XI, «К вопросу о содержании приходского духовенства» свящ. Красовского; т. XII, «Современное положение вопроса об улучш. матер. быта православ. духовенства»; 6) «Христ. Чтение» 1864 г., 144, «К вопросу об улучш. быта православн. духовенства». В епархиальных ведомостях за время 1863 и 1864 годов помещено весьма много статей по вопросу о материальном обеспечении православного духовенства. Отметим некоторые из них. Калужские епарх. вед. 1863 г., 4, 12, 14 («О содержании духовенства от сборов за требы»). «Киевская епарх. вед.» – 1863 г., 7, 8, 10, 14, 19, «Об улучшении быта духовенства», где представлены статистические данные, что в России одно лицо духовного сословия приходится на 85 человек, а один священник на 1365 человек. В 23 помещена статья «О содержании городского духовенства», 1864 г., 16; 1865 г. 3 «О движении и развитии с 1864 года вопроса об улучшении быта духовенства». «Подольские епарх. вед.» 1863 г., 10, 12, 14, 16, 17, «Об обеспечении материального быта духовенства», 1864 г. 5, 7, 11. «Полтавские епарх. вед.» 1863 г., 10 и 11 «Об улучш. быта духовенства», где автор высказывал мнение о пользе для духовенства владения именно землей, ценность которой постоянно возрастает. В 14 помещена статья «Голос из села о средствах к улучшению быта духовенства». «Тульские епарх. вед.» 1863 г., 8, 9, 11, 12, 13, 15, 16 ,18, 19, «Заметки об улучшении быта духовенства», см. также 10 «Черниговские епарх. вед.» 1864 г., 7 «О фундушевых средствах обеспечения духовенства». 118 Надо заметить, что вообще в статьях Аксаковского «Дня» проводилось то начало, что развитие духовной жизни нашего народа должно быть свободно, по долгу совести, в духе православной церкви, которая должна пользоваться присущей ей независимостью». «Пора перестать думать (писали в газете «День» в 1863 г., 31), что светскому обществу нет никакого дела до духовенства, а духовенству – до светского общества. Нельзя считать духовные интересы чем-то совершенно чуждым людям светским и нельзя им ограничивать свои отношения одной формальной стороной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

123 Этот инициал имеется лишь в Киевской редакции. Разумеется, вероятно, бывший в числе членов Консистории протоиерей Успенской г. Орла церкви и законоучитель гимназии, о. Григорий Афанасьевич Жданов, из Калужской Семинарии, кончивший курс Московской Академии в 1834 г. 16-м магистром и служивший потом профессором философии в Орловской Семинарии. См. «Орловские Епархиальные Ведомости» 1866 г., 21, стр. 1189. 1196; 1867 г., 9, стр. 683. 684. 692, 10, стр. 794. 797. 125 О. Иерофей замечает: «тогда уже покойный». Это, вероятно, некто Ильинский, бывший секретарём Орловской Консистории до 1852 года, когда указом Св. Синода от 4 сентября сего года за 8481 на его место был назначен синодальный чиновник Константин Попов , а в 1858 г. его заступил Иван Коринский. 132 Приводимые здесь две выдержки сего письма взяты из «Воспоминаний» о. Иерофея л. 47 и об. и 60 об. Киев. ред. и л. 46 об. – 47 и 60 и об. Ряз. ред. 135 Взято из «Воспоминаний» о. Иерофея л. 44 об. – 45 Киев. ред. и 44 Ряз. ред.; одна фраза из этого письма повторяется ещё на л. 99 об. Киев. ред. и л. 101 об. Ряз. ред. 136 Вероятно, граф Пётр Андреевич Клейнмихель (1793–1868 гг.), бывший в 1842–1855 гг. главноуправляющим путями сообщений. 137 Две нижеследующие выдержки сего письма взяты из «Воспоминаний» о. Иерофея л. 45 и об. и 60 об. – 61 Киев. ред. и л. 44–45 и 60 об. Ряз. ред. 140 «С ним Преосвященный Смарагд имел столкновение в Харькове; и, к несчастию, встретился с этим Господином в другой раз на службе и в Орле» (о. Иерофей). Это относится, конечно, к C. Н. Муханову (см. стр. 979, 2 ), который, напр., чинил разные придирки Харьковской Консистории в производстве по отношению Харьковского Губернского Правления касательно приведения в исполнение положения Комитета Министров, состоявшегося по делу о крестьянине Петре Хомякове, сужденном за вступление в брак по раскольническому обряду (см. дело Харьковской Духовной Консистории, нач. 13 ноября 1845 г. и оконч. 3 ноября 1849 г.). Совсем иное мнение имел об этом лице преосвящ. Филарет (Гумилевский), который 9 марта 1849 г. писал Иннокентию (Борисову) следующее: «Уханов переезжает в Орёл. Он добрый человек. С ним можно было жить покойно» (см. у † проф. Н. И. Барсова, Материалы для биографии Иннокентия Борисова I, СПб. 1884, стр. 112).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Таким образом, одно уже нахождение под судом было бы равносильно, а во многих случаях и несравненно тяжелее самого осуждения, потому что обвиняемые в маловажных преступлениях и проступках по службе, подвергающих лишь незначительным взысканиям, вынуждены были бы оставлять свой дом и свои занятия, чтобы отправиться за 700 или более верст, проживать в городе многолюдном, где жизнь особенно дорога. Еще более затруднений представляла бы пересылка подсудимых и вывоз свидетелей в палату из мест, отстоящих от нее на протяжении нескольких губерний. В этих случаях, кроме затруднений, увеличатся чрезмерно и судебные издержки, которые, при несостоятельности большей части подсудимых, принимаются на счет казны”. („Суд. уст.” изд. гос. канц. 2, 409, 410). Так рассуждали при составлении судебных уставов о затруднениях, соединенных с отдаленным судом. Но не так видно рассуждают те, которые проектируют только восемь духовно-окружных судов для всей Русской церкви, если верны показания „Москов. ведомостей”. Впрочем, если бы даже и не были точны показания „Моск. вед.“, если бы окружных судов было предположено не восемь, а положим по одному на каждые три или даже две епархии, т. е. 20 или 30 судов, то и в этом случае указанные затруднения только отчасти были бы уменьшены, но не устранены совершенно. Наши епархии очень обширны по своему пространству: менее 30 тысяч квадратных верст пространства занимают только три епархиикалужская (27 т.), московская (29 т.) и тульская (26 т.); каждая из остальных епархий занимает пространство более 30 т. кв. верст, а не малое число епархий простирается более чем на 100.000 кв. верст (архангельская 661 т., астраханская 192 т., вологодская 348 т., вятская 126 т., донская 135 т., енисейская 2.211 т., иркутская 618 т., новгородская 101 т., олонецкая 118 т., оренбургская 230 т., пермская 292 т., самарская 139 т., тобольская 1,306 т., томская 759 т., уфимская 104 т.). Устное судопроизводство, требующее непременно личного присутствия в судебном заседании подсудимых и свидетелей, само в себе заключает необходимое требование, чтобы суд неудаляем был от подсудимых, а по возможности приближен.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

1470 Таковы, напр., а) Иванова А . «Напоминание готовящимся к исповеди» (в Литовск. Епарх. Вед. за 1874 г. 6, стр. 45–47), в котором предлагается краткая программа самоиспытания исповедника применительно к учению Символа веры , десяти заповедям и семи смертным грехам; б) Никулина Александра . «Беседа о важности св. Таинства покаяния к о приготовлении себя к этому великому таинству» (См. ibid. за 1885 г. 8; перепеч. в Минских Епарх. Вед. 1885 г. 6, стр. 165–179). Беседа заключает в себе исключительно – «Вопросы, которые должен предлагать сам себе каждый христианин пред исповедию по наступлении его отрочества до совершенной зрелости» – и «Исповедные вопросы человека в зрелом его возрасте»; в) «Исчисление грехов по трем заповедям Десятословия, (Калуж. Епарх. Вед. 1871, 5, стр. 105–112) и др. Некоторые из подобных руководств, добавим, – обладают большими достоинствами в практическом отношении. 1471 Подобное руководство представляет пространное практическое рассуждение под загл. «Вопросы иерейской совести» свят,. П. Лебединцева в Руководстве для сел. паст, за 1860 г. 9, стр. 195–199; 13, 311–321; 19, стр. 1–11 и 21, стр. 61–71). Статья заключает обширную и осмысленную программу самоиспытания священника в его отношении к общим добродетелям и своим пастырским обязанностям. – Преследуя в существе чисто назидательную цель, оно вместе с тем с полным удобством может быть приложено и к делу исповеди священника. 1472 См., напр., в Киевск. Епарх. Вед. за 1865 г. два кратких таких руководствах – одно («Исповедь детей») для детей малолетних а др. («Исповедь юношей») – для взрослых. Оба руководства составлены очень целесообразно (то и другое перепеч. в Воскр. Чт. 1865/6 (XXIX г.), 46, стр. 1051–1056 + 1056–1059. 1473 Общие вопросы (при циркуляре) напечатаны в Епархиальных Ведомостях: Смоленских, 1866 г. 36 3, стр. 65–81; Орловских, 1867 г. 16, стр. 1224–1231; 16, стр. 1299–1303; 18, стр. 1373–1378; Рязанских, 1867 г. 12, стр. 289–305; 14, стр. 340–450; Калужских, 1866 г. 4, стр. 104–118; Минских, 1872 г., стр. 327, 334 и 349; Тульских, 1873 г. 2, стр. 67–78; Таврических, 1876 г. 5, стр. 138–149.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Программа журнала предусматривала 6 разделов: «1. Руководящие статьи по современным церковным и общественным вопросам. 2. Научный отдел: статьи богословского, церковно-исторического и педагогического содержания, по старообрядчеству и сектантству. 3. Хроника общей и местной епархиальной церковной и общественной жизни; сообщения о пастырских собраниях, советах и попечительствах. Некрологи. 4. Литературный отдел. 5. Из периодической печати и библиографический отдел. 6. Официальные известия по епархии» (От редакции//КЦОВ. 1907. 1. С. 1). КЦОВ, по форме и содержанию приближенный к газете, издавался духовной консисторией 3 раза в месяц, с февр. 1907 по март 1918 г. (в 1918 2 раза в месяц, вышло 5 номеров), с отдельной пагинацией каждого номера (от 8 до 24 страниц), без разделения на офиц. и неофиц. части. Ответственными редакторами были прот. Д. Некрасов (1907-1916) и преподаватель семинарии В. Н. Никитский (1916-1917), с окт. 1917 по март 1918 г. исполнял должность редактора преподаватель семинарии И. И. Архангельский; помощниками редактора были М. В. Покровский (1907-1915), свящ. (прот.) А. Кудрявцев (1907-1915), единоверческий свящ. И. Виноградов (1915-1917). Практически все характерные для прежнего офиц. отдела К. е. в. материалы помещались в последнем разделе КЦОВ, за исключением печатавшихся, как и ранее, с 1-й страницы высочайших манифестов и рескриптов, воззваний Временного правительства, нек-рых определений Синода и обращений архиерея. Для статей и заметок вестника еще в большей мере, чем для К. е. в., характерна анонимность или подписи криптонимами и псевдонимами. Хотя доля околоцерковной публицистики (напр., анонимная статья «Можно ли в прошлом истории Русской Церкви найти основание на право участия нашего духовенства в Государственной Думе?» (1913. 5. С. 1-3; 6. С. 1-4; 7. С. 3-5; 8. С. 1-3; 9. С. 1-4; 10. С. 1-4)) и заметок практического характера, выходящих за рамки богослужебных и душепопечительских запросов (напр., «Опасна ли Земле встреча с кометой Галлея?» А.

http://pravenc.ru/text/1320161.html

8; 1883. 1, 3-5; 1897. 1, 3, 6-7/8; 1906. 8-10, 12), Александру (Светлакову) (1894. 3. С. 79-82; 1895. 19. С. 409-423; 20. С. 441-448), Анатолию (Станкевичу) (1903. 3. С. 53-59) и др. Вслед за заметкой свящ. Извекова «Сведения о скопцах в Тарусском и Калужском уездах в конце прошлого и начале нынешнего столетия» (1862. 5. С. 63-76) появились др. публикации о местных сектантах: «Калужской губернии скопцы, их вероучение и нравоучение» А. Доброгорского (1871. 2. С. 39-47; 13. С. 300-306; 17. С. 395-399; 1872. 1. С. 8-13; 2. С. 32-34), «Очерк хлыстовщины в пределах Тарусского у.» прот. Д. Соколова (1896. 11. С. 320-327; 12. С. 344-354; 14. С. 411-421; 16. С. 491-508; 17. С. 520-523; 19. С. 588-593; 20. С. 625-627; 1897. 1. С. 20-24; 2. С. 56-59; 4. С. 123-126; 5. С. 155-159; 6. С. 191-195; 7/8. С. 227-235; 9. С. 267-270; 10. С. 292-296; 11. С. 326-331), «Краткий исторический очерк развития и современного состояния расколо-сектантства в Калужской епархии в связи с условиями епархиальной миссии» И. Ф. Тихомирова (1902. 12. С. 291-303; 13. С. 315-330). Наряду с многочисленными полемическими материалами по расколу печатались и исторические статьи по истории местного старообрядчества, напр.: «О состоянии раскола в Калуге в кон. XVII и нач. XVIII столетия» Д. Г. Лужецкого (1872. 19. С. 481-485; 20. С. 511-515); «Протопоп Аввакум в Боровском Пафнутиевом монастыре» С. М. Маркова (1882. 23. С. 675-684; 24. С. 701-709); «К характеристике Боровского раскола» (1896. 18. С. 553-563), «О раскольнических часовнях в Калужской губернии за первую четверть 19-го столетия» (1899. 2. С. 58-64; 5. С. 147-151; 7/8. С. 209-214; 10. С. 264-271; 12. С. 319-328), «Исторический очерк появления и распространения раскола старообрядства в пределах нынешней Калужской епархии до ее открытия в 1799 г.» (1900. 10. С. 216-221; 11. С. 229-235; 12. С. 261-270) М. П. Чельцова. Церковно-исторических статей на темы, выходящие за пределы истории Калужской епархии, немного, но нек-рые из них представляют непреходящий интерес: «Очерки истории духовного просвещения в России» Д.

http://pravenc.ru/text/1320161.html

По совершении молебна все собрались снова в зал заседаний, который успел уже изменить свою деловую физиономию на более житейский лад: он был уставлен теперь двумя рядами длинных столов, скромно сервированных для прощальной трапезы членов съезда и почётных посетителей и гостей. По прибытии владыки была пропета молитва „Днесь благодать“, затем архипастырь, объявляя съезд закрытым, сказал речь, в которой выразил надежду, что труды съезда принесут пользу делу местной миссии, что съезд „сдунул тот пепел, который годами наслоился на огнь пастырской ревности и мешал проявлению должного света и тепла“... В ответ на речь преосвященного, председатель съезда, протоиерей о. В. Смирнов прочитал следующую речь: „Ваше преосвященство, милостивейший наш архипастырь и отец! Духовенство вручённой вам от Бога паствы, в лице настоящего последнего собрания первого обще-епархиального миссионерского съезда приносит вам, милостивейший архипастырь, свою сыновнюю сердечную благодарность за ваши многообразные заботы о благе родной вам епархии. Немного времени вы управляете калужской епархией, а как много успели уже сделать для блага её! Вы подали пастырям Церкви образец благоговейного торжественного богослужения с строгим соблюдением церковного устава. Посещая свою епархию, вы, несмотря на усталость в пути, ежедневно совершаете всенощные бдения, литургии и молебны и произносите поучения среди местных жителей, с особым усердием и во множестве стекавшихся на общую молитву с вами 182 . Вы указали средство и способ калужским гражданам проводить вечера праздничных дней не в суетных забавах и развлечениях, но в молитве и поучении слова Божия, призывая их к вечернему богослужению, которое вы совершаете сами со всем благолепием при общем пении лика церковнослужителей и всего народа, и назидая их своими архипастырскими собеседованиями. Вступив на калужскую кафедру, вы избираете на служение святой Церкви достойнейших лиц, приготовленных к тому научным воспитанием и образованием и через то, поставляете духовенство калужской епархии на должную высоту умственного и нравственного развития, какое требуется в настоящее время от служителей православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для подготовки пастырям-миссионерам помощников-сотрудников, в лице низших членов причта, а также и из народа лиц, способных к полемике с расколо-сектантством, съездом выражено единодушное желание чтобы были открыты в епархии краткосрочные миссионерские курсы при Оптиной и Тихоновой пустынях, а пастырям-миссионерам предложено озаботиться приисканием и подготовлением таких лиц из народа, кои обнаружат наиболее ревностную деятельность и способность в полемике с расколо-сектантством. В видах установления единства действий со стороны наблюдателей школ и деятелей миссии, признано полезным просить преосвященного Вениамина, чтобы к участию на епархиальном миссионерском съезде калужском были привлечены уездные наблюдатели церковных школ. Для возвышения и успехов местной приходской и окружной миссии признаны полезными следующие меры: а) Просить преосвященного Вениамина, епископа калужского, о том, чтобы в приходы, заражённые расколо-сектантством, были назначаемы низшие члены причта с большим образованием, а недостойные удалены, о чём сведения должны доставить владыке благочинные. б) Образовать миссионерский комитет при калужском братстве, каковой, кроме дел чисто миссионерского характера, вчинял бы дела о преступлениях и нарушениях закона со стороны раскольников и сектантов, так чтобы сами приходские пастыри-миссионеры отнюдь не входили непосредственно к светской власти в сношения по подобным делам, так как получается, с одной стороны, при успехе поднятого дела озлобление против пастыря со стороны нарушителей закона, а при неуспехе роняется влияние пастыря, подрывается его авторитет. в) Довести до сведения епархиального начальства о том вопиющем обстоятельстве, что в приходах и волостях часто без всякой нужды, иногда при весьма малом количестве раскольников, тем не менее в старосты, старшины, судьи и даже председатели волостного суда назначаются раскольники и сектанты 180 . Установлено съездом, что эти раскольнические начальники притесняют православных и в судах, как равно затрудняют миссионерские собеседования, а также бывают смуты в обществах, когда православное население пожелает совершить какое-либо общественное богомолье или сделать жертву на храм в виде денежных взносов, или в виде помощи натурой, например подвод и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итоги жизни. Еженедельный (религиозный) журнал. М., 1914 Карельские известия, двухнедельный орган по вопросам религиозно-нравственной, общественной и народной русско-карельской жизни. Салмис (Выборгская губерния), 1913; Выборг, 1914–1917 2–4 раза в месяц С 22 1914 года подзаголовок: … издающийся при Главном Совете Карельского братства, двухнедельный орган по вопросам религиозно-православной…, просветительской и русско-карельской жизни. К русскому народу (Мирные речи) (Иллюстрированный религиозно-нравственный еженедельник). Приложение к газете «Колокол», СПб., 1908 К свету. Еженедельный церковно-общественный и литературный журнал. Екатеринбург, 1907 К свету. Еженедельный литературный и религиозно-общественный журнал. Ростов на Дону, 1908. С 8 подзаголовок: Еженедельный народный и литературно-общественный журнал К свету (Религиозно-нравственный журнал). Тверь, 1910–1917 Еженедельно, с 1912 года – 2 раза в месяц К свету (Религиозно-нравственный журнал). Прибавление к «Амурскому пионеру». Благовещенск, 1911. Еженедельно Кавказский благовестник (церковно-общественный, миссионерский и литературный журнал). Тифлис, 1911–1915. 18 раз в год; с 1913 – 2 раза в месяц Калужская старина. Издание Калужского церковного историко-археологического общества. Калуга, 1901–1904; 1910–1911. Неопределенно. В 1901–1902 годах – приложение к «Калужским епархиальным ведомостям» Камышинский пастырский листок. Чтение религиозно-нравственное миссионерского характера. Камышин (Саратовская губерния), 1909–1911. Еженедельно Изд.: Камышинское отделение братства Святого Креста Киевские листки религиозно-нравственного чтения для народа (Приложение к журналу «Воскресное чтение»). Киев, 1884–1912. Неопределенно. 1901–1912 годы – 12–20 раз в год Колокол. Общественная, церковная и литературная газета. СПб., 1905–1917. Еженедельно С 295 подзаголовок: Церковно-народная и литературная газета, с 720 подзаголовок: Ежедневная газета по вопросам религии, науки и литературы, общественной, народной и церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАЙЦЕВ Николай Лазаревич (1838, Калуга - 5.01.1872, там же), экстраординарный проф. КДА. Род. в семье протоиерея, магистра богословия, ректора Калужского ДУ, служившего в калужской Архангельской ц. Получил домашнее образование и поступил сразу в последний класс ДУ, окончив его 1-м учеником, затем был зачислен в ДС. В 1855 г., после 1-го года обучения в ДС, был направлен в СПбДА, к-рую окончил в 1859 г. также 1-м учеником со степенью магистра богословия. 13 окт. 1859 г. по окончании обучения З. был назначен в Калужскую ДС на должность преподавателя словесности и лат. языка, а также из-за отсутствия преподавателя читал в семинарии лекции по естественной истории. Составил учебную программу курса словесности. Стремился к живому общению со студентами вне аудиторных занятий. В семинарии З. организовывал воскресные собрания учеников для чтения сочинений рус. писателей. При участии друзей-преподавателей З. составил сборник ст. «Дружеская беседа» для учащихся семинарии по различным аспектам научного богословия, включил свои переводы статей европ. ученых. З., пользуясь знакомством с представителями высшего общества г. Калуги, устроил благотворительный музыкально-лит. вечер в Дворянском собрании в пользу малообеспеченных учеников семинарии. Нек-рых студентов он регулярно приглашал домой к обеду или на ужин. 28 июня 1861 г. определением Святейшего Синода З. был уволен из Калужской ДС по его прошению для лечения за границей с предоставлением права по возвращении снова просить место по Духовно-училищному ведомству. Путешествие З. по Зап. Европе финансировала вел. кнг. Елена Павловна, которая поручила ему изучить устройство местных жен. общин сестер милосердия. С этой целью он побывал в Лондоне, в городах Германии, Франции, Италии. В 1863 г. З. вернулся в Россию. Представленный им отчет имел большое значение для организации подобных учреждений в России. В этой поездке он также познакомился с устройством зап. учебных заведений и с особенностями церковной жизни в Зап. Европе. Впечатления З. нашли отражение в статьях и педагогических заметках. Состояние здоровья З. ухудшилось, он практически не мог ходить (ему был поставлен диагноз туберкулез костей). Но благодаря длительному домашнему уходу, З. начал передвигаться на костылях и возобновил свое общение с воспитанниками семинарии. Снова стал проводить беседы и чтения, подготовил новый выпуск «Дружеской беседы», в к-ром также было помещено письмо З. к ученикам из-за границы 1862 г. Соблюдая назначенный постельный режим, З. продолжал делать переводы и публиковал статьи о протестант. богословии и церковной жизни в «Духовной беседе» , «Калужских епархиальных ведомостях», «Православном обозрении» , «Духе христианина» , «Душеполезном чтении» , «Руководстве для сельских пастырей» , «Трудах Киевской Духовной Академии» .

http://pravenc.ru/text/1618918.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010