Содержание Предисловие к современному изданию Об авторе Причина и повод создания этой книги Обращение к читателю Заблаговременное извещение православных христиан Догмат о святых иконах Обращение к читателю и некое предисловие к излагаемому Часть I. Камень святой православной восточной кафолической веры Глава 1. Твердость камня веры от Священного Писания Глава 2. Твердость камня веры от Священного Писания Глава 3. Твердость камня веры от Вселенских Соборов Глава 4. Твердость камня веры от благочестивого учения боговещанных святых отцов. Об использовании святых икон и об их почитании в давние времена Глава 5. Твердость камня веры от церковной истории и от чудес, происходящих у Святых Икон Глава 6. Твердость камня веры от доказательств, основанных на Священном Писании Часть II. Камень претыкания и соблазна Глава 1. Претыкание о камень священного писания, то есть о заповеди Господни Глава 2. Претыкание о камень Священного Писания, в котором говорится о поклонении Глава 3. Претыкание о камень Священного Писания, где пишется об истреблении медного змея Глава 4. Претыкание о камень Священного Писания от пророка Исаии и от деяний апостолов о подобии Глава 5. Претыкание о камень Священного Писания, где говорится о языческих идолах Глава 6. Претыкание о камень соборов, на которых шла речь об иконах Глава 7. Претыкание о камень слов некоторых Святых Отцов Глава 8. Претыкание о камень чудес, происходящих у святых икон Глава 9. Претыкание о камень их собственного суемудрия Догмат о Знамении Честного Креста Предисловие к читателю Часть I. Камень Православной Веры Глава 1. Твердость камня веры. от проображения Креста Христова в Ветхом Завете Глава 2. Твердость Камня Веры о Кресте Господнем от Нового Завета Глава 3. Твердость Камня Веры. от Вселенских Соборов, почитающих Крест Господень Глава 4. Твердость Камня Веры от свидетельств Боговещанных Святых Отцов Глава 5. Твердость камня веры от чудес, происходящих от Креста Господня Глава 6. Твердость камня Веры от доказательств, основанных на Священном Писании Часть II.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Догмат о Знамении Честного Креста Предисловие к читателю Разбойники, увидев виселицу, отводят свои глаза и не хотят смотреть на нее, ни вспоминать, ни говорить о ней. И это не удивительно, ибо виселица для разбойников есть древо погибели. Но более, чем удивительно, что животворящий Крест Господень, благодаря которому была дана жизнь всему миру, так омерзителен для наших противников, что они не только поклоняться ему, но даже и смотреть на него отказываются. Мы же, сыны Православной Церкви, не подражаем лукавым и не завидуем творящим беззаконие ( Пс. 36, 1 ), а благочестиво рассуждаем противоположным образом. Итак, намереваясь высказаться по этому Догмату о почитании Святого Креста, представляем, как обычно, две части: В первой части – камень Православной веры, на котором утверждается благочестие. Во второй части – камень претыкания, на котором противники претыкаются и падают. Часть I. Камень Православной Веры Животворящему Кресту Господню полагается почитание и поклонение не по веществу, но по образу, то есть, не веществу Креста Господня, дереву, или золоту, или серебру, или камню достойно поклоняться, но содержанию образа, то есть, поскольку святой Крест представляет нашему зрению тайну нашего спасения и Самого распятого за нас Христа, во ум и память приводит и само животворящее Крестное древо, освященное прикосновением Пречистой Плоти Христовой и обагренное Его Честной Кровью, он достоин большей чести, чем другие Кресты, созданные по подобию первого. Глава 1. Твердость камня веры. от проображения Креста Христова в Ветхом Завете 1 . Проображением святого Креста было древо жизни посреди рая ( Быт. 2 ). Об этом так говорит святой Дамаскин в четвертой книге о Православии, в главе 12: «Почитающий Крест прообразует древо жизни, посаженное Богом в раю: поскольку от древа произошли смерть и падение, подобает древом же дароваться жизни и восстанию». 2 . Проображением Креста был Ноев ковчег, из не гниющего дерева, на четыре угла ( Быт. 6 ). Об этом пишется в Соломоновых Премудростях, в главе 14: надежда мира (...) прибегнув к кораблю, оставила миру семя рода. Благословенно дерево, через которое бывает правда ! ( Прем. 14, 6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Глава VI Исторические сведения о печатании книги «Камень веры». Его издания. Полемическая литература по поводу «Камня веры» – заграничная и русская: Аполоия лютеранской церкви Франциска Буддея, ответ на нее латинского монаха Риберы, Genius Stephani Javorscii, Stephani Javorskii metropolitae Resanensis et Muromiensis Discursum de poena haereticorum… Бюльфингера и «рассуждение о книге «Камень веры». Когда написан митрополитом Стефаном Яворским «Камень веры», точно не известно: но со всею вероятностию время его написания можно отнести к 1713 году. Говорим это на том основании, что в ноябре этого года Яворский представлял свое сочинение Императору Петру I, который милостиво принял труд митрополита, указав с своей стороны сделать в нем некоторые прибавления. «Честнейший отче! (писал Государь). Письмо ваше, писанное ноября от 27 дня, до нас дошло, купно и с книгами, которые издали вы на противников церкви, к которым надлежит прибавить причину, для чего оные изданы; второе, нравоучение простакам о иконах святых, дабы знали против положения церковного (как в тех же книгах написано) оныя почитать, дабы тем отнять уничижение противником нашим на нас...» 506 . Письмо помечено 17 генваря 1714 года. Оно важно для нас не только в том отношении, что проливает свет на время составления автором «Камня веры», но и потому, что открывает взгляд Петра I на труд митрополита Яворского. В полемике по поводу издания «Камня веры» –заграничной 507 и русской 508 , равно как и у некоторых отечественных писателей 509 , встречается мнение, что император Петр В. неблагослонно относился к сочинению Яворского и не желал видеть его напечатанным. Между тем вышеприведенное письмо царя ясно свидетельствует, что он ничего не имел против «Камня веры» и не желал осуждать его на забвение. Однако, несмотря на это, Стефан Яворский , по-видимому, колебался и медлил печатанием своего сочинения: хотя в сентябре 1714 года граф И.А. Мусин-Пушкин и просил Стефана, чтобы он свою книгу отдал в печать 510 , но мы не видим, чтобы митрополит спешил исполнением просьбы графа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Глава II Содержание «Камня веры» – в его вступительных частях и трактатах: о св. иконах, честном кресте, мощах святых, святейшей Евхаристии, призывании святых, душах святых, «благотворении преставлшымся», преданиях, святейшей литургии, св. постах, благих делах и о наказании еретиков. Заключение. «Камень веры» митрополита Стефана Яворского начинается вступительными отделами, в которых, кроме биографии автора и речи «о вине и случае писания книги», содержится «предисловие к читателю» и «предувещание Православным Христианом». В «предисловии к читателю» м. Стефан Яворский объясняет характер своего сочинения и его наименование, а также говорит о поводе и цели его написания. В св. Писании Господь наш И. Христос называется как камнем веры ( Ис.28:16 ; 1Пет.2:6 ; Пс.117:22 ), так и камнем претыкания и соблазна ( 1Пет.2:7–8 ; Лк.2:24 ). Для верующих во Христа Он был камнем веры и созидания; а для не верующих Иудеев и Еллинов – камнем претыкания и соблазна. Божественное учение И. Христа служило поводом к соблазну и падению также для всех еретиков в христианской церкви, как древних, так и нынешних (стр. 1–7). Это-то неодинаковое значение св. Писания для православных и заблуждающихся в вере обусловливало характер содержания сочинения м. Стефана и его наименование. «Сего ради хотяще заградити уста глаголющих неправду, обоя сия зде тщахомся изъявити, и книгу сию на многия догматы определивше, во всяком догмате две части положихом: В первой убо части писахом о камени веры, и созидания духовного на утверждение православным. Во второй же части явихом камень претыкания, на немже претыкается зловерие, на опасство и сохранное блюдение правоверным, да не и тии о камень соблазна преткнувшеся, падут в ров погибелный душевредного злочестия» (7). Поводом же и побуждением к написанию сочинения послужило уклонение от православия некоторых русских людей, «развращение некиих от нашего православия лишенников» (8). Долг пастыря церкви и страх ответственности пред Богом за свою паству побудили митрополита Стефана к тому, чтобы «сим писанием, заблуждш ые овцы взыскати, изнемогающ ыя подъяти, болящ ыя уврачевати, и сокрушенныя обязати» (9).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Решиловское дело В начале XVII столетия в Москве появились и начали распространяться кальвинские заблуждения. В современном официальном акте по этому делу говорится, что главный виновник этих лжеучений, из русских, еретик «Дмитрий Тверитинов у префекта (Московской академии) Прибыловича бывал, во многия времена, о святых догмах в прении: и оный префект сказывал про того еретика, что весьма люторская и кальвинская мудрствует, и великий есть хульник преданиям св. отец, и исправити его никаким образом не возможно». Еретик с дерзостию ссылался на то, что «ныне-де у нас, на Москве, слава Богу, вольно всякому, – кто какую веру себе изберет, такую и верует». А на увещания православных учителей отвечал: «тому-де я верить не могу, разве-де изволь мне написать на письме, и я-де покажу учителю немецкой школы, понеже весьма о том умеет противно отвещать». Заблуждения еретиков осуждены на московском соборе 1714 г. 24 октября. Но так как они не переставали колебать умы, то местоблюститель патриаршего престола, рязанский митрополит Стефан, составил в обличение их книгу Камень веры. Книга эта навлекла на Стефана много неприятностей от бывших в русской службе иностранцев – лютеран и кальвинистов, и от согласных с ними по убеждениям русских, и не была издана до смерти сочинителя. После Стефана взялся за это дело близкий к нему человек, преосвященный Феофилакт Лопатинский и издал Камень веры в 1728 году. Но едва он явился, как против него ополчились протестанты в России и в чужих землях. В «Лейпцигских ученых актах» 1729 г., в мае месяце, помещен был на него строгий разбор. В том же году в Москве явилась книга, написанная в виде письма от иенского богослова Буддея к некоему московскому другу, против Стефана Яворскаго . А между тем и в России кто-то выпустил бранную на Яворскаго тетрадь, под заглавием: «Разсуждение о книге Камень веры» 1 (по другим спискам: Молоток на Камень веры 2 ). В этой тетради, в 15-ти статьях, представлено опровержение на некоторые мысли Камня веры, с лютеранской точки зрения; а в предисловии к этому разбору сочинитель Камня веры представлен Иезуитом, который хочет подчинить русскую Церковь папе и ввесть в ней латинство. Кто был сочинитель этой рукописи – трудно угадать. Видно только, что он близко знал Яворскаго с молодых лет, и в то же время хорошо знал дела нашей Церкви, наше церковное учение и обряды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Разделы портала «Азбука веры» Конечно, Христос воскрес до того, как жены-мироносицы пришли ко гробу, а камень был отвален ангелом уже после Его Воскресения, как это видно из сообщения святого евангелиста Матфея, который говорит, что женщины, придя ранним утром, увидели, как ангел молнией слетел на гроб, затем отвалил камень и сел на него 1 . Действительно, Спаситель вселился во чреве Пречистой Девы и родился, не нарушив ключей девства; после снятия с Креста Христос был положен в новом гробе,  в котором еще никто никогда  не был положен  ( Ин.19:41 ), — символ рождения от Девы. И как Он вошел в утробу Пресвятой Матери Своей, так же вышел и из гроба, не ломая закрывающего его камня. Ангел отвалил камень, чтобы жены-мироносицы увидели, что гроб пуст, и чтобы Петр и Иоанн, которые придут ко гробу после возвещения женами-мироносицами Воскресения, смогли увидеть пустой гроб и нетронутые пелены 2 . В Ардяле 3  имеются иконы, изображающие Христа Победителя вышедшим из гроба и стоящим на неотваленном могильном камне, что означает, что Он вышел через камень еще до того, как тот был отвален. Эта символика представляется мне очень важной, и я хочу остановиться на ней далее. По всей видимости, следующее явление Христа было Марии Магдалине, которая пришла с женами-мироносицами, но не ушла с ними. Не веря виденному (Спаситель изгнал из нее семь бесов, и она знала, как лжив диавол), она вернулась на гроб, ища доказательств Воскресения. Будучи в состоянии опустошенности, гнетущей сердце, она стояла у гроба и плакала. И тут вдруг она увидела внутри двух ангелов, одного у главы, а другого у ног, где лежало тело Иисусово, и они спросили ее, почему она плачет. Она ответила им с великой скорбью: «Потому что  унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его » ( Ин.20:13 ). Без сомнения, она услышала какой-то шум и, не ожидая ответа ангелов, обернулась и увидела поблизости Спасителя, но не узнала Его. Подобно ангелам, Он обратился к ней с вопросом: почему она плачет, кого ищет? Мария подумала, что это садовник, и спросила Его, не Он ли взял тело Иисусово и если да, то она умоляет сказать, где Он положил его, чтобы она пошла и взяла его. Тогда Иисус позвал ее по имени:

http://azbyka.ru/o-yavleniyah-spasitelya...

Разделы портала «Азбука веры» Есть ли у самоубиенных надежда на спасение или их участь окончательно решена? Знаем, что самоубийц не отпевают, за них нельзя подавать записки, и церковь о них не молится. Но ведь в этом случае получается, что у них нет надежды на спасение, что Страшный суд по факту для них уже случился. Или всё-таки надежда есть? Похожие вопросы 4 Ответа Вот отрывок из жития подвижницы монахини Афанасии (Логачевой): Будучи на родине в селе Кудлей монахиня Афанасия проживала некоторое время в келии рядом с храмом. В подполье своей келии она вырыла могилу, куда поставила гроб, в который и сходила для молитвы с памятью о смерти, никем и ничем не развлекаясь. В это время она предприняла молитвенный подвиг за своего родного брата Павла, в пьяном виде удавившегося. Пошла первоначально к блаженной Пелагее Ивановне, жившей в Дивеевском монастыре, посоветоваться, что бы ей сделать для облегчения загробной участи своего брата, несчастно и нечестиво окончившего свою земную жизнь. На совете решено было так: затвориться ей в своей келии, поститься и молиться за него, каждодневно прочитывать по 150 раз молитву «Богородице, Дево, радуйся». По истечении сорока дней она увидала глубокую пропасть, на дне которой лежал как бы кровавый камень, а на нём лежали два человека с железными цепями на шее, и из них один был её брат. Когда она сообщила об этом видении блаженной Пелагеи, та посоветовала ей повторить подвиг. По истечении вторично 40 дней она увидела ту же пропасть, тот же камень, на котором были те же два лица с цепями на шее, но только её брат встал, походил около камня, опять упал на камень, и цепь оказалась на шее его. По передаче сего видения Пелагее Ивановне, последняя советовала в третий раз понести тот же подвиг. Через 40 новых дней м. Афанасия увидала ту же пропасть и тот же камень, на котором находился уже только один неизвестный ей человек, а брат её уходил от камня и скрылся; оставшийся на камне вслед говорил: «Хорошо тебе, у тебя есть на земле сильные молитвенники. После сего блаженная Пелагея сказала: «Твой брат освободился от мучений, но не получил блаженства».

http://azbyka.ru/vopros/est-li-u-samoubi...

XX. Издание Камня Веры. – Полемика по поводу этого издания 1. Рибейра и Католическая пропаганда в России. – Феофил Кролик. – Евфимий Колетти. – Платон Малиновский. – Возражение Феофилакта в защиту Камня Веры против Буддея В 1728 году, с разрешения Верховного Тайного Совета, по засвидетельствованию Феофилакта и под его наблюдением, издан Камень Веры. В Лейпцигских учёных актах 1729 г. в мае месяце, помещен был строгий разбор на него с укоризною сочинителю и Феофилакту. В разборе сказано, что эта книга давно уже была написана, но Петр I не дозволял напечатать её, чтобы не обидеть протестантов, о которых в ней написано много ложного. Сказавши потом несколько слов о сочинителе книги, поводе к её написанию и о плане или о составе её, рецензент прибавляет, что «сочинитель Камня Веры питает безразсудную ненависть к лютеранам, равно как к кальвинистам, усвоивши ее без сомнений от католиков, с которыми долго в молодых летах обращался. Это видно из предисловия его к читателю, где он говорит, что на Церковь святую возстал новый некий Голиаф – Мартин Лютер, понося верующих в живаго Бога и отрыгая разныя укоризны на невесту Христову – Церковь . Противник этот устремил свой лук на папу и римскую церковь; но стрелы его досягают и до нас. Но и этому новому Голиафу Камень Веры, подобно как древнему камень Давидов, да будет в погибель»... «Приходят к нам в овчиих кожах, а внутри волки хищные, отворяющие под видом благочестия двери всем порокам. Ибо что проистекает из этого нечестиваго учения? Убивай, кради, любодействуй, лжесвидетельствуй, делай что угодно, будь равен самому сатане по злобе, но только веруй во Христа и одна вера спасет тебя. Так учат эти хищные волки»... «Безчисленныя сочинения наших писателей опровергают эти клеветы. Тем не меньше сочинитель (Камня Веры) не стыдится клеветать открыто, лгать нагло и обольщать неразумный народ нелепыми баснями. В самом деле он столько насказал побасенок (narratiunculas) о видениях, об одержимых духами, о чудесах, произшедших от креста, икон, мощей, что в умных людях возбуждает смех, в неразумных удивление.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Апостольская вера и неверие Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 26 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 Современный человек привык связывать веру с областью предположений, необоснованных мнений, недоказуемых гипотез. Вера воспринимается как неполноценное знание, потому что это знание нельзя проверить и оно не может быть общезначимо. Вера, тем самым, — это знание, которое всегда можно поставить под сомнение, знание зыбкое, эфемерное, не выдерживающее серьезной критики. Для библейского сознания дело обстоит противоположным образом. Вера по своему смыслу — твердыня, непоколебимое основание для человеческой жизни. Здание веры — не колосс на глиняных ногах, но дом, построенный на скале, который устоит перед разбушевавшейся стихией благодаря своему крепкому основанию. Вера человека — проявление силы, а не слабости. Во многих языках есть слово аминь, взятое из Библии без перевода. Оно звучит как решающее слово и не допускает никакой двусмысленности, сомнений. Именно в таком духе использует его Христос: Аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех раб есть греха (Ин 8:34; в русском переводе: Истинно, истинно говорю вам). Аминь в переводе означает истинно. Древнееврейские слова аминь и эмуна (вера) — однокоренные. Иначе говоря, истина и вера в библейском языке — родные сестры. Вера Христова преподносится Апостолами не в виде системы предположений, а как явление истины такой важности и очевидности, что свидетели проливают свою кровь ради веры. Яркий пример мученического свидетельства веры во Христа — личность апостола Петра. Сам Христос дает нам целостный образ Апостола, когда нарекает ему имя Петр, что означает камень, точнее, скала. Вера во Христа, как твердыня, делает Апостола камнем, и этот камень будет иметь фундаментальное значение в строительстве дома Божия для всех народов (Мф 16:18). Нельзя сказать, что вера Петра — само совершенство. Эта вера знает взлеты и падения, причем от взлета до падения порой один шаг. Проследим этот шаг по Евангелию. Апостол Петр исповедует веру в Иисуса и свидетельствует Ему: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф 16:16). Этот взлет веры был назван от Бога блаженным состоянием: Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф 16:17). Христос пророчествует, что благодаря твердой как камень вере Апостол будет иметь основополагающее значение для Церкви и получит ключи Царства Небесного (Мф 16:18,19).

http://pravmir.ru/apostolskaya-vera-i-ne...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Ответ старца Илариона Ответ старца Илариона   Ответ старца Илариона господину Соломону, написанный на греческом языке о. Саввой.Ваше Превосходительство, благоговейнеиший и возлюбленнейший во Христе нашем брат, господин Петр, вседушевно из глубины сердца желаю Вам, вожделеннейший, всех благ. Я получил драгоценное письмо Ваше, и прочитав его, весьма обрадовался ради двух следующих причин, приятных мне: первая, что узнал точно о вожделенном Вашем добром здравии; вторая же, больше первой, и желательнее мне и всем верующим, потому что Вы раскрыли частью и, как в зеркале, обозначили мне своим письмом искреннюю и смелую ревность и любовь, которую питаете в глубине души ко Христу и к православным догматам непорочной веры нашей, Матери нашей - Восточной Кафолической Церкви, сие наипаче возвеселило меня, возлюбленный брат мой; потому что печалиться и беспокоиться о таковых тлетворных губителях, посланниках сатаны, колеблющих сердца простейших и неутвержденных в правильном учении и разуме Апостолов и прочих отцов Церкви, есть признак и верное доказательство искренней веры и любви к Богу нашему. Но мы утверждаемся на неложных словах Христа, что врата ада не одолеют ея, так как, если и камень претыкания и камень соблазна есть истинная вера наша и закон ее, но не всем: верующим она есть воня благоухания в жизнь; неверующим - воня смерти в смерть, так как " позна Господь сущия Своя " . " Овцы " , говорит, " гласа Моего слушают и следуют за Мною, и Я дам им жизнь вечную, и не погибнут, потому что никто не может похитить их из руки Отца Моего, и за чужим не последуют, но убегут от него, потому что не знают гласа чужого голоса " . - Итак, тщетно будет намерение сих безбожников, когда Церкви споспешествует божественная благодать, ревность и усердие священных пастырей и победоносное и живое слово Святого Духа; и стыд лица покроет их, ибо всякий упавший на камень, тот сокрушится; " если же на кого он упадет " , говорит, " того раздавит " . Необходимейшая обязанность священных пастырей - внимать как бы " нам спящим " , не одолели нас сии мысленные волки, возлюбленные.

http://isihazm.ru/?id=1435

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010