Если есть трипеснец, то каноны Минеи и трипеснцы поются на 14-ть, и пред ними стихословятся еще стихи песней Св. Писания, т. е. бывает скорое чтение стихов песней Св. Писания только до того стиха, где в Псалтири написано: «на 14-ть». Если нет трипеснцев, то каноны поются или на 4-ре или на 6-ть, и стихословие песней Св. Писания бывает более, именно до того стиха, где написано в Псалтири «на 4-ре». После стихов Св. Писания поются, кроме 3-й и 6-й песен, ирмосы канона, а в 3-й и 6-й песнях – тропари канона, а ирмос поется после тропарей пред ектенией (Сн. Служба на 1-ю седмицу Великого поста в особых книжках). В Недели (воскресения поются три канона из Октоиха: воскресный, крестовоскресный и Богородичен и за ними – канон святому из Минеи. Каноны в Недели (воскресения) следуют в таком порядке: 1) воскресный, 2) крестовоскресный, 3) Богородицы 485 . Потом, в некоторые воскресные дни поется канон недели (особый) из Триоди, или из Минеи – канон предпразднства или попразднства. И, затем, уже – канон святого. Большей частью, канон предпразднства поется прежде канона недели 486 . В воскресения положено петь каноны на 14-ть. Ирмосы воскресного канона поются но однажды, а тропари на 14-ть. Из канонов Октоиха канон воскресный не поется только в двунадесятые Господние праздники (в Богородичные же поется) и в 24-е декабря, если оно случится в Неделю. Во владычные праздники: Рождества Христова, Богоявления, Преображения, случившиеся в Неделю (воскресения), также в праздник Пятидесятницы – поются оба канона праздника, с ирмосом на 16-ть. В Воздвижение же каноны – на 14-ть, один канон до 9-й песни и два канона с 9-й; в Недели: ваий и ап. Фомы по одному канону на 14-ть. Крестовоскресный канон не поется в те недели, в которые случится праздник святому с бдением, или праздник храма, или предпразднство, или попразднство. Вообще, он поется только тогда, когда каноны (Минеи или Триоди) святого или праздника поются на 6-ть. Если же они поются на 8-мь, то крестовоскресный канон не поется. Посему, крестовоскресный канон поется: 1) В Недели св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Наша настоящая Триодь уже дошла до нас в весьма поздней редакции, но первоначальная редакция ее принадлежала братьям-студитам Феодору († 826) и Иосифу († 825), впоследствии архиепископу Солунскому. Никифор Каллист Ксанфопул († 1327), считая между песнописцами Иосифа Студита и Иосифа Песнописца, говорит, что Иосиф Студит и брат его Феодор после Космы Маюмского, сочинившего трипеснец на Страстную неделю, писали трипеснцы и на другие дни Великого поста; собрали, что до них пето было во время Великого поста, привели в порядок и, присовокупив свои стихиры и тропари, составили Триодь. Это несомненно и по рукописным Триодям. В ватиканской библиотеке, как видно у Монфокона, есть рукопись такого содержания: «Триодь, творение Иосифа и Феодора, братьев-студитов». Кардинал Квирин свидетельствует, что в древних греческих списках Триоди имя Иосифа стоит над теми из двух дневных трипеснцев Триоди, которые занимают первое место; вторые же надписываются именем Феодора; из этого числа исключает он только трипеснцы Страстной седмицы, которые составлены действительно прежде Иосифа и Феодора. Кроме первых трипеснцев на 6 недель Великого поста, в Триоди принадлежат св. Иосифу: 1) канон на Неделю блудного сына, исполненный глубокого сокрушения; вероятно, этот канон имеет в виду п[атриарх] Никифор, когда, говоря в своих правилах о принятии возвращающегося к иноческому сану, пишет: «Петь умилительный канон το πλαγου χου», 2) четверопеснцы на субботы поста – всего четыре, 3) стихиры и трипеснцы на пять дней сырной недели. Преподобный, приготовляя в них душу к наступающему посту, живо изображает спасительные плоды пощения. В ркп. Имп[ераторской] венской библ[иотеки] находится канон св. Иосифа Сгудита на Второе Пришествие с таким началом: Χαρει χορς τν σν γων, Κριε. В нынешних церковных службах нет этого канона. Феодору Студиту в Постной Триоди принадлежат: 1) канон в субботу мясопустную, с акростихом в троичных и богородичных: το ναξου Θεοδρου, 2) канон в Неделю мясопустную, 3) полный канон (со второй песнью) и стихирами в субботу сырную и 4) канон в третью неделю Великого поста. Ему принадлежат трипеснцы, о которых упоминает Михаил. Кардинал Квирин, имевший в руках множество древних списков Триоди, говорит, что имя Феодора надписано над трипеснцами всех тех дней Великого поста (исключая Страстную седмицу), на которые положены два трипеснца: первый из таковых трипеснцев, говорит он, обыкновенно надписывается именем Иосифа, а второй именем Феодора. Таким образом, всех трипеснцев св. Феодора 35. Феодору Студиту , кроме всего этого, принадлежат четверопеснцы на субботы 2, 3, 4 и 5 седмицы Великого поста и стихиры при каждом каноне этого автора. С течением довольно продолжительного времени мало-помалу к названным сейчас произведениям братьев-студитов Феодора и Иосифа были присоединены и творения тех авторов, которых мы перечислили несколько выше, что в общей сложности и составило нашу настоящую Постную Триодь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В среду и пятницу в Великий пост совершается литургия преждеосвященных Даров. Она начинается вечерней и состоит из тех молитв и песнопений полной литургии, которые не относятся к освящению св. Даров, но относятся к приготовлению верующих к причащению и благодарению за причащение. (Порядок ее проследить по служебнику). В четверг 5-ой недели совершается так называемое стояние. Этим именем обозначается утреннее Богослужение, на котором сполна прочитывается канон св. Андрея Критского и канон в честь св. Марии Египетской. Богослужение субботнее в Великий пост. Богослужение в субботы Великого поста сходно с субботним – круга седмичного, кроме суббот 1-й, 5-ой и 6-ой седмиц В. поста, посвященных особым событиям. В субботу 1-ой седмицы воспоминается св. Феодор Тирон и благословляется в честь его коливо. В субботу 5-ой седмицы вся почти утреня обращается в умилительный акафист в честь Божией Матери. В субботу 6-ой седмицы воспоминается воскресение Лазаря. Богослужение е воскресные дни, или недели Великого поста совершается по октоиху и триоди. Воскресенье 1-й недели поста называется неделей православия. В это воскресенье совершается в кафедральных соборах обряд православия, установленный в Греции в 9 веке, в память победы веры православной над всеми ересями и в память восстановления иконопочитания. В воскресенье 2-ой недели прославляются подвиги Григория Паламы (14 в.). В воскресенье 3-й недели совершается на утрени, после Великого славословия, вынос св. Креста на средину храма для; поклонения Ему. В воскресенье 4-й недели прославляются подвиги св. Иоанна Лествичника . В воскресенье 5-ой неделя ублажаются подвиги преподобной Марии Египетской. В воскресенье 6-ой недели празднуется Вход Господень во Иерусалим. На утрени после Евангелия совершается освящение и раздаяние вербы. Литургия Иоанна Златоустог о; на ней праздничные антифоны, а вместо «Достойно» ирмос: «Бог Господь» ... В четверг страстной седмицы воспоминается Тайная Вечеря Господа Иисуса, прощальная Его беседа с учениками и взятие Его на страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

   Св. Стефан Савваит (VIII в.) написал каноны на: Обрезание Господне, преп. Кириака Отшельника, преп. отцов, избиенных в обители св. Саввы.     Сергий Агиополит, современник царя Феофила (829—842), хотя и не является «савваитом» в настоящем смысле этого слова, но по времени и по своему палестинскому происхождению может быть причислен к той же группе. Он написал:    Стихиры на Рождество и на Введение Пресвятой Богородицы. Школа Студитов    Основанный в V в. римским патрицием Студием монастырь в Константинополе, ставший центром духовной жизни и особливо прославившийся во время иконоборческих смут, дал целую школу церковных поэтов и мелодов. Наибольшую известность приобрел игумен этого монастыря преп. Феодор (†826)    Предание приписывает ему составление Постной Триоди, что может быть принято только с известными оговорками. Во всяком случае, его участие в составлении этой богослужебной книги бесспорно. Ему принадлежит ряд канонов и трипеснцев в Триоди. Так, например, каноны в субботу мясопустную и сырную, заключающие в себе даже и вторые песни, канон на неделю мясопустную.    Кроме того, ему принадлежат четверопеснцы на 2, 3, 4 и 5 субботы Вел. Поста и 35 трипеснцов из Постной Триоди.    Наряду с этим в богослужебных книгах значатся под его именем многие стихиры.    Характерным отличием студийского направления являются Богородичны» во многих канонах, которые этих заключительных песнопений не имели, и особливо «крестобогородичны», поемые на службах среды и пятницы в течение всего года.     Иосиф Студит, брат Феодора, Исповедник и Архиепископ Солунский (†830). Он принял вместе с братом участие в составлении и дополнении песнопений из Постной Триоди. В частности ему приписан канон Недели блудного сына, четверопеснцы на недели Великого Поста и трипеснцы Сыропустной седмицы.    Среди Студитов менее известных надо упомянуть следующих:    Св. Николай, Исповедник и игумен Студийский после преп. Феодора, написавший стихиры первой седмицы Великого Поста и канон св. Феодору Стратилату. Климент Студит, наследник предыдущего в настоятельстве монастыря: ему принадлежат каноны Ефесским Отрокам, пророку Моисею, арх. Михаилу и на Неделю перед Рождеством Христовым. Киприан Студит, писавший главным образом стихиры, а именно на Воздвижение, Предпразднество Рождества Христова, в честь ев Симеона Столпника, арх. Михаила, Ефрема Сирина, 40 мучеников, св. Прокопия и многих других. Феострикт монах составил известный «канон молебный Пр. Богородице» «Многими содержим напастьми». Канон этот читается перед причащением Св. Тайн и на многие праздники полиелейные, когда положен канон Богородице и не имеется ничего нарочитого. Он известен под именем «параклисиса».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

Св. Стефан Савваит (VIII в.) написал каноны на: Обрезание Господне, преп. Кириака Отшельника, преп. отцов, избиенных в обители св. Саввы. Сергий Агиополит, современник царя Феофила (829–842), хотя и не является «савваитом» в настоящем смысле этого слова, но по времени и по своему палестинскому происхождению может быть причислен к той же группе. Он написал: Стихиры на Рождество и на Введение Пресвятой Богородицы. Школа Студитов Основанный в V в. римским патрицием Студием монастырь в Константинополе, ставший центром духовной жизни и особливо прославившийся во время иконоборческих смут, дал целую школу церковных поэтов и мелодов. Наибольшую известность приобрел игумен этого монастыря преп. Феодор (†826) Предание приписывает ему составление Постной Триоди, что может быть принято только с известными оговорками. Во всяком случае, его участие в составлении этой богослужебной книги бесспорно. Ему принадлежит ряд канонов и трипеснцев в Триоди. Так, например, каноны в субботу мясопустную и сырную, заключающие в себе даже и вторые песни, канон на неделю мясопустную. Кроме того, ему принадлежат четверопеснцы на 2, 3, 4 и 5 субботы Вел. Поста и 35 трипеснцов из Постной Триоди. Наряду с этим в богослужебных книгах значатся под его именем многие стихиры. Характерным отличием студийского направления являются Богородичны» во многих канонах, которые этих заключительных песнопений не имели, и особливо «крестобогородичны», поемые на службах среды и пятницы в течение всего года. Иосиф Студит, брат Феодора, Исповедник и Архиепископ Солунский (†830). Он принял вместе с братом участие в составлении и дополнении песнопений из Постной Триоди. В частности ему приписан канон Недели блудного сына, четверопеснцы на недели Великого Поста и трипеснцы Сыропустной седмицы. Среди Студитов менее известных надо упомянуть следующих: Св. Николай , Исповедник и игумен Студийский после преп. Феодора, написавший стихиры первой седмицы Великого Поста и канон св. Феодору Стратилату. Климент Студит, наследник предыдущего в настоятельстве монастыря: ему принадлежат каноны Ефесским Отрокам, пророку Моисею, арх. Михаилу и на Неделю перед Рождеством Христовым. Киприан Студит, писавший главным образом стихиры, а именно на Воздвижение, Предпразднество Рождества Христова, в честь св. Симеона Столпника, арх. Михаила, Ефрема Сирина , 40 мучеников, св. Прокопия и многих других. Феострикт монах составил известный «канон молебный Пр. Богородице» «Многими содержим напастьми». Канон этот читается перед причащением Св. Тайн и на многие праздники полиелейные, когда положен канон Богородице и не имеется ничего нарочитого. Он известен под именем «параклисиса».

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/l...

Если этот праздник случится в воскресенья 3-й, 4-й и 5-й недель поста, то на утреннем каноне на 9-й песни поется Честнейшую, а в прочие дни ирмос 9-й песни. Литургия, в какой бы день поста праздник ни случился, всегда бывает полная, а не преждеосвященная. Вместо «Достойно» поется ирмос 9-й песни канона праздника «Яко одушевленному Божию кивоту» ... Если Благовещение случится в Пасху, то полиелея не бывает, но канон праздника соединяется с пасхальным, и после 6-й песни читается евангелие Благовещения. Преображение Господне (6-го августа). На литургии поются праздничные антифоны; вместо «Достойно» поется ирмос: «Рождество Твое нетленно явися» ... После литургии совершается обряд благословения и освящения древесных плодов. Богослужение от недели Мытаря и Фарисея до недели Всех Святых. В этот период времени в Богослужение вводятся книги подвижных дней: триодь постная и триодь цветная. По первой совершается Богослужение в приготовительные недели и седмицы к Великому посту и в самый пост (70 дней); по второй – Богослужение от дня Пасхи до недели Всех Святых (57 дней). Богослужение no триоди постной. Приготовительные недели к посту: 1) мытаря и фарисея, 2) О блудном сыне 3) мясопустная и сыропустная. Неделя Мытаря и Фарисея названа так по евангельской притче о мытаре и фарисее, которую положено читать на литургии в это воскресенье. В песнопениях триоди Церковь прославляет смирение мытаря и осуждает гордость фарисея и наружное благочестие. С этого воскресенья до 5-й недели (включительно) Великого поста на воскресных утренях после Евангелия и песни: «Воскресение Христово видевше» ... вместо «молитвами Апостолов и Богородицы» ... и вместо «Воскрес Иисус от гроба» ... поют … слава – «Покаяния отверзи ми двери» ... и ныне – «На спасения стези ... Помилуй мя Боже... Множества содеянных мною лютых» ... После воскресенья во всю седмицу не бывает поста, как-бы в обличение тех, которые подобно фарисею, хвалятся наружным исполнением поста, не заботясь о чистоте сердца. Неделя о блудном сыне названа также по евангельской притче, которую положено читать в это воскресенье. На утрени в это воскресенье после «Хвалите имя Господне» поется псалом: «На реках Вавилонских». Этот псалом, выражая скорбные чувствования иудеев, находящихся в плену, и их желания возвратиться в родную землю, напоминает нам о нашем обращении на путь покаяния и молитвы. Песнопения: Покаяния отверзи ми двери... поются в свое время.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

В первую же седмицу Великого поста песни канона 6, 7, 8, 9 глаголются прежде в пяток (Тип. пол. пятка 1 седм. Вел. поста). В субботу первой Недели Великого поста в песнях Триоди предлагается новое подтверждение того, что пост угоден Богу, и что постящиеся находятся под особым Божиим покровительством. В эту субботу Церковь совершает благодарственное празднование св. великомученику Феодору Тирону. Она воспоминает, как отступник император Юлиан, зная, что христиане в первую седмицу Великой Четыредесятницы соблюдают строгий пост, приказал окропить кровью идоложертвенной всё, что продается на торжищах, чтобы ядущие купленное там осквернились. Но св. Феодор Тирон, явись из другого мира, спас от осквернения христиан; он уведомил епископа Евдоксия о тайном намерении богоотступника и посоветовал в эту первую седмицу Великого поста употребить на трапезе коливо. Служба св. Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни 939 . И после вечерни и затем преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве, полагается петь молебный канон св. Феодору, «предложше коливо», и в конце молебна читать молитву на благословение колива (Тип. посл. субб. 1-й седм. Велик. поста) ([kλυbα) (см. кутия). Молитва находится в Служебнике, в чине освящения колива в праздники. Первая седмица Великого поста называется Феодоровой Неделй. Неделя (воскресение), следующая за субботой, называется первой Неделей Великого поста. Таким образом, воскресные дни 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста следуют за седмичными днями, а не так, как в прочие седмицы в году, в которые начинаются седмицы воскресным днем 940 . В первую Неделю (воскресение) Великого поста совершается торжество восстановления почитания святых икон 941 при царице Феодоре, а вместе с тем воспоминается то дивное действие, какое оказали императору Феофилу, гонителю св. икон, но пред смертью раскаявшемуся, общественное покаяние, молитва и пост. Быв совершены по нем в первую седмицу Великого поста, они даровали ему от Господа прощение грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

11) Не поется канон Богородичный Октоиха в четвертую и пятую Недели Великого поста, если в них случится Благовещение и отдание его; тогда поется канон Триоди на 4-ре, и канон праздника на 6-ть. Если же в четвертую и пятую Недели случится предпразднство Благовещения, то поется и канон Богородицы, ибо тогда канон Триоди поется на 4-ре и канон предпразднства на 4-ре. 489 «Иерей кадит святую трапезу, возглашая: «Богородицу» и т. д. (Тип., гл. 9). диакон, покадив трапезу, возглашает: «Богородицу» и т. д. (Тип., гл. 2). 490 В праздник Сретения Господня, который, по Уставу, причисляется к Богородичным праздникам, не бывает пения «Честнейшей» тогда только, когда Сретение случится до субботы сырной седмицы. 491 В отдание Сретения не поется «Честнейшая» тогда только, когда оно случится до сырней седмицы. Равным образом и в отдание Благовещения тогда только не поется «Честнейшая», когда оно случится в субботы 3-й, 4-й и б-й седмиц Великого поста. 492 Запев в день Пятидесятницы следующий. «Апостоли сошествие Утешителя зряще удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый»; засим поется ирмес 9-й песни: «Радуйся, царице» и т. д. 493 Тот же устав и о пении задостойника на литургии, с некоторым изменением (См. далее о литургии). 495 В Типиконе, в последовании дня Воздвижения креста, сказано: «Подобает ведати, яко аще случится праздник сей в Неделю, ничто же поется воскресно: ни стихиры воскресны, ниже непорочны, ни степенна гласа, ни Евангелие воскресло чтется: точию, «Воскресение Христово» глаголем; «Свят Господь Бог» не поется же, но всю службу поем праздника» (Ти.,, послед. 14-го сент.). 497 В последовании Типикона на субботу Лазаря читаем: «По 9-й песни светильна не глаголем: но абие: «Свят Господь Бог наш», трижды, на глас 4-й». В последовании Типикона на Великую субботу сказано: «Вместо светильна: «Свят Господь» поем трижды, во глас 2-й». 499 Например, ексапостиларии воскресные Октоиха именуются в Типиконе (гл. 2, 3 и др.) светильнами. И светильны Октоиха на седмичные дни (Тип., гл. 16) озаглавливаются в Октоихе (в конце его) и в Следованной Псалтири (в последовании утрени) так: «Ексапостиларии всея седмицы». В Триоди постной указано: Ексапостиларий глаголем трижды со сладкопением (Послед. вел. понед.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В понедельник 2 недели поста, на заутрени, 1-ю статью чтем в Посном соборнике о иконе Пречистые Римлянины. Дочитают Слово, и как дочтется до строки Аще кто не поклоняется образу Пречистые Богородицы на иконе написанному, да будет проклят, чтец глаголет Востаните, и братия, востав, положат по 3 поклоны в землю. А чтец ту строку чтет 3-жды, и кладет 3 поклоны, и дочитает Слово. Потом в Ефреме 2 статьи, да в Патерике статья. А иные Слова о иконах все чтут < л. 89 об.>//за 335 столом во всю неделю. Того дни братии ясти хлебы брацъкие, ретка, по ставцем квас, в чашех в больших вода, по мисам капуста крошена с хреном, толокно, репа, или грибы или грузди под чесноком. И в которые дни братии сухоядение, тогда четцу подачи и чаши с квасом нет. Подобает ведати, яко от понеделника вторыя недели поста выпеваем на павечернях каноны в минеи, хотящих прилучитися Святых; от суботы Лазаревы до недели Фомины с каноны богородичными: преж поем канон Богородицы, потом в минеи святому. По 3 песни кондак святому, буде есть; по 6-й песни седален святому, Слава, и ныне Богородицы во октаи. После канона поем стихиры святого в минеи, Слава последней < л. 90 >//стиховны 336 стихиру, И ныне проговоря, поют Достойно, а богородична стиха не поют. Вторник 2 недели поста братии ясти в столех по чети хлеба брацкого, сухари, шти борщевы с соком, квас с меньшего погреба в болших чашех, горох или каша сочена. Аще в сий вторник или в которые инные дни Великого поста прилучится Обретение главы Иванна Предтечи, или 40 мученик, или новых святых: Евъфимия Новгородскаго, Димитрия Прилуцкаго, Алексея митрополита, Макария Колязинского, Ионы митрополита, тогда ясти хлебы белые, квас ячной в больших чашех, шти, в мисах губы в соку или капуста греты с маслом, горох терт с маслом, икра или короваи, каша сочена или лопша горо < л. 90 об.>//хова 337 с перцем, четцу подача. В среду 2 недели поста ясти сухоядение: хлебы брацкие, ретка, по ставцем квас, в чашех болших вода, капуста с хреном, толокно, репа или грибы или грузди под чесноком.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Неделю мясопустную служба совершается в целом так же, как в Неделю о блудном сыне, но имеет следующие индивидуальные особенности: – канон совершается особым образом: воскресный на 4, Богородице на 2, Триоди на 8 (т.е. крестовоскресный канон Октоиха опускается). Катавасия – «Помощник и покровитель…» (известные ирмосы Великого канона). Канон Недели мясопустной составлен преподобным Феодором Студитом , который, однако, собственных ирмосов предлагать не стал, но использовал ирмосы, составленные преподобным Андреем Критским для Великого канона (так преподобный Феодор поступал часто, заимствуя ирмосы у предшественников). Этот факт объясняет, почему в каноне настоящей Недели оказались ирмосы, известные нам по Великому канону. – Хвалитные стихиры поются так: Октоиха – 5, Триоди – 4, при этом наряду с двумя стандартными для воскресной утрени добавочными припевами «Исповемся Тебе…» и «Воскресни Господи, Боже мой…» используется третий припев «Возвеселюся и возрадуюся о Тебе…», взятый также из 9-го псалма. – На литургии прокимен и аллилуиарий Триоди (а не текущего гласа, как было в предыдущие недели). – К воскресному причастну «Хвалите Господа с небес…» добавляется причастен «Радуйтеся праведнии…». – Неделя мясопустная примечательна еще вот чем: в случаях совпадения предварительных Недель поста с праздниками Неделя мясопустная всегда имеет особенный устав в пении стихир и совершении канона, отличный от других предварительных Недель (отличия всегда связаны с увеличением удельного веса песнопений Триоди). Например, если взять Маркову главу 2 февраля «Подобает ведати, аще случится праздник Сретения Господня в Неделю мытаря и фарисеа, или блуднаго, или мясопустную, или сыропустную», то схема пения стихир на «Господи, воззвах…» на великой вечерне будет общей для трех других Недель – о мытаре и фарисее, о блудном сыне и сыропустной (воскресные – 3, Триоди – 3, праздника – 4) – тогда как для Недели мясопустной указан особый чин (воскресные – 3, Триоди – 4, праздника – 3). И подобные оговорки в отношении Недели мясопустной присутствуют во всех Марковых главах. Следовательно, при соединении службы Недели мясопустной с праздниками необходимо, пользуясь Марковыми главами, быть предельно внимательным и помнить о том, что в важнейших изменяемых песнопениях Неделя мясопустная имеет «свой» устав. § 1.5. Неделя сыропустная

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010