– Старче, почему ты не обучаешь его умной молитве? Отец Каллиник, улыбаясь, ответил: – Если я стану обучать его умной молитве, отец Леонтий, кто же принесет нам поднос с водой? Ему надо отсечь собственную волю послушанием, а тогда придет и умная молитва. Для каждого духовного подъема послушание служит необходимым этапом. Один ученик отца Каллиника получил распоряжение носить удобрения для деревьев. Эта работа требовала длительных пеших прогулок и большого труда. Ученик очень уставал, но хотел, чтобы и ему было предоставлено время для уединения, а потому попросил старца сократить эти работы, чтобы дать ему возможность побольше заниматься богомыслием и молитвой. Но старец не согласился. «Нет, – сказал он. – Ты продолжай исполнять свое послушание, и от этого получишь больше пользы. Вот когда я уйду из этой жизни, у тебя будет время для богомыслия, и ты увидишь, что пережил при помощи послушания все то, что написано в книгах». Божественные откровения Часто Бог таинственным образом обращается к чистым сердцам святых и таким образом дает им знать не только о прошлом, но и о будущем. Подобное случалось много раз и с безмолвником Каллиником. Одна благочестивая и чрезвычайно богатая дама очень уважала старца. В своих письмах к отцу Каллинику она просила его молиться за ее семью, чтобы Пресвятая Богородица защищала их от всякой напасти. Дело в том, что у них было имение в Лаврионе, и поездки туда на пароходе часто бывали сопряжены с серьезным риском. Как-то раз, когда пароход направлялся в те края, на море разыгралась сильная буря. Пассажиры уже не надеялись на спасение, но в конце концов им удалось кое-как выбраться на берег целыми и невредимыми. Тогда муж этой дамы, который не был таким благочестивым, как она, стал выговаривать ей: «Видишь, чего мы натерпелись! Можно сказать, смотрели смерти в лицо. Где же молитвы, которые обещали тебе монахи с Афона? Где их предстательство?» Вскоре супруги прибыли на свою дачу и увидели, что их уже давно ждало письмо от отца Каллиника. Распечатав его, они между прочим прочли: «Вас ожидает большое искушение. Будьте очень внимательны. Но в конце концов вы спасетесь, так как Богородица защитит вас».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Взаимоотношения между Патриархией и паствой КПЦ в XVIII в. характеризуют события, разгоревшиеся в 50-х гг. вокруг спора о крещении латинян и армян, переходящих в Православие ( Лебедев. 2004. С. 284-287). До сер. XVIII в. этот вопрос не привлекал внимания ни богословов КПЦ, ни правосл. паствы. В 1718 г. патриарх Иеремия III в ответ на запрос рус. царя Петра I Алексеевича заявил в послании, что перекрещивать новообращенных в Православие католиков и протестантов нет необходимости. В 1751 г. в епархии Никомидия (ныне Измит, Турция) распространялась проповедь монаха Авксентия Диакона , к-рый выступал против заблуждений латинян и армян и утверждал также, что их обряды крещения являются недействительными. Патриархия во главе с патриархом Кириллом V (1748-1751, 1752-1757) некоторое время пыталась игнорировать растущее возбуждение среди христиан в К-поле и его окрестностях, тем более что патриарх Кирилл сочувствовал взглядам проповедника. Но в 1752 г. патриарх Паисий II, уже в 4-й раз возведенный на престол, приказал Авксентию прекратить проповедь, но подчинения не добился. Посланный из Патриархии дидаскал Критий, который пытался давать разъяснения толпе и обличить неправоту Авксентия, едва не был ею растерзан. Большинство простонародья и часть греч. знати оказались на стороне проповедника и уже почти открыто требовали низложения патриарха Паисия. Патриархия, всерьез опасаясь бунта, видимо, обратилась за помощью к османским властям, и те, пригласив Авксентия якобы на аудиенцию к великому везиру, утопили его в Босфоре. В ответ возбужденная толпа христиан в К-поле подвергла патриарха Паисия побоям, что заставило его бежать из города. Толпа требовала вернуть на престол Кирилла V, и вскоре Порта уступила, дабы избежать дальнейших осложнений ситуации. Вернувшийся на престол Кирилл V, несмотря на несогласие многих архиереев, издал определение («Орос») о необходимости впредь перекрещивать католиков и армян, переходящих в Православие. Большинство архиереев КПЦ выступали против принятого определения; под их давлением в 1757 г. Кирилл V был низложен и на престол возведен Каллиник III . Но его высказывания о возможной отмене «Ороса» вскоре вызвали у простонародья подозрения в его симпатиях к латинянам. Мнения большинства других иерархов народ не брал в расчет; из-за слухов Каллиник III был объявлен «франком», избит толпой и изгнан из Патриархии. Его преемник патриарх Серафим II (1757-1761) уже не решался продолжать обсуждение спорного вопроса, и с этого времени в КПЦ закрепилось решение в пользу перекрещивания новообращенных.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Непосредственной причиной войны стала попытка римлян посадить на армянский престол своего ставленника – Трдата III (298-330) , представителя парфянской династии Аршакидов. Шах Нарсе (293-303) – сын грозного Шапура I (240/243-272/272) еще задолго до захвата иранского престола истребил большую часть Аршакидов в Армении, которая была завоевана персами в 252/253 гг. и была уделом Нарсе. На рубеже 280-290-х годов Нарсе, по всей видимости, был вовлечен в междоусобную борьбу за власть в Иране и активно использовал военные ресурсы Армении для победы над конкурентами. В 293 году, после смерти Бахрама II, Нарсе смог захватить иранский трон и умертвил своего внучатого племянника, юного Бахрама III, носившего титул «царя Сакастана» . После этого узурпатор начал готовиться к войне с римлянами, которая началась в 296/297 годах. Диоклетиан направил против персов армию под командованием Галерия, которому теперь предстояло стяжать лавры Домиция Корбулона. Первоначально, в 297 году, боевые действия складывались для римлян крайне неудачно. Галерий был разбит между Каррами и Каллиником (согласно другой версии, в двух битвах при Каррах, затем под Каллиником) и вынужден отступать из Армении. В наказание за этот разгром, как отмечает Евтропий, Диоклетиан заставил Галерия бежать в парадных доспехах за своей колесницей ( passuum milia purpuratus tradatur ad vehiculum cucurrisse ) [Eutr. IX, 24]. Этот же эпизод упоминается Евсевием ( Galerius Maximianus victus a Narseo ante carpentum Diocletiani purpuratus cucurrit ) [Euseb. Chron. 300] и Аммианом Марцеллином ( Augusti vehiculum irascentis per spatium mille passuum fere pedes antegressus est Galerius purpuratus ) [Amm. Marc. XIV, 11, 10]. « Purpuratus » означает в данном контексте не только пурпурный плащ цезаря, в который был облачен бегущий Галерий, а весь парадный доспех командующего, включавший мускульную кирасу, пышные птерюги, поножи, а возможно и шлем с маской. В эту эпоху армия сасанидского Ирана, вероятно, мало изменилась со времен Арташира I Папакана (224-241). Главной силой персов по-прежнему была тяжелая конница, формировавшая дружины знатных князей, а также конные подразделения, состоявшие из иранских кочевников. Эти кочевники являлись на службу по призыву шаха. В подобных иррегулярных конных частях служили не только мужчины, но также женщины, а воины этих частей были с детства приучены сидеть верхом и проводили на коне большую часть жизни [Herodian. VI, 5, 3-4] . Это обстоятельство свидетельствует о том, что персидская армия при ранних сасанидах, как и в Парфии, состояла преимущественно из иррегулярной конницы. Эта конница комплектовалась не только из тяжеловооруженных парфянских и персидских азатов, но в значительной степени из дружин тех или иных сакских и сарматских вождей, присягнувших шаху. Подобное предположение подтверждается тем, что в этой коннице женщины служили наравне с мужчинами, что соответствует известным пережиткам матриархата у сарматов и в целом у иранских и тюрко-монгольских кочевников.

http://bogoslov.ru/article/6175962

Как-то, когда корабль направлялся к поместью, случился ужасный шторм. Все видели, что кораблекрушение неизбежно, но все же с большим трудом им удалось добраться до суши. Муж той женщины, не столь благочестивый, как жена, начал ее упрекать: «Ты видела, что мы пережили. Мы смотрели в глаза смерти! Чего стоят молитвы того монаха на Афоне, который обещал молиться о нас? Где его защита?» Вскоре они добрались до своего загородного дома, и там их уже ждало письмо от отца Каллиника. Они открыли его и... «Вас ожидает большое испытание. Надлежит быть очень осторожными. Но вы спасетесь, ибо защитит вас Пресвятая Богородица». Муж: был, словно громом поражен, и с того времени стал относиться к отцу Каллинику с безграничным уважением. Отшельникам, подвизающимся в нищете и лишениях, Господь посылает то, что им потребно, различными путями. Иногда Он взывает к сердцам каких-нибудь людей, которые доставляют отшельникам необходимое – неважно, верующие люди то или нет, благочестивые или непочтительные. Авва Дорофей так говорит об этом: «Что касается телесных нужд, если есть кто-то, достойный помощи, Бог даже к сердцу сарацина обратится, и через него милосердие к нужде человеческой проявит. Готовясь к Пасхе, отец Христодул, духовный сын отца Каллиника, отправился в магазин в Дафну. После его ухода Старец сказал вдруг другому ученику, отцу Арсению: «Скажи ему, пожалуйста, купить также немного икры. Отец Арсений побежал было догнать брата, но поздно: тот был далеко. На следующий день отец Арсений встретил его возвращающимся и в крайнем смущении рассказал о благословении Старца. Услышав это, отец Христодул был поражен. Полный изумления, осенил себя крестным знамением: «Послушай, брат, – сказал он, – и подивись вместе со мной. Когда я сделал покупки в магазине Дафны и собирался отправиться обратно, хозяин спросил меня, кто мой Старец. Я сказал. Услышав имя отца Каллиника, он очень обрадовался, ибо почитает его. «Так ты говоришь, что твой Старец отец Каллиник, – сказал он мне. – Пожалуйста, передай ему от меня небольшой подарок к Пасхе». И он дал мне большую меру икры!» Духовные сокровища

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лицо отца Каллиника, озаренное светом Фаворским, светилось часто даже и тогда, когда он не молился в уединении. Слова аввы Исаака Сирианина об ангелоподобном исихасте Арсении можно отнести и к нашему исихасту: «Созерцая его, они возрадовались, и слова стали ненужными». Как-то один из послушников отца Каллиника получил благословение идти потрудиться в Лавру, которая расположена в трех часах ходьбы. Он пошел было, но что-то раздосадовало его и, сердитый и возмущенный, послушник скоро повернул обратно с претензией к Старцу. И что же? Приблизившись, увидел он лицо Старца своего – лицо, исполненное божественной благодати, радости и сияния святости. Он был поражен, у него полились слезы, он каялся: «О, нечестивый! Все, что Старец мне благословляет – это путь мой ко спасению, а я сержусь». Один отшельник, отец Д, вспоминая о душеполезной беседе с отцом Каллиником, так описал облик Старца: «Говоря, он смотрел на меня с улыбкою. Лицо его сияло, по нему буквально разливалась волна радости. Виделось, что в этот самый момент он чувствовал любовь Господа к себе и благодать небесную». Отец Каллиник в течение восьми лет был духовным наставником отца Герасима, доброго монаха и прославленного гимнотворца. Отец Герасим вспоминал следующий случай, произошедший однажды утром, когда какое-то душевное смущение привело его в келью Старца: «Утро доброе, утро доброе, – сказал он, как только увидел меня. – Я ждал тебя». Я был изумлен, услышав это, так как не говорил ему, что приду утром. Когда сел рядом с ним, почувствовал какую-то робость в его присутствии. Когда же взглянул в лицо его, увидел, что оно светилось неотмирным сиянием. От созерцания этого и во мне родилась какая-то необыкновенная радость. Мне казалось, что при этом я ощущал некий чудесный аромат». Да, правда. Верность отца Каллиника Христу и непрерывное богообщение с Тем, Кто «красен добротою паче сынов человеческих» ( Пс.44:3 ) возвысили не только душу его, но и его плоть. Борьба против ереси Духовный опыт старца Каллиника позволил ему знать все о самых глубоких и тонких сторонах исихазма. Им было распознано фальшивое учение, отошедшее от исихазма.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Предложено прежде от того посла Кастаниера Скоторнуфия вопросительно на обеде приватно оному патриарху при нас токмо диаконах таких способом. Какое было бы окончание и збытие еллинского роду и всея восточные церкви? Отвещал блаженные памяти кир Каллиник, что всю нашу надежду по бозе имеем на христианских государей, а особливо на Людовика XIV, по дружбе и защищению, которое явил и повседневно являет к бедному, пренебреженному и плененному роду еллинскому и по храбрым и благочестивым делам и христианским поступкам, что повседневно видим и слышим исправляема от него. Отвещал Скоторнуф: добра ваша надежда, но зависть европейских государей есть зла, и та не допустит вам видеть вольности своей. Кир Каллиник его о том вопросил: для чего? Отвещал Скоторнуф: понеже никогда не согласятся между собою европейские государи, чтоб отдали Грецию одному, который бы имел и другое государство, но паче предпочитают бытье в руках турских, нежель отдать другому государю. Того ради потребно бы было, чтоб вы сами промыслили какую Речь Посполиту и согласитися между собою, и тогда б могли вызвать и просить тайно, кого восхощете себе за государя. И от того времени началась пересылка с французами. А что учинилось между тем, не знаю, понеже был я здесь на Москве и в Англию послан от помянутого патриарха кир Каллиника ради школы, которая учинена в Аксфорте ради еллинов, а как возвратился я из Англии в Царьград, паки послан я был, быв посвящен, от помянутого Каллиника на Белое море в 1699 году к наместником рода (народа), которых есть седмь, и из тех большая часть есть ныне консулы французские, и от них я послан во Францию и с другим некоторым иеромонахом, который ныне послан в Ефиопию ради службы рода, а я в Англию в 1699 году. И те седмь наместники не были учинены с общего совету рода, но токмо от патриарха и от немногих некоторых тайно: того ради, что ни делали, все с великим страхом и трепетом делали, чтоб не объявиться туркам или венецианам, потому что как от тех, так и от других опасаемся. А между тем случился и мятеж миссионариев короля французского в Турецкой земле, и те миссионарии не были так за веру и духовные дела, елико для дел и вымыслов короля французского, как о том и из Голанской земли я вам писал, а понеже поимали нескольких из наместников и посадили их на каторге вместе с миссионариями, однако ж не ради гражданских дел, но ради веры, для того что и туркам не явились дела наши, понеже употреблены были под именем веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для нас животворили, Не говори с тоской – их нет, Но с благодарностию – были! В.А. Жуковский Стоит ли искать новые путь для начала своей биографии или просто начать с рассказа о первых воспоминаниях, первых впечатлениях, которые я получила, появившись на белый свет? Если я скажу, что помню себя в пелёнках, то читатель скептически улыбнётся и не поверит. Я же сама сомневаюсь в правдивости этих воспоминаний, так ярко стоявших передо мной в течение моей жизни. Что это? Действительно ли я помню бабушкину столовую, огромный стол и себя на руках у мамы, стоящей около «контрамарки», неизвестно откуда получившей своё название, обогревающей две комнаты. Эту печь называли также голландкой. Да, мама держит меня на руках, и я ясно помню всё убранство комнаты, всё наше семейство, сидевшее за столом и обсуждавшее какие-то деловые вопросы. Я в пелёнках. Может быть, это плод моего воображения, основанный на рассказах близких, но уж себя в моей кроватке, которая стояла в тот день в комнате моей тёти Лизы, я помню чётко и ясно. Солнце заливало комнату, я стояла в этой кроватке и качалась. Кроватка эта прочно стояла на металлической раме, но е легко можно было приподнять и повесить на два крючка, которые крепко держали её, и ребёнок сам мог раскачивать и развлекать себя таким образом. В этой же самой кроватке я вырастила 20 с лишним лет спустя свою дочь Марину. Судя по убранству дома, мне должно быть меньше года. Я проверила по сохранившимся фотографиям – да, мне было меньше года. К сожалению, сейчас уточнить невозможно. Все мои родные ушли в лучший мир. Родилась я на северо-востоке Китая в Маньчжурской провинции, в небольшом пограничном городке Маньчжурия, в доме моей бабушки Варвары Михайловны Антоновой. Отец мой Игнатий Каллиникович Волегов – офицер Белой армии, воевал против большевиков. После переворота и расформирования царской армии он пробрался в Сибирь и там сформировал отряды казаков для продолжения борьбы против большевиков, прошел Ледяной поход с Белой армией и оказался за пределами родины с отступавшей, но героически сражавшейся Белой армией. Трагическая судьба армии и отступившего, уходившего от красных мирного населения решила дальнейшие судьбы людей, измученных походом, морозом, болезнями, тифом, голодом и всякими лишениями и страданиями.

http://azbyka.ru/fiction/minuvshee-razvy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Дорофей (Маммелис), митр. Прусы (Маммелис) († 6.03.1921), митр. Прусы (совр. Бурса, Турция), с 1918 по 1921 г. Местоблюститель Патриаршего престола К-поля. Происходил из сел. Сийи (совр. Кумьяка, Турция) в М. Азии. По рекомендации митр. Халкидонского Каллиника поступил в богословскую школу на о-ве Халки, к-рую окончил в 1883 г. Назначен директором народных школ в районе, прилегающем к Золотому Рогу в К-поле, впосл. архидиакон и протосинкелл Халкидонской митрополии при митрополитах Каллинике и Иоакиме. В 1892 г. по рекомендации митр. Ираклийского Германа единогласно избран Свящ. Синодом К-польского Патриархата епископом Каллиупольским и Мадитским. 7 дек. 1895 г. возведен в сан митрополита Гревенского. В 1899 г., в Патриаршество Константина V (1897-1901), введен в состав Свящ. Синода, участвовал в повторном избрании патриарха Иоакима III (1901). 18 сент. 1901 г. переведен на Никопольско-Превезскую кафедру. В 1908 г. повторно введен в состав Свящ. Синода. 25 окт. того же года переведен на кафедру г. Пруса в сане митрополита. В 1912 г. вновь избран членом Свящ. Синода; тогда же назначен председателем Постоянного национального смешанного совета (синодальный орган, существовавший до 1923, состоявший из 4 архиереев и 8 мирян; возглавлялся 1-м по чести митрополитом, решал вопросы экономического характера) и оставался на этой должности до апр. 1914 г. При новом патриархе Германе V (1913-1918) был введен в состав Свящ. Синода и назначен руководителем Высшей школы греч. общины Османской империи, Духовного суда и жен. школы Заппион. 12 окт. 1918 г. Герман V отрекся от Патриаршего престола вслед. народных волнений в связи с изгнанием тур. правительством греч. населения из М. Азии. Патриарх Герман принял это решение под влиянием Д., к-рый и был избран Местоблюстителем Патриаршего престола с перевесом в 1 голос. На этой должности он оставался до смерти, и это был самый длительный со времени падения Византийской империи период вдовства К-польской кафедры.

http://pravenc.ru/text/180261.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Кампания по раскрытию агентурных досье митрополитов вызвала снижение рейтинга доверия болгар к Болгарской Православной Церкви 02.02.2012 Кампания по раскрытию агентурных досье митрополитов вызвала снижение рейтинга доверия болгар к Болгарской Православной Церкви , сообщает Болгарское национальное телевидение. Рейтинг доверия к Болгарской Православной Церкви, традиционно пользовавшейся наибольшим доверием болгарского населения, согласно проведенным с 14 по 18 января 2012 г. Центром анализа и маркетинга социологическим опросам, снизился с 45.9% до 34,7%. Социологи считают, что на столь серьезное понижение рейтинга Болгарской Церкви, прежде всего, повлияло раскрытие в середине января 2012 г. досье агентурных сотрудников органов болгарской государственной безопасности коммунистического периода, согласно которым оказалось, что 11 из 15 болгарских митрополитов в прошлом были связаны со структурами госбезопасности. Рейтинг доверия к Церкви снизился, несмотря на то, что несколько из оказавшихся «агентами» митрополитов или опровергли свое сотрудничество с органами госбезопасности или раскрыли подробности своего вынужденного, но кратковременного и нерезультативного сотрудничества, а митрополит Врачанский Каллиник покаялся перед своей паствой. Назначенное на 31 января заседание Синода Болгарской Православной Церкви, на котором митрополиты планировали составить общее официальное заявление по поводу раскрытия досье, как сообщает Болгарское телевидение, перенесено на 15-17 февраля. Причиной послужило плохое самочувствие части митрополитов и пожелание Болгарского Патриарха Максима. В интервью Болгарскому телевидению митрополит Ловчанский Гавриил (один из 4 митрополитов, досье на которого обнаружено не было) заявил, что, скорее всего, общее заявление митрополитов по раскрытию досье все же будет принято. В то же время владыка признал, что составление этого заявления может быть осложнено, так как оно должно быть принято единогласно, а Синоду из 15 митрополитов, подобно Болгарскому парламенту, порой бывает сложно договориться по трудным вопросам. «Думаю, что дела должны говорить о человеке: покаялся он или нет, прежде всего, показывает то, что он делает. Давайте посмотрим, как люди служат, что делают. Раскрыли досье некоторых митрополитов, но посмотрите, что они делают в своих епархиях, как строят, учат детей, устраивают кухни для бедных, давайте посмотрим на дела и после будем говорить, действительно, ли этот человек покаялся или нет. Тут есть и нечто другое, два человека имеют досье, но эти досье отличаются - один подписал его по неволе, другой, возможно, клеветал на собратьев, и только Господь может знать, как все было. И все складывать в одно - невозможно», — сказал митрополит Гавриил. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 02.02.2012 16:52:18

http://drevo-info.ru/news/12299.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Синод Болгарской Церкви пока не вынес решения по вопросу переговоров с раскольниками 20.02.2009 Святейший Синод Болгарской Православной Церкви все еще обдумывает, какую позицию занять по поводу решения Европейского суда, касающегося раскола в Церкви. Члены Синода обсуждают этот вопрос на регулярной зимней сессии. В резиденцию Синода прибыли все его члены, за исключением Врачанского митрополита Каллиника, который болен. Обсуждается также позиция Синода в отношении проявленного со стороны раскольников желания вести переговоры по выходу из сложившейся ситуации. По мнению экспертов, заседания, которые продолжатся до конца недели, будут тяжелыми и бурными, т.к. по данному вопросу в Синоде нет единства. Варненский митрополит Кирилл, Пловдивский Николай и Неврокопский Нафанаил выступают против любых переговоров и уступок раскольникам. В последние дни владыка Кирилл не раз заявлял перед различными СМИ, что раскольники могут быть приняты в лоно Болгарской Церкви только после полного покаяния, как это сделали многие их собратья в 1998 г. Большинство архиереев, однако, склонны к компромиссу, т.к. стремятся к скорейшему окончательному восстановлению единства Православной Церкви Болгарии. По их мнению, от раскольников поступили ясные сигналы, что они готовы уступить в некоторых своих требованиях. Члены Синода опасаются также, что если не будет достигнуто никакого соглашения, и Болгария будет осуждена судом в Страсбурге, авторитет Болгарской Церкви сильно пострадает. По словам осведомленных людей, Старозагорский митрополит Галактион по своей инициативе не только разговаривал в прошлом месяце с главой раскольников Иннокентием, но и отслужил вместе с ним Божественную литургию. Ожидается, что этот его поступок вызовет также бурную дискуссию во время синодальных заседаний. Сам митрополит Галактион явился на заседание Синода впервые после двухлетнего демонстративного отсутствия. Некоторые истолковывают его появление именно как желание подкрепить группу, склонную к компромиссу с раскольниками. Богослов.Ru/Седмица.Ru Редакция текста от: 20.02.2009 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/6218.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010