144 В богослужебном тексте, посвященном дню памяти ап. Онисима, есть указания на его освобождение из рабства и последующее служение в качестве священного лица (см. седален по 3-ей песни канона и песнь 4-ая, тропарь 1-й). Минея, месяц Февраль. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2002. С. 553. Также это видно из самого факта сохранения данного послания для последующих поколений христиан. Если бы Филимон отказался выполнить просьбу апостола, то, скорее всего, он бы скрыл его. 146 См. Каравидуполос И. Введение в Новый Завет. С. 255. Такого же мнения придерживается свт. Димитрий Ростовский , полагая, что Онисим «занял престол в Ефесе после святого Тимофея и святого Иоанна Богослова». Житие и страдание святого апостола Онисима, одного из лика семидесяти (15 февраля)//Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четий-Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями из Пролога. Т. 6. С. 294. Свт. Феофан Затворник , напротив считает, что это другое лицо. Толкование послания святого апостола Павла к Филимону. С. 512. 148 См. Vincent M. R. The Epistle of St. Paul to Philemon//A critical and exegetical commentary on the Epistles to the Philippians and to Philemon. Edinburgh, Clark. 1902. P. 158. 150 Knox J. Philemon Among the Letters of Paul: A New View of Its Place and Importance. New York: Abingdon, 1959. P. 91–108. 151 Дж. Нокс и Э. Гудспид согласны в основных положениях этой гипотезы, кроме утверждения первого о том, что Архипп является хозяином Онисима. См. Rupprecht A. Philemon//The Expositor " s Bible Commentary: Ephesians through Philemon. Grand Rapids: Zondervan, 1981. P. 454. 155 Феофан Затворник , свт. Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам//Толкование посланий апостола Павла: Послания к Колоссянам, к Филипийцам. М.: Правило веры, 2005. С. 361. Ср. Феодорит Кирский , блж. Толкование на Послание к Колоссянам//Толкование на Послания святого апостола Павла. С. 218. Вариант решения вопроса о происхождении лаодикийского послания см. Anderson С. Р. Who Wrote «The Epistle from Laodicea»?//Journal of Biblical Literature. Vol. 85, 4, 1966. P. 436–440.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

6. См. нашу статью » О правилах Тихония» и пр.Назад 7. Если Мартенсен, показав нравственное значение Троицы только из понятия о Боге любящем и следовательно не могущим быть когда-либо без любимого, Ему равного, придает ему столь большую важность для добродетелей («если бы христианская догматика не развила еще с своей стороны учение о Троице, то этика должна была выступить с этим уччением в своем собственном интересе», см. его Христианское учение о нравственности, стр. 78 т. 1-й); то при сделанном нами соотношении сей истины с законами естества человеческого практическая важность великого догмата оценивается с сугубою силою.Назад 8. Церковь именно находит откровение Троицы, как начала новой жизни, в том событии, когда воцарившееся над миром безбожная гордыня вавилонского деспота была оплевана тремя провозвестниками истинного богопочтения: Троица противопоставляется мировому нечестию, как основание истинной святости. «Согласная возшуме органская песнь почитати златосотворенный бездушный истукан, утешителева — же светоносная благодать почествует еже вопити: Троице единая, равносильная, безначальн ая благословенна еси» (7-й ирмос Пятидесятницы; ср. 8-й ирмос Воздввижения).Назад 9. См. нашу статью в 3 томе наст. издания: «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности».Назад 10. Суровым схоластикам средних веков не по сердцу был человек любви, а индетерминистический индивидуализм Канта лишил нравственного значения всякое чувство, кроме чувства холодного уважения, усвоив всем прочим чувствованиям характер плотский, свойственный низшим натурам. Ср. Снегирева: «О любви» в ж. «Вера и Разум» за 1892 г.Назад 11. См. его: «В чем моя вера» и др. соч. «О жизни», а также и «Исповедь».Назад 12. Почему то они под Спасителем — Сыном Человеческим разумеют не личность, но пантеистическую идею, так называемое разумное Сознание; бессмертие принимают в смысле бессмертия идей, сил и т. п.Назад 13. С этой точки зрения он с особенною силою старается развить учение о благодати, в противовес древнему закону.Назад

http://pravmir.ru/nravstvennaya-ideya-do...

Профессор Сергей Викторович Троицкий в своем исследовании писал о «трагической изнанке» семейной любви, которая свойственна ей «не по каким-либо внешним обстоятельствам, а по самому ее существу». Поскольку христианская брачная любовь не имеет ничего общего печально знаменитой так называемой «свободной любовью», то она подразумевает, что в семье мы «не только получаем другого, но и всецело отдаем себя», что невозможно «без полной смерти личного эгоизма». Любящий(ая) не должен останавливаться ни перед какой жертвой, если она нужна для блага «второй половинки» и для сохранения единства. «Христианство признает только любовь, готовую на неограниченные жертвы, только любовь, готовую положить душу за брата, за друга ( Ин. 15, 13 ; 1Ин. 3, 16 и др.), ибо только через такую любовь отдельный человек возвышается до таинственной вышеличной жизни Святой Троицы и Церкви» 2 . Святитель Иоанн Златоуст учит, что муж не должен останавливаться ни перед каким мучением и даже смертью , если это нужно для блага жены. «Я считаю тебя драгоценнее души своей», – говорит муж жене у Златоуста. Тоже самое конечно же относится и к жене. «Совершенная» брачная любовь, испрашиваемая в чине венчания, есть любовь мученическая, и глубокий смысл заключается в том, что в православных храмах в чин венчания входит церковная песнь «Святии мученицы». Характерно, что апостол Павел, дозволяя в смешанном браке развод нехристианской стороне, чуждой христианского понимания люб­ви, не дозво­ляет его стороне христианской ( 1Кор. 7, 13, 14 ), любовь которой должна освятить и нехристианскую сторону 3 . Важно также привести здесь суждение авторитетного специалиста по семейному праву РФ, доктора юридических наук Левушкина А.Н.: «Взаимная любовь и уважение, христианские ценности не поддаются правовому регулированию: невозможно установить на них запрет или иные ограничения; невозможно установить степень, которой они должны соответствовать, как невозможно и принудить к возникновению этих чувств и христианских идеалов добра и справедливости». 4 Этот специалист по семейному законодательству РФ отмечает также, что в современном российском обществе формирование христианской семьи обусловлено субъективным критерием, в связи с чем ее абстрактная обобщающая характеристика «ускользает» от исследователей. (Там же) , а «структура христианского брачного права, заключение брака, препятствия к заключению брака и расторжение брака является выверенной временем и более стройной, нежели структура СК РФ» (там же) (последняя включает чисто юридические нормы о заключении брака, расторжении брака, недействительности брака и т.д.). Все вышесказанное, в контексте проекта закона о СБН свидетельствует о его не только бессмысленности, но и большой потенциальной опасности и вредности. При всей своей внешней альтруистичности этот закон внесет в жизнь нашего общества ценности и практику противные нашей общей культуре. Вместо воспитания взаимного уважения и прощения закон будет провоцировать обратные психологические процессы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Песнь 1-ая Ирмос Воскресения день – просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия. «Воскресения день – благоприятное начало!» – так начинает свое знаменитое первое Слово на Пасху великий вития церковный Григорий Богослов († 389 г.), простирая грядущему после него «златоструйному» песнотворцу Иоанну Дамаскину († 777 г.) благоприятное начало для его пасхального канона, сделавшего эти два слова началом пасхального словесного пира православной Церкви. Воскресения день . – Слово воскресение заключает в себе мысль об огне и свете 17 . От удара стали (кресала) по кремню возникает искра ; искрой же (молнией) сопровождается электрический разряд. И в том и другом случае наше наблюдение замечает быстроту явления и его внезапность. По-видимому, наше слово воскресение ближе, чем слова восстание и пробуждение , выражает недоступную слову тайну воскресения Христова. Из запечатанного каменного гроба, хранилища смерти, воссияла жизнь, возблистала Божественная Искра, зажегшая невечереющий свет вечного царства благодати. Таков же будет и день явления Христа во славе, как открыто нам Его божественным глаголом: «ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой» ( Лк.17:24 ). Просветимся, людие . – Если воскресение есть возблистание света, то близ него нет места мраку и сокрытости: «ночь прошла, день же приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся во оружия света» ( Рим.13:12 ). Просветимся! «Просвещение же есть светлость душ, изменение жизни, вопрошение совести, которая от Бога ( 1Пет.3:21 ), – говорит св. Григорий Богослов . – Просвещение есть пособие в нашей немощи, отложение плоти, последование Духу, общение со словом, исправление создания, потопление греха, причастие света, рассеяние тьмы. Просвещение есть колесница, возносящая к Богу, сопутствование Христу, подкрепление веры, совершение ума, ключ Царствия Небесного, перемена жизни, снятие рабства, разрешение от уз, претворение состава» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Письма Триоди. Предвесенье весны духовной В этом году у нас самая ранняя Пасха, какая только может быть — и самый ранний Великий пост, и масленица соответственно. Пост начнется еще в самом начале февраля по церковному календарю — да и по-мирскому до середины месяца. А еще в этом году Бог послал Москве и большей части России настоящую зиму, уже и полузабытую 12 февраля, 2010 В этом году у нас самая ранняя Пасха, какая только может быть — и самый ранний Великий пост, и масленица соответственно. Пост начнется еще в самом начале февраля по церковному календарю — да и по-мирскому до середины месяца. А еще в этом году Бог послал Москве и большей части России настоящую зиму, уже и полузабытую В этом году у нас самая ранняя Пасха, какая только может быть —  и самый ранний Великий пост, и масленица соответственно. Пост начнется еще в самом начале февраля по церковному календарю — да и по-мирскому до середины месяца. А еще в этом году Бог послал Москве и большей части России настоящую зиму, уже и полузабытую: с морозами, снегами и без отвратительных оттепелей. И зима, как ей и положено, еще царствует в этом начале февраля. А только вот — приходит весна духовная. Приближается. А сейчас — предвесенье, предвестье, предображение весны: седмица сырная — масленица, преддверие поста. Восторженные или объясняющие слова тут так же бессильны, как перед сверканием капели. Но есть книга, есть поэзия — та, что читается и поется: книга под названием Постная Триодь. И она всё рассказывает. Мы, увы, далеко не всё слышим, что поет Церковь по этой книге, и даже в желании сердечном что-то услышать — часто терпим поражение. Но поет-то Церковь, поет и для нас, и… нами. И годы жизни в Церкви с Церковью даются нам и для того, чтобы услышать этот голос в себе, понять ему и ответить на него. Прислушаемся же к Триоди. На дворе мороз, а здесь началась капель. Весна… Весну возвещающая прибл/ижися сия, ныне предочистительная седмица всечестн/ая, священных постов, телеса и д/уши всех просвещающая Понедельник сырный, 1-я песнь 2- го трипеснца

http://pravmir.ru/pisma-triodi-predvesen...

После того отправляются в Мартириум, где и начинается бдение 12-ю паримиями, пред каждым чтением полагается псалом, а после – молитва с коленопреклонением. Состав паримий следующий: Пс. 117:24 : Сей день, егоже сотвори Господь и проч., Быт. 1:1–3:24 , Быт. 22:1–18 (о принесении Исаака в жертву), Исх. 12:1–24 (установление Пасхи), Ион. 1:1–4:11 , Исх. 14:24–15:21 (переход чрез Чермное море), Ис. 60:1–13 (ср. нашу 2-ю парим.), Иов. 38:1–28 (речь Господа к Иову), 4Цар. 2:1–22 (взятие Илии на небо), Иер. 31:31–34 (о Новом Завете, наша 11 парим.), Нав. 1:1–9 (увещание соблюдать закон), Иез. 37:1–14 (видение костей) и Дан. 3:1–90 . Первая паримия является рядовым чтением из Закона и вместе с тем говорит о начале домостроительства нашего спасения, большая часть остальных имеют в виду праздник Пасхи и событие Воскресения Христова, 9, 10 и 12, вероятно – крещение оглашенных, 6-ая паримия относится к пасхальному новому свету: в настоящее время в армянской церкви после нее полагается полное освещение всего храма; парижская рукопись предписывает даже стихословить данную паримию с припевом: «Се прииде Царь Славы света, просвещающий всю тварь». По-видимому, и освещение храма после 6 паримий, и припев названной рукописи, и отдаленное положение чтения из Ис. от настоящего иерусалимского момента возжжения нового огня, все это – переделка армянской церкви. Для песни из Исхода парижский лекционарий непонятным образом не указывает припева, тогда как она из древности в христианстве была пасхальной песнью 33 ; для песни из Даниила кроме обычного припева для ст. 34–67 («пойте и превозносите») он приводит еще два других припева для 10–27 и 27–34 ст., но, вероятно, тоже армянского происхождения: бодлеянская рукопись не указывает совершенно никаких припевов 34 . Последняя паримия должна быть кончена в полночь. Новозаветные чтения на пасхальном бдении следующие: Пс. 64:1 : Тебе подобает песнь Боже в Сионе: 1Кор. 15:1–11 : аллил. – Пс. 29:1 : Вознесу Тя Господи, яко подъял мя еси и не возвеселил еси врагов моих о мне; Мф. 28:1–20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Это пение является подготовительным к чтению Евангелия, увеличивает его торжественность и не должно было бы опускаться или исполняться с небрежными сокращениями, как это утвердилось на практике. " Аллилуиа, — как говорит Скабалланович, — есть, по Апокалипсису, песнь вечности (Апок. 19:1-4). Кроме " аминь " , это единственное еврейское выражение, которого не дерзнула коснуться рука переводчика, оставив его в тех звуках, в которых оно вдохновлено Богом; от него веет поэтому духом глоссолалической таинственности " История аллилуария такова. На Западе был он введен при Папе Дамасе (IV век) для пения только в пасхальный период; со времени Папы Григория Великого (VI век) его стали петь и в другие дни праздников. Теперь аллилуарии поются перед Евангелием, состоят из двукратного аллилуиа, одного стиха и снова аллилуиа. Устав Римской церкви предписывает его петь всегда, кроме Великого поста и подготовительных к нему недель, в будни адвента и в посты четырех времен. В это время поется у католиков вместо аллилуария так называемый tractus [протяженность, течение], состоящий из нескольких стихов псалма, иногда даже и одного псалма целиком. По мозарабскому церковному уставу, аллилуиа, называемая " lauda " [хвала], поется после Евангелия и тоже переменно со стихами псалма. На Востоке аллилуиа перед Евангелием поется также попеременно со стихами псалмов: у абиссинцев — 9 раз, у несториан — 3 раза и возглашается читавшим Апостол диаконом, — копты перед Евангелием не поют аллилуарии, но читают 50-й псалом. Древнейшее упоминание об аллилуарии в православном богослужении находим в иерусалимском грузинском канонаре VII века. Нынешние воскресные аллилуарии утвердились в нашей практике уже в XII веке Во время пения аллилуария священник про себя читает молитву " прежде Евангелия " . В этой молитве он просит Бога дать ему и народу разумение евангельских слов и страх блаженных заповедей, чтобы попрать плотские похоти и пройти духовную жизнь. Эта молитва читается еще раз священником на утрене (на всенощной) во время чтения шестопсалмия, как 9-ая утренняя молитва.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Начало такой практики исследователь возводит ко времени Императора Юстиниана, т.е. к VI веку, а к VIII в. это становится общепринятой традицией на Востоке, несмотря на неоднократные по этому поводу недоумения и споры. К тому же времени относится и зарождение тайных месс на Западе. В своей статье " О причинах и времени замены гласного чтения литургийных молитв тайными " проф. А. Голубцов приводит три фактора, повлиявших на это, а именно: а) удлинение состава молитв, б) " disciplina arcana " [тайное учение], в) прекращение всеобщего и частого приобщения. Перемену эту он относит к V в. Любопытна и приводимая им новелла 137-ая императора Юстиниана, в которой говорится: " Повелеваем, чтобы все епископы и пресвитеры не тайно (non in secreto) совершали божественное приношение и бывающую при святом крещении молитву, но таким голосом, который хорошо был бы слышен верным народом (sed cum еа voce, quae а fidelissimo populo exaudiatur), дабы души слышащих приходили от того в большее благоговение, богохваление и благословение " При тайном чтении молитв Церковь: а) лишает верный народ участия в сознательной евхаристической жизни; б) лишает его назидательного содержания литургийных молитв, являющихся, как и весь литургический материал, живым исповеданием церковной веры, откровением народу церковного литургического богословия; в) способствует не укреплению, а именно ослаблению церковного чувства; и наконец, г) это является причиной того, что народ, ничего не понимающий из отрывочных возгласов: " Благодарим Господа, — Победную песнь поюще, вопиюще.., — Приимите, ядите.., — Пийте от нея вси.., — Твоя от Твоих... " , — желая удовлетворить свое религиозное чувство, ищет тому других путей. Он выражает свои нужды и моления не в евхаристической Жертве " о всех и за вся " , а просит послужить ему молебен или панихиду после Литургии; или же он подменяет настоящие жемчужины евхаристических молитв часто весьма сомнительными по своему содержанию и литургическому вкусу и стилю акафистами. О желательности восстановления гласного чтения евхаристических молитв высказывались в России не только одни профессора-литургисты, высказывались, так сказать, теоретически.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Б огородичен. Радости всяческий исполнишеся, отнележе 1623 , Пречистая, услышала еси радость от ангела, и родила еси Христа, источника истинныя радости. Ин ирмос : Утвержеи ни на чимже землю. А гньцу Божию, вземлющему грехи мира, подобяся, яко агнец в жертву принесеся, святе, жив сожжен от злочестивых, веры ради и любве християнския. К ая темница не име тебе узника, кая ли область не име тебе благовестника, от запада бо до востока и от востока до запада прехождаше, 1624 утвержая верных. У м огненныи имея, священномучениче, попалил еси терние ересей учении православными, и чюдесы преславными, и житием воистину богоугодным. Б огородичен. В чюждую Египетскую страну избегшая с предвечным Младенцем от Ирода, Богородице, сохрани избегших от злых гонителей, покрывая их покровом милости своея. Сдален , глас 3, подобен: «Красоте девства». М ученицы добропобеднии, Феодоре дияконе богогласныи, и иерею Лазаре досточюдныи, с протопопом Аввакумом премудрым, обличивший козни сопостата, и преподобный Епифании, ясно исповедавшии Троицу нераздельную, единомудрствующе купно, от напастей нас избавите. Слава, и ныне. Богородичен . Божественное проречение, еже семя жены сотрет главу змия, 1625 исполнися на Тебе, Приснодево, воплотивыися бо от Тебе без мужескаго семени Христос сотре главу злоначальнаго змия, и спасе род человеческий от прародительнаго греха, и рая жители сотвори нас. Песнь 4. Ирмос : Гору Тя, благодатию Божиею присенну 1626 . М няху 1627 ересеначальницы, яко лишиша вас санов священных, но Господь сохрани на вас священство и честь, и славою мученичества венчал вы есть. О гненным пламенем сожженнии, святии исповедницы, сохраните жилища наша от огненнаго запаления и души нашя от огня вечнаго. П риясте Царствие благолепия и венец доброты от руки Господни, славнии мученицы, и небесною красотою облистаете вселенную всю. Богородичен . Ни разум мудрец, ни витий хитрословесие не возмогут постигнути и воспети девственное Ти рожество, Мати Бога Вышняго. Ин ирмос : Божественное Твое разумев смотрение 1628 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   К богослужению Собор прекрасно был убран цветами. Литию и величание совершали со мной четыре священника; пели очень хорошо; ирмосы положены на ноты Димитрием Константиновичем Львовским превосходно, особенно хороша 9-ая песнь «Радуйся, Царице».    12/24 мая 1896. Воскресенье.    Праздник Пятидесятницы.    Обедня предварена была крещением многих детей и двух возрастных, из коих один из Циба, врач шестидесяти одного года, слушавший долго протестантство, но имевший счастие прежде принятия его услышать православного проповедника Григория Камия; так как в Циба нет купели, то он — ныне врач Иов — вчера вместе с своим наставником прибыл сюда, и сегодня удостоился крещения, миропомазания и приобщения Святых Тайн, чем, видимо, был глубоко осчастливлен. Я дал ему икону Спасителя и некоторые книги, также малую икону Богоматери и несколько брошюр для его жены, которую он тоже готовит к принятию христианства.    Обедня совершена в сослужении четырех священников. В первый раз сегодня на вечерне я читал вполне переведенные три молитвы. Продолжалось богослужение с десяти до половины первого часа.    13/25 мая 1896. Понедельник.    Праздник Святой Троицы.    Служили литургию четыре священника с о. Павлом Сато во главе. Христиан в Церкви было весьма мало.    Внезапно явился катихизатор из Нагоя, Петр Сибаяма. Зачем? Отца погребать: скоропостижно помер в Токио, на днях прибыв сюда, и помер в язычестве! Так-то усердны катихизаторы к вере! Проповедуя другим путь спасения, самых близких родных не стараются привести на сей путь: можно видеть из сего, насколько они искренни и глубоки в своем служении.    Но опять-таки, винить ли и катихизаторов в подобных обстоятельствах?    Сегодня же был у меня старик Ивата, из Химедзи, семидесяти лет, с женой шестидесяти трех лет; родители катихизатора Якова Ивата, служащего в Янагава. Три года тому назад, будучи в Химедзи, в доме Ивата, я очень убеждал его и жену сделаться христианами; убеждал старика пять дней тому назад, когда он был у меня со старшим сыном — книготорговцем — здесь в Токио; убеждал опять сегодня его и жену вместе. И на все убеждения — ни единого слова согласия или желания; всегда только безмолвная улыбка и желание как можно скорее свернуть разговор на другое. Если со мной так, равным им полетам, то сына послушают ли? …

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010