поется (кроме Пасхальной заутрени). Это монотонное чтение прерывается однообразными, одними и теми же воззваниями: «Преподобне отче имя рек, моли Бога о нас», «преподобне отче имя рек, моли Бога о нас». И так раз 20–30 и более, смотря по тому, на сколько читается канон. Если молитвенный дух не развит у

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В эту Неделю совершается особое богослужение, приспособленное к торжеству и называемое чином Православия. Празднование дня Православия оправдано историческими предпосылками. Этот чин составлен Мефодием, патриархом Константинопольским (IX век). Чин Православия изложен в отдельных изданиях 144 . Вторая седмица и Неделя Великого поста В субботу 2-й седмицы, а также в субботы 3-й и 4-й седмиц поста совершается заупокойная служба 145 . Православное учение о посте как средстве к благодатному озарению с особенной силой раскрывается в воспоминании во вторую Недели памяти святого Григория Паламы , архиепископа Фессалоникийского, Чудотворца (жил в XIV веке, память 14 ноября по старому стилю). Св. Григорий Палама , сам великий подвижник горы Афон, известен как защитник Православия и обличитель ереси Варлаама, калабрийского монаха, который отвергал православное учение о благодатном свете, озаряющем внутреннего человека и иногда открывающегося видимо (например, на Фаворе и Синае), и не допускал возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом и другими подвигами самоотвержения. На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году св. Григорий Палама , названный «сыном Воинственного света», обличил еретиков и защитил учение о свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие этого озарения посредством молитвы и поста. Церковная служба в честь св. Григория Паламы и его житие составлены в XIV веке Филофеем, патриархом Константинопольским (1362–1365), а канон – Геннадием Схоларием (XV век). Третья Неделя Великого поста Третья Неделя (воскресенье) Великого поста называется Крестопоклонной: в службе этой Недели Церковь прославляет святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. Особенностью богослужения этой Недели является чин выноса Креста на середину храма для поклонения. Совершается этот чин, как и на праздники: Происхождение Древ Честнаго Креста (1 августа) и Воздвижение (14 сентября) 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

150 Следует учитывать, что службы некоторым новопрославленным святым составлены Синодальной Богослужебной комиссией и издаются в Минее Дополнительной. 151 То есть для чтения паремий можно не «отбирать» книгу у певцов, а при идентичности текста пользоваться текстом из Общей Минеи, так как зачастую Общая Минея все равно бывает в таких случаях невостребованной. 153 На сырной седмице и в седмичные дни Великого поста каноны на утрене в Триоди имеют следующие песни: в понедельник – 1, 8 и 9-я песни, во вторник – 2, 8 и 9-я, в среду – 3, 8 и 9-я, в четверг – 4, 8 и 9-я, в пятницу – 5, 8 и 9-я, в субботу – 6, 7, 8 и 9-я. Таким образом, 8-я и 9-я песни поются каждый день, а номер первой песни канона тождественен номеру дня седмицы. 154 В Лазареву субботу поются воскресные песнопения, а богослужение Недели ваий имеет все особенности двунадесятого Господского праздника (кроме великого прокимена на вечерне). 156 Следует отметить, что богослужение во дни Светлой седмицы имеет некоторые особенности в отличие от Пасхи, к числу которых относится пение Богородичных пасхального канона и опущение некоторых элементов, присутствующих только в сам день Пасхи (малая ектения по каждой песни канона, чтение огласительного слова и пение тропаря святителя Иоанна Златоуста , чтение Евангелия на разных языках). 157 Таким образом, для определения гласов всех дней Светлой седмицы (кроме субботы) можно сформулировать следующее правило: в заданный день поются песнопения N+1 гласа, где N – порядковый номер дня седмицы. 158 Во все дни перед началом каждого богослужения поется трижды тропарь «Христос воскресе…», на утрене каждый день поется «Воскресение Христово видевше…», на литургии поются задостойник Пасхи («Ангел вопияше…» и «Светися, светися…») и тропарь «Христос воскресе…» единожды вместо «Видехом свет истинный…» и трижды перед отпустом. Кроме того, в недели 3-ю, 4-ю, 5-ю и 6-ю по Пасхе поются стихиры и канон Пасхи, а также другие пасхальные песнопения. 159 Так, 2-я седмица по Пасхе – попразднство Антипасхи, 3-я седмица – попразднство Недели жен-мироносиц, понедельник и вторник 4-й седмицы – попразднство Недели о расслабленном. Так как среда 4-й седмицы – Преполовение Пятидесятницы, то от четверга 4-й седмицы до среды 5-й седмицы – период попразднства Преполовения. Затем четверг, пятница и суббота 5-й седмицы – попразднство Недели о самаряныне, понедельник, вторник и среда 6-й седмицы – попразднство Недели о слепом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В дни сырной седмицы, исключая субботу, Триодь постная указывает из Октоиха, кроме седальнов по 1-м стихословии и светильнов, еще стихиры на «Господи, воззвах» и каноны. В седмичные дни Четыредесятницы, при пении трипеснцев, каноны Октоиха не поются; трипеснцы совершенно заменяют их. В сырную же седмицу, при пении трипеснцев, поются каноны Октоиха; трипеснцы заменяют в эту седмицу только те песни канона Октоиха, которые содержит трипеснец: в понедельник – 1-ю, 8-ю и 9-ю песни, во вторник 2-ю, 8-ю и 9-ю и т. д. В воскресные дни Великого поста Церковь назначает более молитвословий из Октоиха. Тогда при молитвословиях каждого рода Триоди постной полагаются и песнопения, прославляющие Воскресение Христово. Но в самих последованиях Триоди песнопения Октоиха не печатаются, а только указывается на них. Воскресные песнопения не отменяются в Великом посту во все воскресные дни, кроме Недели ваий, когда они заменяются песнопениями этого праздника. Во время пения Триоди постной есть дни, в которые не поется Минея 53 , но вместо ее молитвословий на Божественных службах поются песнопения из Триоди постной. Есть также дни, в которые поются некоторые песнопения Минеи. Дни, в которые не поется Минея,– это все недели Триоди постной, начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели ваий включительно; среда и пяток 3-й седмицы, четверток 5-й седмицы 54 – Великого канона; субботы мясопустная, 55 сыропустная, 1-й и 5-й седмиц Великого поста, суббота Лазарева; дни Страстной седмицы. 56 В седмичные же дни прочих седмиц, хотя бы даже не было памяти великого святого, поются песнопения Минеи, именно: три или четыре стихиры на «Господи, воззвах» и канон прилучившемуся святому. При этом, если случится память святому в такой седмичный день, в который в Триоди постной, кроме трипеснца, есть и полный канон, тогда все те песни канона Минеи, какие находятся и в случившемся в тот день трипеснце или четырепеснце, соединяются с другими песнями канона. Наоборот, песни канона Октоиха, если они не были петы при пении трипеснца, например в сырную седмицу, вовсе в тот день не поются. Но если в какой-либо день отменяется вся служба Минеи, в таком случае она поется на другой день.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Церковь очень вместительная (до 5000 входит народу). В Воскресенье 5 недели я совершил освящение этой церкви при громаднейшем стечении народа, радовавшегося и этому торжеству, и вообще открытию церкви. Пробыл я всего там 4 дня, – говорил проповеди и за Всенощным бдением, и за Литургией, прочитал вечером в Воскресенье акафист Покрову Пресвятой Богородицы, а во вторник 5 недели выехал в Новосибирск. 3. В марте же месяце Господь помог нам получить для Новосибирска 2 церковь : Вознесенскую (Туруханскую); о ней хлопоты верующие давно начали, уже более двух лет; но в этом году мой секретарь о. Никандр съездил в Москву, где нужно изложил нужды Новосибирска, имеющего при почти миллионном населении одну только маленькую Успенскую церковь . В конце б недели Великого поста получено было решение Совета по делам Православной Русской Церкви об отдаче верующим этого храма. Храм этот сравнительно большой, ремонта настоятельного не требовавший, – иконостас, престолы, подсвечники и пр. – все оказалось в порядке; поэтому я, после того, как церковь вымыли, вычистили, в Великую Среду вечером совершил малое освящение храма, и с Великого Четверга началась в нем служба – к великой радости всего народа; церковь за всеми службами была переполнена народом, а в Пасхальную ночь стоял в церкви такой гул от множества народа, что и служить было трудно; а когда мы вышли с крестным ходом из церкви, то увидели, что и вся обширная ограда была переполнена народом, ночь была теплая, тихая, свечи у всех горели, – картина умилительная. Все радовались и Светлому Христову Воскресению, и новооткрытому храму. Так что март месяц был чреват церковными событиями, и за постоянными службами и этими делами я совершенно не занимался своими обычными записями. И теперь кратко запишу. Великим постом я по Воскресеньям читал обычно акафист Страстям Христовым; Обедни служил по средам и пятницам (не всегда) и по Воскресеньям, конечно; читал и канон Андрея Критского на 5 недели. Похвалу Богоматери справил как должно. С 25 марта и до Радоницы я служил почти ежедневно (не служил только в понедельник Страстной недели и в Понедельник Фоминой Недели), а во Вторник уже служил, парадно, при переполненном храме.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010