Таблица IV Песненная воскресная Утреня по Симеону: На паперти 241 священник перед закрытыми царскими вратами: а. Благословено царство, великая ектения, возглас молитвы б. Пс. 3–62–133 ; обычный припев: Слава Тебе, Боже; праздничный припев (триадикон): Слава Отцу... Во время пения этих псалмов священник читает «молитвы на заре». в. Малая ектения и 1-ая статия 242 : Пс. 118 (1–72); припев: Аллилуиа. Во время первой стати и священник совершает каждение паперти, присутствующих (произнося: Премудрость: прости) и храма, куда он входит один через один из боковых врат; он возвращается оттуда, неся крест из алтаря 243 : освещение во время этой части службы очень уменьшено. г. Малая ектения и 2-ая статия: Пс. 1 18 (73–131); припев: Вразуми мн, Господи. д. Малая ектения и 3-ья статия: Пс. 118 (132–176); припев: Аллилуиа. В начале 3-ей статии открывают одну створку центральных врат 244 ; при стихе 170 открывают врата полностью и совершают вход в храм при пении входного с Аллилуиа: священник с крестом, украшенным тремя зажженными свечами, входит в храм через царские врата, сопровождаемый диаконом (за ним следует архиерей, если он присутствует); остальные следуют за священником, но через боковые двери; последние стихи Пс. 118 (173–176) поются уже внутри, посреди храма. Затем тотчас, без ектении: е. Песнь трех отроков ( Дан. 3,57–88 ). К концу песни, которая исполняется очень торжественно, в алтарь входит священник. Крест, который он нес в руках, остается на амвоне посреди храма. ж. Чтение синаксария (страсти Христовы, толкование праздника или жития Святых). з. Ектения сугубая и Пс. 50 ; припев (пентикостарион), особый или общий, Слава Отцу... Единородный. И ныне.... тропарь: Преславную. и. [Каноны праздника или Святого дня и ексапостилларий : эти каноны не пелись раньше в Песненном Последовании : Г.П. 155, 648 А 245 .] к. Малая ектения и Хвалите, которые пелись двумя хорами; различные припевы, согласно различным стихам псалмов 246 , л. (Благословен Бог Израилев и) заключительный стих: Величаем все Матерь Бога 247 61.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ОТВЕТ : То, что пожертвовано в храм, пожертвовано в дар Богу, а потому не может не рассматриваться, как нечто весьма предосудительное, всякое требование возвратить это обратно. 61. ВОПРОС: Какой установлен порядок возжигания светильников (люстр) во время Богослужения на всенощном бдении и Божественной литургии? В какие моменты Богослужения люстры возжигаются и в какие тушатся? ОТВЕТ : О возжигании светильников говорят целых две главы в Типиконе (Церковном Уставе; – 24-ая и 25-ая. Типикон, конечно, не предвидит электрического освещения, а говорит только «о вжигании свещ». Тем не менее имеются ясные указания на то, в какие моменты Богослужения должно быть менее света а в какие должно быть яркое освещение. Яркое освещение уместно только в начале всенощного бдения при пении предначинательнаго псалма 103-го, когда вспоминаются творческие слова Божии: «Да будет свет», во время вечернего входа, знаменующего пришествие в мир Христа-Спасителя, Который был Светом миру, и во время пения тропаря праздника – одним словом в те моменты, когда царские врата отверзаются, или наиболее торжественные моменты, кои естественно отмечать и ярким освещением. На утрени положено яркое освещение во время полиелея, величания Евангелия (по уставу «до скончания 3-ей песни канона»), а затем от 8-ой песни, когда поются песнопения, величающие Божию Матерь или прославляющие двунадесятый праздник особыми припевами к 9-ой песни. Это яркое освещение остаётся, по уставу, до конца Великого Славословия. На литургии полное освещение полагается по уставу от начала чтения Евангелия до заамвонной молитвы. Важно знать, что во время чтения шестопсалмия должно быть самое минимальное количество светильников (храм должен быть погружен во мрак) и совсем неуместно поэтому никакое яркое освещение, тем более электрическое. 62. ВОПРОС: Почему при пении «Честнейшую Херувим» на утрени перед 9-ой песнью канона некоторые кладут поклоны, а другие, даже священнослужители, стоят как вкопанные. Что говорит об этом Устав? ОТВЕТ : Во 2-ой главе Типикона («Чин великой вечерни, сиесть бдения всенощнаго, и утрени воскресной») ясно сказано: «Покадив св. трапезу, возглашает диакон: Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим. И мы стихословим 9-ю ПЕСНЬ, поюще велегласно: Величит душа Моя Господа: и Честнейшую Херувим. Творим же и поклоны малые». Здесь подчёркнуто: «малые», потому что это воскресная утреня, на которой, как и вообще в воскресные дни, по церковным правилам, земные поклоны отменяются.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Во второй части (ст. 14–23) излагаются последние откровения и повеления Божии Моисею и Иисусу Навину. Господь, явившись Моисею в скинии собрания в столпе облачном, открывает ему, что народ Еврейский станет ходить вслед богов иных, чем привлечет на себя скорби, и повелевает ему сложить обличительную песнь на Евреев и заставить их выучить. В третьей части Моисей описывает предсмертные распоряжения свои по случаю откровения Божия (24–30 ст.). Моисей опять созывает левитов и с горечью объявляет им услышанное от Бога откровение. Потом, вручает им книгу закона Божия (Пятикнижие) и. повелевает положить ее одесную ковчега. Наконец, велит собрать всех старейшин колен, всех судей и надзирателей, чтобы объявить им вслух обличительную песнь. Глава 32-ая. Обличительная песнь Моисея В обличительной песни Моисея примечаются следующие части: вступление, изложение и заключение. В вступлении Моисей во свидетели своих слов призывает небо и землю и приглашает ко вниманию Израильтян. Приглашает их так же охотно принять его слова, как засохшая земля пьет росу, ибо он будет возвещать им важный предмет. Изложение состоит из 4-х картин. Первая картина (ст. 6–14) изображает непрестанное промышление Иеговы о своем народе во всю его прошедшую историю, великие милости Иеговы к народу Еврейскому, и здесь же описывается поселение Евреев в роскошной земле Обетованной, как уже случившееся. Во второй картине (ст. 15–21) изображается развращение и измена Евреев Иегове, аза это возвещается отвержение их и избрание иного народа на место их (в новом завете). В третьей картине(ст. 22–35) изображаются ужасы Божия гнева на развращенный род Еврейский. Этот гнев изображается под образом огня, жгущего до ада преисподнего и попаляющего основания гор. Им (Евреям) возвещается конечное истребление. В четвертой картине (ст. 36–42) идет обещание милосердия Божия униженным Евреям, и возвещается погибель врагам народа Божия, которая изображается под образом сверкающего, подобно молнии, меча и острых стрел, чтобы узнали Евреи бессилие богов языческих.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

По сожжении жертвы и окончании псалма служивший священник с лестницы храмового притвора (Ulam) преподавал благословение народу, который при этом падал ниц, особенно если жертву приносил и благословение преподавал первосвященник 12 . Псалмы дневные и праздничные. Песни субботы Псалом при ежедневном жертвоприношении на каждый день недели положен был особый: в субботу 91, в воскресенье 23, понедельник 47, вторник 81, среду 93, четверг 80, пятницу 92 13 . В особо важных случаях пелись особые псалмы, и псалом пелся не одними левитами, а в пении его принимал участие весь народ, подхватывая концы стихов. Для этой цели некоторые псалмы и составлены так, что каждый стих или отдел оканчивается одним и тем же припевом (например, Пс.135 , где каждый стих имеет припев «Яко в век милость Его»; для ряда же псалмов Пс.105–106 , Пс.112–118 , Пс.134–135 таким припевом служило «аллилуиа»). В Библии указано несколько случаев, когда подобные псалмы пелись с участием народа, причем во всех этих случаях, по-видимому, указывается на одни и те же псалмы – 134 и 135 14 . Псалмы эти и потому подходили у евреев, как и у первых христиан, для богослужения, что они прямо направлены против идолопоклонства 15 . По субботам по время принесения особенной субботней жертвы пелась песнь Моисея: «Вонми небо» (1/6-ая часть ее в каждую субботу по порядку) – при утреннем жертвоприношении, а при вечернем «Поим Господеви». (Отсюда понятно место Апокалипсиса 16 , где говорится, что святые, идя в вечное субботствование, поют песнь Моисея) 17 . В праздник Пасхи и Пятидесятницы пели галлел малый или египетский, т. е. псалмы 113–118, считавшиеся особенно содержательными, так как они прославляют исход из Египта. На Кущи пелся галлел большой, состоявший, по разным мнениям раввинов, из Пс.117–135 , или Пс.119–133 (степенные псалмы), или Пс.134–136 18 . Стихи одного из этих псалмов – 117-го вошли в наше уставное «Бог Господь». (По старым уставам Бог Господь полагалось только в праздники) 19 . По образцу степенных псалмов составлены у нас заменявшие прежде нынешний полиелей степенные антифоны (по старым уставам последние и пелись со стихами этих псалмов) 20 . Значение и характер ветхозаветного храмового пения

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Заменю этот привод простым перечнем имен Божиих, употребляющихся в Богослужении, указав при некоторых, в каких молитвах читаются они; при именах, которые говорятся чаще других и во многих песнопениях или молитвах, указаний не приписываю. Располагаю их в том же порядке, какой дан был именам, взятым из Писания. Имена Божии в Богослужебных молитвах Присносущий, Октоих. Гл. 5. Песнь 9. Самосущий, Литургия Златоустого: в молитве во время Невидимый, пения: «Достойно и праведно есть». Незреченный, Неведомый, Непостижимый, Безвиновный, 2-го канона на пятидесятницу, 4-ой песни (т.е.ни от кого не происходящий) ирмос. Безначальный, Незследимый, Невместимый, Окт. Гл. 5. Песнь 9. Незимеримый, Невещественный, Кан. на Р.Х. Косьмы Маюм. Песн. 4 , ирмос. Непременный, Кан. на Срет. Песн. 5 ирм. Неизменный, Нетленный, Совершенный, Мол. 2-я на сон грядущим. Беспредельный, Неописанный, Предвечный, Вездесущий, Вечный, II. Крепкий, Всесильный, Троп. троичн. 1-й, в мол. утр. Непобедимый, Владыка, Творец, Содетель, Вседетель, Хранитель, Мол. 5-я на сон грядущим. Избавитель, Спаситель, Благодетель, 2-го кан. на пятид. песн. 8-я. Врач душ и телес, Царь мира, Октоих. Гл. 4, песн. 5 ирм. Глас 3-й, песн. 5. Мир, Податель жизни, Сокровище благ, III. Светоначальник, Октоих. Гл. 2. Песн. 5 , ирм. Премудрый, Сердцеведец, В песни на Велик. повечерии. IV. 40 .Благий, Благоутробный, Великодаровитый, Молитва св. Макария Великого , 4-я на сон Щедрый, грядущий. Человекобюбивый, Незлобливый, Многомилостивый, Сострадательный, 2-ая молитва на Бечерн. в д. Пятидесятн. Благосклонно Молитв. священника во время выслушивающий херув. песни. Долготерпеливый, Премилосердый, Степен. 8-го гласа. антиф. 2-й. Кроткий, Милостивый, Ектения на Литии. в Последов. Вечерни, Благоуветливый. на Всенощном Бдении. V. Нескверный, Пречистый, Чудный, Окт. Гл. 8. Песн. 1 . ирм. Страшный, Мол., чит. священником на Лит. Св. Иоан. Злат. Всевышний, Великий, Благословенный, Препрославленный, Поклоняемый. VI. Единица по существу. Кан. Св. Андр.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

По сожжении жертвы и окончании псалма служивший священник с лестницы храмового притвора (Ulam) преподавал благословение народу, который при этом падал ниц, особенно если жертву приносил и благословение преподавал первосвященник [ 12 ].   Псалмы дневные и праздничные. Песни субботы Псалом при ежедневном жертвоприношении на каждый день недели положен был особый: в субботу 91, в воскресенье 23, понедельник 47, вторник 81, среду 93, четверг 80, пятницу 92 [ 13 ]. В особо важных случаях пелись особые псалмы и псалом пелся не одними левитами, а в пении его принимал участие весь народ, подхватывая концы стихов. для этой цели некоторые псалмы и составлены так, что каждый стих или отдел оканчивается одним и тем же припевом (например Пс 135, где каждый стих имеет припев «Яко в век милость Его»; для ряда же псалмов 105–106, 112–118, 134–135 таким припевом служило «аллилуиа»). В Библии указано несколько случаев, когда подобные псалмы пелись с участием народа, причем во всех этих случаях, по-видимому, указывается на одни и те же псалмы — 134 и 135 [ 14 ]. Псалмы эти и потому подходили у евреев, как и у первых христиан, для богослужения, что они прямо направлены против идолопоклонства [ 15 ]. По субботам по время принесения особенной субботней жертвы пелась песнь Моисея: «Вонми небо» (1/6-ая часть ее в каждую субботу по порядку) — при утреннем жертвоприношении, а при вечернем «Поим Господеви». (Отсюда понятно место Апокалипсиса [ 16 ], где говорится, что святые, идя в вечное субботствование, поют песнь Моисея) [ 17 ]. В праздник Пасхи и Пятидесятницы пели галлел малый или египетский, т. е. псалмы 113–118, считавшиеся особенно содержательными, так как они прославляют исход из Египта. На Кущи пелся галлел большой, состоявший, по разным мнениям раввинов, из пс 117–135, или 119–133 (степенные псалмы), или 134–136 [ 18 ]. Стихи одного из этих псалмов —117-го вошли в наше уставное «Бог Господь». (По старым уставам Бог Господь полагалось только в праздники) [ 19 ]. По образцу степенных псалмов составлены у нас заменявшие прежде нынешний полиелей степенные антифоны (по старым уставам последние и пелись со стихами этих псалмов) [ 20 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   По сожжении жертвы и окончании псалма служивший священник с лестницы храмового притвора (Ulam) преподавал благословение народу, который при этом падал ниц, особенно если жертву приносил и благословение преподавал первосвященник. Псалмы дневные и праздничные    Псалом при ежедневном жертвоприношении на каждый день недели положен был особый: в субботу 91, в воскресенье 23, понедельник 47, вторник 81, среду 93, четверг 80, пятницу 92.    В особо важных случаях пелись особые псалмы и составлены так, что каждый стих или отдел оканчивается одним и тем же припевом (напр. пс. 135, где каждый стих имеет припев «Яко в век милость Его»; для ряда же псалмов 105—106, 112—118, 134—135 таким припевом служило «аллилуиа»). В Библии указано несколько случаев, когда подобные псалмы пелись с участием народа, причем во всех этих случаях, по-видимому, указывается на одни и те же псалмы – 134 и 135. Псалмы эти и потому подходили у евреев, как и у первых христиан, для богослужения, что они прямо направлены против идолопоклонства.    По субботам по время принесения особенной субботней жертвы пелась песнь Моисея: «Вонми небо» (1/6-ая часть ее в каждую субботу по порядку) – при утреннем жертвоприношении, а при вечернем «Поим Господеви». (Отсюда понятно место Апокалипсиса, где говорится, что святые, идя в вечное субботствование, поют песнь Моисея).    В праздник Пасхи и 50-цы пели галлел малый или египетский, т. е. псалмы 113—118, считавшиеся особенно содержательными, так как они прославляют исход из Египта. На Кущи пелся галлел большой, (с. 6) состоявший, по разным мнениям раввинов, из пс. 117—135, или 119—133 (степенные псалмы), или 134—136. Стихи одного из этих псалмов – 117-го вошли в наше уставное «Бог Господь». (По старым уставам Бог Господь полагалось только в праздники). По образцу степенных псалмов составлены у нас заменявшие прежде нынешний полиелей степенные антифоны (по старым уставам последние и пелись со стихами этих псалмов). Значение и характер ветхозаветного храмового пения    Для пения псалмов за богослужением еще Давид отделил 4000 певцов и музыкантов из 38000 всех левитов; с этого времени образовалась у евреев своего рода наследственная каста певцов, сохранившаяся и после плена.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И ныне: Богородице Дево, от видимаго и невидимаго зла сохрани мя, Пречистая, и приими молитвы моя, и донеси я Сыну Твоему, да даст ми ум творити волю Его. Кондак, глас 6-й Душе моя, почто грехами богатееши, почто волю диаволю твориши, в чесом надежду полагаеши? Престани от сих и обратися к Богу с плачем, зовущи: милосерде Господи, помилуй мя, грешнаго (-ую). Икос Помысли, душе моя, горький час смерти и страшный суд Творца твоего и Бога, Ангели бо грознии поймут тя, душе, и в вечный огнь введут. Убо прежде смерти покайся, вопиющи: Господи, помилуй мя, грешнаго (-ую). Песнь 7 Ирмос: Росодательну убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увеща вопити: благословен еси, Боже отец наших. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Не надейся, душе моя, на тленное богатство и на неправедное собрание, вся бо сия не веси кому оставиши, но возопий: помилуй мя, Христе Боже, в чадоубийстве повиннаго (-ую). Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Не уповай, душе моя, на телесное здравие и на скоромимоходящую красоту, видиши бо, яко сильнии и младии умирают, но возопий: помилуй мя, Христе Боже, чадоубийцу сквернаго (-ую). Слава: Воспомяни, душе моя, вечное житие, Царство Небесное, уготованное святым, и тьму кромешную и гнев Божий злым, и возопий: помилуй мя, Христе Боже, тяжко согрешившаго (-ую). И ныне: Припади, душе моя, к Божией Матери и помолися Той, есть бо скорая Помощница кающимся, умолит Сына Христа Бога и помилует мя, покаяние приносящаго (-ую). Песнь 8 Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси и праведнаго жертву водою попалил еси, вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Како не имам плакатися, егда помышляю о содеянном мною, вем бо зол моих множество, детоубийца сый (сущи). Что убо чаю, и на что надеюся? Токмо даждь ми, Господи, прежде конца покаяние. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. О Господи, жизни Подателю! За многая Твоя блага воздах Тебе злом, окаянный(ая), отвергох пренебесный дар жизни и дарованная Тобою чада погубих, но во смирении молю: даждь мне, Господи, прежде конца покаяние.

http://ms.pravoslavie.ru/117240.html

О, Господи, жизни Подателю!/За многая Твоя блага воздах Тебе злом, окаянный(ая),/отвергох пренебесный дар жизни/и дарованная Тобою чада погубих,/но во смирении молю:/даждь мне, Господи, прежде конца покаяние. Слава: В ерую, яко приидеши судити живых и мертвых,/и вси во своем чину станут,/старии и младии, владыки и князи, девы и священницы./Где обрящуся аз?/Сего ради вопию:/даждь ми, Господи, прежде конца покаяние. И ныне: П речистая Богородице,/приими недостойную молитву мою/и сохрани мя от наглыя смерти,/и даруй ми прежде конца покаяние. Песнь 9 Ирмос: Б ога/человеком невозможно видети,/на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати,/Тобою же, Всечистая, явися человеком/Слово Воплощенно, Егоже величающе,/с Небесными вои Тя ублажаем. Н ыне к вам прибегаю, Ангели, Архангели и вся небесныя силы, у Престола Божия стоящии,/молитеся ко Творцу своему,/да избавит душу мою от муки вечныя. Н ыне плачуся к вам, святии патриарси, царие и пророцы,/апостоли и святителие и вси избраннии Христовы,/помозите ми на Суде,/да спасет душу мою от силы вражия. Слава: Н ыне к вам воздежу руце, святии мученицы,/пустынницы, девственницы, праведницы и вси святии,/молящиися ко Господу за весь мир,/да помилует мя в час смерти моея. И ныне: М ати Божия, помози ми, на Тя сильне надеющемуся(ейся),/умоли Сына Твоего, да очистит мя от тяжкаго греха детоубийства/и покаяния моего ради дарует прощение,/егда сядет судяй живых и мертвых, аминь. Таже: Д остойно есть: Трисвятое по О тче наш: И тропарь, глас 1: О бъятия Отча отверсти ми потщися,/блудно мое иждих житие,/на богатство неиждеваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе,/ныне обнищавшее мое да не презриши сердце./Тебе бо, Господи, умилением зову:/согреших на Небо и пред Тобою. Слава, и ныне, Богородичен: У пование христиан, Пресвятая Дево,/Егоже родила еси Бога паче ума же и слова,/непрестанно моли с горними силами,/дати оставление грехов нам всем,/и исправление жития, верою и любовию присно Тя чтущим. Молитва Г осподи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Источниче жизни и безсмертия, пришедый в мир грешныя спасти! Призри на нас, недостойных рабов Твоих, выю сердца и телесе пред величеством славы Твоея приклоняющих, согрешихом бо, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, но, на щедроты Твоя и милость Твою уповающе, со слезами молим: благоутробне и всемилостиве Господи, прости и помилуй нас, любовь Твою отвергших, закон евангельский поправших, страстьми ум свой ослепивших, чад своих в безумии убивших, иных к сему смертному греху подвигших или преступному их намерению не возбранивших.

http://foma.ru/molitvennoe-posledovanie-...

Во времена, последовавшие за Моисеем, во главе народа стал, как известно, Иисус Навин, личность тоже очень высокая, и вот мы видим, что письменность обогащается новым священным произведением, – книгой Иисуса Навина. Не владея, однако, таким обилием благодатных даров, каким обладал его предшественник, он и в книге своей не оставил такого разнообразия в содержании, какое находится в Пятикнижии Моисея. Она исключительно ограничивается повествованием о событиях, совершившихся при занятии евреями земли Ханаанской и при поселении в ней. Период Судей, скудный и лицами и событиями, долго не имел повествователя для себя. Только в конце его и в начале периода Царей, когда во главе народа стоял от детства избранный Богом Судия Самуил, к священной письменности присоединяются еще четыре книги: книга Судей, где описываются события, совершившиеся во времена Судей, книга Руфь, где излагается история Руфи, и первые две книги Царств, где описывается царствование двух первых, помазанных Самуилом на царство, Царей – Саула и Давида. Автором всех этих книг был, по свидетельству предания, сам Пророк Божий Самуил 135 . Следовавший за периодом Судей период Царей был самым блестящим в истории священной письменности. Основанные пророком Самуилом школы пророческие ( 1Цар.10:5 . 4Цар.2:3 ) выставили целый ряд таких лиц, которые вполне способны были не только понимать исторические судьбы народа, но и прозревать будущее его, а в числе Царей были такие, как Давид и Соломон, которые способны были не только восприять откровения Божии, но и воспроизвести их в новой, мало известной прежде, форме, форме поэтической. Так являются с этого времени три вида письменности: историческая, священно-поэтическая и в собственном смысле пророческая. Письменность историческая, которую составляли: 3 и 4-ая книги царств, состояла из описания событий, совершившихся во времена Царей. В основе ее были записи, составленные разными пророками ( 1Пар.29:29–30 . 2Пар.9:29, 12:15, 13:22, 20:34, 24:22 и др). Письменность поэтическую составляли следующие книги: книга Псалмов, книга Притчей, книга Екклесиаст, книга Песнь Песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010