Как видно, и на уровне Поместных Церквей вставали вопросы о необходимости урегулировать взаимоотношения священнослужителей с военными организациями. В соответствии с 4-й статьей Устава Русской Православной Церкви , Священное Писание, Священное Предание, Каноны и Правила святых апостолов, Святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов составляют, наряду с другими документами Церкви, основу деятельности Русской Православной Церкви (в том числе военного духовенства), основу церковного права, в соответствии с которым осуществляет деятельность и военное духовенство. Следовательно, учитывая изложенное, перечисленные и рассмотренные выше фрагменты Священного Писания, Правила святых апостолов и Соборов, затрагивающие особенности деятельности духовенства по отношению к военной службе, к воинским коллективам, в совокупности составляют неотъемлемую часть церковно-правовой основы деятельности военного духовенства. Эти правила также следует учитывать при организации деятельности военного духовенства в современных условиях жизни Церкви. Национальный период (от середины VIII в. по настоящее время) По мнению ряда исследователей, первый правовой акт (указ Карла Великого), касающийся военного капелланства, появился в 742 г. во Франции. Этим указом запрещалось носить доспехи, участвовать в сражениях, кроме как в целях проведения богослужений . На Первом Восточнофранкском Соборе в Регенсбурге (Германия) в 742 или 743 г. было принято решение о возможности участия священников в военной службе — с оговоркой о запрете их непосредственного участия в боевых действиях и ношения ими оружия . Начиная с этой даты, правовое регулирование деятельности военного духовенства на национальном уровне начинает осуществляться в большинстве государств мира. Имеющиеся в настоящее время исторические данные показывают, что христианские народы начали активно использовать военное духовенство в вооруженных конфликтах в VIII–XI вв. (Франция, Германия, Норвегия), а официально, на основании законодательства, священники появились в штате военных организаций на оплачиваемой основе во многих государствах примерно в XV–XVII вв. (Франция, Германия, Австрия, Россия, Польша), практически одновременно с формированием регулярных войск, постоянных штатов военных организаций и системы военного законодательства.

http://bogoslov.ru/article/6192410

Но и без пасхалии и без специальных вычислений каждый православный легко может определить день празднования Пасхи. Пускай он следит за направлением теней при восходе Солнца и заметит тот день, когда тени будут падать прямо на запад. День этот будет днем равноденствия. Затем ему нужно обратить внимание на Луну и заметить тот день, когда Луна взойдет на востоке одновременно с заходом Солнца и зайдет одновременно с восходом его. В этот день, когда полная Луна будет светить всю ночь, и будет день полнолуния, день пасхи иудейской. В следующий за полнолунием четверг начнется крестная Пасха христианская, и в воскресенье будет Пасха Светлая. При этом нужно помнить только одно, что полнолуние считается пасхальным только тогда, когда оно случится не раньше десяти дней после равноденствия, то есть не раньше 18 марта. Самая ранняя Пасха будет тогда, когда полнолуние упадет на 18 марта в среду, 19 марта будет великий четверг, а 22 – Светлая Пасха. Если же полнолуние упадет на дни ранее 18 марта, то Пасха переносится на месяц апрель. Пасхальным полнолунием будет считаться полнолуние 18 апреля, это и будет день пасхи иудейской. Если день этот упадет на воскресенье, то Крестная Пасха начнется в четверг 22 апреля, а Светлая Пасха будет 25 апреля, самая поздняя Пасха. Таким образом, каждый без календаря и без пасхалии всегда может точно определить день празднования нашей Пасхи православной. Итак, мы со спокойной совестью можем держаться нашего православного календаря и пасхалии. Следуя им, мы никогда не будем праздновать Пасху раньше иудеев или вместе с ними, и не будем повинны в нарушении святых канонов. Твердо будем помнить, что нас заставляют держаться православного календаря именно те же причины, которые побудили святых Апостолов и Отцов Антиохийского Собора сделать постановления о праздновании Пасхи, ибо если мы последуем календарю григорианскому, то нам придется частенько праздновать нашу Пасху до пасхи иудейской, подчас и в один день с иудеями и с их отродьем – масонами, от чего да сохранит нас Господь. Мало этого. С переходом на новый стиль весь строй жизни церковной будет нарушен. Так, например, в этом 1929 году совсем исчез бы Петров пост. По новому стилю 29 июня падает на субботу пред неделею Всех Святых, – да и другие посты сократятся. Зело приятно это для лжебратии, так почему бы им вместе с календарем католическим не ввести и постов католических, и в святую Четыредесятницу не утешаться сырами и яйцами? Мы не препятствуем новостильникам вводить у себя новый стиль. Пусть они делают, как хотят. Пусть отменяют посты, празднуют Пасху с иудеями, пусть нарушают Божественные каноны. Бог им судья!

http://pravoslavie.ru/89368.html

—349— испрашивается только не преткновенное пребывание в епископстве. В чём же различие? Опять в том же, на что мы уже указали, т. е. в раздаянии клириков. Бога «избравшего апостолов и рукополагающего из рода в род святых епископов» молят соделать нареченного епископа «епископом святым преемства святых апостолов». В чём же это преемство? И пресвитер преемлет благодать через рукополагающего его епископа преемственно от святых апостолов; но он не может передавать её далее, состоит только конечным, а не посредствующим звеном в восходящей к апостолам и простирающейся в грядущее цепи преемства. Разница между епископом и пресвитером состоит следовательно только в том, что один дает клиры, а другой не дает их, один при молитвах всей Церкви рукополагает в священные степени, а другой, будучи рукоположен, сам не рукополагает в них. В позднейшей, употребляемой до ныне молитве при рукоположении пресвитера, испрашивается сему последнему достойное 1) предстояние жертвеннику, 2) проповедание евангелия Царства, 3) священнодействования слова истины, 4) возрождение народа через крещение, что всё имеет отношение и к епископу. Епископу испрашивается власть «во еже возносити жертву и приношение о всех людех Твоих», «во еже служити и литургисати честным и пречистым Твоим Тайнам», «приносити яже ко спасению народа», что всё предстоит совершать и пресвитеру. И при этом тожестве испрашиваемых даров рукоположение совершается в различные степени. Почему? По тому, что в самом наименовании епископа подразумевается власть давать клиры, которой не имеет пресвитер. В этом и всё различие, но оно влечет за собою и другие. И епископ и пресвитер имеют каждый свой приход, свою парикию, как говорят и каноны. Но парикия пресвитера довлеет только самой себе, ибо при жизни пресвитера новых рукоположений не требует. Приход епископа, как дающего клиры, обнимает собою и приход рукоположенных им пресвитеров, откуда возникает цепь подчинения и соподчинения, давние законы которых изложили мы в одной из предшествующих глав, – законы напра-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1 . Приявшим священническое достоинство свидетельствами и руководством служат начертанные правила и постановления, которые охотно приемля, воспеваем с Богоглаголивым Давидом, ко Господу Богу глаголюще: на пути свидений Твоих насладихся, как о всяком богатстве ( Пс. 118:14 ). Такожде: заповедал еси правду, свидения Твоя во век; вразуми мя и жив буду ( Пс. 118:138,144 ). И если пророческий глас повелевает нам вовек хранить свидения Божия и жить в них, что явно есть, как пребывают оные несокрушимы и непоколебимы. Ибо и боговидец Моисей тако глаголет: к сим не подобает приложить и от сих не подобает отъять ( Втор. 12:32 ). И Божественный Апостол Петр, хвалясь ими, вопиет: в это желают Ангелы проникнуть ( 1Пет. 1:12 ). Такожде и Павел вещает: если мы, или Ангел с небес благовестит вам более, еже благовестили вам, анафема да будет ( Гал. 1:8 ). Понеже сие верно, и засвидетельствовано нам: то, радуясь о сем, подобно как обрел бы кто корысть многу, Божественные правила со услаждением приемлем и всецелое и непоколебимое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных Апостолов, святых труб Духа, и от святых Вселенских Соборов, и поместно собирающихся для издания таковых заповедей, и от святых отцов наших. Ибо все они, от единого и тогожде Духа быв просвещены, полезное узаконили. И кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем; а кого извержению, тех и мы извергаем, и кого отлучением, тех и мы отлучаем; кого же подвергают епитимии, тех и мы такожде подвергаем. Ибо восшедший до третьего неба и слышавший неизреченные глаголы, Божественный Апостол Павел ясно вопиет: не сребролюбцы нравом, довольные сущим ( Евр. 13:5 ). Ср. правила: IV Всел. 1; VI Всел. 2; Карф. 1. 2 . Поскольку мы в псалмопении обещаем Богу: во оправданиих Твоих поучуся, не забуду словес Твоих ( Пс. 118:6 ): то и всем христианам сие сохранять есть спасительно, наипаче же приемлющим священническое достоинство. Сего ради определяем: всякому имеющему возведену быть на епископскую степень непременно знать псалтырь, да тако и весь свой клир вразумляет поучаться из оные. Такожде тщательно испытывать его митрополиту, имеет ли усердие с размышлением, а не мимоходом, читать священные правила, и святое Евангелие, и книгу Божественного Апостола, и все Божественное Писание, и поступать по заповедям Божиим и учить порученный ему народ. Ибо сущность иерархии нашей составляют Богопреданные словеса, то есть истинное ведение Божественных Писаний, как сказал великий Дионисий. Если же колеблется и не усердствует тако творить и учить: да не рукополагается. Ибо пророчественно рек Бог: ты разум отверг, отвергну и Я тебя, да не послужишь Мне ( Осии 4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Законы и постановления, действовавшие в то время в Русской Церкви, представляли следующую картину. «Устав Духовных Консисторий» 433 в качестве оснований для епархиального управления и суда указывал: а) Закон Божий в Священном Писании предложенный; б) каноны или правила Святых Апостолов, Святых Соборов Вселенских и Поместных, Святых Отец; в) «Духовный регламент» и последовавшие за ним указы и определения Святейшего Правительствующего Синода; г) действующие в государстве узаконения. В перечне не упоминалось о «Кормчей Книге». И хотя с изданием «Книги Правил» «Кормчая» полностью уже не употреблялась, однако некоторые ее положения, касающиеся, например, брачного права, в то время имели еще фактическое применение. Отчасти тоже касалось и неупомянутой в перечне книги «О должностях пресвитеров приходских» 434 , которая хотя и не считалась источником церковного права, но, тем не менее, и из нее применялись некоторые положения (например, о религиозной подготовке брачующихся). Ввиду такого положения представлялось бы естественным окончательно пересмотреть эти два источника и, изъяв из них необходимое, завершить вопрос с этими книгами, особенно с « Кормчей», перенеся их из группы источников в группу памятников церковного законодательства. В особом положении находился и «Духовный Регламент»: некоторые пункты его (например, об училищных домах и учителях, раскольниках и др.) в то время уже утратили всякое практическое значение, и потому представлялось логичным, взяв в свод то, что действует, отнести «Регламент» также к числу памятников русского церковного права. Но главная проблема была в том, что «Духовный Регламент» являлся учредительным актом, утвержденным Восточными патриархами, для существующего органа церковного управления – Святейшего Правительствующего Синода. Ввиду этого изъять в то время «Духовный Регламент» из числа действующих источников, до коренной реформы высшего церковного управления, не представлялось возможным, а можно было лишь ограничиться внесением из него в предполагаемый свод фактически действующих и применимых норм. Наряду с «Духовным Регламентом» в «Уставе Духовных Консисторий» назывались указы и определения Святейшего Синода. Однако эти указы и определения, простирающиеся количеством до нескольких десятков тысяч и представлявшие собой богатейший материал для уяснения права и нормообразующей деятельности Русской Православной Церкви и являющие собой зеркало управления ею Святейшим Синодом, все еще не были собраны, объединены и систематизированы 435 . В частности, определения, не заключенные в циркулярные указы, были рассеяны по духовным периодическим изданиям, которые преемственно в разное время имели значение официальных органов: «Духовная Беседа», «Церковный Вестник», а с 1888 года – «Церковные Ведомости».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Здесь прежде всего указываются такие священники, которые говорили, что «без епитимии нельзя» и потому даже «при смерти причастия не сподобляли». Далее идут рассуждения о том, что каноны об епитимиях не «непременны», что духовный отец может умалять епитимии «дабы жестокое врачевство не обратилось в отраву отчаяния». Что, как мы видим, допускается соборными отеческими правилами. Иногда по регламенту можно и никакой не налагати епитимии, но «можно» не значит, что епитимия во всех случаях должна быть упразднена; возможность отмены оной, как мы видели, не противоречит ни соборным правилам, ни древней церковной практике; кроме того, в регламенте дальше помянуто, что если, по мнению духовника, епитимия приведёт кающегося «к вящшему греховной тяжести и гнева Божия показанию и к теплейшему покаянию устроит его», то он может наложить её. Только в одном случае регламент решительно воспрещает наложение епитимии – это продолжительное отлучение от причастия святых таин. Это отложение сделано было вследствие исторических причин. В то время каждый, не исполнивший христианского долга исповеди и святого причастия, подвергался штрафу. В таких случаях тайному раскольнику, или просто нерадивому человеку, ничего не могло быть лучше, как подвергнуться продолжительному отлучению от принятия святых таин, почему продолжительная епитимия, по справедливому замечанию регламента, «не только не страшна многим, но и желаемая ленивым стала, тайным же раскольникам и весьма любимая», которые нарочито для этого выдумывали тяжкие грехи. Отменяя такого рода епитимию, Духовный регламент, очевидно, имел только в виду низшее духовенство – «неискусных священников». К нынешней же власти это ограничение не относилось. Что видно из постановлений Святейшего Синода того же времени. Так, например, в 1747 году определением 12 марта Святейший Синод на обратившегося из раскола к православию калмыка Трофима Иванова наложил епитимию – отлучение от святых таин «за восприятие второго крещения от раскольнических учителей, – на неизвестное время, кроме смертной нужды», предписав при этом Иванову ежедневно посещать церковное богослужение и исповедываться «через вся посты» 219 . В 1773 году определением 1-го февраля Святейший Синод наложил епитимию на 12 человек, «совратившихся в богопротивную квакерскую ересь и оскоплённых», каковых в силу церковных правил (апостолов 21–24, 51, Первого Вселенского Собора 1, Гангрского 1 и 12), «чрез седмь лет до святого причастия не допускать, кроме смертного случая, при раскаянии своего согрешения, а исповедоваться неотменно дважды в год» 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Задача теперь состоит в том, чтобы попытаться в свете выясненного теоретически обосновать основные стороны практической деятельности священника и особенно – в современных условиях, не сбиваясь при этом в сторону «практического руководства для пастырей» (что является особой дисциплиной). Часть 2-я. Богословское обоснование жизни и служения пастыря Канонические условия священства Очень многое в жизни и служении пастыря определяется правильным рукоположением. Последнее состоит из двух основных элементов. 1) Рукополагающий архиерей должен быть православным, канонически верно поставленным епископом, не еретиком, и рукополагать в соответствии с канонами Церкви по установленному чину. 2) Рукополагаемый ставленник должен соответствовать определенным каноническим условиям. Эти условия содержатся в Книге Правил, включающей в себя каноны Семи Вселенских и 10-ти древних Поместных соборов, правила святых апостолов и святых отцов, а также – в номоканоне, где ко всему еще прибавлены правила и установления некоторых патриархов Константинопольских и святых епископов, принятые полнотой Православной Церкви к руководству. В церковном обиходе все эти правила можно найти в Большом Требнике (например, Московского издания 1850 года) под заголовком «Номоканон, сиречь Законоправильник», или в Требнике Киевского издания 1901 под заглавием «Из номоканона нужднейших правил извлечение» (сокращенный вариант того, что помещено в Требнике 1850 года), или в других канонических руководствах. Согласно этим правилам, не может быть священником человек, впавший в грех мужеложства в полной мере (в пассивной или активной форме) даже в несовершеннолетнем возрасте («как прохудившийся сосуд не годен в священство»); человек, впадавший в противоестественные половые сношения с женой, в иные плотские извращения; человек, впадавший в блуд после Крещения; человек, занимавшийся волхвованием, гаданиями, чародейством после Крещения; человек, дважды женатый, или женатый не на девственнице, или вдове, или разведенной, или соединившийся с невестой прежде венчания, или если его жена прелюбодействовала от него; человек, совершивший убийство, или укравший что-либо у людей, или совершивший святотатство (кражу церковных вещей); человек, после Крещения отрекавшийся от веры во Христа, даже если это было совершено из страха преследований; человек, пытавшийся использовать мирских начальников для получения сана, или пытавшийся получить сан за деньги, предлагаемые епископу; человек «неучителен», то есть совсем лишенный способности учить людей и проповедовать Слово Божие (параграфы 182–183, 185–187, 192–193 «Номоканона» в Большом Требнике, М. 1850 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zam...

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине 04.11.2012 18.04.2023 Проект документа «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма» В Избранное ( 6  голосов:  5.0 из  5) Москва, 11 сентября 2013 г. Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на  официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия . Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Первоначальный проект данного документа был подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности, а затем был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Патриарх. Одной из главных угроз здоровью и самой жизни народов государств, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви, является злоупотребление алкоголем. В связи с этим долг Церкви — возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни. I. Отношение Церкви к трезвости и пьянству В Библии содержатся как положительные высказывания об употреблении вина (см. Втор. 7:13; 11:14 ; Еккл. 10:19 ), так и строгие предупреждения от злоупотребления им (см. Ис. 5:22 ). Некоторым категориям лиц в Священном Писании употребление вина и вовсе запрещалось: к примеру, священникам при исполнении богослужебных обязанностей (см. Лев. 10:8-11 ). В Новом Завете с вином связано первое чудо, явленное Господом в Кане Галилейской. Вино являлось частью последней трапезы Спасителя с учениками и стало веществом Таинства Евхаристии. В посланиях апостолов указывается как на лечебные свойства вина (см. 1 Тим. 5:23), так и на пагубность злоупотребления им (см. Еф. 5:18 ; 1 Кор. 6:10 ). Законодательная традиция Церкви знает каноны, строго осуждающие гнушение вином «не ради подвига воздержания» (см. правила святых апостолов 51 и 53), но также запрещающие злоупотребление спиртными напитками (см. правила святых апостолов 42 и 43).

http://azbyka.ru/zdorovie/proekt-dokumen...

Разделы портала «Азбука веры» Каноны (правила) церковные О том, что бесноватый не приемлется в клир и не допускается до молитвы с верными. Если кто одержим бесом, да не становится клириком, и даже с верными он не должен молиться. После же очищения пусть будет допущен к молитве с верными и, если окажется достоин, пусть станет клириком. ν τις δαμονα χ, κληρικς μ γινσθω, λλ μηδ τος πιστος συνευχσθω καθαρισθες δ, προσδεχσθω, κα, ν  ξιος, γινσθω. Толкования Зонара . Бесноватый считается как нечистый, и вместе с сим является подозрение, что если бы демон не нашел этого человека достойным для себя жилищем за его злую жизнь, то не вошел бы в него. Итак, каким же образом таковый будет допущен к какому-либо рукоположению? Ибо если, по слову великого в богословии Григория, миро не вверяется гнилому сосуду, как вверена будет благодать Святого Духа сосуду демона? Настоящее правило повелевает верным и не молиться с таковым. А  3-е правило Тимофея, патриарха Александрийского, составляющее ответ вопросившему: « аще верный одержим бесом, должен ли приобщаться святых тайн? » говорит: « аще не нарушает тайны, ниже хулит иным каким-либо образом: то да причащается ». Итак, по-видимому, это противоречит настоящему правилу? Не думаю. Должно допустить, что Апостольское правило говорит о постоянно бесноватом и не имеющем светлых промежутков: каким же образом таковый будет допущен до молитвы? А ответ Тимофея имеет в виду страждущего со светлыми промежутками. Ибо таковый, когда не страждет, должен быть удостоен святыни. А когда освободится от власти демона, может быть принят в клир, если признан будет достойным. Аристен . Бесноватый не приемлется в клир и не допускается до совместной молитвы. А после очищения допускается, если достоин. Бесноватый не бывает клириком, доколе не освободится от демона; он и не молится с верными. А когда освободится от сей болезни, тогда и к молитве допускается и к клиру причисляется, если достоин. Вальсамон . Бесноватый лишен разума и воли; и поэтому сим правилом запрещено и сопричислять его клиру, и молиться ему с  верными , дабы, делая что-нибудь злое и неприличное и испущая демонические крики, он не привел в смущение народ Божий и не воспрепятствовал церковному славословию. Но когда придет в себя, может быть и клириком, если будет найден достойным. Хотя 3-е правило Тимофея патриарха Александрийского и говорит: « аще верный одержим бесом, должен приобщаться святых Тайн »; но оно не заключает противоречия настоящему правилу: ибо оно относится к бесноватому со светлыми промежутками, который во время здравомыслия разумеет таинство божественных освящений; а настоящее правило говорит о беснующемся беспрерывно. А если скажешь, что это правило говорит и о беснующемся со светлыми промежутками; то и в этом случае не будет тебе никакого препятствия. Ибо и бесноватого со светлыми промежутками не должно допускать в клир, дабы во время беснования его не было поругано священство и не произнесено было хулы на Бога.

http://azbyka.ru/pravo/79-apostolskoe-pr...

Да и этого еще мало. Ибо хотя Устав Дух. Консисторий и есть одно из руководственных уложений, на которые опирается современное управление и современный епархиальный суд, но далеко не единственное и даже не только самое важное, а напротив – одно из нескольких и притом самое последнее по законодательному достоинству. В этом легко убедиться, воззрев лишь на 2-ю страницу его, где читаем: «Ст. 6: Основания епархиального управления и суда суть: а) Закон Божий, в Священном Писании предложенный; б) Каноны или правила Святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых Отец; в) Духовный регламент и последовавшие за ним Высочайший указ и определения Святейшего Правительствующего Синода; и г) Действующие в государстве узаконения. Порядок управления и суда, производимых чрез Консисторию, и устройство ее, внешнее и внутреннее, определяются в следующих разделах сего устава». Как ясно видно отсюда, Устав Д. К. сам себя ставит т.е. в ранговом отношении на 5-е место и даже не ставит себя в ряд с четырьмя предшественниками своими, а только как бы примыкает к ним в виде примечания. Ну и что же? Неужели Святейший Правительствующий Синод не полномочен произвести изменения одной лишь статьи в этом «примечании» без сношения с собором всех иерархов Российской церкви? Думается нам, что ни один законовед, ни один писатель «разумеющий закон» не отважится этого утверждать. – Да ведь статья 253 – я очень важная! воскликнет иной нетерпеливый и разгневавшейся на нас читатель.– Не страшен, однако же и сей гнев Ваш читатель! Успокойтесь и слушайте терпеливо далее. Именно эта то глубокая жизненная важность 253-й статьи и служит оправданием Святейшему Синоду, что он, минуя т. сказать излишние формальности (вроде сношения со всеми российскими иерархами) ускорил видоизменение ее, которого жаждали труждающиеся и обремененные грешники и грешницы и неповиные их младенцы, им же несть числа, взяв этим на себя риск, самоотверженный подвиг подвергнуться за свое святое и законное деяние нареканию со стороны некоторых законоведов, – что действительно и последовало.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010