Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Согласно Евангелию от Иоанна, житель Вифании Лазарь был воскрешен Иисусом Христом на четвертый день после смерти: «… То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший… Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет…». ( Ин.11:38-44 ). Описание Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. Перед зрителем предстает сцена воскрешения Лазаря. Художник выбирает местом действия в пещеру — склеп, в котором по обычаю хоронили умерших, предварительно умастив тело усопшего благовониями и туго обернув его погребальными пеленами. Художник переносит действие не вовне, а внутрь пещеры,  мрачные своды которой создают контраст рядом с ярко освещенной солнцем лестницей, ведущей в склеп. На лестнице стоят несколько удивленных свидетелей произошедшего чуда, а в самом низу — в центре картины возвышается величественная фигура Христа-Спасителя, идущему навстречу ожившему Лазарю. Неподвижность фигуры Иисуса Христа подчеркивается бурным движением двух женских фигур. Одна из них пала ниц, другая, потрясенная и обрадованная, заламывает руки. Хорошо передано удивление и смятение в образе старика, стоящего в глубине пещеры, но наиболее интересно решение фигуры самого Лазаря, выходящего из могилы. Зритель не видит его лица и догадывается о его движении только, но складкам савана, окутывающего его с ног до головы. История Особое значение в творчестве братье Сведомских — Павла и Александра  занимают росписи в соборе св. Владимира в Киеве. Собор был задуман как храм-памятник русской истории, прежде всего истории православия. В течение десяти лет, с 1886 по 1896 год, художники в Риме готовили эскизы, в Киеве работали вместе с М.В. Нестеровым, В.М. Васнецовым, М.А. Врубелем, В.А. Котарбинским. М. Нестеров вспоминал, что Киев в те годы «стал как бы центром художественной жизни России», работа эта вызывала живейший интерес у просвещенных людей. В соборе Павел Сведомский расписывал боковые — северный и южный — корабли собора ,а его брат Александр помогал ему. Темы, которые были предложены Сведомскому, — исторические, из земной жизни Христа. Росписи в соборе Святого Владимира в Киеве имеют особое значение в творчестве Павла Сведомского. На эту работу его вместе с братом пригласил искусствовед Н. А. Прахов. Само приглашение на выполнение указанного заказа — свидетельство большого мастерства живописца. Тематическая подборка

http://azbyka.ru/art/voskreshenie-lazary...

Таким образом, вместо того, чтобы найти свое спасение и оправдание во Христе, евреи только преткнулись о Него, как бы о камень преткновения, по пророческому слову Исайи: «вот полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий верующий в Него не постыдится» ( Рим. 9:30–33 ). «Свидетельствую им, – восклицает при сем Апостол, – о евреях что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо не разумея праведности Божией (т. е. предложенных от Бога средств к оправданию), и усиливаясь поставить с собственную праведность, они не покорились праведности Божией. Потому что конец закона Христос, к праведности всякого верующего» ( Рим. 9:1–4 ). Концом закона называет Апостол Христа во всех смыслах: и в смысле совершеннейшего исполнения закона Христом ( Мф. 5:17 ), и в смысле цели, которую имел закон относительно людей и которая достигнута была только чрез Христа, и в смысле осуществления во Христе ветхозаветных прообразов; наконец, и в том смысле, что с пришествием Христа на землю кончилось над нами господство закона, так что несмы уже под законом, но под благодатью (выше Рим. 6:14, 15 ). Таким образом, вот где истинная причина погибели и отвержения евреев!.. Пункт пятый. К наибольшему обвинению евреев Апостол сравнивает удобство новозаветного способа оправдания чрез веру с недоступностью оправдания чрез закон, которую евреи вполне должны были знать ( Рим. 10:5–16 ). «Моисей пишет о праведности закона: исполнивший его человек жив будет им ( Лев. 18:5 ). А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? т. е. Христа свести ( Втор. 30:12 ), или кто сойдет в бездну? т. е. Христа из мертвых возвести» ( Рим. 9:5–7 ). Сжатость речи апостольской производить в ней некоторую неясность. Подлинная мысль Апостола такова: Моисей говорит, что для спасения нужно исполнить весь закон, – а кто может это сделать? На строгие требования закона относительно праведности ветхозаветный человек мог только отвечать: где мне взять праведности? Во мне нет ее, и чтобы ее достигнуть – нужно идти либо на небо, либо за море, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Христос, истинный Свет, просвещай и освящай всех людей, приходящих в мир, просвети им ум и сердечные очи, чтобы познали в истинной бескровной жертве Богу Отцу Тебя, приносимого под видом хлеба и вина, и убери тину с наших глаз, чтобы мы вместе прославили Твое неизреченное милосердие, являемое в Бескровной Жер­тве. Часть II. Камень претыкания и соблазна Глава 1. Претыкания о камень Священного Писания Претыкание первое Каждый христианин – священник и каждая добродетель – жертва, именно таких жертв требует от нас Бог, а не Бескровной Жертвы. То, что каждый христианин – священник, ясно из Священного Писания. Верхов­ный Апостол святой Петр говорит: как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы ( 1Пет. 2, 5 ). И ниже: Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой ( 1Пет. 2, 9 ). Также в Апокалипсисе написано: соделал нас царями и священниками Богу наше­му ( Откр. 5, 10 ). И снова в Апокалипсисе: будут священниками Бога и Христа ( Откр. 20, 6 ). Снова: Он дал нам возможность быть служителями Нового Завета ( 2Кор. 3, 6 ). Добродетели же являются жертвами, что также ясно из Священного Писания: Жертва Богу дух сокрушенный ( Пс. 50, 19 ). Тогда благоволить будешь к жертве правды ( Пс. 50, 21 ). А также: Воздеяние рук моих да будет, как жертва вечерняя ( Пс. 140, 2 )! Принесите делами правды и уповайте на Господа ( Пс. 4, 6 )! Принеси богу жертву хвалой своей ( Пс. 49, 14 ). Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу ( Евр. 13, 16 ). Это жертвы, которые должен приносить каждый христиа­нин. Именно их требует от нас Бог, а вовсе не Бескровной Жертвы. Исправление претыкающимся Священство понимается двояко. Есть священство сущее и истинное в результа­те хиротонии. И есть священство духовное, оно не является сущим и истинным, и не принимается рукоположением. Это священство уподобительное или, как говорят, мета­форическое. Так (например), какой-нибудь раб может назваться царем или господином, или победителем, если он обладает злыми привычками, такими как гневом, завистью, ненасытностью и неукротимым стремлением плоти. И если господствует над своими страстями и похотями и подчиняет их духу, то он еще и раб, так как находится в узах, но он еще и царь, господь, победитель, но только духовно, а не в действительности, и мета­форически, а не так, как обычно обозначают гражданское состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Читается на всякое прошение. 7. Просите, и дастс вамъ: ищите, и брщете: толцыте, и верзетс вамъ: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам 8. вскъ бо просй и ищй бртаетъ, и толкщем верзетс. ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят Т. е. будьте постоянны, терпеливы и усердны в молитве, и тогда она будет благоуспешна. Хотя Бог, прежде нашего прошения, знает, что нам необходимо, как учит и Сам Христос (6 гл. 8 ст.); но молитва к Нему нужна, и Христос заповедал молиться: потому что молитва служит выражением нашей веры в Бога, надежды на Него, любви к Нему, и сознания нашей зависимости от Него. Хотя и говорит Господь: Всяк бо просяй приемлет (всякий просящий получает); но тем не менее понятно, что исполнение наших прошений обещается не безусловно, а под условием, если мы будем просить или искать 1) с полною верою в подателя всех благ, Бога, 2) со смирением и постоянством, и 3) будем просить того, что не противно Богу, не вредно другим и полезно нам самим. Посему, если не всегда мы получаем просимое, то значит, что или мы молимся не так, как должно, или просим того, что не полезно и далее вредно, особенно нравственно, для нас самих или для других (чит. ниже 11 ст.). 9. Ил кто васъ человкъ, аще воспроситъ сынъ хлба, камень подастъ Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? 10. Ил аще рыбы проситъ, подастъ и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? 11. Аще убо вы, лкави сще, умете блага дати чадмъ вашымъ, кольм паче цъ вашъ нбный дастъ блага просщымъ у нег. Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него В этих словах Господь указывает, с одной стороны, что Бог непременно исполнит нашу молитву к Нему, а с другой, что Бог подает по молитве только то, что относится к нашей пользе и к пользе других. Напр. отец не дает сыну вредного, когда тот просит необходимого и полезного, не дает камень (сходный по виду с хлебом), когда он просит хлеба, или змею (которая напоминает по виду рыбу), когда просит рыбы. Так и Бог не всегда подает то, Что человек просит у Него, хотя бы просил с верою и постоянством. Бог дает только то, что более нужно и полезно для нас. Посему молясь, должно предаваться воле Божией, как Христос Спаситель учит в словах своей молитвы: да будет воля Твоя, и своим примером в саду Гефсиманском (26, 39. 42). Аще убо вы лукави суще (если вы будучи злы), т. е. по греховной природе своей всегда склонны ко злу. Это Христос сказал не в упрек человеческому естеству. Он называет здесь человеческую любовь злобою для отличия от Своей благости (Злат, и Феф.), т. е., что благость Божия настолько высока, что доброта человеческая ничтожна пред нею. Зач. 21-е. Правило христианской жизни и о широком и тесном пути

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

ап. Петра, веру в то, что Христос, Сын Божий, «есть истинный Бот и истинный человек». Ясно и кто возвестил эту веру, — это св. ап. Петр, которому Господь сказал в ответ: «Блажен ты, Симон, Вар Иона: потому что Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее». (Мф., 16, 17–18). Исповедание Петра столь прочно и твердо, что tero не смюгут одолеть ни извращения еретиков, ни вероломство язычников. В этом смысле оно — настоящий несокрушимый камень, скала. Но и сам Петр — тоже камень, тоже скала, ибо он никогда не устанет возвещать эту веру и никогда не отступится от нее. И действительно, Петр, исповедавший эту веру, получил миссию утверждать ее и в других апостолах и укреплять их стойкость в ней. Спаситель знает, что сатана собирается подвергнуть всех апостолов испытанию, «сеять их, как пшеницу» (Лк., 22, 31), но Господь молится об одном только Петре, чтобы не оскудела вера его и чтобы он утвердил потом своих братьев.,(Лк., 22, 32). «В лице Петра», пишет св. Лев.: «предохранены силы всех остальнык, и помощь благодати Божией устроена так, что твердость веры дана Христом Петру, а через Петра — остальным апостолам». Итак, Христос, подобный нам и равный Своему Отцу, а потому, как Богочеловек, являющийся истинным архиереем, установил, в лице апостолов пастырей, которым Он доверил попечение о Своем стаде. Но из них Он избрал Петра, чтобы возложить на него особое служение: говорить и начальствовать именем Христовым, чтобы обеспечить незыблемость веры и, таким образом, победу Церкви над язычеством и над ересями, и отразить все нападения сатаны. Петр начало и в этом смысле, начальник или князь Церкви. Нужно, однако, чтобы прочность, незыблемость и неповрежденность веры сохранялись всегда. Как же будет возвещаться и защищаться эта вера, основание Мистического Тела Христова, после Петра? Сохраняется ли она ныне и сохранится ли она и в будущем, раз ап. Петр уже окончил поприще своей земной жизни? На эти вопросы учение св. Льва дает совершенно ясный ютвет: да, сохранится, ибо св. ап. Петр всегда будет непоколебимо исповедовать возвещенную им однажды правую апостольскую веру, он никогда не перестанет утверждать своих братьев. «Прочность той веры, которую Христос восхвалил в князе апостолов, — постоянна; как пребывает то, во что Петр уверовал во Христе, так пребывает и то, что Христос установил в Петре… Блаженный Петр не покинул принятого им кормила Церкви». . Это вечное Петрово исповедание совершается ныне устами преемников Верховного Апостола, римских епископов. Папа — преемник св. ап. Петра, и он наследует вое Петровы преимущества. Первенство, которое ему дается около гробницы того, кто был первым епископом Рима, есть для него служение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

Если же Церковь Христова, которая была вначале, не пала, но и доныне пребывает целой и невредимой, то ваша церковь , противники, которую вы называете обновленной, не является Церковью Христовой, и вы напрасно похваляетесь, что стали обновителями «падшей» Церкви Христовой. УКРЕПЛЕНИЕ: Столп и утверждение истины пребывает вовеки, как и сама истина Господня пребывает вовеки ( Пс. 116, 2 ). Но Церковь Христова есть Столп и утверждение истины ( 1Тим. 3, 15 ). Поэтому Церковь Христова пребывает вовеки, особенно имея неложное обетование Христово: Не оставлю вас сиротами ( Ин. 14, 18 ). И еще: и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28, 20 ). ЗДЕСЬ КРИЧАТ ПРОТИВНИКИ: Иудейская синагога многократно отпадала от веры. ВО-ПЕРВЫХ: Во времена Моисея, когда Аарон со всем народом поклонился тельцу ( Исх. 32 ). ВО-ВТОРЫХ: Во времена Илии, который говорил: остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее ( 3Цар. 19, 10 ). В-ТРЕТЬИХ: Во время Исаии и Иеремии, когда все отступили от Бога. Исаия говорит: Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает (Меня), народ Мой не разумеет ( Ис. 1, 3 ). И Иеремия говорит: Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды ( Иер. 2, 13 ). И в Книге Паралипоменон пишется: Многие дни Израиль будет без Бога истинного, и без священника учащего, и без Закона ( 2Пар. 15, 3 ). В-ЧЕТВЕРТЫХ: Во времена Христа, когда изменилась вся синагога, со всеми своими порядками и чиноправлениями. Если же Иудейская синагога отпадала от веры, то и Церковь Христова может отпасть, и отпадет. Мы же ее обновили. ОТВЕЧАЮ: Между синагогой и Церковью огромные различия. ВО-ПЕРВЫХ: Если за крепостью синагоги нет обещания Божия, то Церковь имеет обещание Христово: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф. 16, 18 ). ВО-ВТОРЫХ: Если Церковь свободна, то синагога раба. Церковь знаменовала Сарра, жена Авраама, синагогу же знаменовала Агарь, раба. Но именно Агарь была отпущена и изгнана, а не Сарра. Так и синагоге подобает быть отпущенной и изгнанной, а не Церкви. Здесь надо рассмотреть вопрос об отпадении синагоги. ВО-ПЕРВЫХ: Не все поклонились тельцу: ни Моисей, ни левиты, ни священники этого не сделали ( Исх. 32 ). Так что не все отпадали от веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Когда вы воображаете в уме Распятого, то тем самым воображаете и Крест Христа. Если же Крест вы изгоняете из вашего ума, то не сможете иметь в уме и Распятого. О несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? ( Гал. 3, 1 ). Доказательство седьмое Славный чин замечательных воинов, называемых Мальтийскими кавалерами, хвалится знамением Святого Креста, как своей кавалерской печатью. Также и в нашем Российском государстве, по новому благочестивому повелению нашего великого Всероссийского монарха, Петра Первого, славный кавалерский чин избранных и освидетельствованных воинов украшается Крестом святого Первозванного Апостола Андрея, нашего Российского Апостола, и им. как щитом веры, на вооружается на противников. Вспоминается и первый христианский кавалер, великий царь Константин, одержавший столь славные победы Крестной силой, и не будет здесь всуе это воспоминание о нашем благочестивейшем Крестоносном Христоподражательном Всероссийском монархе, который, воюя под этим знамением, взял в плен многие и укрепленные города, и прославился столь многими победами, известными всему миру. Если святой Крест столько помогает в видимой брани с супостатами, то насколько больше он оказывает помощи подвизающимся против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Еф. 6, 11–12 ). Каждый христианин есть воин, вооруженный святым Крестом, как щитом веры, которым может угасить силой Распятого на Кресте все разжженные стрелы лукавого. Мы же, как воины Христовы, хвалимся этим знамением Сына Человеческого. Под этим знамением мы ведем духовную брань. В качестве Царя у нас есть Христос, и мы с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамлением ( Евр. 12, 1–2 ). В качестве вождя у нас есть святой Павел, подвизающийся под тем же Крестным знамением: А я, – говорит, – не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа ( Гал. 6, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Прежде, чем Христос, Спаситель наш, установил это предивное Таинство, Он обещал дать есть Свою Плоть и сказал: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ( Ин. 6, 51 ). Здесь Христос, Бог наш, обещает дать есть Плоть Свою. А исполнил Он Свое обещание на тайной вечери, когда, взяв хлеб, подал ученикам Своим, говоря: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое( 1Кор. 11, 24 ) во оставление грехов. Смотрите, как согласуются Его действия: тогда обещал, а здесь дает. А раз там обещал дать Тело Свое есть, так здесь, то есть на Тайной Вечере, делом исполняет слово и, подавая обещанное, говорит: Примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое, во оставление грехов. И что может быть яснее и тверже этого для утверждения нашей Православной веры? Небо и земля мимо идут, а слова Христа не мимо идут. Ответ и лазейка противников Когда Христос обещает дать есть Свою Плоть, Он не говорит о Плоти Своей как свойственной, существенной и истинной, но говорит о Плоти Своей как об образе, то есть, хлеб, который Христос обещал дать и дал на Тайной Вечере, не был поистине Плотью Христа истинной и существенной, но был только образом Тела Христа. Поэтому есть Плоть Христа и пить кровь Христа есть не что иное как только веровать во Христа. Слова же Христа «Это Тело Мое» противники толкуют как «Этот хлеб есть образ Тела Моего» или как «Этот хлеб образует, или знаменует, Тело Мое». Также слова «Это Кровь Моя» толкуют как «Это вино есть образ Крови Моей» или «Это вино образует, или знаменует, Кровь Мою». Так противники в недвижимой Церкви Христовой делают себе лазейку в ограде и, не входя и не выходя через двери Православной веры, являются ворами и разбойниками. Но возьмем КАМЕНЬ Православной веры и преградим эту дыру, выкопанную ворами. Преграда первая Когда Иудеи слышали Христа, обещавшего дать есть Свою Плоть, удивлялись и спорили между собою, говоря: «Как Он может нам дать есть Свою Плоть?» Что же Христос? Он не толковал им свое высказывание их кальвинским толкованием и не утолил их удивление и сомнение объяснением Своих слов как образных. Но Он только подтвердил ранее сказанное, говоря: Ибо Плоть Моя истинно есть пища, (а не образно) и Кровь Моя истинно есть питие, (а не образно) ( Ин. 6, 55 ). И снова говорил, как бы давая клятву: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин. 6, 53–54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Хочешь ли знать, свойства любви? Почитай, как прекрасно изображает ее св. апостол Павел. «Любовь долготерпит, милосердует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» ... ( 1Кор.13:4–8 ). Велика сила любви. Недаром ведь и апостол поставляет ее как бы выше веры и надежды (–13). Но если бы кто подумал, что для спасения довольно одной любви без веры, тот стал бы на ложный путь. Без веры нельзя угодить Богу. Без веры нельзя получить от Господа благодатной помощи для совершения дел любви. Вера есть основной камень спасения, любовь приспособляет сей камень в дело, чтобы он действительно поддерживал все созидаемое спасение. Сие, братие, запомните и никогда не забывайте. Теперь от мудрого строителя обратимся к неблагоразумному. Так его именует Сам Господь. И всяк слышай словеса Моя сия, и не творя их, уподобится мужу уродиву, иже созда храмину свою на песце: и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветра, и опрошася храмине той, и падеся: и бе разрушение ея велие. ( Мф.7:26–27 ; Лк.6:49 ). «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падание его великое». Как мы назвали бы человека, который, хорошо зная, что местность подвергается частым наводнениям, начал бы постройку дома без основания, на земле? Уж, конечно, не благоразумным. Разольется вода, подмочит не только дом человека, но и все, что в доме. Убыток будет большой. А причиною этого бедствия нерадение самого домохозяина. Неблагоразумно было бы положить на песке основание дома в местности подгорной, на которую напирают с гор потоки и ключи. Сила их бывает велика, а устои дома слабы. Конечно, вода снесет дом. Так, братие, бывает и в духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Что нам ответить, будет ясно из последующего. Часть I. О Истинной Бескровной Евхаристической Жертве Камень Православной Веры В ежедневно совершаемой Литургии приносится истинная и действительная Бескровная Жертва, или Святейшая Евхаристия (по общему мнению), или Тело и Кровь Христовы, освящаемые под видом хлеба и вина и приносимые Богу. Так благочестиво исповедует вся Святая Соборная Апостольская Церковь . Смотри «Точное изложение Православной веры», в первой части, в вопросе 107, издание Московское. Глава 1. Твердость камня веры от прообразов в Ветхом Завете, священства и жертвы Мелхиседека В Книге Бытия в главе 14 написано: и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Ко­торый предал врагов твоих в руки твои ( Быт. 14, 18–20 ). До этого места Писание. Здесь надо рассмотреть четыре пункта: 1 . Мелхиседек, царь Салимский. 2 . Вынес хлеб и вино. 3 . Был священник Бога Всевышнего 4 . Благословил его (Авраама). Во всех этих четырех пунктах явственно изображается Христос, Бог наш. Ибо когда Мелхиседек, священник Бога Всевышнего, принес Господу Богу хлеб и вино, бес­кровную жертву в благодарение Богу, подавшему Аврааму победу, и благословил его. тем самым он выступил прообразом Первосвященника Христа и Его будущей Бескров­ной Жертвы, которой мы воздаем благодарение за победу над Крестом – Воскресение Христово. А жертва Мелхиседека, состоявшая в хлебе и вине, была явственным прооб­разом Бескровной Жертвы Христовой, которая у нас ныне приносится Богу ежедневно под видом хлеба и вина. Об этом очень явственно и ясно свидетельствует Священное Писание, в котором говорится о Христе, нашем Спасителе: Ты священник навеки по чину Мелхиседекову ( Пс. 109, 4 )! Апостол Павел, обращаясь к Евреям, учит их этой истине, что яснее солнца. Послушайте, что он пишет в главе 7 Послания к Евреям: уподобляясь Сыну Божию, пребывает (Мелхиседек) священником навсегда ( Евр. 7, 3 ). И ниже: ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека ( Евр. 7, 21 ). Иисус стал пору­чителем лучшего Завета, так как много было священников, но после своей смерти они переставали быть ими. Он же, пребывая вечно, имеет непреходящее священство. Поэто­му Он, будучи всегда живым, всегда может спасти приходящих через Него к Богу, чтобы ходатайствовать о них. В этом суть сказанного святым Павлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010