По поводу перехода в католичество княжны Елены Черногорской. Казань, 1896. Из Одессы на Афон. Казань, 1896. «Нова Кола», произведение Черногорского князя Николая I, и значение самостоятельной жизни черногорских племен в истории исконной независимости сербского народа в Черной горе. Казань, 1897· Материалы и некоторые исследования по истории Черногорья. Казань, 1897· Черногорска в жизни частной и общественной. Казань, 1897· Высокопреосвященный Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский (некролог с портретом). Казань, 1897· Виктор Иванович Григорович, профессор славянских наречий. Казань, 1901. 6 декабря 1900 года в жизни Черногорья. Казань, 1901. Памяти В.И.Григоровича (с портретом). Варшава, 1902. По Волге в Болгары. Казань, 1902. Царь-освободитель, преобразователь и просветитель России, имп.Александр II. Казань, 1902. Император Александр II, Южные Славяне и Македония. Казань, 1903. К биографии В.И.Григоровича. СПБ, 1903. Черногорский князь Николай I, в своих поэтических произведениях. СПБ, 1904. О трудах А.И.Яцимирского по славянской филологии. Казань, 1906. Историко-этнографический музей засл.проф.Н.Ф.Высоцкого: I)o трудах и занятиях по археологии, истории и этнографии Ы.Ф.Высоцкого... 4) о старорусской медной посуде (с рисунками) · Казань, 1906. Некрополь Казанского кафедрального собора. Казань, 1907· Памяти ксендза К.О.Явниса. Казань, 1908. Отзыв о трудах В.А.Францева. СПБ, 1908. Святые мученики Иоанн, Стефан и Петр, Казанские чудотворцы. Казань, 1909· Открытие импер.Николаевского университета в Саратове и 100-летие СПБ Духовной Академии. Казань, 1910. Политическая и церковная жизнь славянства в 19 веке. Казань, 1911· С Новым годом! Казань, 1911· Памяти М.В.Ломоносова, отца русской науки и певца на лад лиры богодуховенного псалмопевца. Казань, 1912. Слово к студентам 53 выпуска Казанской духовной академии. «Прав.Собес.» 1912, июнь, стр.855–359· Слово за молебном пред началом лекций в Казанской духовной академии 6 сентября 1912 года. «Прав.Собес.» 1912, октябрь, стр.435–441.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Бережёного Бог бережёт. Наставления для сельских жителей, как уберечься от заболеваний холерою. На татарском языке. Казань. 1892 года. 10000 экз. Б) На чувашском языке: Букварь для чуваш. Тваш кнеки. 9-е издание. Казань. 1892 года. 5000 экз. Букварь для чуваш, с присоединением русской азбуки. Тваш кнеки. 10-е издание. Симбирск. 1893 г. 3000 экз. Первоначальный учебник русского языка для чуваш. Казань. 1892 г. 3000 экз. Молитвенник на чувашском языке. Кл кнеки. Издание 3-е. Симбирск. 1892 г. 3000 экз. Училище благочестия на чувашском языке. Казань 1892 г. 6000 экз. Поучение против пьянства, на чувашском языке. Казань. 1892 года 3000 экз. Поучение против пьянства, на чувашском языке. Издание 2-е, исправленное. Казань. 1893года 5000 экз. О посте, по учению православной церкви, на чувашском языке. Казань. 1893 года. 10000 экз. О земных страданиях. «Лучше здесь накажи Господи», на чувашском языке. Казань. 1893 года. 5000 экз. О Николае Ивановиче Ильминском , на чувашском языке (с портретом Н. И. Ильминского ). Казань. 1893 года. 1200 экз. О христианском воспитании детей. На чувашском языке. Казань. 1893 года. 5000 экз. Бережёного Бог бережёт. Наставления для сельских жителей, как уберечься от заболевания холерою. На чувашском языке. Казань. 1892 года. 7000 экз. В) На черемисском языке: Букварь для восточных черемис. Казань. 1892 года. 3000 экз. Рассказы из Священной Истории Ветхого Завета на восточно-черемисском наречии. Казань. 1892 г. 600 экз. Рассказы из Священной Истории Нового Завета. На восточно-черемисском наречии. Казань. 1893 года. 600 экз. Житие св. Стефана Великого-Пермского. На восточно-черемисском наречии. Казань. 1892 г. 1200 экз. Житие Святителя Николая Мирликийского. На восточно-черемисском наречии. Казань. 1892 г. 1200 экз. О силе молитвы. Юмолан кумалмын виже. На восточном наречии черемисского языка. Казань. 1892 г. 1200 экз. Употребительнейшие церковные песнопения. На восточно-черемисском наречии. Казань. 1892 года. 600 экз. «Бережёного Бог бережёт». Наставления сельским жителям, как уберечься от заболевания холерою. На восточно-черемисском наречии. Казань. 1892 г. 3000 экз.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/materi...

– Архаическое направление в церковном праве. Казань. 1896. – Брак со стороны формы его заключения. Казань. 1896. – Введение в православное церковное право М. Остроумова (Рецензия). – Вторая заметка к вопросу о раскольническом браке. Казань. 1896. – Государственное положение религии в Римско-Византийской империи. Т.1. Государственное положение в Римской империи (до Константина В). Казань. 1881. – Заметка о раскольническом браке. Казань. 1895. – Комментарий г. Папкова и К» на суждения Предсоборного Присутствия по вопросу о реформе православного прихода. Правосл. Собесед. 1907. I.II. – Краткий курс церковного права православной греко-российской церкви. Казань. 1888. Дополнение к курсу церковного права. Казань. 1889. – Краткий курс церковного права православной церкви. Вып. II. Казань. 1913. – К вопросу о поводах к брачному разводу. СПБ. 1909. – К вопросу о реформе епархиального управления и суда. Казань. 1906. – К вопросу о церковной дисциплине. Прав. Собесед. 1902. III. – Новое государство в его отношении к религии. Казань. 1904. – Новые опыты курса православного церковного права. – Несколько слов по поводу рецензии на исследование проф. А.С. Павлова о 50-ой главе Кормчей книги. Казань. 1891. Бердников И. О восприемничестве при крещении и о духовном родстве, как препятствии браку. Казань. 1898. – О Номоканоне при Требнике (изд. Павлова). Казань 1889. – О православном и протестантском приходе в Финляндии. СПБ. 1908. – О 50-ой главе Кормчей. (изд. Павлова). Казань 1891. – О реформе церковного суда. – Основные начала церковного права православной церкви. Казань. 1902. – Ответ проф. Заозерскому по поводу XIII правила Лаодикийского собора. Казань 1909. – Ответ проф. Павлову на его продолжающиеся недоумения по вопросу о восприемничестве. Казань. 1903. – Открытия в области церковного права, сделанные современным, так называемым обновленческим движением. Bыn.I. Смысл 13 правила Лаодикийского собора. Казань. 1908. – По поводу нового издания проф. Павловым Номоканона при Требнике. М. 1897. (Критико-библиогр. заметки).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Обзор трудов Переводческой Комиссии во Втором периоде ее деятельности (1893–1899 гг.) Предоставление Переводческой Комиссии права разрешать к напечатанию рукописи на инородческих языках Поставленная в благоприятные условия для дальнейшего существования, Переводческая Комиссия во втором периоде своей жизни продолжала и доселе продолжает работать в прежнем духе и направлении, постепенно расширяя и усиливая свою плодотворную, просветительную деятельность. Вот перечень изданий Переводческой Комиссии, сделанных ею в этот период времени, с 1893 по 1899 год. 13 В 1893 году были изданы: А. На татарском языке: 1 . Учет. Наставление христианское Св. Тихона Задонского . Казань. 1893 г. – 5.000 экз. 2 . Житие святителей христовых Гурия, Варсонофия и Германа. Казань. 1893 г. – 10,000 экз. 3 . Первоначальный учебник русского языка для татар. Казань. 1893 г. – 3,000 экз. 4 . Чын деп княгясе. Учение о православной вере. Казань. 1893 г. – 3,600 экз. 5 . Ойрятеу турысында Николай Иванович (о Николае Ивановиче Ильминском ). Казань. 1893 г. – 1,600 6 . Псалтирь на славянском и татарском языках. Казань. 1893 г. – 72,000 экз. 7 . Святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Казань. 1894 г. – 3,050 экз. 8 . Акафист Сладчайшему Иисусу. Казань 1894 г. – 3,000 экз. Б. На чувашском: 1 . Хоровые церковные песнопения. Вып. 1-й: литургия, молебные пения, венчание и панихида. Казань. 1893 г. – 3,000 экз. 2 . Указание пути в царствие небесное, книга 1-я. Царство небесное. Казань. 1893 г. – 5,000 экз. 3 . Тоже – книга 2-я: Жизнь и страдания Иисуса Христа. – 5,000 экз. 4 . Тоже книга 3-я: Путь в царствие небесное. Казань. 1893 г. – 5,000 экз. 5 . Тоже – книга 4-я: святом Духе. Казань. 1894 г. – 5,000 экз. 6 . Тоже – книга 5-я: Наставление идущим по пути в царствие небесное. 1894 г. – 5,000 экз. 7 . Училище благочестия, книга 2-я. Казань. 1893. – 5,000 экз. 8 . Тоже. Книга 3-я. Казань. 1893 г. – 5,000 экз. 9 . Первоначальный учебник русского языка для чуваш. Выпуск 1-й. Казань. 1893 г. – 3,000 экз. 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

Оренбург, 1900–1903; з) Никанор, Исследование послания к Евреям. Казань, 1903 (1904); и) Соколов. Константинопольская церковь в XIX в., том 1. СПб., 1904; i) Богоявленский, 2-я книга Маккавейская. Казань, 1907, два экз.; к) Саввинский, Астраханская епархия, 1–2. Астрахань, 1905–1906; л) Никанор, Толковый Апостол, 3. Изд. 2 е. СПб., 1905, два экз.; м) Иннокентий, Пастырское богословие. Серг. Лавра, 1899; н) Попов, Ламаизм в Тибете. Казань, 1898; о) Дружинин, Жизнь и труды Дионисия Великого. Казань, 1900; и) Гурий, Буддизм и христианство. Казань, 1908; р) Стрельбицкий, Краткий очерк штундизма, изд. 4-е. Одесса, 1899; с) Полянский, Творения блаж. Иеронима. Казань, 1908; т) Вишняков, Импер. Юлиан Отступник. Симбирск, 1908; у) Сокольский, Евангельский идеал христианского пастыря. Казань, 1904 (1905); ф) Владимир, Св. Афанасий Александрийский . Кишинёв, 1895; х) Михаил, Преображение Христа. Казань, 1906; ц) Никольский, История Воронежской Духовной Семинарии, 1–2. Воронеж, 1898–1899; ч) Баженов, Характеристика 4-го Евангелия. Казань, 1907; ш) Павловский, Вогулы. Казань, 1907; щ) Преображенский, Григорий V, патриарх Константинопольский. Казань, 1906; ъ) Никольский, История церквей Антиохийской и Константинопольской. Ставрополь, 1905 (1906); ь) Стефан, О системе христианского нравоучения. Могилев, 1910, два экз.; ы) Дьяконов, Духовные школы в царствование Николая I. Сергиев Посад, 1907; э) Буткевич, Зло. Харьков, 1897; ю) Лапин, Собор. Казань, 1909; я) Пономарев, Священное предание. Казань, 1908; ) Стефан, II ав.-христ. нравственное учение по сочинениям Иннокентия Херсонского . 1–2. Могилев, 1907. —648— 39) Из Управления Кавказского Учебного Округа – Сборник для описания местностей и племён Кавказа, вып. 42. Тифлис, 1912. 40) Из Виленской Комиссии для разбора и издания древних актов – а) Акты, изданные Комиссией, тома XXXVI–XXXVII. Вильна, 1911–1912; б) Опись документов Виленского Центрального Архива, вып. 8–9. Вильна, 1912. 41) Из Общества Любителей Духовного Просвещения – Отчёт Общества за 1910–1911 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Казань, 1885. «Православно-христианско-нравственное богословие”. Изд.Ι-е, СПБ, 1891. Изд.2-е, СПБ, 1894. “Объяснение православного богослужения». Вып.3-й, Казань, 1893. “Святый Афанасий Великий , архп. Александрийский и его избранные творения». СПБ, 1893. “Святый Василий Великий , архп. Кесарии Каппадокийской, его жизнь и избранные творения». СПБ, 1894. «О труде и отдыхе». Орел, 1900. “О посте». Орел, 1900. «О любви человека к себе самому». Орел, 1900. «Изображение Мессии в Псалтири». (Магистерская диссертация). Казань, 1879. 2– е изд. Казань, 1901. «О покаянии». Орел, 1901. «О молитве». Орел, 1901. «Церковные чтения». Екатеринбург, 1902. «Толковый апостол». Часть 1-я. «Объяснение книги Деяний Св.Ап. и Соборных Посланий». СПБ, 1903. Отзыв об этом труде см. «Приб. к «ЦВ» 1905, 14, стр.621. «Толковый Апостол». Часть 2-я. Объяснение первых семи посланий Св.Ап.Павла». СПБ, 1904. «Толковый Апостол». Часть 3-я. «Объяснение последних семи посланий Св.Ап.Павла». СПБ, 1905. «Экзегетико-критическое исследование послания Св.Ап.Павла к евреям». (Докторская диссертация). Казань, 1904. Отзыв проф.Богословского о сочинении см. «Прав.Собес.» 1908, май, стр.37. “Воспоминания о святых местах Востока: Константинополь, Афон, Палестина, Египет, Италия”. СПБ, 1906. “Святой Царь Давид, псалмы его и псаломские пророчества о Мессии». Варшава, 1907. «Собрание сочинений» (С портретом). Казань, 1909. «Списки Орловских иерархов». В собран.сочинений, Казань, 1909, стр.939–954. «Списки Смоленских иерархов». В собран.сочинений, Казань, 1909, стр.474–490. «Слова, речи и беседы». Вып.1 (с портретом). Казань, 1909. «Отзыв на его сборник». «Прав.Соб.» 1909, дек., стр.773–782. «Сборник статей (с рисунками)». Казань, 1909. «Святцы и праздники пасхального круга с изображением и песнопениями». Москва, 1909. «Учение о нравственности». Казань, 1910. «Святыни Казани». II книг. «Речь при наречении его во епископа Чебоксарского». «Приб. к «ЦВ» 1891, 9, стр.260. «Слово, сказанное в I-й Варшавской гимназии 12 января 1906 года».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Перу Бердникова принадлежат, помимо докторской диссертации «Государственное положение религии в Римской империи до Константина Великого » (Казань, 1881), труды: «Церковные братства в виду современных потребностей православной церкви и общества» (1868); «О символических знаках и изображениях на христианских памятниках» (1869); «Церковное право как особая, самостоятельная правовая область и его отношение к общей системе права» (1885); «Форма заключения брака у европейских народов в ее историческом развитии» (Казань, 1887); «Новое государство в его отношении к религии» (Казань, 1888); «Новые опыты курса православно-церковного права» (1890); «Несколько слов по поводу рецензий на исследование профессора A.C. Павлова о 50-й главе Кормчей книги» (Казань, 1891); «О восприемничестве при крещении и о духовном родстве, как препятствии к браку» (Казань, 1892); «По поводу второго издания профессором Павловым Номоканона при Требнике» (Казань, 1899); «Основные начала церковного права православной церкви» (Казань, 1902); «К вопросу о церковной дисциплине» (Казань, 1902); «К вопросу о реформе епархиального управления и суда» (Казань, 1906); и мн. др. Однако главной творческой заслугой И.С. Бердникова стала, несомненно, созданная им научная школа. Школа Бердникова была велика: к 1917 г. в трех университетах (Казанском – В.К. Соколов, Томском – П.А. Прокошев , Харьковском – Е.Н. Темниковский) и в двух духовных академиях (Московской – А.И. Алмазов , служивший также в Московском университете, и Казанской – П. Д. Лапин, Ф. А. Курганов ) преподавали его ученики. Как отмечал современник, «ученики Ильи Степановича всегда и везде считались желательными кандидатами для замещения профессорских кафедр церковного права». Учениками И.С. Бердникова была целая плеяда талантливых ученых, выпускников Казанской академии (хотя и не все из них после защиты магистерских диссертаций оставались в сфере историко-канонических исследований). Прежде всего, это профессор Василий Андреевич Нарбеков (1862 или 1863–1921?), получивший степень доктора церковного права за диссертацию «Номоканон Константинопольского патриарха Фотия с толкованием Вальсамона» (Ч. 1. Историко-каноническое исследование; Ч. 2. Русский перевод (Номоканона) с предисловием и примечаниями. Казань, 1899).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1867 год. - Казань: Университетская типография, 1867. - С. 91 - 93. Малов Евфимий, священник. Казанский Богородицкий девичий монастырь. История и современное его состояние. - Казань: Типография Императорского Университета, 1879. - С. 100 - 101. Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1867 год. - Казань: Университетская типография, 1867. - С. 93. Зеленецкий А.Ф. Указ. соч. - С. 50. Зеленецкий А.Ф. Указ. соч. - С. 134. НА РТ, ф. 484, оп. 67, д. 1, л. 29 об., 30, 34 об., 35, 36 об., 37, 37 об., 38, 39. об., 40, 47 об., 48, 48 об., 49, 49 об., 50, 50 об., 51, 51 об., 52. «Ведомость о Казанском I-kлacca Богородицком девичьем монастыре, настоятельнице оного и всех живущих в сем монастыре за 1873 год». Ключевская Е.П. Из истории православного искусства Казанской епархии в XVIII - начале XX вв.//Православный собеседник: Альманах Казанской Духовной семинарии Выпуск 1 (22). 2012. - Казань: Казанская Духовная семинария, 2012. - С. 158. НА РТ, ф. 484, оп. 67, д. 1, л. 51 об., 52. НА РТ, ф. 484, оп. 87, д. 1, л. 13 об., 14. Малов Е.А. Историческое описание церквей г. Казани. Выпуск 1. - Казань: Типография Императорского университета, 1884. - С. 184. Малов Е.А. Указ. соч. - С. 185. Ершов А.Ф. Двадцатипятилетие Казанской земской школы для образования народных учительниц: 1871 - 1896. Исторические записки. Издание Казанского Губернского земства. - Казань: Типография Губернского правления, 1897. 63 с. Малов Е.А. Указ. Соч. - С. 184. Малов Евфимий, священник. Указ соч. - С. 103. НА РТ. Ф.1292, оп. 1, д.8, лл. 4-5; оп. 1, д. 3, лл. 3 - 14; оп 1, д. 6, лл. 11 - 31; Ф. 4, оп. 114, д. 6; оп. 113, д. 14. Зеленецкий А.Ф. Указ. соч. - С. 134. См.: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Русское искусство XVII - начала XX века. Каталог. - Казань, 2005. - С. 120. Генерал-лейтенант, начальник IV округа корпуса внутренней стражи Мандрыка Н.Я. был похоронен в третьем отделении кладбища Кизического Свято-Введенского мужского монастыря, находящемся по левую сторону от храма Введения Пресвятой Богородицы. См.: Никанор, епископ. Кладбище Кизического монастыря. История его и описание. - Казань: Типография Губернского Правления, 1892. - С. 11. Агафонов Н.Я. Казань и казанцы. Т. I. - Казань: Типография И.С. Перова, 1906. - С 85. На его могиле была чугунная плита с вызолоченным крестом, окружённая железной решёткой и с надписью: «Генерал-лейтенант Николай Яковлевич Мандрыка родился 7 января 1777 года, в городе Прилуках, умер 6 июля 1853 года в Верхотурском уезде». Никанор, епископ. Указ. соч. - С. 43. Его могила утеряна.

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/29/...

24-го сего января состоялся суд над автором Исабата. Присутствовало всё Духовное Собрание в полном составе. Два члена и ахун 1-й мечети гор. Уфы (Абугильдин) произнесли обвинительные речи, в которых приводились выдержки из Исабата и указывалось на их противоречие с учением шариата. Выслушав обвинение, Гафуров выразил своё раскаяние пред собранием в таких словах: В моей книге оказались ошибки, вредные для народа. Особенно это ясно обнаружилось, когда начала протестовать часть духовенства. Поэтому крайне сожалею об издании такой книги и чистосердечно раскаиваюсь: все ошибки и неправильности беру обратно. Возлагаю на себя обязанность уничтожить оставшиеся экземпляры. Клянусь не издавать в будущем, как первой книги (история жизни, пр. Мухаммеда), так и второй (разбор Корана). – С полной покорностью прошу прощения грехов, в которых я сознался. Духовное Собрание, выслушавши обвинение и раскаяние, постановило: сделать строгий выговор Гафурову, ввиду его раскаяния, дело прекратить и оставить его (даже?) в должности имама хатыка г. Бузулука. А. Кремлев . Объявление В книжном складе при Братстве Св. Гурия ( Казань, Спасо-Преображенский монастырь ) продаются следующие издания: 1) Лихолетье в жизни инородцев Приволжского края. Епископа Андрея. Казань, 1909 г. Цена 3 рубля членский взнос в Братство Св. Гурия. 2) Рассказы из Русской Истории, на вотском языке. Казань, 1908 г. Цена 25 коп. 3) Рассказы из Русской Истории, на черемисском языке. Казань. 1908 г. Цена 25 коп. 4) Черемисские святыни с. Щапов, Царевококшайского уезда. Н. А. Спасского. Казань, 1909 г. Цена 3 коп. 5) Коран ней икянне айтеу. На крещёно-татарском языке. Казань, 1909 г. Цена 3 к. 6) О силе крестного знамения. На русском и черемисском языках. Казань, 1909 г. Цена 2 коп. 7) То же. На русском и крещёно-татарском языках. Казань, 1909 г. Цена 2 коп. 8) О пропаганде ислама путём печати. Свящ. С. Багина. Казань, 1909 г. Цена 25 коп. 9) Беседа с магометанами. Свящ. С. Багина. Казань, 1909 г. Цена 5 коп. 58 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. – прим. эл. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8. Троепольская Н. Загородный Архиерейский дом: фрагменты истории//Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2003. - N 1/2. - С. 173. 9. Агафонов Н.Я. Казань и казанцы. Т. I. - Казань, 1906. - С. 58 - 113. 10. (подсчеты наши - А.Е.). 11. Покровский И.М. (1865-1941) - известный ученый-историк и краевед, профессор Казанской Духовной академии, стоял у истоков архивного дела в Республике Татарстан. Его труд: Казанский архиерейский дом, его средства и штаты, преимущественно до 1764 года. Церковно-археологическое, историческое и экономическое исследование. - Казань. 1906. 12. Святитель Тихон в V веке от Р.Х. был епископом города Амафунта на Кипре. Заслужил всеобщую любовь и уважение за своё усердие и благочестие. См.: Священник Иоанн Бухарев. Жития святых православной церкви на каждый день. - М.: Изд. " Отчий дом " , 2001. - С.288 - 289. 13. См.: Шпилевский С.М. Древние города и другие булгарско-татарские памятники в Казанской губернии. - Казань, 1877. - С. 475 - 477. Ашмарин Н.И. Об одном мусульманском могильном камне в загородном архиерейском доме в Казани//Известия общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. Т. XXI, вып. 1. - Казань, 1905. - С. 92 - 113. 14. верста - русская мера длины, равная 1,0668 км. 15. Пановка после смерти В.И. Полянского (? 1800/01) перешла к его сестре Наталье Ипатовне (?1815), от неё - к сыну Владимиру Ивановичу Юшкову (1789-1869). Одним из последних владельцев имения был внук Иосифа Ивановича Александр Александрович Юшков (1857-?). 16. Артемьев А.И. Прогулки по Казани. Университетская библиотека//Казанские губернские ведомости. 1850, N 16. Артемьев А.И. Библиотека Казанского университета//Журнал Министерства народного просвещения. Часть LXX. - С. 88 - 92. Записки Добрынина. Русская старина. 1871. Т. IV. - С. 132. Булич Н.Н. Из первых лет Казанского университета (1805-1819). Часть I. - Казань, 1887. - С. 101 - 108. Татарский энциклопедический словарь. - Казань, 1999. - С. 445. Ермолаев И.П. Прошлое России в лицах (IX - XVIII вв.). Биографический словарь. - Казань, 1999. - С. 136. Татарский энциклопедический словарь. - Казань, 1999. - С. 445.

http://ruskline.ru/analitika/2007/05/10/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010