Так свойственно поступать Иудеям! Ибо когда они не огорчали Христа? Когда оставляли свое неверие, видя столь великия, и столь многия знамения? Иисус же паки скорбя, прииде ко гробу. Бе же пещера - мрачное сердце Иудеев, и камень лежаше на ней - грубое и жестокое неверие. Глагола Иисус: возмите камень. Тяжелый - непослушания - отвалите камень, дабы извлечь мертвенное из буквы Писания. Возмите камень - неудобоносимый ярем Закона, дабы могли принять животворное Слово благодати. Возмите камень - покрывающий и отягощающий ум. Я и Сам мог бы отнять камень, но чтобы вы почувствовали зловоние, Я препоручаю самим вам отвалить камень от гроба. Возмите камень. Дабы вы засвидетельствовали, что сами отвалили и камень гроба. Возмите камень вы, Иудеи, не Мои ученики; дабы не заговорили на другой день, как о слепце: Не сей ли ест? не он ли? - и не сказали, что Я вместо сего воскресил другаго. Возмите камень, если хотите видеть великое чудо. Глагола Ему сестра умершаго Марфа: Господи, уже смердит: четверодневен бо есть. Ибо он четыре дня лежал во гробе, в продолжение которых надлежало повредиться умершему. Уже смердит: четверодневен бо есть. Слова неверия и сомнения. Впрочем необыкновенным чудесам всегда почти предшествует неверие. Уже смердит. Сказала сие Марфа, ощутив запах, когда подняли камень. Хотя слова происходили не от веры, однако относились к достоверности чуда, дабы не оставалось никакого сомнения в том, что тело пришло в разрушение. Господи, уже смердит. Не приближайся, говорит, дабы не почувствовать Тебе смрада. Уже смердит. Миро благовонное, не приступай к трупу зловонному. Господи, уже смердит. Слова жены возвеличивают чудо. Глагола ей Иисус: не рех ли ти, яко аще веруеши, узриши славу Божию? Сие сказал Он, как бы укоряя ее. Ибо из неправильных возражений ея, видно, что она не совсем свободна была от сомнений. |
Так свойственно поступать Иудеям! Ибо когда они не огорчали Христа? Когда оставляли свое неверие, видя столь великие, и столь многие знамения? Иисус же паки скорбя, прииде ко гробу. Бе же пещера – мрачное сердце Иудеев, и камень лежаше на ней – грубое и жестокое неверие ( Ин.11:38 ). Глагола Иисус: возмите камень ( Ин.11:39 ). Тяжелый, – непослушания – отвалите камень, дабы извлечь мертвенное из буквы Писания. Возьмите камень – неудобоносимый ярем Закона ( Мф.23:4 ), дабы могли принять животворное Слово благодати. Возьмите камень – покрывающий и отягощающий ум. Я и Сам мог бы отнять камень, но чтобы вы почувствовали зловоние, Я препоручаю самим вам отвалить камень от гроба. Возьмите камень. Дабы вы засвидетельствовали, что сами отвалили и камень гроба. Возьмите камень вы, Иудеи, не Мои ученики; дабы не заговорили на другой день, как о слепце: Не сей ли есть? не он ли? – и не сказали, что Я вместо сего воскресил другого. Возьмите камень, если хотите видеть великое чудо. Глагола Ему сестра умершаго Марфа: Господи, уже смердит: четверодневен бо есть ( Ин.11:39 ). Ибо он четыре дня лежал во гробе, в продолжение которых надлежало повредиться умершему. Уже смердит: четверодневен бо есть. Слова неверия и сомнения. Впрочем необыкновенным чудесам всегда почти предшествует неверие. Уже смердит. Сказала сие Марфа, ощутив запах, когда подняли камень. Хотя слова происходили не от веры, однако относились к достоверности чуда, дабы не оставалось никакого сомнения в том, что тело пришло в разрушение. Господи, уже смердит. Не приближайся, говорит, дабы не почувствовать Тебе смрада. Уже смердит. Миро благовонное, не приступай к трупу зловонному. Господи, уже смердит. |
93. Возводится же душевный дом ровно и стройно со всех сторон таким образом. Сперва надлежит положить основание, которое есть вера, ибо без веры невозможно угодити Б огу( ). И потом на сем основании строить здание равномерно, именно: случилось ли послушание – должно положить камень послушания, встретилось ли огорчение от брата – должно положить камень долготерпения, представился ли случай к воздержанию – должно положить камень воздержания. Так от всякой добродетели, для которой представляется случай, должны полагать в здание по камню и таким образом возводить оное со всех сторон, полагая в здание то камень сострадания, то камень отсечения своей воли, то камень кротости и так далее. Но при всем том должно позаботиться о терпении и мужестве, ибо они суть краеугольные камни, ими связуется здание и соединяется стена со стеной, не давая им наклоняться и отделяться одной от другой. Без терпения и мужества никто не может совершить ни одной добродетели. Почему и сказано: В терпении вашем сгяжитедуш и ваша ( ). 94. Строящий дом на каждый камень кладет известь, ибо если он положит камень на камень без извести, то камни выпадут и дом обрушится. Известь (в душевном созидании) есть смирение, потому что она берется из земли и находится у всех под ногами. А всякая добродетель, совершаемая без смирения, не есть добродетель. О сем сказано и в Отечнике: «Как корабля нельзя построить без гвоздей, так и спастись нельзя без смиренномудрия». В доме обычном есть кровля. Кровля дома душевного есть любовь, которая составляет совершенство добродетелей, так же как и кровля дома есть завершение дома. Кругом кровли идут перила, чтобы, как говорит закон ( ), дети не падали с кровли. Перила в здании душевном суть трезвение, внимание и молитва, а дети – помышления, бывающие в душе, которые хранят трезвение и молитва. 95. Но в деле сего созидания нужно и еще одно – именно: чтобы создатель был искусен. Ибо если он не искусен, то может покривить стену, и дом когда-нибудь обрушится. Искусен тот, кто разумно совершает добродетели, ибо случается, что иной и подъемлет труд доброделания, но оттого, что неразумно совершает труд этот, губит его сам или постоянно портит дело и таким образом здания не доводит до конца, но только строит и разрушает. |
Притом же никто не может себе устроить защиты из одной стены, потому что со всех других сторон она открыта. Но поступать так неразумно; а напротив, желающий построить себе дом и сделать себе защиту должен строить его со всех четырех сторон и утверждать отвсюду. И объясню вам, каким это образом. Сперва должно быть положено основание, то есть вера: ибо без веры , как говорит Апостол, невозможно угодити Богу (Евр. 11, 6), и потом на сём основании человек должен строить здание равномерно: случилось ли послушание, он должен положить один камень послушания; встретилось ли огорчение от брата, должен положить один камень долготерпения, представился ли случай к воздержанию, должен положить один камень воздержания. Так от всякой добродетели, для которой представляется случай, должно полагать в здание по одному камню и таким образом возводить оное со всех сторон, полагая то камень сострадания, то камень отсечения своей воли, то камень кротости и И при всём том должно позаботиться о терпении и мужестве: ибо они суть краеугольные камни, ими связывается здание и соединяется стена со стеною, почему они не наклоняются и не отделяются одна от другой. Без терпения и мужества никто не может совершить ни одной добродетели. Ибо если кто не имеет мужества в душе, тот не будет иметь и терпения; а у кого нет терпения, тот решительно ничего не может совершить. Поэтому и сказано: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19). Строящий должен также на каждый камень класть известь; ибо если он положит камень на камень без извести, то камни выпадут, и дом обрушится. Известь есть смирение, потому что она берётся из земли и находится у всех под ногами. |
же душевный дом ровно и стройно со всех сторон таким Сперва надлежит положить основание, которое есть вера: ибо без веры невозможно угодити Богу (Евр. 11, 6). И потом на сем основании строить здание именно: случилось ли послушание, должно положить камень послушания, встретилось ли огорчение от брата, должно положить камень долготерпения; представился ли случай к воздержанию, должно положить камень воздержания. Так от всякой добродетели, для которой представляется случай, должно полагать в здание по камню, и таким образом возводить оное со всех сторон, полагая в здание то камень сострадания, то камень отсечения своей воли, то камень кротости и Но при всем том должно позаботиться о терпении и мужестве: ибо оне суть краеугольные камни, ими связуется здание и соединяется стена с стеною, не давая им наклоняться и отделяться одной от другой. Без терпения и мужества никто не может совершить ни одной добродетели. Почему и сказано: в терпении вашем стяжите души ваша (Лук. 21, 19). дом на каждый камень кладет известь; ибо если он положит камень на камень без извести, то камни выпадут и дом обрушится. Известь (в душевном созидании) есть смирение, потому что она берется из земли и находится у всех под ногами. А всякая добродетель, совершаемая без смирения, не есть добродетель. О сем сказано и в отечнике: «как корабля нельзя построить без гвоздей, так и спастись нельзя без В доме обычном есть кровля. Кровля дома душевнаго есть любовь, которая составляет совершенство добродетелей, также как и кровля дома есть завершение Кругом кровли идут перила, чтоб, как говорит закон (Втор. 22, 8), дети не падали с кровли. Перила в здании душевном трезвение, внимание и молитва; а помышления, бывающия в душе, которыя хранят трезвение и молитва. в деле сего созидания нужно и еще одно, именно, чтоб здатель был искусен. Ибо если он не искусен, то может покривить стену, и дом когда–либо обрушится. Искусен тот, кто разумно совершает добродетели; ибо случается, что иной и подъемлет труд доброделания, но от того, что неразумно совершает труд сей, губит его сам, или постоянно портит дело; и таким образом здания не доводит до конца, но только строит и разрушает. |
Содержание Введение Глава I I. Суждения отечественных богословов-полемистов о лютеранах II. Учение о св. иконах III. Учение о св. Кресте IV. Учение о св. мощах V. Учение о св. Евхаристии VI. Учение о призывании святых VII. Учение о молитве за умерших VIII. Учение о свящ. предании IX. Учение о св. литургии X. Учение о посте XI. Учение об оправдании человека XII. Суждения по вопросу о наказании еретиков Глава II Глава III I. Трактат «Камня веры» о благих делах III. Трактат о «благотворении преставлшымся» IV. Трактат о наказании еретиков Глава IV I. Трактат о душах святых II. Трактат о св. мощах III. Трактат о св. литургии IV. Трактат о св. Евхаристии V. Трактат о призывании святых VI. Трактат о св. постах Глава V. Трактаты «Камня веры» о св. иконах и честном Кресте Глава VI Глава VII. Соотношение некоторых трактатов «Камня веры» с соответствущими трактатами Феофана Прокоповича I. Трактаты об оправдании в «Камне веры» и у Феофана Прокоповича II. Учение о св. предании в «Камне веры» и в отечественном богословии направления Феофана Прокоповича III. Догмат «Камня веры» о св. мощах и Apologia reliquiarum partum nostrorum Kiowiensium Феофана Прокоповича Тезисы к исследованию протоиерея И. Морева : «Камень веры» митрополита Стефана Яворского , его место среди отечественных противопротестантских сочинений и характеристические особенности его догматических воззрений I. «Камень веры» митрополита Стефана Яворского занимает выдающееся положение среди отечественных произведений догматико-полемической литературы против протестантов как по обилию содержащегося в нем догматического материала, так и по способу раскрытия положительного учения православной церкви. II. «Камень веры» носит на себе следы значительного влияния римско-католической богословской литературы: сочинения Беллярмина и Бекана сообщили как внешнюю форму построения трактатов «Камня веры», так и послужили главнейшим источником содержания положительной и полемической его частей. III. Влияние указанных сочинений на догматические воззрения митрополита Стефана Яворского отразилось не в одинаковой степени в различных трактатах «Камня веры»: в одних сильнее, в других – слабее. |
Буддей не только старается исправлять взгляд Ст. Яворского на те или другие догматы лютеранской церкви, но пытается в некоторых случаях более глубоко и точно установить самые спорные пункты между православием и лютеранством; в защиту своих взглядов приводит основания из св. Писания и церковной истории, подвергает критической оценке учение православной церкви и проч. Ничего этого мы не находим в лютеранском пасквиле на «Камень веры» 735 . Вся полемическая аргументация лютеранского пасквиля заключается в том, что он упорно и категорически отрицает возводимые «Камнем веры» обвинения на лютеран и их учение; отрицает на том основании, что этими обвинениями «Камень веры» обязан католическому на него влиянию. А потому по отношению ко всем возражениям лютеранского пасквиля, касающимся догматического учения «Камня веры», справедливо может быть применено следующее замечание апологета «Камня веры». «Должни бы вы в книге камень веры истинну и самую правду усматривать, и аще зле и неправилно что глаголет: о том снадлежащим доказателством свидетельствовать, а пустыми враками себе и нас не трудить, реторикою и логическими суллогисмами укоряя, и будто бы они лжесоставными софисмами горкое сладким именующими клевеща, а на деле ничего не показывая». (л. 45 обор.). 506 Описание документов и дел, хранящ. в архиве св. правительствующего Синода, т. I, прилож. I, IV–V, СПБ. 1868. 507 Acta eruditorum, Calendis Maji, p. 226, Lipsiae 1729; Genius Stephani Javorscii.., p. 19. Ao. 1730. 508 «Рассуждение о книге «Камень веры», Рукоп. СПБ. Импер. публич. Б-ки. F. XVII, 11, л. 45; ср. «Возражение на пашквиль лютеранский, нареченный молоток на книгу камень веры…». рукоп. той же Б-ки. |
Как превосходный перед другими, он будет краеугольным: он будет положен в основание угла, тогда как остальные камни того же рода будут составлять стены здания и покоиться на нем, как на своем основании. Такой камень честен или драгоценен, как самый важный между всеми камнями в целом здании; его нельзя заменить никаким другим; от него зависит прочность и долголетие всего здания. Как премудрый Зиждитель, Господь и полагает в основание Сиону именно такой камень. И верующий в этот камень – всякий без различия – простой человек и жрец, раб и князь, иудей и язычник не постыдится, – его вера оправдается, потому что он спасется, – но для спасения требуется вера, как необходимое условие. Кто же есть этот камень? – Это ни есть кто-либо из царей иудейских; так как ни из современных пророку, ни из последующих царей Сиона никто не послужил ко спасению его даже от внешних врагов: напротив, при неоднократном нападении неприятелей, цари Сиона делались пленниками своих победителей. При том, пророк не только не учит надеяться на царя, а, напротив, запрещает, говоря: «перестаньте надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его: ибо что он значит?» (гл.3:22). Нет, прежде всего этот камень, полагаемый на Сионе, служит основанием для спасения верующего и притом вообще всякого верующего. Потом, в противоположность ложной надежде на «союз с адом и договор со смертью», камень веры послужит действительным основанием спасения от ада и от смерти (ср. Ис.8:14 ; Зах.3:9 ). Наконец, пророк не определяет времени спасения; следовательно, камень веры имеет послужить основанием спасения для всего царства верующих всех времен. Итак, под образом камня пророк говорит о Христе, Спасителе мира. 17–20. |
Во многих пунктах полемики с протестантами православное учение в «Камне веры» раскрывается с такою полнотою, ясностию и доказательностию, каких оно не имеет и в позднейших сочинениях, посвященных догматическим вопросам разности между православием и протестантством 15 . Поэтому произведение Яворского не утратило значения и в настоящее время и может служить весьма пригодным орудием в борьбе с разного рода современными рационалистическими сектами 16 . В виду сказанного не удивительно, что «Камень веры» в свое время пользовался громкою известностию и заслуженною любовию. Феофилакт Лопатинский говорит в своем «Апокрисисе», что «Камень веры» «вси от мала до велика зело любят, днем и нощию читают» и что «многие господие прежде печатного тиснения прописанную (книгу «Камень веры») имеяху и с великою пользою и сладостию и похвалами автора чтяху» 17 . Он же отзывается о «Камне веры»: «и сужду книгу сию быти не токмо полезную правоверным на утверждение в догматах православной христианской церкве, на возражение же богохульных еретических языкоболий, но и весьма потребную» 18 . Современник Стефана Яворского Посошков говорит о его «Камне веры»: «и ради утверждения в вере, и ради охранения от люторских и кальвинских и от прочих иконоборцев напечатать книг колико надлежит Камень веры, иже блаженной памяти Преосвященный Рязанский митрополит Стефан Яворский сочинил, и книг по пяти- шесть в школу отослать; и чтоб тот многоценный камень желающие пресвитерства затвердили его на память, чтобы о всяком ответе помнить изусть сказать. К сочинениям, посвященным характеристике богословских убеждений митрополита Стефана Яворского , прежде всего следует отнести сочинение Ю. Ф. Самарина : « Стефан Яворский и Феофан Прокопович » (М. 1880), написанное в сороковых годах истекшего столетия. |
Но повеления евангельские и нравы у нас христиан, как учеников кроткого и человеколюбивого Иисуса Христа, не таковы—не жестоки и не бесчеловечны. Совсем не таковы, ибо Владыка наш—Христос повелел любить даже врагов наших и хранить их. Но надлежит понимать и в высшем значении то, что в сем псалме может быть легко принято в оном. Итак, под сынами Едома мы должны разуметь бесов, которые повелевают друг другу истощать богатства души нашей до основания. Ибо под Иерусалимом мы должны представлять душу. А несчастный Вавилон есть нечестие и грех, который опустошил и покорил себе благочестие и добродетель. Кто же истребил сие нечестие и грех, тот блажен. Младенцы сего нечестия суть новорожденные страстные помыслы, как младенческие и безмысленные. Кто сии помыслы побждает и сокрушает о камень веры (каковой камень, по словам Павла, есть Христос) и таким образом их истребляет, тот блажен. Слова Феодорита: Как и они (вавилоняне) поступили жестоко с младенцами их (Иудеев), то пророк предсказывает им равное наказание. Василия: В псалме сем ублажается не тот, кто как нибудь убивает вавилонских детей, но во первых хочет, чтоб истребляемы были недавно рожденные младенцы, которым не позволено придти в возраст, дабы не произвели весьма много зла; во вторых, чтобы были уничтожаемы не каким бы то ни было способом, но были разбиваемы о камень. Ибо называет того счастливым, кто владеет своею мудростью, произведением чад смешанного ума, называемого вавилонским; и переможет их, а потом повелевает разбивать их о камень, каковой (камень) есть Христос. И кто поражает негодные учения словом истины, тот разбивает вавилонских младенцев о камень. Итак, если чада вавилонян суть учения неправославных, как приводящае в смешение душу принимающего оные добровольно, то прилично желает, чтобы вавилонские младенцы (которые исключительно называются в Писании и семенем халдейским), были взяты и разбиты о камень. |
|