—538— Синод поручил преосвященному Августину, управлявшему тогда, вместо больного митрополита Платона, московской епархией, выбрать кого-нибудь из столичного духовенства, хорошо знающего греческий язык, для перевода с него на русский язык «Добротолюбие». Выбран был архимандрит Данилова монастыря Амвросий, родной брат преосвященного Августина. Книга была им переведена и, по рассмотрении Свят. Синодом, напечатана. Но этим переводом остался недоволен хорошо знакомый с греческим языком начальник архива министерства иностранных дел тайный Советник Бантыш-Каменский. По указанию знакомых, Каменский сблизился с о. Никольским и просил его вновь перевести «Добротолюбие» единственно для него. Иаков Дмитриевич сделал новый перевод книги, но Каменскиай не сдержал своего слова иметь перевод только для себя. Будучи вполне удовлетворен переводом о. Никольского, он представил его в Свят. Синод, который, вполне одобрив труд переводчика, напечатал его для всеобщего употребления, а перевод Амвросия запретил. Отсюда и пошли горькие невзгоды для о. Никольского, ненамеренно задевшего самолюбие преосв. Августина. Но Каменский, сознавши свой неправый поступок, поспешил поддержать о. Никольского надеждой на лучшую будущность и много способствовал поступлению его сперва в Архангельский, а затем и в Успенский соборы. Переведенный в должность кафедрального протоиерея Архангельского собора, о. Никольский долго не мог приобрести расположения преосвящ. Августина, а потому не получал никаких наград, исправляя, наравне со священниками, очередное в соборе служение. Только по переводе в Успенский собор, о. Никольский, как видно из его последнего списка, зараз был награжден камилавкой и наперстным крестом, а преосвященный Августин, как бы сознавши свою несправедливость к нему, сам в своей карете привез его в собор, как настоятеля – протопресвитера. Кроме перевода «Добротолюбие», о. Никольскому приписывают перевод, с греческого языка на русский, второй части толкований на воскресные чтения из апостола, составленных преосвящ. Никифором Феотокием 795 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6. Утвердить Преосвященного епископа Каменского и Алапаевского Сергия в должности настоятеля (священноархимандрита) Преображенского мужского монастыря города Каменск-Уральский Свердловской области. 7. Наместников прочих мужских монастырей Белгородской, Брянской, Тираспольской, Рыбинской, Искитимской и Каменской епархий утвердить в должности настоятелей (игуменов).   ЖУРНАЛ 80 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных о назначении на должность, освобождении от должности игуменов (настоятелей и наместников) и игумений (настоятельниц) монастырей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора освободить игумена Иоанна (Хайдина) от должности наместника (игумена) мужского монастыря Крестовая Пустынь поселка Солохаул города Сочи и назначить на эту должность иеромонаха Льва (Грызуна). 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона освободить архимандрита Алексия (Кострикова) от должности наместника (игумена) Успенского мужского монастыря города Красноярска и назначить на эту должность иеромонаха Иннокентия (Нилова). 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла назначить архимандрита Пимена (Адарченко) на должность наместника (игумена) мужского монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев города Екатеринбурга. 4. В связи с прошением Преосвященного митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа назначить монахиню Анатолию (Баршай) на должность настоятельницы (игумении) Никольского женского монастыря города Приволжска Ивановской области. 5. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила освободить иеромонаха Макария (Жучкова) от должности наместника (игумена) Муромского Успенского мужского монастыря деревни Гакугса Республики Карелия и назначить на эту должность иеромонаха Илию (Горбачева).

http://patriarchia.ru/db/text/2367549.ht...

Нижнеломовская (Казанская), явилась 1643г., Июля 8, в Нижнеломове, Пензенской епархии. Никейская, 304, Мая 28. Новгородсеверская, явилась 1301г. Декабря 20, в соборе Новгородсеверска, Черниговской епархии. Новодворская, писана святым митрополитом Петром около 1320г., в монастыре, устроенном в урочище Новый Дворец, потом находилась в Суражском (упразднённом) монастыре, теперь в Ново-Северском-Спасском монастыре; прославилась 14 Августа 1677г. Особо чтимая древняя копия в Каменском Успенском женском монастыре, Новозыбковского уезда, Черниговской епархии; дана в благословение Каменскому монастырю, при его основании в 1687г., от архиепископа Лазаря Барановича. Копия в главном храме Киево-Михайловского Златоверхого монастыря, за правым клиросом (Кормчий 1896, Празднование 20 Декабря. Новоникитская, 372г., Сентябрь 15, явилась святому великомученику Никите. Божья Матерь изображена с Предвечным Младенцем стоящим и держащим крест; список в Москве, в соборе за Золотой Решёткой. Ножевая, на о. Кипре, найдена с висящим при ней ножом. Монастырь, где находилась икона, который и известен по имени сей иконы, 5 Сентября 1892г. сгорел до основания; но икона Богородицы сохранилась целой и находится теперь в г. Левкосии, в метохе сгоревшего монастыря, в Кипре же; празднование 9 Июля. Нямецкая, , 1399, в Нямецком монастыре, в Молдавии; копия с 1846г. в слободе Михайловке, Богучарского уезда, Воронежской епархии; празднование 26 Июня. Овиновская, (Успение Божьей Матери), 1425г., Август 15, в Паисиевом Успенском Галичском монастыре, Костромской епархии. О Всепетая Мати, 6 Октября. Огневидная, 10 Февраля (Кормчий, 1896, Одигитрия (Путеводительница). Под этим названием известны очень многие; мы можем назвать лишь некоторые: Владимирская, Влахернская, Выдропусская, Ираклийская, Лиддийская, Макарьевская, Мглинская, Псковская, Святогорская, Смоленская, Супрасльская, Тихвинская, Чирская, Шуйская, Югская, Феодоровская. Кроме того, иконы этого имени находятся: в монастыре Мела, близ Трапезонта, в Малой Азии; на Афоне, в Ксенофской обители, куда она перенесена из Ватопедской в 1730г.; в Свято-Андреевском скиту, где она известна под именем Скоропослушницы; в России в Вознесенском монастыре в Москве; в Вологодской епархии, в Христофоровой пустыни, в Великом Устюге, в местечке Почепе; в селе Степной Михайловке, Бобровского уезда, Воронежской епархии (куда вывезена, по преданию, из Молдавии); в Белгородском (Курской епархии) Смоленском соборе, XVI века; чудотворения 1703, 1705г.; празднование 28 Июля (Русский Паломник 1896, Ещё бывает празднование Одигитрии во вторник на Пасхе и в другие дни по месту нахождения её.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Возрождение П. м. связано с прибытием в Пекин главы миссии архим. Петра (Каменского). Литургию в Успенском храме он стал служить на кит. языке, в 1824 г. установил обновленный иконостас, присланный из России. При этом в храме сохранялись и иконы, написанные кит. художниками в «народном их вкусе». В окт. 1825 г. архим. Петр учредил при мон-ре уч-ще для детей албазинцев (на 15 чел.). Заведовать им поручил иером. Вениамину (Морачевичу). Мотивируя детей к занятиям, миссия выдавала им небольшое денежное пособие. Дети правосл. китайцев обучались Закону Божию, рус. и церковнослав. грамоте, арифметике и церковному пению. В нач. 1826 г. в училище было 14 учеников (НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 832. Л. 74). 28 февр. 1827 г. о. Петр сообщал в Синод: «Албазинцы, оставив идолослужение, почти все с женами и детьми обращены к святой предков своих вере. Успенская церковь, при их жилищах существующая, по причине умножения христиан оказывалась очень тесною; почему совет наш и прежде имел счастие Святейшему Синоду о перестройке оной докладывать…» ( Можаровский. 1886. С. 408). После капитального ремонта, в кон. 1827 г., Успенская ц. была освящена. Согласно документам, «обитель через присоединение к ней купленных миссиею домов с восточной и западной стороны, значительно распространена». В Успенской ц. служил и управлял Албазинским уч-щем архим. Аввакум (Честной) , к-рому в 1835 г. было поручено заведовать внутренними делами всей миссии. Иером. Феофилакт, служивший с 1835 г. в Успенской ц., переводил на кит. язык катехизис и др. богослужебную лит-ру. Затем Успенским приходом (99 прихожан-албазинцев) и албазинской школой (10 учеников) заведовал иером. Павел (Цветков), с 1855 г. - иером. Евлампий. Согласно отчету архим. Гурия (Карпова) , уже к кон. 1859 г. иером. Александр в Успенской ц. крестил 30 чел., а в течение 1860 г. иеромонахи Александр и Исаия крестили еще 60 чел. В нояб. 1863 г. указом имп. Александра II Николаевича Российская духовная миссия в Пекине передавалась «в полное распоряжение духовного ведомства». В связи с переходом Южного подворья (Наньгуань) дипломатической миссии Сретенская обитель была обращена в церковь при российском посольстве, а Успенское подворье официально преобразовано в первоклассный мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2579900.html

487 Новые монастыри: а) в Вильне братский святаго Духа около 1600 г., благовещенский девичий, голдовский троицкий; б) в воеводстве вилькомирском сурдецкий успенский с 1627 г., кейданский преображенский (в Жмуди); в) в воеводстве троцком евейский троицкий с 1619, яблоченский онуфриев; г) в Якобштадте святого Духа; д) слуцкий старчицкий, девичий прор. Илии; е) в пинском повете цеперский преображенский с 1618 г. (прим. 181, 485), дятловицкий преображенский под Пинском с 1622 г., пинский богоявленский с 1633 г., Грозовский с 1639 г.; ж) в минском воеводстве покровский, петропавловский минский с 1633 г., дисненский воскресенский с 1633 г., бряхимовский селецкий с 1631 г., минский троицкий, руцкий, горецкий крыжборский; з) в воеводстве мстиславском, братский могилевский с 1619 г., оршанский кутеинский богоявленский с 1623 г., кутеинский успенский девичий с 1631 г., миорский в бреславском повете с 1633 г., лукомский в повете оршанском, могилевская краминская пустынь с 1633 г., буйницкий святаго Духа, бельский николаев, балколабский вознесенский с 1641 г., мстиславский тупичев святаго Духа с 1641 г., охорский, шкиловский мужеский и девичий, музаловский девичий, гривенский, два девичьи в могилеве, костюковский девичий с 1665 г. О печальной судьбе их виленские грамоты изд. 1843, стр. 114–118. 124–132. Минск. грам. 66. 70. 75. 81. 118. 125. 136. История унии Бантыш-Каменского стр. 146. 153. 166. 182. 190. 191. 195. 199. 202. 220. 235. 281–285. 302. 312. 326. 356. 360. 300. 423–429. 435. 448. Памят. киев. кон. 2, 174. Ист. Иер. и не знав, о других говорить не верно. 488 См. в 6 т. ист. иер. хронологический список монастырей. Ист. унии 147. Молодик 1844, стр. 223. О луцком братском 1617 г., чарницком 1639 г. Киевлянин 1841, стр. 517 и памятники киев. ком.; о монастырях густинском, ладынском и мгарском ркп. из Чт. Моск. Ист. 1648. окт. 1616 г. Построен Бершадский преображ. в Ольгиопольском уезде Каменец-Подольской области. 489 Монастыри, заведовавшие другими: киевская лавра, виленский братский святаго Духа, слуцкий троицкий, кутеинский богоявленский, дрогичанский троицкий. Вилен. грам. 2, 124. Ист. унии 167. 182. 190. Востокова опис. муз. О соф. соб. 245–248. «Архимандрии обыкновенно принадлежат и другие монастыри» – писал Митроп. Варлаам Мазепе, предлагая учредить в Батуринском монастыре Архимандрию; Св. Димитрий, будучи Архимандритом черниговского елецкого монастыря, заведовал и глуховской обителью. Диария 1692, 1697.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Пермь. Успенский женский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Расположена в центре квартала, в западной части монастырской усадьбы. Построена взамен деревянной на средства Ивана Григорьевича и Веры Александровны Каменских, постоянных попечителей монастыря. Заложена 1 мая 1905, освящена 12 октября 1908. В 1921 церковь, признанная губернским подотделом по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, народного быта и природы при ГубОНО памятником искусства, со всей утварью, иконостасом и иконами передана Пермскому государственному музею. В 1922 всё движимое имущество перешло к вновь созданной Художественной галерее (поступило в коллекции). В 1926 музей заключил договор аренды на здание церкви с управлением ПЖД для организации в ней мастерских железнодорожной школы. В 1960 здание передано Дзержинскому райпищеторгу, использовалось под склад. К этому времени утрачены купола, звонница, захоронение И.Г.Каменского, значительно повреждены майоликовые панно. В 1967 комиссия Министерства культуры РСФСР во главе с доктором архитектуры профессором ЛИСИ В.И.Пилявским провела экспертизу архитектурно-художественной ценности бывшей Казанской церкви. Комиссия пришла к выводу о несомненной ценности как здания, так и майоликовых панно. В 1969 решением Пермского облисполкома 485 здание включено в перечень памятников истории и культуры местного значения. В 1974 здание получило статус памятника республиканского значения. Утрачены колокола, частично разрушено каменное покрытие пола. В 1985, по решению арбитражного суда, база райпищеторга из церкви выведена, здание передано на баланс областного краеведческого музея, который приступил к его реставрации. В течение 10 лет восстановлены центральная глава, звонница, начаты работы по реставрации майоликовых панно. В 1995 здание передано в бессрочное безвозмездное пользование вновь образованному монастырю. 25 апреля 1995 на Пасху состоялось первое богослужение. Продолжилась реставрация. Восстановлено тройное арочное окно на южном фасаде, возвращена первоначальная планировка, ведутся работы по благоустройству территории. К 2000 планировалось завершение реставрации майоликовых панно.

http://sobory.ru/article/?object=05824

Замысел архитектора лучше всего виден на восточном фасаде храма. Композиционно храм представляет собой пирамиду, устремляющуюся вверх. До сих пор удивляет его великолепие: стены и своды украшены пышной лепниной, живописными панно, вензелями и медальонами. Но главная ценность Успенского собора - уцелевший в первозданном виде уникальный золочёный многоярусный иконостас, выполненный под руководством мастера Якова Жукова в Москве в 50-е годы XVIII века. Заметную роль в благоустройстве обители сыграл тогда возглавлявший Переславскую епархию с 1753 по 1761 год отец Амвросий (Зертис-Каменский). Он пригласил в Переславль иконописцев, украшавших тогда Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря. Они то и выполнили заказ - написали иконы для иконостаса Успенского собора. Слева от Успенского собора возвышается пятиглавая Всехсвятская церковь с трапезной палатой конца XVII века. По замыслу зодчих, два этих храма должна была соединять Гефсимания, символизирующая Гефсиманский сад Иерусалима, где некогда была похоронена Богородица и её родители. Но трёхэтажная, по плану сложная галерея с резными каменными колоннами в связи с последующими событиями так и осталась недостроенной, а сегодня о ней напоминает лишь след на западной стороне Успенского собора. Во времена архирейской резиденции на территории обители выкопали пруд, чтобы в случае пожара вода для тушения была рядом. Размеры этого водоёма строго соответствовали размерам Ноева Ковчега. В 1788 году произошло обстоятельство, изменившее всю дальнейшую судьбу Успенского Горицкого монастыря. Высочайшим указом Переславскую епархию упразднили. " Как бы в некое воспоминание о ней, по уважению к величественности и украшению соборной церкви " , Успенский собор был утверждён главным городским храмом. Но через 40 лет указом консистории и собор Пречистой на Горице за дальностью расстояния от города приписали к Спасо-Преображенскому собору. В постепенно опустевших добротных зданиях некогда богатой обители ненадолго разместились гражданские учреждения.

http://sobory.ru/article/?object=00230

Особенно эффектна обработка угла большими продолговатыми ширинками с огромными, геометризованными «кувшинами», окружёнными выпуклыми лепными колечками. В узор стены вплетены и окна, кокошники которых дали мастерам мысль пустить посередине стены, в совсем необычном месте, целый декоративный бордюр кокошников. По сравнению с богатством низа, надвратная церковь кажется излишне скупой и скучной; возможно, что она перестроена позже, о чём говорит и барочное восьмигранное окно южного фасада. Те же мотивы и приёмы декорации характеризуют соседние проездные ворота с прекрасными парными круглыми тумбами по сторонам. Последние как бы с напряжением поднимают и глубокую «слоистую» арку ворот, и боковые ширинки, играющие светотенью. В верхних тяблах мастер посадил великолепных лепных коньков, дышащих наивной архаикой народного искусства. Трудно назвать другой, кроме обоих Горицких ворот, памятник XVII в., где бы с такой простотой и непосредственностью вылилась народная любовь к узорочью постройки и сочной, как бы скульптурной пластичности форме. В этом отношении Горицким воротам очень близка Фёдоровская часовня, возможно, сооружённая тем же мастером. Войдя через ворота внутрь ограды, мы окажемся в фруктовом саду Переславского музея, занимающего ныне монастырь. Слева в глубине - сильно перестроенные палаты трапезной Всехсвятской церкви и новый училищный корпус, в которых размещён музей, а справа пятиглавый Успенский собор. С последним связаны любопытные страницы архитектурной истории монастыря в XVIII в. С учреждением в 1744 г. переславской епархии, Горицкий монастырь стал местом пребывания архиепископа, в связи с чем был предпринят капитальный ремонт монастырских зданий. Осмотр их присланным в 1747 г. из Троице-Сергиевой лавры архитектором Иваном Жуковым зафиксировал большие повреждения собора и других построек. Начали разбирать обветшалые части зданий. Для работ в монастыре приказали быть «в неизъятном обращении» крестьянам дальних и ближних вотчин. Однако работы закончены не были: успели разобрать до основания лишь трёхглавую церковь Иоанна Предтечи, а собор, как и остальные здания монастыря, начатые разборкой, представлял в 1752 г. такое зрелище развалин, что епископ Амвросий Зертис-Каменский (1753-1761) припоминал недобрым словом своего предшественника епископа Серапиона: «понеже он и всё ломал, как известно, а ничего доброго вновь... не построил...».

http://sobory.ru/article/?object=00230

В 1947г. – священствует Дубянский Виктор Аристархович, псаломщик – Колесников Иван Федорович. Церковный совет состоял из пяти человек местных прихожан и православная община из 20 верующих.м 1950г. – богослужение проводит иеромонах Дорофей (Михаил Никитович Николенко). 1952г. – служит священник Сорочкин Виктор Лаврентьевич, церковный староста Носов Иван Гаврилович. 1957г. – священствовал Вылуск Алексей Семенович. 1960г - в феврале было принято решение Ростовским областным Советом депутатов трудящихся об изъятии здания Успенской церкви и переоборудование ее под учебно-производственные мастерские и спортзал. Но пройдет еще более года и церковь будет окончательно закрыта. Это случится 28 марта 1961 г. В этот день были вывезены культовое имущество, иконы, кресты. Все было передано в Астаховскую церковь. В сумерках были срезаны кресты с маковок колокольни и центрального купола. Когда I секретарь Каменского РК КПСС О.К. Блинова распорядилась снять красивую чугунную ограду и установить ее в пионерском лагере, житель станицы Груцинов И.А. сказал: « Это грабеж. Нас люди не поймут, а история не простит». Кованая ажурная изгородь у церкви сохранилась с момента ее установки в 1872 году и лишь небольшие фрагменты были утрачены. Прошли годы, церковь устояла. Наступили другие времена. Сегодня совершается настоящее чудо: все возвращается на круги своя, к истокам славы, силы и процветания нашего народа. Трудами и молитвами верующих станицы Калитвенской и города Каменска – Шахтинского восстанавливается историческая справедливость, затягивается рана, когда – то нанесенная храму. В 1988 году в Успенской церкви станицы Калитвенской зарегистрирована религиозная община, священником назначен Лавлинский Владимир Александрович. В 1992 году в нашу станицу приехал отец Стефаний ( в миру Стефан Силович Ковалевич – 1938года рождения), честнейший, добрейший человек. Живет только для церкви, для прихожан устраивает воскресные обеды. Помогают ему в храме члены причта, псаломщик и дьячок. За эти годы в храме проведены большие реставрационные и строительные работы. Была восстановлена кровля, обновлен купол, установлены маковки с крестами на куполе и колокольне, покрытые сусальным золотом. Новые купола, изготовленные на Воронежском заводе, установлены 29 сентября 2005 года. Обновлены стены, фасады храма, а художники Владимир Гвардюбров, Николай Гринев реставрируют и пишут заново образы святых под сводами купола и в притворе.

http://sobory.ru/article/?object=13852

Первоначально О. У. м. не имел земли и постоянных доходов, но к нач. XVIII в. владел с. Архангельским (Монастырским), дер. Орлица и Подмонастырской слободой; монастырские крестьяне ежегодно обрабатывали более 120 дес. земли. На 1741 г. за О. У. м. числилось 482 крепостных. Жертвователями были думный дворянин Н. И. Акинфов, стольник А. А. Юшков, ген. П. П. Воейков, майор И. Т. Шеншин, стольник В. А. Опухтин, ген. Ф. М. Каменский. В числе вкладов упоминается «животворящий Господень Крест», пожалованный Акинфовым и ок. 1693 г. установленный на соборе ( Неделин. 2001. С. 167). К 1754 г. среди вкладчиков важнейшими были купцы И. Коровников, И. Коньков, Н. Набоков. В 1764 г. обитель, в вотчинах которой насчитывалось 480 крестьян, владела 817 четв. земли, 2 заказными рощами и 2 мельницами (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 711. Л. 2-30). К 1766 г. вместо переведенных в гос. ведение вотчин и угодий О. У. м. установили ежегодное гос. содержание в размере 806 р., а число братии определили в 12 чел. Успенский мон-рь с юж. стороны. Фрагмент чертежа кон. XVIII в. Успенский мон-рь с юж. стороны. Фрагмент чертежа кон. XVIII в. 15 сент. 1779 г. в Орле было открыто ДУ, подчиненное ректору Севской ДС, для которого в О. У. м. на средства купца С. Малыгина построен корпус, примыкавший к св. воротам. В 1780 г. в уч-ще было 285 учеников, в 1790 г.- 382 ученика. Для размещения воспитанников близ О. У. м. был построен деревянный дом. Настоятели являлись префектами уч-ща. Одним из его преподавателей был Иван Тодоровский, выпускник Московского ун-та, педагог, историк и поэт, впосл. служивший в Правительствующем Сенате. Среди студентов уч-ща - Ф. Г. Амфитеатров, впосл. митр. Киевский и Галицкий свт. Филарет . В результате пожара в ночь на 4 нояб. 1794 г. были повреждены Петропавловская ц. и помещения классов; в итоге здание храма обращено в жилое помещение, в 1798 г. уч-ще закрыто, ученики переведены в Севскую семинарию. Средоточием духовного руководства в г. Орле и уезде был Орловский духовный приказ, переименованный в сер. XVIII в. в духовное правление. Должность главного судьи обычно занимали игумены и архимандриты Богоявленского и Успенского мон-рей. Второй судья, или судящий, избирался из белого духовенства. До перенесения Богоявленского мон-ря за город Орловский духовный приказ находился в каменном здании в городе, затем переведен в О. У. м.

http://pravenc.ru/text/2581559.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010