Однажды же так сказал Ректору Семинарии: «Вы и благословения не давайте тем из возвращающихся с вакации, у которых будут белые руки, это значит – лентяи; и тех особенно благословляйте, у которых руки и загорели от солнца и даже помозолились от работ: видно, что они трудились об руку с трудолюбивыми родителями и вообще семейными» 36 . Покойный Высокопр. Антоний (Архиепископ Казанский), по прочтении этого факта в первоначальной, бывшей на рассмотрении его, нашей рукописи, высказал от себя следующее: «Если и не отрицать этого сказания о Митрополите Иосифе (так как он и по происхождению-то был из называемых шляхтичей – полубар), то нельзя и не признавать его совершенным как бы повторением того же, что известно было мне ещё во время моего обучения в Калужской Семинарии о покойном Владыке Филарете. Бывшему тогда ректору семинарии Архимандриту Бенедикту (впоследствии Архиепископу Слонецкому) Владыка говорил точь-в-точь, что и Митрополит Иосиф. Мало сего, Владыка Филарет и во время поездок по епархии, приходившихся во время семинарско-училищных вакаций, проверял сам на месте, работали ли дети у своих родителей, да и самих то родителей пробирал порядком, когда замечал, что полевые работы запущены, и на дворе видел, что сараи и повети, амбары и загороди в неустройстве. «Видно, – говорил он при этом, – что всё добро из рук валится от явной нерадетельности; видно, что хозяева белоручки и любят праздность, а от отцов это переходит и на детей. Дети, навыкнув в домах отцовских целых почти два месяца ничего не делать, и в школы переносят привычку лентяйничать». При подобных случаях он высказывал и о себе, как бывало, занимался работами и дома с раннего детства и во время вакаций, и даже находясь в училище, где с хозяином вязал снопы, – присовокупляя к этому, что в ту же пору книжки-то школьные не только не выпадали из рук, а напротив. Бывало так, что снопы то возишь, а в уме-то наизусть твердишь, что успеешь заранее перед этим заучить... А ещё главное, что при таких-то работах само собою и никакая дурь-то, хотя и ребячья, бывало, не залезает в голову, и наконец, после трудов-то и естся вкусно всякая и простая пища, и спится крепко, и силы свежеют и всё тело здоровеет, – а ведь сказано: «mens sana in corpore sano».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Этим заканчиваем мы весь изложенный отдел об отношениях высокопр. Филарета ко всем учебным заведениям и духовным, и светским, и военным, и женским. Следующий отдел будет об управлении его св. Киево-Печерскою Лаврою. 47 См. в Историческом описании Киево-Софийского училища, напечатанном в Киевских Епархиальных Ведомостях в 1868 г. 48 Именно в изложении служения высокопр. Филарета и в Калужской и Казанской Епархиях, о чём знают читающие. 49 Выписка эта истребована была из Киевского Попечительства бывшим тогда викарием Киевским, преосв. Антонием, (покойным архиепископом Казанским), собиравшим тогда разные биографические сведения о высокопр. Филарете, которые и переданы им нам все для составления настоящего жизнеописания. 50 У нас сохранилось черновое приложение о сем Киевскому Попечительству, писанное под диктовку высокопр. Филарета рукою бывшего тогда Ректора Киевской Акад. Архим. Антония. 53 Последние строки были приписаны собственною рукою в нашей рукописи покойным Владыкою Антонием с приказанием внести их в подлиннике. Авт. 54 Очень подробный очерк этого училища напечатан в Киев. Епархиальных Ведомостях 1868 г. Мы будем заимствовать сведения из этого очерка, восполняя своими данными. 55 Эти строки – начиная со слов «пришлось и приходится до днесь вносить своего рода контрибуцию»..., – приписаны были тоже высокопр. Антонием. – Авт. 58 Разумеем покойного Владыку Антония (Архиеп. Казанского), который был живым участником в рассматриваемом деле, так как он был начальником и устроителем этого училища – Софийского. 61 Все это имеет здесь, то особенное значение, как мы заметили выше, что в действиях, эконома выражались не иное что, как интриги и неприязни на каковые действия и поступки у подобных лиц, едва ли не в большинстве, имеется какая-то особенная способность и призвание, происходящие из их, большею частью, грубого невежества и надменности, или из мнимой и вообще не уместной ревности о сохранении интересов своего приставничества. Каково же видеть и, так или иначе, выносит эту черную сторону подобных действий, одно проявление которых, при глазах самих же главных начальников-архипастырей, даже и со стороны смотрящих, приводят, в скорбное смущение, а для других может представляться чем-то, отзывающимся не в пользу и самих последних... Но, конечно, в отношении собственно к высокопр. Филарету всякому благомыслящему понятно, что здесь с его стороны была видна лишь новая высокая черта христианского благодушия, не останавливавшегося ни пред какими препятствиями в исполнении благих желаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Вопрос о целесообразности аккредитации духовных школ остается до известной степени еще открытым, хотя большинство руководителей духовных школ исходит из перспективы таковой аккредитации в будущем. Но совершенно очевидно, что все духовные школы должны пройти лицензирование в министерстве образования Российской Федерации (это касается Духовных академий и семинарий, расположенных на территории России) или в местных органах образования (Духовные училища и пастырские курсы). В противном случае мы окажемся в положении, противоречащем действующему государственному законодательству. Между тем, в настоящее время лицензии имеют только Московские и Санкт-Петербургские Духовные Академии и Семинарии и ПСТБИ, а также Белгородская, Казанская, Калужская, Коломенская, Костромская, Нижегородская,Самарская, Смоленская, Тобольская Духовные Семинарии. В Томской и Николо-Угрешской семинариях лицензирование проведено, но соответствующий приказ министра образования еще не подписан. Ректорское совещание, состоявшееся в Тобольске, потребовало от духовных школ, которые не получили лицензию, пройти лицензирование безотлагательно. Главным предметом дискуссии на ректорском совещании в Тобольске были вопросы, связанные с реформой системы духовного образования Русской Православной Церкви, с уточнением отдельных положений этой реформы, с оценкой уже имеющихся результатов на этом пути и возникающих в процессе реформирования проблем. Суть реформы, как известно, заключается в том, что Семинария, продолжая решать ту же задачу, какую она решала и ранее, -подготовку пастырей, преобразуется в 5-летнюю высшую школу, в которой преподаются основные богословские и церковно-исторические дисциплины в том объеме, в каком они преподаются ныне в Духовных академиях. А в Духовных академиях, призванных готовить церковных ученых, преподавателей духовных учебных заведений, особый акцент делается на специализации, с этой целью будут введены отделения: богословское, библейское, церковно-историческое и церковно-практическое; с более узкой специализацией по кафедрам.

http://sedmitza.ru/lib/text/429364/

Покойный Владыка вспоминал иногда об этих изложениях, особливо после экзаменов в семинарии, говоря, между прочим: «Вот, то ли было дело прежде? а ведь ныне, пожалуй, и сами-то наставники по Логике и Философии стыдятся заглянуть в прежние трактаты... а отсюда и в учениках-то ясно оскудение елея, а только лишь светильники вспыхивающие, чтобы тут же и угаснуть, – как в руках оных пяти дев. Самую фамилию автора «Логики» преосв. Антоний переименовывал в «Светильнина» вместо «Светилина». 74 Покойный Владыка, в детстве, при жизни ещё отца, умевшего играть на гуслях, тоже учился и умел играть на этом инструменте; в академии тоже занимался игрою на гуслях. Об этом он рассказывал сам. Вообще же известно, что он любил пение стройное, музыкальное. Во время академического курса он был в числе певчих, но только левого хора, по причине, говорил он, слабости голоса. Нам доводилось слышать об этом и прежде от певшего в том же левом хоре вместе с покойным Владыкою, младшего студента М.А. Германова, бывшего кафед. протоиереем в Томске, – с некоторыми подробностями. 75 Значение этой вырезанной на печати фразы читатели видели уже прежде в письме к другому двоюродному брату Александру, а именно: «Сердца связанные незабудкою, изображенных на моей печати, показывают, что сердце моё не одиноко». 76 Письмо это от 23 Января 1880 года прислано было от о. протоиерея Ал. Ив. Ростиславова, зятя бывшего опекуна владыки – Петра Степановича Алексинского. Этот о. протоиерей Ростиславов, за два года до кончины владыки Антония, приезжал в Казань с семейством для свидании с владыкою, и в эту пору он и жена его сообщали эти же и другие сведения из жизни Калужской; а наконец, пишущим проверено было все это лично в бытность в Калуге в 1884 г. 78 До последнего преобразования в 1869 г. духовных академий, четырехлетний в них курс состоял из двух отделений по два года в каждом; для поступления же в академии были сроки по годам таковы, что на петербургскую и киевскую приходились годы нечётные, а на московскую и казанскую чётные.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Эта холодность и даже недоброжелательность со стороны отдельных представителей калужского духовенства продолжалась до конца служения преосвященного в Калуге. Со стороны любвеобильного и общительного владыки было сделано все возможное, чтобы сломать этот лед холодности, но безрезультатно. Некоторые действия преосвященного и поступки были непонятны окружающим его, объяснены в превратную сторону. И это послужило поводом к злоречию и осуждению его. Потоки грязи лились на него особенно сильно после того, как он уже не был Калужским епископом. Если бы эти люди знали, какие причины заставляли его поступать так, а не иначе — с горьким вздохом позднего раскаяния припали бы они к его стопам, преклоняясь перед мудростью и смирением святителя… Можно полагать, что не без воли Божией попущено было преосвященному Павлину потерпеть и сие испытание. Это был крест, и крест еще более тяжелый оттого, что он был непонятен. Владыка смиренно терпел все… Со стороны же народа, так же, как и в Курске, и в Перми, с первых дней служения он приобрел большую любовь. Люди всех возрастов, начиная со стариков и кончая детьми, стремились принять непосредственное участие в молитвах совместно со святителем. Владыка любил службу Божию и служил часто. По окончании божественной службы он всегда всех благословлял, стоя на амвоне. Благословляя, он обычно начинал петь общеизвестные церковные песнопения, всех привлекая к общему пению. Преподав благословения и направляясь к выходу из храма, он останавливался у дверей, окруженный прислуживающими ему мальчиками и народом, — и опять пели различные церковные песнопения. В воскресные дни, а также в Господские и Богородичные праздники и в дни памяти особенно чтимых святых обязательно пелись тропари, а также и другие песнопения, соответствующие воспоминаемому евангельскому событию. Часто пелись: «Воскресение Христово видевше…», «Заступница усердная…», «Под Твою милость…» и другие. Особенно полюбился преосвященному умилительный припев к акафисту иконе Божией Матери Казанской — «Радуйся, Заступнице Усердная рода христианского».

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

5) В округ Московской Консистории: Евангелическо-Лютеранские приходы губерний Московской, Тверской, Калужской, Тульской, Рязанской, Владимирской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Воронежской, Курской, Орловской, Харьковской, Саратовской, Симбирской, Казанской, Вятской, Пермской, Самарской, Оренбургской, Астраханской и Ставропольской, Сибирского и Закавказского края. 6) В округ Эзельской Консистории: Евангелическо-Лютеранские приходы островов Эзеля, Мона, Руно и прочих мелких островов, принадлежащих к Аренсбургскому уезду. 7) В округ Рижской Городовой Консистории: Евангелическо- Лютеранские приходы города Риги и церковного Рижского округа (Stadt und Patrimonialgebiet), со всеми в них находящимися Евангелическо- Лютеранскими церквами, за исключением лишь церкви Св. Иакова с ее приходом (п. 2). 8) В округ Ревельской Городовой Консистории: Евангелическо-Лютеранские приходы всех находящихся в сем городе церквей, кроме лишь одной Вышегородской (п. 3), и сверх того сельские общества, принадлежащие к Эстской городской церкви (г). 435 . Евангелическо-Лютеранские Консистории составляются из светского Президента, духовного Вице-Президента, коего место занимает всегда Генерал-Супер-Интендент или Супер-Интендент того Консисториального округа, из равного числа светских и духовных Заседателей. Все члены должны принадлежать к Евангелическо-Лютеранскому исповеданию. В Консисториях С.-Петербургской, Лифляндской, Эстляндской, Курляндской и Рижской полагается по два светских и по два духовных Асессора, а в Московской, Эзельской и Ревельской по одному, как светского так и духовного звания. Примечание 1. Духовный Вице-Президент в отсутствии Президента исправляет его должность в Консистории; за отсутствием того и другого председательствует старший светский Заседатель (а). Примечание 2. Председатели и члены Евангелическо-Лютеранских Консисторий, равно и чиновники Канцелярий сих Консисторий, могут занимать и другие места, с сохранением присвоенного жалованья, если соединенные с оными обязанности не препятствуют занятиям их по Консистории (б).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Разделы портала «Азбука веры» 29 Дек 2023 Опубликован рейтинг высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви за 2023 год В Избранное Фото: commons.wikimedia.org Рейтинг духовных академий и семинарий Русской Православной Церкви был представлен и утвержден 26 декабря 2023 года на совместном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви . Источник: www.uchkom.info Источник: www.uchkom.info Рейтинг высших духовных учебных заведений 2023 года учитывает результаты выездных инспекционных проверок 40 учебных заведений: в 2021 году Самарской, Белгородской, Тульской, Тобольской, Смоленской, Саранской, Иваново-Вознесенской, Николо-Угрешской, Ярославской, Коломенской, Перервинской, Ставропольской, Вологодской семинарий, Московской, Санкт-Петербургской и Сретенской духовных академий, в 2022 году Тамбовской, Владимирской, Пермской, Рязанской, Пензенской, Оренбургской, Саратовской, Калужской, Барнаульской, Екатеринодарской, Якутской, Хабаровской, Донской, Кузбасской, Томской духовных семинарий, в 2023 году Новосибирской, Омской, Курской, Рязанской, Воронежской, Таврической, Екатеринбургской, Смоленской, Псково-Печерской, Нижегородской, Костромской и Казанской духовных семинарий. Кроме того, учитываются данные из ежегодных статистических отчетов высших духовных учебных заведений за три последних календарных года. Впервые рейтинг духовных школ был сформирован и представлен на утверждение Высшего Церковного Совета в 2012 году, когда Учебным комитетом и экспертным сообществом были окончательно сформированы требования к системе высшего духовного образования и проведено инспектирование всех духовных школ Русской Православной Церкви. Приоритетной задачей перед системой духовного образования стояло приведение образовательной деятельности академий и семинарий к соблюдению государственного законодательства в сфере высшего образования: получению лицензий на ведение образовательной деятельности и формированию учебно-методической документации. В дальнейшем было принято решение о постепенном реформировании рейтинга духовных школ в сторону повышения значимости содержательных параметров, таких как оценка знаний студентов, научная и воспитательская работа.

http://azbyka.ru/news/opublikovan-rejtin...

Михаил Егорович Красножен (1860 – после 1919) Рецензии Церковное право Михаил Егорович Красножен Юрист, профессор церковного права Императорского Юрьевского университета. Биография Родился в Калуге. Окончил Калужскую гимназию (1881) с серебряной медалью и поступил на юридический факульттет Московского университета. Ещё на 4-м курсе он стал заниматься, под руководством известного канониста профессора А. С. Павлова, каноническим правом и за предложенное юридическим факультетом сочинение по этому предмету был награждён золотой медалью. По окончании (1885) курса в Московском университете со степенью кандидата, был оставлен при университете для приготовления к профессорской деятельности по кафедре канонического права, под руководством профессора А. С. Павлова. После сдачи магистерского экзамена, был командирован за границу, где пробыл 21/2 года. Большую часть этого времени Красножен провёл в Вене, собирая в богатой греческими рукописями Венской придворной библиотеке материал для своей магистерской диссертации. Кроме Вены, Красножен занимался изучением рукописей также в библиотеках Рима, Флоренции и Мюнхена. Результатом заграничной командировки явилась магистерская диссертация «Толкователи канонического кодекса восточной Церкви: Аристин, Зонара и Вальсамон». По возвращении из-за границы (1892) был назначен приват-доцентом Московского университета и читал обязательный курс лекций церковного права студентам 4-го курса юридического факультета. Кроме того, Красножен в течение пяти лет был помощником присяжного поверенного (у А. К. Вульферта и Ф. Н. Плевако). Получил приглашение (1893) занять кафедру церковного права в Юрьевском университете в должности экстраординарного профессора; назначен и. д. ординарного профессора (1895) по той же кафедре. Состоит (с 1899) деканом юридического факультета и, кроме того, заместителем председателя Учёно-Литературного Общества при Императорском Юрьевском университете, заместителем председателя Общества для пособия нуждающимся студентам Юрьевского университета, заместителем председателя Русской Публичной Библиотеки, церковным старостой Православной университетской церкви. В 1897, 1901, 1902 гг. Красножен был командирован с научной целью за границу, где продолжал заниматься изучением греческих рукописей канонического содержания. Участвовал в заседании IV интернационального старокатолического конгресса (в Вене). Защитил в Казанском университете (1901) диссертацию «Иноверцы на Руси» на соискание степени доктора церковного права. Член Поместного Собора РПЦ (1918—1919). Дальнейшая судьба неизвестна. Поместил несколько рецензий в «Журнале Министерства народного просвещения».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Сектантов – молокан, баптистов, духоборов, хлыстов в скопцов – 1830. 10) Екатеринославская епархия. Раскольников (авсирийского толка) 8862, сектантов 873. 11) Екатеринбургская епархия. 35262 раскольников. 12) Енисейская епархия. 8339 человек; число раскольников растет. 13) Иркутская епархия. Раскольников 1900, сектантов 220; и те и другие – исключительно ссыльные или их потомки. 14) Забайкальская епархия. – от 45000 до 50000 человек. 15) Казанская епархия. Раскольников 25223. 16) Калужская епархия. Раскольников 47000; тут же же воздыханцы, хлысты, скопцы и нетовцы. 17) Камчатская епархия. Раскол незначителен, пропаганды нет; цифры не показаны. 18) Кишиневская епархия. Раскольников и сектантов 25781; раскол слабеет. 19) Киевская епархия. Раскольников 8000; из сект сильна штунда (цифры не показаны). 20) Костромская епархия. Австрийцы, поморцы, федосеевцы, нетовцы, филипповцы, странники, беглопоповпы; всего 36995. 21) Курская епархия. До 20000 раскольников; сектантство незначительно. 22) Литовская епархия. Общая цифра неизвестна; в одном Свенцянском уезде до 10000. 23) Могилевская епархия. 8000 беглопоповцев, 5000 поповцев, 9000 австрийского согласия, всего 22000. 24) Нижегородская епархия. Поповцев 30170, беспоповцев 41566, молокан и духоборов 1584; всего 73320. 25) Новгородская епархия. Цифры не показаны, но заявлено, что раскол здесь очень силен и прочен. 26) Олонецкая епархия. Регистрированных раскольников (беспоповцев), явных и так называемых тайных, 2038 мужчин и 5369 женщин, всего 7407, цифра ниже истинной. 27) Оренбургская епархия. Раскольников и сектантов 78258. 28) Орловская епархия. Раскол не силен; штунда сильна в Карачевском уезде (цифры не показаны). 29) Пензенская епархия. Раскольников 6240 мужчин, 6946 женщин (на 3/4 поповцев), всего 13186; сектантов 451. 30) Пермская епархия. Раскол очень силен, но регистрация его невозможна. 31) Полоцкая епархия. Всего раскольников и сектантов 73452 (федосеевды, филипповцы, поморяне и самокрещенцы). 32) Полтавская епархия.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Анатолия. Некрепкий от природы здоровьем, надорванным, к тому же, подвигами, тридцать лет страдавший сильными головными болями, о. Анатолий после смерти о. Амвросия стал быстро слабеть. Задумчивый и грустный, он тяжело чувствовал свое духовное сиротство и сам быстро приближался к закату жизни своей. К этому прибавилась еще скорбь: ему местным преосвященным, нерасположенным к о. Амвросию и всему его делу, временно было запрещено ездить в Шамордино, хотя скоро это запрещение и было снято, но оно оставило на здоровье старца тяжелый, глубокий след. В конце 1892 года он ездил в С.-Петербург и Кронштадт повидаться с о. Иоанном, которого он давно чтил, и посоветоваться с врачами. Вместе с о. Иоанном о. Анатолий служил в память о. Амвросия, 10 октября, и утешился беседой с ним. Врачи же нашли у него слабость сердца и отек легких. Согласно их советам, он начал было лечиться, но это лечение, требовавшее прогулок, скоро прекратилось: ноги старца стали пухнуть, обувь не стала входить, не мог он и ходить. Началась с осени 1893 года его предсмертная болезнь. Три месяца сидел он в кресле дни и ночи, и пред тем проболел всю осень. 7 сентября и 10 октября силы еще возвращались к нему настолько, что он мог еще отслужить в эти дни памяти его незабвенных наставников, но вообще, он быстро таял. Когда силы стали падать, он еще раз посетил Шамордино, горячо помолился пред Казанской иконой и на могилке м. Софии, все осмотрел, всех благословил, всех утешил своим приветом и лаской: то были для Шамординских насельниц последние отблески гаснущей, столь яркой и дорогой, звезды благочестия. Предсмертная болезнь старца была тяжела, особенно тяжела была порою являвшаяся сильная икота. Но он кротко и смиренно переносил недуг. 15 декабря 1893 года он тайно принял схиму, о чем знал только его духовник о. Геронтий да несколько близких лиц. Неоднократно исповедовался старец, а Святых Таин Тела и Крови Христовых приобщался до последнего дня. К нему были в это время приносимы святые чудотворные иконы Ахтырско-Козельская, Казанская-Оптинская, и Шамординская, и Калужская.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010