И Сам Спаситель глаголет: овцы Мои слушают гласа Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей ( Ин.10:27 −28). Всякой живущий и верующий в Меня, не умрет во век ( Ин.11:26 ). Истинно, истинно говорю вам, слушающий слово Мое, и верующий пославшему Меня, имеет жизнь вечную, и суду не подлежит, а перешел уже от смерти в жизнь ( Ин.5:24 ). Когда же тленное сие, говорит опять Апостол Павел, облечется в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово Писания: Поглощена смерть победою. Смерть! Где твое жало? Ад ! Где твоя победа? Жало же смерти – грех (но мы являемся пред Богом праведными во Христе Иисусе – Рим.5:19 ), а сила греха – закон (но Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, был под законом, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление ( Гал.4:4 −5). Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом ( 1Кор.15:54 −57). Сими и другими подобными изречениями Духа Святого, укрепляйте себя, дабы принять и претерпеть страдания с овечьим смирением и детским послушанием, и мужественным упованием и благодарением, как свойственно ученице Христовой, дабы прославив Бога страданиями, и самой быть прославленною от Бога. Приветствую избавленную от смерти очевидной милостью Божьею, Александру Яковлевну и сестру нашу о Господе Елену Павловну, о которой желаю вспомнить и завтра, желая ей в начале нового года ее, новых успехов на пути заповедей Христовых. Хочу еще раз писать к Вам из Казани. Преданный Вам слуга о Господе А. Макарий. Мая 17. 1840 г. Казань. 189 Достопочтеннейшая раба Христова и госпожа! Вам известны благотворения почетного гражданина Казани Петра Леонтьевича Крупеникова, и супруги его Ольги Васильевны, которыми они пребывание наше в Казани сделали беспечальным, и полным всякой удобности, довольства, упокоения. Как Вы с Екатериною Владимировною доставили нас преблагополучно сюда, так же почти и они отправляют нас в Томск, потом к Алтаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать над умершими и живущими» ( Рим.14:8 −9). И паки: «Не хочу, братия, оставить вас в неведении о умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то также и умерших во Иисусе, (т. е. в вере во Христа и в союзе с Ним и с Церковью Его святою, единою на небеси и на земли) Бог приведет с Ним. Ибо сие сказываем вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь, по предвозвещении гласом Архангела и трубою Божьею, снидет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними, восхищены будем на облаках по воздуху, навстречу Господу, и таким образом всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга тем, что здесь сказано ( 1Фес.4:13 −18). А что мертвые воскресают, глаголет Господь, не читали ли вы, что сказано вам от Бога, глаголющего: Я есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковлев? ( Исх.3:6 ). Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Мф.22:31 −32; Лк.20:37 −38). Сии слова Божии предлагая вниманию твоему, всечестная матерь, во утешение сердца твоего, плачущего о преставлении дражайшего сына, которого, как и всех нас, Иисус Христос возлюбил и омыл от грехов его кровью Своею, всеусердно желаю, да будет Он Спасителем, и светом и миром и радостью раба Своего Сергия в небесном царствии, и тебя, вкупе со всеми, любезными сердцу его и твоему, да сподобит сего блаженства, ο κοтоροм и говорит Иоанн Богослов: «Возлюбленные! Мы уже дети Божии, но еще не открылось, что мы будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему; ибо узрим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» ( 1Ин.3:2 −3). И Апостол Иаков: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что прошедши испытание, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак.1:12 ). 30 октября 1845 г. Болхов. Троицкий монастырь. Читать далее Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс./Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - 558 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Иер. 52 :26. И взял их Навузардан военачальник и привел их к царю Вавилонскому в Девлаф. Иер. 52 :27. И избил их царь Вавилонский в Девлафе, в земле Емаф. И переселен был Иуда из своей земли. Иер. 52 :28. Вот 1322 народ, который переселил Навуходоносор в седьмой год: Иудеев три тысячи двадцать три. Иер. 52 :29. В восемнадцатый год Навуходоносор переселил из Иерусалима восемьсот тридцать две души. Иер. 52 :30. В двадцать третий год Навуходоносора Навузардан военачальник переселил Иудеев семьсот сорок пять душ, а всего четыре тысячи шестьсот душ. Иер. 52 :31. И в тридцать седьмой год по переселении Иоакима 1323 , царя Иудейского, в двадцать пятый 1324 день двенадцатого месяца, Евильмеродах, царь Вавилонский, в первый год своего царствования, возвысил 1325 Иоакима, царя Иудейского, и вывел его из дома, в котором он был под стражею, и говорил ему доброе. Иер. 52 :32. И поставил престол его выше царей, которые были с ним в Вавилоне. Иер. 52 :33. И переменил темничную одежду его, и он хлеб всегда пред лицем его, во все дни жизни своей. Иер. 52 :34. И содержание 1326 ему давалось всегда от царя Вавилонского, до самого дня его смерти, во все дни жизни его. Плач Иеремии Предлагаемый перевод книг малых пророков есть продолжение вполне аналогичного перевода кн. Притчей (Казань, 1908 г.), Исаии (К., 1909 г.), Иеремии и Плача (1910 г.), Иезекииля (1911 г.) и Даниила (1912 г.), и составлен по тому же плану и типу и по тем же текстуальным изданиям, как и предыдущия работы 1 . Посему вопросов, изложенных во Введениях к вышеупомянутым работам, повторять не будем. Что касается характера славянского перевода, в его отнощении к греческому оригиналу, то, как и в книгах Притчей, Исаии и Иезекииля, признаем его точность в сравнении с текстом перевода LXX толковников, особенно по александрийскому кодексу, до копиизма. Уклонения в обширном тексте всех 12 книг малых пророков (67 глав) в славянском переводе, по сравнению со всеми известными ныне оригиналами: еврейским, греческим и латинским, мы нашли лишь в след. местах. Неимеющия себе нигде соответствия, а потому оскобленные в печатных изданиях славянской Библии, чтения замечены нами в след. главах и стихах: Ос. 7 :5-8, 8:5, 9:15, 10:5, 12:14, 13:3; Иоил. 1 :16; Ам. 3 :2, 5:16, 8:5, 9:2; Ион. 4 :9-11; Мих. 1 :11, 7:20; Наум. 1 :14-15; Зах. 1 :4, 6:1, 7:3; Мал. 3 :17. Неоскоблены в слав. переводе дополнения против греческого оригинала: Иоил. 2 :24; Ам. 2 :2; Наум. 1 :15; Агг. 2 :11; Зах. 6 :3. (всего 27 слов)

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Из наших русских толкователей, кажется, более естественное объяснение разбираемому выражению дает Ф. Троицкий (Последняя пасхальная вечеря Иисуса Христа по синоптикам и Иоанну, Казань 1907, с. 21–22). На основании исследований проф. Хвольсона он утверждает, что во дни Христа раввины назвали субботой праздник Пасхи, на какой бы день недели этот праздник ни падал («суббота» ведь значит «покой»). Это была суббота в несобственном смысле этого слова, но следующая за этой субботой в несобственном смысле суббота обыкновенная, в собственном смысле этого слова, уже не называлась просто субботой, а субботой «второ-первой». Это значило, что она, с одной стороны – первая в новом году (новый год начинался у евреев с Пасхи), а с другой стороны, вторая, потому что первой субботой, хотя и не в собственном смысле этого слова, была Пасха. Это толкование можно принять как наиболее удачно разрешающее затруднительный вопрос. «Растирая руками», т.е. освобождая содержимое колосьев – сами зерна – посредством растирания. Такое действие учеников, с точки зрения преданий старцев, было уже работой приготовления пищи, которая считалась осквернением субботнего покоя. Лк.6:6 .  Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая. Лк.6:7 .  Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. Лк.6:8 .  Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил. Лк.6:9 .  Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали. Лк.6:10 .  И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая. Лк.6:11 .  Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом. Об исцелении сухорукого в субботу евангелист Лука повествует также согласно с Марком ( Мк. 3:1–6 ; ср. Мф.12:9 и сл.). «В другую субботу» – вероятно в ту, которая следовала за «второ-первой».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Источник: Книга пророка Иеремии и Плач Иеремии в русском переводе с греческого текста LXX, с введением и примечаниями. П. Юнгеров. — Казань: Центральная типография, 1910. — С. 168—172. Глава 4 Плч. 4 :1. Алеф. Как потускнело золото, изменилось лучшее серебро, разсыпаны камни святилища 94 на углах всех улиц! 95 Плч. 4 :2. Беф. Почтенные сыновья Сиона, одетые в чистое 96 золото, как они сравнялись с глиняною посудою, изделием рук горшечника! Плч. 4 :3. Гимель. Даже чудовища 97 обнажают сосцы и детенышей 98 их питают молоком, а дочери народа моего, напротив, как птица в пустыни 99 . Плч. 4 :4. Далеф. Язык грудного младенца прилипает к гортани его от жажды, младенцы просят хлеба, и никто куска не дает им. Плч. 4 :5. Ге. Евшие сладкое погибают на улицах, воспитанные на багрянице покрываются навозом. Плч. 4 :6. Вав. Беззаконие 100 дочери народа моего превышает беззаконие Содомы, ниспровергнутой мгновенно, (так что) не касались 101 ея руки. Плч. 4 :7. Заин. Назореи ея были чище снега, белее молока, были красны 102 оконечности 103 их, превосходнее камней сапфира 104 . Плч. 4 :8. Иф. (А теперь) темнее сажи стал вид их; не узнают их на улицах, кожа их прилипла к костям их, высохли, стали как дерево. Плч. 4 :9. Теф. Умерщвленные мечем счастливее умерших от голода, ибо эти истаевают от безплодности земли 105 . Плч. 4 :10. Иод. Руки мягкосердых жен варили детей своих, они были для них пищею во время гибели дщери народа моего. Плч. 4 :11. Коф. Проявил до конца 106 Господь гнев Свой, излил ярость гнева Своего, и возжег огонь в Сионе, который поел основания его. Плч. 4 :12. Ламед. Не верили цари земли и все живущие во вселенной, чтобы вошел враг и неприятель чрез ворота Иерусалима. Плч. 4 :13. Мем. (Все это) за грехи пророков 107 его и неправды священников его, которые среди его проливали кровь праведников 108 . Плч. 4 :14. Нун. Колебались 109 стражи 110 его на улицах, осквернялись кровию при безсилии своем, прикасались к одеждам своим 111 . Плч. 4 :15. Самех. «Отойдите от нечистых, скажите им: отойдите, отойдите, не прикасайтесь! Ибо они зажгли огонь и поколебались, говорите среди народов они не будут более жить (с ними)» 112 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

К Елисавете Николаевне Т. Ниже помещаемое письмо было напечатано в I томе издания 1860 г., стр. 256−257, под титулом «К E. H. Т». Сохранившийся в библиотеке Казанской дух. семинарии оригинал с конвертом, позволил раскрыть имя и отчество этой особы, бывшей в Москве учительницей. Даты нет, и знакомство о. Макария с E. H. Т., как и письмо к ней, только· предположительно можно отнести к 1839−40 гг. 268 Возвращаю записки Ваши, достопочтенная сестра во Христе Иисусе, и усердно желаю, чтобы Вы, причастившись святых Его, Божественных, животворящих тайн, и утвердившись в союзе и общении с Ним, явственно познали волю Его, и видели путь, которым Он хочет вести Вас, и звание, в котором Вы предназначены прославлять имя Его, и служить спасению человеков, как и Сам Он приходил к нам на землю не для того, чтобы они служили Ему, но чтобы послужить им, и искупить их драгоценною Своею кровью от злосчастия. Сегодня, после утреннего молитвословия, я читал в Евангелии от Луки следующие, без выбора моего, открывшиеся изречения Господа: «Сыну человеческому много должно пострадать, и быть отвержену старцами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». Ко всем же сказал Господь: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и каждый день бери крест свой и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее. А кто потеряет душу свою для Меня, тот спасет ее. Ибо, что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или причинить себе вред. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын человеческий постыдится. когда приидет во славе Своей и Отчей и святых Ангелов» ( Лк.9:22 −26). Прочтите и вы, достопочтенная сестра во Христе, сообразные сии словеса Господа вашего и святых Его Апостолов, по следующим указаниям: Ин.12:20 −26; Лк.12:49 −50, 24:25−26; Евр.13:12 −15; 1Пет.2:21, 5:7 −11, 2:1−9; Мф.5:16 ; Ин.15:1 −8; Мф.11:28 −30. Утешитель же Дух Святой, да слагает сии слова Иисуса Христовы, и Божественных учеников Его, в сердце вашем по воле Своей, чтобы Вы уразумели и обрели сию волю Божию в рассуждении Вас, в сердце Вашем, как вожделеннейшее благо. Он да соделает сии слова Спасителя и Его проповедников живыми, действеннейшими и плодоносными, как в мыслях и чувствованиях, так в словах и деяниях Ваших, где бы Вы Господу Вашему ни служили. Ибо Господня земля и все, что наполняет ее. И Господь Иисус Христос, вчера и сегодня, и там и здесь, везде и всегда – един и тот же. Вы Ему принадлежите, вы Его собственность. Предаю вас Ему, как и сестру Матрону, и себя самого, и дело службы вашей. Преданный Вам А. Макарий. Адрес: в приходе Рождества в Кудрине в Трубниковом переулке в доме Ляпуновой, учительницы, девицы Елисаветы Николаевны. Читать далее Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс./Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - 558 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Многие исторические заметки Второзакония были бы непонятны без предшествующих книг; напр., в 24 главе, ст. 9, писатель говорит: помни что Господь Бог Твой сделал Мариами на пути, когда вы шли из Египта. Эти слова отсылают читателя к 12 главе книги Числ. Подобных заметок много в первых главах Второзакония. Законодательство книг Исхода, Левит и Числ во всём своём объёме, начиная с десятословия, вошло во Второзаконие; за исключением предписаний чисто обрядового характера, которые имели значение для одних левитов. Редакция десятословия к книге Исход (20 глава), по общему мнению, древнее редакции Второзакония (В переводе LXX-mu десятословие Исхода дополнено из соответствующих мест Второзакония в русском переводе эти дополнения, излишние против еврейского подлинника, заключены в скобки). Узаконения книги завета (Исход 21–23) передаются во Второзаконии иногда с некоторыми сокращениями, иногда с добавлениями, причём очевидно, что те и другие вызваны были изменениями в обстоятельствах и условиях жизни Евреев, которые должны были наступить по переходе через Иордан и завоевании земли Ханаанской. Однажды писатель Второзакония прямо указывает на существование особых узаконений, вверенных. жрецам на хранение... В Втор.24:8 он говорит: смотри, в язве проказы тщательно соблюдай и исполняй весь (закон), которому научат вас священники левиты; тщательно исполняйте, что я повелел им. Закон о проказе и другие постановления заключаются в книге Левит. Упоминание о стане и скинии во всех почти обрядовых узаконениях, на что мы обращали внимание ранее, показывает, что они записаны были уже во время путешествия; и Моисей в приведённом месте Второзакония ссылается на другой писаный закон, который не включён им в состав Второзакония. Что хранение закона было исключительным преимуществом священников, об этом неоднократно говорят пророки, – напр. Иеремия: не исчез же —85— закон, у священника и совет у мудрого и слово у пророка ( Иер.18:18 ); Иезекииль: будут просить у пророка видения, и не станет учения у священника и совета у старцев ( Иез.7:26 ); Малахия: закона ищут от уст священника ( Мал.2:7 ), Следовательно, оставляя в стороне косвенные доказательства, в пользу подлинности парных четырёх книг Моисеевых, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Молю благость Его, да возвратит Вам здравие, по человеческим соображениям, весьма благопотребное для детей. Но кто познал ум Господень? Или кто был Ему советником? Предадим сами себя и друг друга Отцу небесному, и покорим желания наши святейшей воле Его по примеру Гефсиманского Страдальца, в молении о чаше смерти лютейшей вещавшего: «Но, не как Я хочу, а как Ты, буди воля Твоя»! С искренним чувством живейшей благодарности уведомляю вас, достопочтеннейший Дмитрий Тимофеевич, что и деньги в пользу миссии, и бедных между новокрещенными, и преизящные изображения Иисуса Христа, и превосходные стихотворения Степана Дмитриевича, 150 получены мной в совершенной целости. Как принесу вам достойное благодарение? Помолюсь Господу Богу, да воспримет в Свое всемогущее покровительство искренние желания недостоинства моего, относящиеся к болезненному состоянию Вашему, и да приидет на Вас благословение Божие! С того времени, как по водительству Провидения Божия, вошел я в близкие соотношения с Григорием Тимофеевичем, никогда не отделял Вас и чад, Вам дарованных Богом, от брата Вашего, в моих воспоминаниях, помышлениях, желаниях. Милостивые государи Николай и Георгий Дмитриевичи! Милостивая государыня Надежда Дмитриевна! Душа моя исполнена приятнейшими чувствами благодарности в отношении к Вам, и всегда радуется, вспоминая о Вас. Я желаю писать к Вам в другое время досуга, а теперь скажу кратко: помните, что Вы ученики Иисуса Христа единородного Сына Божия, и дети Божии. Помните, что Вы облеклись в Иисуса Христа, когда крестились во имя Его. Помните, что Господь Иисус Христос невидимо с Вами во все дни до скончания века. Да ополчатся Ангелы Божии окрест Вас, мои Господни, и возлюбленные во Христе други и братия! Да сохранят Вас невредимыми от соблазнов мира, и наставят Вас радовать сердце родителя Вашего прекрасными успехами в науках и благонравием. Будьте благополучны. Преданный Вам Архимандрит Макарий. 1836 г. Июня 20 д. Бийск. Читать далее Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс./Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - 558 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Насколько сильно было такое представление о Мессии, видно из того, что его разделяли даже ближайшие ученики Иисуса. Когда Иисус начал говорить ученикам о предстоящих Ему страданиях, Пётр сказал: „Да не будет этого с Тобой, Господи“. Ожидание близкого земного царства Мессии было так сильно в учениках Иисуса, что они уже спорили о местах, которые займут в этом царстве, а жена Заведея Саломия просила Иисуса о том, чтобы первые места в этом царстве достались её сыновьям Иакову и Иоанну. Велико было разочарование учеников, когда в Иерусалиме ожидало их не торжество, а истязание и поругание их Учителя, и наконец позорная казнь Его на кресте. Только после воскресения Иисуса они поняли смысл Его пророчеств, но и тут всё значение крестной смерти Христа и Его воскресения было раскрыто не ими, а новым апостолом – Павлом. Вечным символом жертвы, принесённой Спасителем на Голгофе и основанием церковного единения было таинство евхаристии, установленное Иисусом на прощальной тайной вечери, как согласно повествуют евангелисты. Но тайна евхаристии была открыта ученикам и раньше, и эта тайна, как и распятие Христа, явилась по слову апостола Павла, „соблазнов для иудеев, для эллинов же безумием“. Иоанн повествует, что после слов Иисусовых: „Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, не будете иметь в себе жизни. Ядущий —63— плоть Мою и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища и кровь Моя истинно есть питие“ ( Ин.6:53–55 ) – „многие из учеников Его отошли от Него, и уже не ходили с Ним“. VIII. Религия страдающего Бога, религия приобщения Его плоти и крови была, по слову апостола Павла, „соблазном для иудеев, для эллинов же безумием“. Однако, не для всех эллинов. Безумием весть о Христе распятом явилась для философов Академии или для той аудитории Ареопага, которой проповедовал апостол Павел в Афинах. Но эго философское направление было чуждо не только христианству, но и тому духу эллинской религии, который выразил себя в установлении мистерии, в сокровенном культе Диониса и Деметры.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ниже находим, что растения и животные вызваны к бытию для удовлетворения человеческих потребностей. И насадил Господь Бог рай во Эдеме на Востоке... и произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошей для пищи 3767 . Что касается терний и волчцов и иных бесполезных и вредных растений, то они могли появиться после изгнания из рая, в виде наказания падшему человеку. Одних растений было недостаточно для удовлетворения потребностей человеческой природы. И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл (их) к человеку...; но для человека не нашлось помощника, подобного ему: 3768 Этот недостаток Бог восполняет сотворением из ребра Адамова жены, чем творение и закончилось. По-видимому, в обоих сказаниях всё различно: и общий порядок творения, и подробности (в сотворении жены), и характер участия Бога в творении (в первом, творческое слово „да будет“, во втором, непосредственная, так сказать, ремесленная деятельность): К этому присоединяются и филологические особенности; – напр., неодинаковые названия для мужа и жены (в 1-й главе: муж – захар, жена – ишша; во 2-й муж – иш, жена – ишша); а главным образом, различные наименования Божества (Елогим, Иегова Елогим). И древние и новые переводчики видели затруднения в тексте двух повествований и старались тем или иным путём их устранить. Не безынтересно обратить внимание на те приёмы, которыми пользовались переводчики для этой цели. Возь- (Продолжение следует). Журналы собраний Совета Московской Духовной Академии за 1913 год//Богословский вестник 1913. Т. 3. 9. С. 1–64 (5-я пагин.) —1— 22 января 1913 года. 1 Присутствовали , под председательством Ректора Академии Феодора, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии архимандрит Анатолий, сверхштатный заслуженный ординарный профессор Μ.Д. Муретов, и. д. ординарного, заслуженный профессор А.П. Шостьин , ординарные профессоры – С.И.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010