Глава шестая Отобрание государством церковных имуществ в 1764 году и передача их в ведение Коллегии Экономии. Учреждение велико российских духовных штатов и разделение епархий на три класса в связи с отобранием церковных имуществ. Учреждение в 1764 г. викариатств: XXVII – Севского и Брянского в Московской епархии и XXVIII – Олонецкого и Каргопольского в Новгородской епархии с особыми епархиальными территориями и штатами. Росписание епархиальных городов по епархиям в 1764 год по близости к кафедральным городам и способности управлении ими. Неудобства распределения некоторых городов и сел по епархиям на основании росписи 1764 г. Устранение этих неудобств, вследствие донесений епархиальных архиереев, духовенства, помещиков и прихожан. Спорное дело Московской епархии с Крутицкой из-за сел Загородской десятины. Отчисления сел в епархиях Псковской, Переяславской, Суздальской, Костромской, Рязанской, Коломенской, Крутицкой, Белгородской, Казанской, Вятской, Устюжской, Астраханской и больше всего Тамбовской. Неосуществившийся проект открытия епархии на северо-восточной окраине – в Якутске с Камчаткой. Поселения сербов на юге России под предводительством И. С. Хорвата (1751 г.) и образование Новосербии с городом Ново-Миргородом. Русское военное поселение там, сосредоточенное около города Елисаветграда. Церковное управление в Новосербии. Образование Новороссийской губернии (1764 г.) и отделение от нее Азовской губернии (1775 г.). Переселение в Россию архипелажских греческих легионов во время и после первой войны России с Турцией (1768 – 1778 гг.). Неосуществившийся проект открытия особой епархии в Азове (1771 г.). Приписка Азова и Таганрога с Кафийской областью к Воронежской епархии. Открытие XXIX – Славянской и Херсонской епархии (1775 г.). Отделение к ней городов и церквей из епархий: Киевской, Переяславской, Белгородской и Воронежской, находившихся в Новороссийской и Азовской губерниях. Устройство епархиального управления в Славянской епархии. Состав Воронежской и Белогородской епархии до отделения от них городов и церквей к Славянской епархии. Образование Екатеринославской губернии из двух губернии: Новороссийской и Азовской (1784 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Таким образом, Донская миссия среди калмыков должна получить специального по мероприятиям Каз. мис. съезда высшего начальника, усиленный, более продуктивный к миссионерской деятельности миссионерский комитет и большее количество в епархию лиц, научно знакомых с миссионерским делом во всех отраслях его развития. Кроме хорошо оборудованной организации управления, заведывания и руководства миссионерским делом, миссия нуждается также в хорошо подготовленных к своему делу миссионерах. Вопрос о подготовлении для Донской епархии лиц, могущих заниматься просвещением калмыков, был разрешен мис. съездом следующим образом: „В целях приготовления на места миссионеров, знающих калмыцкий язык, Съезд признал необходимым ходатайствовать пред Св. Синодом об учреждении в Донской духовной семинарии штатной кафедры калмыцкого языка и миссионерских предметов (история распространения христианства среди калмыков, ламаизм и его обличение) с полным штатным содержанием и обязательным обучением сим предметам всех воспитанников семинарии вместо латинского языка» 15 . Миссионерский съезд в Казани, признавая неотложную нужду в специальном миссионерском образовании 16 , указал также на готовый рассадник миссионеров, – Казанские миссионерские курсы, получившие образование на которых лица весьма желательны к занятию как миссионерских станов, так и приходов с инородческим населением. Он постановил: „Просить преосвященных архипастырей Астраханской, Ставропольской и Донской епархий назначать в приходы, как и в станы, соприкасающиеся с калмыцкими поселениями, лиц, получивших образование на миссионерских курсах 17 . Просить Донское епархиальное начальство назначить в приходы, расположенные в калмыцких владениях, лиц со специальным миссионерским образованием (кончивших Казанские миссионерские курсы») 18 . Что касается улучшения настоящих условий миссионерского дела в Донской епархии, то миссионерский съезд принял следующие мероприятия, предложенные Донским миссионерским комитетом: a) миссионерский стан оставить в Платовской станице, где имеется выстроенный на собранный миссионерским комитетом средства прекрасный, поместительный и благолепный храм и при нем причтовые дома, прекрасная церковная приходская школа, состоящая в ведении епархиального училищного совета, и дом для миссионера. Храм этот должен быть в ведении и заведывании миссионера, как настоятеля его, приходской же священник, проживающий в Платовской станице, должен считаться на положении второго священника. Миссионеру, по возможности в сане иеромонаха, необходимо положить жалованье 2000 р. в год, при нем должен быть помощник, с жалованьем в 600 р.: для обоих необходимо исходатайствовать у войскового начальника права на бесплатные разъезды по калмыцким селениям. При стане необходимо учредить приют для

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

В Элисте состоялась презентация перевода ветхозаветных книг Иова, Екклесиаста и Песни Песней на калмыцкий язык 6 ноября 2018 г. 18:06 6 ноября 2018 года в духовно-просветительском центре Казанского кафедрального собора города Элисты состоялась презентация перевода на калмыцкий язык ветхозаветных книг Иова, Екклесиаста и Песни Песней. В презентации сборника приняли участие представители переводческой группы Института перевода Библии, священнослужители Элистинской епархии , учителя калмыцкого языка, буддийские священнослужители, сотрудники библиотек, представители органов управления образованием. В качестве почетных гостей на мероприятии присутствовали: архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан , председатель Общественной палаты Республики Калмыкия Больдьжир Барыкова, заместитель министра образования Республики Калмыкия Татьяна Питкеева, администратор Центрального хурула Йонтен-гелюнг, помощник председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия Санал Алексеев, а также народный поэт Калмыкии, писатель и переводчик Вера Шуграева. Открывая презентацию, архиепископ Юстиниан рассказал о духовном и культурном значении перевода библейских книг на калмыцкий язык. Правящий архиерей Элистинской епархии выразил уверенность, что перевод книг, относящихся к библейской литературе Премудрости, будет востребован обществом и станет серьезным вкладом в сохранение калмыцкого языка и воспитание детей и юношества на основе традиционных ценностей. По видеосвязи из Москвы перед собравшимися выступили директор Института перевода Библии Виталий Войнов и консультант калмыцкого проекта Алексей Сомов. Представители института поблагодарили архиепископа Юстиниана и сотрудников епархиального отдела религиозного образования и катехизации за помощь в организации работы переводческой группы. В ходе мероприятия автор перевода Вера Шуграева рассказала, как проходила работа над переводом. Вниманию участников презентации были предложены фильм о царе Соломоне и выступление артистов Русского и Калмыцкого театров, прочитавших стихи из Книги Екклезиаста.

http://patriarchia.ru/db/text/5297705.ht...

" Постное время светло начнем... " февраля 2015 Митрополит Варсонофий возглавил вечерню с чином прощения в Казанском соборе Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов с клиром, председатель финансово-хозяйственного отдела протоиерей Сергий Судаков. После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы. По отпусте митрополит Варсонофий обратился к верующим с архипастырским словом.  " В этот вечер православные христиане собираются в храмы, и, по заповеди Господней, участвуют в чине прощения и примирения. Этот древний обычай пришел к нам от самого Господа, который неоднократно говорил о том, что мы должны жить в любви друг ко другу, - и только тогда будем считаться Его учениками. Апостолы просили у Господа, чтобы Он научил их молиться. И Он дал им молитву " Отче наш " . Ее мы читаем много раз за день. В ней есть такие слова: " ...и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим " . Но искренни ли мы пред Богом, когда произносим эти слова? Бывает, что мы обманываем Господа, не прощая своих должников, обидчиков и тем более врагов. И при этом просим: прости мне, Господи, как и я простил " , - сказал владыка. Он напомнил, что без прощения христианская жизнь невозможна: " Заповедь о прощении является фундаментом духовной жизни человека. Если положим плохой фундамент, то здание даст трещину и развалится. Чтобы начать строительство здания спасения, необходимо сразу с первого дня заложить правильный фундамент. Прощение грехов, обид друг друга - это фундамент духовной жизни. И поэтому мы сегодня собираемся, чтобы попросить друг у друга прощения " . Архипастырь также напомнил, что жить в этом мире нужно в любви и согласии, помогая ближнему: " В этом мире нас много, каждый пришел с какой-то особой задачей, но всем должно хватать места. Люди должны жить как братья, помогая друг другу, а не обижая и не унижая. И если в повседневной жизни мы часто хотим и просим, чтобы другие люди исправлялись вокруг нас, то Великий пост - это время, когда нужно обратиться к самим себе. Напомню молитву преподобного Ефрема Сирина: " Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь " . Вся молитва построена на том, что человек должен заняться исправлением самого себя. В этот день мы начинаем путь к Светлой Пасхе, и нам нужно очистить свое сердце, укрепить свою волю, борясь с грехами и страстями, которых очень много " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Пр. Амвросий переходил от одних трудов и попечений к новым трудам. В 1793–1795 гг. Св. Синод озабочен был улучшением духовно-учебных заведений, которые не имели ни правильного устройства, ни однообразного управления: академии и семинарии находились под исключительным ведением местных епископов, управлялись по их инструкциям и без особого требования никуда не относились своею отчетностью. Св. Синод положил разделить семинарии на округи, подчинив их четырем академиям, и ввести во всех академиях и семинариях однообразное преподавание, с частными исключениями, применительно к особливым потребностям края. От епархиальных епископов потребованы были сведения, что в семинариях надобно исправить или дополнить, какие науки или должности ввести вновь, и какая потребуется сумма на покрытие предполагаемых расходов. Преосв. Амвросий для своей академии предположил: 5 1) завесть обучение еврейскому языку, также немецкому и французскому, с разделением их на высший и низший классы, а по времени и татарскому; сверх сего обучить студентов юриспруденции теоретической и практической, а учеников низших классов – рисовальному искусству; 2) пиитический и риторический классы соединить в один, под названием реторико-пиитического, в коем производить обучение реторики и поэзии, а затем установить особый класс красноречия, в коем преподавать правила, служащие для составления речей и проповедей; 3) в философском классе прибавить обучение свящ. истории, а в богословском обучать пасхалии, с тем чтобы каждый студент, при окончании учения, знал совершенно устав церковного круга; 4) об учителях трех высших классов – богословского, философского и красноречия, по усмотрению их трудов и успехов, позволить епархиальному архиерею представлять в Св. Синод, дабы дозволено было именоваться богословскому – доктором, а философии и красноречия – профессорами. Некоторые из сих предположений тогда же утверждены Св. Синодом. Таким образом, семинария к концу прошедшего столетия была в цветущем состоянии. Поставленная так высоко просвещенными казанскими иерархами, она обратила на себя высочайшее внимание Императора Павла I, который в 1797 г. возвел её в звание и достоинство академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя Устрялов и не смог довести изложение до установления государственной церковности, он тем не менее коснулся различных аспектов конфликта между Московской и петровской Россией. На пользу исследованию послужил и тот факт, что Устрялову было разрешено пользоваться архивами. В приложении он опубликовал много документов, некоторые из них освещают и положение Церкви. Несколько лет спустя, в 1868 г., вышла наконец и первая научно-критическая монография, принадлежавшая перу молодого профессора Петербургской Духовной Академии И. А. Чистовича (1828—1893), «Феофан Прокопович и его время». Как видно уже из заглавия, автор хотел дать больше, нежели просто жизнеописание Феофана. Чистович — первый, кто смог в полной мере использовать обширный материал из недоступных до того времени архивов. Его работа заложила краеугольный камень в исследовании синодального периода. Автор не только подчеркивает решающее значение деятельности Феофана, но и вникает в церковно-политическую атмосферу того времени, в борьбу старомосковской партии с Феофаном и петровскими преобразованиями. И пусть сегодня, спустя 90 лет, у Чистовича можно найти некоторые ошибочные или поспешные суждения, его работу следует признать все же большим достижением. Многие его выводы остаются непоколебленными до сих пор, и историк синодального периода должен иметь эту монографию всегда под рукой. Работа Чистовича дает представление о начале синодального времени: она доведена примерно до начала 40-х гг. XVIII в.    Попытку дать более широкую картину синодального периода находим в «Руководстве по русской церковной истории» профессора Казанской Духовной Академии П. В. Знаменского (1836—1910). Здесь идет речь не только о деятельности Святейшего Синода, но также о епархиальном управлении, о религиозной жизни народа, о положении духовенства, о миссионерстве среди нехристианского населения империи и т. д. Первое издание книги появилось в 1870 г. В нем история синодального периода доведена лишь до конца царствования Елизаветы († 25 декабря 1761 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

19) Метрики и генеральные визиты бывших Греко-униатских епархий – 114 томов, имеют описание. 20) Дела Российского Библейского Общества, за 1812–1826 гг. – 268 дел, имеют опись. 21) Дела Комиссии по постройке Казанского собора за 1800–1826 гг. – 1160 дел, имеют опись. 22) Дела Новгородского епархиального управления за 1707–1770 гг – 1100 дел, составляется описание. 23) Дела Главного Присутствия но делам православного духовенства за 1859–1881 гг. – 177 дел, имеют опись. 24) Отдел бывших секретных дел за 1490–1903 гг. 348 дел, имеет опись. 25) Отдел архиерейских грамот за 1798–1900 гг., возвращаемых по смерти архиереев, – 100 грамот, имеют список. 26) Входящие и исходящие журналы разных учреждений и книги ведений Правит. Сената за 1721–1903 гг. – 2400 томов, имеют реестры. 27) Отдел описей, указателей, протокольных реестров и проч. за 1721–1903 гг., свыше 300 томов. К концу 1905 года общее число хранящихся в Архиве дел достигло 460 тысяч и до 6 тысяч томов разных переплетенных документов и книг. II. Состав Библиотеки Св. Синода В Библиотеке при Св. Синоде, по § 6 упомянутого выше «Положения», должны находиться: а) славянские и русские рукописи и старопечатные книги, б) книги и повременные издания, вышедшие в свет с одобрения духовной цензуры, и в) книги, необходимые при научных занятиях в Архиве. В настоящее время Библиотека состоит из следующих отделов: 1) Книги Священного Писания – 250 томов. 2) Книги богослужебные – 1370 томов. 3) Творения св. отцов на русск. и слав, языках – 220 т. 4) Отдел канонический – 280 т. 5) Отдел исторический – 500 т. 6) Отдел археологический и архивный – 490 т. 7) Издания ученых обществ – 1000 т. 8) Издания Училищного Совета – 120 т. 9) Издания Московской Единоверческой Типографии 160 т. 10) Отчеты благотворительных и просветительных обществ 2000 экз. 11) Нотный отдел – 590 т. 12) Общий отдел остальных, поступающих в Библиотеку, книг до 40000 экз. 13) Отдел справочных книг до 1000 томов. 14) Отдел мистических книг до 200 кн. 15) Книги на иностранных европейских, восточных и инородческих языках до 1000 экз.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

Место оказывается универсальным и доказывает все, что заблагорассудится комитету. 7) Комитет задался мыслью сделать нечто неслыханное, особенно важное, чего не сделали Апостолы и соборы, и из этой задачи исходя, пришел к отделению судебной власти от епархиального архиерея: ибо, по словам комитета, „оставить по-прежнему, в руках епархиальных архиереев и управление, и суд, значило бы не сделать ничего особенно важного в пользу духовного правосудия”. 8) Комитет свидетельствует, что „принцип отделения суда от администрации есть принцип новейшей юридической науки; пока не был известен этот принцип в самом государстве, до тех пор не могло быть и повода к применению его в ведомстве Церкви”. И однако же комитет в то же самое время находит, что и в древней Церкви этот принцип был известен и даже осуществлен; ибо и там, по уверению комитета, епархиальный архиерей судебною властью не пользовался, а имел только правительственную, административную. Известен был этот принцип, по свидетельству большой и малой комитетских записок, и в Русской церкви – при митрополитах Киприане, Фотии, Ионе и Феогносте. Б. Практические мотивы и соображения. Из практических аргументов и соображений комитета обращают на себя внимание: а) аргумент, заимствованный от количества дел, б) аргументы, направленные к доказательству мысли, будто духовно-окружной суд не будет далек, в) аргумент экономический, заимствованный от дороговизны или дешевизны, и г) некоторые другие аргументы. а) Аргумент от количества дел представляет одну из печальнейших и необъяснимых страниц в комитетских записках. Две комитетские записки дают показания о количестве дел совершенно разные. Количество судебных дел большой важности, кои по предположениям комитета должны быть изъяты из ведомства духовных судей и производимы в духовно-окружных судах: ENAPXIU. По свидетельству краткой записки. По свидетельству пространной записки. 1. Новгородской………………………………………… Казанской…………………………………………….. Астраханской………………………………………… С.Петербургской……………………………………..

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Прочитавши статью в «Православном обозрении»: «По поводу известий об Алтайской миссии», я хотел было писать вам апологетику Малькова, по своему обычаю защищать гонимых. Но прежде чем взялся за это, получил письмо от Бурачка, которое заставило меня написать ему апологетику ваших действий. Бурачек не на шутку злится на вас и хочет вас самих выжить из миссии и так настраивает нового председателя совета 247 . Вы виноваты стали и в самых дурачествах Малькова, что опустили вожжи, которая якобы совет давал вам в руки, виноваты, что не писали в прошлом году совету, тогда как другим и в Петербург, и в Москву писали, письмами своими против Малькова кн. Голицыну будто бы вы сами себя обвинили в чем-то, несправедливо валивши на Малькова, и что сам защитник ваш Ив. Т. Осинин, прочитавши ваши письма, убедился в вине вашей. Более же всего виноваты вы в том, что представили в совет дутую смету на 1867 г. Разозлившись на самого Бурачка за его козни против вас и властолюбие, прямо обявивши(-л?) ему, что защитою Малькова совет сконфузит себя на весь свет, потому что по объявлении безграничной доверенности к Малькову чрез отказ усчитывать его, он все грехи его взял на себя, и теперь марает начальника миссии для того, чтобы оправдать себя. На дурачества Мальков уполномочен советом и в особенности самим Бурачком. Он пишет мне еще, что будет назначено следствие. Этому без сомнения вы сами порадуетесь. Но меня весьма удивило и огорчило то, что будто бы сам Московский митрополит 248 конфиденциально писал обер-прокурору об увольнении вас от управления миссиею и что это дело о. Ландышева, которому вы вверились и который будто бы хочет столкнуть вас в яму, чтобы сесть на ваше место. Синодские будто бы все недовольны вами за стремление ваше сделаться независимым от епархиального начальства, на что будто бы жаловался покойный преосвященный Виталий. Напишите мне Бога ради поскорее, что все это значит. Озлобившись на Бурачка за его проделки, я ночи не сплю, думаю, что все это такое; даже служить не могу без смущения. Бурачку я объявил все это гнусной клеветою, прибавивши, что если совет будет вместо благотворения так марать начальников миссий, то никто служить не будет. Телеграмма ваша обер-прокурору о Малькове 249 сильно взволновала совет или Бурачка и из-за нее-то преосв. Василий берется хлопотать об удалении вас, о чем предварительно хочет заявить всему обществу. Бурачек с своей стороны с уверенностью пишет мне, что все письменные улики против вас, а произошло все это от того, что вы хотели покрыть Ландышева. Я полагаю, что следствие или дознание, по всей вероятности, поручено будет новому преосвященному. Приехал ли он в Томск?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но при удовлетворительности в общем своем составе, эти службы содержат в себе немногие выражения, не совсем ясные для настоящего времени и несколько тяжелые для слуха, которые, по мнению Комитета, можно бы с пользою исправить следующим образом: 1) На стр. 6 написано: “и яко дражайшее сокровище уверися ти”. Исправить: “и яко дражайшее сокровище вверися ти”. 2) На стр. 8: “радуйся, преподобне, похваленный в славе” исправить: “радуйся, преподобне, достигнувый небесныя славы”. 3) На стр. 9: “сице уверил тебе новопросвешенныя люди” исправить: “сице поставил тя пастыря новопросвешенным людем своим”. 4) На стр. 22 в песне 4 ирмос “из горы приосененнныя, Слове, пророк единыя Богородицы, хотяй воплотитися боговидно усмотре”. Исправить: “из горы приосененныя, Слове, единыя Богородицы хотяша тя воплотитися, пророк Боговидно усмотре”. 5) Там же, во 2-м тропаре: “благословением крайняго Святителя” исправить: “благословением первосвятителя”. 6) “се бо недра земная издадеша тело нетленно”, исправить: “се бо недра земная возвратиша тело нетленно”. 7) На стр. 55: “Гордаго Голиафа владушаго Агаряне древле” исправить: “Гордаго Голиафа духовного, владтсвуюшаго Агаряне древле”. О каковом заключении своем при возвращении рукописей и доносит Комитет». Святейший Синод заслушал это донесение 28 июля, благословил напечатать сии службы в Санкт-Петербургской типографии в потребном количестве экземпляров на счет сумм Казанского архиерейского дома, согласно представлению преосвященного архиепископа Антония, но с тем, чтобы предварительно напечатания службы в тексте сделаны были преосвященным, указанные Комитетом исправления, на каковой предмет и возвратить ему, преосвященному, при указе рукописные службы с приложением в копии отзываСанкт-Петербургского комитета для цензуры духовных книг и для сведения же о сем в Хозяйственное управление при Святейшем Синоде послать выписку. Из рукописных экземпляров служб известны следующие восемь 60 : 1) Московской епархиальной библиотеки под 94 писанный полууставом XVI-XVII вв.; 2) Нового Иерусалима под 55 XVII в.; 3) и 4) Сергиевской лавры XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010