В самом деле – не судиться у митрополита, не оказывать ему повиновения, по изначальному обычаю, не подчиняться своему первому архиерею и не принимать от него высшего духовного суда – вот в чем, а не в другом, состоит ваша клятва! А что сказать о том, что вы, как я слышал, не приняли и нашей грамоты, которую я послал вам в ваше поучение и наставление, и, прочтя ее, не исправились, не пришли в покаяние, не позаботились о своих душах, но отвергли ее, как нечто ненужное и бесполезное? Недоумеваю, по каким побуждениям вы [так] дерзнули против нашей грамоты: на это никогда не решался никто из христиан; ибо та грамота наша была для вас вместо Евангелия: она содержала в себе глаголы Христа и поучения о вашем спасении, и кто дерзнул на нее, тот согрешил против Христа, Который во святых своих Евангелиях сказал ученикам и апостолам своим и [поставленным] от них учителям христиан: «слушающий вас, меня слушает, а отметающийся вас, меня отметается». И законный митрополит ваш, зная сие и видя ваше упорство, непокорность и неисправимость (так как вы не только не убеждались его внушениями – расторгнуть ту противозаконную клятву, но и презрели нашу грамоту), произнес на вас отлучение, во отмщение божественных и священных канонов: ибо ему и не оставалось делать ничего другого. А вы и после этого отвергаете митрополита и приняли [на себя] отлучение, ни во что поставив священные и божественные каноны, которые святые Отцы, вдохновенные Духом Святым, издали для благоустроения христиан. Тогда как тридцать первый канон святых Апостолов говорит дословно так: «если который пресвитер, презрев своего епископа, отдельно будет составлять собрания и водрузить другой алтарь, не обличив епископа ни в чем противном благочестию, да будет низложен, как любоначальный (ибо он есть похититель власти), а равно – и прочие клирики, которые присоединятся к нему, миряне же да будут отлучены [от церковного общения] », – ты, епископ, соединился с мирянами, вступил с ними в союз и, прежде всего, утвердил противозаконную клятву, не приносящую никакой пользы, кроме телесной, и то – с нарушением божественных и священных канонов, которые предписывают «ни по какой причине не отделяться от своего митрополита ни епископу, ни мирянам или клирикам, разве только митрополит явно проповедует ересь против благочестия и догматы , чуждые церкви Христовой».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

А. Сидоров Пролог. Основные этапы развития доникейского богословия Становление древнецерковного богословия является одним из важнейших и уникальнейших явлений не только в истории Православия, но и в истории мировой культуры и всего человечества. Благая Весть, зародившаяся в отдаленном уголке Римской империи, быстро охватила другие области ее и породила многообразные и красивейшие цветы христианской словесности и мысли. И если обратиться к основным этапам развития церковной письменности и богословия в период от конца I до начала IV века, то, оставляя в стороне эпоху Нового Завета как предмет особого рассмотрения, можно выделить четыре главные группы церковных писателей и мыслителей: 1) мужи апостольские, 2) греческие апологеты II века, 3) представители Александрийской школы и 4) западные христианские писатели. Каждая из этих групп обладала специфическими чертами, хотя у них, несомненно, было и много общего. Казалось бы, самой простой представляется первая группа, в которую обычно включаются такие краткие вероучительные и литургикоканонические памятники, как «Дидахе» и «Каноны святых апостолов», подлинное послание св. Климента Римского и приписываемые ему произведения, семь знаменитых посланий св. Игнатия Богоносца , «Послание Варнавы» и очень сложный, написанный в духе «Откровений», известный «Пастырь Ермы», а также несколько других небольших сочинений 10 . Эти творения непосредственно примыкают к Новому Завету, датируясь концом I – первой половиной II века. Согласно характеристике Л. И. Писарева , «по приемам литературного творчества все произведения мужей апостольских, как и апостольские Писания, отличаются непосредственностью религиозного чувства, особой патриархальной простотой и задушевностью часто отеческого тона в обращении с читателями. В них та же непосредственность религиозно-богословского творчества, полная отрешенность от современных им внехристианских идей, с которыми они не находят нужным вступать в какое-либо даже внешнее соприкосновение. Религиозная мысль мужей апостольских, как и у апостолов, замкнута в круге положительного христианского учения, которое и прививается сознанию верующих – прямо, без всяких особых доказательств, как ряд истин – самоочевидных, непререкаемых, не допускающих никакого сомнения» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Через эти тексты «Апостольское предание» оказало глубокое влияние на формирование практики всех христианских общин. После Второй мировой войны документ стал предметом особого интереса и, таким образом, повлиял на литургическую реформу Второго Ватиканского Собора. Свидетельством этого является нынешняя вторая евхаристическая молитва и последование рукоположения. Различение между возложением рук в хиротонии и хиротесией для поставления на церковное служение, подчеркиваемое в «Апостольском предании», вплоть до наших дней является существенным элементом церковной жизни. Установление того факта, что в основе вышеупомянутых документов, отдельные из которых являются версиями или же переработкой первоначального текста, нередко с употреблением тех же самых слов, лежит общий письменный памятник, послужило поводом к попыткам восстановить оригинальный греческий текст, прибегая для этого к помощи латинских фрагментов веронской коллекции, опубликованной сначала Хаулером, а затем Тиднером. Реконструкция текста, опубликованная Г. Диксом и Ботте (на основе латинского и сахидического коптского), указывает на то, что документ изначально был составным. Согласно реконструкции, «Апостольское предание» состоит из трех частей: в первой говорится о рукоположениях согласно принятой иерархии и о Евхаристии (главы 1–14); вторая говорит об оглашении и крещении (15–21); третья представляет собой совокупность предписаний касательно различных дисциплинарных и литургических аспектов жизни церкви: агапы, вдовы, исповедники, пост, молитва , погребение (22–43). Кроме того, во многих местах говорится о Евхаристии. Описанная Литургия отражает жизнь большой городской общины, в которой представлены многие социальные категории. Поскольку различные предписания довольно кратки, впоследствии они были без труда преобразованы в каноны. Наличие повторений, а также предписаний, помещенных рядом без взаимной связи, указывает на то, что полученный текст уже является результатом совмещения элементов, существовавших до этого.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

Разделы портала «Азбука веры» Каноны (правила) церковные О том, что не может быть принят в клир оскопивший себя. Оскопивший себя да не будет клириком, ибо он самоубийца и враг творения Божия. κρωτηρισας αυτν μ γινσθω κληρικς ατοφονευτς γρ στιν αυτο, κα τς το Θεο δημιουργας χθρς. Толкования Зонара . Оскоплять, кроме случая болезни, поразившей детородныя части, воспрещено гражданскими законами и притом так, что оскопленных рабов они повелевают отпускать на свободу, а тех, которые оскопили их, подвергать тому же самому увечью, отбранию в казну имущества и ссылке. И священными правилами это запрещено. Впрочем, оскопленный не лишается права на священство, если он не сам предал себя на оскопление, ибо тот, кого оскопили другие, как потерпевший насилие, более достоин сожаления, а не ненависти. Посему, таковый может быть удостоен священства. Равно и тот, кто от природы лишен детородных частей (каковых в  Евангелии Господь назвал скопцами от рождения), невозбранно может быть причислен к клиру. Но кто сам решился на оскопление себя, тот не только не может быть причислен к клиру, но и, если ранее успел сделаться клириком, должен быть изгнан из клира. А если предаст себя на оскопление мирянин, то должен быть подвергнут отлучению на три года; так как таковые, по причине опасности сего дела, представляются злоумышляющими против самих себя и противниками Божия творения. Ибо Бог создал их с естеством мужа, а они сами себя переменяют в другое, странное естество, так что становятся не мужи, ибо не могут совершать свойственное мужам и не могут производить человека, – и не жены, ибо не могут по своей природе рождать. То же самое предписывает и первое правило 1-го собора . Славянская кормчая . Мирский человек аще отрежет себе детородный уд, да отлучится и причетник не будет. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 16  чел. Всего просмотров 589 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/22-apostolskoe-pr...

Разделы портала «Азбука веры» Каноны (правила) церковные О препятствиях к пребыванию в клире со стороны брачного статуса. Взявший в жены вдову, или брошенную, или блудницу, или рабыню, или актрису не может быть епископом, или пресвитером, или диаконом или вообще принадлежать к списку священного чина. χραν λαβν,  κβεβλημνην,  ταραν,  οκτιν,  τν π σκηνς, ο δναται εναι πσκοπος,  πρεσβτερος,  δικονος,  λως το καταλγου το ερατικο. Толкования Зонара . И у иудеев ветхим законом запрещено было священикам их вступать в брак с блудницами, или с пленными, или с рабами и такими женщинами, которыя приобретают средства к жизни содержанием корчемниц или постоялых домов, а равно и с разведенными от мужей. Если же для них так было постановлено законом, то тем более для имеющих священнодействовать по Евангелию. Ибо вот, говорит, « церкве боле есть зде » ( Мф.12:6 ). Посему и настоящее правило не дозволяет посвящаемым вступать в брак ни со вдовою, ни с отверженною своим мужем, ни с блудницею, ни с рабою, и ни с какою из участвующих в представлении зрелищ (на сцене). Ибо нельзя поверить, чтобы оставались целомудренными таковыя, которыя живут как попало и без стыда ведут беседы со всяким встречным. Итак, правило не дозволяет, чтобы взявший одну из исчисленных был возводим в какую бы ни было степень священства. Аристен . Священник, взявший в супружество отпущенную, или вдову, или служанку, или неистовую не священ. И тот, кто взял в супружество нескромную жену и не деву, но отвергнутую другим, или вдову, или служанку, или неистовую, не должен быть допущен до священства. Вальсамон . Заметь настоящее правило: оно хочет, чтобы не только посвящаемый вел жизнь целомудренную, но и сожительница его. Поэтому оно запрещает посвященным сочетаваться с женщинами, в нем указанными, потому что сомнительно их целомудрие по причине худых обстоятельств их жизни. Итак, если кто сочетался с таковою женой, то он не должен быть удостоен священства. А если после получения священства жена его впала в прелюбодеяние, и он ее удерживает при себе, – должен подлежать извержению. Читай еще 29 главу 9 титула настоящего собрания, 10 правило Анкирскаго собора и то, что написано там в объяснение настоящих двух правил. Славянская кормчая . Пущеницу и вдовицу, и рабу, и плясицу поемый, иерей не может быти. Аще кто не поймет жены бес порока и девицу, но оженится таковою, юже свой муж пустил, или вдовицу поймет, или рабу, или кощунницу, или плясицу, таковый во священический чин не может прият быти. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 8  чел. Всего просмотров 589 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/18-apostolskoe-pr...

Разделы портала «Азбука веры» Каноны (правила) церковные О том, что из вступивших в клир безбрачными, могут жениться только чтецы и певцы. Повелеваем, чтобы из вступивших в клир безбрачными могли жениться, если желают, только чтецы и певцы. Τν ες κλρον προσελθντων γμων, κελεομεν βουλομνους γαμεν, ναγνστας, κα ψλτας μνους. Толкования Зонара . Пресвитеров, диаконов и иподиаконов пред рукоположением спрашивают, желают ли они вести жизнь целомудренную, и, если обещают это, их рукополагают; если же нет, то им дается дозволение прежде рукоположения вступить в брак, и после вступления в брак их рукополагают. Но если указанныя лица после рукоположения берут жен, извергаются. Только чтецам и певцам, и после причтения к клиру, дозволяется сочетаться браком и оставаться опять в своем состоянии. Но им сочетаться браком с иноверною женою возбраняет 14-е правило 4-го Вселенского собора . Аристен . Имеющий быть причтенным к священному чину, если желает, пусть вступает в брак, а из причтенных в священный чин может вступить в брак только чтец или певец. Никому после принятия священства невозможно вступать в брак и оставаться в сем сане. Одним чтецам и певцам это дозволяется. Вальсамон . Прежде рукоположения всем дозволяется сочетаться браком с женами, и таким образом рукополагать таких в пресвитеры, диаконы и иподиаконы; а после рукоположения дозволено вступать в брак одним чтецам и певцам. Славянская кормчая . В причет прежде брака пришедшим, велим чтецам и певцам, аще хотят, да женятся. Толкование . Несть достойно пресвитеру, или диакону по поставлении жениться, но прежде священия к браку приходити, и потом прияти таковый сан. Токможе единым чтецам и певцам, прежде освященным бывшим, сиречь, поставленным в той чин, и потом жениться подобает. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 28  чел. Всего просмотров 589 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/26-apostolskoe-pr...

Это право апостолам дал Иисус Христос: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:23 ). Апостолы через рукоположение епископов передали им эту власть, а те – через рукоположение – и священникам. Почему священники не носят обручальные кольца? Обручальные кольца являются символом принадлежности: мужчина принадлежит определенной женщине, женщина – определенному мужчине. Священник является лицом, посвященным на особое служение Богу. Таинство Священства в некотором смысле можно сравнить с Таинством Брака. Так же, как при венчании, кандидата в священнослужители водят три раза вокруг престола (в Таинстве Брака молодоженов водят вокруг центрального аналоя), поются те же песнопения, что и при венчании: «Святи мученицы…», Слава Тебе, Христе Боже…», «Исаие, ликуй…». Все это символ того, что душа священника как бы венчается с Богом и уже навеки Ему отдана. Именно служение Господу станет главной целью жизни иерея в будущем. Знаком этого является тот факт, что молодому священнику после пресуществления Святых Даров дают подержать дискос с Телом Христовым. Христу и только Ему священник будет теперь принадлежит всецело, служить всю жизнь. Потому священник и не носит обручального кольца. Его знак принадлежности – наперсный крест. Какие виды деятельности не рекомендованы или запрещены священникам? Имея главною целью своего служения возрождение душ человеческих и ведение их к вечному Царствию Божиему, священники не должны отвлекаться от делания апостольского и тратить время на дела мирские. Существуют каноны, запрещающие виды деятельности, не совместимые с высоким служением, например: предаваться пьянству, участвовать в азартных играх и непотребных празднествах, поднимать руку на человека (даже на провинившегося), занимать общественные и государственные должности, пребывать на военной службе, заниматься ростовщичеством и торговлей (особенно алкоголем). Главная цель таких требований – оградить священника от всего, что может послужить соблазном для окружающих. Как относиться к священнику, недостойно несущему свое служение?

http://azbyka.ru/svyashhennik

Каноны: праздника 1-й (глас 5-й), со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и праздника 2-й (глас 4-й), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен...». По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й: «Всед на облаки...». «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак праздника, глас 6-й: «Еже о нас исполнив смотрение...», и икос, глас тот же: «Яже земли на земли оставившии...». На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Первый припев: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на Небо, Христа Жизнодавца» . (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника (трижды). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Родился еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе...» (единожды). Ектении, и отпуст: «Иже во славе вознесыйся от нас на Небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». На часах – тропарь и кондак праздника. На Литургии антифоны праздника. Входный стих праздника: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января). По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, глас 7-й: «Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя»; стих: «Готово сердце мое, Боже...». Апостол – Деян., зач. 1. Аллилуиарий, глас 2-й: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне»; стих: «Вси языцы восплещите руками...». Евангелие – Лк., зач. 114. Задостойник праздника – припев и ирмос 9-й песни канона праздника: «Тя паче ума...» (и до отдания). Причастен праздника: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне».

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-13/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010